стр. 1
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"

Авторский коллектив

Окуньков Л.А.- кандидат юридических паук - Развитие законодательства о государственной службе (вместо предисловия);

Азарова Е.Г. - кандидат юридических наук - ст.19;

Колодкин Л.М. - доктор юридических наук - ст.ст.3, 6, 7, 8;

Ноздрачев А.Ф. - доктор юридических наук (руководитель) - ст.ст.1, 2, 4, 5, 9-12, 15 (в соавторстве), 26-28;

Чиканова Л.А. - кандидат юридических наук - ст.ст.13, 14, 15 (в соавторстве), 16, 18, 20, 21, 23, 25;

Шкатулла В.И. - кандидат юридических наук - ст.ст.15 (в соавторстве),17, 22, 24, 29, 30.

Ответственный редактор

Окуньков Л.А. - директор Института законодательства и сравнительного правоведения, кандидат юридических наук

М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998


Указатель сокращений

ВВС - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
КЗоТ - Кодекс законов о труде РСФСР
КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
коммент. - комментарий
РГ - Российская газета
САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации
ФПГ - Финансово-промышленная группа


Комментарии к Федеральному закону "Об основах государственной
службы Российской Федерации"

Развитие законодательства о государственной службе (вместо предисловия)

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Основы организации государственной службы (ст.ст. 5 - 8)
Глава III. Основы правового положения государствен- (ст.ст. 9 - 20)
ного служащего
Глава IV. Прохождение государственной службы (ст.ст. 21 - 25)
Глава V. Обеспечение эффективности государственной (ст.ст. 26 - 28)
службы
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29 - 30)


Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1 Закона

1. В комментируемой статье раскрывается узловое для организации государственной
службы в Российской Федерации понятие - понятие государственной должности,
содержатся указания на основные элементы ее правового статуса. Правовой статус
государственной должности является неотъемлемой составной частью законодательного
регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки
должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов
об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности.
Государственная должность определяет границы деятельности госслужащего,
т.е. круг его обязанностей, права и ответственность "по исполнению и обеспечению
полномочий" государственного органа. Поэтому важно отличать понятие государственной
должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность
характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых
навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического
опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др.
В п.1 комментируемой статьи государственная должность определяется как
должность в органах государственной власти. При этом имеются в виду федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также иные государственные органы, образуемые в соответствии
с Конституцией РФ. Данным понятием охватываются органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, осуществляющие в присущих им организационно-правовых формах
функции единой государственной власти.
Далее в п.1 указывается, что государственная должность - это должность
с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять
строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои
органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные
решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного
органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно,
государственная должность заключает в себе часть полномочий (права и обязанности),
которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.
Государственная должность содержит основную функцию, выполняемую государственным
служащим. Наименование государственной должности представляет собой краткую
и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе
функций государственного органа. Например, должность помощника (советника)
федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального
государственного служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена
Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается
в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области"
- отражает другие признаки: это должность государственного служащего субъекта
Российской Федерации, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности
по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная
должность; замещается в порядке конкурса.
Правовой статут государственной должности содержит перечень всех видов
работ (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты, которые
государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой
своей функции. Однако эти вопросы являются предметом регламентации не Закона,
а других нормативных актов, главным образом положений и должностных инструкций.
Они также содержатся в тарифно-квалификационных справочниках, которые представляют
собой систематизированные перечни работ и профессий. В них сформулированы
необходимые квалификационные характеристики и требования, которым должны соответствовать
служащие, выполняющие различные по содержанию, степени сложности и профилю
работы, в отношении навыков, профессиональных знаний, приемов труда и т.д.
В качестве существенного элемента правового статута государственной должности
выделяется установленный круг обязанностей (п.1 ст.1 Закона) государственного
служащего по исполнению каждой его функции. Разумеется, правовой статут включает
также перечень всех прав по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного
органа. Причем права и обязанности по одной государственной должности следует
увязывать с правами и обязанностями по другим должностям. Это требование диктуется
необходимостью упорядочения отношений между государственными служащими как
внутри данного, так и между вышестоящими и нижестоящими органами.
В комментируемой статье (п.1) элементом правового статута должности является
также ответственность. В статье речь идет об ответственности за нарушение
должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а
равно за недостижение цели по вине государственного служащего.
В качестве элемента правового статута государственной должности, предусматриваемого
в п.1, выделяется денежное содержание, т.е., предусмотренные законодательством
размеры должностного оклада и надбавок к нему (см. коммент. к ст.17 Закона).
Хотя в п.1 комментируемой статьи и не указываются порядок и условия замещения
должности, но они также являются элементами ее правового статута. Именно по
этой причине им посвящены отдельные статьи Закона (ст.ст.21-23). Не менее
существенным элементом правового статута государственной должности является
порядок ее учреждения, о котором говорится в абз.3 п.1 ст.1 Закона. Причем
в Законе этот порядок увязан с делением государственных должностей на категории.
Государственные должности в комментируемой статье подразделяются на категории
"А", "Б" и "В".
Понятием "государственные должности категории "А" охватываются должности
трех видов.
Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются
Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий
органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности Российской
Федерации: Президент Российской Федерации (ст.ст.11, 80); Председатель Совета
Федерации Федерального Собрания (ст.101); заместитель Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания (ст.101); Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания (ст.101); заместитель Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания (ст.101); Председатель Правительства Российской Федерации
(ст.ст.103, 110); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
(ст.110); федеральный министр (ст.110); судья Конституционного Суда Российской
Федерации (ст.128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст.128); судья
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст.128); судья федерального
