<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Кооператив реализует свои права по владению, пользованию и распоряжению
своим имуществом через его органы управления в соответствии с их полномочиями
в этой части, установленными законодательством и уставом кооператива. Право
собственности на имущество возникает у кооператива с момента его государственной
регистрации и прекращается с момента его ликвидации или (в ряде случаев) его
реорганизации.

12. Какое имущество кооператив не вправе иметь в
своей собственности?

Согласно статье 9 Закона кооператив не вправе иметь в собственности имущество,
отнесенное законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной
или муниципальной собственности. В этой связи необходимо иметь в виду, что
такое законодательство еще не принято. Законодательно установлено, и это надо
знать членам кооперативов, что федеральная государственная собственность и
управление ею находится в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции
РФ). По существу это означает, что кооперативы не вправе осуществлять ту же
деятельность, что и предприятия, и организации, отнесенные к федеральной собственности,
о чем речь пойдет ниже.
В настоящее время действуют постановления Верховного Совета РФ, в соответствии
с которыми в России был произведен раздел собственности на федеральную, субъектов
РФ и муниципальных образований. Этот раздел, как мы увидим ниже, весьма несовершенен,
но тем не менее он, хотя и в общем виде, определяет виды деятельности государственных
и муниципальных образований, в которую не вправе вторгаться частные организации,
в том числе и кооперативы. Соответственно, частные организации не должны иметь
в собственности объекты, осуществляющие такую деятельность.
Раздел собственности осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга муниципальную
собственность" (в редакции постановлений ВС РФ от 23 мая 1992 г. N 2824-1;
от 27 января 1993 г. N 4375-1, от 21 июля 1993 г. N 5475-1; Постановления
Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 г.).
Согласно этим актам, объекты государственной собственности подразделяются
на две категории. К первой категории относятся такие объекты, которые независимо
от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий
являются исключительно федеральной собственностью. К таким объектам федеральной
собственности относятся:
Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической
зоны РФ.
2. Охраняемые или особым способом используемые природные объекты (заповедники,
в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники,
имеющие общереспубликанское значение).
3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные
ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории
РФ.
Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов
власти и управления и решения общероссийских задач:
1. Государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного
фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных
фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних
войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансирование
которых осуществляется из республиканского бюджета РФ.
3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия
и другие объекты Российской академии наук, министерств образования и здравоохранения,
государственных научных центров.
4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической
службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных
ресурсов.
5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной
службы, службы защиты растений.
6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные
станции и полигоны.
7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия,
обеспечивающие их сохранение.
8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев
МВД РФ.
Объекты оборонного производства:
1. Bсe предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые
и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные
носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия
и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических
аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях, независимо от доли
военных заказов.
2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов
государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры,
предназначенные для использования в особый период.
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства
России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного
сырья (определяемого в соответствии с законодательством РФ).
2. Предприятия и объекты топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики
- частично.
3. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного
транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации - частично.
4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие
их организации.
5. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
6. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные
центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию
сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия
и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
Прочие объекты:
1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических
препаратов.
2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной
продукции.
Ко второй категории относятся объекты государственной собственности,
которые независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной
подчиненности предприятий также относятся к федеральной собственности. Однако
эти объекты, в отличие от объектов первой категории, могут передаваться в
государственную собственность субъектов РФ. Заметим при этом, что независимо
от передачи этих объектов в собственность субъектов РФ административное управление
ими до момента приватизации осуществляется Правительством РФ.
Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться
в государственную собственность субъектов РФ:
1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии
с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на российском или
местных рынках товаров (работ, услуг).
2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью
основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. рублей или численностью
занятых более 10 тысяч человек.).
3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.
4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.
5. Зверосовхозы.
6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав
имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении
центральных органов государственного управления РФ.
7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта,
не входящие в состав имущества предприятий, за исключением отнесенных к муниципальной
собственности.
8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные
и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных
объединений - указанные объединения.
9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением находящихся
в муниципальной собственности).
10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем
и сооружений.
11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия,
издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении
РФ.
12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.
13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве
строительных материалов и конструкций.
14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки,
базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.
15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, налицо две категории федеральной собственности - объекты,
которые не передаются в собственность субъектов РФ, и объекты, которые могут
быть переданы в их собственность. Управление и распоряжение этими объектами
федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами РФ, осуществляет Правительство РФ. Ему предоставлено право делегировать
министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной
собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:
- заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
- утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений;
- заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в
соответствии с законодательными актами РФ.
Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной
власти субъектов РФ в порядке, определенном Федеративным договором и законами
РФ.
Наряду с составом федеральной собственности Постановление Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020 (в редакции Постановления Верховного
Совета РФ от 23 мая 1992 г. N 2824-1) определяет состав объектов, отнесенных
им к муниципальной собственности:
1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях,
находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов
районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) органа
муниципального образования:
- жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местной администрации,
ранее переданный ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также
встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений на строительство объектов социально-культурного назначения;
- жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия,
обслуживающие объекты, отнесенные к муниципальной собственности;
- объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих
в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая
метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие
эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
- другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных
органов городских и районных (в городах) местной администрации.
2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов
государственной власти и управления субъектов РФ и находящиеся на территории
соответствующих городов:
- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания
населения;
- оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической
комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных
предприятий;
- учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров),
народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями),
культуры и спорта.
3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного
образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства
сельского хозяйства РФ.
4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания
населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий
(кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей
сообщения РФ, департаментов морского и речного транспорта, связанных с обеспечением
питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).
Подводя итог рассмотрению нормативных правовых актов, регламентирующих
раздел собственности в РФ, можно констатировать, что ими определен состав
федеральной и муниципальной собственности. Что же касается состава собственности
субъектов РФ, то он в этих актах не зафиксирован, хотя и определен состав
федеральной собственности, которая может им передаваться.
Очевидно, что в этих обстоятельствах речь может идти только о расширении
собственности субъектов РФ за счет федеральной собственности. Иное указанными
выше нормативными правовыми актами не предусмотрено. Если же законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов РФ предусмотрено, что объекты их собственности
могут передаваться в собственность муниципальных образований, то в принципе
они вправе это делать.
По нашему мнению, приведенные выше правовые акты, хотя они и не относятся
к законодательству, необходимо осмыслить с тем, чтобы можно было правильно
решить, вправе ли данный кооператив заниматься той или иной деятельностью,
и, соответственно, иметь в собственности интересующее его имущество. В этих
актах, во-первых, четко определен состав федеральной собственности. Ее объекты
кооператив ни при каких обстоятельствах иметь в собственности не должен.
Во-первых, определен состав муниципальной собственности. Значит ли это,
что кооператив не вправе иметь в собственности предприятие розничной торговли,
общественного питания, бытового обслуживания населения, промышленное или иное
предприятие, отнесенные указанными актами к муниципальной собственности? Безусловно
нет, и вот почему.
Все указанные выше правовые акты Верховного Совета РФ произвели раздел
бывшей общенародной, единой государственной собственности на три части. Естественно,
что в этих актах ничего не говорится, да и не могло говориться, об объектах
собственности, которые будут созданы частными юридическими и физическими лицами
на свои средства. Принимая эти акты, члены Верховного Совета имели только
одну цель - разделить уже существующую собственность.
Однако необходимо иметь в виду, что есть объекты муниципальной собственности
и собственности субъектов РФ, которыми кооперативы владеть не должны. К ним
относятся объекты, необходимые обеспечения функционирования органов власти
и решения региональных задач. Например, водохозяйственные системы и сооружения,
оптово-складские помещения, имеющие общерегиональное значение и т.п. Это те
сферы жизнеобеспечения, куда кооперативы едва ли будут допущены.

