<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

или тайное) определяется собранием. Такая общая фраза открывает перед организаторами
собрания возможность свести голосование к скоротечному и чисто формальному
акту принятия решения. Причем таких решений, которые могут не только не отражать
интересы многих членов кооператива, но и даже им противоречить.
Согласно сложившейся практике в производственных кооперативах применяется
открытое голосование, хотя Закон допускает и тайное голосование. Однако необходимо
иметь в виду, что при открытом голосовании на его результаты влияют не только
личные убеждения участников собрания, но и в значительной степени сама обстановка,
в которой оно проходит, поведение его активных участников, их реакция на ход
собрания, позиция руководящих работников кооператива.
В таких условиях многие участники собрания корректируют свое поведение
и, даже, позицию при голосовании под влиянием сложившейся обстановки и боязни
вероятных негативных последствий для себя лично при отстаивании своей первоначальной
позиции.
Кроме того, при открытом голосовании существует вероятность административного
нажима в различных, внешне завуалированных его формах, каковыми являются,
например, выступления руководителей, их различного рода обещания, пророчества
неисчислимых бед для кооператива, если не будут приняты те или иные предложения
и т.п.
К тому же, открытое голосование в силу видимой простоты и скоротечности
весьма заманчиво для пассивной части участников собрания, а также той части,
которая не представляет настоящих последствий, принимаемых собранием решений.
В то же время в открытом голосовании весьма заинтересованы те лица, которые
не уверены в исходе тайного голосования.
В такой ситуации, при отсутствии единодушного мнения участников собрания
по тому или иному вопросу, открытое голосование становится препятствием для
свободного волеизъявления значительной части участников собрания, средством
давления на голосующих и проведения активным меньшинством необходимых ему
решений.
Тайное голосование, в отличие от открытого, позволяет создать для всех
участников собрания равные условия для их волеизъявления. Оно позволяет учесть
действительное отношение всех участников собрания по тому или иному вопросу,
вынесенному на голосование, что полезно знать руководителям кооператива.
По нашему мнению, в кооперативе должен быть разработан механизм выбора
форм голосования на собрании. Во-первых, целесообразно в уставе кооператива
или упомянутом выше Положении определить круг наиболее важных для кооператива
и острых для некоторых участников собрания вопросов, решения по которым принимаются
только тайным голосованием.
К этим вопросам можно отнести многие из тех, которые относятся к исключительной
компетенции собрания: утверждение устава кооператива, внесение в него изменений;
определение основных направлений деятельности кооператива; образование наблюдательного
совета и прекращение полномочий его членов; образование и прекращение полномочий
исполнительных органов кооператива; избрание ревизионной комиссии (ревизора)
кооператива, прекращение полномочий ее членов; утверждение годовых отчетов
и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной комиссии (ревизора), аудитора
и др.
Во-вторых. При принятии решений по остальным вопросам повестки дня собрания
желательно дать возможность проводить тайное голосование по требованию части
участников собрания, например, 20 процентов членов кооператива, присутствующих
на собрании.
Проведение тайного голосования необходимо формализовать, выработав и
закрепив в упомянутом Положении форму бюллетеня для тайного голосования. Целесообразно,
чтобы бюллетень содержал следующие данные:
- полное наименование кооператива;
- дату проведения собрания;
- формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование, и очередность
его рассмотрения;
- варианты голосования по каждому вопросу, поставленному на голосование,
выраженные формулировками "за", "против", "воздержался".
Необходимо также регламентировать порядок подсчета голосов при голосовании,
осуществляемом при помощи бюллетеней. Засчитываются и учитываются голоса по
тем вопросам, по которым участником собрания оставлен только один из возможных
вариантов голосования. Если же бюллетень заполнен с нарушением этого требования,
он признается недействительным и голоса по содержащимся в нем вопросам не
учитываются. Когда бюллетень содержит несколько вопросов, поставленных на
голосование, несоблюдение указанного выше требования в отношении одного или
нескольких вопросов не влечет за собой признаний бюллетеня недействительным
в целом.

