<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований
под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска
или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших
в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации
в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской
Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных)
на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных
силах и иных воинских формированиях государств - участников СНГ в целом решен
Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств
о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, подписанным главами государств Азербайджанской
Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики
Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав
и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего
Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их
семей, но и устанавливают для них в числе других право сохранять гражданство
государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое
они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной
службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное
место жительства на его территории или избрать другое место жительства.
Таким образом, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства
по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы, и членов их семей, поступивших (призванных) на
военную службу в Союзе ССР.
Нормой, изложенной в п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
также реализовано постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников
Содружества Независимых Государств "О временном (до 2000 года) разрешении
военнослужащим, имеющим иное гражданство, продолжать военную службу в государствах
- участниках Содружества" от 23 мая 1993 г., в котором законодательным органам
государств - участников Содружества было предложено внести необходимые изменения
и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты этих государств, определяющие
на переходный период до 2000 г. порядок прохождения военной службы военнослужащими,
имеющими гражданство одного из государств - участников Содружества, в других
государствах - участниках Содружества на основании двусторонних соглашений.
В настоящее время Российской Федерацией заключены и являются действующими
двусторонние международные договоры с:
Республикой Беларусь - Соглашение между Министерством обороны Российской
Федерации и Министерством обороны Республики Беларусь о порядке прохождения
военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 20
июля 1992 г.;
Республикой Казахстан - Соглашение между Министерством обороны Российской
Федерации и Министерством обороны Республики Казахстан о порядке прохождения
военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 19
августа 1992 г.;
Кыргызской Республикой - Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской
Республикой о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах
Кыргызской Республики и их статусе от 21 июля 1994 г.;
Республикой Молдова - Соглашение между Министерством обороны Российской
Федерации и Министерством обороны Республики Молдова о порядке прохождения
военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 13
ноября 1992 г.;
Республикой Таджикистан - Соглашение между Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах
Республики Таджикистан и их статусе от 30 декабря 1994 г. и Соглашение между
Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики
Таджикистан о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава,
прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 19 августа
1993 г.;
Туркменистаном - Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном
о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Туркменистана
и их статусе от 1 сентября 1993 г.;
Республикой Узбекистан - Соглашение между Министерством обороны Российской
Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения
военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами и военнослужащими
сверхсрочной службы от 22 января 1993 г.;
Украиной - Соглашение об организации подготовки офицерского состава,
порядке перевода (откомандирования) и увольнения лиц офицерского состава,
прапорщиков и мичманов от 23 июня 1992 г..
Таким образом, за гражданами Российской Федерации, проходящими военную
службу в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств, входящих
в СНГ, являющихся участниками перечисленных выше двусторонних договоров, сохраняются
права, льготы и гарантии военнослужащих, предусмотренные законодательством
Российской Федерации до окончания переходного периода - до 31 декабря 1999
г..
16. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств,
не указанных в п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих, а
также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств
в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств
определяется многосторонними международными договорами, в том числе между
государствами - участниками СНГ, подписанными Российской Федерацией, и двусторонними
международными договорами между Россией и государствами - участниками СНГ
о статусе группировок Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничных войск
на их территории.
Статус названных военнослужащих определяется прежде всего тем, что они
остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями,
связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного
персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию
мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою
юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое
закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит отражение
в международных договорах.