суда (ст.128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст.129); прокурор
субъекта Российской Федерации (ст.129); прокурор прокуратуры Российской Федерации
(ст.129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст.83); полномочный
представитель Президента Российской Федерации (п."к" ст.83); Председатель
Счетной палаты (п."г" ч.1 ст.103); заместитель Председателя Счетной палаты
(п."и" ч.1 ст.102); аудитор Счетной палаты (п."и" ч.1 ст.102; п."г" ч.1 ст.103);
Уполномоченный по правам человека (п."д" ч.1 ст.103).
В соответствии со смыслом Конституции (ч.2 ст.77) Указом Президента РФ
от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"
*(1 к числу таковых отнесена должность руководителя высшего государственного
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, хотя ее наименование
и правовой статус определяются законодательством субъектов РФ.
Другие государственные должности Российской Федераций устанавливаются
федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей
Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами,
утвержден упомянутым Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32. Всего
в Сводном перечне содержится тридцать восемь должностей.
Второй вид государственных должностей категорий "А" составляют должности
субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями и уставами
субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных
органов. Как правило, их перечень в систематизированном виде содержится в
законах субъектов РФ о государственной службе. При этом в законах некоторых
субъектов РФ категории государственных должностей "А", "Б", "В" отсутствуют.
В ряде субъектов РФ, исходя из содержания функций, полномочий и способа замещения,
устанавливаются иные категории: конституционные и административные государственные
должности (Закон о государственной службе в Республике Марий Эл, ст.4; Закон
Республики Татарстан о государственной службе, ст.5); высшие конституционные
государственные должности и государственные должности (Закон о государственной
службе в Республике Башкортостан, ст.5); политические, административные и
вспомогательные государственные должности (Закон Республики Саха (Якутии)
о государственной службе, ст.15) и др. Например, в ст.5 Закона Республики
Марий Эл о государственной службе к конституционным государственным должностям
относятся:
1) высшие конституционные государственные должности: Президента Председателя
Государственного Собрания; 2) главные конституционные должности: Главы Правительства,
заместителя Председателя Государственного Собрания, Государственного Секретаря,
заместителя Главы Правительства, Руководителя Администрации Президента, членов
Правительства, председателей и заместителей председателей постоянных комиссий
Государственного Собрания, начальника Секретариата Государственного Собрания,
председателя, заместителя, секретаря Центральной избирательной комиссии, глав
администраций городов и районов, председателей городских и районных собраний.
К административным государственным должностям в этой республике относятся:
1) высшие административные государственные должности: первого заместителя
и заместителей Руководителя Администрации Президента, заместителя начальника
Секретариата Государственного Собрания, руководителей управления, секретариата,
служб, отделов Администрации Президента и Секретариата Государственного Собрания,
председателей комитетов, первых заместителей министров, руководителей государственных
органов, не входящих в состав Правительства, заместителей глав администраций
городов и районов, заместителей председателей городских и районных собраний;
2) главные административные государственные должности: заместителей руководителей
структурных подразделений, заведующих секторами аппаратов Президента, Правительства
и Секретариата Государственного Собрания, заместителей руководителей министерств
и ведомств, госкомитетов и комитетов, советников и помощников Президента,
помощников Председателя Государственного Собрания, консультантов Администрации
Президента и Секретариата государственного Собрания, управляющих делами администраций
городов и районов.
В ст.5 упомянутого Закона Республики Марий Эл устанавливаются также ведущие,
старшие и младшие административные государственные должности, но уже без перечисления
конкретных должностей. Однако самое главное состоит в том, что неясно, какие
же государственные должности следует относить к категории "А" и другим в смысле
требований Закона (ст.1). Определенные коллизии нормативных Положений в этой
области обусловлены еще и тем, что в законодательстве субъектов РФ по-разному
определяются круг государственных служащих и, следовательно, пределы государственной
службы. Скажем, Закон Республики Марий Эл (ст.1) не относит к государственной
службе деятельность: депутатов Государственного Собрания, за исключением работающих
на постоянной основе; судей; вспомогательно-технического персонала органов
государственной власти. А в соответствии с Законом (п.1 ст.1) должности депутатов
и судей должны относиться к государственным должностям категории "А".
Комментируемая статья содержит неисчерпывающий перечень государственных
должностей категории "А". В Законе применяется термин "... и другие". Что
при этом имеется в виду? На наш взгляд, термином "другие" в данном случае
обозначаются государственные должности, не предусмотренные Конституцией РФ,
конституциями, уставами субъектов РФ, но установленные федеральными законами
либо законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных
органов. Так, Законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" *(2 установлены государственные должности:
Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, заместителя Председателя,
секретаря, члена (замещающего должность на постоянной основе) Центральной
избирательной комиссии РФ.
Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации категории "А", должны определяться федеральными законами,
а лиц, замещающих должности этой категории в республиках, краях, областях,-
законами субъектов РФ.
Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, замещаются путем назначения для того, чтобы
непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности
категории "А". Это так называемые патронажные государственные должности. К
