<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное
или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.).
В. Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных
с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество
воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев
использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет
подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне
служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д. средств
коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные
расходы, для покрытия личных трат.
Г. В абз. 5 п.7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
установлено, что военнослужащим запрещается получать гонорары за публикации
и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Вместе
с тем в соответствии с абз. 2 п. 7 ст.10 указанного Закона военнослужащий
имеет право на занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью,
т.е. на создание научного, литературного, художественного произведения. В
соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (п.1 ст.15)
право опубликовать результаты творческого и научного труда принадлежит каждому
автору. На практике военнослужащий может реализовать это право двояким образом:
с учетом требований абз. 5 ст. 10 настоящего Федерального закона, если
при этом была использована служебная информация;
без учета требований абз. 5 ст.10 комментируемого Федерального закона,
если служебная информация не использовалась.
Военнослужащим запрещается получать гонорары за выступления (лекции и
пр.) в порядке осуществления служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления
и имели научный, педагогический или иной творческий характер. В противном
случае это означало бы совместительство, что не допускается по Закону.
Д. Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц
вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением
обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных)
и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения
в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона
"О статусе военнослужащих").
В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или
имущественные ценности. Следовательно, в контексте указанной нормы подарком
следует считать:
безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее дарителем)
военнослужащему вещи в собственность либо имущественного права (требования)
к дарителю или к третьему лицу;
безвозмездное обязательство дарителя перед военнослужащим передать вещь
в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему
лицу;
безвозмездное освобождение военнослужащего от имущественной обязанности
перед дарителем или перед третьим лицом;
безвозмездное обязательство дарителя освободить военнослужащего от имущественной
обязанности перед дарителем или перед третьим лицом.
Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий,
например, оплату развлечений, отдыха, лечения, оплату командировок, передачу
в пользование квартир, дома, дачи, автомобиля; преимуществ в выполнении работы,
в учебе; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; получение
очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу
(научную, преподавательскую, творческую) и т.д.
В то же время в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. военнослужащим
не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения,
питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения
цели поездки.
На практике вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.)
считается принятым в связи с исполнением обязанностей военной службы, если:
в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением,
или на подарке указана должность лица, его принявшего;
вознаграждение вручено по месту работы или во время участия военнослужащего
в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках
и т.д.), в которых он представляет соответствующую организацию или орган;
даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании
договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального
разрешения, в другом действии по реализации военнослужащим своих должностных
обязанностей либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение
в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия организации
или органа, в котором он проходит военную службу.
В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета
имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии
со ст.168 ГК РФ. При этом на военнослужащего, принявшего подарок, по решению
командира (начальника) может быть наложено дисциплинарное взыскание, а при
наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными
полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении военнослужащего
может быть возбуждено уголовное дело.
Военнослужащие в порядке поощрения могут быть награждены ценными подарками
(в том числе именными) и деньгами в соответствии с общевоинскими уставами
(ст. 39 ДУ ВС РФ).
В Вооруженных Силах РФ порядок награждения установлен приказом министра
обороны РФ "Об упорядочении расходования наградного фонда и фонда единовременных
денежных пособий" от 18 декабря 1997 г. N 469.
Поощрение лиц, не проходящих военную службу в центральных органах военного
управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Министерства
обороны, за счет денежных средств наградного фонда запрещается.
В приказах командиров (начальников) о поощрении ценными подарками или
деньгами должны быть указаны достижения, послужившие основанием для принятия
решения о награждении, наименование и стоимость ценного (в том числе именного)
подарка, размер денежной награды (денежной премии).
Командирам воинских частей, которым в соответствии с ДУ ВС РФ предоставлено
право поощрять подчиненных военнослужащих, в соответствии с п. 4 вышеуказанного
приказа при принятии решения о награждении необходимо исходить из стоимости
вручаемого ценного подарка или суммы денег, но не более:
- командиру полка (корабля 1 ранга) - пяти минимальных размеров оплаты
труда;
- командиру дивизии - восьми минимальных размеров оплаты труда;
- командиру корпуса (эскадры) - десяти минимальных размеров оплаты труда;
- командующему армией (флотилией) - двенадцати минимальных размеров оплаты
труда;
- командующему войсками округа, флотом - пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда;
- главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителю
министра обороны Российской Федерации - двадцати минимальных размеров оплаты
труда.
Награждение именным холодным и огнестрельным оружием в соответствии с
ДУ ВС РФ является почетной наградой для особо отличившихся офицеров за их
воинские подвиги и заслуги перед государством и Вооруженными Силами РФ.
ДУ ВС РФ предусмотрено, что такой вид поощрения в отношении военнослужащих
Вооруженных Сил РФ могут применять министр обороны РФ, заместители министра
обороны РФ и главнокомандующие видами ВС РФ.
Однако ст. 33 ДУ ВС РФ вошла в противоречие с Федеральным законом "Об
оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (вступил в силу с 1 июля 1997 г. //
СЗ РФ. - 1996. - N 51. - Ст. 5681), ст. 20 которого устанавливает, что награждение
оружием производится только руководителями государственных военизированных
организаций, к которым указанным законом отнесено и Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 6 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного
оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных
военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 15 октября 1997 г. N 1314 (СЗ РФ. - 1997. - N 32. - Ст. 3878) награждение
оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной
организации.
