<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Затем в уставе целесообразно предусмотреть очередность направлений распределения
чистой прибыли, начав с пополнения до установленных уставом размеров резервного
фонда кооператива. Вторым по значению направлением распределения чистой прибыли
станет, скорее всего, пополнение фонда развития производства или, как его
иногда называют, фонда накопления и т.д. И только после распределения большей
части чистой прибыли таким образом, ее оставшаяся часть будет направлена на
распределение между членами кооператива. Такая последовательность распределения
чистой прибыли обеспечит финансовую стабильность кооператива, явится основным
фактором поступательного развития его материально-технической базы.
Целесообразно также предусмотреть в уставе кооператива случаи, когда
распределение части чистой прибыли между членами кооператива не допускается.
Общее собрание членов кооператива не принимает решение о распределении части
чистой прибыли между членами кооператива:
- до полной оплаты его членами паевого фонда кооператива;
- если на момент принятия решения о распределении части чистой прибыли
между членами кооператива он отвечает признакам банкротства в соответствии
с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
организаций или указанные признаки появятся у кооператива в результате принятия
такого решения;
- если стоимость чистых активов кооператива меньше его паевого фонда
и резервного фонда либо станет меньше их в результате распределения части
чистой прибыли кооператива среди его членов.

19. В чем заключается ответственность кооператива и его
членов по обязательствам (долгам) кооператива?

