<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

статьей.
4. До принятия соответствующего федерального закона действует Указ Президента
РФ от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных
служащих" *(86. Указ предусматривает ежемесячные доплаты к государственным
пенсиям для лиц, уволенных по следующим основаниям: в связи с прекращением
полномочий; в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной
власти; сокращения численности аппаратов федеральных органов государственной
власти; в связи с выходом на государственную пенсию (п.1).
Кроме того, следует иметь в виду, что поскольку речь идет именно о доплатах
к пенсиям, такие лица ко времени увольнения либо получения доплаты должны
иметь право, как это предусмотрено Указом, на государственную пенсию по Закону
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" Или по Закону "О занятости
населения в Российской Федерации". Указ не уточняет, о какой пенсии идет речь,
следовательно, это может быть любой ее вид (по старости, по инвалидности,
за выслугу лет либо по случаю потери кормильца). Это может быть также пенсия
по старости, назначаемая в соответствии с Законом о занятости населения лицам,
имеющим статус безработного, досрочно, с сокращением пенсионного возраста
до 2 лет по сравнению с Законом о государственных пенсиях.
Субъектам РФ и органам местного самоуправления рекомендовано установить
соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных
средств (п.5 Указа от 16 августа 1995 г. N 854).
5. Хотя, как отмечалось, ст.19 Закона предусматривает особую пенсию по
случаю потери кормильца, если его смерть связана с исполнением государственной
службы, однако условия назначения такой пенсии пока не определены. Не предусмотрена
и доплата членам семьи таких государственных служащих к пенсиям. Поэтому пенсия
им пока назначается по общим правилам (как семьям остальных граждан).
6. Ежемесячная доплата устанавливается государственным служащим при условии,
если стаж государственной службы составляет не менее 12,5 лет - у мужчин и
не менее 10 лет - у женщин. Стаж государственной службы, дающий право на доплату
к пенсии, определяется Правительством РФ (п.2 Указа от 16 августа 1995 г.
N 854).
7. Постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 г. N 83 утверждено
Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной
пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и
государственные должности федеральных государственных служащих *(87. Постановлением
(п.2) Министерству социальной защиты населения РФ совместно с Министерством
труда РФ (ныне - Министерство труда и социального развития РФ) и Министерством
финансов РФ предписано давать разъяснения по вопросам, связанным с применением
этого Положения.
8. Положением (п.1) предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается
только тем лицам, которые на 16 августа 1995 г. или позднее замещали должности,
предусмотренные двумя нормативными актами - Сводным перечнем государственных
должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января
1995 г. N 32 и Реестром государственных должностей федеральных государственных
служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33. В настоящее
время, как этого требует ст. 1 комментируемого Закона, формируется единый
Реестр государственных должностей в Российской Федерации (см. коммент. к ст.1).
На лиц, уволенных до принятия Указа от 16 августа 1995 г. с соответствующих
должностей по любым причинам, в том числе и предусмотренным Указом, последний
не распространяется.
Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 утверждено 20 перечней
государственных должностей федеральной государственной службы, которые считаются
соответствующими разделами одноименного Реестра (п.1 Указа). После 9 сентября
1997 г. (дата вступления Указа в силу) в отношении лиц, замещающих предусмотренные
этими перечнями должности, Реестр от 11 января 1995 г. не применяется. Однако
согласно тексту Указа от 16 августа 1995 г. доплаты к пенсии предусмотрены
для лиц, замещающих должности, предусмотренные именно Реестром 1995 г. По
смыслу последнего Указа право на доплаты не утрачивается у тех государственных
служащих, должности которых ранее были предусмотрены Реестром 1995 г., а впоследствии
воспроизведены в новых перечнях, включая и перечни 1997 г. В тех случаях,
если государственная служба в том или ином органе была предусмотрена Реестром
1995 г., но какая-то должность там не упоминалась и появилась лишь в перечнях
1997 г., соответственно право на доплату к пенсии возникает только у лиц,
которые замещали такие должности по состоянию на 9 сентября 1997 г. Кроме
того, согласно п.4 Указа от 3 сентября 1997 г. N 981 положения законодательства
об установлении доплаты к пенсии распространяются на лиц, замещающих должности,
указанные в некоторых перечнях, утвержденных этим Указом, только с 1 января
1998 г. Речь идет о работниках: представительств Российской Федерации и представительств
федеральных органов исполнительной власти за рубежом; территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти; аппаратов верховных судов республик,
краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной
области, судов автономных округов и районных судов; федеральных арбитражных
судов и арбитражных судов субъектов РФ; прокуратур субъектов РФ и прокуратур
городов (районов).
9. Стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, включает в себя
периоды работы на должностях согласно приложению N 1 к Положению от 31 января
1996 г. (п.6 Положения). В соответствии с ним учитываются следующие периоды
государственной службы (работы), в том числе на выборных должностях:
1) После введения в действие Сводного перечня и Реестра (в Российской
Федерации):
а) на государственных должностях, предусмотренных Реестром;
б) в территориальных органах федеральных органов государственной власти;
в) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и
иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации;
г) в органах местного самоуправления.
2) До введения в действие Сводного перечня и Реестра:
а) в Администрации Президента Российской Федерации;
б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;
в) в федеральных органах законодательной (представительной), исполнительной
и судебной власти и их аппаратах, а также территориальных органах федеральных
органов исполнительной власти;
г) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
д) в Счетной палате Российской Федерации;
е) в высших органах государственной власти и управления автономных республик,
в местных органах государственной власти и управления (краевых, областных
Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей,
автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и
сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах), органах
государственной власти субъектов Российской Федерации и других государственных
органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской
Федерации;
ж) в органах народного контроля, государственного арбитража, в суде и
органах прокуратуры.
3) В органах государственной власти и управления в СССР:
а) в аппарате Президента СССР и аппаратах президентов союзных республик;
б) в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных
Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых
и областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных
областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых
и сельских Советах народных депутатов;
в) в Совете Министров, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному
управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном)
экономическом комитете, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных
республик, исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов.
Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных,
городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов;
г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик
и их представительствах за рубежом;
д) в органах народного контроля, государственного арбитража, в суде и
органах прокуратуры;
е) в советах народного хозяйства всех уровней;
ж) в объединениях союзного и республиканского подчинения, государственных
концернах, ассоциациях, других государственных организациях, созданных на
базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений (управлений)
решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных
и автономных республик, а также на основании официального разъяснения Министерства
труда РФ и Министерства юстиции РФ - в иных организациях и учреждениях, выполнявших
в соответствии с законодательством функции государственного управления.
10. Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Министерства юстиции
РФ от 9 апреля 1996 г. N 3 "О некоторых периодах, учитываемых при исчислении
стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего
право на ежемесячную доплату к пенсии", при определении права на вышеуказанную
доплату к пенсии учитывается время работы в следующих организациях и учреждениях,
выполнявших в СССР в соответствии с законодательством функции государственного
управления:
1) В аппаратах центральных профсоюзных органов Союза ССР, профсоюзных
органов союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах,
на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и
на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти
и управления.
2) В аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов
и райкомов, горкомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах,
а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов
государственной власти и управления до 14 марта 1990 г. (до момента введения
в действие в новой редакции ст.6 Конституции (Основного Закона) СССР.
3) В Комитете конституционного надзора СССР.
4) В постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи.
5) В международных организациях за границей, если перед направлением
за границу работник работал в органах государственной власти и управления
*(88.
11. Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии требуемого
стажа устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла
55% месячного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты
увеличивается на 3% месячного содержания за каждый полный год выслуги свыше
требуемой продолжительности стажа государственной службы, но при этом сумма
пенсии и доплаты не может превышать 80% месячного содержания (п.1 Указа от
16 августа 1995 г. N 854).
Месячное денежное содержание для исчисления доплаты определяется по должности,
занимаемой на день прекращения федеральной государственной службы или достижения
возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица,
обращающегося за установлением доплаты (п.2 Указа).
При определении размера доплаты в состав месячного содержания (заработной
платы) включаются: должностной оклад; надбавка за квалификационный разряд;
надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы и
за выслугу лет; премии, выплачиваемые по результатам государственной службы
(работы), кроме единовременных. При этом премии учитываются в размере 1/12
суммы премий за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения с государственной
должности либо дате достижения возраста, дающего право на государственную
пенсию по старости, с учетом проведенного в централизованном порядке повышения
должностных окладов в периоды после выплаты премий (п.8 Положения от 31 января
1996 г.).
Ежемесячная доплата устанавливается по заявлению претендующего на нее
лица решением федерального органа государственной власти либо руководителя
его аппарата или руководителя федерального органа исполнительной власти, в
котором это лицо работало перед увольнением, либо его правопреемника (п.2
Указа от 16 августа 1995 г. N 854). Форма заявления приведена в приложении
2 к Положению. В ней, в частности, предусмотрено обязательство заявителя,
вновь приступившего к работе в государственной должности, сообщить об этом
органу социальной защиты населения РФ, выплачивающему государственную пенсию
и ежемесячную доплату к ней. Решение об установлении ежемесячной доплаты к
пенсии (в процентном отношении к ежемесячному денежному содержанию) принимается
указанным выше органом или руководителем и оформляется согласно приложению
3 к Положению (п.10 Положения). В этом решении (приказе, распоряжении, постановлении)
должны быть указаны: дата, с которой устанавливается доплата, фамилия, имя,
отчество лица, замещавшаяся им государственная должность, продолжительность
стажа государственной службы и процент месячного денежного содержания, который
должна составить с учетом его стажа сумма доплаты вместе с получаемой пенсией.
