<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Индексация или повышение денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации, осуществляется в размерах и сроки, предусматриваемые
для федеральных государственных служащих.
Особенности оплаты труда государственных служащих устанавливаются также
в различных постановлениях Правительства РФ. Например, постановлением Правительства
РФ от 28 августа 1997 г. N 1080 "О введении выплаты денежного вознаграждения
по итогам работы за год" *(105 директору Федеральной службы налоговой полиции
РФ предоставлено право выплачивать лицам начальствующего состава федеральных
органов налоговой полиции единовременное денежное вознаграждение за добросовестное
выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере
трех окладов денежного содержания в год.
Особенности оплаты труда государственных служащих устанавливаются также
и законами об особых видах государственной службы. Например, в Федеральном
законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации" *(106, в ст.41
установлены следующие особенности денежного, вещевого довольствия и продовольственного
обеспечения сотрудников:
1) Денежное довольствие сотрудников состоит из:
оклада по занимаемой должности;
оклада по присвоенному специальному званию;
надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание;
стоимости продовольственного пайка, если он выдается в натуральном виде.
2) Ежегодно оказывается материальная помощь в размере двух окладов месячного
денежного содержания.
3) Выплачивается премия в порядке и размерах, которые установлены председателем
Государственного таможенного комитета РФ.
4) По итогам календарного года может выплачиваться единовременное денежное
вознаграждение в размере, установленном Правительством РФ.
5) Оклад по занимаемой должности увеличивается на 25%, а также выплачивается
надбавка за выслугу лет.
6) Сотруднику, имеющему право на пенсию и оставленному с его согласия
на службе в таможенных органах, устанавливается ежемесячная надбавка к окладу
по занимаемой должности в размере от 25 до 50% от суммы пенсии, которая могла
быть ему назначена.
7) Сотруднику разрешается вместо выдачи форменной одежды выплата денежной
компенсации в порядке и случаях, установленных председателем комитета.

