<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

14. Работники Судебного департамента из числа военнослужащих, прикомандированных
к Судебному департаменту, обеспечивающие деятельность военных судов, назначаются
на государственные должности, учреждаемые для Судебного департамента.
15. Перечень должностей работников аппаратов военных судов, Военной коллегии
и Судебного департамента, замещаемых военнослужащими, и соответствующих этим
должностям воинских званий утверждается Председателем Верховного Суда Российской
Федерации. Должности судей военных судов и Военной коллегии, а также должности
работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента,
замещаемые военнослужащими, включаются в соответствующий перечень воинских
должностей.

Комментарий к п. 2

16. Военнослужащие могут быть переведены для дальнейшего прохождения
военной службы:
а) из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба;
б) из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;
в) из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба.
17. Порядок перевода установлен ст. 17 Положения о порядке прохождения
военной службы.
Перевод военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального
органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный
орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные
Силы Российской Федерации), производится при выполнении требований нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации, а также по согласованию между
руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Указанный перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
производится в персональном порядке - с их согласия или по их просьбе.
18. Перевод военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из
федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная
служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), оформляется:
а) офицеров и прапорщиков (мичманов) - приказом руководителя федерального
органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу;
б) сержантов, старшин, солдат и матросов - приказами (распоряжениями)
должностных лиц, которым руководителями соответствующих федеральных органов
исполнительной власти предоставлено такое право.
19. Военнослужащие при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации
(из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная
служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации), из списков личного
состава исключаются и зачисляются в федеральный орган исполнительной власти,
в который они переведены (в Вооруженные Силы Российской Федерации).
При этом до дня зачисления в федеральный орган исполнительной власти
(в Вооруженные Силы Российской Федерации), в который они переведены, указанные
военнослужащие считаются проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской
Федерации (в федеральном органе исполнительной власти, из которого они переводятся)
- см. также пп. 45 - 51 комментария к ст. 51.
20. Контракт, который был ранее заключен с военнослужащим, переводимым
из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной
власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской
Федерации), прекращает действие со дня заключения нового контракта.
Новый контракт с указанным военнослужащим заключается в день его зачисления
в федеральный орган исполнительной власти, в который он переведен (в Вооруженные
Силы Российской Федерации), т.е. в указанный день он должен быть подписан
должностным лицом, которому такое право предоставлено в соответствии с подп.
"б" п.6 ст.9 Положения о порядке прохождения военной службы.
По данному вопросу см. также приказы министра обороны РФ "Об отборе лиц
офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих увольнению
с действительной военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными
мероприятиями, для комплектования органов внутренних дел и подразделений внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" 1993 г. N 61/62 и
"Об отборе офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих увольнению
с военной службы в связи с проводимыми организационными мероприятиями, для
комплектования федеральных органов государственной безопасности и Пограничных
войск Российской Федерации" 1993 г. N 219/167.

Статья 45.Приостановление военной службы

Комментарий к ст. 45

1. В соответствии с принципом всеобщего избирательного права все без
исключения дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, независимо
от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии,
характера занятий и политических убеждений обладают избирательным правом.
Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста
18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное
право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной
власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает
в некоторых случаях для реализации пассивной избирательной правосубъектности
ценз оседлости, т.е. требования постоянного проживания в данной местности
до начала выборов в течение определенного срока, а также достижения определенного
возраста.
2. В выборах не могут участвовать лица, отбывающие наказание в местах
лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В то же время
лица, в том числе военнослужащие, находящиеся под стражей, до вступления в
законную силу приговора суда, могут избирать и быть избранными. Лица, отбывающие
наказание в дисциплинарной воинской части, не считаются содержащимися в местах
лишения свободы и участвуют в выборах на общих основаниях.
3. В соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ командир воинской части, в которой служит
зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей
избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов
обязан по рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от службы в
любой день и на любое время в течение этого срока. В данном случае соответствующая
избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение
выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию. Вид,
размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральным конституционным
законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
4. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть
по инициативе командования уволен с военной службы или без его согласия переведен
на другую должность.
5. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается
в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации
кандидатом (в том числе в стаж военной службы).
6. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора
(соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор
обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
7. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей,
связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального
объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой
информации. В случае если на основании федерального конституционного закона,
федерального закона, закона субъекта Российской Федерации соответствующая
избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные
кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают
свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
8. В случае если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации
предусмотрено проведение повторного голосования и при этом после назначения,
но до проведения повторного голосования остается только один кандидат, место
выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее
число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было
назначено повторное голосование; этот кандидат вновь приобретает права и обязанности,
связанные со статусом кандидата.
Военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов
местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим
указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим
полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий
в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной
службы.
9. Порядок приостановления военной службы определен ст. 19 Положения
о порядке прохождения военной службы.
10. Военнослужащие, которым приостановлена военная служба, освобождаются
от занимаемых воинских должностей.
11. Срок приостановления военной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащего
и в срок службы в присвоенном воинском звании.
В период приостановления военной службы очередное воинское звание военнослужащим
не присваивается.
Военнослужащим, исполняющим обязанности по выборной должности в местности,
где для военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет, срок службы
засчитывается в льготном исчислении.
12. Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, при прекращении
оснований для приостановления военной службы заключают новый контракт о прохождении
военной службы или увольняются с военной службы.
Военнослужащие, заключившие новый контракт, назначаются на прежнюю воинскую
должность или с их согласия на иную воинскую должность.
Указанные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют
право уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным комментируемым
Законом (см. комментарий к ст. 51).
13. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, при прекращении
оснований для приостановления военной службы:
увольняются с военной службы, если срок их военной службы по призыву
истек;
продолжают прохождение военной службы по призыву оставшейся части срока,
если их срок военной службы по призыву не истек.

