<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339).
В отдельных случаях уголовная ответственность наступает не только во
время исполнения обязанностей военной службы или при их исполнении, но и в
связи с их исполнением. В последнем случае военнослужащий непосредственно
не исполняет обязанности военной службы (пребывает вне пределов воинской части
или места службы), но какое-либо общественно опасное деяние связано с его
служебной деятельностью, например, исполнением им служебных обязанностей.
3. Период прохождения военной службы ограничен моментом начала военной
службы (см. комментарий к п. 10 ст. 38) и окончания военной службы (см. комментарий
к п. 11 ст. 38) - см. также комментарий к п. 1 ст. 38.
Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены
в п.1 комментируемой статьи.
4. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской
Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных
органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются
специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска, воинские
формирования и органы. Граждане, поступившие или призванные на военную службу,
являются военнослужащими и на них возлагаются обязанности по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны
с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях,
в том числе с риском для жизни.
Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми
понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений,
частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач.
Риск для жизни характерен для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения
и военного положения, а также при вооруженных конфликтах (см. комментарий
к п. 2 ст. 36).
5. Военнослужащий или гражданин, исполняющий должностные обязанности
(см. п. 13 комментария к ст. 32), считается находящимся при исполнении обязанностей
военной службы. В подп. "б" п. 1 комментируемой статьи не указано исполнение
специальных обязанностей в качестве случая исполнения обязанностей военной
службы, так как таковыми они названы в отдельных подпунктах (см. подп. "в"
и "п" п. 1 ст. 37 комментируемого Закона).
Исполнение военнослужащим общих обязанностей (см. п. 13 комментария к
ст. 32) не считается исполнением обязанностей военной службы.
6. Боевое дежурство - особый вид дежурства специально выделенных сил
и средств, которые находятся в более высоких по сравнению с другими силами
и средствами степенях боевой готовности к выполнению боевых задач. Организуется
в целях своевременного обнаружения начала нападения противника, немедленного
поражения наиболее важных объектов, пресечения нарушения границ. Несение боевого
дежурства является боевой задачей по защите и обеспечению военной безопасности
государства.
Боевая служба Военно-Морского Флота как высшая форма поддержания боевой
готовности сил флота в мирное время представляет собой мероприятия и действия,
проводимые силами флота на океанских и морских акваториях в целях предотвращения
внезапного нападения агрессора, срыва или ослабления его ударов с океанских
(морских) направлений, а также обеспечения интересов государства в наиболее
важных районах Мирового океана.
Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой
службы) регламентированы в ст.ст. 359 - 368 УВС ВС РФ.
Гарнизонный наряд назначается для охраны и обороны гарнизонных объектов,
поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах и
в других общественных местах гарнизона, а также для контроля за соблюдением
правил дорожного движения водителями воинских частей и выполнения задач гарнизонной
службы (ст. 51 УГ и КС ВС РФ).
Предусматривается следующий состав гарнизонного наряда: дежурный по караулам;
помощник дежурного по караулам; дежурное подразделение; гарнизонные караулы;
гарнизонные патрули; инспектора и патрульные контрольных постов ВАИ.
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны
личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества
воинской части (подразделений), контроля за состоянием дел в подразделениях
и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для
выполнения других обязанностей по внутренней службе (ст. 260 УВС ВС РФ). Состав
суточного наряда объявляется в приказе по воинской части на период обучения.
Типовой состав суточного наряда полка приведен в ст. 261 УВС ВС РФ.
Военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, считаются
исполняющими обязанности военной службы в случаях несения боевого дежурства,
боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе
суточного наряда. Начальные и конечные моменты исполнения соответствующих
обязанностей определяются общевоинским и иными уставами.
7. Учения и походы кораблей являются формами боевой подготовки в целях
поддержания боевой выучки и готовности войск, сил и средств. Их проведение,
как правило, связано с определенным риском для жизни и здоровья их участников.
