<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих
профессиональное или иное образование;
д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о
рождении детей;
е) дополнительные документы.
Перечень и содержание дополнительных документов, предъявляемых гражданином
в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, могут
устанавливаться министром обороны Российской Федерации (в воинских частях
- руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии
с подчинением этих воинских частей).
9. Военные комиссариаты регистрируют и принимают к рассмотрению заявления
граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту.
Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом,
поступающим на военную службу по контракту.
Военные комиссариаты оформляют на кандидата личное дело и другие необходимые
документы.
Перечень документов и порядок их оформления определяются для военных
комиссариатов министром обороны Российской Федерации.
Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и
дает указания:
о проведении медицинского освидетельствования кандидата;
о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому
отбору;
о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической
подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по
контракту;
о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору
граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Комментарий к п. 4

10. В связи с приемом граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту
на должностных лиц возлагаются следующие обязанности:
а) на военного комиссара:
рассмотрение заявления граждан о приеме на военную службу по контракту;
организация оформления необходимых документов и направление граждан,
изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, для прохождения
освидетельствования и других необходимых проверок;
организация работы комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов
и утверждение ее решений;
организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов;
б) на командира воинской части:
представление по команде заявок на укомплектование вакантных воинских
должностей, имеющихся в воинской части;
организация отбора кандидатов;
организация работы аттестационной комиссии воинской части по определению
соответствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную
службу по контракту;
заключение контрактов;
принятие решения об отказе гражданину (военнослужащему) в приеме на военную
службу по контракту и о возврате соответствующих документов в органы военного
управления, направившие эти документы, а также об отправке граждан к месту
их жительства;
11. Заключения о наличии соответствующих вакантных воинских должностей
даются кадровыми органами и органами комплектования Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с
компетенцией этих органов.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации организует взаимодействие
с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная
служба, по вопросам отбора и приема граждан на военную службу по контракту.
12. Определение соответствия кандидатов, отбираемых военными комиссариатами,
требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту,
возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов.
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов могут принимать
участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов
соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу
по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и
направляется в воинскую часть для заключения контракта. Направление кандидатов
в воинские части осуществляется военным комиссаром согласно заключению о наличии
должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке,
состоянию здоровья и результатам отбора.
Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается
воинскими перевозочными документами до пункта назначения, а в случае незаключения
контракта - и обратно.
Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях
заключения контракта предоставляются кандидату в военном комиссариате по месту
воинского учета в разовом порядке. В случае незаключения контракта воинские
перевозочные документы для следования к месту жительства предоставляются воинской
частью.
13. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении на военную службу
по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры
направляется для проведения отбора и оформления документов в военный комиссариат,
где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный
комиссариат по месту жительства). На такого гражданина оформляется запрос
на имя военного комиссара, который подписывается командиром воинской части,
с указанием всех необходимых данных.
14 По согласованию с военным комиссариатом воинские части могут самостоятельно
проводить мероприятия по отбору граждан на военную службу по контракту. Формы
соответствующих документов и порядок их оформления устанавливаются руководителями
федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчиненностью
этих воинских частей.
15. Отбор граждан для поступления на военную службу по контракту из числа
пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной
службы безопасности Российской Федерации осуществляется указанными федеральными
органами исполнительной власти.
16. Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую
часть, рассматривается командиром воинской части.
При необходимости по решению командира воинской части кандидат может
быть направлен для прохождения медицинского освидетельствования, проведения
с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня
знаний его образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения
его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса
о заключении с ним контракта.
Решение о несоответствии гражданина требованиям, установленным для поступающих
на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской
части при наличии следующих обстоятельств:
а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;
б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям
Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным
законом заключать контракт;
в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении
наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или
передаче уголовного дела в суд;
г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение
преступления;
д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы (п. 5 ст.
5 Положения о порядке прохождения военной службы);
а также:
а) при признании его по результатам медицинского освидетельствования
ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или
не годным к военной службе;
б) при отнесении его по результатам профессионального психологического
отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
в) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на
военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической
подготовки (п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы).
Копия решения указанной комиссии должна быть выдана гражданину по его
просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.
17. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший
желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.
Вместе с рапортом военнослужащий представляет:
а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего
на военную службу по контракту;
б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
в) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих
профессиональное или иное образование;
г) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о
рождении детей;
д) дополнительные документы.
Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых военнослужащим
при поступлении на военную службу по контракту, могут определяться руководителями
федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная
служба.
Рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и изъявившего
желание поступить на военную службу по контракту, регистрируется и принимается
командиром воинской части к рассмотрению. Командир воинской части рассматривает
рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и принимает
по нему решение в сроки, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил
Российской Федерации для рассмотрения предложений военнослужащих.
18. Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.
19. По рассмотрении рапорта командир воинской части дает указания:
о проведении медицинского освидетельствования кандидата;
о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому
отбору;
о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической
подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по
контракту;
о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.
Указанные мероприятия проводятся в порядке, установленном комментируемым
Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом
рапорт может быть возвращен военнослужащему по основаниям, предусмотренным
законодательством.
20. Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру
оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на
военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской
части.
Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих
на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской
части при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством (п. 19
Положения о порядке прохождения военной службы).
Копия решения комиссии должна быть выдана военнослужащему по его просьбе
в течение трех дней со дня принятия решения.

