<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

службы является увольнение.
Государственный служащий может быть уволен как по общим основаниям, предусмотренным
КЗоТ, так и дополнительным, установленным п.2 ст.25 Закона.
2. В соответствии с КЗоТ он может быть уволен по собственной инициативе
(в том числе в связи с выходом на пенсию), по инициативе руководителя соответствующего
государственного органа, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон,
и в других случаях, указанных в законе.
3. По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть
трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в любое время, предупредив
об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение
должно быть сделано в письменной форме (ст.31 КЗоТ).
В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено
невозможностью продолжать службу (необходимость ухода за больным членом семьи,
выход на пенсию и др.), трудовой договор должен быть расторгнут в срок, о
котором просит служащий.
По истечении срока предупреждения об увольнении лицо вправе прекратить
работу, а соответствующие службы государственного органа обязаны выдать ему
трудовую книжку и произвести расчет.
По договоренности между сторонами трудовой договор может быть расторгнут
и до истечения срока предупреждения.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок, в соответствии со
ст.32 КЗоТ подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего
лишь при наличии уважительной причины (например, в случае его болезни, инвалидности,
препятствующих продолжению службы, и др.). Закон не содержит исчерпывающего
перечня таких причин, поэтому в каждом случае вопрос решается руководителем
государственного органа с учетом всех обстоятельств.
Если причина досрочного увольнения признана неуважительной, государственный
служащий вправе обжаловать это решение в соответствующий государственный орган
или суд.
4. Общие основания, по которым руководитель государственного органа вправе
уволить, по своей инициативе, предусмотрены в ст.33 КЗоТ. К ним относятся:
ликвидация государственного органа, сокращение его штата (п.1 ст.33 КЗоТ);
обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой должности
вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья (п.2 ст.33 КЗоТ);
систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным
служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым
договором, должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового распорядка,
если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п.3 ст.33 КЗоТ);
прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего
дня без уважительных причин) (п.4 ст.33 КЗоТ);
неявка на службу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной
нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством
не установлен более длительный срок сохранения должности при определенном
заболевании (п.5 ст.33 КЗоТ);
восстановление на службе (в должности) лица, ранее замещавшего эту должность
(п.6 ст.33 КЗоТ);
появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического
или токсического опьянения (п.7 ст.33 КЗоТ);
совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) государственного
имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением
органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания
(п.8 ст.33 КЗоТ).
Дополнительными основаниями увольнения по инициативе руководителя государственного
органа в соответствии с КЗоТ являются:
однократное грубое нарушение должностных обязанностей руководителем государственного
органа (представительства) и его заместителями (п.1 ст.254 КЗоТ);
совершение виновных действий лицом, непосредственно обслуживающим денежные
или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия
к нему со стороны руководителя государственного органа (п.2 ст.254 КЗоТ).
5. Увольнение по любому из оснований, предусмотренных КЗоТ, за исключением
случаев полной ликвидации государственного органа, является правом руководителя,
а не его обязанностью. Как общее правило, увольнение должно применяться лишь
в тех случаях, когда другие меры дисциплинарного воздействия неэффективны
или оставление данного лица на службе может отрицательно сказаться на деятельности
государственного органа.
Увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением
его штата (п.1 ст.33 КЗоТ) осуществляется с соблюдением гарантий, установленных
для государственных служащих ст.16 Закона, а также ст.40.2 КЗоТ, определяющей
основания и порядок высвобождения работников.
При увольнении государственных служащих по сокращению штата должно учитываться
преимущественное право оставления на работе, предусмотренное ст.34 КЗоТ.
Увольнение по основаниям, предусмотренным пп.2 и 6 ст.33 КЗоТ, допускается
при условии, если невозможно перевести служащего, с его согласия, на другую
государственную должность. При этом следует иметь в виду, что в случае несоответствия
государственного служащего занимаемой должности по состоянию здоровья (п.2
ст.33 КЗоТ), перевод на другую должность допускается при условии, если его
заболевание не отнесено к тем видам, при наличии которых лицо вообще не может
находиться на государственной службе (см. коммент. к п.3 ст.21 и п.5 ст.25
Закона).
Увольнение по этой причине допустимо в случаях, если имеет место стойкое
снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению служебных
обязанностей, либо если исполнение этих обязанностей противопоказано государственному
служащему или опасно для окружающих.
Несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации
должно быть подтверждено, например, решением аттестационной комиссии (см.
коммент. к ст.24 Закона).
Обязательным условием применения п.2 ст.33 КЗоТ является отсутствие вины
государственного служащего в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.
Увольнение за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение
должностных обязанностей (п.3 ст.33 КЗоТ) допускается при наличии следующих
условий:
неоднократное неисполнение обязанностей;
виновность действия (бездействия) государственного служащего, послужившая
причиной неисполнения;
к служащему уже применялись меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные
п.1 ст.14 Закона.
Увольнение за прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов
в течение рабочего дня) возможно, если государственный служащий отсутствовал
на службе без уважительных причин. При наличии уважительности причины (болезнь,