Решение об установлении доплаты направляется в Министерство труда и социального
развития РФ, которое определяет размер доплаты в конкретной сумме и направляет
поручение на ее выплату органу социальной защиты населения по месту получения
пенсии (пп.11 и 12 Положения). Ежемесячная доплата назначается и выплачивается
со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с государственной
должности, а также не ранее дня, с которого назначена государственная пенсия
(п.14 Положения). Она выплачивается одновременно с пенсией и в порядке, установленном
для ее выплаты (п.12 Положения). Если должностной оклад либо размер государственной
пенсии меняются в соответствии с действующим законодательством, Министерство
труда РФ пересчитывает ежемесячную доплату со дня таких изменений, направляя
новое поручение по месту выплаты. При этом размер месячного денежного содержания,
учитываемого при исчислении доплаты, индексируется пропорционально изменению
оклада по соответствующей должности. Если такая должность отсутствует, перерасчет
производится исходя из увеличения размера оклада по аналогичной должности
в соответствующем органе государственной власти или аппарате федерального
органа, в котором лицо, получающее доплату, замещало государственную должность
(п.15 Положения).
Если лицо, получающее доплату, вновь приступило к работе в какой-либо
государственной должности, получение доплаты приостанавливается. Возобновляется
ее выплата в том же порядке, что и ее установление (п.16 Положения), т.е.
вся процедура повторяется вновь.
Вопросы, связанные с установлением и выплатой ежемесячной доплаты, не
урегулированные Положением, разрешаются по правилам назначения и выплаты государственных
пенсий (п.17 Положения).
12. Более высокий уровень ежемесячных доплат к пенсии, а также более
льготные условия их предоставления установлены Указом от 16 августа 1995 г.
(п.3) для лиц, замещающих государственные должности, перечисленные Сводным
перечнем, а также для некоторых государственных служащих, включенных в Реестр.
В последнем случае речь идет о руководителе Администрации Президента, Первом
помощнике и помощниках (советниках) Президента, руководителях аппарата Совета
Федерации и Государственной Думы, а также о руководителе Аппарата Правительства
РФ. Этим лицам ежемесячная доплата устанавливается, если они замещали указанные
должности на 16 августа 1995 г. и позднее и уволены в связи с прекращением
полномочий (пп.1-2 Положения от 31 января 1996 г.).
Указанные лица имеют право на ежемесячную доплату к пенсии независимо
от продолжительности работы на государственных должностях и стажа государственной
службы. При этом ее размер определяется с таким расчетом, чтобы сумма пенсии
и доплаты составляла 80 процентов их месячного денежного содержания (п.4 Указа
от 16 августа 1995 г., п.4 Положения от 31 января 1996 г.).
Согласно п.3 Указа от 16 августа 1995 г., исключение из этого правила
составляют лица, которым федеральным законодательством предоставлено право
на пенсию за выслугу лет либо на выплату ежемесячного пожизненного содержания.
В Положении от 31 января 1996 г. такой оговорки нет. Поскольку (исходя из
общих правил) при наличии права на пенсию по нескольким основаниям граждане
сами выбирают тот или иной вариант, в данном случае речь также может идти
о выборе между пенсией за выслугу лет либо пожизненным содержанием и пенсией
по Закону от 20 ноября 1990 г. вместе с доплатой.
13. 1 апреля 1996 г. Президент РФ принял Указ N 467 "О доплате к государственной
пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления
Союза ССР и РСФСР" *(89. Согласно Указу этим лицам, проживающим на территории
РФ, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной
на основании Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указом
для установления доплаты утвержден следующий перечень должностей: председатели
Верховных Советов СССР и РСФСР; первые заместители и заместители председателей
Верховных Советов СССР и РСФСР; председатели Президиумов Верховных Советов
СССР и РСФСР; первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета
СССР и заместитель Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, не замещавший
одновременно должность Председателя Президиума Верховного Совета автономной
республики; председатели палат Верховных Советов СССР и РСФСР; секретари Президиумов
Верховных Советов СССР и РСФСР, Председатели Советов Министров СССР и РСФСР;
первые заместители и заместители председателей Советов Министров СССР и РСФСР;
премьер-министр СССР, его первый заместитель и заместители; министры и председатели
государственных комитетов СССР и РСФСР; Управляющие делами Совета Министров
СССР и РСФСР; председатели Комитетов народного контроля СССР и РСФСР; председатель
правления Государственного банка СССР.