Комментарий к статье 22 Закона

1. Конкурс призван реализовать право на равный доступ к федеральной государственной
службе (ст.32 Конституции РФ), а также отобрать для нее таких граждан, которые
обладают необходимыми нравственными, профессиональными качествами, способностями.
2. Правила проведения конкурса определены в Указе Президента РФ от 29
апреля 1996 г. N 604 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение
вакантной государственной должности федеральной государственной службы" *(107.
3. Конкурс проводится лишь на вакантную должность и при отсутствии резерва
государственных служащих для ее замещения. Вакантной признается должность,
не замещенная федеральным государственным служащим, при условии, что она предусмотрена
в структуре аппарата государственного органа.
4. В конкурсе может участвовать:
а) гражданин только России;
б) в возрасте не моложе 18 лет;
в) владеющий государственным языком (согласно ст.68 Конституции РФ на
всей ее территории государственным является русский язык).
Кроме перечисленных, федеральные законы и другие нормативные правовые
акты могут установить и другие требования к кандидатам.
5. Гражданин, решивший принять участие в конкурсе, должен представить
следующие документы:
1) личное заявление, листок по учету кадров, фотографию;
2) документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс);
3) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование,
стаж работы и квалификацию (выписку из трудовой книжки, копии документов об
образовании, о повышении квалификации, о присвоении ученого звания, заверенные
нотариально или кадровыми службами по месту работы);
4) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении
сведений о своем имущественном положении;
5) медицинское заключение (выданное по месту обслуживания) о состоянии
здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих ему исполнять
обязанности по соответствующей государственной должности;
6) другие документы, которые будут предусмотрены в федеральном законе.
Перечисленные сведения направляются гражданином на имя руководителя государственного
органа, который организует их проверку.
С согласия претендента, если исполнение должностных обязанностей по государственной
должности связано с использованием сведений, составляющих государственную
и иную охраняемую законом тайну, проводится процедура оформления допуска к
этим сведениям.
Если соискателем должности является государственный служащий, то он направляет
заявление о желании участвовать в конкурсе на имя руководителя государственного
органа. Государственный орган готовит документы, необходимые для участия в
конкурсе. Проверка их достоверности осуществляется только при замещении высшей
государственной должности.
6. Гражданин не допускается к конкурсу в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением
суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности государственной
службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную
силу;
3) наличия заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения,
препятствующего исполнению должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных
обязанностей связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры,
сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина
с государственными служащими, если его предстоящая федеральная государственная
служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного
другому;
6) утраты гражданства Российской Федерации, наличия гражданства иностранного
государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе
урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением;
7) отказа предоставить сведения о полученных им доходах и имуществе,
принадлежащем ему на правах собственности, являющихся объектами налогообложения.
7. Гражданин обязан представить документы на конкурс в течение месяца
со дня объявления об их приеме. Этот срок может быть перенесен руководителем
государственного органа лишь в случае уважительных причин задержки представления
документов (болезнь, задержка без законного основания выдачи документа органом
государственной налоговой службы, медицинским учреждением и т.п.).
8. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе Совет по вопросам
государственной службы при Президенте России публикует объявление государственного
органа о приеме документов для участия в конкурсе. В объявлении указывается:
1) наименование вакантной государственной должности;
2) требования, предъявляемые к гражданину;
3) условия прохождения федеральной государственной службы.
9. Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа принимается
руководителем государственного органа после двух действий: а) проверки достоверности
представленных сведений; б) оформления в случае необходимости допуска к сведениям,
составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Если в ходе проверки будут установлены препятствия для поступления гражданина
на государственную службу, то руководитель государственного органа отказывает
ему в участии в конкурсе.
10. Не позднее чем за неделю до начала второго этапа гражданину (кандидату)
сообщают о дате, времени и месте его проведения.
11. Конкурсная комиссия (государственная конкурсная комиссия) состоит
из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
12. В федеральном законе о проведении конкурса (который будет принят)
целесообразно установить персональную ответственность председателя и членов
комиссии за допущенные при подборе кандидатов ошибки, а также основания и
виды ответственности.
13. К работе комиссии могут быть привлечены независимые эксперты. Их
оценка рассматривается как один из аргументов, характеризующих кандидатов.
Допускается образование нескольких составов комиссии. Количественный
и персональный состав, сроки и порядок ее работы утверждает руководитель государственного
органа, принимающий решение о назначении на должность.
Состав государственных конкурсных комиссий при проведении конкурса на
замещение главных и высших государственных должностей согласовывается с Советом
по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
14. Заседание конкурсной (государственной конкурсной) комиссии считается
правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
Решение комиссии принимается тайным или открытым голосованием (по решению
комиссии) простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих
на заседании.
В случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное
открытое голосование. Если и оно не выявит победителя, то голос председателя
является решающим.
15. Первая часть конкурса - конкурс документов. Комиссия по документам
оценивает кандидатов, сравнивая уровень образования и его качество, прохождение
государственной службы и другой трудовой деятельности.
Вторая часть - конкурс-испытание, которое завершается государственным
квалификационным экзаменом. На основании этого экзамена государственному служащему
присваивается квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг).
При оценке профессиональных и личных качеств кандидата конкурсная комиссия
исходит из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по государственной
должности, и требований должностной инструкции.
Конкурсная комиссия может использовать разные методы оценки профессиональных
и личностных качеств кандидата, не противоречащие законодательству, не ограничивающие
его права. Наиболее распространенными из них являются: собеседование, анкетирование,
проведение групповых дискуссий, написание рефератов по вопросам, связанным
с выполнением должностных обязанностей и полномочий, различные письменные
тесты и т.д.
16. Решение конкурсной комиссии, принимаемое в отсутствие кандидата,
является основанием назначить его на соответствующую должность либо отказать
в таком назначении.
В решении конкурсной комиссии устанавливается обязательный срок испытания
в пределах от трех до шести месяцев.
Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением или
иным актом) государственного органа или его руководителя. Копия решения направляется
Совету по вопросам государственной службы при Президенте РФ, а также вручается
федеральному государственному служащему, назначенному на должность.
17. Решение о результатах конкурса сообщается каждому участнику в письменной
форме в течение месяца со дня его завершения. В случае отказа его целесообразно
подробно мотивировать.
18. Расходы на участие в конкурсе (проезд, наем жилого помещения, пользование
услугами связи) граждане производят за счет собственных средств.
19. Споры по вопросам проведения конкурса рассматриваются соответствующим
государственным органом или судом. Таким образом гражданин может в судебном
порядке обжаловать все решения комиссии, руководителя государственного органа.