авария на транспорте и др.) увольнение за прогул (п.4 ст.33 КЗоТ) не допускается.
Неявка вследствие временной нетрудоспособности более четырех месяцев подряд
может быть основанием для увольнения при условии, что отсутствие на службе
нарушает нормальный ход работы государственного органа.
Появление на службе, причем в рабочее время, в нетрезвом состоянии, в
состоянии наркотического или токсического опьянения (п.7 ст.33 КЗоТ) может
быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими доказательствами,
например свидетельскими показаниями.
За однократное грубое нарушение должностных обязанностей в соответствии
с п.1 ст.254 КЗоТ могут быть уволены только руководитель государственного
органа (представительства) и его заместители. Другие государственные служащие
могут быть уволены по данному основанию только в случае нарушения федеральных
законов, указов Президента РФ, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения
этих актов или вступивших в законную силу решений суда (п.1 Указа от 6 июня
1996 г., см. коммент. к ст.14 Закона).
Увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с п.2 ст.254 КЗоТ
допустимо в отношении только тех лиц, которые непосредственно обслуживают
товарные или денежные ценности, например, в компетенцию которых входит распределение
указанных ценностей.
Утрата доверия должна быть основана на конкретных фактах совершения государственным
служащим виновных действий. Поводом для утраты доверия могут служить не только
допущенные злоупотребления, но и халатное отношение к своим должностным обязанностям.
6. Пункт 2 ст.25 Закона предусматривает перечень дополнительных оснований
увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного
органа.
Увольнение по этим основаниям может быть либо правом руководителя государственного
органа, либо его обязанностью.
Так, в связи с достижением предельного возраста - 60 лет, должны быть
уволены лица, замещающие старшие и младшие должности государственной службы.
Увольнение лиц, замещающих высшие, главные и ведущие государственные
должности и достигших 60 лет, зависит от усмотрения руководителя государственного
органа. Он вправе продлить их нахождение на государственной службе до 65 лет.
При этом каждый раз срок продления не должен превышать одного года.
По достижении 65 лет возможно принятие на работу в государственный орган
на условиях срочного трудового договора для замещения должности (выполнения
работы), не относящейся к государственной.
Лица, утратившие гражданство Российской Федерации, подлежат увольнению
с государственной службы в обязательном порядке независимо от того, какую
должность они замещают. Данное положение вытекает из содержания п.1 ст.21
Закона.
Решение об увольнении государственного служащего в связи с несоблюдением
им обязанностей и ограничений, установленных ст.ст.10 и 11 Закона, а также
в связи с разглашением им сведений, составляющих государственную или иную
охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем государственного
органа исходя из конкретных обстоятельств, при которых допущено такое несоблюдение.
При этом вместо увольнения может быть применено другое дисциплинарное взыскание.
Увольнение по основаниям, о которых идет речь в подп.5 п.2 ст.25 Закона,
является для руководителя соответствующего государственного органа обязательным.
Это требование вытекает из содержания п.3 ст.21 Закона, в соответствии
с которым в случаях, перечисленных в указанном пункте, лицо не может находиться
на государственной службе (см. коммент.).
7. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, может
иметь место в случаях призыва или поступления государственного служащего на
военную службу (п.3 ст.29 КЗоТ); вступления в законную силу приговора суда,
которым государственный служащий осужден к лишению свободы, исправительным
работам или иному наказанию, исключающему возможность продолжения службы (п.7
ст.29 КЗоТ).
8. К другим основаниям увольнения, предусмотренным КЗоТ, следует отнести:
соглашение сторон (п.1 ст.29 КЗоТ); истечение срока трудового договора, кроме
случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон
не потребовала их прекращения (п.2 ст.29 КЗоТ); перевод государственного служащего
с его согласия в другой государственный орган или переход на выборную должность
(п.5 ст.29 КЗоТ); отказ от перевода в другую местность вместе с государственным
органом (п.6 ст.29 КЗоТ).
9. Закон не устанавливает специальных правил, определяющих порядок и
условия увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного
органа (кроме случаев увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией государственного
органа (см. коммент. к ст.16 Закона). В связи с этим увольнение в таких случаях
должно производиться на условиях и в порядке, установленных КЗоТ.
В соответствии со ст.35 КЗоТ увольнение по основаниям, предусмотренным
п.1 (кроме случаев ликвидации государственного органа), пп.2 и 5 ст.33 КЗоТ,
производится с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.
Его согласия не требуется в cлучаях:
увольнения с работы, где профсоюзный орган отсутствует;
увольнения руководителя государственного органа (представительства),
его заместителей и других служащих, замещающих руководящие должности.
Согласия соответствующего профсоюзного органа на увольнение не требуется
и в тех случаях, когда оно является обязанностью руководителя государственного
органа (см., например, п.3 ст.21 Закона).
Когда согласие соответствующего профсоюзного органа на увольнение необходимо,
он должен в письменной форме сообщить руководителю государственного органа
о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления.
Государственный служащий, на увольнение которого дано согласие соответствующего
профсоюзного органа, может быть уволен не позднее одного месяца со дня получения
такого согласия.
При увольнении по основаниям, указанным в пп.3 и 6 ст.29 и в пп.2 и 6
ст.33 КЗоТ, выплачивается выходное пособие. Оно должно выплачиваться и при
увольнении государственного служащего в связи с заболеванием, препятствующим
исполнению им должностных обязанностей (подп.3 п.3 ст.21 Закона), так как
это основание по своему характеру должно быть приравнено к предусмотренному
п.2 ст.33 КЗоТ (несоответствие занимаемой должности вследствие состояния здоровья,
препятствующего продолжению работы).
Размер пособия не может быть менее двухнедельного среднего заработка
(ст.36 КЗоТ).

