<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

гражданину. Лист медицинского освидетельствования, а также выписка из книги
протоколов призывной комиссии субъекта Российской Федерации, заверенная печатью
военного комиссариата субъекта Российской Федерации, при сопроводительном
служебном письме направляются в призывную комиссию, решение которой отменено.
Если в результате контрольного освидетельствования решение призывной
комиссии не изменяется, то в книге протоколов призывной комиссии субъекта
Российской Федерации и учетной карте гражданина, подлежащего призыву на военную
службу, делается краткая запись о его утверждении, лист медицинского освидетельствования
при этом не оформляется.
Медицинские службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных
округов, флотов, флотилий, военно-морской базы, ЦВВК Ракетных войск стратегического
назначения, Военно-Морского Флота, ВВК военных округов, флотов, флотилий,
военно-морской базы обобщают и анализируют результаты освидетельствования
граждан, призванных на военную службу.
Порядок, форма и сроки представления сведений о результатах освидетельствования
граждан при призыве на военную службу устанавливаются ЦВВК Министерства обороны
Российской Федерации.

Комментарий к п. 4

10. Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной
постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные
сборы), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу
по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, граждан,
пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, решением главы
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы органа местного
самоуправления района, города (без районного деления) по представлению соответствующего
военного комиссара привлекаются врачи-специалисты, средний медицинский персонал
медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В то же время по согласованию с командиром (начальником) воинской части
(военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования граждан,
подлежащих призыву на военную службу, могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Комментарий к п. 5

11. Финансирование освидетельствования граждан, связанного с исполнением
ими воинской обязанности, осуществляется за счет средств федерального бюджета
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
За врачами-специалистами, средним медицинским персоналом медицинских
учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, привлекаемыми
для освидетельствования граждан, за время участия в освидетельствовании сохраняется
средний заработок по месту работы. Если участие врачей-специалистов, среднего
медицинского персонала в освидетельствовании связано с их выездом с постоянного
места жительства, командировочные расходы возмещаются по нормам, действующим
в Российской Федерации (см. также комментарий к п. 2 ст. 5).
12. Распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1998 г. N 1508-р утвержден
план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации
в целях реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
П. 19 данного Плана Минфину России, Минобороны России и Минздраву России поручено
до ноября 1998 г. определить порядок финансирования медицинского освидетельствования
и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Однако до настоящего времени такой порядок не установлен.

Статья 31.Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Комментарий к п. 1

1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу,
обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование,
заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения
военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту
прохождения военной службы.
Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в
соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, на
заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть в целях прохождения
военной службы осуществляется повестками военного комиссариата района, города
без районного деления, иного муниципального (административно-территориального)
образования (далее именуются - военные комиссариаты).
Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата
или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными
за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а
также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов
местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного
срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.
Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии.
Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники.
После оповещения призывников глава органа местного самоуправления составляет
график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней
работы призывной комиссии.
Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых
создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке
в сопровождении представителей органов местного самоуправления и (или) организаций.
Прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не представилось
возможным вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами
внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание
призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению
причин их неявки.
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная
комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору
по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии
с законодательством Российской Федерации к ответственности.
2. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат для последующей отправки
на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части
в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую
одежду и обувь.
Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на
сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени
прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками
и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются
в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления
и военных комиссариатов.
Во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются
горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного министром обороны
Российской Федерации. На сборном пункте при содействии органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости,
а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.
На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3% от числа
отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости
для пополнения эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников
или невозможности их отправки по другим причинам. Задерживать на сборном пункте
призывников, находящихся в резерве, более 3 суток или возвращать их в военные
комиссариаты запрещается.
При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной
службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной
карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется
гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Комментарий к п. 2

3. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные
с призывом на военную службу, производится повестками военного комиссариата
района (см. комментарий к п. 2 ст. 26).
В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами
изложенных в них требований (приводятся выдержки из УК РФ об ответственности
за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований
для освобождения от этой службы).
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву
на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными
лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную
службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании
письменного обращения военного комиссара.