Ежемесячная доплата перечисленным лицам устанавливается применительно
к п.3 Указа от 16 августа 1995 г. (см. п.12 коммент. к данной статье).
Субъектам РФ с учетом положений Указа от 1 апреля 1996 г. рекомендовано
установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств
(п.4).
14. На государственных служащих, как и на всех иных работников, распространяются
нормы основного пенсионного закона - Закона РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Госслужащим может быть назначена пенсия по старости на общих основаниях: мужчинам
- по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам
- по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет (ст.10 Закона
от 20 ноября 1990 г.). Статья 11 Закона предусматривает льготные основания,
определяющие право на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшем
трудовом стаже, например, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим
их до 8-летнего возраста, матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до указанного
возраста, инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным
к ним в отношении пенсионного обеспечения.
Статья 12 Закона от 20 ноября 1990 г. предусматривает пенсии по старости,
назначаемые при пониженном пенсионном возрасте в связи с особыми условиями
труда, например, для лиц, работавших на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжелыми условиями
труда. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера, пенсия по старости назначается: мужчинам - по достижении
55 лет, женщинам - по достижении 50 лет при наличии общего трудового стажа
соответственно не менее 25 и 20 лет (ст.14 Закона).
Пенсия по старости устанавливается в размере 55% заработка и сверх того
- 1% заработка за каждый год общего трудового стажа (а при назначении пенсии
в соответствии со ст.ст.12 и 14 Закона - 1% заработка за каждый полный год
специального трудового стажа), превышающего требуемый для назначения пенсии.
Однако размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать
75% заработка (ст.16 Закона). Кроме того, пенсия не может быть выше максимума,
который равен 3 или 3,5 минимальным ее размерам (ст.18 Закона).
Пенсия по старости выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме
(исключение составляют только лица, получающие пенсию досрочно как безработные).
Поэтому она может назначаться и выплачиваться и лицам, достигшим пенсионного
возраста в период их государственной службы.
15. В соответствии со ст.32 (п.2) Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" *(90 по предложению органов службы занятости при отсутствии
возможности трудоустройства гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации,
сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой
деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости
(по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется
досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством
РФ срока. Соответственно пенсия по данному Закону может быть назначена лишь
тем гражданам (в том числе и бывшим государственным служащим), которые имеют
статус безработных, т.е. зарегистрированы в государственной службе занятости
в целях поиска подходящей работы. По достижении безработным возраста, дающего
право на досрочную пенсию, и при отсутствии у службы занятости населения возможности
предоставить ему подходящую работу, районный (городской) центр (бюро) занятости
выдает безработному по его просьбе предложение установленной формы о назначении
досрочной пенсии. Это предложение со всеми необходимыми документами представляется
органу социальной защиты населения по месту жительства.
Исходя из сказанного, бывшие государственные служащие, уволенные по указанным
выше причинам, имеющие статус безработных, могут получить пенсию по старости
с сокращением пенсионного возраста на 2 года. Как уже говорилось, государственным
служащим к такой пенсии также может быть установлена ежемесячная доплата по
изложенным выше правилам.
16. Пенсии по старости могут назначаться еще по двум Законам - по Закону
РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
*(91, а также по Закону РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
*(92.
Однако в Указе от 16 августа 1995 г., предусматривающем ежемесячные доплаты
к государственным пенсиям, эти законы не поименованы. Возможность назначения
ежемесячных доплат к государственным пенсиям, право на которые определяется
по названным законам, зависит от официального толкования данного Указа.
17. Закон от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" устанавливает пенсии по инвалидности как на общих основаниях, так
и на основаниях, предусмотренных для военнослужащих.
Государственным служащим пенсия по инвалидности может назначаться и выплачиваться
в период их службы на общих основаниях наравне с остальными гражданами. При
увольнении таких лиц с государственной службы по определенным причинам, предусмотренным
Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., они имеют право на доплату к пенсии.
Среди причин увольнения назван, в частности, и выход на государственную пенсию.
Поскольку при этом вид пенсии не оговаривается, следовательно, это может быть
выход и на пенсию по инвалидности.
Величина ежемесячной доплаты к пенсии зависит лишь от длительности стажа
государственной службы, размера его денежного содержания и величины пенсии.
