<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в РФ.
Исключение государственной должности из Реестра означает не просто изъятие
сведений о ней, но юридическое прекращение государственной должности. Коррективы
Реестра влекут изменение данных о государственных должностях, что имеет прямое
значение для каждого государственного органа, где такие должности были учреждены.
В Законе не определен порядок ведения Реестра. В нем лишь предусматривается,
что Реестр государственных должностей государственной службы РФ утверждается
Президентом РФ (п.3 ст.1). В нормативных актах необходимо разъяснить порядок
не только ведения Реестра, внесения в него изменений и дополнений, но и учреждения
и утверждения государственных должностей с учетом соответствующих реестров;
порядок формирования структуры и штатов государственных органов на основе
реестров государственных должностей и др.

Комментарий к статье 2 Закона
1. В определении понятия государственной службы (п.1 ст.2) в качестве
ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной
понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков.
Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное,
преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов
лицами, находящимися на государственных должностях.
Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом
порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления
соответствующих функций государственной власти.
На практике возник вопрос об определении круга органов; профессиональная
деятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их
числу относить лишь федеральные государственные органы (включая такие структуры
исполнительной власти, как федеральные министерства, государственные комитеты
и иные ведомства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать
сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие
определенные управленческие функции, в частности, в регионах. Возможность
создания таких органов предусмотрена ч.1 ст.78 Конституции РФ, где указано,
что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий
могут создавать территориальные структуры. Правовой статус их в законе не
указан. По нашему мнению, поскольку они создаются для осуществления полномочий
исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами,
а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать
государственной службой. Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981
установлен перечень государственных должностей федеральной государственной
службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального
органа федерального органа исполнительной власти (Приложение N 9). В перечень
включено 79 должностей федеральной государственной службы.
Государственную службу нельзя понимать как службу конкретным "государственным
органам" или "должностным лицам". В контексте п.1 ст.2 Закона государственная
служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность
по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися
на платных государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую
из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные
задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными
полномочиями (см. коммент. к ст.1 Закона).
Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной
и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных
органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных
актами законодательства Российской Федерации и субъектов РФ к государственной
службе. Например, в Федеральном законе "О естественных монополиях"*(7 указывается,
что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировка
нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа
по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д.
- образуются органы регулирования (ст.4). В ст.9 данного Закона прямо указывается,
что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного
служащего.
Отнесение к государственной службе профессиональной деятельности на иных
должностях и в иных государственных органах также осуществляется указами Президента
РФ. Так, Указом Президента РФ от 12 апреля 1996 г. N 529*(8 утвержден Перечень
государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б"
и "В" в Администрации Президента РФ и Аппарате Совета Безопасности РФ, Указом
Президента РФ от 15 апреля 1996 г. N 551*(9 утвержден Перечень государственных
должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в
Главном управлении специальных программ Президента РФ для обеспечения его
деятельности и др.
Из п.1 ст.2 Закона следует, что профессиональная деятельность на госпредприятиях,
не имеющих властных функций, не является государственной службой. Таковой
не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным.
Кроме того, действие Закона распространяется не на всех лиц, занимающихся
профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов.
В п.1 комментируемой статьи определяется совершенно конкретный круг лиц,
исполнение должностных обязанностей которыми считается в смысле комментируемого
Закона государственной службой. Согласно п.1 ст.2 Закона к государственной
службе относится исполнение должностных обязанностей исключительно лицами,
занимающими государственные должности категорий "Б", и "В". Следовательно,
в соответствии с Законом не является государственной службой исполнение должностных
обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "А",
со всеми вытекающими последствиями.
