<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

января 1999 г. N 4. Командующий войсками МВО достаточно высоко оценил уровень
профессиональной подготовки преподавателей, организацию учебно-методической
работы, состояние учебно-материальной базы военных кафедр. По качеству подготовки
специалистов в лучшую сторону были отмечены военные кафедры Московского государственного
автомобильно-дорожного института (технического университета), Московского
государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Московского
технического университета связи и информатики, Курской государственной сельскохозяйственной
академии, Тверской государственной медицинской академии. Выражалась озабоченность
состоянием укомплектованности военных кафедр офицерским составом. По сравнению
с 1997 г. этот показатель еще более снизился и составил 80% от штатной численности.
В целях улучшения подготовки офицеров запаса на военных кафедрах заместителям
командующего войсками округа, начальникам родов войск, специальных войск,
управлений, отделов и служб, начальникам военных кафедр было приказано принять
меры по сохранению и совершенствованию учебно-материальной базы кафедр, осуществить
мероприятия по доукомплектованию изучаемыми образцами вооружения, военной
техникой, учебным оборудованием и имуществом, а также организовать доукомплектование
военных кафедр офицерским составом.
Начальнику отдела военного образования управления кадров и военного образования
округа до 1 мая 1999 г. предписано провести уточнение расчета офицеров военных
кафедр, выделяемых на комплектование формирований, создаваемых на территории
округа, и проверить соответствие планов кафедр действующим нормативным документам.
5. Учебные сборы (стажировки) студентов являются завершающим этапом военного
обучения по получаемой военно-учетной специальности. Продолжительность учебных
сборов (стажировок) по всем военным специальностям составляет 30 дней.
На учебные сборы (стажировки) направляются все студенты-мужчины, прошедшие
полный курс военного обучения в вузе и сдавшие установленные зачеты и экзамены.
Учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров
запаса, считаются военными сборами.
В период прохождения учебных сборов (стажировок) на студентов распространяются
права и обязанности призванных на военные сборы граждан.
Время, необходимое для следования студентов на учебные сборы (стажировки)
и обратно, в продолжительность сборов не засчитывается.
Общий план проведения учебных сборов (стажировок) студентов в воинских
частях (на кораблях) разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской
Федерации, выписки из плана доводятся до соответствующих главных штабов видов
Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов военных округов, флотов, а также
до родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской
Федерации.
В соответствии с планом командиры воинских частей, в которых предусмотрено
проведение учебных сборов (стажировок) студентов, обязаны в ежегодных заявках
указывать отдельной графой потребности в вещевом имуществе, продовольствии,
боеприпасах, взрывчатых веществах, средствах взрывания, моторесурсах, горючем
для боевой подготовки и отработки со студентами практических задач по программам
учебных сборов (стажировки).
Порядок проведения учебных сборов (стажировок) студентов определяют главнокомандующие
видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие (начальники) родами
войск, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской
Федерации и директор Федеральной службы Железнодорожных войск Российской Федерации
- командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации.
Направление студентов на учебные сборы (стажировки) в воинские части
осуществляется военными комиссариатами по персональным спискам, подготовленным
военными кафедрами.
Студенты, заявившие перед отправкой на учебные сборы (стажировки) жалобы
на состояние здоровья, направляются в военные комиссариаты для освидетельствования
врачами-специалистами.
Студенты, направляемые на летную стажировку в воинские части Военно-воздушных
сил, проходят медицинское освидетельствование в соответствующих врачебно-летных
комиссиях. Лица, признанные по состоянию здоровья не годными для прохождения
учебных сборов (стажировок), от сборов и стажировок освобождаются с расторжением
контракта и к присвоению офицерского воинского звания не представляются.
Воинскими перевозочными документами и продовольственно-путевыми деньгами
на путь следования к месту прохождения учебных сборов (стажировок) и обратно,
а также всеми другими видами обеспечения (кроме выплаты стипендии) студенты
