<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

служба право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом от 12 февраля
1993 г. Так, государственная служба в Министерстве обороны РФ, как правило,
осуществляется военнослужащими, т.е. является одновременно и военной и дает
право на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным выше Законом. Поэтому
пенсия за выслугу лет или по инвалидности не может выплачиваться в период
государственной службы в данном Министерстве. В то же время если бывший военнослужащий,
имеющий право на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, состоит на государственной
службе, например в Министерстве труда и социального развития РФ, он может
получать ее в период этой службы.
23. При увольнении с государственной службы лиц, получающих пенсию по
Закону от 12 февраля 1993 г., ежемесячная доплата установлена быть не может,
поскольку, как отмечалось, она связана лишь с теми пенсиями, которые назначаются
в соответствии с определенными законами, в число которых названный Закон не
включен.
24. Круг членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца
по Закону от 12 февраля 1993 г., совпадает с кругом лиц, имеющих право на
аналогичную пенсию в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г. Исключение
составляют матери и жены лиц, умерших вследствие военной травмы. Они вправе
получить пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста.
Если жены таких лиц заняты уходом за детьми, не достигшими 8-летнего возраста,
пенсия по случаю потери кормильца назначается им независимо от возраста, трудоспособности
и от того, работают они или нет. Такую пенсию могут получать и госслужащие
в период их службы. Однако после увольнения со службы доплата к этой пенсии
не предусмотрена.

Комментарий к статье 20 Закона

1. Стаж государственной службы - это специальный трудовой стаж, представляющий
собой суммарную (общую) продолжительность работы в государственных органах
и на должностях в органах местного самоуправления.
2. От продолжительности стажа государственной службы зависят право на
определенные льготы, установленные настоящим Законом, и их объем. В частности,
право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного
оплачиваемого отпуска, пенсии за выслугу лет, денежного вознаграждения при
выходе на пенсию и др. (см. коммент. к ст.ст.17, 18, 19 Закона).
3. В стаж государственной службы включаются:
время работы в государственных органах, в том числе на выборных должностях;
время работы на должностях в органах местного самоуправления;
другие периоды трудовой деятельности в соответствии с федеральным законом
и законами субъектов Российской Федерации.
4. Время работы в государственных органах засчитывается в этот стаж независимо
от того, какую должность согласно классификации занимал государственный служащий
(см. коммент. к ст.6 Закона).
5. Время работы в органах местного самоуправления засчитывается в стаж
государственной службы, если эта работа выполнялась по должности, предусмотренной
Уставом муниципального образования (см. ст.ст.16, 17 Федерального закона от
28 августа 1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской
Федерации" *(95).
6. Другие периоды трудовой деятельности засчитываются в стаж государственной
службы, когда это прямо предусмотрено федеральными законами или законами субъекта
Федерации.
В стаж государственной службы включаются также периоды повышения квалификации
и переподготовки лиц, уволенных из аппарата органов государственной власти
Российской Федерации в связи с их ликвидацией или реорганизацией, сокращением
штата, если на этот период за ними сохранялся средний заработок и если после
повышения квалификации и переподготовки они были приняты на работу в аппарат
(п.1 Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных
служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской
Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением
штата, утвержденного Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. *(96).
7. Специальным Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 982 *(97
впредь, до принятия соответствующего федерального закона, определены периоды
работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных
служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному
окладу за выслугу лет:
1) Работа (служба) по 31 декабря 1991 г.:
а) в аппарате Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;
б) в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных
Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых
и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах
народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных
округов, в районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских
Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);
в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному
управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном)
экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах
Министров (правительствах) союзных и автономных республик, в исполнительных
комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов
трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных
областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых
и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);
г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик
и их органах на территории СССР, в дипломатических, торговых представительствах
и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств
СССР за рубежом, а также в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической
Взаимопомощи, в иных международных организациях, в которых граждане бывшего
СССР представляли интересы государства;
д) в Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР,
органах народного контроля, органах государственного арбитража, а также в
судах и органах прокуратуры СССР, Вооруженных Силах СССР, органах и войсках
КГБ СССР и МВД СССР, таможенных органах СССР;
е) в Советах народного хозяйства.