Статья 46.Составы военнослужащих и воинские звания

Комментарий к ст. 46

1. Наличие у военнослужащих персональных воинских званий является одной
из особенностей военной службы как государственной службы Российской Федерации.
Введение воинских званий наряду с квалификационными разрядами и дипломатическими
рангами для отдельных видов государственной службы предусмотрено Федеральным
законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
2. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях
и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения.
Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную
квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого
военнослужащего.
Основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям
являются отношения старшинства и подчиненности: начальники по воинским званиям
имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие
по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской
дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения
и отдания воинского приветствия; младшие по званию должны беспрекословно выполнять
требования старших.
В дополнение к отношениям подчиненности военнослужащих по должности вышеизложенное
служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности
и порядка, особенно в боевой обстановке. Воинские звания оказывают существенное
влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями
военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (например, ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих, имеющих
воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и выше, на дополнительную
общую площадь жилого помещения).
3. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется
последовательностью их перечисления в ст. 46 Федерального закона: от воинского
звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы,
сержанты, старшины" к более высокому.
4. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания
считаются равными.
5. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов
к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления
(за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального
органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Вооруженных
Силах РФ в настоящее время действуют Правила составления приказов по личному
составу (приложение N 6 к Наставлению по учету личного состава 1982 г.).
6. П. 3 комментируемой статьи установлено, что к воинскому званию военнослужащего,
имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля,
добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
Механизм реализации указанной нормы в настоящее время отсутствует. Не
определен он и Положением о порядке прохождения военной службы. Учитывая то
обстоятельство, что в соответствии с комментируемым Законом и Положением о
порядке прохождения военной службы предусматривается присвоение воинских званий,
а не произвольное их изменение даже в связи с назначением на воинскую должность,
для которой предусматриваются особые требования к военно-учетной специальности
занимающего ее военнослужащего (см. пп. 8 и 9 комментария к ст. 43), можно
предположить, что добавление к воинским званиям слов "юстиции" и "медицинской
службы" означает всего лишь технический прием, который надлежит применять
кадровым службам при назначении на соответствующие воинские должности.
Представляется целесообразным порядок присвоения указанных воинских званий
определить в Положении о порядке прохождения военной службы, а до его установления
- с назначением на указанные должности одновременно присваивать и указанные
воинские звания.