В соответствии со статьей 13 "Ответственность кооператива и его членов
по обязательствам кооператива" Закона кооператив отвечает по своим обязательствам
всем имуществом, собственником которого он является. Установлено также, что
кооператив не отвечает по долгам его членов. В то же время члены кооператива
несут по долгам кооператива субсидиарную ответственность. Субсидиарная ответственность
членов кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.
Согласно статье 5 "Устав кооператива" Закона в уставе должны быть определены
размер и условия субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.
Что касается размера ответственности, то такая запись означает, что само общее
собрание членов кооператива, утверждая устав, должно решить, какую сумму в
него внести. Закон относит решение этого вопроса к компетенции собрания, утверждающего
устав или вносящего в него изменения.
Например, в соответствии со статьей 37 "Имущественная ответственность
кооператива" Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" члены
сельскохозяйственного производственного кооператива несут субсидиарную ответственность
по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива,
но не менее 0,5% паевого взноса. Авторы этого Закона как бы дали понять членам
сельскохозяйственных, производственных кооперативов, что в уставе может быть
проставлена чисто символическая цифра.
В свою очередь, Закон о производственных кооперативах вообще не сделал
никакой оговорки в отношении величины субсидиарной ответственности членов
кооперативов, не обозначил ее нижней границы. В то же время, это вопрос большой
важности. В определенной ситуации членам кооператива, может быть, придется
решать: или поступиться частью собственных средств, или же кооператив будет
объявлен банкротом, а его имущество будет распродано для того, чтобы погасить
его долги.
В этом случае члены кооператива потеряют все имущество, принадлежащее
кооперативу на праве собственности, кооператив будет ликвидирован. Исходя
из этого, не следует минимизировать в уставе кооператива величину субсидиарной
ответственность его членов. По нашему мнению, она должна быть такой, какую
в состоянии заплатить члены кооператива при возникновении опасности ликвидации
кооператива из-за его неспособности заплатить свои долги.
Особого внимания заслуживает вопрос об условиях субсидиарной ответственности
членов кооператива, которые согласно статье 5 Закона о производственных кооперативах
должны быть отражены в уставе кооператива. Что же это за условия? Они могут
быть разные, поскольку члены кооператива различаются по своему отношению к
кооперативу, в результате чего они в разной мере участвовали в его деятельности,
влияли на ее итоги. Очевидно, что эти все члены кооператива не должны нести
одинаковую субсидиарную ответственность по долгам кооператива.
Приведем пример. Согласно упомянутой выше статье 37 Закона о сельскохозяйственной
кооперации лицо, вступившее в ранее созданный кооператив, несет ответственность
по тем обязательствам, которые возникли до его вступления в члены данного
кооператива, если это предусмотрено уставом кооператива, и при условии подтверждения
в письменной форме данным лицом, что оно ознакомлено с обязательствами кооператива,
имеющимися на момент вступления данного лица в кооператив.
Как видим, проблема определения меры субсидиарной ответственности в отношении
разных членов кооператива существует, хотя нельзя согласиться с методом ее
решения в отношении членов сельскохозяйственных производственных кооперативов.
По нашему мнению, в уставе кооператива необходимо предусмотреть в качестве
условия субсидиарной ответственности, что она наступает с момента вступления
гражданина в члены кооператива, он не несет ответственности по обязательствам
кооператива, возникшим до его вступления в кооператив.
При определении условий субсидиарной ответственности членов кооператива
возможно также рассмотреть и другие их варианты. Например, члены кооператива,
не участвующие в трудовой деятельности, вносят паевой взнос и дополнительный
паевой взнос. Несут ли эти члены кооператива ответственность частью дополнительного
паевого взноса или не несут? Несут ли равную ответственность члены кооператива,
получающие дивиденды и члены кооператива, получающие кооперативные выплаты,
или их ответственность различна? Должны ли нести одинаковую ответственность
рядовые члены кооператива и члены его правления, наблюдательного совета, ревизионной
комиссии?
Ответы на эти вопросы можно получить, сопоставив, хотя бы в самом общем
виде, степень участия различных категорий членов кооператива в его хозяйственной
деятельности, их влияния на ее итоги.
Возвращаясь к тексту статьи 13 Закона о производственных кооперативах,
необходимо отметить, что обращение взыскания на пай члена кооператива по его
личным долгам допускается лишь при недостатке иного имущества для покрытия
таких долгов в порядке, предусмотренном уставом кооператива. Взыскание по
личным долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимый фонд кооператива.
Значит, должно быть установлено, что у члена кооператива нет иного имущества
для покрытия долгов, кроме его пая. Кто это должен устанавливать, как подтверждать
отсутствие иного имущества, как и кому передавать пай, - Закон не отвечает.
В этой связи, по нашему мнению, в уставе кооператива целесообразно записать,
что обращение взыскания на пай члена кооператива может иметь место только
по решению суда. Т.е. суд должен принять решение об обращении взыскания именно
на пай члена кооператива. В противном случае кооператив может быть втянут
в различного рода тяжбы, исход которых может быть для него не желательным.
После изъятия пая или его части кооперативу следует определить свое отношение
к своему члену, не имеющему пая, или имеющему лишь часть его. В этом случае
могут быть приняты различные решения. Возможно, член кооператива возьмет обязательство
в определенный срок восстановить пай или паевой взнос, и кооператив - наблюдательный
совет или правление, если нет наблюдательного совета, с ним согласится, приняв
соответствующее решение. В противном случае он должен быть исключен из членов
кооператива решением общего собрания членов кооператива. Такое основание для
исключения члена кооператива должно быть предусмотрено уставом кооператива.

V. Органы управления кооперативом

20. Какие органы управления действуют в кооперативе?

Согласно статье 14 "Органы управления кооперативом" Закона высшим органом
управления кооперативом является общее собрание его членов.
В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный
совет.
В состав исполнительных органов кооператива входят правление и (или)
председатель кооператива.
Членами наблюдательного совета и членами правления кооператива, а также
председателем кооператива могут быть только члены кооператива.
Член кооператива одновременно не может быть членом наблюдательного совета
и членом правления (председателем) кооператива.
В ответах на последующие в этом разделе вопросы мы подробно расскажем
об органах управления кооперативом: их компетенции, порядке формирования,
организации их работы и т.п. Здесь, мы считаем целесообразным, обратить внимание
читателей на следующее.
Как было показано выше, органы управления кооперативом делятся на:
- представительный - общее собрание всех членов кооператива, собственников
его паев, являющееся высшим органом управления кооперативом;
- контрольный - наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью
исполнительного органа (органов) кооператива и исполняющий другие полномочия,
возложенные на него уставом кооператива. Наблюдательный совет может быть создан,
а значит, может быть и не создан. В последнем случае исполнительные органы
кооператива будут практически бесконтрольны, что может привести к негативным
для кооператива, следовательно и для всех его членов, последствиям. Поэтому
наблюдательный совет в кооперативе обязательно следует создать;
- исполнительный - правление и (или) председатель кооператива, организующие
и руководящие производственно-хозяйственной деятельностью кооператива.

