<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, знакомятся
с требованиями к отбору призывников в команды, в которые они предварительно
предназначены.
Граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование
и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на
период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата),
который знакомит их с порядком прохождения комиссии, разъясняет им обязанности
призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки.
У каждого прибывшего гражданина начальник 2-го отделения военного комиссариата
проверяет наличие и соответствие установленным требованиям представленных
им и имеющихся в личном деле призывника документов и уточняет записи в учетной
карте призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов
выявляются изменения, происшедшие в семейном положении гражданина, состоянии
его здоровья, образовании, профессиональной подготовке и др. В случае отсутствия
у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении
его соответствующее решение, он направляется начальником 2-го отделения за
недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки
на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки.
Результаты бесед заносятся в лист изучения.
После проверки представленных документов и уточнения записей в личном
деле гражданин направляется к специалисту по профессиональному психологическому
отбору для оценки его нервно-психической устойчивости, а затем на медицинское
освидетельствование.

Комментарий к п. 4

9. Порядок призыва граждан на военную службу помимо комментируемого Закона
определяется другими федеральными законами, указами Президента Российской
Федерации, Положением о призыве на военную службу и нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
К ним относятся:
Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта
1998 г.);
Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в
Российской Федерации" от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ;
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ;
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от
26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ;
Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изм. и доп. от 16 июля 1998 г.);
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ;
Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ;
Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
(с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г.)
- см. также комментарий к ст. 3.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587.
Это Положение, разработанное в соответствии с комментируемым Законом и иными
нормативными правовыми актами по вопросам обороны, воинской обязанности и
военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской
Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных
состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (призывники), а также
окончивших государственные муниципальные или имеющие государственную аккредитацию
по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных
в запас с присвоением воинского звания офицера (граждане, зачисленные в запас).

Статья 27.Состав призывной комиссии

Комментарий к п. 1

1. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, которая
создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном
образовании решением главы органа местного самоуправления (далее именуется
- призывная комиссия).
В целях обеспечения деятельности призывной комиссии решением главы органа
местного самоуправления выделяются и оборудуются необходимые помещения и территории
(далее именуются - призывные пункты).
В состав призывной комиссии включаются:
заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;
военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием.
2. На случай отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам
кого-либо из назначенных членов призывной комиссии определяется резервный
состав членов призывной комиссии.
При обслуживании военным комиссариатом района нескольких административно-территориальных
образований призывная комиссия создается в каждом из этих образований. Военный
комиссар района обязан участвовать в заседаниях каждой такой призывной комиссии
в течение всего срока ее работы в качестве заместителя председателя комиссии.
В этом случае военным комиссариатом района по согласованию с главами органов
местного самоуправления разрабатывается график очередности работы призывных
комиссий.

Комментарий к п. 2

3. В состав призывной комиссии могут включаться представители других
органов и организаций.
Участие в работе в составе призывной комиссии других органов и организаций
помимо должностных лиц, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, допустимо
законодателем и в то же время оправдано наличием определенных территориально-этнических
и других особенностей отдельных призывных регионов страны, а также предоставляет
возможность этим структурам участвовать в решении вопросов комплектования
Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской
Федерации (возможность участия представителей казачества в решении вопросов
комплектования Вооруженных Сил подтверждается постановлением Конституционного
Суда РФ "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской
Федерации от 15 марта 1993 года "О реформировании военных структур, пограничных
и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации
и государственной поддержке казачества" от 15 сентября 1993 г.).
В работе призывных комиссий также могут участвовать представители ветеранских
коллективов, религиозных организаций и т.п. Критерием допустимости органов
и организаций в состав призывных комиссий служит степень позитивного влияния
данных структур на качество призывного процесса.

Статья 28.Обязанности призывной комиссии и военного комиссара по призыву
граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

Комментарий к п. 1

1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на
призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования
указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после
определения категории годности его к военной службе.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день
заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии, в удостоверение
гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу,
вручается повестка о явке его на призывной пункт для отправки к месту прохождения
военной службы.
2. При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением
воинского звания офицера, обязанности по организации медицинского освидетельствования
указанных граждан и принятию в отношении их решения возлагаются на военного
комиссара.
После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования
военный комиссар принимает в отношении его одно из следующих решений:
а) о призыве на военную службу;
б) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
в) об освобождении от призыва на военную службу;
г) об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Комментарий к п. 2

3. Ст. 328 УК РФ предусматривает, что уклонение от призыва на военную
службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается
штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух
до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных
от военной службы, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от
ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до
шести месяцев (см. подробнее комментарий к п. 4 ст. 31).

