<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

служащего в установленном порядке посещать для исполнения своих обязанностей
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности. Порядок
и условия такого посещения пока не установлены. Очевидно, их регламентация
может быть предметом федерального закона.
Посещение предприятий, учреждений и организаций может потребоваться при
подготовке государственным служащим проектов решений по вопросам экономической
и социальной жизни, а также при осуществлении других задач, например, для
работы в составе государственной комиссии, при необходимости получить какую-либо
справку, совет, собрать материалы о состоянии дел, разобраться с жалобой,
заявлением, изучить предложение и т.д.
4) В подп.4 п.1 ст.9 Закона предусматривается право государственного
служащего на принятие решений и участие в их подготовке. Каждый государственный
служащий имеет право участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности
государственного органа в целом или его подразделений, выступать с обоснованной
критикой неправильных действий других государственных служащих или руководителей,
вносить соответствующие предложения.
Из этого вытекает обязанность руководителей государственных органов создавать
условия для реализации указанного права, обеспечивать гласность и объективность
в оценке деятельности государственного органа и его работников.
Государственный служащий участвует и в процедурах принятия индивидуальных
решений. Это право реализуется им лично, а также через участие в работе Советов,
комиссий, совещаний и т.д. Такие консультативные органы составляют для государственных
служащих одну из гарантий того, что администрация умеряет авторитарный характер
государственной службы.
5) Для создания реальных условий продвижения по службе предусмотрено
право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности (подп.5 п.1
ст.9; п.2 ст.22), что обеспечивает реализацию конституционного права граждан
на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32 Конституции РФ).
Государственный служащий имеет право принимать участие в конкурсе независимо
от того, какую должность он занимает. Это касается как конкурса документов
(на замещение вакантных государственных должностей государственной службы
2-й группы) (см. коммент. к ст.6), так и конкурса-испытания (на замещение
вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).
Общий порядок и условия проведения конкурса установлены ст.22 Закона
(см. коммент.).
6) Продвижение по службе (карьера) - характерная черта правового положения
государственного служащего, ибо на государственную службу поступают для того,
чтобы посвятить ей если не всю, то по крайней мере наиболее активную часть
трудовой жизни. Поэтому госслужащий имеет право на продвижение по службе и
увеличение денежного содержания (подп.6 п.1 ст.9 Закона).
Продвижение по службе - результат оценки государственного органа; государственного
квалификационного экзамена (см. коммент. к ст.7); профессионального конкурса
(см. коммент. к ст.22); аттестации государственного служащего (см. коммент.
к ст.24).
Карьера государственного служащего имеет две формы: продвижение по квалификационным
разрядам и продвижение по должности. В результате первой формы меняется квалификационный
разряд (звание, ранг) служащего без перевода на иную государственную должность,
соответствующую квалификационному разряду, но с увеличением денежного содержания
(см. коммент. к ст.7). При этом необходима минимальная выслуга лет при учете
профессиональной ценности государственного служащего или максимальная выслуга
при учете только ее самой. В первом случае государственный орган имеет право
оценки, во втором - его компетенция связана. Однако и в том и другом случае
квалификационные разряды присваиваются в соответствии с квалификационными
требованиями по профессиональному образованию, стажу государственной службы,
стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных
законов, конституции и законов субъекта Федерации.
В результате применения второй формы продвижение по службе возможно либо
в пределах одной классификационной группы должностей (например, в пределах
1-й группы - младшие государственные должности), либо на должности вышестоящих
групп (например, государственные должности 2-й группы - старшие государственные
должности государственной службы). Право на продвижение в этом случае реализуется
при наличии вакансии, прохождения переподготовки (переквалификации) или повышения
квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей
должности, решения государственной конкурсной комиссии, рекомендации аттестационной
комиссии (см. коммент. к ст.ст.22, 24).
Карьера возможна и в форме перемещения на равнозначную должность (с согласия
перемещаемого), если при этом оптимизируется использование государственного
служащего, создаются более комфортные условия для служебной деятельности,
а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту.
Продвижение по службе во всех случаях оформляется приказом руководителя,
имеющего право присвоения квалификационного разряда, назначения на соответствующую
должность, с указанием основания. Продвижение по службе, увеличение денежного
содержания отражается в личном деле, которое ведется кадровым подразделением
(см. коммент. к ст.8).