21. Решение каких вопросов относится к компетенции общего
собрания членов кооператива?*(26)

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 "Общее собрание членов кооператива"
Закона собрание вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу
образования и деятельности кооператива. К исключительной*(27) компетенции
собрания относятся:
- утверждение устава кооператива, внесение в него изменений;
- определение основных направлений деятельности кооператива;
- прием в члены кооператива и исключение из членов кооператива;
- установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования
фондов кооператива; определение направлений их использования;
- образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов,
а также образование и прекращение исполнительных органов кооператива, если
это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий
ее членов;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной
комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;
- распределение прибыли и убытков кооператива;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива;
- создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение
положений о них;
- решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах
и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации).
Уставом кооператива к исключительной компетенции собрания могут быть
отнесены и другие вопросы его деятельности. Такие, по нашему мнению, как утверждение
аудитора кооператива, порядок ведения собрания, образование его счетной комиссии;
заключение кооперативом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется
заинтересованность; утверждение счета прибылей и убытков кооператива; уменьшение
размера паевого фонда.
В приведенном выше тексте статьи 15 заслуживает особого внимания положение
о том, что собрание вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу
образования и деятельности кооператива. Что касается вопросов образования
(создания) кооператива, то это положение никакого сомнения не вызывает. Однако,
если говорить о деятельности кооператива, то здесь есть о чем подумать.
Да, собрание является высшим органом управления кооператива. Однако это
не означает и не может означать, что его компетенция безгранична. Границы
его компетенции определены уже тем, что перечислены вопросы, отнесенные к
его исключительной компетенции. Смысл такого перечисления вопросов заключается
только в том, что другие органы управления не вправе принимать по ним решения.
Если же в уставе кооператива круг вопросов, отнесенных к исключительной
компетенции собрания, будет расширен, это будет означать только то, что расширены
границы его компетенции. Заметим в этой связи, что в статье 15 Закона не приведены
вопросы, которые относились бы к компетенции собрания, но по его усмотрению
могли передаваться на решение наблюдательного совета или исполнительного органа
кооператива, т.е. такие вопросы, которые не относятся к исключительной компетенции
собрания.
К таким вопросам, ради решения которых нет смысла созывать собрание,
можно отнести, в частности, вопрос об использовании фондов кооператива. Так,
очередное собрание может принять решение о направлении части средств резервного
фонда на погашение убытков кооператива, образовавшихся по итогам финансового
года.
Если же возникнет необходимость использовать часть средств резервного
фонда в течение года, то для этого не нужно будет созывать собрание при условии,
что наблюдательный совет получит от собрания соответствующие полномочия. Эти
полномочия по решению собрания можно закрепить в уставе кооператива, сделав
их постоянными.
Таким образом, после создания кооператива будет постепенно происходить
распределение полномочий между органами управления кооператива с последующим
закреплением их за соответствующим органом в уставе кооператива. Этот процесс
займет сравнительно длительное время, а не распределив полномочия между органами
управления кооператива, невозможно будет осуществлять его производственную,
хозяйственную и иную деятельности. Поэтому уже при образовании кооператива
в его уставе должны быть определены, хотя и не окончательно, полномочия его
органов управления.
Для того, чтобы оказать членам кооперативов практическую помощь в распределении
этих полномочий, в Приложении N 1 к настоящей работе приводится Макет устава