Комментарий к статье 23 Закона

1. Испытание устанавливается с целью проверки соответствия лица той государственной
должности, для замещения которой он принят.
В соответствии с п.1 ст.23 испытание устанавливается как при приеме,
в том числе по итогам конкурса документов, так и при переводе на должность
иной группы или иной специализации.
В отличие от ст.21 КЗоТ, согласно которой испытание может быть установлено
только по соглашению сторон трудового договора, ст.23 Закона предусматривает
его в качестве обязательного условия. Испытание при приеме (переводе) согласно
п.1 ст.23 должно быть предусмотрено во всех случаях, независимо от категории,
к которой отнесена та или иная должность, и согласия претендующего на ее замещение.
Срок испытания не может быть менее трех месяцев и более шести. Так как
само условие об испытании не является предметом обсуждения сторон трудового
договора, они могут оговорить лишь конкретную его продолжительность в пределах
сроков, установленных Законом.
Обусловленный сторонами срок испытания должен быть оговорен и в трудовом
договоре, и в приказе о назначении.
Срок испытания начинает течь с первого дня вступления в должность. В
соответствии с ч.2 п.1 ст.23 в срок испытания не засчитываются период временной
нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на службе по уважительным причинам,
например нахождение в кратковременном отпуске без сохранения заработной платы,
в отпуске в связи с обучением и др.
После перерыва течение испытательного срока продолжается. Общая продолжительность
испытательного срока до и после перерыва не должна превышать времени, определенного
при заключении трудового договора или при переводе на другую государственную
должность.
2. На испытуемого полностью распространяется действие Закона и других
нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с государственной
службой. Он обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка,
имеет право на пособие по временной нетрудоспособности, на денежное содержание
и иные выплаты в полном размере и др.
3. Единственное ограничение - в период испытательного срока не присваиваются
очередные квалификационные разряды.
4. Решение о соответствии (несоответствии) замещаемой должности может
быть принято только в период срока, установленного для испытания. Если срок
истек, а государственный служащий продолжает работать, он считается выдержавшим
испытание. При этом издания какого-либо специального приказа об окончательном
приеме на службу не требуется.
Последующее увольнение такого лица допускается только на общих основаниях,
предусмотренных законом (п.5 ст.23) (см. коммент. к ст.25 Закона).
5. Государственному служащему, принятому впервые и не выдержавшему испытание,
может быть предложена другая государственная должность. При этом назначение
производится в общем порядке, т.е. с испытательным сроком.
Государственному служащему, переведенному на должность иной группы и
иной специализации и не выдержавшему испытание, может быть предложен перевод
либо на другую должность, либо на прежнюю. При переводе на другую должность
ему также устанавливается испытание.
В случае отказа государственного служащего, не выдержавшего испытательный
срок, от перевода на другую или прежнюю должность, он подлежит увольнению.
Следует отметить, что вопрос о переводе на другую должность государственного
служащего, не выдержавшего испытание, как вытекает из смысла п.4 комментируемой
статьи, решается по усмотрению руководителя соответствующего государственного
органа, т.е. он вправе, а не обязан предлагать такой перевод.
Это положение в полной мере соответствует общим правилам, установленным
ч.2 ст.23 КЗоТ, согласно которым при неудовлетворительном результате испытания
освобождение от работы производится администрацией без согласования с соответствующим
органом профсоюза и без выплаты выходного пособия.
Государственный служащий, уволенный как не выдержавший испытание, вправе
обжаловать такое увольнение в соответствующий государственный орган или в
суд.
Если в период испытательного срока будут выявлены обстоятельства, по
которым лицо в соответствии с п.3 ст.21 Закона не может находиться на государственной
службе (например, в случае признания его решением суда, вступившим в законную
силу, недееспособным или ограниченно дееспособным), он должен быть уволен
по данному основанию (см. коммент. к п.3 ст.21 и п.2 ст.25).
Поводом к увольнению государственного служащего до истечения испытательного
срока могут послужить и другие предусмотренные законом основания. При этом
необходимо соблюсти все условия, установленные законом. Так, если государственный
служащий, принятый с испытательным сроком, подлежит увольнению до истечения
этого срока, но в связи с сокращением штата, должны быть соблюдены все условия,
предусмотренные ст.16 Закона.