В случае проведения операции по поддержанию мира под эгидой Организации
Объединенных Наций статус военнослужащих закрепляется в международных договорах,
заключаемых Организацией Объединенных Наций с государствами, предоставляющими
персонал для этой операции, а также с государством, в котором проводится операция,
о статусе сил для ее проведения, и Мандате, выдаваемом Советом Безопасности
Организации Объединенных Наций на проведение операции. Международные договора
заключаются на основе Типового соглашения о статусе сил для проведения операции
по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных
Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для
операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Названные типовые
соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций
резолюциями: N А/45/594 от 9 октября 1990 г. на сорок пятой сессии и N А/46/85
от 23 мая 1991 г. на сорок шестой сессии соответственно. В Соглашении о статусе
сил между Организацией Объединенных Наций и странами, в которых проводятся
операции, закрепляются нормы, согласно которым все члены операции по поддержанию
мира в различной мере пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными
Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной
Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 февраля 1946 г. К ним, в частности,
относятся:
- освобождение от уплаты налогов на денежное довольствие и вознаграждение,
получаемые от Организации Объединенных Наций или своего государства, на любой
доход, получаемый за пределами государства, где проводится операция, а также
всех других прямых налогов;
- ввоз без пошлины своих личных вещей в связи с прибытием на службу в
государство, где проводится операция. На них распространяются законы и правила,
действующие в этом государстве и регулирующие деятельность таможни и валютные
операции в том, что касается личного имущества, которое не требуется им в
связи с их пребыванием в составе военного персонала;
- разрешение при выезде из государства, где проводится операция, вывозить
иностранную валюту в сумме, которая согласно подтверждению Специального представителя
либо Командующего была получена в виде денежного довольствия или вознаграждения
от Организации Объединенных Наций или своего государства; нераспространение
положений действующего паспортного и визового режима и иммиграционного досмотра,
ограничений на въезд или выезд из государства, действий каких бы то ни было
предписаний, регламентирующих пребывание иностранных граждан, включая регистрацию,
однако они не считаются получившими какое-либо право на постоянное проживание
или домицилии в данном государстве;
- ношение национальной военной формы, а также право иметь и носить оружие
при исполнении служебных обязанностей;
- обладание иммунитетом от судебной юрисдикции в том, что касается устных
или письменных заявлений и всех действий, совершаемых в официальном качестве,
т.е., при исполнении своих обязанностей, который продолжает действовать и
после окончания участия военнослужащих в операции, а также и после окончания
самой операции;
- подпадание под исключительную юрисдикцию своего государства в том,
что касается любых уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими
в государстве, где проводится операция;
- обладание иммунитетом от судебной юрисдикции по гражданским делам,
если это связано с исполнением ими своих служебных обязанностей.
Вопросы правового положения военнослужащих, участвующих в проводимых
миротворческих операциях в Содружестве Независимых Государств, также находят
свое закрепление в международных договорах. Так, в соответствии со ст. 5 Протокола
о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира
в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., подписанного главами
государств Содружества, персонал Группы по поддержанию мира "пользуется статусом,
привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций
ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах
Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года
... и предусмотренных настоящим Протоколом", т.е. вышеперечисленные основные
привилегии и иммунитеты, действующие в отношении военнослужащих, входящих
в состав военного персонала при проведении операций по поддержанию мира под
эгидой Организации Объединенных Наций, также распространяются на военнослужащих
государств - участников Содружества Независимых Государств, участвующих в
составе военного персонала в операциях по поддержанию мира, миротворческих
операциях, проводимых в Содружестве (при этом они дублируются в других статьях
Протокола).
К международным договорам между государствами - участниками СНГ, устанавливающим
правовое положение российских военнослужащих, относятся:
Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых
Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных
с военной службы, и членов их семей, подписанное в г. Минске 14 февраля 1992
г.;
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное главами
правительств государств Содружества в г. Москве 13 марта 1992 г.;
Соглашение о статусе Пограничных войск Содружества Независимых Государств,
подписанное главами государств Содружества в г. Киеве 20 марта 1992 г.;
Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей
и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества
Независимых Государств, подписанное главами правительств в г. Ташкенте 15
мая 1992 г.;
Соглашение об организации медицинского обеспечения военнослужащих и членов
их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества,
Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых государств, подписанное
главами правительств государств Содружества в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.
Правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств
закрепляется также в двусторонних международных договорах между Россией и
странами - участницами СНГ о статусе и условиях пребывания воинских формирований
Российской Федерации на их территории.
Такие договоры заключены с Республикой Таджикистан, Республикой Молдовой,
Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Туркменистаном,
Украиной и Республикой Грузией.
17. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников,
а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих
(п. 8 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Комментарий к п. 4

18. Личное дело - это основной документ учета военнослужащих, содержащий:
а) документ - основание возникновения военно-служебных отношений (контракт
о прохождении военной службы, приказ соответствующего воинского должностного
лица о назначении на должность и т.д.); б) документы, характеризующие военнослужащего
(автобиография, анкета, копии документов об образовании и т.д.).