Комментарий к п. 5

21. Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по
контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части)
по следующим основаниям:
а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;
б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям
Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным
законом заключать контракт;
в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении
наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или
передаче уголовного дела в суд;
г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение
преступления;
д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.
22. Кандидат признается комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов
не соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу
по контракту, в случаях, указанных в законодательстве, а также в следующих
случаях:
а) при признании его по результатам медицинского освидетельствования
ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или
не годным к военной службе;
б) при отнесении его по результатам профессионального психологического
отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
в) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на
военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической
подготовки.
23. Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов
должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия
решения.
24. Контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим), в
отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание,
в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное
дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную
судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде
лишения свободы.
25. Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта
являются:
а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю
подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром
(начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по
итогам конкурсного отбора;
в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной
комиссии воинской части о несоответствии кандидата требованиям, установленным
для поступающих на военную службу по контракту.
26. Первый контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим)
при наличии оснований, указанных в законодательстве.

Комментарий к п. 6

27.Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается
срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое
вправе заключать с ним новый контракт, не позднее чем за 4 месяца до окончания
срока предыдущего контракта.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке.
28. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий
кадровый орган или орган комплектования воинской части.
29. Командир воинской части, на имя которого поступил зарегистрированный
рапорт военнослужащего, желающего заключить новый контракт, рассматривает
его и не позднее чем за три месяца до дня окончания срока текущего контракта
принимает решение по рапорту:
в случае отказа в заключении нового контракта уведомляет военнослужащего
об отказе с указанием мотивированных причин, при необходимости направляет
рапорт вышестоящему командиру (начальнику), который имеет право подписания
контракта;
на следующий день после окончания срока текущего контракта подписывает
новый контракт на срок, определенный сторонами в соответствии с комментируемым
Законом. К сожалению, иногда командиры (начальники), отказывая военнослужащему
в заключении нового контракта, забывают о требовании п. 1 ст. 23 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" о том, что военнослужащие, проходящие военную
службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной
службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения
ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения
по основаниям, установленным комментируемым Законом.
В соответствии со ст. 51 комментируемого Закона увольнение с военной
службы по истечении срока контракта (подп. "б" п. 1 ст. 51) к основаниям досрочного
увольнения не относится.
Предельный возраст пребывания на военной службе установлен ст. 49 комментируемого
Закона.
Согласно ст. 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу
лет имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе
и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более, при этом выслуга
лет учитывается в льготном исчислении;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания
на службе, состоянию здоровья или в связи с проведением организационно-штатных
мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий
трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести
месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.
Таким образом, командир (начальник) воинской части вправе поставить вопрос
об отказе в заключении нового контракта лишь перед военнослужащим, имеющим
право на пенсию за выслугу лет, при его несоответствии требованиям, указанным
в ст. 33 комментируемого Закона.
Военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной
службе, не имеющим права на пенсию за выслугу лет, командир (начальник) воинской
части не вправе отказать в заключении контракта, если такие военнослужащие
не подлежат досрочному увольнению с военной службы, например, в связи с организационно-штатными
мероприятиями, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в
связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением такого допуска,
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему
наказания в виде лишения свободы условно. Об этом свидетельствует и судебная
практика: например, решение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому
делу N 4н-40/96 в связи с жалобой офицера Гречко В.И.
30. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший
желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта,
представляется к увольнению с военной службы.
31. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях,
объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в
походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком;
нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других
обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока
действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту.
При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение
одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
32. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, поступающий
в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, заключает новый
контракт при зачислении в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную
докторантуру.
Военнослужащий, входящий в постоянный состав подразделения (факультета,
кафедры и других подразделений), подчиненного одному федеральному органу исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба, но состоящего при учебном
заведении иного федерального органа исполнительной власти или входящего в
него, заключает контракт с федеральным органом исполнительной власти, которому
указанное подразделение подчинено.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в одном федеральном
органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и обучающийся
в военно-учебном заведении другого федерального органа исполнительной власти,
из списков личного состава федерального органа исполнительной власти не исключается
и нового контракта не заключает.
33. Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту
(за исключением военнослужащих, направленных для прохождения военной службы
по призыву), а также военнослужащий женского пола, имеющий воинское звание
офицера, прапорщика или мичмана, отчисленные из военно-учебного заведения,
адъюнктуры, военной докторантуры и желающие проходить военную службу, подают
рапорт о заключении нового контракта в день прибытия к новому месту военной
службы.
34. Военнослужащий, освобожденный от должности руководителя федерального
органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и желающий
проходить военную службу, заключает новый контракт в месячный срок со дня
освобождения от этой должности.
35. Военнослужащий, основания для приостановления военной службы которого
прекратились, желающий проходить военную службу, заключает новый контракт
со дня прекращения оснований для приостановления военной службы.
36. Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного
возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе
в заключении контракта принимаются:
а) для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности,
для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - Президентом
Российской Федерации;
б) для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных
на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника,
капитана 1 ранга, - руководителем федерального органа исполнительной власти,
в котором предусмотрена военная служба;
в) для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана
1 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных
военнослужащих на занимаемые ими воинские должности (ст. 10 Положения о порядке
прохождения военной службы).
В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении
контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной
службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник),
которому предоставлено право подписания новых контрактов.
Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного
возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств,
а также состояния здоровья.
При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения
военно-врачебной комиссии.
Заключение военно-врачебной комиссии должно поступить должностному лицу,
имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за 4
месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.
Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут
быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе.
37. Военнослужащему, проходящему военную службу в должности руководителя
федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная
служба, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе и желающему
продолжать прохождение военной службы, срок военной службы может быть продлен
Президентом Российской Федерации, но не свыше достижения им возраста 65 лет.