2. Согласно п.2 комментируемой статьи государственная служба на должностях
категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие
лица, замещающие государственные должности категории "А". Так, в соответствии
с ч.1 ст.81 Конституции РФ Президент РФ избирается на четыре года. Следовательно,
только на четыре года могут быть назначены: Руководитель Администрации, Первый
помощник, помощник (советник), Управляющий делами, Заведующий Канцелярией,
Пресс-секретарь Президента РФ, Руководитель Службы протокола Администрации
Президента РФ, Председатель Совета, комиссии, комитета при Президенте РФ,
полномочный представитель Президента РФ, председатель Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте РФ, его заместитель, член Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте РФ, референт Президента РФ, Руководитель Аналитического
центра при Президенте РФ, Секретарь приемной Президента РФ, Заведующий Секретариатом
Совета Безопасности РФ.
Возникает вопрос о правовом положении лиц, замещающих должности категории
"Б" в случае ухода в отставку, досрочных выборов и т.д. лиц, исполнение полномочий
которых они непосредственно обеспечивают (должности категории "А"). В законодательстве
на этот счет нет каких-либо положений или официальных разъяснений.
На наш взгляд, поскольку должности категории "Б" замещаются исключительно
по персональному решению лиц, занимающих должности категории "А", с их уходом
в отставку, с досрочным переизбранием и т.д. эти решения теряют юридическую
силу, а лица, занимающие названные должности, подлежат увольнению в связи
с истечением срока полномочий (срока трудового договора) (см. коммент. к ст.25
Закона).
Требование об ограничении государственной службы определенным сроком
не относится к лицам, занимающим должности категории "В". Например, не ограничивается
четырьмя годами служба на должностях федеральных государственных служащих
Администрации Президента РФ. К ним относятся все государственные должности
Администрации Президента РФ, указанные в разделе I части II Реестра государственных
должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента
РФ от 11 января 1995 г. N 33: Первый заместитель, заместители Руководителя
Администрации Президента РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ; начальник управления
Президента РФ, начальник управления Администрации Президента РФ; заместитель
начальника управления Президента РФ, заместитель начальника управления Администрации
Президента РФ, начальник отдела в составе управления Президента РФ, заместители
председателей: Совета, комиссии, комитета при Президенте РФ; начальник отдела
в составе управления Администрации Президента РФ, заместитель начальника отдела
в составе управления: Президента РФ, Администрации Президента РФ; советник,
консультант, специалист-эксперт, референт, начальник службы делопроизводства,
ведущий специалист, специалист I категории.
3. Комментируемая статья учитывает федеративные начала в организации
государственной службы. В п.2 предусматривается, что государственная служба
Российской Федерации включает в себя:
федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской
Федерации;
государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в
их ведении.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры
судебных и правоохранительных органов (п."л" ч.1 ст.72 Конституции РФ).
1) Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных
органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов РФ. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц,
замещающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной
власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных
задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными
конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального
бюджета.
Специальным правовым актом, регулирующим отношения данной сферы, явится
закон о федеральной государственной службе, проект которого подготовлен.
Федеральная государственная служба осуществляется на государственных
должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах
палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных
Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Работа на штатных должностях в других
федеральных государственных организациях и учреждениях относится к федеральной
государственной службе решением Президента РФ по представлению Совета по кадровой
политике при Президенте РФ. Например, Указом Президента РФ от 13 июня 1995
г. N 587 "О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей
федеральных государственных служащих" *(10 установлен систематизированный
перечень таких должностей в аппарате Центральной избирательной комиссии РФ.
Федеральная государственная служба в отдельных государственных органах
регулируется также федеральными законами об этих органах (см. коммент. к ст.4).
Конституция РФ (п."т" ст.71), относя к ведению Российской Федерации лишь
федеральную государственную службу, тем самым de facto предполагает, что государственная
служба в субъектах РФ находится в их ведении. Поэтому в полном соответствии
с Конституцией РФ Закон определяет (подп.2 п.3 ст.2), что государственная
служба субъектов РФ находится в их ведении.
2) Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов
представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных
органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных
его законодательными актами к государственной службе.
На государственной службе в субъектах РФ не состоят судьи, граждане,
работающие в государственных органах по трудовым, договорам (контрактам) или
гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал.