2) Работа (служба) с 1 января 1992 г. до введения в действие Сводного
перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской
Федерации" *(98, и Реестра государственных должностей федеральных государственных
служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О
Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" *(99,
в РСФСР, Российской Федерации:
а) в Администрации Президента Российской Федерации;
б) в федеральных органах государственной власти и их аппаратах, территориальных
органах федеральных органов исполнительной власти, дипломатических, торговых
представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также
в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
в) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;
г) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
д) в Счетной палате Российской Федерации;
е) в Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации;
ж) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и
иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями
(уставами) субъектов Российской Федерации;
з) в органах государственной власти и управления автономных республик,
местных органах государственной власти и управления (краевых и областных Советах
народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных
округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах
народных депутатов и их исполнительных комитетах);
и) в органах государственного арбитража, судах и органах прокуратуры;
к) на должностях в органах местного самоуправления.
3) Работа (служба) после введения в действие Сводного перечня и Реестра:
а) на государственных должностях, предусмотренных Сводным перечнем, Реестром,
а также перечнями государственных должностей федеральной государственной службы
в федеральных органах государственной власти и их аппаратах и иных государственных
органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ, являющимися соответствующими
разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской
Федерации;
б) в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти,
аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, органах
прокуратуры, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях
Российской Федерации, а также в представительствах федеральных органов исполнительной
власти за рубежом;
в) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и
иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями
(уставами) субъектов Российской Федерации;
г) на должностях в органах местного самоуправления.
Иные периоды работы (службы), как предусмотрено Указом, в порядке исключения
могут войти в стаж государственной службы федеральных государственных служащих
по решению руководителя федерального органа государственной власти, руководителя
аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного
органа, образованного в соответствии с Конституцией РФ, если опыт и знания
по ним необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности.

Глава IV. Прохождение государственной службы

Комментарий к статье 21 Закона

1. Закрепляя право каждого гражданина Российской Федерации на государственную
службу, п.1 ст.21 вместе с тем устанавливает ряд условий, необходимых для
реализации этого права. Чтобы поступить на государственную службу, гражданин
должен:
достичь возраста 18 лет;
владеть государственным языком;
иметь профессиональное образование;
отвечать требованиям, установленным для государственных служащих Законом.
1) Повышение возраста по сравнению с общими требованиями КЗоТ (15 лет)
обусловлено спецификой трудовой деятельности государственного служащего, повышенной
ответственностью за исполнение возложенных на него функций, а также дополнительными
требованиями, предъявляемыми к таким лицам.
2) В соответствии со ст.68 Конституции РФ государственным языком Российской
Федерации на всей ее территории является русский. Республики вправе устанавливать
свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским.
Таким образом, знание русского языка является обязательным условием поступления
на любую государственную службу в федеральный орган государственной власти,
орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные государственные
органы, образуемые в соответствий с Конституцией РФ.
Если в той или иной республике в соответствии с ч.2 ст.68 Конституции
РФ установлен свой государственный язык, то для поступления на государственную
службу необходимо знание не менее двух языков.
3) Уровень профессионального образования согласно п.4 ст.6 Закона зависит
от государственной должности, на которую претендует гражданин (см. коммент.).
4) К числу квалификационных относятся также требования к стажу и опыту
работы по специальности, уровню знаний Конституции РФ, федеральных законов,
конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих
должностных обязанностей и другие (см. коммент. к п.3 ст.6 Закона).
До принятия соответствующего федерального закона действуют квалификационные
требования, установленные Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123
"О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной
государственной службы" *(100.
В соответствии с названным Указом необходимо иметь:
для замещения высшей государственной должности - стаж государственной
службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы
по специальности не менее пяти лет;
для замещения главной государственной должности - стаж государственной
службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы
по специальности не менее трех лет;
для замещения ведущей государственной должности - стаж государственной
службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы
по специальности не менее трех лет;
для замещения старшей государственной должности - стаж работы по специальности
не менее трех лет.