Глава V. Обеспечение эффективности государственной службы

Комментарий к статье 26 Закона

Статья 26 Закона определяет правовой статус Совета по вопросам государственной
службы при Президенте РФ. Создание Совета соответствует требованиям ст.80
Конституции РФ, возлагающей на Президента РФ обеспечение согласованного функционирования
и взаимодействия органов государственной власти.
В п.1 ст.26 Закона определяется состав Совета по вопросам государственной
службы при Президенте РФ. Совет включает равное число представителей:
Президента РФ;
палат Федерального Собрания;
Правительства РФ;
высших органов судебной власти РФ.
Указом Президента РФ от 1 декабря 1995 г. N 1208 "О Совете по вопросам
государственной службы при Президенте Российской Федерации" *(109 (п.2) установлена
норма представительства в Совете - по шесть человек от каждого из перечисленных
органов.
Указом утверждены сопредседатели Совета от Президента РФ, Правительства
РФ.
На сопредседателей возложено, в частности, поручение представить Президенту
РФ для утверждения персональный состав Совета.
В п.2 комментируемой статьи Закона определяются некоторые основные полномочия
Совета. В их числе выделяются, прежде всего, полномочия, связанные с обеспечением
эффективности государственной службы:
проведение анализа состояния и эффективности государственной службы в
органах государственной власти;
координация разработки проектов нормативных актов по вопросам организации
государственной службы и др.
Для разработки и реализации кадровой политики в государственных органах
Совет:
организует совместно с соответствующими государственными органами работу
по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению
аттестаций и государственных квалификационных экзаменов;
информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей
государственной службы.
Важными полномочиями Совет наделен по вопросам учреждения, реорганизации
и ликвидации государственных должностей. В частности, он:
разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей
в Российской Федерации и внесению в него изменений;
ведет федеральный реестр государственных служащих.
По вопросам прохождения государственной службы Совет:
координирует методическую работу органов по вопросам государственной
службы и кадровых служб государственных органов;
осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой,
переквалификацией и повышением квалификации государственных служащих, а также
формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности
государственной службы.
Подробно задачи, функции, права и обязанности Совета по вопросам государственной
службы при Президенте РФ будут определены в положении о нем, проект которого
разрабатывается.
В Законе ничего не говорится о Главном управлении Президента РФ по вопросам
государственной службы и кадров, которое является структурным подразделением
Администрации Президента РФ.
Главное управление образовано в соответствии с Указом Президента РФ от
29 января 1996 г. N 117 "Вопросы Администрации Президента Российской Федерации"
*(110. Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 344 "Вопросы Главного управления
Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров"
*(111 на данное подразделение возложены функции двоякого рода:
обеспечение деятельности Президента РФ по определению им основных направлений
государственной кадровой политики и развития государственной службы;
обеспечение единой организационной политики в Администрации Президента
РФ, а также кадровое обеспечение Администрации Президента РФ.
Упомянутым Указом утверждено также Положение об Управлении федеральной
государственной службы Президента РФ.
Согласно Положению на Главное управление Президента РФ по вопросам государственной
службы и кадров возлагаются следующие задачи:
подготовка предложений Президенту РФ по вопросам государственной кадровой
политики и развития государственной службы;
подготовка законопроектов и проектов нормативных актов по вопросам государственной
службы и государственной кадровой политики;
подготовка проектов документов по вопросам государственной службы и кадров
в Администрации Президента РФ;
организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по вопросам
государственной службы при Президенте РФ и Совета по кадровой политике при
Президенте РФ;
подготовка аналитических и информационных материалов по вопросам государственной
службы и государственной кадровой политики.

