<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое
объединение).
4. По общему правилу п.2 ст.244 ГК РФ имущество может находиться в общей
собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности
(долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Каждый участник общей долевой собственности вправе самостоятельно распорядиться
(отдать в залог) своей долей в общей собственности (п.2 ст.246 ГК РФ). Каждый
из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению
общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников (п.3
ст.253 ГК РФ). По правилу п.2 настоящей статьи ипотека земельных участков,
применительно к данным случаям, возможна тогда, когда доля, принадлежащая
гражданину или юридическому лицу, реально выделена в натуре в виде конкретного
земельного участка, т.е. индивидуализирована из земель, находящихся в общей
долевой и совместной собственности.

Статья 63. Земельные участки, не подлежащие ипотеке
1. Ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных
организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков
личных подсобных хозяйств в соответствии с настоящим Федеральным законом не
допускается.
2. Не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой меньше
минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской
Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления для земель
различного целевого назначения и разрешенного использования.

Комментарий к статье 63

1. Конституция РФ (ст.36) особо выделила право частной собственности
на землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан
и их объединений. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности земельный
участок, вправе продавать его, дарить, сдавать в залог или аренду, распоряжаться
и пользоваться им иным образом, но при условии, что владение, пользование
и распоряжение землей не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать
права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник земельного участка,
отнесенного законом к землям сельскохозяйственного и иного целевого назначения,
может осуществлять права владения и пользования своим участком только в соответствии
с его назначением, но распоряжаться им он может свободно (ст.36, ч.2 и 3,
Конституции РФ).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей Конституция РФ относит
к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст.72, ч.1, п."в").
2. Земля и другие природные ресурсы уже стали предметом гражданского
оборота (ст.9 Конституции РФ) и вошли в сферу регулирования гражданским правом
(ст.2 ГК РФ), однако принято решение ввести гл.17 "Право собственности и другие
вещные права на землю" ГК РФ в действие со дня введения в действие Земельного
кодекса РФ после его принятия.
3. В соответствии с п.1 комментируемой статьи правила об ипотеке не распространяются:
1) на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
2) на сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственных организаций,
крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) на полевые земельные участки личных
подсобных хозяйств.
4. В соответствии с действующим законодательством земли сельскохозяйственного
назначения предоставляются:
а) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного,
подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных
целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
б) садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям
гра
в) колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным,
общественнымпредприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям
- для сельскохозяйственного производства;
г) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям,
сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам
- для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для
сельскохозяйственного производства;
д) несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия,
учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного
сельского хозяйства.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Земельное законодательство
Российской Федерации и ее субъектов предусматривает возможность предоставления
земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства
иным организациям и лицам. Согласно Указу Президента от 15 июня 1992 г. N
632 "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества", станичным
и иным казачьим обществам в соответствии с земельным законодательством безвозмездно
отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных
для казачества форм общинного владения землей.
Также к субъектам прав на земли сельскохозяйственного назначения относятся
родовые общины и семьи из числа малочисленных народов Крайнего Севера, которым
предоставляются оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и другие угодья для
комплексного использования в соответствии с Указом Президента РФ от 22 апреля
1992 г. N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов Севера".
5. Земельный участок представляет собой земли, отделенные на местности
