стр. 1
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / Под общ. ред. В.Г.Стрекозова. - М.: "За права военнослужащих", 1999. - 480 С.

На основе положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также судебной практики дается постатейный комментарий Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Нормативный материал приведен по состоянию на 1 ноября 1999 г.
Работа выполнена авторским коллективом преподавателей Военного университета с участием специалистов подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комментарий рассчитан на военнослужащих органов военного управления, воинских должностных лиц и военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, должностных лиц военных комиссариатов, органов местного самоуправления. Он также будет полезен научным работникам, преподавателям, курсантам и слушателям военно-учебных заведений и военных кафедр при высших учебных заведениях профессионального образования, гражданам, призываемым на военную службу, поступающим на военную службу в добровольном порядке и находящимся в запасе или отставке, адвокатам и всем, кто интересуется вопросами воинской обязанности и военной службы.
Книга продолжает серию "Право в Вооруженных Силах - консультант".
Книга выпущена при поддержке объединения "Яблоко".

Авторский коллектив:

Дубик Сергей Николаевич, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент Военного университета - ст.ст.11, 12, 20, разд. IX;
Климаков Леонид Леонидович, подполковник юстиции, юрисконсульт Управления кадров Военно-воздушных сил - ст.ст. 33 - 35;
Корнишин Сергей Вячеславович, майор юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета - ст.ст. 16, 17, 19, 21;
Кудашкин Александр Васильевич, полковник юстиции, кандидат юридических наук, старший преподаватель Военного университета (руководитель авт. колл.) - разд. I, VI, ст. 32, предметно-алфавитный указатель;
Митюрич Дмитрий Андреевич, подполковник юстиции, юрисконсульт юридической службы Военно-воздушных сил - разд. IV, VIII;
Фатеев Константин Валерьевич, подполковник юстиции, преподаватель Военного университета - разд. II, VII, ст.ст.13, 14, 15, 18, предметно-алфавитный указатель.

Указатель сокращений

БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда РФ
БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Ведомости ВС СССР - Ведомости Верховного Совета СССР
Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
Ведомости СНД РФ и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
ДУ ВС РФ - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ
КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде РФ
КоАП РСФСР - Кодекс об административных правонарушениях РСФСР
РВ - Российские вести
РГ - Российская газета
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РФ - Российская Федерация
САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства РФ
СК РФ - Семейный кодекс РФ
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
УВС ВС РФ - Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ
УГ и КС ВС РФ - Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ
УПК РСФСР - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

Комментарий к Федеральному закону
"О воинской обязанности и военной службе"
(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
Статья 1. Воинская обязанность
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций по
обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения гражданами воинской
обязанности или поступления граждан на военную службу по
контракту
Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением
ими воинской обязанности или их поступлением на военную
службу по контракту
Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение
настоящего Федерального закона
Раздел II. Воинский учет (ст.ст. 8 - 10)
Статья 8. Организация воинского учета
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка (ст.ст. 11 - 21)
гражданина к военной службе
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального
образования и на учебных пунктах организаций
Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Статья 16. Медицинское освидетельствование и медицинское
обследование граждан при первоначальной постановке на
воинский учет и проведение с ними
лечебно-оздоровительных мероприятий
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам,
имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних
граждан, в образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования и военных оркестрах
Статья 20. Обучение граждан по программам подготовки офицеров
запаса на военных кафедрах
Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти, в которых
настоящим Федеральным законом предусмотрена военная
служба, в подготовке граждан к военной службе
Раздел IV. Призыв граждан на военную службу (ст.ст. 22-31)
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
Статья 23. Граждане, освобождаемые от призыва на военную службу
либо не подлежащие призыву на военную службу
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
Статья 27. Состав призывной комиссии
Статья 28. Обязанности призывной комиссии и военного комиссара по
призыву граждан на военную службу и порядок работы
призывной комиссии
Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
Статья 30. Медицинское освидетельствование и медицинское
обследование граждан, подлежащих призыву на военную
службу
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную
службу
Раздел V. Поступление граждан на военную службу (ст.ст. 32 - 35)
по контракту
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на
военную службу по контракту
Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
Статья 35. Поступление граждан в военные образовательные учреждения
профессионального образования. Заключение контрактов о
прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в
военных образовательных учреждениях профессионального
образования
Раздел VI. Военная служба (ст.ст. 36 - 49)
Статья 36. Прохождение военной службы
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву или по контракту
Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Статья 40. Военная присяга
Статья 41. Приведение к Военной присяге
Статья 42. Воинские должности
Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от
воинских должностей
Статья 44. Прикомандирование и перевод военнослужащих
Статья 45. Приостановление военной службы
Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
Статья 47. Присвоение воинских званий
Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании,
восстановление в воинском звании
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
Раздел VII. Увольнение с военной службы (ст.ст. 50 - 51)
Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской (ст.ст. 52 - 57)
Федерации, Службы внешней разведки
Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской
Федерации
Статья 52. Зачисление в запас
Статья 53. Состав запаса
Статья 54. Военные сборы
Статья 55. Освобождение от военных сборов
Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в
запасе
Раздел IX. Заключительные положения (ст.ст. 58 - 65)
Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
Статья 59. Действие освобождений и отсрочек от призыва на военную
службу
Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении
военной службы
Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую
продолжительность военной службы
Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом
Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных
актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Воинская обязанность