С учетом этого обстоятельства указанные мероприятия включены в перечень случаев,
когда военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими
обязанности военной службы.
8. Выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником),
является исполнением обязанностей военной службы. Данное положение применяется
с учетом п. 3 комментируемой статьи, устанавливающей, что командирам (начальникам)
запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения
к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства
Российской Федерации.
Таким образом, только исполнение законного приказа будет считаться исполнением
обязанностей военной службы (см. подробнее комментарий к п. 3 настоящей статьи).
9. В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего
времени не может превышать 40 часов в неделю. Распределение времени в воинской
части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется
распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок
дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности,
учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность
выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей
военной службы.
В центральном аппарате Министерства обороны РФ распорядок дня регламентирован
приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ от 4 февраля 1992 г. N
40: начало рабочего дня в 9.00, окончание работы в 18.00 (в пятницу - 16.45),
перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 13.45. Распорядок дня в управлениях
округов, флотов и группы войск устанавливается распоряжениями соответствующих
командующих, исходя из специфики выполняемых задач подчиненными войсками и
силами с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени. В воинских
частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает
соответствующий командир с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, стоящих
задач, времени года, местных и климатических условий.
Нахождение на территории воинской части до начала и после окончания установленного
распорядком дня служебного времени не допускается, за исключением случаев,
когда это вызвано служебной необходимостью.
П. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определил,
что отдельные мероприятия, перечень которых утверждается министром обороны
РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости
без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Такие перечни утверждены приказами: министра обороны РФ от 10 ноября
1998 г. N 492; МВД РФ от 3 ноября 1997 г. N 721; ФАПСИ РФ от 11 января 1999
г. N 3.
За исключением мероприятий, перечисленных в указанных перечнях, военнослужащие
могут находиться на территории воинской части в отличное от распорядка дня
время, если это вызвано служебной необходимостью. Служебную необходимость
нахождения военнослужащих на территории воинской части определяет соответствующий
командир (начальник), имеющий право утверждать распорядок дня, или его вышестоящий
командир (начальник).
10. Служебной командировкой считается поездка военнослужащего по распоряжению
командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения
служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования
воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную
службу. В соответствии с комментируемой статьей нахождение в командировке
является исполнением обязанностей военной службы.
Порядок направления в служебные командировки военнослужащих Вооруженных
Сил РФ установлен Инструкцией о дополнительных денежных выплатах военнослужащим
при служебных перемещениях и направлении в служебные командировки, утвержденной
приказом министра обороны РФ от 26 октября 1996 г. N 385.
Командировки военнослужащих назначаются в случаях действительной необходимости
и при наличии денежных средств на эти цели следующими должностными лицами:
а) из центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации
- заместителями и помощниками министра обороны Российской Федерации, начальником
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместителями,
главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и их заместителями,
заместителями начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителями
начальника строительства и расквартирования войск, командующими (начальниками)
родами войск и их заместителями, начальниками управлений Министерства обороны
Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
и их первыми заместителями;
б) из управлений округов, флотов - командующими войсками округа, флотом,
его заместителями и помощниками, а также начальниками управлений, служб и
отделов, подчиненных непосредственно командующему войсками округа, флотом;
в) из управлений армий, флотилий, ВВС (на территории военных округов)
и ВВС флотов - командующим армией, флотилией, ВВС (на территории военного
округа), ВВС флота и их заместителями;
г) из управлений соединений - командиром соединения, начальником штаба
соединения;
д) из воинских частей, содержащихся на самостоятельных штатах, - командиром
воинской части.
Командировки военнослужащих в вышестоящие органы военного управления
разрешаются по вызову вышеуказанных командиров и начальников, на срок не свыше
5 дней, не считая времени нахождения в пути.
В исключительных случаях срок командировки может быть продлен не более
чем на 5 дней с письменного разрешения:
в управления Министерства обороны Российской Федерации и Генерального
штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - начальников этих управлений;
в главные штабы и управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации
- главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации и их первых
заместителей;
в штабы и управления округов, флотов - командующих войсками округов,
флотами или начальников штабов этих округов, флотов.