Комментарий к статье 24 Закона

1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения
уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой
должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;
г) совершенствования деятельности государственного органа.
2. До принятия федерального закона по этому вопросу порядок проведения
аттестации определяется Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 "Об
утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного
служащего" *(108.
3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам
местного самоуправления руководствоваться этим Положением.
4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие
в государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные;
д) высшие государственные должности.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного
раза в четыре года.
5. Аттестацию не проходят служащие:
а) замещающие должность менее года;
б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной
должности;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц
проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного
чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по
конкурсу и(или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания
переподготовки или повышения квалификации.
6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии;
б) утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных
государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых
документов для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя,
секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.
Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный
состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав включают
представителей кадровой и юридической служб государственного органа, а нередко
и представителя соответствующего профсоюзного органа.
При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные государственные
должности, состав аттестационной комиссии утверждается по согласованию с Советом
по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
В государственном органе может быть создано несколько аттестационных
комиссий.
7. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного
органа. В нем указывается:
а) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится
аттестация;
б) дата и время проведения аттестации;
в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов
с указанием ответственных за такое представление руководителей подразделений
государственного органа.
График доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала
аттестации.
8. В комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется
отзыв на государственного служащего, составленный по установленной форме и
подписанный его непосредственным и утвержденный вышестоящим руководителем.
В него включаются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая государственная должность на момент проведения аттестации
и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов
служебной деятельности.
При каждой последующей аттестации в комиссию представляются отзыв и аттестационный
лист с данными предыдущей аттестации.
9. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до
начала аттестации обязана ознакомить аттестуемого с представленным о нем отзывом.
Аттестуемый вправе передать в комиссию дополнительные сведения о служебной
деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии
с представленным отзывом.
10. Процедура аттестации установлена в разделе 3 Положения. Она проводится
в присутствии служащего. Если он не явится без уважительной причины, то комиссия
может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация включает: а) рассмотрение представленных документов; б) сообщение
служащего; в) сообщение, в случае необходимости, его непосредственного руководителя.
Если аттестуемый передает дополнительные документы и не согласен с представленным
отзывом, то комиссия вправе перенести аттестацию на свое очередное заседание.
11. Оценка служебной деятельности основывается на четырех критериях:
1) соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; 2) участие
в решении поставленных перед подразделением задач; 3) сложность выполняемой
им работы; 4) ее результативность.
Учитываются также: а) профессиональные знания; б) опыт работы; в) повышение
квалификации и переподготовка; г) организаторские способности.
12. На заседании комиссии должно присутствовать не менее двух третей
ее членов только в этом случае оно считается правомочным.
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного
руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов комиссии.
При равенстве голосов вопрос решается в пользу аттестуемого - он признается
соответствующим должности.
Если аттестуется член комиссии, то он в голосовании не участвует.
13. В результате аттестации дается одна из следующих оценок:
1) соответствует замещаемой государственной должности;
2) соответствует должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует замещаемой должности.
Кроме того, аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя
государственного органа мотивированное заключение:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина,
дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность,
специальный режим работы);
4) о включении в резерв на замещение вышестоящей должности.
14. Решение комиссии заносится в аттестационный лист федерального государственного
служащего. В него включаются следующие сведения: анкетные данные; вопросы,
заданные аттестуемому и ответы на них; замечания и предложения, высказанные
аттестационной комиссией; предложения, высказанные служащим; краткая оценка
выполнения рекомендаций предыдущей аттестации; оценка служебной деятельности;
оценка по. результатам государственного квалификационного экзамена; рекомендации
аттестационной комиссии.
Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя,
секретарем, членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии. Государственный
служащий знакомится с ним под расписку.
Аттестационный лист и отзыв на него хранятся в личном деле федерального
государственного служащего.
15. Результаты аттестации должны быть представлены руководителю государственного
органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Руководитель с учетом результатов аттестации принимает одно из следующих
решений:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина,
дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность,
специальный режим работы);
4) о включении служащего в резерв на замещение высшей государственной
должности.
16. Если госслужащий признан не соответствующим замещаемой государственной
должности, то руководитель государственного органа обязан принять одно из
следующих решений:
1) направить на повышение квалификации или переподготовку;
2) с согласия служащего перевести его на другую государственную должность;
3) уволить служащего при условии его отказа от обоих вариантов.
Увольнение осуществляется по ч.2 ст.33 КЗоТ - несоответствие работника
занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей
продолжению данной работы.
17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через
два месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот
срок не засчитывается, т.е. продляет его.
18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит
государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного
разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного,
в следующих случаях:
1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую государственную
должность;
2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и
иной специализации;
3) при назначении на государственную должность впервые.
Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат основанием
для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического
ранга).
19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются
результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации
и улучшению работы с кадрами.
Споры по вопросам аттестации рассматриваются в государственном органе
или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего
права.

Комментарий к статье 25 Закона

1. В соответствии с п.1 ст.25 основанием для прекращения государственной

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>