Комментарий к п. 3

4. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения
военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается
призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского
освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной
и специальной (профессиональной) подготовки. При этом учитывается также потребность
в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному
плану.
5. В отношении граждан, годных к военной службе и годных к военной службе
с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, не имеющих права на
отсрочку и освобождение от призыва на военную службу, военный комиссар вносит
в призывную комиссию предложения о предназначении граждан, призываемых на
военную службу, для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим
военно-учетным специальностям с учетом следующих требований:
призывники, обладающие высокими морально-деловыми качествами, имеющие
среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование,
дисциплинированные, инициативные и физически развитые, подлежат направлению
в режимные воинские части и учебные воинские части для подготовки сержантов
(старшин) и солдат (матросов)-специалистов в пределах имеющихся заданий на
призыв. Для подготовки солдат-специалистов разрешается направлять в учебные
воинские части призывников, имеющих основное общее образование и отнесенных
к I и II категориям профессиональной пригодности в отношении воинских должностей
(военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных
воинских частях;
призывники, окончившие образовательные учреждения начального и среднего
профессионального образования и отвечающие требованиям подготовки в учебных
воинских частях, направляются в учебные воинские части для подготовки из их
числа сержантов (старшин) и солдат (матросов) - специалистов по военно-учетным
специальностям, родственным полученной ими специальности, в пределах имеющихся
заданий на призыв;
в режимные и учебные воинские части не направляются лица, имеющие неудовлетворительную
нервно-психическую устойчивость, а в учебные воинские части - отнесенные к
IV категории профессиональной пригодности в отношении воинских должностей
(военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных
воинских частях;
призывники, окончившие образовательные учреждения начального или среднего
профессионального образования и не отвечающие требованиям подготовки в учебных
воинских частях, а также окончившие образовательные учреждения высшего профессионального
образования, предназначаются в линейные воинские части, как правило, на должности,
родственные полученной ими специальности;
призывники, имеющие специальности, родственные военно-учетным специальностям
солдат, матросов, сержантов и старшин, направляются на укомплектование воинских
должностей преимущественно с учетом полученной ими подготовки;
для соединений и воинских частей (кораблей), имеющих почетные наименования,
по возможности предназначаются призывники из числа проживающих в населенных
пунктах и районах, наименования которых носят эти соединения и воинские части
(корабли), в пределах имеющегося задания на призыв;
братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно
одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения
военной службы в одну воинскую часть;
призывники, проживающие на Камчатке, Чукотке, Сахалине и на побережье
Охотского и Японского морей, если они по состоянию здоровья и другим требованиям
годны для службы в Военно-Морском Флоте, предназначаются, как правило, в воинские
части и на корабли Тихоокеанского флота, проживающие в Мурманской и Архангельской
областях - в воинские части и на корабли Северного флота, проживающие в Калининградской
области - в воинские части и на корабли Балтийского флота;
призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей,
при наличии возможности направляются для прохождения военной службы в воинские
части Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные
вблизи места их проживания, в соответствии с имеющимся заданием на призыв
граждан на военную службу;
призывники, окончившие образовательные учреждения служб Морского и Речного
флота Министерства транспорта Российской Федерации, при призыве на военную
службу предназначаются для прохождения военной службы в воинские части и на
корабли Военно-Морского Флота;
призывники, подготовленные по военно-учетным специальностям в образовательных
учреждениях РОСТО, начального и среднего профессионального образования, должны
распределяться строго в соответствии с полученной военно-учетной специальностью
и имеющимся заданием на призыв;
при предназначении водителей автомобилей необходимо учитывать уровень
их профессиональной подготовки и особенности эксплуатации автотранспорта в
соответствующих регионах. Наиболее подготовленные водители отбираются и направляются
в первую очередь в автомобильные воинские части и подразделения, постоянно
занятые подвозом материальных средств и перевозкой личного состава;
порядок направления в воинские части и учреждения отдельных категорий
призывников, в том числе имеющих дефицитные специальности, определяется Генеральным
штабом.

