<< Пред. стр.

стр. 52
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1. Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе,
на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать
граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости
различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.)
задач по обеспечению обороноспособности государства.
Лица, пребывающие в запасе первого и второго разрядов, в случае мобилизации,
как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе
третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры
или строительные части.
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:
имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста
50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.
2. Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания
в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке
не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром
либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку
и снимается с воинского учета.
Предельный возраст пребывания в запасе для всех категорий граждан, кроме
женщин, составляет 65 лет.
Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов,
городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных)
образований по месту их жительства.
В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский
учет граждан осуществляется органами местного самоуправления.
Положение о военно-врачебной экспертизе (с изм. от 22 октября 1998 г.)
(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля
1995 г. N 390) предусматривает, что определение годности граждан к военной
службе возложено на ВВК и ВЛК путем освидетельствования.
Заочное освидетельствование запрещается, если иное не оговорено настоящим
Положением.
Порядок создания, права и обязанности ВВК (ВЛК), порядок применения настоящего
Положения в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях,
а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений ВВК (ВЛК)
определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Заключения ВВК (ВЛК) выносятся в соответствии с Расписанием болезней
и Таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан простым
большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ВВК (ВЛК).

Статья 54.Военные сборы

Комментарий к п. 1

1. Военные сборы граждан проводятся в соответствии с комментируемым Законом
и Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации,
пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства
РФ от 26 июня 1993 г. N 605 (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства
РФ от 26 февраля 1999 г. N 223). В Министерстве обороны Российской Федерации
по данному вопросу действует приказ министра обороны Российской Федерации
от 1 сентября 1993 г. N 422.
Указы о призыве граждан Российской Федерации на военные сборы (с указанием
численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между
Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями
и органами) издает в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об обороне"
от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ Президент Российской Федерации.
Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской
Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена
военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе.
Учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров
запаса, на которые привлекаются студенты, проходящие обучение на военной кафедре
вуза, из числа прошедших военную службу и граждан женского пола также считаются
военными сборами (постановление Правительства Российской Федерации "О внесении
изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 544 "О военном обучении студентов по программам подготовки
офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования" от 25 ноября 1995 г. N 1162).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления организуют призыв и отправку граждан на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:
изучение и подбор кандидатур, подлежащих призыву на военные сборы;
организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на
военные сборы;
оповещение и призыв граждан на военные сборы;
организация отправки призванных граждан в воинские части;
возмещение расходов предприятиям за счет средств Министерства обороны
Российской Федерации, понесенных ими в связи с проведением военных сборов.
Планирование и проведение военных сборов возлагается на федеральные органы
исполнительной власти. Сроки проведения военных сборов согласовываются с органами
исполнительной власти и руководителями предприятий.
Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении задач по организации
и проведению военных сборов, несут ответственность согласно законодательству
Российской Федерации.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной
службы.
Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе плановых
занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения
и военной техники в воинских частях, учреждениях, организациях, на предприятиях
и в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
2. По характеру и целям проведения военные сборы подразделяются на:
а) учебные сборы:
в составе воинских частей и подразделений на штатных должностях, на которые
граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное
время (учебные сборы приписного состава);
Основными задачами учебных сборов приписного состава являются:
- проверка реальности отдельных запланированных мобилизационных мероприятий;
- подготовка органов управления соединений, воинских частей и подразделений
к боевым действиям в условиях военного времени;
- совершенствование мобилизационной готовности военных комиссариатов;
- совершенствование гражданами военных знаний, специальной подготовки
при выполнении должностных обязанностей, полевой выучки и навыков в применении
штатного вооружения и военной техники в современном бою;
- совершенствование у офицеров навыков умелого руководства при переводе
соединений, воинских частей, подразделений на штаты военного времени, при
подготовке к выполнению боевых задач.
Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный
или частичный перевод соединений и воинских частей на штаты военного времени
в объемах, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации, министерствами
и ведомствами, в войсках которых проводятся сборы.
По завершении учебных сборов приписного состава может проводиться проверка
усвоения гражданами функциональных обязанностей по занимаемой в период сборов
должности. По результатам проверки дается заключение о целесообразности присвоения
очередных воинских званий запаса;
по подготовке граждан по военно-учетным специальностям:
На военных сборах по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным
специальностям производится:
- подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности;
- подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов
и старшин, солдат и матросов запаса;
- подготовка, переподготовка и совершенствование военных знаний граждан
по новым видам вооружения и военный техники;
- подготовка граждан, не прошедших военную службу, по военно-учетным
специальностям.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям производится централизованно,
в специально создаваемых для этой цели учебных центрах (подразделениях), в
соединениях и воинских частях, имеющих необходимую учебную, материально-техническую
базу, при военных образовательных учреждениях профессионального образования
по программам, разрабатываемым Министерством обороны Российской Федерации,
министерствами и ведомствами, в войсках которых проводятся сборы.
По завершении указанных учебных сборов проводится проверка усвоения гражданами
пройденного программного материала и делается заключение об их подготовленности,
на основании которого им присваивается военно-учетная специальность.
по обслуживанию вооружения и военной техники неприкосновенного запаса
с одновременным ее изучением (учебные сборы по обслуживанию техники "НЗ");
Учебные сборы по обслуживанию техники "НЗ" проводятся в целях постановки
ее на длительное хранение, производства регламентных и других работ, а также
изучения обслуживаемой техники и совершенствования гражданами практических
навыков по ее эксплуатации и боевому применению.
На указанных сборах не менее 25% учебного времени отводится на боевую
подготовку граждан.
Учебные сборы по обслуживанию техники "НЗ" проводятся в соответствии
с планами соединений и частей по освежению имущества "НЗ" и регламентных работ
на военной технике и вооружении;
б) сборы по проверке мобилизационной готовности соединений, воинских
частей, военных комиссариатов и других войск (проверочные сборы).
Проверочные сборы проводятся в целях определения боевой и мобилизационной
готовности войск (сил флота) и военных комиссариатов.
Право проведения проверочных сборов предоставляется министру обороны
Российской Федерации или по его указанию начальнику Генерального штаба Вооруженных
Сил Российской Федерации, а также другим министрам, руководителям ведомств,
в которых предусмотрена военная служба.
Для проведения проверочных сборов осуществляется полный или частичный
перевод отдельных соединений и воинских частей на штаты военного времени с
призывом граждан, приписанных к этим соединениям и воинским частям.
После перевода на штаты военного времени и укомплектования в ходе проведения
проверочных сборов соединения и части подвергаются проверке на их способность
выполнять задачи по предназначению.
Кроме учебных и проверочных сборов могут проводиться тренировочные занятия
по подготовке аппарата усиления военных комиссариатов, по подготовке граждан,
привлекаемых к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе
их на штаты военного времени, а также по подготовке граждан по военно-учетным
специальностям и воинским должностям.
Проведение военных сборов и занятий в иных целях не допускается.