во время учебных сборов (стажировок) в воинских частях обеспечиваются Министерством
обороны Российской Федерации по нормам и в порядке, установленным для граждан,
призванных на военные сборы. При этом денежное довольствие за период сборов
и командировочные расходы за время нахождения в пути следования к месту проведения
сборов и обратно студентам не выплачиваются. Выплата студентам стипендии в
период прохождения учебных сборов (стажировок) в воинских частях производится
соответствующими вузами в установленном порядке.
Студенты, направленные на учебные сборы (стажировки), обеспечиваются
в воинских частях предметами вещевого имущества по норме снабжения вещевым
имуществом граждан, призванных из запаса на военные сборы (норма N 7, утверждена
директивой министра обороны Российской Федерации 1993 г. N Д-24).
Для следования к месту прохождения учебных сборов (стажировок) и обратно
студентам выдаются воинские перевозочные документы:
железнодорожным транспортом - в плацкартных вагонах скорых или пассажирских
поездов;
морским транспортом - в каютах третьей категории (кроме авиакресел) судов
транспортных линий:
речным транспортом - на местах третьей категории судов транспортных линий;
автомобильным транспортом - в жестких автобусах, а при их отсутствии
- в мягких автобусах;
воздушным транспортом - самолетами, вертолетами, когда воздушный транспорт
я ляется единственным средством сообщения.
Командиры соединений и воинских частей (кораблей), начальники военно-учебных
заведений Министерства обороны Российской Федерации, учебных центров несут
ответственность за организацию и качественное проведение со студентами учебных
сборов (стажировок), за их обучение, воспитание и состояние воинской дисциплины
и поддержание внутреннего порядка.
Порядок организации и проведения со студентами учебных сборов (стажировок)
определяется в планах боевой подготовки соединений и воинских частей отдельным
разделом с обозначением расчетов расхода моторесурсов, боеприпасов, горючего
и других расходных материалов по установленным нормам.
Привлекать студентов во время прохождения ими учебных сборов (стажировок)
на хозяйственные и другие работы, не связанные с обеспечением учебного процесса
и их бытового устройства, запрещается.
Студенты, прибывшие для прохождения учебных сборов, распределяются начальником
учебной части - заместителем начальника учебных сборов по отделениям (расчетам,
экипажам), из которых создаются учебные взводы и роты (батареи) в составе
трех-четырех взводов. Созданные подразделения составляют учебный сбор.
В сроки, установленные командиром соединения (воинской части), студенты
приводятся к военной присяге (см. комментарий к ст. 40).
Начальником учебных сборов назначается один из заместителей командира
соединения (воинской части), на базе которого организуются и проводятся учебные
сборы студентов.
Начальник учебных сборов является прямым начальником для всего личного
состава сборов.
Начальником учебной части - заместителем начальника учебных сборов назначается
офицер военной кафедры. Заместителями начальника учебных сборов по работе
с личным составом, вооружению и тылу, командирами курсантских рот (батарей)
назначаются офицеры, а старшинами рот (батарей) - прапорщики (мичманы) воинских
частей.
Командиры взводов, заместители командиров взводов и командиры отделений
(расчетов, экипажей) назначаются из числа студентов, предварительно подготовленных
на военных кафедрах к исполнению обязанностей на этих должностях.
Офицеры, прапорщики (мичманы) и сержанты (старшины) воинских частей,
выделенные для проведения учебных сборов студентов, объявляются в приказе
по воинской части и на весь период сборов освобождаются от своих служебных
обязанностей по занимаемым штатным воинским должностям.
Следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства
РФ "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от
24 мая 1994 г. N 544 "О военном обучении студентов по программам подготовки
офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования" от 25 ноября 1995 г. N 1162 студенты,
прошедшие военную службу, и граждане женского пола привлекаются на учебные
сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса,
в период обучения в этом вузе. Такие учебные сборы (стажировки) считаются
военными сборами. В период прохождения этих сборов студенты именуются курсантами
и получают установленную им стипендию.
Граждане, окончившие вуз и проходившие обучение по программе подготовки
офицеров запаса на военной кафедре вуза и не прошедшие военную службу, привлекаются
на учебные сборы (стажировки), предусмотренные программой подготовки офицеров
запаса, в период прохождения военной службы по призыву.