Младшая государственная должность не требует наличия трудового стажа.
Указанные квалификационные требования применяются по должностям, замещаемым
федеральным государственным служащим после вступления в силу названного Указа,
т.е. после 3 февраля 1996 г. *(101
Другие квалификационные требования устанавливаются нормативными актами
федеральных государственных органов или их аппаратов, иных государственных
органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ.
Определяя столь высокие требования, ст.21 вместе с тем предусматривает,
что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении
недопустимо устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения
или преимущества, не связанные с деловыми и профессиональными качествами государственного
служащего (в зависимости от пола, расы, национальности и т.д.).
Это положение ст.21 прямо основано на ст.32 Конституции РФ, а также на
ст.5 Закона, закрепляющих принцип равного доступа к государственной службе.
Если гражданин, желающий поступить на государственную службу считает,
что в отношении него этот принцип нарушен, он вправе обратиться в соответствующие
государственные органы или в суд (см.коммент. к п.2 ст.9).
2. Пункт 3 ст.21 устанавливает перечень случаев (обстоятельств), при
которых гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе.
1) Недееспособность или ограниченная дееспособность является основанием
для отказа в приеме при условии, что он признан таковым (недееспособным или
ограниченно дееспособным) по решению суда, вступившему в законную силу.
В соответствии со ст.29 ГК гражданин может быть признан судом недееспособным,
если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих
действий или руководить ими.
Ограниченно дееспособными, согласно ст.30 ГК, могут быть признаны судом
лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.
Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным
может быть начато по заявлению членов его семьи, профсоюзов и иных общественных
организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного
учреждения (ст.258 ГПК).
2) Вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа
в приеме на государственную службу только в течение срока, определенного судом.
По истечении этого срока гражданин может быть принят на службу на общих основаниях
(см. коммент. к п.1 настоящей статьи).
3) Наличие у гражданина заболевания является основанием к отказу в приеме
только в том случае, если это заболевание препятствует исполнению должностных
обязанностей и если факт такого заболевания подтвержден медицинским заключением.
Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той или
иной государственной должности, утверждается Министерством здравоохранения
РФ.
4) Отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям,
составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, может служить
препятствием для приема на государственную службу только в том случае, если
исполнение его должностных обязанностей будет связано с использованием таких
сведений.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом
Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 *(102 (о понятии государственной
и иной охраняемой законом тайне см. коммент. к п.8 ст.10 Закона).
5) Правило, запрещающее лицам, состоящим в близком родстве или свойстве,
находиться на государственной службе, основано на общих требованиях об ограничении
совместной службы родственников, установленных ст.20 КЗоТ.
Пункт 5 ст.21 Закона ограничивает возможность совместной государственной
службы родственников двумя условиями:
если они являются родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми,
а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов и
если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью
одного из них другому.
В отличие от ст.20 КЗоТ ст.21 комментируемого Закона запрещает прием
на государственную службу близких родственников или свойственников не только
в один и тот же государственный орган, но и в разные, если их служба связана
с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью.
6) Гражданство иностранного государства (двойное гражданство) является
правомерным основанием к отказу в приеме на государственную службу при наличии
следующих условий:
если двойное гражданство признано официально, т.е. если с данным иностранным
государством имеется международный договор о праве граждан договаривающихся
государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств (ч.1 ст.62
Конституции РФ) и
если право поступать на государственную службу лиц, имеющих двойное гражданство,
прямо не урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением.
7) Отказ в приеме на государственную службу в связи с непредоставлением
сведений, предусмотренных ст.12 Закона, т.е. сведениях о доходах и об имуществе,
принадлежащем гражданину на праве собственности, будет правомерным, если гражданин
действительно не желает раскрывать такие сведения. Задержка же в их предоставлении,
несоблюдение установленной формы или неполнота сведений по обстоятельствам,
не зависящим от гражданина, не служат основанием к отказу (см. коммент. к
ст.12 Закона).