Комментарий к пп. 2 - 4

3. Ст. 4 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской
Федерации, пребывающих в запасе, устанавливаются следующие сроки прохождения
гражданами военных сборов:
- учебных сборов приписного состава - до 10 дней;
- учебных сборов по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным
специальностям - до 60 дней;
- учебных сборов по обслуживанию техники "НЗ" - до 25 дней;
- проверочных сборов - до 10 дней.
На тренировочные занятия граждане привлекаются на срок не более 8 часов.
Конкретные сроки прохождения гражданами военных сборов и тренировочных
занятий в установленных пределах определяются федеральными органами исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных
служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований призываются на военные сборы в сроки,
согласованные с руководителями указанных служб и формирований (Федеральный
закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа
1995 г. N 151-ФЗ ).
Началом военных сборов считается день зачисления гражданина в список
личного состава воинской части. Окончанием военных сборов считается день истечения
срока военных сборов.
Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом
Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с
учетом потребности в подготовке специалистов для Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск.
Время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения
из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность
военной службы гражданина, о чем делается соответствующая запись в учетно-воинских
документах, заверяемая командиром (начальником штаба) воинской части, проводящей
сборы.
Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая
продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время
пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва
граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Статья 55.Освобождение от военных сборов

Комментарий к п. 1

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
На практике возникают ситуации, когда женщина, прослужив в Вооруженных
Силах почти 20 лет (в льготном исчислении), увольняется в связи с организационно-штатными
мероприятиями без права на пенсию. Учитывая то, что в соответствии со ст.
36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации,
пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства
РФ от 26 июня 1993 г. N 605 (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства
РФ от 26 февраля 1999 г. N 223), время прохождения военных сборов (со дня
зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается
в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем делается соответствующая
запись в учетно-воинских документах, заверяемая командиром (начальником штаба)
воинской части, проводящей сборы, в случае прохождения сборов гражданка смогла
бы приобрести право на пенсию за выслугу лет.
Представляется что освобождение женщин от военных сборов не равнозначно
запрету на участие их в рассматриваемых мероприятиях, и при необходимости,
по собственному желанию, женщины должны допускаться к прохождению рассматриваемых
сборов.