Комментарий к п. 1

1. Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской
Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п.1 ст. 59 Конституции
Российской Федерации.
Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других
войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также
в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное
время.
2. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без
гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Комментируемым Законом решен вопрос о нераспространении воинской обязанности
(воинском учете) на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории
Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации
(п. 1 ст. 8). Однако действующим законодательством не уточнено, кто признается
"постоянно проживающим за пределами Российской Федерации" (будут ли признаваться,
например, таковыми совместно проживающие дети дипломатических работников,
торговых представителей и других лиц, которые по характеру работы вынуждены
длительное время находиться за пределами Российской Федерации).
3. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа
имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Он организуется
в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541 (см. комментарий к разд. II).
4. Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской
обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе
и овладению ими военно-учетными специальностями (см. комментарий к разд. III).
5. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской
обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения
граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587 (см. комментарий к
разд. IV).
6. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой
исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
7. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами
воинской обязанности (см. комментарий к разд. VIII).

Комментарий к п. 2

8. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий
по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской
Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях
военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и
состав военного времени.
Воинская обязанность в период мобилизации определяется Федеральным законом
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26
февраля 1997 г. N 31-ФЗ (СЗ РФ. - 1997. - N 9. - Ст.1014).
Указанным Федеральным законом (ст. 10) на граждан возложены следующие
обязанности: являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего
предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования,
изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях
военных комиссаров; предоставлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности
государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество,
находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими
убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению
работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также
зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
9. Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов
государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления
и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Оно вводится на
всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае
агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации
(ст.19 Федерального закона "Об обороне" // СЗ РФ. - 1996. - N 23. - Ст. 2750).
Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). Указ о военном положении должен быть
утвержден Советом Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции РФ).
В настоящее время идет работа над законопроектом "О военном положении
в Российской Федерации", который должен иметь силу федерального конституционного
закона, т.е. должен быть принят в порядке, установленном ст. 108 Конституции
РФ.
10. Военное время наступает с момента объявления состояния войны или
фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении
военных действий, но не ранее их фактического прекращения (п. 2 ст. 18 Федерального
закона "Об обороне"). Состояние войны объявляется федеральным законом в случае
вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы
государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров
Российской Федерации.
Формы исполнения воинской обязанности в военное время в настоящее время
нормативно не определены.

Комментарий к п. 3

11. Основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности
установлены комментируемым Федеральным законом. К ним относятся: прохождение
военной и альтернативной гражданской службы и другие основания, исключающие
воинский учет граждан (см. комментарий к п. 1 ст. 8 комментируемого Закона).
Комментируемый Федеральный закон не освобождает постоянно проживающих
за пределами Российской Федерации граждан от призыва на военную службу. Однако
механизм его осуществления на сегодняшний день не разработан.
Отсрочка от призыва не освобождает гражданина от исполнения воинской
обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а только откладывает
ее реализацию на более поздний срок. В то же время гражданин, получивший отсрочку
от призыва, продолжает исполнять воинскую обязанность в такой ее форме, как
воинский учет.
12. От призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период
нахождения в запасе освобождаются граждане, указанные в ст.55 комментируемого
Закона.