Материалы личного дела содержат документы о наличии образования, прохождении
переподготовки, повышении квалификации, стаже военной службы и другие данные.
Ведут личные дела кадровые подразделения органов военного управления,
воинских частей и организаций.
Личное дело по официальному запросу может быть направлено в другой орган
военного управления, воинскую часть или организацию для ознакомления с его
материалами при решении вопросов о переводе военнослужащего на новое место.
При переводе на новое место личное дело пересылается в соответствующий кадровый
орган.
Личные дела ведутся в порядке, установленном законодательными и иными
нормативными правовыми актами. В Вооруженных Силах РФ порядок ведения личных
дел осуществляется в соответствии с Правилами составления и ведения личных
дел офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной
службы СА и ВМФ - приложение N 5 к Наставлению по учету личного состава СА
и ВМФ 1982 г.
19. Комментируемый Закон, другие законодательные и иные нормативные правовые
акты не устанавливают каких-либо ограничений по сбору и внесению в личные
дела каких-либо сведений, как это предусмотрено, например, для государственных
служащих, в отношении которых запрещается сбор и внесение в их личные дела
сведений об их политической и религиозной принадлежности и частной жизни (ст.
8 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"
от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - N 31. - Ст. 2990).
В то же время внесение данных в личные дела военнослужащих должно осуществляться
с учетом ряда общих ограничений, установленных законодательством. Так, в соответствии
со ст.ст. 12, 18 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 23, 24 Конституции
РФ и ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"
от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 8. - Ст. 609) запрещается
вмешательство в частную жизнь граждан, каждый имеет право на свободу мысли,
совести и религии и т.д.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях,
не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь
при исполнении обязанностей военной службы.
Таким образом, в целях реализации принципа политического нейтралитета
(или внепартийности) военнослужащим в Российской Федерации запрещено состоять
в общественных объединениях, преследующих политические цели, к которым относятся,
например, политические партии и иные организационно-правовые формы общественных
объединений, создаваемых в целях осуществления политической власти. В то же
время военнослужащим не запрещено участвовать в таких общественных объединениях,
предусмотренных Федеральным законом "Об общественных организациях" от 19 мая
1995 г. N 82-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 47), как общественная организация, движение,
фонд и т.д., создаваемых, например, в целях реализации социально-экономических
прав и законных интересов военнослужащих. Единственным условием является то,
что военнослужащие не должны находиться при исполнении обязанностей военной
службы, изложенных в ст. 37 комментируемого Федерального закона.
Поскольку военнослужащие ограничены указанным Законом в праве на политическую
деятельность, постольку информация о нарушении этих запретов может собираться
и содержаться в личных делах военнослужащих. В то же время порядок сбора такой
информации должен быть установлен законом.
20. Законодательными и иными нормативными правовыми актами устанавливается
перечень документов, которые должны находиться в личном деле военнослужащего.
Так, первый экземпляр контракта о прохождении военной службы после вступления
его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт,
а второй выдается военнослужащему (п.7 ст.4 Положения о порядке прохождения
военной службы).
Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между
военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным
органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 (СЗ РФ.
- 1999. - N 19. - Ст. 2353), определено, что один экземпляр жилищного договора
находится в личном деле военнослужащего, а другой - у военнослужащего (п.
5).
В соответствии с Положением о товарищеских судах чести офицеров Вооруженных
Сил, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября
1980 г. (приказ министра обороны СССР от 16 октября 1980 г. N 275) копии решений
товарищеского суда чести офицеров находятся в личном деле офицера. Решение
товарищеского суда чести офицеров о применении мер общественного воздействия
действует в течение года. Если в течение этого срока офицер не совершил нового
антиобщественного поступка, позорящего честь и достоинство офицерского звания,
то примененная к офицеру товарищеским судом мера считается погашенной. После
этого хранившиеся в штабе части материалы дела уничтожаются по акту, а копия
решения товарищеского суда чести изымается из личного дела офицера. Несвоевременное
изъятие из личного дела офицера копии решения товарищеского суда чести является
неправомерным действием или бездействием командования, которое может быть
обжаловано в установленном (в том числе и судебном) порядке с взысканием с
командования компенсации за моральный вред (определение Военной коллегии Верховного
Суда РФ по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Домакова В.В. от 14
апреля 1998 г. N 4н-22/98) - см. также п. 42 комментария к ст. 51.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Комментарий к ст. 3

1. Ст. 3 комментируемого Федерального закона определяет основы правового
регулирования воинской обязанности и военной службы и систему законодательства,
которую составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные
нормативные правовые акты в области обороны, воинской обязанности, военной
службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина
защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции указывается, что: 1) защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; 2) гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;
3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию
противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным
законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституция РФ закрепляет основы обороны и безопасности государства.