Статья 21.Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена
военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Комментарий к ст. 21

1. В п. 1 ст. 21 Федерального закона "О воинской обязанности и военной
службе" определены формы участия Министерства обороны Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной власти, в которых этим Законом предусмотрена
военная служба, в подготовке граждан к военной службе.
По непосредственным целям деятельности указанные формы можно подразделить
на две основные группы:
1) участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, в которых комментируемым Законом предусмотрена военная
служба, в разработке документов организационно-методического характера. Одни
из этих документов позволяют организовать надлежащим образом и целенаправленно
проводить подготовку граждан к военной службе. Другие содержат требования
к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу,
и некоторых других граждан. Указанные требования включены в Расписание болезней
и Таблицу дополнительных требований (ТДТ) к состоянию здоровья граждан, которые
прилагаются к Положению о военно-врачебной экспертизе;
2) участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, в которых комментируемым Законом предусмотрена военная
служба, в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных
учреждений и организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной
службе. Так, в целях обеспечения военной подготовки граждан на военных кафедрах
при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального
образования Министерство обороны Российской Федерации безвозмездно обеспечивает
военные кафедры вооружением, боеприпасами, военной техникой, автомобильным
транспортом, горюче-смазочными материалами, учебной литературой и другим имуществом,
необходимым для военного обучения; производит безвозмездный ремонт, монтаж
и наладку вооружения, военной техники и автомобильного транспорта военной
кафедры (см. п. 11 Положения о военном обучении студентов по программам подготовки
офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 544 с изм. и доп., внесенными постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1162).
2. В п. 2 ст. 21 комментируемого Закона предусмотрен особый порядок отбора
граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления
на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие
войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей
военной службы. Установление такого порядка обусловлено тем, что исполнение
специальных обязанностей военной службы предполагает повышенную сложность
и ответственность задач, возлагаемых на военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999
г. N 222 утверждено Положение об отборе граждан, подлежащих призыву на военную
службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения
специальных обязанностей военной службы. Целью Положения является установление
единого порядка отбора граждан для исполнения специальных обязанностей военной
службы.
3. Специальные обязанности военной службы могут быть предусмотрены во
всех составных частях военной организации Российской Федерации: в Вооруженных
Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Ряд случаев, в которых
на граждан могут возлагаться специальные обязанности военной службы, прямо
указан в п. 4 Положения. Так, специальные обязанности военной службы могут
быть возложены на граждан в случае прохождения ими военной службы:
а) на особорежимных объектах, включенных в перечень особорежимных объектов
Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в
особо важных и режимных соединениях и воинских частях, определенных в установленном
порядке;
б) в соединениях и воинских частях внутренних войск Министерства внутренних
дел Российской Федерации оперативного назначения и по охране важных государственных
объектов и специальных грузов;
в) в войсках и органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
г) в войсках Федерального агентства правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации;
д) в Президентском полку Федеральной службы охраны Российской Федерации;
е) в подразделениях Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
ж) в подразделениях Службы внешней разведки Российской Федерации;
з) в подразделениях Главного управления специальных программ Президента
Российской Федерации.
Специальные обязанности военной службы могут быть возложены на граждан
независимо от того, зачислены они на военную службу по призыву или на основе
добровольного поступления - по контракту, но при условии, что они прошли отбор,
порядок осуществления которого установлен Положением.
4. В зависимости от способа комплектования (способа привлечения граждан
на военную службу: по призыву или в добровольном порядке) отбор граждан для
исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется военными
комиссариатами (комиссиями военных комиссариатов по отбору граждан, поступающих
на военную службу по контракту, военными комиссарами) или призывными комиссиями.
