<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паев. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их обязательным паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива.
5. Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив - ликвидированным после внесения записи о ликвидации данного кооператива в единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе.
6. Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив, который обязан допускать для ознакомления с указанными материалами членов ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.

Комментарий к статье 44

Процесс ликвидации любого юридического лица принято делить на несколько этапов*(59). Первый этап - установление сроков, в течение которых юридическому лицу могут быть предъявлены претензии; второй - принятие мер по взысканию дебиторской задолженности юридическому лицу и выявление всех претензий кредиторов. Перечисленные процедуры составили содержание ст. 43 и 44 комментируемого Закона. Данная статья (44) устанавливает регулирование второго этапа ликвидации кооператива и процедур, ему соответствующих.
1. На основании ст. 64 ГК ликвидируемый кооператив должен произвести денежные выплаты в следующей очередности:
1) удовлетворение требований граждан, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого кооператива;
4) погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.
2. Установленные ст. 44 данного Закона этапы ликвидации кооператива практически полностью соответствуют порядку, определенному ГК. Исключением является то, что ликвидационный баланс согласуется не только с органом, осуществляющим государственную регистрацию кооператива, но и с ревизионным союзом в соответствии с его полномочиями (ст. 31 ЗоСК).
3. Гражданский кодекс (ст. 63) не детализирует очередности передачи имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Он устанавливает положение, в соответствии с которым имущество передается учредителям (участникам) юридического лица.
Пункт 4 комментируемой статьи вводит подобную очередность, предоставляя преимущество ассоциированным членам. При распределении имущества между членами кооператива сначала возмещается стоимость дополнительных взносов, а затем обязательных.
4. Гражданским кодексом также не определяется судьба документов кооператива после его ликвидации. Настоящий Федеральный закон предусматривает для сельскохозяйственных кооперативов передачу документации в государственный архив.

Глава IX. Заключительные и переходные положения

Статья 45. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов "сельскохохзяйственный кооператив"
1. Юридическое лицо не имеет права использовать слова "сельскохозяйственный кооператив" как часть своего наименования, если указанное юридическое лицо не отвечает требованиям настоящего Федерального закона.
2. Юридическое лицо, созданное в форме производственного или потребительского кооператива и имеющее слова "сельскохозяйственный кооператив" в составе своего наименования, не отвечающее требованиям настоящего Федерального закона, обязано в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона исключить из своего наименования слова "сельскохозяйственный кооператив" или привести свой статус в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 45

1. Отвечать требованиям настоящего Закона означает соответствовать определению сельскохозяйственного кооператива, данного ст. 1 ЗоСК, говорящей, что "сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива".
2. Настоящая статья устанавливает требование ко всем кооперативам, функционирующим в аграрной сфере, привести правовой режим имущества, органов управления, уставы в соответствие с Законом о сельскохозяйственной кооперации до 16 декабря 1996 года.

Статья 46. Публикация сообщений о кооперативах
Сообщения о производственных и потребительских кооперативах, предусмотренные настоящим Федеральным законом, публикуются в журнале "Вестник кооперации" за счет средств указанных производственных и потребительских кооперативов.

Комментарий к статье 46

В данной статье имеются в виду прежде всего сообщения, относящиеся к образованию, реорганизации и ликвидации кооператива, т.е. все сведения, которые могут иметь значение для хозяйственных партнеров кооператива, его кредиторов и должников.

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Комментарий к статье 47

Закон опубликован 16 декабря 1995 г. в "Российской газете".

Статья 48. Переходные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не применяется на территории Российской Федерации Закон СССР "О кооперации в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 19, ст. 350; 1990, N 26, ст. 489; 1991, N 11, ст.294; N 12, ст. 324, 325) в части, касающейся сельскохозяйственной кооперации.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации", а также на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
4. Поручить Правительству Российской Федерации: в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им правовые акты;
содействовать преобразованию сельскохозяйственных организаций ( межколхозных строительных организаций, лесхозов, санаторно-курортных учреждений и других), созданных за счет сельскохозяйственных организаций-пайщиков, в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с настоящим Федеральным законом; содействовать созданию кооперативного научно-учебного центра по подготовке кадров и исследованию проблем сельскохозяйственной кооперации, а также официального печатного органа.
5. Реорганизация сельскохозяйственных организаций не должна повлечь за собой ухудшение финансово-экономических условий созданных на их базе сельскохозяйственных кооперативов в части налогообложения, кредитования, порядка бюджетного финансирования.
6. Разрешить сельскохозяйственным кооперативам, число которых в одном административном районе менее пяти, до создания ревизионных союзов создавать собственные ревизионные комиссии либо возлагать эти функции на наблюдательные советы сельскохозяйственных производственных или потребительских кооперативов.
7. Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 48


1. Со дня вступления в силу настоящего Закона на территории Российской Федерации не применяются статьи с 33-й по 39-ю включительно Закона о кооперации в СССР, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кооперативов, а также нормативные акты, принятые в развитие этой части Закона о кооперации в СССР и противоречащие настоящему Закону.
2. Данный Закон не распространяется на потребительские и производственные кооперативы, не являющиеся по определению ЗоСК сельскохозяйственными. Тем не менее нормы законодательства о кооперации (прежде всего статьи Гражданского кодекса) распространяются и на сельскохозяйственные кооперативы в части, не урегулированной ЗоСК, в том случае, если в ином законе не указывается, что его действие на систему сельскохозяйственной кооперации не распространяется.
Принятый недавно Федеральный закон о производственных кооперативах в ст. 2 устанавливает норму, в соответствии с которой особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации, т.е. ЗоСК.
3. Ревизионные комиссии, созданные в случае, предусмотренном данной статьей, приобретают полномочия ревизионных союзов, но только по отношению к кооперативу, его создавшему.