7) Согласно подп.7 п.1 ст.9 Закона государственный служащий имеет право
на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей
деятельности и другими документами до внесения их в личное дело (см. коммент.
к ст.8). Это право служит его защите от произвола должностных лиц.
Государственный служащий имеет право изучить свое личное дело полно и
конфиденциально, сделать записи и снять копии с документов; потребовать приобщения
к делу своих объяснений. Вместе с тем он не может требовать изъятия отдельных
документов из своего личного дела.
Реализация этого права возможна также путем обжалования касающихся лично
его регламентирующих или индивидуальных решений (распоряжений) вышестоящему
органу либо в суд. Однако на основании этого права государственный служащий
не может требовать отмены этих решений.
Право на ознакомление с материалами личного дела является личным правом,
поэтому с ними не могут быть ознакомлены, например, родственники государственного
служащего и тем более посторонние. Личное дело без согласия государственного
служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство и т.д.
Однако государственный служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим
делом, например, адвоката, представителя профсоюза, другого государственного
служащего.
Непосредственная оценка (отзыв) деятельности государственного служащего
(если она требуется) доводится до его сведения. Государственный служащий имеет
право обжаловать неоправданные, по его мнению, отзывы о своей работе.
Руководители государственных органов обязаны создавать все необходимые
условия для реализации этого права: полностью отражать прохождение государственной
службы; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности
работников; о поощрениях и взысканиях государственному служащему объявлять
лично в приказах (о взысканиях - под роспись) (см. коммент. к ст.ст.13, 14).
8) Закон (подп.8 п.1 ст.9) предусматривает право государственных служащих
на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств
федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации. Формы и порядок
переподготовки устанавливаются федеральным законодательством. На весь период
переподготовки или повышения квалификации государственному служащему гарантируется
денежное содержание (см. коммент. к ст.15 п.1 подп.5).
Право на переподготовку следует понимать широко. Это право принадлежит
всем государственным служащим, независимо от занимаемых должностей и присвоенных
разрядов (см. коммент. к ст.15 п.1 подп.5).
Переподготовка включает: подготовку к занятию государственной должности,
профессиональную подготовку в процессе прохождения службы; повышение квалификации
и переквалификацию; подготовку к конкурсам и профессиональным экзаменам. Положения
Закона направлены на реализацию этого права, предоставляя государственным
служащим ряд вариантов действий (разрешение на отпуск на весь период подготовки
с сохранением денежного содержания и др.).
Переподготовка должна осуществляться государственными органами, в соответствии
с федеральным законом "Об образовании". Она может проводиться в учебных заведениях
государственного органа и на договорной основе - в учебных заведениях других
министерств и ведомств Российской Федерации или по линии международного сотрудничества
в области профессиональной подготовки в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами, а также в системе частной профессиональной
учебы.
Успешное обучение в любой системе переподготовки (переквалификации) учитывается
при решении вопросов о карьере и присвоении квалификационных разрядов (п.1
ст.7, п.1 ст.24 Закона).
9) Среди социальных прав государственных служащих подп.9 п.1 комментируемой
статьи непосредственно закрепил лишь право на пенсионное обеспечение с учетом
стажа государственной службы. В подп.7 п.1 ст.15 и ст.19 Закона конкретизируется
содержание этого права и условия его реализации (см. коммент. к этим статьям).
10) Закон (подп.10 п.1 ст.9) предусматривает право государственного служащего
требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих
его честь и достоинство. Государственный служащий должен быть защищен от угроз,
насилия, ложных обвинений или оскорблений. Порядок защиты его и членов семьи
от неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей
будет установлен федеральным законом (см. коммент. к ст.15).
В комментируемом положении Закона говорится лишь о "внутренней" защите
чести и достоинства государственного служащего, а именно: посредством служебного
расследования (проверки) в органе, в котором он работает. При служебном расследовании
должностное лицо оценивает сведения, определяет, какие обстоятельства, имеющие
для этого значение, установлены и какие - нет, и принимает решение по существу.
На каждой стадии расследования государственному служащему должны быть обеспечены
достаточные гарантии, в частности:
право быть информированным о содержании сведений и их источнике;
возможность ознакомиться со всеми материалами служебного расследования;
право на объяснение с предоставлением достаточного времени для подготовки;
право быть информированным в письменном виде о принятых по результатам
служебного расследования решениях, а также о мотивах этих решений;
право апелляции в определенные компетентные инстанции.
