<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

доверенности (ст. 188 ГК РФ).
Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места
пребывания влечет отмену решения суда и соответственно отменяется управление
его имуществом.
Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти
лет, он может быть объявлен судом умершим.
Если есть основания предполагать, что гражданин погиб от определенного
несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без
вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении,
обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев.
Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи
с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух
лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление
более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью
в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других
граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения
военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным
правовым актом.
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим ("юридическая
смерть") производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же
последствия, что и при физической смерти.
Однако в отличие от физической "юридическая смерть" не всегда безвозвратна.
Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте
пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим
и на этом основании аннулируется запись о его смерти.
Гражданин вправе потребовать и возврата своего имущества. Но для этого
установлены особые правила: лица, к которым его имущество перешло безвозмездно
(в порядке наследования, по договору дарения), обязаны возвратить ему все
сохранившееся к моменту его явки. Это правило не распространяется на деньги
и ценные бумаги, которые не могут быть востребованы у так называемых "добросовестных
приобретателей", т.е у тех, кто, получая их, не знал и не должен был знать,
что лицо, объявленное умершим, фактически живо. Если же имущество перешло
к другим лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и др.),
эти лица обязаны возвратить имущество лишь в случае, если будет доказано,
что, приобретая имущество, они знали, что гражданин фактически жив. При невозможности
возврата имущества в натуре эти лица обязаны возместить его стоимость (ст.
46 ГК РФ).
16. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение
которого является необратимым и означает прекращение существования индивида,
личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной
правовой защитой, базирующейся на Конституции РФ.
Честь и достоинство являются неотчуждаемыми нематериальными благами личности,
приобретаемыми в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации.
Они неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует
каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества
к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств
личности.
Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей,
мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная
оценка личности).
Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, защищающие перечисленные
нематериальные блага, считаются исполняющими обязанности военной службы, хотя
бы это и не входило в круг их должностных обязанностей.
17. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка и
обеспечение общественной безопасности являются основными функциями милиции.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной
власти (органов внутренних дел), призванных защищать жизнь, здоровье, права
и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных
и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения
в пределах, установленных законодательством (ст.1 Закона РФ "О милиции" от
18 апреля 1991 г. N 1026-1).
На внутренние войска МВД РФ возлагается задача по оказанию содействия
органам внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной
безопасности (ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ), т.е. это
входит в круг их специальных обязанностей.
Военнослужащие иных войск, воинских формирований и органов, а также граждане,
проходящие сборы, оказавшие помощь органам внутренних дел в указанных случаях,
будут считаться при этом исполнявшими обязанности военной службы в целях дополнительных
гарантий в случае причинения вреда их жизни и здоровью.
18. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы охватываются понятием чрезвычайной
ситуации, т.е. это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные
силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ). В этом случае военнослужащие будут
исполнять специальные задачи, которые считаются в силу п. 1 ст. 37 комментируемого
Закона исполнением обязанностей военной службы.
19. Перечень случаев, когда военнослужащий будет считаться находящимся
при исполнении обязанностей военной службы (п. 1 ст. 37 комментируемого Закона)
является открытым, поскольку трудно предусмотреть все возможные обстоятельства.
Совершенное военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, действие
при исполнении обязанностей военной службы признается таковым только судом.
Ориентиром для суда является указание в подп. "р" п. 1 комментируемой статьи
на то, что оно должно совершаться в интересах личности, общества и государства.
20. Нахождение на отдыхе и в отпусках не считается исполнением обязанностей
военной службы, но считается прохождением военной службы, т.е. на гражданина
в этом случае распространяется статус военнослужащего.