Комментарий к пп. 2 - 3

2. От военных сборов помимо женщин также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами
местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное
время;
Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изм. от 16 июля 1998 г.) предусматривает,
что бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной
власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации
и на военное время проводится в соответствии с указанным Федеральным законом,
другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения
на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие
бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и
последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки;
б) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской
Федерации;
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции
и таможенных органов Российской Федерации;
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного
и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие
перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной
техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного
флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах,
- в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения
в образовательных учреждениях;
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных
учреждениях - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной
работы;
к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня
увольнения в запас.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из
списков личного состава воинской части;
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по основаниям,
предусмотренным ст. 24 настоящего Федерального закона, за исключением оснований,
предусмотренных подп. "г" и "д" п. 1 комментируемой статьи;
Законодатель в данном случае не освободил от военных сборов граждан,
имеющих двух и более детей, а также имеющих ребенка в возрасте до трех лет.
Представляется, что это сделано по причине множественности указанных случаев
для населения России;
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической
невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие
территориальной удаленности от Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации,
главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы
муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
Ст. 23 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г.) предусматривает,
что депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы освобождаются
на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Согласно уставам муниципальных образований глава муниципального образования
и глава администрации осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Если
даже в уставе муниципального образования ничего об этом не говорится, представляется
резонным предположить, что чрезвычайно широкий круг обязанностей этих выборных
должностных лиц невозможно сочетать с другой работой.
Вышесказанное касается данных должностных лиц почти во всех муниципальных
образованиях, кроме небольших сельских и городских поселений, где они могут
действовать на непостоянной основе.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от
26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ предусматривает, что по просьбам религиозных
организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в
соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности
и военной службе в мирное время может предоставляться освобождение от военных
сборов.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая
1995 г. N 76-ФЗ предусматривает, что после регистрации кандидаты по личному
заявлению освобождаются от военных сборов со дня регистрации до дня официального
опубликования результатов выборов.
3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные
сборы при наличии уважительных причин.
Уважительными причинами для освобождения гражданина от призыва на военные
сборы представляются:
- заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери,
родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина
либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или
иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.

Статья 56.Порядок прохождения военных сборов

Комментарий к п. 1

1. Порядок проведения военных сборов в соответствии со ст. 6 Федерального
закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ определяет Правительство Российской
Федерации. Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской
Федерации, пребывающих в запасе, утверждено постановлением Совета Министров
- Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 605 (с изм. и доп., внесенными постановлением
Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 223).
Анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий
по призыву на военные сборы Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для проведения учебных и проверочных сборов проводится призыв граждан
на военные сборы.
Для проведения тренировочных занятий граждане вызываются в военный комиссариат.
На военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку
от призыва по мобилизации.
Ст. 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации
в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изм. от 16 июля 1998
г.) определяет, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется
гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья,
- на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным
братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по
состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной
комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися
инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста,
при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола
- одного ребенка);
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до
восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных
выше, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым
дано такое право указом Президента Российской Федерации.
На тренировочные занятия могут вызываться граждане, привлекаемые в аппарат
усиления военных комиссариатов, включенные в состав команд по выполнению первоочередных
работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, а также
по подготовке их по военно-учетным специальностям и воинским должностям.
Отбор кандидатов для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами
совместно с комплектуемыми воинскими частями.
Количество отбираемых для призыва на учебные сборы кандидатов должно
обеспечивать создание необходимого резерва, но не более 25% от основного задания.
В период отбора граждане могут быть вызваны в военные комиссариаты для
уточнения учетных данных и медицинского освидетельствования.
По результатам отбора окончательное решение о призыве граждан на военные
сборы принимает военный комиссар.
Граждане, обратившиеся с жалобами на состояние своего здоровья, а также
лица, отобранные кандидатами на учебные сборы приписного состава частей Воздушно-десантных
войск, разведывательно-десантных подразделений, летного состава авиации, плавсостава
Военно-Морского Флота и на учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным
специальностям, подлежат медицинскому освидетельствованию в порядке, предусмотренном
положениями о военно-врачебной экспертизе и медицинском освидетельствовании
летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Гражданам, призываемым на военные сборы на должности специалистов по
ракетному топливу, водолазов, специалистов войскового питания, по результатам
медицинского освидетельствования выдаются документы установленного образца
о годности для работы по специальности.
2. Оповещение граждан, призываемых на учебные сборы, производится заблаговременно
в процессе изучения и отбора кандидатур. Гражданам, отобранным для прохождения
учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки
с указанием сроков явки в военный комиссариат.
В день прибытия граждан в военный комиссариат проводится их призыв на
учебные сборы и отправка в воинские части.
Оповещение, призыв и отправка граждан на проверочные сборы проводятся
в соответствии с порядком и в сроки, установленные специальными планами.
В случае неявки гражданина на военные сборы без уважительных причин военный
комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке в воинскую
часть. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом
"О воинской обязанности и военной службе" привлекаются органы внутренних дел.
Органы внутренних дел, руководствуясь п. 3 ст. 4 комментируемого Закона
в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных
оснований задержание граждан, уклоняющихся от призыва на военные сборы или
прохождения военных сборов. При неправомерных действиях сотрудников милиции
при задержании их действия могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 7 комментируемого Закона уважительной причиной
неявки по повестке военного комиссара при условии документального подтверждения
причины неявки являются:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного
брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие
в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшие в результате действия непреодолимой силы, или
иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, военным комиссаром
- для граждан, призванных на военную службу из запаса или судом.

<< Пред. стр.

стр. 52
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>