производственного кооператива (артели), содержащий, в том числе, и полномочия
органов управления кооператива.
Границы компетенции собрания определяются не только тем, что те или иные
полномочия Законом и уставом кооператива отнесены к компетенции других органов
управления кооператива. Членам кооператива следует иметь в виду, что границы
компетенции собрания определяются также тем, что оно не вправе отменять или
корректировать решения наблюдательного совета и исполнительного органа кооператива
- председателя кооператива и правления, принятые ими в соответствии с предоставленными
им Законом и уставом кооператива полномочиями и в рамках действующего законодательства.
Собрание, например, не может отменить трудовой договор (контракт), заключенный
с наемным работником исполнительным органом кооператива, приказ об объявлении
наемному работнику выговора и т.д. и т.п. Целесообразно остановиться и на
другом аспекте взаимоотношений собрания с наблюдательным советом и исполнительными
органами кооператива.
Собрание, как известно, принимает наиболее важные для кооператива решения.
Однако оно не формирует само свою повестку дня и не подготавливает проекты
решений, что делают другие органы управления. Конечно, это не означает, что
собрание примет именно то решение, которое было для него подготовлено.
Однако, оно обязано рассмотреть внесенные в повестку дня вопросы, никакие
другие вопросы оно рассматривать не вправе. Отсюда следует, что качество принимаемых
собранием решений находится в прямой зависимости от качества документов, выносимых
на его рассмотрение.
Для того, чтобы в повестку дня вносились именно те вопросы, которые необходимо
в данное время рассмотреть, а качество выносимых на решение собрания документов
было высоким, необходимо определить круг вопросов, которые рассматриваются
собранием по представлению наблюдательного совета, правления, председателя
кооператива, исходя из их компетенции.
Например, предложения о внесении изменений в устав кооператива, приеме
в члены кооператива и об исключении из членов кооператива, избрании ревизионной
комиссии, прекращении полномочий ее членов должны вноситься наблюдательным
советом. В свою очередь, предложения об утверждении годовых отчетов и бухгалтерских
балансов, распределении прибыли и убытков, использовании фондов кооператива
должны вноситься правлением.
Собрание, одобрив предложение, внесенное на его рассмотрение соответствующим
органом управления, принимает тем самым на себя ответственность за его результаты.
После того, как решение принято, наблюдательный совет, иной орган управления,
остается как бы в стороне от такой ответственности.
В этой связи кооператив заинтересован в том, чтобы обеспечить ответственный
подход органов управления, их должностных лиц, обеспечивающих подготовку вопросов
и принимающих по ним на своем уровне решения. Исходя из этого, целесообразно,
может быть, записать в уставе или в ином локальном нормативном акте кооператива
положение о том, что наблюдательный совет, иной орган, несет ответственность
за внесенные на рассмотрение собрания предложения.
Пусть эта ответственность будет носить чисто моральный характер, тем
не менее сама возможность, сам факт установления определенных требований,
а возможно, и санкций к определенному кругу должностных лиц, обнажит существующую
проблему, сделает ее предметом внимания со стороны членов кооператива, голосующих
при избрании членов органов управления кооператива.
Однако только обозначить эту проблему недостаточно. В целях обеспечения
вынесения на собрание хорошо и всесторонне подготовленных предложений, целесообразно,
по нашему мнению, регламентировать также порядок подготовки проектов решений
собрания. В самом общем виде такой порядок заключается в том, что проекты
решений по определенному кругу вопросов подготавливаются наблюдательным советом
с участием, учетом мнения, правления и председателя кооператива.
Если же на собрание выносится не согласованное решение, то правление,
председатель кооператив должны дать письменное заключение с обоснованием своей
позиции, иметь возможность выразить свое мнение по данному вопросу. Соответственно
и при подготовке проектов решений правлением, председателем кооператива, наблюдательный
совет должен иметь возможность высказать мнение по определенному кругу вопросов
или, даже, принять участие в проводимой работе.