Положения о праве на служебное расследование не затрагивают процедуру,
которая применяется согласно Закону в отношении действий, наказуемых в дисциплинарном
порядке (см. коммент. к ст.14).
Условия и порядок проведения служебной проверки (расследования) определяются
руководителем государственного органа, его структурного подразделения. Срок
расследования, как правило, не должен превышать 30 суток.
11) подп.11 п.1 ст.9 Закона предоставляет государственным служащим возможность
объединяться в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,
социально-экономических и профессиональных интересов. В соответствии с данным
положением каждый государственный служащий свободен вступать или не вступать
в любой профсоюз (ассоциацию по профессии), избирать или создавать его. Закон
признает профсоюз официальной организованной формой объединения госслужащих.
Такое право непосредственно вытекает из ч.1 ст.30 Конституции РФ.
Понятием "право на объединение в профсоюзы" охватывается: право создания
профсоюзов, которое предполагает профсоюзный плюрализм ввиду широкого разнообразия
интересов в рамках государственной службы (ныне имеется большое число автономных
и корпоративных профсоюзов); право вступления в профсоюз; право профсоюзной
деятельности.
Государственные служащие могут предоставлять своим профсоюзам и ассоциациям
по профессии правомочия представительства.
Отношения между государственными органами и профессиональными союзами
(ассоциациями) регулируются в соответствии с законодательством Российской
Федерации на основе коллективных договоров и соглашений.
Профессиональные союзы (ассоциации) не вправе вмешиваться в служебную
деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач.
Им запрещается организовывать и проводить забастовки сотрудников государственных
органов. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам прохождения
государственной службы, а также по вопросам служебной деятельности государственных
органов носят рекомендательный характер.
12) Подп.12 п.1 ст.9 Закона предусматривает право государственных служащих
вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Значительное место в деятельности каждого государственного служащего
занимает исполнение и применение действующих законов и иных правовых актов
о государственной службе. Только официальная отмена правового акта освобождает
государственного служащего от его исполнения.
Вместе с тем государственные служащие наделены правом вносить предложения
о том, что действие того или иного предписания нецелесообразно по тем или
иным причинам либо что, по их мнению, определенный акт или его отдельные положения
не соответствуют требованиям законности или потребностям настоящего времени.
Реализация этого права предполагает неуклонное повышение уровня профессиональной
подготовки и правовой культуры. Это, в свою очередь, позволяет принимать в
рамках закона наиболее целесообразные решения, повышает эффективность управленческой
деятельности.
2. В п.2 ст.9 Закона предусматривается, что государственный служащий
вправе обратиться в соответствующие госорганы или в суд.
Государственный служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться:
в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) либо непосредственно
в суд. При этом по Закону административное обжалование не лишает его права
на судебную защиту.
По смыслу п.2 жалоба может быть подана только на индивидуальное решение,
в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации,
их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную
службу, ее прохождения, реализации своих прав, перевода на другую должность,
дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной
защиты, увольнения с государственной службы.
Закон не содержит каких-либо указаний на особенности внесудебного и судебного
обжалования для государственных служащих - в этом случае действует общий порядок
разрешения споров.

Комментарий к статье 10 Закона

Государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Вместе
с тем они не могут освобождаться и от общегражданских обязанностей, предусмотренных
Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные
налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество,
нести военную, а в установленных законом случаях - альтернативную гражданскую
службу и т.д. (ст.ст.57, 58, 59 и др. статьи Конституции РФ).
На отдельные категории государственных служащих Конституция РФ возлагает
повышенные обязанности, продиктованные интересами нормального функционирования
государственной службы. Так, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность:
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст.24); получения достоверной
и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья
(ст.41) и др.
Закон перечисляет восемь общих для всех государственных служащих служебных
обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний.
В действительности же законодательство возлагает на них большее число обязанностей.
Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются
должностными инструкциями и положениями.
В Законе предусматривается шесть обязанностей, относящихся к существу
служебной деятельности, и две - сопутствующие статусу государственных служащих.
При этом некоторые из них настолько очевидны, что не требуют детальных разъяснений,
например, обязанность добросовестно исполнять должностные обязанности, поддерживать
уровень квалификации и др.
1) Обязанность обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ (подп.1 комментируемой статьи) обусловлена тем, что государственный
служащий органически связан с государством и должен исполнять свою должность
в духе конституционных принципов: соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание
человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность
и др. Эта обязанность всеобъемлющая, она касается поведения служащего как
на государственной службе, так и за ее пределами.
