<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

либо с согласия его законного представителя.
Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших
медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования
лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими
решение, и заверяются печатью учреждения.
Выписка из акта освидетельствования гражданина, состоящего или обязанного
состоять на воинском учете, признанного инвалидом бюро (главным бюро) медико-социальной
экспертизы, направляется в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной
орган, осуществляющий воинский учет граждан (пп.16 и 17 Примерного положения
об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 // СЗ РФ. - 1996.
- N 34. - Ст. 4127).

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
или поступления граждан на военную службу по контракту

Комментарий к ст. 5

1. П. 1 ст. 5 содержит норму прямого действия, определяющую обязанности
органов исполнительной власти в Российской Федерации и органов местного самоуправления
по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления
граждан на военную службу.
2. В соответствии со ст. 111 КЗоТ РФ на время выполнения государственных
или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности
могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение
места работы (должности) и среднего заработка. Работникам, привлекаемым к
выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные
законодательством (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992
г. N 3543-1).
Выплата среднего заработка работнику в случаях, указанных в ст. 111 КЗоТ,
производится за счет органа, привлекающего работника к этим обязанностям в
его рабочее время. Средний заработок исчисляется в порядке, определенном Министерством
труда РФ в соответствии с поручением Правительства РФ.
Для исчисления среднего заработка берутся выплаты, на которые начисляются
страховые взносы, за три календарных месяца, предшествующих тому месяцу, когда
работник был привлечен к выполнению государственных или общественных обязанностей,
указанных в ст. 111 КЗоТ.
3. Порядок реализации п. 2 ст. 5 комментируемого Федерального закона
установлен постановлением Правительства РФ "О порядке сохранения среднего
заработка и возмещения командировочных расходов лицам, участвующим в мероприятиях
по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности" от 14 февраля 1994
г. N 112 (САПП. - 1994. - N 8. - Ст. 607), которым установлено, что за лицами,
участвующими в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской
обязанности (членами призывной комиссии, врачами-специалистами, средним медицинским
персоналом и техническими работниками), за время участия в указанных мероприятиях
сохраняется средний заработок по месту работы, а если их участие в этих мероприятиях
связано с выездом с постоянного места жительства, им возмещаются командировочные
расходы по нормам, действующим в Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации обязано в месячный срок после
выставления счетов предприятиями, учреждениями и организациями компенсировать
им выплаченные суммы на указанные мероприятия через военные комиссариаты.
Расходы, связанные с мероприятиями по обеспечению исполнения гражданами
воинской обязанности, возмещаются Министерству обороны Российской Федерации
другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, для которых осуществляется
призыв граждан на военную службу.
4. Средний заработок рассчитывается в порядке, определенном постановлением
Минтруда РФ "О Порядке исчисления среднего заработка в 1999 году" от 22 января
1999 г. N 2.
5. Размеры командировочных расходов установлены письмом Минфина РФ "Об
изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской
Федерации" от 13 августа 1999 г. N 57н, в котором указано, что в соответствии
с п.4 постановления Правительства Российской Федерации "О нормах возмещения
командировочных расходов" от 26 февраля 1992 г. N 122 нормы возмещения расходов,
связанных с командировкой (кроме расходов по проезду к месту командировки
и обратно), работникам министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Российской Федерации, установлены в следующих
размерах:
оплата найма жилого помещения - по фактическим расходам, подтвержденным
соответствующими документами, но не более 270 руб. в сутки. При отсутствии
подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в
размере 7 руб. в сутки;
оплата суточных - 55 руб. за каждый день нахождения в командировке (РГ.
- 1999. - 15 октября).

Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением ими
воинской обязанности или их поступлением на военную службу по контракту