(в натуре) от иных земель при помощи границ. Не может служить предметом ипотеки
часть земельного участка, площадь которой меньше установленного минимального
размера.
Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанавливается
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
с учетом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм
предоставления земельных участков (п.5 ст.13 Федерального закона от 15 апреля
1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан").
Нормы в отношении указанных участков установлены повсеместно по стране
и составляют от 0,08 до 0,15 га в зависимости от региона. Например, Решением
Малого совета Мособлсовета народных депутатов от 16 декабря 1992 г. N 4/28
"О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории
Московской области" установлены следующие предельные размеры участков, предоставляемых
гражданам:
1) в собственность или пожизненно наследуемое владение:
а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - до 40 га;
б) для ведения садоводства - до 0,12 га;
в) для ведения животноводства - до 0,20 га;
2) в пожизненно наследуемое владение для дачного строительства - 0,12
га;
3) в аренду или временное пользование:
а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - до 100 га;
б) для ведения животноводства - до 2 га;
в) для ведения огородничества - до 0,15 га.
Одновременно с указанным нормированием органам местного самоуправления
(п.1.4 Решения) предоставлено право в пределах указанных норм определять конкретные
размеры земельных участков на своих территориях с учетом их возможностей.
В результате реализации на практике данного правила в Балашихинском районе
размер дачного или садового участка равен 0,08 га, в Пушкинском районе - 0,1
га, в Шатурском районе - 0,12 га.
Для граждан отдельных категорий предельные нормы предоставления земельных
участков установлены федеральными законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О
мерах по социальной поддержке многодетных семей" рекомендовано выделять для
таких семей садово-огородные участки в размере не менее 0,15 га на семью (п.1
пп."г"). Статьей 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев
Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена
Славы" (в ред. Федерального закона от 30.07.96 N 98-ФЗ) установлено для названных
лиц бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство
индивидуальных домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,10 га
в городах и поселках городского типа и 0,30 га в сельской местности. В ст.17
Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено,
что для таких лиц земельные участки предоставляются по следующим нормам:
1) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного
хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального коллективного садоводства
- по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10
га в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности;
2) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения
с военной службы - по нормам, установленным законами или иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 64. Ипотека земельного участка, на котором имеются здания или
сооружения, принадлежащие залогодателю
1. Если договором об ипотеке не предусмотрено иное, при ипотеке земельного
участка право залога на находящиеся или возводимые на этом участке здания
и сооружения залогодателя, в том числе на жилые строения, право залога не
распространяется.
При отсутствии в договоре условия, предусматривающего, что находящееся
или возводимое на земельном участке здание или сооружение, принадлежащее залогодателю,
заложено тому же залогодержателю, залогодатель при обращении взыскания на
земельный участок сохраняет право на это здание или сооружение и приобретает
право ограниченного пользования (сервитут) той частью участка, которая необходима
для использования здания или сооружения в соответствии с его назначением.
Условия пользования этой частью участка определяются соглашением между залогодателем
и залогодержателем, а в случае спора - судом.
2. Залогодатель земельного участка вправе без согласия залогодержателя
распоряжаться принадлежащими ему зданиями и сооружениями на этом участке,
на которые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи право залога не распространяется.
При отчуждении такого здания или сооружения другому лицу и при отсутствии
соглашения с залогодержателем об ином права, которые это лицо может приобрести
на заложенный земельный участок, ограничиваются условиями, предусмотренными
частью второй пункта 1 настоящей статьи.
3. Если здание или сооружение, принадлежащее залогодателю земельного
участка, находящееся или возводимое на этом земельном участке, заложено тому
же залогодержателю, право залогодателя распоряжаться этим зданием или сооружением,
условия и последствия перехода прав на это здание или сооружение к другим
лицам определяются правилами главы VI настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 64