Комментарий к п. 3

4. Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас, организует
и осуществляет военный комиссар. В этих целях граждане, зачисленные в запас,
вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование,
которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной
экспертизе.
Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование
и к военному комиссару производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.
После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования
военный комиссар принимает в отношении его одно из следующих решений:
а) о призыве на военную службу;
б) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
в) об освобождении от призыва на военную службу;
г) об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном
комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения
военной службы, получив которые, он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.
После откомандирования гражданина, зачисленного в запас, к месту прохождения
военной службы, его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом
в воинскую часть, куда он направлен.
По прибытии гражданина, зачисленного в запас, в воинскую часть командир
части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного
военным комиссариатом, и возвращает его в этот военный комиссариат.

Комментарий к п. 4

5. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного
комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный
гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата,
при условии документального подтверждения, является:
- заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери,
родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина
либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или
иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный
комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.
Ч. 1 ст. 328 УК РФ предусматривает, что в случае уклонения от призыва
на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой
службы виновный наказывается штрафом либо арестом, либо лишением свободы (см.
комментарий к п. 2 ст. 28).
Ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ несут лица, подлежащие призыву
на военную службу. Ими могут быть только граждане мужского пола в возрасте
от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие
в запасе, а также граждане мужского пола того же возраста, окончившие государственные
муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные
учреждения.
Уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу несет
гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата или иного органа,
осуществляющего воинский учет, в указанные место и срок без уважительных причин,
а также в иных случаях, предусмотренных законом.
6. Под уклонением понимается неявка гражданина, отвечающего названным
требованиям, в установленные повесткой место и день для отправки к месту службы.
Состав преступления считается оконченным по истечении дня, указанного в повестке.
Уклонение от призыва на военную службу возможно и после явки гражданина
в назначенные повесткой время и место, но до дня убытия из военного комиссариата
к месту прохождения. Этот день образует начало военной службы, призывник становится
военнослужащим и за уклонение от военной службы подлежит ответственности как
за воинское преступление.
Неявка может быть сопряжена с другими активными действиями виновного,
направленными на сокрытие от органов власти. Он может изменить место жительства,
вызвать у себя заболевание, освобождающее от призыва на военную службу, предоставить
в военный комиссариат подложные документы, дающие основания для освобождения
от военной службы (например, свидетельство о рождении с измененным годом рождения,
справку о рождении второго ребенка, об обучении в высшем учебном заведении
и т.д.).
Способы оправдания неявки юридического значения не имеют. В случае подделки
документов, дающих право на освобождение от военной службы, их похищения либо
иного незаконного приобретения виновный отвечает дополнительно по соответствующей
статье УК (ст.ст. 324, 325, 327).
Обязательное условие уголовной ответственности за уклонение от призыва
на военную службу - отсутствие законных оснований освобождения от военной
службы. Перечень таких оснований изложен в ст. 23 комментируемого Закона.
Кроме оснований освобождения от призыва на военную службу ст. 24 Закона
предусматривает обстоятельства, предоставляющие призывнику отсрочку от призыва
на военную службу. Эти обстоятельства также должны включаться в основания
освобождения от военной службы, о которых говорится в ч. 1 ст. 328 УК. Такой
вывод следует, в частности, из того, что закон предоставляет военнослужащему,
проходящему военную службу по призыву, право на досрочное увольнение с военной
службы при наличии основания как освобождения, так и отсрочки от призыва на
военную службу (ст. 51 комментируемого Закона). Это свидетельствует об одинаковой
юридической значимости указанных обстоятельств, и те и другие могут рассматриваться
как основания для освобождения от военной службы.
Уклоняющийся от военной службы может осознавать наличие у него законных
оснований для освобождения от военной службы и именно в связи с этим не явиться
на призывной пункт, но он может и не осознавать этого, уклоняясь от военной
службы из нежелания служить. Если при второй ситуации в процессе расследования
будет установлено соответствующее основание, освобождающее призывника от призыва
на военную службу, он не подлежит ответственности по ст. 328 УК.
Призывник, уклоняющийся от призыва на военную службу, ошибочно полагающий
о существовании у него оснований для освобождения от нее, может быть признан
субъектом данного преступления, однако добросовестность заблуждения и последующее
исполнение решения военного комиссариата свидетельствуют об отсутствии общественной
опасности деяния, вследствие чего оно не может быть признано преступным (ч.
2 ст. 14 УК).
7. При определении значимости причин неявки граждан на призывные пункты
следует также учитывать, что неявка призывника на призывной пункт, обусловленная
болезнью, лишившей его возможности это сделать, признается совершенной по
уважительной причине.
8. Ст. 190.1 КоАП РСФСР от 20 июня 1984 г. (действующая редакция) предусматривает
административную ответственность граждан в случае неявки без уважительных
причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом
на военную службу. Неявка граждан по вызову в военный комиссариат без уважительных
причин для приписки к призывному участку влечет предупреждение.