В случае обнаружения обстоятельств, указанных в п.3 настоящей статьи,
в период нахождения лица на государственной службе, он подлежит увольнению
(см. коммент. к ст.25 Закона).
4. Пункт 4 настоящей статьи определяет перечень документов, которые должен
представить гражданин, поступающий на государственную службу:
1) Личное заявление, которое подается на имя руководителя соответствующего
государственного органа и оформляется в произвольной форме.
В заявлении должны быть указаны: должность, на которую претендует поступающий,
срок, с которого он просит принять его на государственную службу, а также
наименование и структурное подразделение государственного органа. Одновременно
представляется листок по учету кадров установленной формы.
2) Документ, удостоверяющий личность. Основным таким документом является
паспорт.
3) Трудовая книжка, оформленная в установленном порядке. Правила ведения
трудовых книжек предусмотрены постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 6 сентября 1973 г. и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях,
в учреждениях, организациях от 20 июня 1974 г. *(103
4) Профессиональное образование подтверждает документ государственного
образца, выданный образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию,
в соответствии со ст.27 Закона РФ "Об образовании" (см. коммент. к п.4 ст.6
Закона).
5) Документом о предоставлении сведений об имущественном положении является
справка, выданная органами государственной налоговой службы по установленной
форме (см. коммент. к ст.12 Закона).
6) Медицинское заключение о состоянии здоровья выдается медицинским учреждением
по месту обслуживания гражданина (жительства или работы). В заключении должна
быть сделана запись об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей
по той государственной должности, на которую претендует гражданин.
Установленный п.4 настоящей статьи перечень документов, предоставляемых
при поступлении на государственную службу, не является исчерпывающим. Согласно
подп.7 п.4 ст.21 от гражданина могут быть истребованы и другие документы,
если это прямо предусмотрено законом.
5. В соответствии с п.5 ст.21 сведения, представленные гражданином при
поступлении на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении
на высшую должность государственной службы, подлежат проверке в установленном
порядке. Данная норма закона является императивной, т.е. проверка должна осуществляться
в обязательном порядке.
Достоверность сведений претендента проверяется соответствующими государственными
органами на основании запроса кадровой службы того органа, руководитель которого
решает вопрос о приеме гражданина на государственную службу или о назначении
его на высшую государственную должность.
Если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует гражданин,
связано с допуском к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую
законом тайну, то указанная проверка осуществляется с учетом требований Закона
"О государственной тайне" *(104 и нормативных правовых актов, определяющих
порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной
тайне.
По существу запроса кадровой службы соответствующие государственные органы,
органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо
от их организационно-правовой формы обязаны своевременно предоставлять достоверную
и объективную информацию. При этом они обязаны принять все необходимые меры
с тем, что конституционные права и свободы гражданина, в отношении которого
осуществляется проверка, были защищены.
На основании полученных материалов проверок кадровая служба государственного
органа составляет заключение о возможности поступления гражданина на государственную
службу или назначения его на высшую государственную должность.
Если в результате проверки будут установлены факты и обстоятельства,
препятствующие этому, руководитель государственного органа (руководитель его
аппарата) обязан письменно проинформировать претендента о причинах отказа.
Гражданин, не согласный с таким решением, вправе обжаловать его в соответствующий
государственный орган или в суд (см. коммент. к п.2 ст.9 Закона).
6. При положительном заключении кадровой службы с претендентом заключается
трудовой договор.
С лицами, поступающими на государственную службу для замещения должностей
2, 3, 4 и 5-й групп категории "В", трудовой договор заключается после прохождения
ими конкурса на замещение вакантной государственной должности (см. коммент.
к п.7 ст.21 и ст.22).
Понятие трудового договора, сформулированное в ст.15 КЗоТ, в полной мере
применимо и к комментируемым отношениям, т.е. трудовой договор есть соглашение
между государственными служащими и государственным органом, по которому государственный
служащий обязуется выполнять работу по определенной государственной должности
с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а государственный орган обязуется
выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные
законодательством и соглашением сторон.