Комментарий к п. 4

13. Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны,
охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности
ее территории.
В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ закреплены долг и обязанность граждан Российской
Федерации по защите Отечества.
Термины "долг" и "обязанность" являются близкими по значению. Первый
из них обозначает, что требования Конституции РФ носят не только юридический,
но и глубоко нравственный характер, т.е. подчеркивается моральная обязанность
перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин "обязанность"
вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными
требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности
за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
13. Кроме воинской обязанности граждане вправе исполнять конституционный
долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу
по контракту в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом (см.
комментарий к разд. V).
Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга
по защите Отечества в добровольном порядке различны. Воинская обязанность
является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной
в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.
Комментируемый Федеральный закон предусмотрел право граждан Российской Федерации
на добровольное исполнение долга по защите Отечества. В этих целях граждане
могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать
на военную службу по контракту и ее проходить. Указанные действия не являются
формами исполнения воинской обязанности.
14. Не является формой исполнения конституционного долга по защите Отечества
прохождение службы военнослужащими в воинских формированиях, направляемых
за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности
в соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской
Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по
поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня
1995 г. N 93-ФЗ (см. п. 6 комментария к ст. 3).

Комментарий к п. 5

14. Конституция РФ закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной
гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Условием такой замены являются противоречие
несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также
иные случаи, установленные федеральным законом. Поскольку такой закон пока
не принят, постольку на практике возникает вопрос о возможности замены военной
службы альтернативной гражданской службой.
Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что отсутствие
до настоящего времени федерального закона, который бы определял условия и
порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает
препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной
мере, прежде всего применительно к "иным случаям", которые согласно ст. 59
(ч. 3) Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в таком
законе.
Вместе с тем буквально закрепленное в названной конституционной норме
и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию
противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской
службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является
непосредственно действующим (ст. 18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться
независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.
Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными
законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения
против него уголовного или иного преследования.
Таким образом, действия граждан, реализующих свое конституционное право
на замену военной службы альтернативной гражданской службой (о чем, например,
они могут заявить призывной комиссии), не могут расцениваться как уклонение
без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают
под признаки уголовного правонарушения.
Ст. 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от
прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
В то же время граждане, призванные на военную службу с нарушением их
права на замену военной службы альтернативной гражданской службой и отказавшиеся
по этой причине от несения обязанностей военной службы, не подлежат уголовной
ответственности, поскольку в их действиях отсутствует состав преступления
(определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по уголовному делу Михайлова
от 26 октября 1995 г. N 2н-0427/95).

Комментарий к п.6

15. В соответствии с Конституцией РФ вопросы оборонной деятельности и
связанные с ней вопросы отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.
Так, согласно ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесены: оборона и безопасность;
оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого военного имущества; определение статуса и защита
Государственной границы, территориального моря и воздушного пространства,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Предметы ведения
Российской Федерации в области обеспечения обороны и военного строительства
нашли свое отражение в компетенции высших органов государственной власти:
Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, а также
высших судебных органов.
16. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность
он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность
государства (ст. 82 Конституции РФ).
Президент РФ в области организации обороны и военного строительства:
формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; утверждает
военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83 Конституции); в случае агрессии
против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент
Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ); Президент Российской
Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным
законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации
и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ); награждает государственными
наградами, присваивает высшие воинские звания (ст. 89 Конституции РФ).
А. Президент Российской Федерации возглавляет Совет Безопасности и формирует
его состав. На основании Закона РФ "О безопасности" этот конституционный орган
осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности,
рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации
в данной сфере, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной,
оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, вопросы
прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и
преодолению последствий, решает другие задачи в сфере обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
Конкретные задачи Совета Безопасности, его функции, состав, порядок формирования,
проведения заседаний, принятия решений, полномочия Секретаря Совета Безопасности,
вопросы организации и деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности,
обеспечения его работы определяются в соответствии с Положением о Совете Безопасности
Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г.
N 949 (СЗ РФ. - 1999. - N 32. - Ст. 4041). Постоянные члены и члены Совета
Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению
Секретаря Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается
от должности Президентом Российской Федерации.
Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами
Президента Российской Федерации, иные решения - протоколами.
Б. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности
Российского государства. Она представляет собой систему официальных взглядов
по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных
конфликтов, защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

стр. 1
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>