При этом отбор граждан мужского пола, поступающих на военную службу по контракту,
производится лишь из числа тех из них, которые окончили образовательные учреждения
высшего профессионального образования (государственные, муниципальные или
негосударственные, но имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям).
Кроме того, на военную службу по контракту могут быть отобраны граждане
женского пола, не пребывающие в запасе (п. 2 Положения). Такой отбор военными
комиссариатами и призывными комиссиями осуществляется из числа лиц:
а) подлежащих призыву на военную службу:
не пребывающих в запасе, - на должности солдат, матросов, сержантов и
старшин;
зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - на должности
офицеров;
б) поступающих на военную службу по контракту, - на должности солдат,
матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицеров;
в) поступающих в военные образовательные учреждения профессионального
образования по отдельным специальностям (профилям подготовки).
5. Отбор граждан на военную службу в целом, в том числе для исполнения
специальных обязанностей, является одним из элементов комплектования Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Под
отбором граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы следует
понимать комплекс мероприятий по обеспечению Вооруженных Сил, других войск,
воинских формирований и органов личным составом в количестве, необходимом
для исполнения указанных обязанностей, отвечающим требованиям, установленным
законом к гражданам, зачисляемым на военную службу, а также требованиям, дополнительно
предъявляемым к ним с учетом особого характера обязанностей.
Отбор граждан, призываемых на военную службу, для исполнения специальных
обязанностей военной службы производится из числа лиц, которые не освобождены
от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу и не имеют отсрочки
от призыва на военную службу, а также за исключением тех лиц, которые не подлежат
призыву на военную службу.
Комплекс мероприятий при отборе граждан для исполнения специальных обязанностей
военной службы подразделяется на две составные части. В качестве одного из
своих слагаемых он включает мероприятия по определению соответствия граждан,
отбираемых для исполнения специальных обязанностей военной службы, медицинским
и профессионально-психологическим требованиям, установленным комментируемым
Законом ко всем гражданам, зачисляемым на военную службу. Кроме того, с учетом
повышенной сложности и ответственности задач, возлагаемых на военнослужащих,
исполняющих специальные обязанности военной службы, к гражданам, отбираемым
для их исполнения предъявляется ряд дополнительных требований. Отобраны на
военную службу для исполнения специальных обязанностей военной службы могут
быть лишь граждане, положительно характеризующиеся и имеющие необходимый уровень
образования, профессиональной и физической подготовки (п. 3 Положения).
6. Определение соответствия граждан, отбираемых для исполнения специальных
обязанностей военной службы, дополнительным требованиям включает, в частности,
направление в случаях, предусмотренных Положением, документов указанных граждан
на согласование в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
(с согласия этих граждан). Документы на граждан, отбираемых для исполнения
специальных обязанностей военной службы во внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации (в соединениях и воинских частях оперативного
назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов),
кроме того, предварительно направляются в территориальные органы внутренних
дел, которые изучают эти документы и осуществляют проверку граждан.
7. Окончательное решение об отборе граждан для исполнения специальных
обязанностей военной службы принимают:
а) в отношении лиц, призываемых на военную службу:
не пребывающих в запасе, - призывные комиссии районов, городов без районного
деления или иных равных им муниципальных (административно-территориальных)
образований;
зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - военные
комиссары районов, городов без районного деления или иных равных им муниципальных
(административно-территориальных) образований;
б) в отношении граждан, поступающих на военную службу по контракту, -
комиссии военных комиссариатов по отбору граждан, поступающих на военную службу
по контракту.
Вся полнота ответственности за принятое решение об отборе граждан для
исполнения специальных обязанностей военной службы возлагается на указанные
комиссии и военных комиссаров. Они несут ответственность за принятое решение
независимо от того, согласовывались документы на этих граждан с органами Федеральной
службы безопасности Российской Федерации или нет (п. 5 Положения).
В решениях призывной комиссии, комиссии военного комиссариата, военного
комиссара об отборе граждан для исполнения специальных обязанностей военной
службы и в документах воинского учета этих граждан делаются соответствующие
записи.