Комментарий к п. 7

38. В случае отказа гражданину (военнослужащему) в заключении контракта
о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий
орган, прокуратуру или в суд.
39. Рассмотрение жалоб граждан в вышестоящем органе военного управления
осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения предложений,
заявлений, жалоб и приеме посетителей (введена в действие приказом министра
обороны СССР от 5 апреля 1988 г. N 160).
Срок принятия заявлений по жалобам граждан - 1 месяц.
40. Рассмотрение жалоб органами прокуратуры осуществляется в соответствии
со ст. 10 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального
закона РФ от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472)
и ст. 8 Положения о военной прокуратуре.
Рассмотрение жалоб в суде осуществляется в порядке, предусмотренном Законом
РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
от 27 апреля 1993 г. N 486-1 (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 19. -
Ст. 685).

Статья 35.Поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального
образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами,
обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования

Комментарий к п. 1

1. Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации
являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального
образования.
Высшие военно-учебные заведения осуществляют подготовку офицеров с высшим
образованием, соответствующим третьему уровню высшего профессионального образования
в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.
Высшие военно-учебные заведения осуществляют подготовку офицеров по специальностям,
устанавливаемым министром обороны Российской Федерации. Формы обучения - очная
и заочная. Перечень специальностей, по которым допускается заочное обучение,
устанавливается министром обороны Российской Федерации.
В высших военно-учебных заведениях наряду с реализацией профессиональных
образовательных программ подготовки военных специалистов осуществляется обучение
курсантов гражданским специальностям, перечень которых утверждается федеральным
(центральным) органом управления высшим образованием Российской Федерации.
2. Обучение в высших военно-учебных заведениях осуществляется на русском
языке - государственном языке Российской Федерации.
3. К высшим военно-учебным заведениям относятся: военные университеты,
военные академии, военные институты, высшие военные училища и военные факультеты
при гражданских высших учебных заведениях.
4. Военные академии являются ведущими учебно-методическими и научными
центрами в системе военного образования. Основное предназначение военных академий
- подготовка высококвалифицированных офицеров с высшим военным образованием,
подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации и преподавателей
для высших военных училищ, а также повышение квалификации и переподготовка
офицеров. В военных академиях может организовываться подготовка офицеров -
специалистов с высшим военно-специальным образованием и магистров. Военные

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>