13. Как определяется величина пая члена кооператива?

Порядок определения величины пая члена кооператива регламентируется пунктом
3 статьи 9 Закона о производственных кооперативах. Имущество, находящееся
в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом
кооператива. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей
части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда). Состав
и порядок определения пая члена кооператива определяются уставом кооператива.
Активы кооператива подразделяются на материальные, финансовые и нематериальные.
К материальным активам относятся:
- право на пользование землей;
- здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения;
- административные, жилые, детские, учебные, лечебные, оздоровительные
и иные здания, находящиеся на балансе кооператива;
- установленное и не установленное производственное оборудование;
- движимое имущество непроизводственного назначения;
- запасы сырья, топлива и полуфабрикатов (на складах, в цехах и в дороге),
готовой продукции;
- имущество, основные средства, здания и сооружения, земельные участки,
сданные в аренду;
- принадлежащие кооперативу филиалы, дочерние компании, если они не имеют
статуса юридического лица, а их балансы не разделены с балансом кооператива.
Финансовые активы кооператива включают: кассовую наличность, депозиты
в банках, вклады, чеки, страховые полисы, вложения в ценные бумаги; обязательства
других организаций по выплате средств за поставленную продукцию (коммерческий
кредит), оказание услуг по государственным программам; потребительский кредит;
портфельные вложения в акции, пакеты акций акционерных обществ, дающие право
контроля; паи или долевые участия в деятельности других предприятий.
Нематериальные активы - это часть имущества кооператива, представленного
лицензиями и другими правами на интеллектуальную собственность; права пользования
землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием;
иные имущественные права, товарные знаки, приобретенные или арендованные брокерские
места, программы для расчетов на ЭВМ и др.
В бухгалтерском балансе кооператива активы отражаются на основе оценки
имущества в виде определенной денежной суммы. Эта сумма, за вычетом суммы
денежных обязательств кооператива, является его чистыми активами. Оценка стоимости
чистых активов кооператива делается по данным бухгалтерского учета по правилам,
устанавливаемым Министерством финансов РФ и Федеральной комиссией по рынку
ценных бумаг.
Для того, чтобы определить величину пая - часть имущества кооператива,
на которую члену кооператива начисляются определенные выплаты, и которая выплачивается
ему при прекращении членства в кооперативе - необходимо знать величину чистых
активов кооператива. Что же касается паевого взноса члена кооператива, то
это известная всем постоянная величина, зафиксированная в уставе кооператива.
С определением величины чистых активов кооператива дело обстоит сложнее.
Чистые активы переменная величина, которую можно зафиксировать в балансе кооператива
лишь на определенный момент, дату, - по итогам отчетного квартала, полугодия,
года. Это означает, что и пай члена кооператива тоже переменная величина.
Он может не только увеличиваться, но и уменьшаться на определенную дату в
зависимости от итогов предпринимательской деятельности кооператива.
Поэтому в уставе кооператива не следует фиксировать величину пая. В нем
можно записать, что величина чистых активов кооператива для определения величины
пая фиксируется, например, по итогам отчетного года. Теперь, заметим, становится
понятным почему лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается
стоимость пая или выдается имущество, соответствующее паю, по окончании финансового
года и утверждения бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено
уставом кооператива*(25).
Величина части чистых активов кооператива, входящая в пай его члена,
определяется путем деления чистых активов, которые выражаются в стоимостной
форме (за исключением неделимого фонда), на количество членов кооператива.
Суммируя полученное значение с паевым взносом, получаем величину пая.
При этом желательно решить вопрос, имеют ли члены кооператива, вступившие
в него в течение года, возможность пополнить свой пай в том же размере, что
и члены кооператива, состоящие в нем в течение всего финансового года. Возможно,
что им будет начисляться меньшая сумма, пропорционально количеству месяцев
их членства в кооперативе в течение финансового года.
Проблему распределения чистых активов кооператива по паям его членов
возможно поставить шире. Приведем пример. Кооператив функционирует 10 лет.
Первоначально его активы состояли только из паевых взносов. За время существования
кооператива его учредители в результате успешной предпринимательской деятельности
смогли увеличить его активы в двадцать раз. Таким образом, паевые взносы в
активах кооператива теперь составляют не сто, а всего пять процентов. Если
в кооператив вступает новый член, паевой взнос которого составляет какую-то
часть процента от стоимости активов общества, он получает возможность формировать
свой пай преимущественно за счет активов, созданных учредителями кооператива,
за их счет, с чем они вряд ли согласятся.
Проблема такая существует, но ответа - как ее разрешить, пока нет. Возможно
члены кооперативов, со временем, найдут возможность учитывать при определении
величины паев и такой фактор как стаж участия в его работе.
Завершая ответ на вопрос, как определяется величина пая члена кооператива,
следует отметить, что это возможно сделать, лишь выразив ее в денежной форме.
Если паевые взносы вносились в виде имущества, то сопоставить их в натуральной
форме невозможно. Это имущество все равно придется оценить. Поэтому вносить
в устав кооператива запись о составе имущества, как этого требует пункт 3
статьи 9 Закона, возможно лишь указав, что пай состоит из оцененного в деньгах
паевого взноса и части чистых активов кооператива (за исключением неделимого
фонда), приходящейся на одного члена кооператива.

14. Вправе ли член кооператива передать свой пай?