Перечень государственных военизированных организаций, руководители которых
имеют право награждать, оружием изложен в ст. 5 Федерального закона "Об оружии".
Е. В абз. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать
без разрешения Президента РФ звания, ордена или другие знаки отличия иностранного
государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания
международных и иностранных организаций. Поскольку признание иностранным государством
каких-либо заслуг военнослужащего ставило бы его в двусмысленное положение,
постольку федеральное законодательство регулирует условия принятия наград
и званий иностранного государства.
Ж. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" установил общий запрет
всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических
и юридических лиц (абз.8 п. 7 ст. 10).
Данный запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в
соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной
основе по договоренности между федеральными органами государственной власти
с соответствующими органами государственной власти иностранных государств
либо международными организациями.
В то же время Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не устанавливает
прямого запрета в отношении поездок за границу по личным делам, например на
отдых. Косвенный запрет установлен абз. 6 п. 7 ст. 10 указанного Закона.
З. Военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах
политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений,
а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п.7 ст.10 Федерального закона
"О статусе военнослужащих").
Военнослужащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством
и не связаны при исполнении обязанностей военной службы решениями политических
партий, движений и иных общественных объединений.
Несоблюдение военнослужащим перечисленных ограничений может служить основанием
для привлечения его к дисциплинарной ответственности или досрочного увольнения
с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 комментируемого
Закона (за невыполнение им условий контракта).
3. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" является
базовым законом, определяющим основы правового регулирования воинской обязанности
и военной службы.
Комментируемый Закон в отличие от ранее действовавших Закона СССР "О
всеобщей воинской обязанности" и Закона РФ "О воинской обязанности и военной
службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 четко разграничил исполнение гражданами
воинской обязанности в строго определенных формах и добровольное исполнение
гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную
службу и добровольной подготовки к военной службе.
Правовую основу воинской обязанности и военной службы составляют также
другие федеральные законы, в первую очередь - Федеральный закон "Об обороне"
от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ.
Федеральный закон "Об обороне" определяет основы и организацию обороны
Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций
и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области
обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы,
касающиеся обороны Российской Федерации.
Ст. 1 определена цель установления воинской обязанности - оборона. Согласно
данной норме в этих же целях создаются Вооруженные Силы РФ. Организация обороны
включает помимо других мероприятий правовое регулирование в области обороны
(ст. 2). Принципиальное значение имеет положение о том, что законы действуют
независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления
Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами
(п. 2 ст. 3). Данное положение является дополнительной гарантией реализации
прав военнослужащих.
В п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обороне" определен порядок комплектования
Вооруженных Сил РФ военнослужащими. Согласно указанной норме оно осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан
РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, т.е. воинские части
укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских
частей, и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу.
4. Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других
войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 комментируемого
Федерального закона. Основу правового регулирования, учитывающего специфику
прохождения в них военной службы, составляют иные федеральные законы:
Федеральный закон "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от
5 августа 1995 г. N 126-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 32. - Ст. 3202);
Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (СЗ РФ. - 1997. - N 6. - Ст. 711);
Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ (СЗ
РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 143);
Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации"
от 19 февраля 1993 г. N 4524-I (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 12.
- Ст. 423);
Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля
1993 г. N 4730-I с изм. и доп. (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 17.
- Ст. 594);
Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской
Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 15. - Ст. 1269);
Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ
(СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2594);
Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
(СЗ РФ. - 1998. - N 7. - Ст. 799);
Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
с изм. и доп. (СЗ РФ. - 1994. - N 35. - Ст. 3649).
5. Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента
РФ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 мая 1992 г. N 467
(Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 19. - Ст. 1077) и распоряжение Президента
РФ "Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации
и Вооруженных Сил Российской Федерации" от 17 мая 1992 г. N 219 (см. приказ
МО РФ от 11 июля 1992 г. N 3 "С объявлением актов о создании Вооруженных Сил
Российской Федерации"). В Указе подчеркивается, что одним из принципов строительства
Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой
на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.
Согласно Указу Президента РФ "О Министерстве обороны и Вооруженных Силах
Российской Федерации" от 16 мая 1992 г. деятельность Вооруженных Сил РФ впредь
до принятия соответствующих законов РФ регулируется нормативными актами бывшего
СССР в части, не противоречащей законодательству России. В настоящее время
идет работа над законопроектом "О Вооруженных Силах Российской Федерации".
6. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией
военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию
или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г.
N 93-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст. 2401) определяет порядок предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организации его подготовки
и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности.
Под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира
и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию
мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных
Наций в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных
органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних
и многосторонних международных договоров Российской Федерации и не являющиеся
согласно Уставу ООН принудительными действиями, а также международные принудительные
действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета
Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы
миру, нарушений мира или акта агрессии (ст. 2).