В Законе особо выделяется обязанность государственного служащего обеспечивать
соблюдение Конституции РФ, поскольку именно в ней содержатся основные начала
всех иных законодательных актов. Данное свойство придает ей высшую юридическую
силу, что закреплено и в самой Конституции РФ (ст.15). В случае коллизии между
требованиями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами государственный
служащий обязан руководствоваться конституционной нормой.
Из обязанности обеспечивать поддержку конституционного строя вытекает
неукоснительное следование каждого государственным интересам. Государственный
служащий не вправе совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государства,
принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов.
Государственные служащие должны воздерживаться от действий, выступлений и
публичных высказываний, могущих повредить государственной службе или нанести
ущерб государственному органу.
Государственный служащий не имеет права апелляции к прессе (информацию
для нее могут давать только уполномоченные на это Государственные служащие);
не вправе использовать свой авторитет и знание документов для того, чтобы
критиковать конституционный строй. С замечаниями о недостатках, упущениях
или злоупотреблениях cоответствующего государственного органа его служащим
может быть рекомендовано обращаться к вышестоящему руководству или органу,
включая Правительство РФ.
Обязанность не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной
власти, конкретизируется в зависимости от занимаемой должности. Государственный
служащий не вправе публично критиковать своего руководителя, государственный
орган, в котором он служит, по вопросам проводимой государственной политики.
Так, несовместимы с должностью министра публичные заявления о неправильной
политике правительства. Если государственный служащий не согласен с проводимой
политикой, он должен подать в отставку.
Следует отметить, что формулировка обязанности не совершать действий,
ослабляющих конституционный строй, затрудняющих работу органов государственной
власти, не отличается точностью. Из этой формулы неясно, что госслужащий имеет
право делать или не делать, о чем он имеет право говорить или умалчивать.
Соблюдение данного правила в том виде, в котором оно сформулировано в настоящее
время, может приводить к конформизму.
2) В подп.2 ст.10 Закона государственным служащим предписано добросовестно
исполнять свои должностные обязанности. Эти обязанности определяются должностными
инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных
требований, установленных ст.ст.6 и 7 комментируемого Закона, Федеральным
законом "Об образовании", федеральными законами о соответствующих государственных
органах, законами субъектов РФ, и утверждаются руководителями государственных
органов и их структурных подразделений.
Под исполнением должностных обязанностей в смысле комментируемого Закона
понимается:
исполнение в течение рабочего времени, а также сверх того, если это вызвано
служебной необходимостью, обязанностей по занимаемой должности, приказов и
распоряжений руководителей (начальников);
следование к месту командировки, лечения и обратно, а также нахождения
в командировке или на лечении;
нахождение в положении интернированного или заложника;
служебная деятельность в период безвестного отсутствия - до признания
в установленном законодательством Российской Федерации порядке безвестно отсутствующим
или объявления умершим;
действия по защите от преступных посягательств государственных интересов,
жизни, здоровья, чести и достоинства себя и членов семьи, а также других граждан
независимо от места и времени совершения этих действий.
Не признаются исполняющими должностные обязанности государственные служащие:
находящиеся на отдыхе или в отпуске; в отношении которых служебным расследованием,
следственными или служебными органами установлено, что совершенные ими противоправные
действия находятся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или
токсическим опьянением либо являются умышленным преступлением или умышленным
административным правонарушением (за исключением совершенных в условиях крайней
необходимости или необходимой обороны).
Невыполнение должностных обязанностей либо неполное их осуществление
следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного
отношения к государственной службе, если это повлекло существенное нарушение
прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства, образует состав преступления (ст.293 УК).
Существуют закрепленные в правовых нормах правила соподчинения между
должностями, соблюдение которых также охватывается обязанностью госслужащего
осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии
с должностными обязанностями. Исполнение должностных обязанностей неразрывно
связано и с другим требованием - соблюдать установленный в государственном
органе служебный распорядок.
Должностные обязанности возлагаются на государственных служащих исключительно
для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных
целях. Поэтому если они осуществляют свои обязанности недобросовестно (в иных
целях) или выходят за пределы предоставленных прав, то их действия могут быть
квалифицированы в зависимости от тяжести правонарушения как дисциплинарный
проступок, административное правонарушение или преступление. Так, самовольное,
с нарушением установленного законом порядка, осуществление должностным лицом
своих действительных или предполагаемых обязанностей, не причинившее существенного
вреда, образует состав административного проступка (ст.166 КоАП) либо преступления
(ст.330 УК), если такими действиями причинен существенный вред.