Комментарий к п. 2

21. П. 2 комментируемой статьи установил случаи, когда военнослужащий
не будет считаться исполняющим обязанности военной службы. Перечисленные обстоятельства
подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным
с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть,
получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных
в п.2 случаях на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы
и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих"
(например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).
Перечень случаев, при которых военнослужащий не признается исполняющим
обязанности военной службы, не применим к правоотношениям, не указанным в
п. 2 комментируемой статьи (например, по вопросу признания военнослужащих
субъектами материальной и иной ответственности и т.д.).
22. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается
погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении
обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения
вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части
места военной службы.
Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ) связано с необходимостью
поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности
прибытия к месту службы, т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст.
55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в
том числе в целях обеспечения обороны и безопасности.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право
свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они
проходят службу. В пределах гарнизонов указанные военнослужащие могут передвигаться,
если они уволены из расположения воинской части в установленном порядке (ст.ст.
243 - 249 УВС ВС РФ). Документом, подтверждающим правомерность нахождения
в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только
в границах своего гарнизона (в котором расположена воинская часть). За пределы
гарнизона военнослужащие могут выехать только в случае убытия в отпуск, в
командировку, на лечение или при переводе.
Уставом внутренней службы ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории
которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира
воинской части (ст. 243 УВС ВС РФ). Поскольку форма такого разрешения не установлена,
оно может быть как письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в
отпуск оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку - командировочное
удостоверение.
Таким образом, под самовольным оставлением воинской части или места службы
следует понимать оставление их военнослужащим по своему усмотрению, без разрешения
соответствующего командира.
На практике возникает вопрос о полномочиях того или иного командира (начальника)
давать разрешение на убытие из части. С учетом ст. 13 УВС ВС РФ, устанавливающей
общую обязанность всех военнослужащих строго соблюдать Конституцию и законы
Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов (принцип правомерности
действия), военнослужащий будет считаться получившим разрешение от соответствующего
лица, за исключением случаев, если он достоверно не знал или добросовестно
заблуждался относительно законности полученного разрешения.
Под расположением воинской части понимается обособленная территория,
на которой размещаются ее подразделения и службы. Не является самовольным
уход военнослужащего из одного подразделения в другое в пределах одной части.
Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской части понимается
любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей
военной службы в течение установленного времени или где он должен находиться
по приказу либо с разрешения командования. Местом службы являются: место пребывания
в командировке, места проведения учебных, культурно-массовых, воспитательных
мероприятий, хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон,
поезд, воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно
признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно военным
госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении признается исполнением
обязанностей военной службы (подп."з" п.1 комментируемой статьи).
Самовольное оставление части не связано какими-либо сроками, исключающими
признание военнослужащего совершившим правонарушение. В зависимости от тяжести
совершенного деяния он может быть признан субъектом уголовной (ст. 337 УК
РФ) или дисциплинарной ответственности. Кроме того, признание военнослужащего
самовольно находящимся вне расположения воинской части или установленного
за пределами воинской части места военной службы влечет нераспространение
на него льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом
"О статусе военнослужащих", в связи с причинением вреда жизни и здоровью.
Комментируемый Закон не предусматривает условий и перечня каких-либо
причин (мотивов), исключающих негативные последствия для военнослужащих, самовольно
оставивших воинскую часть или место службы, за исключением нижеперечисленных
обстоятельств, в которых они оказались после самовольного оставления части
или места службы, т.е. военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения
воинской части или установленного за пределами воинской части места военной
службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в случаях:
1) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен),
в положении заложника или интернированного;
2) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном
законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
4) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека
и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
5) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий,
аварий и катастроф;
6) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах
личности, общества и государства.
23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается
погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении
обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения
себя в состояние токсического или алкогольного опьянения.
Необходимо отметить некоторую неопределенность в вопросе о непризнании
военнослужащих получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей
военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя
в состояние алкогольного опьянения, которое не названо комментируемым Законом
в качестве исключающего условия. В то же время Федеральным законом "Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных
на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции"
от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1475) в качестве
одного из оснований освобождения страховщика от выплаты страховых сумм определено
наступление страхового случая, который находится в установленной судом прямой
причинной связи с алкогольным опьянением военнослужащего (п. 1 ст. 10). Таким
образом, необходимо привести в соответствие комментируемый Закон с Федеральным
законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
24. Лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи, не признаются получившими
повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это
явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке
общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление,
понятие которого дано в ст. 14 УК РФ: "Преступлением признается виновно совершенное
общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания".
Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние, запрещенное
им в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые
уголовным законом объекты
Деяние - это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия.
Действие - активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным
волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности
действовать.
Общественная опасность - это способность предусмотренного уголовным законом
деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам).
Преступление - это запрещенное уголовным законом общественно опасное
деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е при определенном
психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего
это деяние. Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия,
его поведение не является преступлением (см. п. 10 комментария к настоящей
статье).
Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву является
запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние.
25. Общественная опасность как признак преступления предполагает, что
в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние, формально
подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части УК РФ, но в силу
малозначительности не представляющее общественной опасности (например, кража
коробка спичек).
Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным - это вопрос
факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда.
Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит
прекращению за отсутствием состава преступления.
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не
содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного правонарушения
(например, административного или дисциплинарного), и в этом случае к лицу,
его совершившему, могут быть применены меры административного, дисциплинарного
или общественного воздействия, не являющиеся наказанием. В комментируемом
случае признание в установленном порядке органами предварительного следствия
и суда в противоправном деянии признака общественной опасности влечет распространение
на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с причинением вреда
их жизни и здоровью.
26. Ст. 28 УК РФ "Невиновное причинение вреда" предусматривает случаи,
когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу отсутствия вины
не признается субъектом преступления: "Деяние признается совершенным невиновно,
если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло
осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело
возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам
дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным
невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления
общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло
предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических
качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам".
Невиновное причинение вреда именуется в судебной практике случаем, или
казусом.
В ч. 1 ст. 28 УК РФ формулируются основные признаки отсутствия интеллектуального
момента (осознания и предвидения) у лица, объективно совершившего общественно
опасные или иные действия (бездействие), в результате которых наступили общественно
опасные последствия.
Отсутствие осознания общественной опасности деяния и непредвидение возможности
наступления общественно опасных последствий главным образом связано с личностными
свойствами субъекта, его возрастом, опытом, образованием, квалификацией, психическим
состоянием и т. д. Когда лицо по обстоятельствам дела не должно было и не
могло предвидеть наступление общественно опасных последствий, то на первое
место выходят объективные возможности субъекта, включая его служебные, профессиональные
и иные функциональные обязанности. Совокупность субъективных и объективных
"невозможностей" осознания и предвидения и дает основания признать действия
(бездействие) лица, повлекшие общественно опасные последствия, невиновными.
Ч. 2 ст. 28 УК РФ предусматривает ситуацию, когда в психическом отношении
лица к общественно опасным последствиям наличествует интеллектуальный момент
- оно предвидит наступление общественно опасных последствий, но воля его направлена
не на достижение прогнозируемых общественно опасных последствий, а на их предотвращение.
Более того, в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям
экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам оно не могло предотвратить
эти последствия.
Под экстремальными условиями понимаются обстоятельства крайние, необычные
по трудности и сложности.
Объективного уровня нервно-психических перегрузок для всех людей не существует.
Он может быть определен лишь для конкретного человека, находящегося в конкретных
условиях. В указанном случае речь идет о запредельных нервно-психических перегрузках
для конкретного лица.
Несоответствие психофизиологических качеств лица требованиям экстремальных
условий или нервно-психическим перегрузкам означает то, что лицо, имеющее
необходимые профессиональные навыки, знания, опыт, состояние здоровья, допуск
к таким видам работ и т. д., при всем напряжении своих субъективных возможностей
и профессиональной грамотности действий не могло предупредить наступление
общественно опасных последствий. В этом случае оно в соответствии с принципом
субъективного вменения является невиновным и не может нести ответственность
ни за создание опасной ситуации, ни за вредные последствия, наступление которых
оно предвидело, но не смогло предотвратить.
Любые отступления от заданных законом условий (субъект не имел прав,
допуска, лицензии и т. д. заниматься данным видом деятельности, умышленно
или неосторожно создал опасную ситуацию, неправильно действовал при предотвращении
последствий и т. д.) при всех прочих условиях, схожих с теми, которые описаны
в ч. 2 ст. 28 УК РФ, не исключают уголовной ответственности.
27. Случайное совершение общественно опасного деяния не исключает для
лица, его совершившего, наступление последствий, предусмотренных п. 2 комментируемой
статьи, т.е. независимо от наличия или отсутствия вины и фактора случайности
лицо, совершившее общественно опасное деяние, признанное таковым в установленным
порядке судом или органами прокуратуры, не признается при этом исполняющим
обязанности военной службы в целях получения льгот, компенсаций и гарантий
в связи с повреждением здоровья, но может быть признано таковым в иных правоотношениях
(например, в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи.