Законодательные акты, регулирующие государственную службу в субъектах
РФ, приняты в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия)
и др.), а также краев, областей (Воронежская, Иркутская, Тульская и др.) и
городе Москве. Со вступлением в силу комментируемого Закона законодательные
акты субъектов РФ о государственной службе нуждаются в пересмотре. В них нередко
нет ссылок на Конституцию РФ и федеральные законы, а государственная служба
полностью регулируется актами этих субъектов РФ.
Вместе с тем Конституция РФ содержит важные юридические основания для
комментируемого Закона. На федеральных государственных служащих и государственных
служащих субъектов РФ распространяется действие законодательства Российской
Федерации о труде, которое согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ находится
в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно той же
статье (п."н" ч.1) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов
находится установление общих принципов организации системы органов государственной
власти, которому сопутствуют вопросы организации государственной службы в
соответствующих органах, и т.д.
В комментируемой статье ничего не говорится о службе в органах местного
самоуправления (муниципальной службе).
Согласно ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти и, следовательно, не находятся в
отношениях подчиненности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания.
Вместе с тем само их создание и важнейшие функции определены актами органов
государственной власти - федеральных и субъектов РФ. Они действуют в русле
общегосударственной политики - экономической, социальной и т.д. и могут наделяться
отдельными государственными полномочиями (ст.132 Конституции РФ).
Как государственная, так и муниципальная служба относятся к институтам
публичного права. Законодательство предусматривает для муниципальных служащих
возможность перехода на государственную службу с включением в стаж срока муниципальной
службы (см. коммент. к ст.20).
В соответствии с Конституцией РФ законодательные акты некоторых субъектов
РФ регулируют не только государственную службу в субъектах, но и муниципальную.
Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995 г. "О государственной
и муниципальной службе Воронежской области" посвящен отношениям в сфере государственной
службы области, а также муниципальной службы в органах Местного самоуправления.
Упомянутый Закон устанавливает принципы и порядок прохождения государственной
и муниципальной службы, основные права, обязанности, правоограничения государственных
и муниципальных служащих.

Комментарий к статье 3 Закона

1. Статья посвящена определению понятия "государственный служащий". Под
"службой" в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для
других, полезное дело (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
1982. Т.4. С.224). Законодательное закрепление понятия "государственный служащий"
принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы,
но и для восстановления исторических традиций - "чести в службе Отечеству".
Впервые под общим названием "служилые люди" этот правовой институт и
группа людей, состоящих на службе у Русского государства, упоминаются в XV
веке. Служилые люди (дворяне) владели земельными наделами (поместьями) под
условием, выполнения поручений сюзерена (великого князя, царя) - "несение
службы". Эта категория людей по степени приближенности к монарху и выполняемым
функциям делилась на несколько иерархических групп. Высшую группу составляли
думные чины: думные бояре, думные дворяне и окольничьи, думные дьяки. В привилегированном
отношении находились служилые люди, обслуживающие монарха,- дворцовые чины
("плутные дворяне"). В следующую категорию, входили чины московские - стольники,
конюшенные, стряпчие, постельники, жильцы и дворяне московские. Далее шли
служилые люди местного управления ("чины уездные"), которые состояли из городовых
дворян и детей боярских, образующих основной командный состав феодального
дворянского ополчения (войска). Органом управления их службой был специальный
приказ (ведомство) - Разрядный (от слова разряд - разделение общего на части
по значению). Прохождение службы, служилых людей регламентировалось Уложением
о службе 1556 года. С XVI века в России появляется новая категория служилых
людей, которых набирали "по прибору" (по набору) и за службу давали не поместье,
а хлебное жалованье, одежду и обувь, "доспехи и снаряжение". К этой категории
относились: воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки. Термин "служилые
люди" вышел из обращения в связи с реформами Петра I: организацией регулярной
армии, профессионального чиновничества.
Вместо него стал употребляться термин "чиновник", т.е. "служащий государю
и жалованный чином" (степенью служебного значения, достоинства, класса по
Табели о рангах).