24. Как организуется работа счетной комиссии собрания?
Законом не регламентируется порядок организации работы счетной комиссии
собрания. Поэтому членам кооператива придется самим разработать соответствующий
регламент, включив его в Положение о порядке созыва, проведения и принятия
решений общим собранием членов кооператива, на которое мы ссылались в настоящем
разделе.
Основываясь на опыте организации работы счетных комиссий в различных
частных коммерческих организациях, в том числе и в кооперативах, можно рекомендовать
примерно следующий порядок организации работы таких комиссий.
Сначала следует решить, - следует ли создавать комиссию или возможно
ограничиться одним счетчиком? В незначительных по численности участников кооперативах,
в которых можно обойдись счетчиком, комиссии, как правило, не создаются, их
работу выполняет один человек.
Если же комиссия создается, то, как правило, в количестве не менее 3-х
человек: председатель, секретарь и члены комиссии. Численный и персональный
состав комиссии определяется собранием путем открытого голосования по представлению
наблюдательного совета или по предложению участников собрания. Председатель
и секретарь комиссии утверждаются собранием также путем открытого голосования.
В кооперативах, в которых собрания проводятся сравнительно часто (это
в основном небольшие по численности участников организации), возможно создание
постоянно действующих счетных комиссий. К компетенции таких комиссий будет
отнесена и регистрация участников собрания, что позволит проводить ее с большей
ответственностью и знанием дела.
В состав счетной комиссии не должны избираться члены наблюдательного
совета, правления, ревизионной комиссии (ревизор), председатель кооператива,
а также лица, выдвигаемые согласно повестке дня собрания на эти должности.
Комиссия ведет учет участников собрания, определяет его кворум. Во многих
организациях председатель комиссии сообщает собранию о том, что кворум имеется,
после чего принимается решение о начале работы собрания.
Комиссия дает разъяснения участникам собрания по вопросам, возникающим
в связи с проведением голосования; обеспечивает соблюдение порядка ведения
голосования, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования.
Счетная комиссия является рабочим органом собрания, принимающим окончательные
решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Участники собрания, также
как и лица, ведущие его, обязаны принимать к сведению и выполнять решения
комиссии.
По итогам голосования комиссия составляет протокол, подписываемый всеми
ее членами. После подведения итогов голосования бюллетени для голосования,
если голосование было тайным, опечатываются комиссией и сдаются в архив кооператива
на хранение. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу
собрания. Итоги голосования оглашаются на собрании, в ходе которого проводилось
голосование, или доводятся до сведения участников собрания после его закрытия
в течение 1 - 2 дней.

25. Каким требованиям должен отвечать протокол собрания?

Такие требования Законом не определены. Они должны быть разработаны самими
членами кооператива, и включены в Положение о порядке созыва, проведения и
принятия решений общим собранием членов кооператива. Основываясь на имеющемся
опыте, можно рекомендовать следующий порядок ведения протокола собрания.
Протокол общего собрания членов кооператива оформляется не позднее ...
рабочих дней после окончания работы собрания в двух экземплярах, подписываемых
председательствующим на собрании и его секретарем. В протоколе указываются:
- место и дата проведения собрания;
- общее количество голосов, которым обладают все члены кооператива;
- количество голосов, которым обладают члены кооператива, зарегистрированные
в качестве участников собрания.
B протоколе должны также содержаться основные положения выступлений;
вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним; решения,
принятые собранием.
Кроме того, в Положении целесообразно изложить обязательные требования
к определенным должностным лицам кооператива, по ведению, оформлению и хранению
протокола. Суть этих требований заключается в следующем.
1. Протокол ведется на основании повестки дня, основных положений выступлений
участников собрания, вопросов, поставленных на голосование, протокола секретариата
(секретаря) собрания о регистрации участников собрания и протокола счетной
комиссии о голосовании, его итогах. Протоколы в двух экземплярах, - оригинал
и страховая копия подписываются председательствующим на собрании и руководителем
секретариата (секретарем) собрания, и оформляются не позднее ... рабочих дней
после окончания собрания.
2. Оригинал протокола собрания находится на хранении в архиве кооператива,
а его страховая копия - у секретаря наблюдательного совета кооператива. Протокол
собрания размножается и рассылается заинтересованным лицам кооператива, включая
профком, по списку, предусмотренному Положением. Ответственность за рассылку
протокола несет секретарь наблюдательного совета
3. По требованию членов кооператива, протоколы собраний предоставляются
им или их доверенным лицам для ознакомления секретарем наблюдательного совета.
Члены кооператива вправе за свой счет снимать копии с протоколов собраний.
4. В случае обнаружения ошибок, неточностей, недостоверного изложения
фактов в протоколе собрания, член кооператива вправе требовать их исправления
у лиц, подписавших протокол. В свою очередь, эти лица обязаны принять меры
по внесению в протокол соответствующих изменений и уточнений. Указанные лица
обязаны сделать об этом соответствующее сообщение следующему собранию, внеся
данный вопрос в его повестку дня.