Комментарий к ст. 6

1. В соответствии со ст.111 КЗоТ РФ работникам, привлекаемым к выполнению
воинских обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные
законодательством (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992
г. N 3543-1). Указанные гарантии предусмотрены ст.6 комментируемого Федерального
закона.
2. Средний заработок, расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и
оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные
расходы выплачиваются в порядке, изложенном в комментарии к ст.6. Однако размер
выплачиваемого среднего заработка или стипендии ограничен 10 минимальными
размерами оплаты труда.
Размер минимального размера оплаты труда, установленный Федеральным законом
от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ (СЗ РФ. - 1997. - N 3. - Ст. 350), равен 83 руб.
49 коп.
2. Положением о порядке прохождения военных сборов, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 605, установлено, что граждане на время
медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для
решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время привлечения на
тренировочные занятия по подготовке к выполнению первоочередных работ в воинских
частях при переводе их на штаты военного времени, по подготовке аппарата усиления
военных комиссариатов, по подготовке по военно-учетным специальностям и воинским
должностям, на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные
сборы или исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные
сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной
работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной
работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда,
им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда
от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Выплата указанным гражданам среднего заработка и возмещение расходов,
связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства
(работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями,
где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок
о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на
тренировочных занятиях.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего
заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства
(работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов, производится
военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после
призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных
средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения
счета предприятия (п.30).
3. Гражданам, пребывающим в запасе, временно не работающим или занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью, на время медицинского освидетельствования,
медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные
сборы, а также на время привлечения на тренировочные занятия по подготовке
к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты
военного времени и по подготовке аппарата усиления военных комиссариатов,
на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы или исполнения
ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, выплачивается
заработок в размере установленного законодательством Российской Федерации
минимального размера оплаты труда, возмещаются расходы, связанные с наймом
(поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и
обратно, а также командировочные расходы.
Указанные выплаты производятся военными комиссариатами с учетом фактического
времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочном
занятии.
4. Граждане, пребывающие в запасе, на время прохождения военных сборов
освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы
или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной
работы или учебы в размере, не превышающем 10-кратный минимальный размер оплаты
труда. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной
штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуется
- воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные
расходы за время нахождения в пути.
Выплата указанным гражданам среднего заработка, а также командировочных
расходов за время нахождения в пути производится предприятиями, где они работают,
на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени
пребывания гражданина на военных сборах.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего
заработка, а также командировочных расходов, производится военными комиссариатами
на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы
и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами
производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.
5. Министерство обороны Российской Федерации производит расходы, связанные
с организацией медицинского освидетельствования, медицинского обследования
или лечения для решения вопросов о призыве граждан, пребывающих в запасе,
на военные сборы, а также с привлечением их на тренировочные занятия в составе
команд по выполнению первоочередных работ при переводе воинских частей на
штаты военного времени и с подбором кандидатов для призыва на военные сборы,
с организацией призыва и перевозки в воинские части или исполнением ими других
обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, и возмещением расходов,
связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства
(работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов, за счет средств,
поступивших от других федеральных органов исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная служба.