Нормативным актом был Устав о службе гражданской по определению от правительства
(Свод законов Российской Империи, Книга первая, том III). Регламентировалось
все, даже одежда (фасон, цвет, арматура мундира) "Расписанием, в какие дни
в какой быть форме".
В советское время термин "служащие" стал употребляться наравне с термином
"рабочие" (КЗоТ), а в семантическом значении низведен до "работающий по найму
в различных учреждениях, в сфере обслуживания, но не на производстве" (Ожегов
С.И. Словарь русского языка. М., 1981, с.651). Это диктовалось существовавшей
системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими
в "номенклатуру" должностей, назначение на которые осуществлялось высшей инстанцией
в персональном порядке.
Номенклатура состояла из детально разработанного и действовавшего на
протяжении длительного времени негласного перечня наиболее важных ключевых
должностей, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались
и утверждались партийными комитетами - от районных (городских) до центрального
включительно. Кроме основной велась так называемая "учетно-контрольная" деятельность
- при назначении на другие должности ("второго уровня"), остающиеся также
в поле зрения партийных комитетов. Номенклатурные кадры постоянно пополнялись
за счет выпускников Академии общественных наук, Высшей партийной и Заочной
высшей партийной школ при ЦК КПСС, республиканских и межобластных высших партийных
школ, советско-партийных школ. Комсомольские и профсоюзные работники из числа
коммунистов для занятия номенклатурных должностей обучались в Высшей комсомольской
школе при ЦК ВЛКСМ и Высшей школе профсоюзного движения.
Лица, окончившие указанные учебные заведения, распределялись на номенклатурные
должности, включая выборные. Кроме того, руководящий управленческий персонал
пополнялся за счет наиболее активной, политически подготовленной, обладающей
организаторскими способностями части специалистов народного хозяйства и выпускников
других государственных вузов и техникумов.
Нормативной базой государственной службы тогда были Основы законодательства
о труде Союза ССР и союзных республик, КЗоТы союзных республик и даже постановление
Комиссии советского контроля при СНК СССР 1936 г. "О рассмотрении жалоб трудящихся",
в котором устанавливались требования к совслужащим: возрастной, образовательный
ценз, стаж работы по специальности, порядок прохождения испытательного срока.
В 1989-1992 гг. союзная система работы с номенклатурными кадрами была
упразднена. Формирование новой российской государственности и новой кадровой
парадигмы на всех уровнях управления - федеральном, местном, отраслевом -
проходит в сложных условиях и сталкивается с рядом проблем.
Наиболее острыми проблемами являются: организационная нестабильность
государственных структур; недостатки нормативно-правового регулирования статуса
и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной
кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная
подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих,
особенно в правовых, финансово-экономических и кадровых вопросах; коррумпированность
государственного аппарата.
Мировой опыт показывает, что часть указанных недостатков может устранить
хорошо налаженная государственная служба - основная гарантия устойчивости
и эффективности аппарата. Обеспечение единства системы государственной службы
на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ невозможно и без соблюдения
единства правовой терминологии, ключевым звеном которой является понятие "государственный
служащий" Российской Федерации как правопреемник и продолжатель дела российских
"служилых людей" и чиновников Российской империи, служащих аппарата власти
и управления советского периода.
Государственный служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством
Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке
на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности
в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.
Все граждане России в соответствии с ч.4 ст.32 Конституции РФ имеют равный
доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п."с"
ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция
2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу
23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни
было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного
положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений
должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной
службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие
любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной
подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу
каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных
Законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного
служащего гражданство Российской Федерации.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством,
выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В настоящее время вопросы гражданства регулируются Законом РФ "О гражданстве
Российской Федерации". Гражданство - основополагающий элемент правового статуса
личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере
зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит
гражданам государства.
Под исполнением обязанностей по государственной должности государственной
службы следует понимать осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных
обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение (содержание).