Комментарий к статье 27 Закона

Хотя в комментируемой статье и устанавливается, что органы по вопросам
государственной службы субъектов РФ создаются в соответствии с их законами,
тем не менее в законах субъектов Федерации нередко ничего не говорится об
этих органах. В Законе Воронежской области от 19 января 1995 г. "О государственной
и муниципальной службе Воронежской области" нет статей об организации государственной
и муниципальной службы. Законом Новосибирской области от 1 июля 1996 г. "О
государственной службе Новосибирской области" (ст.24) учрежден координационно-консультативный
орган - Совет по вопросам государственной службы Новосибирской области. Во
Временном положении "О государственной службе города Москвы" от 28 апреля
1995 г. предусматривается, что будет создан "орган по вопросам государственной
службы г.Москвы" (ст.33). Но название этого органа и его будущий статус не
обозначены. До его создания некоторые вопросы государственной службы возложены
на Управление кадров мэрии Москвы.
Не лучшим образом дело обстоит с регулированием организации государственной
службы и в республиках.
В Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. "О государственной
службе в Республике Башкортостан" орган управления государственной службой
республики не назван, но функции его определены (ст.30).
Согласно Закону Республики Бурятия от 12 апреля 1994 г. "О государственной
службе" органами управления государственной службой в республике являются:
Комитет государственной службы;
Комиссия по делам государственных служащих;
подразделения кадров в государственных органах (п.2 ст.5).
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 20 апреля 1994 г. "О
государственной службе" управление государственной службой в республике осуществляется:
Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики
Татарстан;
подразделениями кадров государственных органов (ст.30).
В Республике Марий Эл эти функции возложены на Управление по делам государственной
службы (ст.30 Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 г. "О государственной
службе в Республике Марий Эл").
Как видно, управление государственной службой в субъектах РФ характеризуется
многообразием организационных форм и правового статуса соответствующих органов
управления.
Главной целью управления государственной службой в субъектах РФ является:
кадровое, организационное и нормативно-правовое обеспечение государственной
службы; осуществление прав и исполнение обязанностей государственными служащими;
контроль соблюдения ограничений и выполнения гарантий для государственных
служащих.
Административно-правовой статус органа управления государственной службой
в республике, крае, области в самом общем виде характеризуется выполнением
следующих функций:
организация и руководство работой по прогнозированию и планированию кадрового
обеспечения государственной службы;
разработка предложений по реестру государственных должностей и внесению
в него изменений;
ведение реестра государственных служащих;
организация и осуществление руководства профессиональной подготовкой,
повышением квалификации и стажировкой государственных служащих, формирование
кадрового резерва;
координация работы по нормативно-правовому обеспечению государственной
службы, научных исследований в области государственной службы;
организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной
службы;
координация работы по формированию аттестационных, конкурсных и квалификационных
комиссий;
рассмотрение жалоб государственных служащих по результатам аттестации,
квалификационных экзаменов и конкурсов;
рассмотрение обращений и жалоб граждан на государственных служащих.
Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ действуют на основе
положений, утверждаемых на законодательном (представительном) уровне или высшими
должностными лицами субъектов РФ.