____________________________________________________________
Принятые сокpащения

1. Нормативные акты

ГК, ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ЗК - Земельный кодекс
КЗоТ - Кодекс законов о труде
ЗоСК - Закон о сельскохозяйственной кооперации

2. Официальные издания

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
РГ - "Российская газета"
САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ (СССР, РФ) - Собрание законодательства (СССР, РФ)
СП (СССР, РСФСР, РФ) - Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР, РФ)
СУ РСФСР - Собрание узаконений

3. Государственные органы

Минсельхозпрод (Минсельхоз) РФ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

4. Прочие сокращения

гл. - глава
п., пп. - пункт, подпункт
см. - смотри
ст. - статья
ФЗ - Федеральный закон
ч. - часть
*(1) Ведомости РСФСР, 1992, N 1, ст.53.
*(2) САПП, 1993, N 44. ст.4191
*(3) Ведомости РФ, 1993, N 1, ст.6.
*(4) Ведомости РФ, 1993, N 16, ст.499.
*(5) СЗ РФ, 1994. N 32, ст.3303.
*(6) САПП, 1993, N 39 ст. 3597.
*(7) РГ, 1993, 3 сент.
*(8) Ведомости РФ, 1993, N 22, ст.799.
*(9) СЗ РФ, 1995, N 32, ст.3199.
*(10) Ведомости РФ, 1993, N 24, ст.857.
*(11) СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506.
*(12) Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1987. С.295.
*(13) Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.. Популярный экономический словарь. М.: Экономика. 1993. С.221.
*(14) См.: Васильева Е.Н. Особенности законодательного регулирования деятельности кооперативов в странах общего права // Сельскохозяйственная кооперация и право. М.: 1993, С.115 - 130; Павлова Э.И. Правовое регулирование организаций и деятельности сельскохозяйственных кооперативов за рубежом // Там же. С.130 - 146.
*(15) СЗ РФ, 1995, N 7, ст.534.
*(16) Экономика, право, финансы. Термины и определения. М., 1995. С.62.
*(17) Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. М.: Экономика. 1980. С.190 - 208.
*(18) РГ, 1992, 14 марта.
*(19) См., например, Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И.Брагинского. М.: Фонд "Правовая культура". 1995 С.137.
*(20) Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, N 4, С.10.
*(21) Сельская жизнь, 1996, 14 мая.
*(22) САПП, 1993, N 16, ст.1345.
*(23) СП СССР, 1977, N 13, ст.80.
*(24) САПП, 1992, N 12, ст.931.
*(25) СЗ РФ, 1996, N 20, ст.2321.
*(26) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой / Под ред. О.Н.Садикова. М.: Юринформцентр. 1995. С.163.
*(27) Вестник АККОР, 1993, N 12. С.2 - 3.
*(28) Ведомости РСФСР, 1991, N 1, ст.5.
*(29) СЗ РФ, 1995, N 1, ст.69.
*(30) СЗ РФ, 1995, N 25, ст.2393.
*(31) Ведомости РФ, 1993, N 19, ст.685.
*(32) СЗ РФ, 1996, N 7, ст.682.
*(33) СЗ РФ, 1995, N 25, ст. 2443.
*(34) САПП, 1993, N 31, ст.2928.
*(35) СЗ РФ, 1994, N 18, ст.2081.
*(36) СЗ РФ, 1994, N 35, ст.3691.
*(37) САПП, 1994, N 1, ст.2.
*(38) СЗ РФ, 1995, N 10, ст.900.
*(39) СЗ РФ, 1995, N 6, ст.488.
*(40) СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2816.
*(41) СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1194.
*(42) См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" // СП РФ, 1992, N 1 -2, ст.9; Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации // САПП, 1992, N 12, ст.931.
*(43) См.: Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" // Ведомости РСФСР, 1992, N 1, ст.53.
*(44) Аграрное право / Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. М., 1996. С.140 - 145.
*(45) СЗ РФ, 1996, N 11, ст.1026.
*(46) СЗ РФ, 1994, N 15, ст.1787.
*(47) БНА, 1996, N 1. С.38.
*(48) СЗ РФ, 1996, N 48, ст.5369.
*(49) СМ.: Указ Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1992 г. N 2263 // САПП, 1993, N 52, ст.5069; Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (там же), а также Рекомендации по подготовке предприятий АПК к обязательным аудиторским проверкам по установлению достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности // Российская академия менеджмента и агробизнеса. М., 1994.
*(50) СП РФ, 1992, N 1 - 2, ст.7.
*(51) Гражданское право / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Бек. 1993. С.112.
*(52) Финансово-кредитный словарь. М., 1984. Т.1. С.481.
*(53) СЗ РФ, 1995, N 21, ст.1969.
*(54) Предпринимательское право / Под ред. Н.И.Клейн. М.: Юридическая литература. 1993. С.89.
*(55) См.: Положение о бухгалтерском учете и отчетности. П. 60.
*(56) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н.Садикова. С.225.
*(57) Там же.
*(58) Комментарий к КЗоТ РСФСР. М., 1995. С.9.
*(59) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н.Садикова. С.100.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