26. Что такое наблюдательный совет кооператива?

Согласно статье 16 "Наблюдательный совет кооператива" Закона в кооперативе
с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который
осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива
и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции его
наблюдательного совета.
Наблюдательный совет кооператива создается из членов кооператива. Число
членов наблюдательного совета и срок их полномочий определяются общим собранием
членов кооператива. Наблюдательный совет избирает из своего состава его председателя.
Член наблюдательного совета одновременно не может быть членом правления либо
председателем кооператива.
Заседания наблюдательного совета созываются по мере необходимости, но
не реже чем один раз в полгода. Члены наблюдательного совета не вправе совершать
действия от имени кооператива.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета,
не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива.
Как видим, о наблюдательном совете кооператива сказано очень мало. Известно,
что собрание учредителей кооператива, а в дальнейшем - собрание членов кооператива
может решать - нужен ли наблюдательный совет или не нужен. Co своей стороны
мы однозначно выступаем за создание в каждом кооперативе с численностью участников
более пятидесяти наблюдательного совета, отнеся к его исключительной компетенции
решение следующих вопросов.
1. Осуществление контроля за соблюдением полномочий и финансово-хозяйственной
деятельностью исполнительного органа кооператива.
2. Утверждение внутренних нормативных документов кооператива, определяющих
порядок деятельности его исполнительных органов.
3. Осуществление контроля за созывом исполнительным органом кооператива
общего собрания членов кооператива, исполнением решений, принятых собранием.
Осуществление контроля за исполнением этим органом решений наблюдательного
совета, ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, заключений аудиторской
фирмы (аудитора).
4. Обеспечение прав членов кооператива. Контроль за соблюдением ими уставных
обязанностей.
5. Принятие решения о совершении кооперативом крупных сделок и сделок,
в совершении которых имеется заинтересованность.
6. Образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива,
если это право по уставу кооператива передано наблюдательному совету (пункт
1 статьи 15 "Общее собрание членов кооператива" Закона).
7. Представление интересов кооператива в органах государственной власти
и местного самоуправления при решении вопросов, определенных статьей 23 "Содействие
государства развитию кооперативов" Закона.
8. Представление интересов кооператива в союзах (ассоциациях) кооперативов
при решении вопросов, определенных статьей 25 "Союзы (ассоциации) кооперативов"
Закона.
9. Утверждение повестки дня и ведение общего собрания членов кооператива.
10. Вынесение на решение общего собрания членов кооператива следующих
вопросов:
- размещение и приобретение кооперативом ценных бумаг;
- рекомендации по размерам выплачиваемых членам наблюдательного совета,
правления, ревизионной комиссии (ревизору) вознаграждений и компенсаций и
определению размера оплаты услуг аудиторской фирмы (аудитора);
- рекомендации по распределению прибыли кооператива в соответствии со
статьей 12 "Распределение прибыли кооператива" Закона;
- рекомендации по уменьшению паевого фонда кооператива в соответствии
со статьей 10 "Паевой фонд кооператива" Закона;
- рекомендации по приему в кооператив новых членов и прекращению членства
в кооперативе;
- рекомендации по реорганизации и ликвидации кооператива;
- представление кандидатуры на должность председателя кооператива;
- рекомендации по реорганизации и ликвидации кооператива.
11. Принятие решений и совершение действий по другим вопросам, отнесенных
уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета.
Состав полномочий наблюдательного совета по выбору членов кооператива
может быть разным. Чем больше численный состав членов кооператива, чем сложнее
решаемые им задачи, тем больше может быть количество членов наблюдательного
совета, а значит, он может быть наделен более широкими полномочиями.
В статье 12 "Наблюдательный совет кооператива" Макета устава производственного
кооператива (артели) (Приложение N 1) мы привели минимальный, по нашему мнению,
перечень полномочий, которыми должен быть наделен наблюдательный совет. Этот
перечень может быть расширен с учетом рекомендаций, приведенных в настоящем
ответе. Макет приводится в Приложении N 1 к настоящей работе.

