<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, как предусмотрено
п.3 комментируемой статьи, устанавливается федеральным законом. В настоящее
время такого закона нет. До его принятия следует руководствоваться ст.136
КЗоТ, которая регламентирует общий порядок применения и обжалования дисциплинарных
взысканий, и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан" *(67.
7. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего возлагается
органом или руководителем, имеющим право назначать его на должность (п.1 ст.14
Закона).
8. До взыскания от государственного служащего должно быть затребовано
письменное объяснение. Отказ дать объяснение по существу совершенного проступка
не может служить препятствием к применению дисциплинарного взыскания, если
факт такого отказа подтвержден соответствующим документом (например, актом
с указанием лиц, в присутствии которых был высказан отказ).
9. Статья 136 КЗоТ устанавливает предельные сроки, в течение которых
может быть наложено дисциплинарное взыскание. Оно применяется непосредственно
за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения,
не считая времени болезни государственного служащего или пребывания его в
отпуске. К отпуску относятся все отпуска, предоставляемые государственному
служащему в соответствии с законом, в том числе ежегодные, дополнительные
сверх ежегодного, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска в связи
с обучением в образовательных учреждениях и другие (см. подп."г" п.26 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. *(68).
Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием
дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности, не прерывает течение
указанного срока.
Днем обнаружения проступка считается дата, когда непосредственному руководителю
виновного стало известно о его совершении, независимо от того, наделен ли
он правом налагать дисциплинарные взыскания.
10. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам
ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня
совершения проступка.
В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
11. Взыскание применяется и в том случае, когда государственный служащий
до совершения проступка подал заявление об увольнении, поскольку трудовые
отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения
(п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).
12. За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно
дисциплинарное взыскание. Однако если неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей продолжается, допустимо новое взыскание, в том числе и увольнение
по п.3 ст.33 КЗоТ, т.е. за систематическое неисполнение без уважительных причин
возложенных должностных обязанностей.
13. Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании
с указанием мотивов объявляется государственному служащему под расписку.
14. Государственный служащий, к которому применено дисциплинарное взыскание,
вправе обжаловать его в соответствующий государственный орган или суд (см.
коммент. к ст.9).
Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть проступка,
обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение лица, его
отношение к служебным обязанностям, а также соответствие дисциплинарного взыскания
тяжести содеянного.
15. Исполнение государственным служащим приказов, распоряжений и указаний
вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных ими в пределах
должностных полномочий, за исключением незаконных, является одной из основных
обязанностей государственного служащего, закрепленных в ст.10 Закона.
В тех случаях, когда государственный служащий сомневается в правомерности
полученного распоряжения, он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить
об этом своему непосредственному руководителю, лицу, издавшему распоряжение,
и вышестоящему руководителю. Если, не выполнив это требование, государственный
служащий не исполнит распоряжение, в правомерности которого сомневается, его
действия должны рассматриваться как противоправные, за исключением случаев,
когда исполнение такого распоряжения влечет за собой административную или
уголовную ответственность.
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший
распоряжение, несмотря на изложенные в письменной форме сомнения государственного
служащего в его правомерности, все-таки подтвердит его в письменной форме,
государственный служащий обязан исполнить такое распоряжение. Исключение и
здесь составляют случаи, когда исполнение является административно либо уголовно
наказуемым.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного
распоряжения несет руководитель, подтвердивший это распоряжение.
В тех случаях, когда государственный служащий, несмотря на подтверждение
распоряжения, отказывается исполнить его, считая незаконным, вопрос о его
законности решается вышестоящим государственным органом или судом.
До решения этого вопроса государственный служащий в соответствии с п.2
комментируемой статьи может быть отстранен от исполнения обязанностей с сохранением
денежного содержания (см. п.5 коммент. к данной статье).
16. Ответственность государственного служащего за действия (бездействие),
ведущие к нарушениям прав и законных интересов граждан, предусмотрена Законом
от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан".
Такая ответственность, как указано в п.2 ст.1 названного Закона, наступает
в связи с обязанностью государственного служащего признавать, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст.5 Закона.