1. В п.1 комментируемой статьи законодатель воспроизводит норму п.4 ст.340
ГК РФ о том, что при ипотеке земельного участка построенные на нем здания
и сооружения, которые принадлежат залогодателю, его судьбе не следуют. Залогодатель
- собственник здания или сооружения сохраняет право на данные объекты и приобретает
право ограниченного пользования (сервитут) соответствующей частью земельного
участка даже при последующем отчуждении предмета ипотеки в результате обращения
взыскания на земельный участок.
2. Правило о наличии у залогодателя права распоряжаться принадлежащими
ему зданиями и сооружениями на заложенном земельном участке следует из п.1
данной статьи, так как на указанные объекты право залога не распространяется.
Когда такое здание или сооружение приобретается другим лицом, то, при
отсутствии у покупателя соглашения с залогодержателем об ином, его права на
заложенный земельный участок также имеют ограничения по пользованию им, как
это установлено ч.2 п.1 настоящей статьи.
3. Норма п.3 предусматривает связанность залоговых отношений, если имеет
место одновременно ипотека земельного участка и находящегося на нем здания
или сооружения одному залогодержателю. При этом в отношении прав залогодателя
и других лиц действуют правила ст.37 - 42 Закона (см. комментарий к ним).

Статья 65. Возведение залогодателем зданий или сооружений на заложенном
земельном участке
1. На земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель
вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания
или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке. На эти здания
и сооружения не распространяется право залога, и залогодатель может распоряжаться
ими, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Если возведение залогодателем на заложенном земельном участке здания
или сооружения влечет или может повлечь ухудшение обеспечения, предоставленного
залогодержателю ипотекой этого участка, залогодержатель вправе в соответствии
с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации потребовать
изменения договора об ипотеке, в том числе, если это необходимо, путем распространения
ипотеки на возведенное здание или сооружение.
2. Возведение зданий или сооружений на заложенном земельном участке,
если права залогодержателя удостоверены закладной, допускается только в случае,
если право залогодателя на это предусмотрено в закладной, с соблюдением условий,
которые в ней отражены.

Комментарий к статье 65

1. Если договор об ипотеке не запрещает, то залогодатель как собственник
земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять
их перестройку или снос (п.1). При возникновении права собственности на вновь
создаваемое недвижимое имущество в соответствии с правилами ст.219 ГК РФ залогодатель
может распоряжаться им (см. п.2 ст.64 Закона и комментарий к нему), поскольку
на него не распространяется право залога.
В ситуации, когда возможно ухудшение обеспечения, предоставленного залогодержателю
ипотекой, из-за возведения залогодателем построек на заложенном земельном
участке, залогодержатель вправе по нормам п.2 ст.450 ГК РФ сделать следующее:
1) потребовать изменения договора об ипотеке; 2) распространить ипотеку (путем
изменения договора об ипотеке) на возведенное здание или сооружение.
Нормы п.2 ст.450 ГК РФ предусматривают изменение или расторжение договора
по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. В этой
связи, во-первых, возведение залогодателем соответствующих объектов на заложенном
участке не является нарушением условий договора об ипотеке, если в нем не
предусмотрено иное (ч.1 п.1 ст.65 Закона). Во-вторых, при отсутствии нарушения
договора об ипотеке залогодателем у залогодержателя нет оснований выдвигать
требование об изменении договора об ипотеке.
2. Возведение построек (здания или сооружения) на заложенном земельном
участке может повлечь ухудшения обеспечения вследствие воздействия следующих
причин:
- ограничение прав землевладельца вследствие обременения сервитутом зданий
и сооружений, возведенных на земельном участке (ст.277 ГК РФ);
- изменение целевого использования участка из-за вновь построенных (реконструированных)
объектов;
- признание постройки самовольной на основе правил ст.222 ГК РФ;
- ухудшение экологического состояния участка и т.п.
На указанные и другие причины, влекущие ухудшение обеспечения, предоставленного
залогодержателю ипотекой, он безусловно должен иметь возможность адекватно
реагировать, чтобы защитить свои права. Но при этом ему надлежит оставаться
в рамках существующих правил. Поэтому взаимоотношения сторон при ипотеке земельных
участков должны быть определены в договоре об ипотеке с особой тщательностью,
чтобы в последующем избежать возможных споров и обращения в суд для их разрешения.
3. Норма п.3 предусматривает такое построение отношений между сторонами,
когда о возведении зданий или сооружений на заложенном земельном участке следует
договариваться заблаговременно на стадии заключения договора об ипотеке и
внесения права залогодателя на будущую постройку в содержание закладной, составляемой
по правилам ст.14 Закона (см.комментарий к ней).

Статья 66. Ипотека земельного участка, на котором имеются здания или
сооружения, принадлежащие третьим лицам
Если ипотека установлена на земельный участок, на котором находится здание
или сооружение, принадлежащее не залогодателю, а другому лицу, при обращении
залогодержателем взыскания на этот участок и его реализации к приобретателю
участка переходят права и обязанности, которые в отношении этого лица имел
залогодатель как владелец участка.