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего
Федерального закона

Комментарий к ст. 7

1. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения в
сфере применения комментируемого Федерального закона граждане могут нести
уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и дисциплинарную
ответственность.
2. КоАП РСФСР устанавливает административную ответственность за неявку
по вызову в военный комиссариат без уважительных причин для приписки к призывному
участку, что влечет наложение на гражданина административного взыскания в
виде предупреждения, а за нарушение военнообязанными и призывниками правил
воинского учета, а также неявку по вызову в военный комиссариат без уважительных
причин, или несвоевременное сообщение в учетный орган, где граждане состоят
на воинском учете, сведений об изменении адреса места жительства, образования,
места работы и должности на гражданина может быть наложено административное
взыскание в виде предупреждения или штрафа (ст. 191).
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения
военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328).
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований
для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере от двухсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом
на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Законными основаниями для освобождения от военной службы являются: указанное
в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ противоречие между несением военной службы и
убеждениями или вероисповеданием гражданина РФ; указанные в комментируемом
Федеральном законе возраст (для мужчин - моложе 16 лет и старше 60 лет, для
женщин - моложе 18 лет и старше 50 лет), негодность или ограниченная годность
к военной службе по состоянию здоровья, прохождение альтернативной службы
и др.
При отсутствии законных оснований для освобождения уклонением от призыва
на военную службу (п. 1 комментируемой статьи) является неявка лица на призывную
комиссию в срок, указанный в приказе военного комиссара, без уважительной
причины. К уважительным причинам неявки к призыву в срок относятся также обстоятельства,
перечисленные в п. 2 комментируемой статьи.
Невозможность из-за заболевания или увечья гражданина, связанных с утратой
трудоспособности, явиться для призыва в срок должна быть официально засвидетельствована
врачом, так же, как и тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа,
сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя
гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.
Препятствия, возникшие в результате действия непреодолимой силы, например,
стихийного характера (пожар, наводнение, обвал в горах, авария на транспорте
и т.п.), должны быть официально подтверждены администрацией или органом милиции
по месту жительства призывника.
Комментируемый Федеральный закон дает примерный перечень уважительных
причин неявки к месту призыва. Поэтому к уважительным причинам неявки можно
отнести, кроме того, задержание призывника органами власти (милицией, прокуратурой
и проч.), несвоевременное, не по его вине, вручение ему повестки о явке, то
обстоятельство, что он в силу других объективных причин (например, участия
его в промысловой охоте, промысловом рыболовстве, ином отхожем промысле) не
знал о призыве на военную службу лиц его года рождения, и т. п.
3. П. 3 комментируемой статьи содержит общую дефиницию об ответственности
лиц, способствующих своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской
обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующих
исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющих обязанности,
установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
4. КоАП РСФСР содержит следующие составы административных правонарушений
и предусматривает наложение административных взысканий в виде предупреждения
или штрафа:
за непредставление руководителями или другими ответственными за военно-учетную
работу должностными лицами жилищно-эксплуатационных организаций, предприятий,
учреждений, организаций, учебных заведений и домовладельцами в установленный
срок в военные комиссариаты списков юношей, подлежащих приписке к призывным
участкам, - предупреждение или наложение штрафа (ст. 190.2);
за необеспечение руководителями или другими ответственными за военно-учетную
работу должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, колхозов
и учебных заведений по требованию военных комиссариатов оповещения военнообязанных
и призывников об их вызове в военные комиссариаты либо препятствование своевременной
явке граждан на сборные пункты или призывные участки - предупреждение или
наложение штрафа (ст.190.4);
за несвоевременное представление руководителями или другими ответственными
за военно-учетную работу должностными лицами жилищно-эксплуатационных организаций,
предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих эксплуатацию домов,
а также домовладельцами в военные комиссариаты и исполнительные комитеты местных
Советов народных депутатов, на которые возложено ведение первичного учета
военнообязанных и призывников, домовых книг, карточек прописки и учетно-воинских
документов (военных билетов, удостоверений о приписке к призывным участкам)
на жильцов, являющихся военнообязанными или призывниками, для оформления приема
на воинский учет или снятия с учета, а также неоповещение их о вызове в военные
комиссариаты - предупреждение или наложение штрафа (ст. 190.5);
за несообщение должностными лицами врачебно-трудовых экспертных комиссий,
на которых возложена обязанность сообщать в военные комиссариаты через отделы
социального обеспечения исполнительных комитетов районных, городских, районных
в городах Советов народных депутатов сведений о всех военнообязанных и призывниках,
признанных инвалидами вне зависимости от группы инвалидности, таких сведений
- предупреждение или наложение штрафа (ст.190.6).
Решение о наложении взыскания по ст. 190.2 принимает Административная
комиссия при исполнительном органе местной власти (ст. 199 КоАП РФ).
Вынесению решения предшествует составление протокола об административном
правонарушении полномочным органом (в нашем случае - военным комиссариатом).
Дела об обжаловании решений о наложении административного взыскания подведомственны
судам общей юрисдикции (ст. 25 ГПК РСФСР).
5. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
предусмотрена ст. 285 УК РФ, в соответствии с которой за использование своих
служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из
корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение
прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства, должностные лица наказываются штрафом,
либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, либо арестом, либо лишением свободы.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской
Федерации (примечание 1 к п. 1 ст. 285 УК РФ).
Судебная практика по делам о должностных преступлениях была обобщена
в постановлении Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам
о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или
служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" от 30 марта 1990 г..
Это постановление широко используется на практике. В настоящее время оно не
утратило силы.
Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются
действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции,
но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения
которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий
вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения,
так и путем бездействия.
Уголовная ответственность может наступить лишь в том случае, если злоупотребление
должностными полномочиями было совершено лицом из корыстной или иной личной
заинтересованности. Мотив корыстной заинтересованности предполагает желание