Командировки в воинские части, в том числе для инспектирования войск,
проведения ревизий и проверок хозяйственной и финансовой деятельности воинских
частей, назначаются на срок не свыше 40 дней, не считая времени нахождения
в пути.
Командировки могут назначаться военнослужащим на срок свыше 40 дней,
но не более чем на один год, в следующих случаях:
а) для выполнения полевых топографических, топогеодезических работ, аэросъемочных,
гидрографических, гидрологических работ и зимних промеров по льду вне района
своей базы;
б) в составе штатных театральных групп и военных оркестров;
в) на монтажные и наладочные работы либо для приемки, сдачи или ремонта
кораблей и судов;
г) для охраны, обороны и сопровождения транспортов с воинскими грузами;
д) на производственную (учебную) практику и стажировку слушателей и курсантов
либо для подготовки ими дипломов (дипломных проектов, работ), а также при
направлении офицеров постоянного состава военно-учебных заведений, в том числе
командиров подразделений слушателей и курсантов, для руководства войсковой
практикой и стажировкой слушателей и курсантов;
е) в составе нештатных экспедиций, создаваемых по указанию министра обороны
Российской Федерации или его заместителей;
ж) на борьбу с особо опасными инфекциями;
з) на учебные и итогово-выпускные сборы слушателей заочных факультетов
и отделений высших военно-учебных заведений;
и) для изучения новых вооружения и военной техники в воинских частях,
в том числе в качестве руководителей занятий по их изучению;
к) на стажировку в войска и практику на предприятия и в организации гражданских
министерств и ведомств офицеров - научных сотрудников научно-исследовательских
и научно-испытательных учреждений;
л) на стажировку в войска офицеров профессорско-преподавательского состава
и научного состава военно-учебных заведений;
м) на обучение с сохранением воинских должностей по месту военной службы
на курсы (в центры, для прохождения сборов) системы повышения квалификации
и переподготовки кадров вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования
воинской части, подразделения (в том числе в государственные образовательные
учреждения профессионального образования и подразделения системы повышения
квалификации и переподготовки кадров - по дневной форме обучения);
н) направления военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей
(подразделений), выведенных в учебные центры, учебные воинские части военно-учебных
заведений, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, маневры, учения (игры),
командированных в эти воинские части (подразделения) для проверки, инспектирования,
оказания помощи в организации боевой подготовки и бытового обеспечения личного
состава либо командированных в воинские части (подразделения), выведенные
на маневры и учения (игры) для участия в них.
Срок непрерывного пребывания в командировках исчисляется со дня убытия
военнослужащего из пункта постоянной дислокации или временного расквартирования
воинской части (подразделения) и по день возвращения в эти пункты после выполнения
служебного задания включительно.
Военнослужащим, убывшим из пункта командировки в отпуск либо на лечение
в лечебное учреждение и по прибытии из отпуска или лечебного учреждения в
пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части
(подразделения) вновь командированным к месту выполнения служебного задания,
срок непрерывного пребывания в командировке исчисляется без учета времени
нахождения в командировке до убытия в отпуск или на лечение.
Продолжительность командировки исчисляется по количеству дней пребывания
в командировке, включая выходные и праздничные дни.
Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, автобуса
или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу
командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта
в указанный пункт. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно
днем выезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.
Если станция отправления транспортного средства находится за чертой населенного
пункта, учитывается время, необходимое для проезда до этой станции. В таком
же порядке определяется день приезда командированного военнослужащего в пункт
постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения).
День выезда в командировку и день возвращения из командировки определяются
по местному времени.
В случае болезни военнослужащего в пункте командировки дни болезни в
срок командировки не засчитываются.
Если военнослужащий командирован не в воинскую часть или гражданское
учреждение, на предприятие и в организацию, указанные отметки производятся
в военной комендатуре гарнизона, а при отсутствии ее - в местных органах власти.