27. Кто созывает и как проводятся заседания
наблюдательного совета кооператива?

Согласно статье 16 "Наблюдательный совет кооператива" Закона члены наблюдательного
совета избирают из своего состава председателя совета. Заседания совета созываются
по мере необходимости, но не реже, чем один раз в полгода. Больше об организации
работы совета ничего не сказано. Co своей стороны мы можем рекомендовать следующий,
апробированный во многих частных коммерческих организациях, в том числе и
производственных кооперативах, порядок организации работы наблюдательного
совета, который желательно закрепить во внутреннем документе кооператива,
утвержденном общим собранием его членов.
1. Решения наблюдательного совета принимаются на его заседаниях. Они
проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в полгода. Годовое
заседание совета проводится не позднее ... календарных дней после окончания
финансового года с целью рассмотрения годового отчета, баланса кооператива
и отчета его ревизионной комиссии.
2. Заседание совета созывается его председателем или лицом, его заменяющим.
Он созывает заседание по собственной инициативе, по требованию члена (членов)
совета, исполнительного органа общества - правления или председателя кооператива,
ревизионной комиссии (ревизора), не менее чем пяти процентов общего числа
членов кооператива, его аудитора.
3. Готовит повестку дня заседания председатель совета или лицо, его заменяющее.
В нее в обязательном порядке включаются вопросы, предложенные органами и лицами,
по требованию которых созывается заседание.
4. Уведомление о заседании совета направляется каждому его члену в письменной
форме непозднее, чем за ... дней до проведения заседания. Уведомление включает
повестку дня заседания. К нему прилагаются все необходимые документы, связанные
с повесткой дня. Совет не рассматривает вопросы, не включенные в повестку
дня заседания. Включение дополнительных вопросов в повестку дня после направления
членам совета уведомления о проведении заседания запрещается.
5. Заседание правомочно в присутствии более половины избранных членов
совета.
6. Решения на заседаниях совета принимаются простым большинством голосов
присутствующих членов совета, за исключением случаев, когда требуется единогласие
или квалифицированное большинство голосов (указываются эти случаи). При голосовании
по вопросам, требующим единогласного решения или квалифицированного большинства
голосов, не учитываются голоса выбывших членов совета.
При голосовании каждый член совета обладает одним голосом (в случае равенства
голосов может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета
или лица, его замещающего). Передача права голоса одним членом совета другому
запрещается. Член совета, проголосовавший против принятого большинством членов
совета решения, или отказавшийся принять участие в голосовании, вправе в течение
... дней после проведения заседания подать в письменном виде свое особое мнение
для приобщения к протоколу заседания.
7. Делопроизводство совета ведет его секретарь, назначаемый советом.
На заседании совета в обязательном порядке ведется его протокол. В нем указываются:
- место и дата проведения заседания;
- члены совета и иные лица, присутствующие на заседании;
- повестка дня заседания;
- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
Протокол подписывается председательствующим и секретарем совета. Протоколы
заседания наблюдательного совета хранятся наряду с документами строгой отчетности.
8. В случае необходимости, любое заседание совета может быть отложено
на определенный срок с согласия всех присутствующих на заседании членов совета.

