<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"а" п. 3 ст. 51 комментируемого Закона. к военнослужащему, заключившему контракт
до 2 апреля 1998 г., со ссылкой на ст. 4 ГК РФ несостоятельно и не основано
на Законе, поскольку указанный Закон не является актом гражданского законодательства
и в силу прямого конституционного указания подлежит применению к рассматриваемым
правоотношениям.
Необоснован и довод о необходимости перезаключения контракта о прохождении
военной службы для приведения содержащихся в нем условий в соответствие с
положениями комментируемого Закона, определяющими основания увольнения с военной
службы, поскольку правовые вопросы прекращения действия контракта регулируются
не самим контрактом, а указанным Законом. Юридические основания увольнения
военнослужащих к условиям контракта о прохождении военной службы не относятся,
так как устанавливаются только Законом и в силу ст. 19 Конституции РФ подлежат
применению в равной степени по отношению ко всем лицам, проходящим военную
службу.
Отсутствие в содержании действующего (в силу ст. 60 Закона) контракта
указания на возможные основания его расторжения и увольнения военнослужащего
с военной службы не может повлечь юридических последствий в виде ограничения
прав военнослужащего на увольнение по тому или иному основанию, предусмотренному
действующим законодательством.
94. Утверждение о невозможности решения вопроса о досрочном увольнении
военнослужащего в запас по названному основанию ввиду отсутствия механизма
такого увольнения, необоснованно. Комментируемый Закон вступил в силу в полном
объеме со дня его официального опубликования, и осуществление военнослужащим
своего права, установленного Законом, в силу ст.ст. 2, 18 Конституции Российской
Федерации не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия
подзаконных нормативных актов.
Также ошибочным является утверждение о том, что вопрос о расторжении
контракта и увольнении военнослужащего по подп. "а" п. 3 ст. 51 комментируемого
Закона в настоящее время подлежит разрешению только в порядке искового производства,
поскольку подобная позиция, мотивированная ссылкой на требование ст. 450 ГК
РФ об обязательности решения суда для производства такого увольнения, не может
быть признана обоснованной после вступления в силу Закона, прямо оговаривающего
вышеназванное основание для досрочного увольнения военнослужащих с военной
службы и устанавливающего административный, а не судебный порядок процедуры
увольнения из Вооруженных Сил.
95. Ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено,
что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими
военной службы и каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы
то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Возникает вопрос о существенном и систематическом невыполнении условий
контракта о прохождении военной службы. Существенный - это составляющий сущность
чего-нибудь, важный, необходимый. Систематический - следующий определенной
системе; постоянно повторяющийся, не прекращающийся.
При рассмотрении жалоб суды обоснованно признавали систематическими такие
нарушения, которые имели место неоднократно, а при решении вопроса о том,
являются ли эти нарушения существенными, исходили из обстоятельств каждого
конкретного дела. В том числе учитывалось влияние допущенных нарушений на
семейное и материальное положение заявителя, состояние здоровья его и членов
его семьи (см.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих
на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц.
Военная коллегия Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. N О/об. 2291. С.
27).
Рассмотрим указанный вопрос на примере складывающейся судебной практики
по делу майора Т., военнослужащего войсковой части 00000.
Из жалобы на неправомерные действия командования, связанные с отказом
в увольнении с военной службы по подп. "а" п. 3 ст. 51 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе", и представленных в суд документов
следует, что согласно ст. 106 действующего Положения о финансовом хозяйстве
воинской части СА и ВМФ, введенного в действие приказом МО СССР 1973 г. N
80, выплата денежного довольствия военнослужащим в воинских частях производится
с 13 по 20 число каждого месяца.
Из справок о сроках выплаты положенных видов денежного довольствия следует,
что месячное денежное содержание военнослужащего за период с мая 1998 г. по
ноябрь 1998 г. выплачивалось с задержкой времени. Так, денежное довольствие
за апрель и май было задержано на 1,5 месяца в каждом случае, а за июль 1998
г. на 2,5 месяца. Фактически же выплата денежного содержания производится
с нарушением установленных сроков с 1997 г. На момент рассмотрения дела в
январе 1999 г. заявителю не выплачено денежное довольствие за август и сентябрь
1998 г.
Из представленных документов видно, что в нарушение требований п. 3 ст.
15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приказа министра обороны
РФ 1997 г. N 150 с января 1997 г. не выплачивается ежемесячная денежная компенсация
за поднаем жилого помещения.