незаконно получить деньги, имущество, материальные блага или иную имущественную
выгоду либо желание путем злоупотребления своим должностным положением освободиться
от выплат материальных обязательств - возмещения ущерба, уплаты долга за счет
организации, в которой лицо занимает должность, либо за счет обслуживаемых
этой организацией граждан.
Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь
выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как
карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное
положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении
какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д. (см. п. 17 постановления
Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.). Иная личная заинтересованность
может быть вызвана желанием извлечь выгоду для себя лично или для другого
лица, в судьбе которого должностное лицо было заинтересовано.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть, во-первых, только
государственный служащий, во-вторых, только тот государственный служащий,
который является должностным лицом в соответствии с примечанием 1 к ст. 285
УК РФ.
Понятие государственного служащего дается в ст. 3 Федерального закона
"Об основах государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. - 1995. -
N 31. - Ст. 2990), в соответствии с которой государственным служащим является
гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств
бюджета субъекта Федерации.
Организационно-распорядительные функции осуществляют те должностные лица,
которые руководят трудовым коллективом, осуществляют подбор и расстановку
кадров, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины в государственном
органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном
учреждении, в Вооруженных Силах РФ или ином воинском формировании РФ. Это
могут быть руководители министерства или государственного комитета, их заместители,
руководители структурных подразделений государственных органов.
Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия
по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением,
реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном
органе или в органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях
и в воинских формированиях.
Не являются должностными лицами те государственные служащие, которые
выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных
и муниципальных органах. Но если эти лица кроме исполнения своих профессиональных
обязанностей наделены также функциями организационно-распорядительного или
административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как
должностные лица (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта
1990 г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач муниципальной
больницы, будучи привлечен к работе призывной комиссии, путем злоупотребления
предоставленными ему полномочиями совершает юридически значимые действия,
т.е. выносит заключение о негодности или ограниченной годности гражданина
к военной службе по тем или иным заболеваниям, что может явиться основанием
предоставления отсрочки от призыва или освобождения от исполнения воинской
обязанности в какой-либо ее форме.
6. Превышение должностных полномочий влечет уголовную ответственность
за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий
и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.286 УК РФ).
Преступление, ответственность за которое предусмотрена комментируемой
статьей, является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным
положением. В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990
г. сказано, что различие между названными должностными преступлениями состоит
в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам
службы использует предоставленные ему полномочия, а при превышении должностных
полномочий оно совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной
компетенции.
Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица,
по разъяснению указанного выше постановления Пленума Верховного Суда от 30
марта 1990 г., могут быть: а) действия, относящиеся к полномочиям другого
должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;
б) действия, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии
определенных обстоятельств, например с согласия вышестоящего начальника; в)
действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить
(например, применение насилия к гражданину, пришедшему на прием к данному
должностному лицу).
Признак "явного" нарушения означает очевидность, бесспорность выхода
совершаемых действий за пределы собственных полномочий.
Субъектом указанного преступления может быть только должностное лицо
из числа государственных служащих.
7. Ст. 290 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение
должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг,
иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие)
в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие)
входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного
положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее
покровительство или попустительство по службе, а также за незаконные действия
(бездействие).
УК РФ в понятие взятки включил как деньги, ценные бумаги, так и иные
имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных
или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных,
строительных и иных работ (см. п. 4 постановлении Пленума Верховного Суда
СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве").
ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим
муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает
пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого можно сделать вывод, что
пять минимальных размеров оплаты труда - это та граница, которая отделяет
подарок от взятки.
Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо
действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель,
в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть
четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия
должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия
этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее
взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу
взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может
оказывать общее покровительство, например, необоснованно, без каких-либо заслуг
продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и
т.п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т.е.
скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.
8. Уголовная ответственность за служебный подлог, т.е. внесение должностным
лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления,
не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений,
а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное
содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности,
предусмотрена ст. 292 УК РФ.
Субъектом указанного преступления могут быть любой государственный служащий
или служащий органа местного самоуправления, как должностное лицо, так и не
должностное лицо.
Предметом преступления являются официальные документы, т.е. письменные
акты, выдаваемые органом государственной власти и предоставляющие права или
освобождающие от обязанностей, удостоверяющие определенные факты, события,
иные обстоятельства, имеющие юридическое значение. Такими документами следует
считать и официальные регистрационные книги, журналы, другие подобные документы
(например, Книгу записей актов гражданского состояния).
Способ совершения служебного подлога может заключаться во внесении в
соответствующий официальный документ заведомо ложных сведений либо во внесении
в них таких исправлений, которые искажают их действительное содержание. Это

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 54)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>