Комментарий к статье 28 Закона

Статья 28 Закона относит кадровые службы государственных органов к числу
призванных обеспечивать эффективность государственной службы. Аналогичные
положения о кадровых подразделениях содержатся и в законах субъектов РФ о
государственной службе. Общими важнейшими функциями этих служб являются:
обеспечение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной
службы, аттестаций, прохождения испытания при замещении этих должностей;
оформление решений, связанных с прохождением государственной службы,
ведение личных дел и внесение необходимых записей в трудовые книжки государственных
служащих;
консультирование государственных служащих по вопросам их правового положения,
соблюдения ограничений, связанных со службой;
анализ уровня профессиональной подготовки государственных служащих, организация
их переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации.
В настоящее время кадровые службы государственных органов фактически
реализуют и другие важные функции.
Закрепление в Законе единых функций кадровых служб является правовым
основанием для общего положения о службе кадров в государственных органах,
которое может быть утверждено Советом по вопросам государственной службы при
Президенте РФ.
В нем следует закрепить важнейшие функции кадровых служб: статистический
анализ кадровой ситуации; прогнозирование и планирование потребностей в кадрах
определенной специальности и квалификации; обеспечение отбора на службу, профессионального
роста и служебного движения персонала; внедрение новых технологий кадровой
работы; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных
служащих; ведение личных дел; подготовка сведений для внесения в соответствующие
реестры государственных служащих и федеральный банк кадровой информации; организационно-методическое
обеспечение реализации этих задач.
Законодательными актами отдельных субъектов РФ на кадровые службы администраций
высших должностных лиц или администраций субъектов РФ возлагаются функции
органа управления государственной службой. Так, в соответствии с Законом Республики
Саха (Якутии) от 26 марта 1993 г. "О государственной службе" (пп.2, 3 ст.8)
кадровое управление Администрации Президента Республики Саха (Якутии) является
не только структурным подразделением администрации, но и органом управления
кадровой службой в республике.
Временным положением от 28 апреля 1995 г. "О государственной службе города
Москвы" (ст.33) подобные функции возложены и на управление кадров мэрии.
В отличие от Закона, в котором регламентация управления государственной
службой исчерпывается перечислением специально созданных органов и кадровых
подразделений государственных органов, в законах субъектов РФ регулируются
стандарты государственной и муниципальной службы, финансирование государственной
службы, контроль и надзор, порядок разрешения споров и конфликтов и другие
вопросы.
Вопрос о стандартах представляется весьма важным. Они призваны обеспечивать
рациональную организацию деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
Что регламентируют стандарты? Согласно упоминаемым законам субъектов
РФ они определяют порядок:
исполнения государственными служащими должностных полномочий;
ведения статистической, финансовой и иной отчетности;
делопроизводства;
классификации, контроля, информационного обеспечения;
иных форм и процедур служебной деятельности, связанных с исполнением
и обеспечением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.
В законах о государственной службе Республик Башкортостан (ст.31) и Татарстан
(ст.31) предусматривается, что государственные органы, за исключением представительной,
исполнительной и судебной властей, не реже одного раза в пять лет подлежат
сертификации для определения соответствия структуры, организации деятельности
и бюджетных затрат задачам, стоящим перед этими органами.
В законах субъектов РФ предусматривается, что стандарты государственной
и муниципальной службы и порядок сертификации государственных органов устанавливаются
в одних случаях законами, а в других - актами органов исполнительной власти
(правительств республик, администраций краев, областей). Но вполне очевидно,
что некоторые стандарты государственной службы субъекта РФ должны устанавливаться
федеральными законами или постановлениями Правительства РФ.
Для управления государственной службой важна организация реестров и личных
дел государственных и муниципальных служащих. Эти вопросы регламентируются
во многих законах субъектов РФ.
Реестр представляет собой систематизированные сведения о прохождении
государственной службы. Он ведется кадровой службой государственного органа
на основе личных дел и карточек учета государственных служащих.

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>