Раздел IV. Призыв граждан на военную службу

Статья 22.Граждане, подлежащие призыву на военную службу


Комментарий к п. 1

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих
и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно
ст. 12 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную
службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан
Российской Федерации на военную службу;
2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные
состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не
пребывающие в запасе);
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные,
муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные
учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением
воинского звания офицера (далее - граждане, зачисленные в запас с присвоением
воинского звания офицера).
2. Воинскому учету подлежат граждане:
мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие
специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского
пола подлежат постановке на воинский учет.
Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на
основании комментируемого Закона.
Не подлежат воинскому учету граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с комментируемым
Законом;
проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (см. подробнее
комментарий к ст. 8).
3. В настоящее время нет негосударственных образовательных учреждений
высшего профессионального образования (так же, как и муниципальных), которые
готовят офицеров запаса, но законодатель учел возможность их появления в будущем.

Комментарий к п. 2

4. Основаниями освобождения граждан от исполнения воинской обязанности
(в том числе от призыва на военную службу) могут служить отсрочки от призыва
на военную службу, а также наличие обстоятельств, исключающих возможность
призыва граждан на военную службу (подробнее см. комментарий к ст. 24).

Комментарий к п. 3

5. Призыв граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу осуществляется
на основании указов Президента Российской Федерации, которые издаются два
раза в год. Проекты указов разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных
Сил Российской Федерации непосредственно перед каждым призывом. В указе определяется
конкретная численность граждан, подлежащих очередному призыву. Обеспечение
выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской
Федерации, поручается Правительству Российской Федерации и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указов Президента России издаются приказы министра обороны
Российской Федерации.
6. В отношении граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания
офицера, указы об их призыве издаются один раз в два-три года а ежегодная
потребность определяется кадровыми органами Вооруженных Сил в зависимости
от числа конкретных военно-учетных специальностей и, как правило, не превышает
10% от общего количества офицеров запаса призывного возраста (до 27 лет).

Комментарий к п. 4

7. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только
после достижения ими возраста 18 лет, т.е. если гражданину на день призыва
(преимущественно с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря) не исполнилось
восемнадцати лет, данному призыву он не подлежит.
Если гражданину не исполнилось 18 лет, он не может быть вызван на заседание
призывной комиссии, в отношении его не может быть принято решение о призыве
на военную службу и, как следствие, ему не может быть вручена повестка о явке
его на призывной пункт для отправки к месту прохождения военной службы.
Если гражданину исполняется 18 лет в момент проведения призыва (например,
17 июня) он подлежит очередному призыву, но вызвать на заседание призывной
комиссии его можно не ранее достижения им совершеннолетия (т.е. повестка у
него может быть только на 18 июня и позже).

Комментарий к п. 5

8. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента
Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам,
проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1
ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Указанным лицам время
их нахождения на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж так
же, как и проходящим военную службу по призыву - из расчета один день военной
службы за два дня работы; они имеют право на бесплатный проезд к месту прохождения
службы и по ее окончании - к месту постоянного жительства, получение жилья,
получение продовольственного пайка и другие льготы. В то же время они не имеют
права на обеспечение жилой площадью за счет государственных жилищных сертификатов,
предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
и получение безвозмездной финансовой помощи на покупку или строительство жилья.
Выходное пособие при их увольнении с военной службы выплачивается также в
ином порядке.
Особенности прохождения военной службы указанными военнослужащими определены
комментируемым Законом и Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с указанным Положением назначение на должности, присвоение
очередных воинских званий, продвижение по службе, аттестование, предоставление
отпусков и т.д. производятся в порядке, предусмотренном для всех офицеров.
За ними и их семьями на весь период прохождения службы сохраняется жилая площадь,
которую они занимали до призыва; указанные лица не могут быть исключены из
списков очередности на получение жилой площади.
На период прохождения службы данным офицерам и членам их семей предоставляются
общежития или служебные жилые помещения (ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих". После увольнения с военной службы они обеспечиваются жилой
площадью на общих основаниях.
Первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с теми
из указанных офицеров, которые прослужили не менее 12 месяцев (подп. "б" ст.
8 Положения о порядке прохождения военной службы).
Офицерам, состоявшим на военной службе по призыву, при увольнении в запас
или отставку (кроме уволенных в связи с лишением воинского звания и в связи
с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>