Наряду с условиями, составляющими содержание любого трудового договора
(место работы, наименование должности, квалификация, размер заработной платы,
срок, права и обязанности сторон, связанные с выполнением должностных обязанностей),
ч.2 п.6 ст.21 предусматривает, что в трудовой договор включается обязательство
гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение
Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.
Необходимость включения данного условия объясняется спецификой трудовой деятельности
государственного служащего (см. коммент. к ст.10 Закона).
В качестве обязательного должно быть включено также условие об испытательном
сроке (см. коммент. к ст.23 Закона).
Помимо необходимых трудовой договор может содержать дополнительные условия
по соглашению сторон. Вместе с тем они не должны ухудшать положение государственного
служащего по сравнению с условиями, установленными законодательством о труде
и настоящим Законом. Это положение основано на ст.5 КЗоТ, в соответствии с
которой подобные условия являются недействительными.
Трудовой договор с государственным служащим согласно п.6 ст.21 может
быть заключен на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Закон
не определяет условий, при которых заключается срочный трудовой договор. Следует
полагать, что здесь действуют общие правила, установленные ч.2 ст.17 КЗоТ:
срочный трудовой договор заключается только в случаях, когда трудовые отношения
не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей
службы или условий ее прохождения либо интересов государственного служащего,
а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Например, срок трудового договора с государственным служащим, занимающим
должность категории "Б", должен быть ограничен сроком, на который избрано
или назначено лицо по должности категории "А", исполнение полномочий которого
он обеспечивает (см. коммент. к п.2 ст.2 Закона).
В то же время с государственным служащим, принятым на должность категории
"Б", утвержденной для обеспечения полномочий лица, назначенного или избранного
на срок неопределенный или пожизненно (например, судьи), трудовой договор
должен быть заключен на неопределенный срок (см. коммент. к пп.1, 2 ч.2 ст.1
Закона).
Учитывая, что государственные должности категории "В" согласно подп.3
ч.2 ст.1 Закона утверждаются для обеспечения полномочий не конкретных лиц,
а органов как таковых, с лицами, замещающими эти должности, по общему правилу
трудовые договоры должны заключаться на неопределенный срок. Срочный трудовой
договор возможен только в случаях, предусмотренных ч.2 ст.17 КЗоТ, в частности,
когда это прямо предусмотрено законом.
Установив, что гражданин поступает на службу на условиях трудового договора,
настоящий Закон не определил его форму. А поскольку это так, следует полагать,
что в данном случае применяются общие правила, предусмотренные ст.18 КЗоТ.
Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается
государственным служащим и руководителем соответствующего государственного
органа. Один экземпляр остается в кадровой службе, а другой передается на
хранение государственному служащему.
Письменный трудовой договор не исключает необходимости издания приказа
о назначении на должность, который должен быть подписан руководителем государственного
органа и объявлен служащему под расписку. В приказе указывается государственная
должность, на которую принят гражданин, и дата начала исполнения обязанностей.
Порядок назначения лиц, впервые или вновь поступающих на государственную
службу, в соответствии с п.7 комментируемой статьи зависит от группы и категории,
к которым отнесена та или иная государственная должность (см. также коммент.
к ст.22).
7. Назначение на ту или иную должность не исключает возможности возложения
на лицо, с его письменного согласия, дополнительных обязанностей по другой
государственной должности. Условия о дополнительных обязанностях (функциях)
и размере их оплаты должны быть включены в трудовой договор (в качестве дополнения
к нему) и оформлены приказом, подписанным руководителем государственного органа.
Возложение на государственного служащего без его согласия функций, не
предусмотренных трудовым договором и не входящих в круг его обязанностей по
должности, на которую он назначен, не допускается.
8. В соответствии с п.10 комментируемой статьи в случае служебной необходимости
государственный служащий может быть, с его согласия, командирован в другой
государственный орган для исполнения должностных обязанностей по своей специальности.
Срок такой командировки не должен превышать двух лет.
За время командировки за государственным служащим сохраняется место работы
и должность. Расходы, связанные с командировкой, возмещаются по нормам, установленным
соответствующими нормативными актами (см. коммент. к п.3 ст.15).

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>