должностям категории "Б", призванным обеспечить полномочия Президента РФ,
относятся: Руководитель Администрации Президента РФ, первый помощник Президента
РФ, помощник (советник) Президента РФ, управляющий делами Президента РФ, заведующий
Канцелярией Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ и т.д. Всего тринадцать
государственных должностей.
К должностям категории "Б", призванным обеспечить деятельность Совета
Федерации Федерального Собрания, Председателя Совета Федерации Федерального
Собрания и его заместителей" относятся: Руководитель Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания; Руководитель Секретариата Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания, его заместитель; Руководитель Секретариата заместителя
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, его заместитель; помощник
(советник) Председателя Совета Федерации Федерального Собрания; помощник (советник)
заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Всего пять
государственных должностей.
В обобщенном виде функции патронажных должностей могут быть представлены
в следующем виде; разработка и внесение предложений по актуальным направлениям
соответствующей сферы деятельности; систематическая информация и консультирование,
представление соответствующих информационно-аналитических материалов; участие
в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных
знаний; контроль за ходом реализации решений по направлениям, входящим в компетенцию
лица, деятельность которого обеспечивается; внесение предложений о необходимости
разработки нормативных правовых актов; участие в подготовке докладов, а также
иных материалов; подготовка поездок, приемов, визитов и других официальных
мероприятий; выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность
категории "А".
Как видно, в совокупности эти направления деятельности представляют собой
постоянную и всестороннюю помощь лицам, занимающим должности категории "А",
в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности
соответствующего органа. Полномочия лиц, занимающих патронажные должности,
прекращаются с окончанием срока пребывания лица на государственной должности
категории "А", деятельность которого они непосредственно обеспечивали.
Особенность в регламентации государственных должностей категории "В"
состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в
Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих (Часть
II), в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов
РФ, но учреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно
и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от
характера полномочий, определяющих роль конкретной должности в реализации
компетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует отличать
учреждение государственных должностей категории "В" и их наименование. Хотя
они учреждаются государственным органом самостоятельно (по усмотрению), однако
само наименование должности не может быть изменено, поскольку оно установлено
Реестром.
Все государственные должности фиксируются в штатном расписании. Этот
документ определяет первичные структурные единицы государственного органа
- должности, количество служащих, необходимых для осуществления возможных
государственных функций, и фонд оплаты их труда. По нашему мнению, в штатное
расписание в соответствии со структурой соответствующего органа должны включаться
все государственные должности согласно их наименованию в Реестре государственных
должностей в Российской Федерации. Наряду с ними, в соответствии с подп.3
п.1 комментируемой статьи в целях технического обеспечения деятельности государственных
органов в штатное расписание могут вноситься должности, не относящиеся к государственным
должностям. Это могут быть, в первую очередь, должности младшего обслуживающего
персонала (водители персональных машин, вахтеры, уборщицы и т.д.).
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в
Реестре государственных должностей в Российской Федерации. Реестр государственных
должностей федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента
РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных
государственных служащих" *(3.
2. Государственной должностью категорий "Б" и "В" считается только та
должность, которая включена в Реестр государственных должностей государственной
службы РФ. В этом отношении Реестр является исчерпывающим документом, и положение
п.2 ст.1 Закона надо трактовать в смысле обязанности каждого государственного
органа придерживаться этого акта и представлять все учрежденные в государственном
органе должности к включению в этот Реестр.
Реестр государственных должностей представляет собой перечень (список)
наименований, распределенных по группам должностей в органах государственной
власти. О самом Реестре в п.2 ст.1 Закона содержатся краткие указания. Устанавливается,
во-первых, что он является частью Реестра государственных должностей в Российской
Федерации; и во-вторых, что он утверждается Президентом Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 приведен Сводный перечень
государственных должностей Российской Федерации. В нем содержится перечень
государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией
РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.
Что касается указания Закона (п.2 ст.1) на Реестр государственных должностей
государственной службы РФ, то Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N
33 такой Реестр утвержден, но с несколько иным наименованием: Реестр государственных
должностей федеральных государственных служащих.
3. В часть I Реестра включены государственные должности категории "Б".
Эта часть Реестра содержит восемь разделов, объединяющих группы должностей
федеральных государственных служащих Администрации Президента РФ, Аппарата
Совета Федерации Федерального Собрания, Аппарата Государственной Думы Федерального
Собрания и т.д. Первоначально в части I было установлено 55 должностей, однако
в последующем она подвергалась изменениям и существенным дополнениям. Всего
в настоящее время установлена 121 государственная должность федеральной государственной
службы категории "Б".
В часть II Реестра включены государственные должности категории "В".
Часть II также подвергалась существенным коррективам.
В каждом государственном органе должности категорий "Б" и "В" подразделяются