28. Что такое исполнительные органы кооператива?

Статья 17 "Исполнительные органы кооператива" Закона относит к ним председателя
кооператива и правление кооператива. Если число членов кооператива более десяти,
он обязан создать правление. Количественный состав правления определяется
собранием. Персональный состав правления избирается собранием из числа членов
кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление возглавляет председатель
кооператива.
Исполнительные органы кооператива подотчетны наблюдательному совету и
общему собранию членов кооператива.
Председатель кооператива избирается независимо от членов правления собранием
из числа членов кооператива на срок, определенный уставом кооператива. Если
в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается
собранием по представлению наблюдательного совета. Уставом кооператива предусматриваются
право председателя распоряжаться имуществом кооператива, условия оплаты его
труда, ответственность за причиненные убытки, а также основания для освобождения
его от должности.
О компетенции правления в статье 17 сказано в общем виде, она лишь очерчена.
Правление кооператива руководит деятельностью кооператива в период между общими
собраниями членов кооператива. В компетенцию правления входят вопросы, не
отнесенные к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного
совета кооператива. Последняя фраза вызывает известные сомнения. Дело в том,
что понимая ее буквально, члены правления могут узурпировать многие полномочия
собрания и наблюдательного совета, собирающихся на свои заседания от случая
к случаю.
В принципе не исключена, в частности, возможность того, что собрание
может собираться один раз в году, после окончания финансового года. Поэтому
должно быть установлено, что правление вправе исполнять полномочия собрания
и совета, но только тогда, когда они поручили правлению исполнять строго определенные
полномочия, не отнесенные уставом кооператива к их исключительной компетенции.
Что касается полномочий председателя правления, то согласно статье 17
они определяются уставом кооператива. Если в кооперативе избрано правление,
уставом кооператива определяются вопросы, по которым решения принимаются единолично
председателем кооператива.
В пределах полномочий, предоставленных ему уставом, председатель кооператива
действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в
органах государственной власти и местного самоуправления и организациях, распоряжается
имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе
с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных
организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы
и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными
работниками кооператива.

29. Решение каких вопросов относится к компетенции
исполнительных органов кооператива?