Денежное вознаграждение в зависимости от финансирования государственной
должности может выплачиваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения этих бюджетов
регламентирован ст.ст.114 и 132 Конституции РФ. При этом в статью расходной
части бюджета на содержание государственного аппарата наряду с денежным вознаграждением
включаются расходы на компенсационные выплаты и предоставление социальных
услуг.
К государственным служащим специфических видов службы относятся военнослужащие
(кроме рядовых военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений),
сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность
которых регулируется специальными правовыми актами: Законом РФ от 22 января
1993 г. "О статусе военнослужащих", Законом РФ от 11 февраля 1993 г."О воинской
обязанности и военной службе", Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных
органах налоговой полиции", а также Положением о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации и др.
2. Согласно п.2 комментируемой статьи государственными служащими считаются
служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти,
так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления
полномочий федеральных органов власти (ст.78 Конституции РФ). Государственными
служащими Российской Федерации признаются также служащие органов государственной
власти субъектов РФ.
В соответствии с Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г.,
к компетенции Российской Федерации отнесено установление системы, порядка
организации и деятельности, только федеральных органов государственной власти.
Республики в составе Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно.
В ряде республик учреждены посты президентов, неоднократно менялись системы
министерств, ведомств и других органов государственной власти. Системы органов
государственной власти субъектов РФ создаются с учетом федеральных принципов
организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленных
в Конституции РФ основ конституционного строя Российской Федерации. Федеральным
законодательством определен примерный перечень управлений, комитетов, отделов
и других структур органов государственной власти областной, краевой, городской
(Москва, Санкт-Петербург) администрации. Наряду с этим создаются не предусмотренные
перечнем управленческие структуры, отражающие региональные особенности того
или иного субъекта РФ. Однако служащие всех этих структур, занимающие государственные
должности, признаются федеральным законодательством государственными служащими
Российской Федерации.
3. В п.3 комментируемой статьи закреплено положение, устраняющее опасность
экономического "давления" на государственный аппарат со стороны частного капитала,
предпринимательских организаций, коммерческих банков и иных негосударственных
структур.
Только централизованное, устанавливаемое федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов РФ финансирование денежного содержания государственных служащих,
других достаточно многочисленных и разноплановых потребностей органов государственной
власти (строительство, ремонт служебных помещений, зданий и сооружений; приобретение,
эксплуатация и ремонт транспорта, оргтехники, средств связи и информационных
систем и т.п.) в состоянии оградить органы государственной власти от влияний
частных коммерческих, финансовых и предпринимательских структур, создать заслон
их лоббированию и коррумпированности, унифицировать на должностном уровне
механизм государственного управления.

Комментарий к статье 4 Закона

В ст.4 Закона определяется система законодательства Российской Федерации
о государственной службе, его источники, структура, общее содержание правовых
актов и их соотношения.
Законодательство о государственной службе образуют нормативные правовые
акты, регулирующие организацию государственной службы Российской Федерации
и правовое положение госслужащих, в том числе условия и порядок прохождения
службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных
отношений и др.
1. В п.1 ст.4 Закона предусматривается, что данное законодательство строится
как двухуровневая система. Оно состоит из Конституции РФ, Федерального закона
"Об основах государственной службы Российской Федерации", федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов,
уставов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции
РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2 ст.4);
единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и ее субъектами (ч.3 ст.5); приоритет прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственное действие (ст.18); обязанность государства
признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2);
разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10); равный
доступ граждан к государственной службе (ч.4 ст.32); некоторые обязанности
всех должностных лиц (ч.2 ст.24, ч.3 ст.41, ч.2 ст.46 и др.).
Государственная служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих
на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному
закону (ст.55 Конституции РФ).
Конституция РФ (п."т" ст.71) устанавливает, что федеральная государственная
служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым предрешая, что
государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры
судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п."л" ч.1 ст.72
Конституции РФ).
Весьма важное значение имеет положение Конституции РФ (ч.2 ст.42) о возможности
обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти и должностных лиц. При этом и Конституция РФ, и иное законодательство
(Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>