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона член кооператива вправе передать свой
пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено уставом
кооператива. Передача пая влечет за собой прекращение членства в кооперативе.
Передача пая (его части) гражданину, не являющемуся членом кооператива,
допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае гражданин, приобретший
пай (его часть), принимается в члены кооператива. Члены кооператива пользуются
преимущественным правом покупки такого пая (его части).
Передача пая осуществляется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.
При прочтении этого текста возникают вопросы. Что означает фраза, что
член кооператива вправе передать свой пай или часть другому члену кооператива?
Просто передать нельзя: можно подарить или продать. Собственник пая в этих
случаях меняется. Поэтому в уставе кооператива необходимо именно так и записать.
В случае продажи пая одним членом кооператива другому также возможны два варианта.
Продать пай возможно по его номинальной или же договорной цене. Возможность
того или иного варианта продажи или их обоих также необходимо отразить в уставе.
Что касается возможности продажи или дарения части пая, то следует иметь
в виду, что в собственности дарителя (продавца) должна остаться сумма, равная
паевому взносу при вступлении в кооператив, иначе он потеряет право на членство
в кооперативе.
В уставе кооператива необходимо также предусмотреть механизм реализации
членами кооператива своего права купить пай или его часть в том случае, если
будет несколько желающих это сделать. В противном случае между членами кооператива
возможно возникновение различного рода недоразумений. Решение вопроса, - кому
отдать предпочтение, возможно отдать на решение наблюдательного совета кооператива,
а если его нет - правления. Если же нет и правления, то вопрос может быть
решен общим собранием членов кооператива.
Так или иначе, вопрос продажи паев (их частей) членами кооператива другим
его членам необходимо целенаправленно контролировать. Это позволит избежать
концентрации большого количества паев в руках отдельных лиц, что может привести
к нежелательным для кооператива последствиям. Например, при выходе из членов
кооператива, лица (лиц), владеющего большим количеством паев, и выплате ему
этих паев, кооператив может лишиться значительной части своего имущества,
и прекратить свое существование.
Для того, чтобы избежать всякого рода нежелательных для кооператива последствий
в результате взаимной купли-продажи членами кооператива паев, возможно, в
частности, предусмотреть в уставе, что член кооператива не вправе владеть
более определенного уставом количества паев, например, пяти. Это количество
паев целесообразно установить с таким расчетом, чтобы их владелец не мог сколько-нибудь
существенно влиять на имущественное положение кооператива.
Совсем же запрещать взаимную куплю-продажу паев членами кооператива,
по нашему мнению не целесообразно. В этом случае член кооператива все равно
выйдет из кооператива, но именно кооператив будет вынужден выплатить ему пай
или выдать имущество, соответствующее этому паю.
Далее в пункте 4 статьи 9 декларируется, что передача пая (его части)
гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия
кооператива. В этом случае гражданин, приобретший пай, принимается в члены
кооператива. Члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки
такого пая (его части).
Рассмотрим эти положения пункта 4 в их последовательности. Во-первых,
что означает выражение "Согласие кооператива"? Смысл его понятен, но сам кооператив
никаких решений не принимает, - на это есть его органы управления. Покупая
пай, гражданин становится членом кооператива, но принятие в кооператив новых
членов относится к исключительной компетенции общего собрания его членов.
Поэтому дать согласие на продажу акций не члену кооператива вправе только
это собрание.
В том случае, когда не член кооператива покупает часть пая, то она должна
быть не меньше паевого взноса. Если же она меньше, его покупателю придется
внести недостающую до величины паевого взноса сумму. Сроки внесения новыми
членами кооператива паевых взносов определяются его уставом.
Далее в пункте 4 говорится о том, что члены кооператива пользуются преимущественным
правом покупки такого пая (его части). Какого такого? Видимо речь идет о пае,
который член кооператива решил продать или подарить не члену кооператива.
В этой связи в уставе кооператива необходимо записать, что член кооператива,
решивший продать свой пай, первоначально должен предложить его членам кооператива.
Если же они не купят пай, то член кооператива вправе продать его не члену
кооператива, но с согласия общего собрания членов кооператива.
Возможен и такой случай, когда член кооператива захочет подарить свой
пай. Видимо, препятствовать этому не следует, но лишь в отношении определенного
круга лиц - его ближайших родственников - детей, родителей, супруга (супруги),
братьев, сестер. Поскольку речь идет о совершенно определенных лицах, можно
сделать соответствующую запись в уставе кооператива: член кооператива вправе
подарить свой пай (паи) с указанием родственников.
При такой записи в уставе особого решения общего собрания членов кооператива
в каждом отдельном случае уже не потребуется. Включив такую норму в устав
с указанием конкретных лиц, собрание тем самым дало согласие на прием их в
члены кооператива. Когда это произойдет, да и произойдет ли, - значения не
имеет.
Согласно пункту 4 в его завершающей, итоговой части, говорится о том,
что передача пая (его части) осуществляется в порядке, предусмотренном уставом
кооператива. Говоря другими словами, уставом кооператива должна быть предусмотрена
процедура смены собственника пая (его части). Причем не только в случаях продажи
и дарения пая, но также, например, при вступлении наследников умершего члена
кооператива во владение его паем.
Процедура смены собственника пая (его части), паев, если член кооператива
владеет несколькими паями, может осуществляться исключительно путем внесения
изменений в документ (документы) кооператива, в котором в установленном уставом
кооператива порядке, ведется учет членов кооператива, - реестре членов кооператива.
Этот документ можно назвать как-то иначе, но сейчас речь не об этом.
Дело в том, что Закон о производственных кооперативах не регламентирует порядок
учета членов кооператива, об этом в нем не сказано ни слова. Поэтому при разработке
устава кооператива его членам необходимо позаботиться о том, чтобы самостоятельно

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>