Приведенная в статье 17 Закона формулировка компетенции исполнительного
органа кооператива, как было отмечено выше*(28), не отвечает на вопрос - что,
конкретно, делают правление и председатель кооператива, за что несут ответственность?
А раз так, то их компетенция требует особого рассмотрения, тем более, что
полномочия председателя, например, кооператива, занимающегося торговой деятельностью,
существенно отличаются от полномочий председателя кооператива, занимающегося
производственной деятельностью, о котором и пойдет речь дальше.
Для того, чтобы определить круг полномочий председателя и правления кооператива,
необходимо, по нашему мнению, перечислить, насколько это удастся, все полномочия
директора государственного предприятия, т.е. учесть сложившийся опыт управления
производственным предприятием, затем скорректировав его с учетом особенностей
организации производственного, хозяйственного и иных процессов, если они имеются,
характерных для производственного кооператива.
При этом следует иметь в виду, что часть полномочий директора государственного
предприятия перешли в кооперативе к собранию и наблюдательному совету. Располагая
перечнем полномочий председателя кооператива, необходимо далее решить вопрос,
какие их этих полномочий относятся к единоличной компетенции председателя
и какие - к компетенции правления, не забывая при этом, что правление возглавляет
председатель кооператива. Если же исполнительный орган кооператива - единоличный,
то всеми его полномочиями располагает председатель кооператива.
Для того, чтобы не повторяться, примерные полномочия правления и председателя
производственного кооператива мы приводим в статьях 13 и 14 Макета устава
производственного кооператива (артели), приведенного в приложении 1 к настоящей
работе. Здесь же отметим, что при разграничении полномочий между председателем
и правлением кооператива возникают проблемы, требующие решения.
Так, председатель традиционно несет персональную ответственность за принимаемые
им единолично решения, результаты работы кооператива, всевозможные нарушения
правовых актов и т.д. и т.п. Члены правления, коллегиального органа, такой
ответственности практически не несут. Поскольку опасность возникновения личной
ответственности маловероятна, многие из членов правления по различным соображениям
личного характера, могут голосовать при принятии правлением решения не просто
учитывая, но и подчиняясь мнению председателя, сознавая в то же время, что
оно неправильно.
Учитывая это обстоятельство, целесообразно найти какие-либо противовесы
традиционно авторитарной власти председателя, усиливающие независимость от
него членов правления. Очевидно, что эти противовесы должны быть найдены с
учетом целей и задач, стоящих перед правлением, которые Закон не обозначил.
К ним, скорее всего, следует отнести обеспечение высокого качества решений
путем их коллегиального обсуждения и принятия группой квалифицированных специалистов,
достаточно независимых и самостоятельных в оценке выносимых на правление вопросов.
Такая организация принятия решений позволяет, в принципе, исключить принятие
произвольных, недостаточно подготовленных решений, а также таких, которые
могут нанести ущерб кооперативу в целом, отдельным группам его членов.
Что же нужно сделать для того, чтобы обеспечить формирование состава
правления независимыми и достаточно квалифицированными специалистами, способными
при необходимости достаточно уверенно противостоять давлению со стороны председателя,
иного лица, председательствующего на заседании правления? Такая задача - не
из легких, поскольку Закон не дает на нее ответа. По нашему мнению, известная
независимость членов правления, мало того, согласованность в работе с директором,
могут быть в известной степени достигнуты.
В этих целях целесообразно подумать о том, чтобы создать нормальные условия
для деятельности председателя, при которых у него не будет причин вступать
в конфронтацию с членами правления. Для этого, в частности, следует четко
определить круг вопросов, выносимых председателем на решение правления, с
тем, чтобы оно не вмешивалось в его полномочия, не противостояло председателю
там, где в соответствии с уставом кооператива он единолично принимает решения
и отвечает за них. Это, в свою очередь, может быть достигнуто путем выделения
из перечня управленческих функций тех, которые председатель выполняет единолично.
Другим условием укрепления взаимопонимания правления с председателем
является четкое распределение обязанностей между его членами, с тем, чтобы
каждый отвечал за вверенный ему участок работы. При соблюдении этого условия
каждый член правления загружен своей работой, и единолично отвечает за ее
результаты,
Он взаимодействует с председателем по тем вопросам, которыми хорошо владеет,
что придает отношениям с председателем конструктивный и доверительный характер.
Эти отношения поддерживаются, как правило, и на заседаниях правления, что
способствует спокойному и деловому обсуждению выносимых на них вопросов, принятию
взаимоприемлемых решений.
Однако доверить каждому члену правления самостоятельный участок работы
возможно при условии, если все они являются высококвалифицированными специалистами
в решении именно тех вопросов, которые относятся к компетенции правления.
Кто-то должен взять на себя ответственность за подбор этих специалистов заранее,
еще до проведения собрания, которое будет формировать состав правления.
Если это не будет сделано, в состав правления могут быть избраны случайные,
с точки зрения профессионализма, члены кооператива. Поэтому целесообразно
предусмотреть в уставе кооператива правило, согласно которому члены правления
избираются собранием исключительно по представлению председателя кооператива.
Вместе с тем, в уставе также целесообразно внести положение о том, что
председатель обязан выполнять принятые правлением решения, - не ставить себя
над правлением. Поскольку же правление является одним из органов управления
кооператива, необходимо определить форму принятия им решений. Такой формой

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>