Раздел V. Поступление граждан на военную службу по контракту

Статья 32.Контракт о прохождении военной службы

Комментарий к п. 1

1. До настоящего времени высказываются самые различные мнения относительно
правовой природы контракта о прохождении военной службы. В соответствии с
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" посредством прохождения военной
службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение
военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей
ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения - оборона и безопасность.
Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской
обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном
порядке (прохождение военной службы по контракту).
Поскольку контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый
вид трудовой деятельности, постольку указанное обстоятельство на практике
приводит подчас к неправомерному отождествлению контракта о прохождении военной
службы с понятиями "трудовой договор" и "гражданско-правовой договор", и,
как следствие, правовое регулирование к нему не применяется.
Специфика трудовой деятельности предопределяет особенности и отличие
указанных понятий друг от друга.
2. Принципами правового регулирования гражданско-правового договора являются:
1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);
2) автономия воли договаривающихся сторон; 3) формально-юридическое равноправие
договаривающихся сторон; 4) взаимная ответственность сторон, в том числе за
его конечный результат.
Гражданско-правовой договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении,
изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Объектом гражданского правоотношения являются материальные и идеальные блага
либо процесс их создания. К первым относится имущество, ко вторым - результаты
интеллектуальной деятельности, личные неимущественные и иные нематериальные
блага.
А. Автономия воли, характеризующаяся добровольностью заключения договора,
выбором его условий, имеет разное содержание при заключении контракта о прохождении
военной службы и гражданско-правового договора. В первом случае она состоит
только в добровольности заключения контракта о прохождении военной службы
по типовой форме, тогда как во втором - также в согласовании вида, формы и
содержания гражданско-правового договора.
Б. Принцип диспозитивности (свобода согласования условий) правового регулирования,
характерный для гражданско-правового договора, практически не применим к контракту
о прохождении военной службы, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих"
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение
места военной службы, в том числе на перевод в другую местность в соответствии
с заключенными контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния
здоровья военнослужащих и членов их семей и т.д. (п.2 ст.6), т.е. при заключении
контракта о прохождении военной службы может быть оговорена возможность изменения
места военной службы при соблюдении указанных условий, что порождает соответствующую
обязанность командиров (начальников). В то же время Типовая форма контракта
о прохождении военной службы (приложение N 1 к Положению о порядке прохождения
военной службы) не предусматривает внесения каких-либо дополнительных условий.
Другим диспозитивным условием контракта о прохождении военной службы
является срок, на который заключается новый контракт. Срок, на который заключается
первый и некоторые другие виды контрактов, устанавливается императивными нормами
(см. комментарий к ст. 38).
В. Формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон как принцип
гражданско-правового договора характеризуется тем, что он действует не только
на стадии заключения договора, но и на стадии его исполнения, в то время как
равноправие сторон применительно к контракту о прохождении военной службы
характерно только на стадии его заключения. После заключения контракта о прохождении
военной службы возникают военно-служебные отношения, которые, являясь разновидностью
административных, характеризуются неравенством сторон, т.е. дальнейшее правовое
регулирование осуществляется на основе метода власти и подчинения.
Г. Гражданско-правовой договор, как правило, носит эквивалентный характер,
что предопределено предметом правового регулирования гражданского права. Контракт
о прохождении военной службы опосредует процесс служебной деятельности и не
предусматривает при этом каких-либо оценочных отношений при исполнении обязанностей
военной службы.
Предметом гражданско-правового договора, как правило, служит овеществленный
результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе
его исполнения носит вспомогательный характер, в то время как предметом контракта
о прохождении военной службы является регулирование отношений в процессе прохождения
военнослужащим военной службы.
Д. Гражданско-правовой договор характеризуется, как правило, взаимной
ответственностью сторон, т.е. за ненадлежащее исполнение договорных обязательств
на виновное лицо налагаются определенные санкции (например, возмещение убытков)
в целях восстановления имущественного положения потерпевшего, устранения иных
последствий и предотвращения подобных нарушений в будущем.
Поскольку стороны по контракту о прохождении военной службы являются
участниками военно-служебных правоотношений, которые в незначительной степени