Кроме того, ежемесячно, на основании соответствующих приказов правомочного
командования денежная компенсация взамен продовольственного пайка, право на
получение которой заявитель имеет согласно ст. 14 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", не выплачивается с декабря 1996 г. Справкой довольствующей
части подтверждается, что по состоянию на декабрь 1998 г. заявитель не обеспечен
значительным количеством предметов вещевого имущества, выдача которых ему
должна быть произведена в соответствии с установленным Положением о вещевом
обеспечении военнослужащих порядком в течение двух лет.
Из рапорта заявителя об увольнении, копии его жалобы на имя вышестоящего
начальника, а также объяснений заявителя усматривается, что заявитель считает
имеющиеся в отношении его нарушения условий контракта существенными и систематическими
и не находит возможным продолжать военную службу по контракту в условиях хронического
безденежья и непрекращающихся нарушений своих законных прав.
Проанализировав приведенные выше фактические данные, военный суд гарнизона
полагает очевидным, что выплата заявителю, проходящему военную службу по контракту,
предусмотренных действующим законодательством о статусе военнослужащих видов
денежного довольствия, производится в нарушение установленного Положением
о финансовом хозяйстве воинской части порядка, несвоевременно, с постоянными
и непрекращающимися задержками, которые имели место, в частности в 1997 -
1998 гг., т.е. на протяжении 24 месяцев, и продолжаются до настоящего времени,
а также то, что выплата причитающейся денежной компенсации за поднаем жилья,
денежной компенсации взамен продовольственного пайка в течение того же времени,
а фактически свыше 24 месяцев не производится и что выдача положенного вещевого
имущества заявителю в установленные сроки на протяжении двух лет не осуществляется,
- что расценивается как систематическое нарушение в отношении заявителя условий
контракта о прохождении военной службы.
Проверив и оценив в судебном заседании доказательства, сопоставив их
между собой и учитывая имеющиеся данные о размерах выплачиваемого заявителю
с систематическими задержками денежного содержания, которое является единственным
источником существования военнослужащего, вынужденного, кроме того, осуществлять
поднаем жилого помещения для проживания, и исходя из положений пп. 1, 7 ст.
10 и ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о гарантиях материального
обеспечения военнослужащих, военный суд приходит к выводу, что нарушения условий
контракта, выражающиеся в необеспечении заявителя положенными видами денежного
довольствия, наличии значительной и постоянно возрастающей денежной задолженности
Министерства обороны РФ перед ним являются существенными, поскольку влекут
за собой невозможность для заявителя распоряжаться положенными ему средствами
для создания нормального уровня жизни, т.е. реализовать свои права, гарантированные
Конституцией РФ и федеральным законодательством.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контрактам,
заключенным до 2 апреля 1998 г., нормы комментируемого Закона, в том числе
и положения ст. 51 о праве военнослужащего на досрочное увольнение, должны
применяться в полном объеме, поскольку именно этим Законом в настоящее время
урегулированы все вопросы прохождения военной службы.
Существенным признается нарушение в отношении военнослужащего условий
контракта, которое влечет для военнослужащего такой ущерб, что он в значительной
степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.
Систематическим считается постоянно повторяющееся, не прекращающееся нарушение
в отношении военнослужащего условий контракта, которые имели место неоднократно.
Судебная практика исходит из того, что:
- существенным нарушением условий контракта может быть признано такое
нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять
свои конституционные права, либо нарушение, повлекшее причинение существенного
вреда самому военнослужащему или членам его семьи;
- систематическим нарушением условий контракта должно признаваться повторяющееся
(более двух раз) нарушение предусмотренных законодательством о статусе военнослужащего
прав военнослужащего.
96. Увольнение с военной службы в связи с признанием военнослужащего
военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе отнесено ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы к увольнению с военной службы
по состоянию здоровья.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать
медицинским требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.
Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводится
медицинское освидетельствование. По результатам медицинского освидетельствования
дается заключение о годности гражданина к военной службе в соответствии с
п. 2 ст. 30 комментируемого Закона. На военную службу по контракту может быть
принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной
службе с незначительными ограничениями.
Причина увольнения с военной службы в связи с признанием военно-врачебной
комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе состоит в несоответствии
военнослужащего требованиям, прежде всего медицинским, предъявляемым к гражданам,
проходящим военную службу по контракту.