В случае гибели или повреждения здоровья военнослужащим во время нахождения
в командировке на него распространяется действие ст. 18 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" в части выплаты страхового обеспечения и единовременного
пособия.
11. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право
на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях
и учреждениях (далее - военно-медицинские учреждения), которые относятся к
разновидности государственных учреждений здравоохранения.
При отсутствии по месту военной службы или жительства военнослужащих
военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них необходимых отделений
либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях
медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной
систем здравоохранения. Затраченные на лечение средства возмещаются за счет
Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств,
в войсках которых военнослужащие состоят на военной службе.
При поступлении военнослужащих на обследование (лечение) в учреждения
здравоохранения ими предъявляются:
медицинское заключение о нуждаемости в обследовании и лечении в данном
учреждении здравоохранения, выданное врачом воинской части;
направление на медицинское обследование (лечение), выданное командиром
воинской части, начальником органа военного управления, учреждения или военного
образовательного учреждения профессионального образования, заверенное гербовой
печатью;
удостоверение личности или военный билет военнослужащего.
В неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждения здравоохранения
без указанных документов с последующим их предъявлением.
Военнослужащие, находящиеся в отпусках и командировках, в случае обращения
в учреждения здравоохранения по неотложным показаниям предъявляют удостоверение
личности (военный билет), а также отпускной билет или командировочное удостоверение.
Указанный факт подтверждается справкой, удостоверенной лечащим врачом и начальником
(главным врачом) лечебного учреждения.
Скорая и неотложная медицинская помощь военнослужащим оказывается беспрепятственно
всеми учреждениями здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности
и форм собственности при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих
жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах,
родах и неотложных состояниях в период беременности.
Законодательством предусмотрены следующие виды лечения: амбулаторное,
стационарное и санаторно-курортное.
Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте в часы, установленные
распорядком дня. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травмы,
направляются в медицинский пункт немедленно в любое время суток. После осмотра
врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются
для лечения в медицинский пункт, в лечебное учреждение вне воинской части
(госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению
врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).
Заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается
врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, - фельдшером
не более чем на 3 суток. В случае необходимости освобождение может быть повторено.
Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения
обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами (ст. 350
УВС ВС РФ).
Освобождение от исполнения обязанностей военной службы на больший срок
дается на основании заключения военно-врачебной комиссии, которое выносится
в случае, когда Расписанием болезней (приложение к Положению о военно-врачебной
экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995
г. N 390) предусматривается временная негодность к военной службе. Освобождение
дается на срок от 7 до 15 суток. ВВК может вынести повторное заключение о
том, что военнослужащий нуждается в освобождении, но в общей сложности срок
освобождения не должен превышать 30 суток (ст.ст. 33, 35 Положения о военно-врачебной
экспертизе).
В лазарете медицинского пункта воинской части проводится стационарное
лечение больных со сроками лечения 14 дней.
На стационарное лечение вне расположения воинской части военнослужащие
направляются по заключению врача командиром части, а для оказания неотложной
помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором)
по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы
части и дежурному по части.
Санаторно-курортное лечение военнослужащих проводится в санаториях и
домах отдыха.
Таким образом, нахождение на лечении, в том числе дома, в санаториях
и домах отдыха, в отпуске, следование к месту лечения и обратно считается
исполнением обязанностей военной службы.
12. Следование к месту военной службы и обратно считается исполнением
обязанностей военной службы. Под местом военной службы понимается собственно
обособленная территория, на которой расположена воинская часть, а также место,
установленное за пределами воинской части, в котором военнослужащий обязан
находиться в связи с отданным приказом или в силу исполнения должностных обязанностей
(см. также п. 7 комментария к настоящей статье).
Военнослужащий может считаться следующим к месту службы при заключении
первого и нового контракта, призыве на военную службу или военные сборы, служебных
перемещениях, т.е. при переводе к новому месту военной службы.