Комментарий к статье 66

Комментируемая статья воспроизводит положения п.5 ст.340 ГК РФ. Общим
правилом является норма о том, что к приобретателю земельного участка от залогодателя-собственника
переходят права и обязанности по отношению к другому лицу, являющемуся собственником
здания (сооружения), расположенного на участке, на который залогодержателем
было обращено взыскание.

Статья 67. Оценка земельного участка при его ипотеке
Оценка земельного участка не может быть установлена в договоре об ипотеке
ниже его нормативной цены.
К договору об ипотеке земельного участка должна быть приложена в качестве
обязательного приложения копия плана (чертежа границ) этого участка, выданная
соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

Комментарий к статье 67

1. При решении практических вопросов землепользования в Российской Федерации
применяется показатель, именуемый "нормативная цена земли". Он был введен
ст.25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями
и дополнениями на 29 декабря 1998 г.) для обеспечения экономического регулирования
земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой
собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского
кредита под залог земельного участка.
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка
определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за
расчетный срок окупаемости.
2. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением
Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной
цены земли".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что нормативная цена земли
ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным
районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории
субъекта Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются
комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В п.2 Постановления делегированы полномочия органам местного самоуправления
(администрации), которые по мере развития рынка земли могут своими решениями
уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную
в соответствии с п.1 указанного Постановления нормативную цену земли, но не
более чем на 25 процентов.
Установленная таким образом рыночная цена земли, т.е. в соответствии
с пунктами 1 и 2 Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной
цены (определение термина "рыночная стоимость" в соответствии с положениями
Закона об оценочной деятельности см. п.3 ст.9 Закона и комментарий к ней)
на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 Постановления).
3. Нормативная цена земли фиксируется в Государственном земельном кадастре
(это действующая на всей территории страны методически унифицированная система
регистрации прав на землю и связанную с ней недвижимость, учета и оценки земельных
участков) по каждому участку наряду со сведениями об изменении его статуса,
границ, площади и о расположенных на нем строениях. Эти данные востребованы
всеми системами информационного обеспечения рынка недвижимости и ее государственной
регистрации.
Нормативная цена земли служит базой для установления ставок арендной
платы и стартовых цен продажи земли из государственных и муниципальных запасов.
4. Оценка земельного участка отнесена к существенным условиям договора
об ипотеке (ч.1 ст.67 Закона). Согласно комментируемой норме, стоимость участка
при его ипотеке не может быть установлена в договоре ниже его нормативной
цены. Данное установление будет оказывать воздействие на процессы становления
и развития ипотечных отношений в стране.
Во-первых, нормативная цена земли является административно устанавливаемым
показателем (см. положения Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997
г. N 319) и не отражает ее рыночную стоимость, которая должна быть определена
по результатам оценки предмета ипотеки (см. п.3 ст.9 Закона и комментарий
к нему) в соответствии с законодательством РФ, т.е. на основе положений ст.3
и 7 Закона об оценочной деятельности.
Во-вторых, включение оценки земельного участка на основе нормативной
цены земли в договор об ипотеке самым существенным образом ущемляет права
залогодателя как при заключении договора (явное занижение возможностей по
обеспечению основного обязательства и, как следствие, его величины, например
заемных средств, предоставляемых кредитором должнику), так и при обращении
взыскания на заложенный земельный участок (при его реализации на публичных
торгах от низшей границы цены, какой является нормативная цена земли, вполне
может случиться, что вырученной от реализации заложенного участка суммы может
не хватить для покрытия долгов залогодателя).
В-третьих, норма ч.1 ст.67 Закона о запрете включения в договор об ипотеки
цены земельного участка ниже ее нормативного значения не согласуется с положениями
п.2 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319, в соответствии
с которыми органам местного самоуправления (администрации) разрешается понижать
нормативную цену земли до 25 процентов.
5. Включение в ч.2 данной статьи требования о наличии в качестве обязательного
приложения к договору об ипотеке копии плана (чертежа границ) земельного участка
следует признать излишним, поскольку упоминание о документах, названных в
договоре об ипотеке в качестве приложений, уже содержится в п.2 ст.20 Закона
(см. комментарий к нему).
Кроме того, в ст.17 Закона о госрегистрации прав содержится предписание
о том, что обязательным приложением к документам, необходимым для государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является план земельного
участка. В дополнение к нему в п.4 ст.18 указанного Закона изложены требования
к форме плана земельного участка.