Использование должностных обязанностей (и прав) вопреки интересам службы,
если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности
и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется
в качестве преступления (ст.285 УК).
Превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный
проступок (п.12 Положения от 22 декабря 1993 г.*(40). Если же оно причинило
существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым
законом правам и интересам граждан, то образует состав преступления (ст.286
УК).
Под превышением служебных полномочий понимается умышленное совершение
государственным служащим действий, явно выходящих за пределы обязанностей
(прав), предоставленных ему по должности законом (уставом, положением, инструкцией,
приказом и т.п.). Понятием "превышение должностных полномочий" могут быть
охвачены действия, которые:
входят в компетенцию вышестоящего должностного лица данного органа;
могут быть совершены лишь коллегиально;
могли быть совершены и данным должностным лицом, но при наличии у него
специальных полномочий или в особых условиях;
неправомочно совершить никакое должностное лицо и никакая служебная инстанция.
Наряду с общим составом превышения власти или служебных полномочий УК
устанавливает некоторые его специальные виды, например уголовную ответственность
должностных лиц, производящих дознание или предварительное следствие, за совершение
действий, заключающихся в принуждении к даче показаний (ст.302) и др.
3) В подп.3 комментируемой статьи предусматривается обязанность государственного
служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
В Конституции РФ (ст.ст.2, 18) права и свободы человека и гражданина
устанавливаются в качестве не только основ конституционного строя, но и непосредственно
действующих прав. Это требование определяет смысл, содержание и применение
законов в профессиональной деятельности по реализации полномочий государственных
органов.
Выполнение государственными служащими обязанности обеспечивать соблюдение
и защиту прав и законных интересов граждан означает:
своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением гражданами
своих прав;
организацию исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к
правам и свободам граждан;
оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных
прав;
осуществление мер по охране прав и свобод граждан.
В государственных органах должны определяться конкретные структурные
подразделения и должностные лица, на которые возлагается обязанность создавать
условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению,
а также предусматривать ответственность должностных лиц за ущемление прав
граждан и несвоевременное принятие мер по их защите.
Охраняя права граждан, руководители государственных органов, органов
местного самоуправления обязаны: осуществлять контроль; рассматривать протесты
и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов;
проводить проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав
и свобод граждан и др.
4) Государственная служба в Российской Федерации основана на принципе
подчиненности, поэтому государственные служащие обязаны исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих руководителей, изданные в пределах их
должностных полномочий (подп.4 комментируемой статьи).
Нужно ли исполнять все приказы "без колебаний и ропота"? Закон дает ясный
ответ: "... за исключением незаконных". Государственный служащий обязан исполнять
всеобщие инструкции и указания и письменные или устные индивидуальные приказы
иерархического начальства. Он может представить свои замечания руководителю
до исполнения, но если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под
угрозой дисциплинарных санкций.
Однако все распоряжения государственный служащий исполняет под личную
ответственность за правомерность своих действий. Таким образом, получая распоряжение,
государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону
и государственным интересам. При этом отыскание государственно полезной цели
также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.
Государственный служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение
относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно
сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю,
так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения
в этом случае одно: письменное подтверждение вышестоящим по должности руководителем.
Но и в этом случае государственный служащий вправе не исполнять распоряжения,
если оно влечет деяние, которое относится к уголовно наказуемым. Что же касается
ответственности за последствия исполнения государственным служащим неправомерного
приказа, то она полностью возлагается на руководителя, письменно подтвердившего
приказ до его фактического выполнения.
5) Обязанность государственных служащих своевременно рассматривать обращения
граждан корреспондируется с конституционным правом граждан обращаться лично,
а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ).
Содержание обращений может касаться проблем как общегосударственных,
так и местного самоуправления, интересов как личных, так и групповых.
Термин "обращение" объединяет такие понятия, как предложение, заявление,
жалоба (в письменной или устной форме).
Предложение - это обращение по поводу несовершенства организации, деятельности
или регулирования в той или иной области и рекомендации о путях устранения
недостатков. Особенность их в том, что они не отражают, как правило, конкретных

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>