22. Какой орган и в каком порядке принимает решение
о проведении и созыве собрания?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 3 статьи 15 Закона. В кооперативе
проводится два вида собраний. Во-первых, кооператив обязан ежегодно проводить,
так называемое, очередное общее собрание членов кооператива. Оно проводится
в сроки, установленные уставом кооператива, но не позднее чем через три месяца
после окончания финансового года.
Основная цель проведения очередного собрания - утверждение годового отчета,
счета прибылей и убытков, бухгалтерского баланса, заключения ревизионной комиссии
(ревизора) кооператива, аудитора, распределение прибыли и убытков кооператива.
На очередном собрании могут также рассматриваться и другие вопросы. Очередное
собрание созывается правлением, а если его нет - председателем кооператива
по собственной инициативе, но в указанные выше сроки.
Другой вид собрания - внеочередное общее собрание членов кооператива.
Проведение такого собрания не связано с какими-либо определенными сроками
и вопросами повестки дня. Такое собрание созывается правлением (председателем)
кооператива по:
- собственной инициативе;
- решению наблюдательного совета кооператива;
- требованию ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;
- требованию не менее чем десяти процентов общего числа членов кооператива.
Созыв внеочередного собрания по решению наблюдательного совета, требованию
ревизионной комиссии (ревизора) либо по требованию членов кооператива должен
быть осуществлен правлением (председателем) кооператива в течение тридцати
дней со дня, когда такое требование было заявлено, или со дня поступления
решения наблюдательного совета. В противном случае наблюдательный совет, ревизионная
комиссия (ревизор) либо члены кооператива, заявившие такое требование, вправе
созвать общее собрание членов кооператива самостоятельно.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона в таком же порядке осуществляется
повторный созыв собрания, если его срок был перенесен ввиду отсутствия кворума.
О повестке дня, дате, месте и времени проведения собрания члены кооператива
извещаются в письменной форме не позднее, чем за двадцать дней до даты проведения
собрания. Оно не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в его
повестку дня.
Как видим, порядок созыва собрания изложен крайне лаконично. Он состоит
из отдельных фрагментов действий, и не дает полного представления о том, как
созывается собрание. Поэтому правлению (председателю), другим органам кооператива,
а также членам кооператива предоставляется практически полная свобода выбирать
по своему усмотрению формы и способы созыва собрания. Каждая из этих сторон,
созывая собрание, будет действовать, исходя из своих представлений, а не из
общепринятого, учитывающего права и интересы всех членов кооператива, порядка
созыва собрания.
Поэтому собранию необходимо утвердить квалифицированным большинством
голосов локальный нормативный (обязательный для соблюдения всеми членами кооператива)
акт кооператива - Положение о порядке созыва, проведения и принятия решений
общим собранием членов кооператива. В ответе на настоящий вопрос мы изложим
порядок созыва собраний, основанный на имеющемся опыте работы многих коммерческих
частных организаций, в том числе и производственных кооперативов.
Приняв решение о проведении собрания, правление (председатель) кооператива,
другие органы или члены кооператива, созывающие собрание, определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- порядок сообщения членам кооператива о проведении собрания;
- перечень информации (материалов), предоставляемой участникам собрания
перед собранием;
- форму и текст бюллетеня, если предполагается тайное голосование.
Одновременно инициаторами проведения собрания проводится подготовительная
работа: организация и разработка проектов документов, выносимых на собрание,
подготовка предложений по составу секретариата собрания, счетной комиссии,
составление текста и размножение бюллетеней для голосования и т.п. Что касается
президиума собрания, то он, как правило, не избирается, а собрание ведет председатель
кооператива, если собрание созвано им или правлением. Если же собрание созвано
по решению наблюдательного совета - его ведет председатель совета.
Нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос - как регистрация
участников собрания. Она проводится с двоякой целью:
- подсчитать количество членов кооператива, чтобы определить, имеется
ли кворум, достаточный для проведения собрания. Как известно, собрание правомочно
принимать решения, если в нем участвует более 50% общего числа членов кооператива;
- исключить возможность участия в собрании лиц, не являющихся на день
его проведения членами кооператива.
Нормальная работа собрания во многом зависит от того, насколько четко
заранее проработана организация его проведения, налажено понимание и взаимодействие
ведущего собрание, секретариата, счетной и ревизионной комиссии и участников
собрания. В самом общем виде задача, стоящая перед организаторами собрания,
заключается в том, чтобы заранее продумать и запланировать порядок его ведения,
что позволит ведущему собрание, его секретариату, счетной комиссии, действовать
в ходе собрания синхронно, без каких-либо сбоев.
Приняв решение о созыве собрания, его организаторы должны позаботиться
о том, чтобы сообщить об этом всем членам кооператива. Сообщение о проведении
собрания должно содержать:
- дату, время и место проведения собрания;
- вопросы, включенные в повестку дня собрания;
- порядок ознакомления членов кооператива с информацией (материалами),
подлежащей представлению членам кооператива перед собранием (если такая информация
имеется).
Например, к материалам, подлежащим предоставлению членам кооператива
при подготовке очередного (годового) собрания, относятся годовой отчет общества,
счет прибылей и убытков, бухгалтерский баланс, заключение ревизионной комиссии
(ревизора) и аудитора кооператива по результатам годовой проверки его финансово-хозяйственной
деятельности.
Если предстоит избрание членов руководящих органов, ревизионной комиссии
кооператива, то членам кооператива должны быть заблаговременно предоставлены
сведения о кандидатах на эти должности. Состав и содержание материалов, подлежащих
предоставлению членам кооператива перед внеочередным собранием, определяются
правлением (председателем) кооператива или иными лицами, созывающими собрание.
Сообщение доводится до сведения всех членов кооператива в письменной
форме не позднее, чем за 20 дней до даты проведения собрания. При определении
формы сообщения членам кооператива о проведении собрания, необходимо исходить
из того, чтобы оно своевременно дошло до каждого из них. Сообщение может быть
вывешено в виде объявлений с таким расчетом, чтобы все члены кооператива -
его работники имели возможность с ним ознакомиться. Что касается членов кооператива,
не являющихся его работниками, то им следует отправлять почтовое сообщение.