Комментарий к п. 4

6. Организация медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание
поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования
определена Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в
Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны
РФ от 22 сентября 1995 г. N 315. В соответствии с ней граждане, поступающие
в училища, а также граждане, не проходящие военную службу и поступающие на
факультеты очного обучения военно-учебных заведений, проходят предварительное
освидетельствование ВВК военного комиссариата субъекта Российской Федерации,
окончательное освидетельствование - ВВК военно-учебного заведения.
Освидетельствование граждан, поступающих в военно-учебные заведения по
подготовке летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, проводится
в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании летного состава
авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. На предварительное освидетельствование
для определения годности к поступлению в военно-учебные заведения по подготовке
летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации направляются
граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на
каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже
105/60 мм рт. ст.
Граждане, поступающие в училища, не направляются на предварительное освидетельствование,
если, по сведениям медицинских учреждений здравоохранения, у них имеются хронические
заболевания или явные физические недостатки, препятствующие поступлению в
эти учебные заведения.
Перед направлением на предварительное освидетельствование в военном комиссариате
или в воинской части на гражданина, поступающего в училище, военно-учебное
заведение, оформляется карта медицинского освидетельствования гражданина,
поступающего в училище, военно-учебное заведение, и ему проводятся:
флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки
в двух проекциях;
рентгенография околоносовых пазух;
ЭКГ в покое и после нагрузки;
общий анализ крови;
исследование крови на ВИЧ и серологические реакции на сифилис;
общий анализ мочи.
Кроме того, дополнительно проводятся поступающим:
в училища - исследование кала на яйца гельминтов и дизентерийную группу,
посев из зева и носа на дифтерию;
в военно-учебные заведения по подготовке летного состава авиации Вооруженных
Сил Российской Федерации - исследование кала на яйца гельминтов и цисты лямблий.
Кроме того, на гражданина, не проходящего военную службу и поступающего
в училище, военно-учебное заведение, перед направлением его на предварительное
освидетельствование военный комиссариат запрашивает:
а) из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного,
кожно-венерологического и других диспансеров (кабинетов) сведения (справки)
о состоянии его на учете;
б) из других медицинских учреждений - сведения о состоянии его на диспансерном
учете по поводу хронических заболеваний и перенесенных им в течение последних
12 месяцев инфекционных и паразитарных болезней, медицинскую карту амбулаторного
больного, выписки из медицинской карты стационарного больного, рентгенограммы,
протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы,
характеризующие состояние здоровья гражданина.
Граждане, не проходящие военную службу, на предварительное освидетельствование
направляются с результатами исследований, указанных выше, медицинской картой
амбулаторного больного, сведениями о состоянии их здоровья, представленными
из медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения
и картой медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в училище,
военно-учебное заведение, оформляемой военным комиссариатом.
В процессе предварительного или окончательного освидетельствования гражданину,
поступающему в училище, военно-учебное заведение, при необходимости повторно
могут проводиться лабораторные, рентгенологические и другие исследования.
Гражданин, поступающий в училище, военно-учебное заведение, с его согласия
по заключению ВВК для уточнения диагноза заболевания может быть направлен
на обследование в медицинское учреждение государственной или муниципальной
системы здравоохранения, в военно-медицинское учреждение. При отказе гражданина
от обследования ВВК выносит заключение о негодности его к поступлению в училище,
военно-учебное заведение.
При выявлении заболевания, препятствующего поступлению в училище, военно-учебное
заведение, дальнейшее освидетельствование гражданина прекращается, врачом-специалистом
оформляется лист медицинского освидетельствования, который вкладывается в
карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в училище,
военно-учебное заведение, и ВВК выносит заключение о негодности его к поступлению
в училище, военно-учебное заведение.
Врач-специалист по результатам освидетельствования выносит заключение
только о годности или негодности гражданина к поступлению в училище, конкретное
военно-учебное заведение (на факультет, отделение).
Воспитанники училищ для решения вопроса о годности к обучению в училище
направляются на освидетельствование начальниками училищ, а находящиеся на
лечении в военно-медицинских учреждениях, кроме того, начальниками этих учреждений.
Порядок, форма и сроки представления сведений о результатах освидетельствования
граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, устанавливаются
ЦВВК Министерства обороны Российской Федерации.

Комментарий к п. 5

7. Призывная комиссия (военный комиссар - для граждан, призываемых на
военную службу из запаса) принимает соответствующие решения на основании комментируемого
Закона, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, например, постановления
Правительства РФ "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным
категориям граждан" от 30 декабря 1998 г. N 1583 (СЗ РФ. - 1999. - N 2. -
Ст. 295) (см. также комментарий к ст. 24. и приложение 2).

Комментарий к п. 6

8. Решение призывной комиссии принимается большинством голосов.
Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии.
Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, не пребывающему
в запасе, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает
ему копию решения (выписку из протокола заседания призывной комиссии, в который
внесено указанное решение). Копия решения может быть необходима гражданину
для обжалования решения призывной комиссии в суд или в призывную комиссию
субъекта Российской Федерации.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день
заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии, в удостоверение
гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу,
вручается повестка о явке его на призывной пункт для отправки к месту прохождения
военной службы.
9. В отношении граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания
офицера, решение о призыве объявляет военный комиссар. По требованию гражданина
ему также выдается копия решения.

Комментарий к п. 7

10. В случае несогласия с решением призывной комиссии лица, призванные
на военную службу, имеют право обжаловать решения об их призыве на военную
службу.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином, не пребывающим
в запасе, в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня
получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего
субъекта Российской Федерации или в суд, а решение военного комиссара - военному
комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (гражданином,
зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера).
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1
(Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 19. - Ст. 685) для обращения в суд
с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе
вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы
или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином
не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен
судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение
информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом
по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных
настоящим Законом.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения,
предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц,
государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином,
возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых
действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность
обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав
и свобод.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение)
незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные
к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права и свободы.
Жалоба гражданина (если гражданин решил обратиться с жалобой не в суд,
а в призывную комиссию субъекта Российской Федерации) должна быть рассмотрена
в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего
субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта
Российской Федерации (если решение военного комиссара района обжалуется гражданином,
призванным на военную службу из запаса).
11. В случае обжалования выполнение решения призывной комиссии или выполнение
решения военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной
комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (военным комиссаром
соответствующего субъекта Российской Федерации) или вступления в законную
силу решения суда (при обжаловании решений в судебном порядке).
В соответствии со ст. 208 ГПК РСФСР решение суда вступает в законную
силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если
оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной
жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает
в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>