Согласно подп. "г" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона в случае признания
военнослужащих до старшего прапорщика (старшего мичмана) включительно ограниченно
годными к военной службе они подлежат увольнению с военной службы в обязательном
порядке, даже вопреки их желанию продолжать военную службу. Увольнение с военной
службы таких военнослужащих производится после получения воинской частью заключения
военно-врачебной комиссии.
Вместе с тем согласно подп. "б" п. 3 ст. 51 комментируемого Закона офицер
имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с признанием
его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Разница двух оснований увольнения состоит в том, что военнослужащие до
старшего прапорщика (старшего мичмана) включительно подлежат увольнению с
военной службы вопреки их желанию продолжать службу, а офицеры могут продолжить
военную службу и для увольнения по данному основанию должны подать рапорт,
выразив желание уволиться.
97. Признание военнослужащих ограниченно годными к военной службе производится
военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной
экспертизе.
По статьям (пунктам статей) Расписания болезней, предусматривающим в
отношении офицеров, прапорщиков, мичманов индивидуальное определение категории
годности к военной службе, ВВК выносит одно из следующих заключений:
"Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
"В" - ограниченно годен к военной службе.
В отношении офицеров, прапорщиков, мичманов, не достигших предельного
возраста пребывания на военной службе, заключение "В" - ограниченно годен
к военной службе ВВК выносит только в случае, если в служебной характеристике
командир воинской части указывает на невозможность исполнения им обязанностей
военной службы по занимаемой должности по состоянию здоровья. В отношении
лиц, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, ВВК в этом
случае выносит заключение "В" - ограниченно годен к военной службе.
98. Различия, заложенные в увольнении военнослужащих по данному основанию,
в зависимости от категории военнослужащего - офицер либо прапорщик (мичман),
военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, на должностях солдат
и сержантов (матросов и старшин), и от желания уволиться по данному основанию
- у офицеров, либо не зависящие от желания - у остальных категорий военнослужащих,
объясняются затратами государства на их подготовку.
С изданием Указа Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения
военной службы" от 4 января 1999 г. N 4 военнослужащие, признанные не годными
к военной службе и признанные ограниченно годными к военной службе, поставлены
в один ряд по льготам, но только с 4 января 1999 г., с момента вступления
в силу Указа Президента Российской Федерации. Военнослужащих, признанных ограниченно
годными к военной службе, имеющих общую продолжительность военной службы более
10 лет, теперь нельзя уволить без предоставления жилья.
Офицер Ципкайкин, прослуживший в Вооруженных Силах более 20 лет, был
уволен с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его ограниченно
годным к военной службе по заключению ВВК согласно его рапорту.
На момент увольнения с военной службы Ципкайкин и его семья (жена и двое
детей) никакого жилого помещения не имели.
Полагая, что при его увольнении не были соблюдены требования ст. 22 Закона
РФ "О статусе военнослужащих" - ему и его семье не было предоставлено жилье,
Ципкайкин обратился в суд с жалобой, в которой просил о восстановлении его
на военной службе до получения квартиры.
Военный суд гарнизона отказал Ципкайкину в удовлетворении его жалобы,
сославшись на то, что он после заключения ВВК сам написал рапорт с просьбой
уволить его с военной службы и сохранить за ним в части очередь на получение
жилья.
Военный суд округа решение суда гарнизона оставил без изменения.
В протесте Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
ставился вопрос об отмене судебных решений по следующим основаниям.
2 августа 1994 г. Ципкайкин подал рапорт, в котором просил командование
уволить его с военной службы по состоянию здоровья и сохранить за ним очередь
на получение жилья в части, в которой он проходил службу.
Но, как видно из листа бесед, проведенных с Ципкайкиным в связи с увольнением,
он просил при увольнении с военной службы обеспечить его жильем по нормам,
установленным законодательством.
Однако ни эта просьба, ни просьба Ципкайкина сохранить за ним очередь
на получение жилья в воинской части командованием не выполнены. Он был исключен
из списка личного состава части и всех видов обеспечения. В дальнейшем, по
день обращения Ципкайкина в военный суд, вопрос о выделении ему жилья ни командованием,
ни жилищной комиссией не разрешался, хотя в этот период для части выделялась
жилплощадь, в том числе и трехкомнатные квартиры.
При таких обстоятельствах, делался вывод в протесте, Ципкайкин уволен
с военной службы по законному основанию, но с нарушением требований ст. 22
Закона РФ "О статусе военнослужащих", которая предусматривает обязательное
предоставление жилья военнослужащим, прослужившим более 10 лет и уволенным
с военной службы по состоянию здоровья.
Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные
решения и приняла новое решение - обязала должностное лицо, издавшее приказ
об увольнении Ципкайкина И.Д. с военной службы, восстановить нарушенное его
право на получение жилой площади, предусмотренное ст. 22 Закона "О статусе
военнослужащих", и предоставить ему по месту жительства первое же выделенное
для воинской части жилое помещение по нормам, установленным жилищным законодательством
(см.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу
Ципкайкина И.Д. от 19 февраля 1998 г. N 1н-393/97 // Право в Вооруженных Силах.
1998 г. - N 8. - С. 62).
Вместе с тем возникает вопрос: как быть с теми, кто уволен в связи с
признанием ограниченно годным к военной службе в период со 2 апреля 1998 г.
(даты вступления в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной
службе") по 3 января 1999 г.?
Представляется возможным обратиться к должностному лицу, издавшему приказ
об увольнении с военной службы, с просьбой внести изменения в основание увольнения,
так как вскрылись новые обстоятельства, связанные с увольнением.
99. Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, по семейным обстоятельствам в соответствии с подп. "в" п. 3
ст. 51 комментируемого Закона производится, если военнослужащий подал рапорт
об увольнении с военной службы:
а) в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по
медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную
службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту
военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
б) в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей),
связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в) в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой,
мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем,
нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной
службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем
уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I или II группы или лицами,
достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18
лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
г) в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста
18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца).
Указанный перечень причин для увольнения с военной службы является исчерпывающим
и не подлежит расширительному толкованию. В данном случае семейные обстоятельства
выступают условием, сопутствующим увольнению с военной службы и с ним связанным.
100. Невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским
показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу,
определяется при освидетельствовании членов семьи в военно-врачебной комиссии.
Освидетельствование членов семьи для определения степени годности к проживанию
в местности, где проходит военную службу военнослужащий, производится по направлению
командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу
(Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных
Силах Российской Федерации. Утверждена приказом министра обороны РФ от 22
сентября 1995 г. N 315).
101. Направление на освидетельствование может быть подписано начальником
штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа
(от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего
командира (начальника).
В направлении указывается конкретная местность (город, район, область,
автономная область, автономный округ, край, республика), куда направляется
для прохождения военной службы или где проходит военную службу военнослужащий,
цель освидетельствования, а также относится или не относится указанная местность
к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, высокогорным местностям,
местностям с неблагоприятными климатическими условиями, территориям (зонам),
подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.
102. Перечень медицинских противопоказаний для проживания членов семей
военнослужащих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими
условиями, определен приложением N 16 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной
экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний для проживания членов семей военнослужащих
на территориях, подверженных радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской
катастрофы (зона с правом на отселение, зона с льготным социально-экономическим
статусом) определен приложением N 17 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной
экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
103. Освидетельствование проводится врачами-специалистами: хирургом,
терапевтом (детей до 15 лет - педиатром), невропатологом, окулистом, оториноларингологом,
а женщин - также и гинекологом. При необходимости к освидетельствованию привлекаются
врачи других специальностей.
До начала освидетельствования проводятся:
флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки
(детям с 15 лет) в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских
документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних
6 месяцев);
клинический анализ крови с подсчетом тромбоцитов;
исследование иммунного статуса;
исследование крови на ВИЧ;
общий анализ мочи.
Лицам старше 40 лет проводятся ЭКГ-исследование, измерение внутриглазного
давления, определение уровня сахара в крови.
По медицинским показаниям могут проводиться другие исследования. При
освидетельствовании членов семей военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных
местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями,
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской
катастрофы, ВВК определяет:
годность или негодность их к проживанию в местности, указанной в направлении;
нуждаемость их в длительном (более 12 месяцев) лечении и наблюдении в
специализированном медицинском учреждении государственной или муниципальной
системы здравоохранения, в обучении, воспитании в специализированных учебных
заведениях, отсутствующих в тех местностях, куда переводится военнослужащий,
проходящий военную службу по контракту, или где он проходит военную службу;
категорию административного центра (республиканский, краевой, областной),
где может быть оказана специализированная медицинская помощь или имеются специализированные
дошкольные (учебные) заведения (детский сад, школа-интернат и др.);
срочность (в течение 1 - 3 месяцев, по окончании зимнего или летнего
периода обучения) перевода военнослужащего, проходящего военную службу по
контракту, к новому месту службы в связи с болезнью члена его семьи;
их транспортабельность.
104. Члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту,
направляются на освидетельствование ВВК командиром воинской части, в которой
проходит службу военнослужащий, в случаях, когда по заключению клинико-экспертной
комиссии медицинского учреждения здравоохранения, а при ее отсутствии - консилиума
врачей военно-медицинского учреждения, они нуждаются в длительном (более 12
месяцев) лечении и наблюдении в специализированном медицинском учреждении
или по заключению медико-педагогической комиссии нуждаются в обучении или
воспитании в специальных учебных (дошкольных) заведениях (детских садах-интернатах),
отсутствующих в тех местностях, куда переводится военнослужащий, проходящий
военную службу по контракту, или где он проходит военную службу.
Наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по
контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12
месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения
(воспитания) в специализированных учебных заведениях (школах-интернатах для
слепых, плохо видящих, глухонемых, умственно отсталых, больных сколиозом и
др.), которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий или
где он проходит военную службу, является противопоказанием к проживанию членов
семьи военнослужащего в этих местностях.
Сведения о наличии и месте расположения соответствующих медицинских учреждений,
специальных учебных заведений, а также специальных медицинских учреждений
для лечения детей с различными заболеваниями и дефектами развития ВВК получает
по запросу в министерствах здравоохранения или образования республик, соответствующих
органах управления здравоохранением, образованием краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.
Заключение ВВК о негодности освидетельствуемого к проживанию в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных местностях,
других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях,
подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы,
выносится в случае, если исчерпаны все возможности оказания медицинской помощи
в пределах военного округа (объединения) и когда перевод военнослужащего,
проходящего военную службу по контракту, или иной переезд члена его семьи
в другую местность признается единственной мерой сохранения их здоровья.
При болезнях, не указанных в приложениях N 16 и 17 к Инструкции о порядке
проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации,
заключение ВВК о негодности к проживанию членов семей военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими
условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
чернобыльской катастрофы (зона с правом на отселение, зона с льготным социально-экономическим
статусом), может быть принято в случае, если они нуждаются в длительном (более
12 месяцев) лечении и наблюдении в специализированном медицинском учреждении,
отсутствующем в той местности где военнослужащий проходит военную службу по
контракту, а также в случае, когда члены его семьи, проживающие отдельно,
по состоянию здоровья являются нетранспортабельными.
105. По результатам освидетельствования ВВК выносит одно из следующих
заключений:
а) на основании Перечня медицинских противопоказаний (приложения N 16
и 17 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской
Федерации 1995 г. N 315) - годен к проживанию (указывается субъект Российской
Федерации);
б) на основании Перечня медицинских противопоказаний (приложения N 16
и 17 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской
Федерации 1995 г. N 315) - не годен к проживанию (указывается субъект Российской
Федерации);
в) на основании Перечня медицинских противопоказаний (приложения N 16
и 17 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской
Федерации 1995 г. N 315) - не годен к проживанию (указывается субъект Российской
Федерации). Нуждается в длительном лечении (наблюдении) в специализированном
медицинском учреждении (указать профиль медицинского учреждения здравоохранения)
или воспитании, обучении в специальном заведении (детский сад, школа-интернат
и др.) и проживании в областном (республиканском) центре. Перевод главы семьи
целесообразно осуществить в течение 1 - 3 месяцев, по окончании зимнего (летнего)
периода обучения (указывается срок);
г) в связи с нетранспортабельностью переезд (указывается субъект Российской
Федерации, город, район) противопоказан.
Таким образом, увольнение военнослужащего, проходящего военную службу
по контракту, по семейным обстоятельствам в указанном случае производится
на основании свидетельства о болезни и заключения военно-врачебной комиссии
о невозможности члена семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий
проходит военную службу, при отсутствии возможности перевода к новому месту
службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья.
106. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право
на увольнение по семейным обстоятельствам в связи с изменением места военной
службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью
переезда семьи в другую местность.
При определении указанной причины увольнения с военной службы военнослужащих
законодатель исходил из интересов семьи как основы, ячейки общества на основании
конституционного положения о защите государством семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции
РФ). В этой связи законодателем были приняты во внимание нормы СК РФ, вступившего
в силу с 1 марта 1996 г., о том, что осуществление членами семьи своих прав
и исполнение своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные
интересы других членов семьи и иных граждан. Семейные права охраняются законом,
за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением
этих прав (пп. 1 и 2 ст. 7 СК РФ).

<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>