При прочих равных условиях, чем меньше размер пенсии, тем выше абсолютная
сумма доплаты к ней. Поскольку нормативными правовыми актами о доплатах к
пенсиям не оговорено иное, материальное обеспечение инвалида III группы (пенсия
+ доплата) будет таким же, как инвалидов I и II группы. Иначе говоря, чем
ниже группа инвалидности и размер пенсии, тем выше конкретная сумма ежемесячной
доплаты.
18. Поскольку Указом от 16 августа 1995 г. не оговорено иное, доплата
к пенсии может быть назначена и тем госслужащим, которые уволены в связи с
выходом на пенсию по случаю потери кормильца. При этом речь может идти только
о пенсии, назначенной на самого госслужащего, а не, например, о пенсии, которую
он получает на детей за умершего супруга. Поскольку пенсия по случаю потери
кормильца назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста
либо при наличии инвалидности, а также, как правило, при условии, что обращающийся
за пенсией находился на иждивении кормильца, трудно представить ситуацию,
при которой госслужащий приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца,
не имея права на пенсию по старости либо по инвалидности, которая по размеру,
как правило, выше. Единственный реальный вариант - получение этого вида пенсии,
предусмотренного п."в" ст.50 Закона от 20 ноября 1990 г. лицом, которое занято
уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими
14 лет. Представляется, что если госслужащий увольняется в связи с уходом
на такую пенсию, к ней может быть установлена соответствующая доплата (при
наличии всех иных необходимых условий для ее получения).
19. Возможность назначения пенсии по случаю потери кормильца предусмотрена
Законом РФ от 21 мая 1993 г. "О пенсионном обеспечении родителей погибших
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" *(93. Согласно этому
Закону, родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной
службы по призыву (кроме случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных
действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении
родителями возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо
от того, состояли ли они на иждивении погибших (ст.1 Закона). Родителям предоставляется
право получать одновременно две пенсии: по старости (по инвалидности, за выслугу
лет, социальную пенсию) и по случаю потери кормильца, назначенную по условиям
и нормам Закона от 21 мая 1993 г. (ст.3 Закона). Поскольку Указом от 16 августа
1995 г. не предусмотрена возможность назначения ежемесячной доплаты к пенсии,
назначенной на основании Закона от 21 мая 1993 г., соответственно она и не
может быть установлена. Если же пенсионер получает вторую пенсию, назначенную
по законам, поименованным в Указе, то к этой пенсии может быть установлена
ежемесячная доплата. При этом ее размер должен определяться без учета пенсии
по случаю потери кормильца, назначенной по Закону от 21 мая 1993 г.
20. Пенсия за выслугу лет по Закону от 20 ноября 1990 г. "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" устанавливается в связи с работой с особо
вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной
деятельностью. Речь идет о работе на подземных и открытых горных работах (ст.78
Закона), о работе на судах флота рыбной промышленности, морского и речного
флота (ст.78'), в гражданской авиации (ст.79), о педагогической деятельности
в школах и других учреждениях для детей (ст.80), о лечебной и иной работе
по охране здоровья населения (ст.81), о творческой работе на сцене в театрах
и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах (ст.82). Пенсия за
выслугу лет выплачивается, как правило, при условии оставления работы (службы),
с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается
в полной сумме. Если лицо, приобретшее право на пенсию за выслугу лет по одному
из перечисленных оснований, состоит на государственной службе, оно вправе
получать эту пенсию и в период такой службы. При увольнении с государственной
службы по причинам, перечисленным в Указе от 16 августа 1995 г., в том числе
и в связи с выходом на пенсию за выслугу лет по Закону от 20 ноября 1990 г.,
речь может идти о доплате к этой пенсии в соответствии с названным Указом.
21. Закон от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" распространяется
на офицеров, прапорщиков и мичманов, а также проходивших военную службу по
контракту в качестве матросов, сержантов и старшин в любых воинских формированиях,
созданных в соответствии с законодательством РФ. Правом на пенсию по этому
Закону пользуются также семьи указанных выше лиц при потере кормильца.
В соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. назначаются три вида пенсий:
за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, причем за выслугу
лет и по инвалидности - только после увольнения с военной и иной службы, дающей
право на пенсию.
Исчисление выслуги лет и назначение пенсий по Закону от 12 февраля 1993
г. осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства
РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения
и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту
в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службы в органах внутренних
дел, и их семьям в Российской Федерации" *(94.
22. Поскольку пенсия за выслугу лет и по инвалидности по Закону от 12
февраля 1993 г. назначается лишь после увольнения с военной службы, возможность
ее получения в период государственной службы зависит от того, дает ли эта

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>