по группам (с пятой по первую): высшие, главные, ведущие, старшие и младшие
(см. коммент. к ст.6). Мотивации и критерии такого деления Реестр не содержит.
Но тем не менее в нем прослеживается связь государственных должностей с характером
и объемом полномочий занимающих их государственных служащих. Например, согласно
разделу 5 части II Реестра высшая государственная должность в центральном
аппарате федерального органа исполнительной власти - председатель государственного
комитета РФ, председатель федеральной комиссии РФ, руководитель (директор)
федеральной службы РФ, генеральный директор российского агентства, начальник
федерального надзора (кроме руководителя федерального министерства), а также
первый заместитель, заместитель федерального министра, руководитель департамента
федерального министерства.
Государственные должности категорий "Б" и "В", включенные в Реестр (части
I и II), должны использоваться при установлении квалификационных требований
к стажу и опыту работы по специальности (см. коммент. к ст.6), проведении
конкурса на замещение вакантной должности (см. коммент. к ст.22), присвоении
и сохранении квалификационных разрядов (см. коммент. к ст.7), определении
круга лиц, замещающих государственные должности федеральных государственных
служащих (см. коммент. к ст.ст.21, 24), а также при установлении ежемесячной
доплаты к государственной пенсии в соответствия с Указом Президента РФ от
16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных
служащих" *(4 (см. коммент. к ст.19).
Правовой режим комментируемых Реестров различен. Суть различий в том,
что Реестр государственных должностей в Российской Федерации может быть изменен
и дополнен только на основе конституционных и федеральных законов. Ибо этот
Реестр содержит перечень должностей, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными
законами. Что касается Реестра государственных должностей государственной
службы РФ, то в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 (п.2) предусматривается,
что внесение изменений и дополнений в него осуществляется Президентом РФ по
представлению Совета по кадровой политике при Президенте РФ.
Закон не определил, должны ли устанавливать реестры государственных должностей
субъекты РФ. Но в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 (п.4) субъектам
РФ рекомендовано такие реестры утвердить. Ряд субъектов РФ утвердили их в
виде приложений к законам о государственной (и муниципальной) службе. Например,
Закон от 1 февраля 1995 г. "О государственной и муниципальной службе Воронежской
области" содержит Приложение "Реестр (перечень) государственных должностей
в Воронежской области". В нем установлено пять групп государственных должностей:
высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.
Согласно п.3 комментируемой статьи к Реестру государственных должностей
государственной службы РФ должны прилагаться перечень специализаций государственных
должностей и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.
Однако Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих
таких приложений не имеет. Не существует и каких-либо иных нормативных актов,
содержащих перечень данных специализаций. Что же касается квалификационных
требований, то они утверждены Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N
123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной
государственной службы"*(5 в части требований к стажу и опыту работы по специальности
(см. коммент. к ст.21 Закона).
Вопрос о юридическом значении Реестра государственных должностей в Российской
Федерации и его составной части - Реестра государственных должностей государственной
службы РФ не вполне ясен. На наш взгляд, Реестры необходимы прежде всего,
чтобы установить порядок учреждения государственных должностей. До сих пор
они создавались на основе принимаемого компетентным органом решения и в пределах
выделенных финансовых средств. Закон содержит принципиально иные и более детальные
предпосылки учреждения и существования государственных должностей в органах
государственной власти. В Законе (п.2 ст.1) содержится указание о том, что
государственной признается только должность, включенная в Реестр. Отсюда можно
сделать вывод, что правовой статус государственной должности возникает не
с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр. Равным образом государственная
должность сохраняет свой статус до того момента, пока она числится в Реестре.
Реестры способствуют реализации законодательства о государственной службе,
а также повышению эффективности работы органов государственной власти. Значение
Сводного перечня государственных должностей Рф, утвержденного Указом Президента
РФ от 11 января 1995 г. N 33, состоит в том, что он в настоящее время является
единственным источником систематизации государственных должностей.
В Российской Федерации в принципе не может быть государственных должностей
иных наименований. Все государственные органы обязаны определять наименования
государственных должностей федеральных государственных служащих строго в соответствии
с Реестром. Равным образом это требование относится и к субъектам РФ.
На наш взгляд, наименование государственной должности обязательно для
всех государственных органов со дня ее включения в Реестр. Если определенный
факт (изменение или дополнение наименования должностей, введение новых должностей,
ликвидация, изменение группировок и т.д.) не был внесен в Реестр, то ссылаться
на него в отношениях с государственными органами и организациями неправомерно.
Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981*(6 (п.3) руководителям федеральных
органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов,
образованных в соответствии с Конституцией РФ, или их аппаратов предписано
"... привести наименование государственных должностей федеральной государственной
службы в аппаратах этих органов, а также нормативные правовые акты этих органов
в соответствие с настоящим Указом". Данное предписание, хотя и касается лишь
государственных должностей, предусмотренных в перечнях, утвержденных п.1 Указа,
тем не менее имеет общее значение. Это правило распространяется на все государственные
должности категорий "А", "Б", "В", включенные, в Реестр государственных должностей

стр. 1
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>