Так, согласно ст. 71 в силу особой значимости к исключительному ведению Российской
Федерации отнесены: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; федеральная
государственная служба; определение статуса и защита Государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической
зоны и т.д.
Конституция РФ закрепляет также основы, которые распространяются на все
отношения в сфере обороны и безопасности: верховенство Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами
(ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное
действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина (ст. 2); равный доступ граждан к государственной
службе (ч. 4 ст. 32) и др.
Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для
военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ только по федеральному закону, которым является Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" (п. 7 ст. 10). Установленные указанным Законом запреты соответствуют
ограничениям, установленным для государственных служащих Федеральным законом
"Об основах государственной службы Российской Федерации". Их назначение: обеспечить
эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить
препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для
независимости служебной деятельности.
А. Военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью,
т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях
и организациях в порядке, установленном КЗоТ РФ, в том числе по трудовым договорам
(контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства
является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан
посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы,
указанных в ст. 37 комментируемого Закона. Поскольку состояние на военной
службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с
военной службы, т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется
и на внеслужебное время.
В то же время Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской
и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч.
1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные
формы такой деятельности Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться
как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами,
например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным Законом
для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим, является
то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы,
т.е. она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или
организации, в которой проходит военную службу военнослужащий, при несоблюдении
этого условия.
В Законе РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января
1996 г. N 12-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст.150) установлено, что педагогическая
деятельность осуществляется:
в форме индивидуальной трудовой преподавательской деятельности (ст. 48);
в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной
основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53).
В соответствии со ст. 48 указанного Закона индивидуальная трудовая преподавательская
деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной
регистрации. В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" военнослужащему предпринимательская деятельность
запрещена.
Следовательно, военнослужащий не имеет права заниматься индивидуальной
трудовой преподавательской деятельностью.
Таким образом, право на занятие оплачиваемой преподавательской деятельностью
военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными
учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства,
лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности
отвечает образовательное учреждение.
Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует.
Однако на практике под ней часто понимается подготовка и опубликование научных
монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов,
наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях,
симпозиумах, "круглых столах", научно-практических семинарах и т.п.; участие
в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке
рекомендаций и т.д.
Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного
творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется
официального статуса научного работника. Каждый военнослужащий независимо
от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на
возмездной основе, сотрудничая при этом с любыми организациями, которые проводят
научные работы.
Понятия "иной творческой деятельности" кроме сферы культуры также не
существует. Согласно п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации
о культуре (Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 // Ведомости СНД РФ и ВС
РФ. - 1992. - N 46. - Ст. 2615) под творческой деятельностью понимается создание
культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются
произведения культуры и искусства, результаты исследования в этой области
и т.д.
Военнослужащие имеют право заниматься преподавательской, научной и иной
творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей
военной службы, т.е. и в служебное время, например, военнослужащим - преподавателям,
научным работникам и др.
Б. В соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской
деятельностью.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность
физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).
Физическими лицами по законодательству являются граждане, иностранные
граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам по действующему законодательству
отнесены различные организационно-правовые формы предприятий, учреждений и
организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
Анализ комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что ограничение
права военнослужащих на участие в предпринимательской деятельности осуществлено
достаточно последовательно и соответствует ограничениям, установленным для
государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы
Российской Федерации". В частности, им запрещено: заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении
коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное
участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности
военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам
в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное
положение, т.е. в силу своих служебных полномочий оказание содействия или
создание благоприятных условий физическим и юридическим лицам (издание распоряжений,
передача имущества в обход установленного порядка и т.д.) в осуществлении
ими предпринимательской деятельности. Закон запрещает получать в какой бы

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>