Статья 68. Особенности обращения взыскания на заложенные земельные участки
и их реализации
1. На земельный участок, приобретенный при продаже на публичных торгах,
аукционе или по конкурсу, распространяются требования о разрешенном использовании.
Лицо, которое приобрело земельный участок при продаже на публичных торгах,
аукционе или по конкурсу, вправе менять назначение участка лишь в случаях,
предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации, или в установленном
этим законодательством порядке.
2. Продажа и приобретение на публичных торгах, аукционе или по конкурсу
заложенных земельных участков осуществляются с соблюдением установленных федеральным
законом ограничений в отношении круга лиц, которые могут приобретать такие
участки.

Комментарий к статье 68

1. В комментируемой статье изложены только особенности обращения взыскания
на земельные участки и их реализации, поэтому нормы, содержащиеся в ней, необходимо
применять в совокупности с правилами гл.IX "Обращение взыскания на имущество,
заложенное по договору об ипотеке" (см. комментарий к ней).
2. В п.1 комментируемой статьи содержится предписание о том, что приобретатель
земельного участка, так же как и залогодатель, должен руководствоваться требованиями
о его разрешенном использовании, т.е. в соответствии с целями, для которых
данный участок предназначен. Одновременно он также не вправе, например, ограничить
проезд (проход) по участку, техническое обслуживание или ремонт зданий (сооружений)
и другие существующие условия использования данного земельного участка.
Если ввиду изменившихся обстоятельств лицу, которое приобрело заложенный
земельный участок, потребуется изменить назначение участка, то сделать это
оно может только в случаях, предусмотренных действующим земельным законодательством,
и по правилам, содержащихся в нем.
3. Собственность на землю и другие ресурсы, как и любой другой институт
собственности, имеет свою специфику, определяемую социально-экономическими
причинами и особенностями ее субъектов. Регулирование сделок с землей, находящейся
в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется гражданским законодательством
с учетом земельного, лесного, природоохранного и иного специального законодательства.
В том случае, когда земельное или иное законодательство устанавливает другой
порядок перехода права собственности на землю, нежели гражданское законодательство,
а также когда предусматриваются ограничения для совершения сделок (например,
запрещение передачи в частную собственность тех или иных земель и др.), действуют
специальные нормы, а не общие нормы гражданского законодательства.

Глава ХII. Особенности ипотеки предприятий, зданий и сооружений

С учетом современных потребностей экономики и российской правовой традиции
в Законе "Об ипотеке" выделены в самостоятельный раздел положения об особенностях
ипотеки предприятий, зданий и сооружений. Нормы этой главы дополняют и конкретизируют
нормы гл. II "Залог предприятия, строения, здания, сооружения и иных объектов,
непосредственно связанных с землей (ипотека)" Закона о залоге и восполняют
по указанному вопросу недостаточное количество правил, содержащихся в ГК РФ.
В комментируемой главе установлены исходные правовые нормы по передаче
предприятия как имущественного комплекса в ипотеку (ст.70) и урегулирован
правовой режим залога земельного участка или прав на него при ипотеке здания,
сооружения или предприятия. Также содержатся правила об обязательствах, которые
могут обеспечиваться ипотекой предприятия (ст.71). Закреплены права залогодателя
в отношении заложенного предприятия (ст.72). Определен порядок обращения взыскания
на заложенное предприятие (ст.73).

Статья 69. Ипотека предприятий, зданий или сооружений с земельным участком,
на котором они находятся
При ипотеке предприятия как имущественного комплекса (далее - предприятие)
право залога распространяется на все входящее в его состав имущество (пункт
2 статьи 340 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой
по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или
сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый
объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его
соответствующей части.
На принадлежащее залогодателю право постоянного пользования земельным
участком, на котором находится предприятие, здание или сооружение, право залога

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>