В состав военного и гражданского персонала, предоставляемого Российской
Федерацией для участия в предусмотренной ст. 2 указанного Федерального закона
деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности,
могут включаться отдельные военнослужащие и воинские формирования Вооруженных
Сил Российской Федерации (воинские части и подразделения с соответствующими
вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения), а также
гражданские лица - отдельные представители (или группы представителей) федеральных
органов исполнительной власти.
Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию
или восстановлению международного мира и безопасности может включать наблюдение
и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных
действий, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование
их подразделений, производство инженерных и иных работ, содействие в решении
проблемы беженцев, оказание медицинской, иной гуманитарной помощи, выполнение
милицейских (полицейских) и других функций по обеспечению безопасности населения
и соблюдению прав человека, а также введение в соответствии с Уставом ООН
международных принудительных мер.
7. Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации, в пределах своей компетенции издает указы о призыве
на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан
Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим
указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные
указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения
военной службы, например:
Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных
Сил и совершенствованию их структуры" от 16 июля 1997 г. N 725с определены
направления военной реформы;
Указом Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября
1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы,
которым определен порядок заключения контракта о прохождении военной службы,
назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий,
предоставления отпусков, увольнения с военной службы и рассмотрен ряд других
вопросов.
В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы
и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками,
воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная
служба.
8. В соответствии со ст.6 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая
1996 г. N 61-ФЗ Правительство РФ должно осуществлять меры по обеспечению обороны
и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает
положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан
к военной службе и т.д.
Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ приняло:
постановление "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан
Российской Федерации" от 1 июня 1999 г. N 587 (СЗ РФ. - 1999. - N 23. -Ст.
2857);
постановление "Об утверждении Положения о воинском учете" от 25 декабря
1998 г. N 1541 (СЗ РФ. - 1998. - N 1. - Ст. 192);
постановление "Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих
призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу
по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы" от 26
февраля 1999 г. N 222 (СЗ РФ. - 1999. - N 10. - Ст. 1239);
постановление "Об утверждении Положения о призыве на военную службу по
мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные
формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных
штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований,
органов и специальных формирований" от 19 октября 1998 г. N 1216 (СЗ РФ. -
1998. - N 43. - Ст. 5354);
постановление "О порядке перевода Вооруженных Сил Российской Федерации
и других войск Российской Федерации на добровольную систему комплектования
воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных
конфликтов и для участия в боевых действиях" от 27 июля 1996 г. N 903 (СЗ
РФ. - 1996. - N 32. - Ст. 3938);
постановление "О порядке установления факта выполнения военнослужащими
и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31
марта 1994 г. N 280 (САПП РФ. - 1994. - N 15. - Ст. 1180) и др.
9. В пределах своих полномочий министр обороны РФ, руководители других
федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена
военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам воинской обязанности,
военной службы и статуса военнослужащих, например:
приказ МЧС РФ "Об утверждении Временного положения о прохождении военной
службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской
обороны Российской Федерации" от 11 апреля 1997 г. N 205;
приказ Министра обороны РФ "О временном порядке заключения контрактов
о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации, военнослужащими
Вооруженных Сил Российской Федерации с Министерством обороны, назначения военнослужащих
на воинские должности и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских
званий и увольнения военнослужащих с военной службы" от 11 марта 1999 г. N
99;
приказ МВД РФ "Об утверждении Временного положения о порядке прохождения
военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин
во внутренних войсках МВД России" от 25 марта 1997 г. N 180.

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами
воинской обязанности

Комментарий к ст. 4

1. Ст. 4 комментируемого Закона включает нормы прямого действия, устанавливающие
обязанности должностных лиц органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской
обязанности.
2. В соответствии со ст. 117 УПК РСФСР органами дознания являются:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений
- по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими,
а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях,
совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил, в связи с исполнением служебных
обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом
к их ведению;
4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов,
лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев -
по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных
сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных
в расположении указанных учреждений;
5) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о
нарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении
режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и
режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,
а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской
Федерации;
7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники
зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом
к их ведению;
9) таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.
188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.
Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями
прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов
федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой
полиции (ст.125 УПК РСФСР).
3. Органы государственной службы медико-социальной экспертизы обязаны
в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или органы, осуществляющие
воинский учет (см. комментарий к ст.8), сведения о признании инвалидами граждан,
состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
Инвалидом является лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты (ст.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N
48. -Ст. 4563).
Признание лиц инвалидами производится органами государственной службы
медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы
и главное бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Примерного положения об
учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 (СЗ РФ. - 1996.
- N 34. - Ст. 4127).
Порядок признания граждан инвалидами установлен Положением о признании
лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа
1996 г. N 965. Положение определяет в соответствии с Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания
лица инвалидом, которое осуществляется учреждением государственной службы
медико-социальной экспертизы.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной
экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения
жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления,
потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется в
соответствии с Классификацией и временными критериями, используемыми при осуществлении
медико-социальной экспертизы, утвержденными постановлением Минтруда РФ и Минздрава
РФ от 29 января 1997 г. N 1/30.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности
лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
4. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении
по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или
муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения
лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная
экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится
на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>