имеют имущественный характер (выплата денежного довольствия, обеспечение другими
видами довольствия), основаны на нормах административного права, постольку
в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к ним не применимо гражданское законодательство, в
том числе нормы о гражданско-правовой ответственности, так как это не предусмотрено
законодательством, регулирующим контракт. Критерием разграничения является
в данном случае метод регулирования, присущий разным отраслям права: гражданское
право - равноправие и имущественная самостоятельность сторон; административное
право - властное подчинение одной стороны другой. Стороны в военно-служебных
отношениях несут юридическую ответственность, в том числе за ненадлежащее
исполнение контракта о прохождении военной службы, не только друг перед другом,
но подчас и перед государством. В этом случае юридическая ответственность
(уголовная, материальная, административная, гражданско-правовая в зависимости
от субъекта) представляет собой одну из форм государственно-принудительного
воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных
законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные
последствия.
Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью
гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия,
вытекающие из нарушения договорных обязательств.
3. Понятие трудового договора (контракта) сформулировано в ст.15 КЗоТ
РФ. Его основными элементами являются:
а) указание на состав сторон: трудящийся, поступающий на работу, и работодатель
(предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности, на
которой оно основано, гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью,
заключивший трудовой договор с трудящимся);
б) определение основных специфических обязанностей трудящихся и работодателя,
вытекающих из данного договора.
Основными признаками трудового договора являются:
а) выполнение трудящимся определенной трудовой функции;
б) трудящийся связан рамками внутреннего трудового распорядка предприятия,
учреждения или организации, что исключает автономию воли;
в) отсутствие, как правило, ответственности работника за конечный результат
работы.
А. Сторонами контракта о прохождении военной службы являются, с одной
стороны, Министерство обороны РФ или иной федеральный орган исполнительной
власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная службы (см.
комментарий к п. 1 ст. 2), с другой - гражданин, поступающий на военную службу
в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав:
только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие
установленным требованиям (см. комментарий к ст. 33). Иностранные граждане,
граждане с двойным гражданством, лица без гражданства не могут быть стороной
контракта о прохождении военной службы и, как следствие, субъектом военно-служебных
отношений. Трудовое законодательство не содержит перечисленных ограничений
по субъектному составу.
Б. Работник, заключивший трудовой договор (контракт), подчиняется правилам
внутреннего трудового распорядка, утверждаемым администрацией предприятия,
учреждения или организации (ст. 46 КЗоТ РФ). Распределение времени в воинской
части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется
распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок
дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности,
учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность
выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей
военной службы.
В центральном аппарате Министерства обороны РФ распорядок дня регламентирован
приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ от 4 февраля 1992 г. N
40: начало рабочего дня в 9.00, окончание работы в 18.00 (в пятницу - 16.45),
перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 13.45. Распорядок дня в управлениях
округов, флотов и группы войск устанавливается распоряжениями соответствующих
командующих, исходя из специфики выполняемых задач подчиненными войсками и
силами с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени. В воинских
частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает
соответствующий командир с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, стоящих
задач, времени года, местных и климатических условий.
В. Степень диспозитивности применительно к трудовому договору и контракту
о прохождении военной службы различна. При заключении трудового договора стороны
вправе договориться о любых его условиях, которые не ухудшают положения работника
по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде (ст.5
КзоТ РФ). При заключении контракта о прохождении военной службы стороны (гражданин
и должностное лицо) не могут изменить императивно установленных условий, закрепленных
в Типовой форме контракта о прохождении военной службы, за исключением подлежащих
согласованию (например, срок). Более того, право внесения в пп. 2 и 3 типовой
формы контракта конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной
службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 4 Положения о порядке
прохождения военной службы; примечание к Типовой форме контракта о прохождении
военной службы).
Г. Другим отличием трудового договора (контракта) от контракта о прохождении
военной службы является то обстоятельство, что нормативной основой первого
является КЗоТ РФ, а второго - комментируемый Закон, другие законодательные

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>