Статья 47.Присвоение воинских званий

Комментарий к п. 1

1. Порядок присвоения воинских званий определен разд.V Положения о порядке
прохождения военной службы.
2. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское
звание может быть первым или очередным.
3. Первыми воинскими званиями считаются:
а) для состава "офицеры" - младший лейтенант, лейтенант;
б) для состава "прапорщики и мичманы" - прапорщик, мичман;
в) для состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" - рядовой, матрос.
4. Воинское звание лейтенанта присваивается:
а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему
высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного
заведения;
б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки
офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или
имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;
в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера,
имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей
военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту
на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера,
- при назначении на соответствующую воинскую должность;
г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему
военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование,
родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на
воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера,
- при назначении на соответствующую воинскую должность;
д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера,
имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов
и после сдачи соответствующих зачетов.
5. Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:
а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров,
имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного
заведения. Имеющими среднее (полное) общее образование считаются лица, прошедшие
итоговую аттестацию по соответствующей программе и получившие документ об
образовании указанного уровня (п. 1 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" в ред.
Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ);
б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера,
имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей
военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту
на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера,
- при назначении на соответствующую воинскую должность. Имеющими среднее профессиональное
образование считаются лица, прошедшие итоговую аттестацию по соответствующей
программе и получившие документ государственного образца об уровне образования
и (или) квалификации (п. 2 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" в ред. Федерального
закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ);
в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему
военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование,
родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на
воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера,
- при назначении на соответствующую воинскую должность;
г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера,
имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов
и после сдачи соответствующих зачетов.
6. Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:
а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее
подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов),
имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного
заведения (Положение о школах прапорщиков и мичманов Советской Армии и Военно-Морского
Флота. Введено в действие приказом министра обороны СССР 1980 г. N 365);
б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика
(мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное
соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу
по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское
звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую
должность;
в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана),
проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное
образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному
на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика
(мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность.
7. Воинское звание рядового присваивается:
а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу,
- при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту
прохождения военной службы;
б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, -
при зачислении в запас;
в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную
службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;
г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное
заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение.
8. Воинское звание матроса присваивается:
а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в
списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание
матроса. Звание матроса присваивается в том числе военнослужащему, которому
при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту
прохождения военной службы было присвоено воинское звание рядового, и иному
военнослужащему в воинском звании рядового, переведенному для дальнейшего
прохождения военной службы в воинскую часть, где штатом предусмотрено воинское
звание матроса;
б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему
воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части,
где штатом предусмотрено воинское звание матроса;
в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное
заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено
воинское звание матроса.

Комментарий к пп. 2 и 3

9. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения
срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую
должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное
или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким
образом, основанием присвоения военнослужащему очередного воинского звания
является истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием
- штатом должно быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской
должности (должности), равное или более высокое.
В целях обеспечения своевременного присвоения военнослужащим воинских
званий представление к присвоению очередного воинского звания оформляется
не позднее одного месяца до дня истечения срока военной службы в присвоенном
воинском звании и направляется должностному лицу, имеющему право присвоения
соответствующего воинского звания, с таким расчетом, чтобы приказ о присвоении
воинского звания военнослужащему был издан в день истечения срока его военной
службы в предыдущем воинском звании. При невозможности своевременного присвоения
очередного воинского звания разрешается издавать приказы позднее дня истечения
срока военной службы военнослужащего в предыдущем воинском звании с указанием
в приказе даты присвоения воинского звания (п. 37 Временного порядка, утвержденного
приказом министра обороны РФ от 11 марта 1999 г. N 99).
10. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются
сроки:
рядовой, матрос пять месяцев
младший сержант, старшина 2 статьи три месяца
сержант, старшина 1 статьи три месяца
старший сержант, главный старшина три месяца
прапорщик, мичман три года
младший лейтенант один год
лейтенант два года
старший лейтенант два года
капитан, капитан-лейтенант три года
майор, капитан 3 ранга три года
подполковник, капитан 2 ранга четыре года
11. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему
по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании
и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей
замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала)
и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
12. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение
по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.
13. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании
исчисляется со дня присвоения воинского звания.
14. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время
нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения
военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего
с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста
не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.
15. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность)
одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения
на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское
звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии,
что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское
звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Воинское звание высшего офицера присваивается с учетом, что оно может
быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной
службы в предыдущем воинском звании и не менее года в занимаемой воинской
должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами (п. 3 ст. 22
Положения о порядке прохождения военной службы).
16. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся
по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре,
очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно
присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском
звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до
поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
Таким образом, основанием в данном случае является истечение срока военной
службы в предыдущем воинском звании, а условием - успешное обучение.
На практике возникает вопрос о присвоении очередного воинского звания
офицерам, окончившим военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру,
назначенным в установленном порядке на воинскую должность, которой соответствует
воинское звание, равное или ниже им присвоенного, или в распоряжение соответствующих
должностных лиц и убывшим в основной отпуск по окончании военно-учебного заведения,
т.е. фактически находящимся еще в списках военно-учебного заведения. В указанном
случае военнослужащие не являются обучающимися в военно-учебном заведении
по очной форме обучения, а являются военнослужащими, его окончившими. Таким
образом, на них не распространяется порядок присвоения очередных воинских

<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>