23. Каков порядок принятия решений общим собранием
членов кооператива?

Этот порядок регламентирован пунктом 2 статьи 15 Закона. Общее собрание
членов кооператива правомочно принимать решения, если на нем присутствует
более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива.
Практически это означает, что собрание правомочно, поскольку имеет кворум,
если на момент окончания регистрации участников собрания зарегистрировались
члены кооператива, обладающие в совокупности более чем половиной голосов.
Если на момент регистрации кворум не собран, то собрание проводить нельзя:
оно неправомочно. В этом случае можно вообще отказаться от проведения внеочередного
собрания или же объявить дату проведения нового собрания. Что касается очередного
(годового) собрания, то отказаться от его проведения нельзя. Поэтому объявляется
новая дата его проведения. Новое собрание проводится по повестке дня, не состоявшегося
собрания, ее изменение не допускается. Организаторы собрания должны повторно
довести информацию о проведении этого собрания до сведения всех членов кооператива.
Пунктом 2 статьи 15 предусмотрено, что собрание принимает решения простым
большинством голосов присутствующих на нем членов кооператива, если иное не
предусмотрено настоящим Законом или уставом кооператива. Здесь же приводятся
случаи, когда требуется квалифицированное большинство голосов. Решения об
изменении устава кооператива, о реорганизации (за исключением преобразования
в хозяйственное товарищество или общество) и о ликвидации кооператива принимаются
тремя четвертями голосов присутствующих на собрании членов кооператива.
Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или
общество принимается по единогласному решению членов кооператива. Решение
об исключении члена кооператива принимается двумя третями голосов присутствующих.
Каждый член кооператива независимо от размера его пая при принятии общим собранием
решений имеет один голос.
Все положения пункта 2 статьи 15 необходимо повторить в уставе кооператива,
предусмотрев в нем, при необходимости, дополнительно случаи, когда решения
принимают квалифицированным большинством присутствующих на собрании членов
кооператива. Эти нормы следует также привести в "Положении о порядке созыва,
проведения и принятия решений общим собранием членов кооператива".
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона порядок голосования (открытое

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>