Комментарий к п. 3

28. Полное единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между
военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется
всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него
возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны
жизни и деятельности воинской части, подразделения.
Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать
соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. "Право командира (начальника)
отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются
основными принципами единоначалия" - гласит ст. 9 ДУ ВС РФ.
Данное требование всецело вытекает из характера военной организации и
является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской
дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает
ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность
отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить
исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник
не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста
виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных
случаях с этой целью может быть применено оружие; никакие органы власти не
имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе
говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо
большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица
невоенных государственных организаций (ст. 9 ДУ ВС РФ).
В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным.
Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который
обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности
воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов
осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они
наделены законами, другими правовыми актами.
Таким образом, общевоинские уставы, устанавливая принцип беспрекословного
выполнения приказов, и комментируемый Закон исходят из презумпции законности
этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается
только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
В противном случае в зависимости от тяжести совершенного для них наступает
ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные
последствия (ст.ст. 285, 286 УК РФ).
29. Правовое регулирование неисполнения незаконного приказа является
недостаточным, поскольку действующими общевоинскими уставами ВС РФ, другими
законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок
обжалования отданных командирами (начальниками) приказов и распоряжений до
их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную
ответственность, что ставит военнослужащих в двусмысленное положение.
Так, ст. 30 УВС ВС РФ закреплено, что "обсуждение приказа недопустимо,
а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением".
Ст. 332 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным
приказа начальника, отданного в установленном порядке. Единственная возможность,
которой обладают военнослужащие: при необходимости убедиться в правильном
понимании отданного приказа они могут обратиться к командиру (начальнику)
с просьбой повторить его (ст. 40 УВС ВС РФ). Таким образом, данная проблема
требует своего законодательного решения в целях реализации закрепленного Федеральным
законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" принципа
единства основных требований, предъявляемых к государственной службе и военной
службе как особому виду государственной службы Российской Федерации, поскольку
в отношении государственных служащих она решена п. 4 ст. 14 указанного Закона.
30. Ст. 42 УК РФ устанавливает условия, при которых военнослужащий, не
исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной
ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением
причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим
во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность
за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных
приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную
ответственность.
Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности
за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа,
в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный
не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа,
но его предписания выполняет. Однако необходимо учитывать при этом его право
на уточнение отданного приказа (ст. 40 УВС ВС РФ).
Таким образом, с одной стороны, подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение,
не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои
действия и их последствия, с другой - умышленное совершение общественно опасных
действий военнослужащим, сознающим преступность выполняемого приказа начальника,
влечет за собой уголовную ответственность. При этом военнослужащий будет субъектом
преступления, если деяние совершается им в целях достижения конкретного преступного
результата.

Статья 38.Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву или по контракту

Комментарий к п. 1

1. Ст. 38 посвящена различным технико-правовым вопросам, связанным с
порядком определения сроков военной службы (начала, продолжительности, окончания),
а также срока контракта о прохождении военной службы и времени его истечения.
Понятие "срок" имеет двоякое значение. Так называют либо определенный
период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее
понятие используется и в том и в другом смысле. Например, в соответствии с
п. 1 комментируемой статьи сроки военной службы военнослужащих, призываемых
на военную службу, исчисляются в месяцах - определенный период, а п. 10 комментируемой
статьи установлены сроки начала военной службы - определенный момент (день
приобретения гражданином статуса военнослужащего).
Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебного
правоотношения. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого

<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>