Исполнением обязанностей военной службы можно также считать ежедневное
перемещение (следование) военнослужащих к месту военной службы и обратно.
13. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной
службы. Граждане Российской Федерации призываются и проходят военные сборы
в порядке, установленном Положением о порядке проведения военных сборов граждан
Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (см. подробнее комментарий к
ст. 54).
Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному
личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы,
контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военных сборов.
Порядок выплаты страховых сумм установлен Федеральным законом от 28 марта
1998 г. N 52-ФЗ. Граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный
порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации в отношении военнослужащих.
14. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников,
а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих
(п. 8 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении
с военнопленными (приказ министра обороны СССР 1990 г. N 75) лица, относящиеся
к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие
во власть неприятеля, являются военнопленными.
Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о взятии
в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам военнопленных,
создаваемое в период военных действий в нейтральной стране. Они сохраняют
военную форму, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия.
В зависимости от звания или положения отдельные военнопленные имеют преимущества.
Держащая в плену держава обязана признавать повышение военнопленных в звании,
о которой ей будет надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно
выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке, установленных
вышеуказанной Конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать правила отдания
воинских приветствий, предусмотренные действующими в их собственной армии
уставами.
Таким образом, за военнослужащими, захваченными в плен, сохраняются права
и обязанности, которые могут быть реализованы применительно к их положению
военнопленных.
Органы государственной власти Российской Федерации и военное командование
обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению
военнослужащих. В целях оперативного решения вопросов, связанных с выяснением
судеб, а в необходимых случаях с возвращением на родину военнопленных, интернированных
и пропавших без вести за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской
Республики российских граждан, а также иностранных граждан, пропавших без
вести на территории России, создана Комиссия при Президенте Российской Федерации
по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, которая в своей деятельности
руководствуется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 27 февраля 1997 г. N 133 (с изм. и доп.).
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а
также интернированными в нейтральных странах, сохраняются денежное довольствие,
материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата производится
супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих, проживающих совместно
с ними. Порядок производства указанных выплат должен быть определен Правительством
Российской Федерации.
В то же время правовое положение военнослужащего в зависимости от обстоятельств
нахождения в плену различно. Не будет считаться исполняющим обязанности военной
службы военнослужащий в случае его добровольной сдачи в плен, факт которой
должен быть подтвержден в установленном порядке.
Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей
воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное
сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить
в бою свой воинский долг (ст. 20 УВС ВС РФ).
15. Безвестное отсутствие, т.е. отсутствие в месте своего жительства
продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего или гражданина,
проходившего военные сборы, будет считаться исполнением обязанностей военной
службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления,
предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и
ст. 338 (дезертирство) УК РФ.
Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по договору социального и коммерческого
найма, поднайма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Для военнослужащих таким местом может быть и воинская
часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п.
3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает
необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин
может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим
(ст. 45 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление
умершим производится судом в особом порядке, предусмотренном гражданским процессуальным
законодательством ст.ст. 252 - 257 ГПК РСФСР) (см. комментарий к п. 7 ст.
51).
Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в месте его
жительства нет сведений о нем в течение одного года (этот факт должен быть
подтвержден в суде доказательствами) и принятые судом меры к получению таких
сведений не дали результатов. Годичный срок исчисляется с момента получения
последних сведений от самого гражданина или о нем.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные последствия:
право собственности не прекращается и в случае необходимости его имущество
на основании решения суда передается в доверительное управление (ст. 38 ГК
РФ). Из принадлежащего ему имущества выдаются средства на содержание лиц,
имеющих на это право, удовлетворяются требования кредиторов (ст. 43 ГК РФ).
Безвестно отсутствующий может быть признан утратившим право на жилую площадь
(ст. 60 ЖК РСФСР). По заявлению его супруга в органах загса производится расторжение
брака (ст. 19 СК РФ).
Признание лица, выдавшего доверенность (доверителя), равно и того, кому
выдана доверенность (поверенного), безвестно отсутствующими влечет прекращение

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>