Государственный служащий отвечает за незаконные действия (решения) или
бездействие, а также за предоставление информации, ставшей основанием для
незаконных действий (решений) или бездействия. Действие (решение) или бездействие
признается противоправным, если оно приводит к:
нарушению прав и свобод гражданина;
созданию препятствий осуществления гражданином его прав и свобод;
незаконному возложению на гражданина какой-либо обязанности или незаконному
привлечению его к какой-либо ответственности (ст.2 Закона).
Если государственный служащий считает, что он действовал в рамках закона,
то при обжаловании его действия (решения) или бездействия в суде он должен
это документально доказать. Гражданин, обжалующий действие (решение) или бездействие
государственного служащего в суде, освобождается от обязанности доказывать
его незаконность. Он доказывает лишь факт нарушения своих прав и свобод (п.2
ст.6 Закона).
В случае признания действия (решения) или бездействия государственного
служащего незаконным суд определяет ему меру ответственности, предусмотренную
ст.14 Закона или иными федеральными законами, вплоть до представления об увольнении
(п.4 ст.7 Закона).
На основании решения (представления) суда орган или руководитель, имеющий
право налагать взыскания, издает приказ (распоряжение) или постановление о
применении той меры ответственности (соответствующего дисциплинарного взыскания),
которую избрал суд. Эта мера не может быть отменена или изменена.
Государственный служащий, к которому по решению суда применено взыскание,
вправе обжаловать его в вышестоящий суд в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством.
17. Наряду с дисциплинарной ответственностью государственные служащие
в случаях, предусмотренных законодательством, несут административную или уголовную
ответственность. Основаниями такой ответственности могут быть, в частности,
нарушения федеральных законов и указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее
исполнение ими федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную
силу решений судов, режима функционирования судов и системы государственного
управления, иные тяжкие последствия, а также нарушения, совершенные преднамеренно
(п.2 Указа Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810) (см., например, ст.ст.288,
292 и др. УК).

Комментарий к статье 15 Закона

1. Пункт 1 настоящей статьи устанавливает перечень социальных прав, гарантированных
государственным служащим в связи с исполнением ими профессиональной деятельности
по обеспечению реализации полномочий государственных органов.
В соответствии со ст.108 КЗоТ администрация государственного органа обязана
обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда, которые
целесообразно устанавливать для каждого государственного служащего.
Такими условиями являются:
1) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;
2) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой
для исполнения своей функции;
3) надлежащее качество техники и материалов;
4) своевременное обеспечение рабочего места энергией;
5) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации
соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции,
устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно
влияющих на здоровье государственного служащего.
Если по вине администрации такие условия не созданы, то виновные привлекаются
к дисциплинарной ответственности по правилам ст.14 комментируемого Закона.
Оборудование рабочего места государственного служащего может быть определено
в должностной инструкции. Все остальные условия труда устанавливаются в различных
правилах, принимаемых в государственном органе. Например, это - Правила по
технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности
и другие.
Если государственный служащий не исполнил свою обязанность из-за того,
что администрация не обеспечила его необходимыми условиями, то он освобождается
от ответственности.
Часть гарантий для государственного служащего конкретизирована в соответствующих
статьях настоящего Закона, другая часть - в специальных нормативных правовых
актах Российской Федерации и субъектов РФ.
Так, право на денежное содержание и иные выплаты (подп.2 п.1) раскрывается
в ст.17, право на ежегодный оплачиваемый отпуск (подп.3 п.1) в ст.18, пенсионное
обеспечение (подп.7 п.1), - в ст.19 Закона (см. коммент. к этим статьям).
Медицинское обслуживание государственного служащего и членов семьи, в
том числе после выхода его на пенсию (подп.4 п.1 комментируемой статьи) гарантируется
следующим образом.
Государственные служащие прикрепляются к какому-либо медицинскому центру
решением соответствующей комиссии.
В соответствии с разъяснением Министерства труда РФ от 8 апреля 1996
г. N 2 "О порядке высвобождения работников федеральных органов исполнительной
власти и предоставления им в связи с этим социальных гарантий и компенсаций"
за бывшими государственными служащими и членами их семей сохраняется медицинское
и санаторно-курортное обслуживание, которое они имели к моменту выхода на
государственную пенсию.
2. Специальными нормативными правовыми актами регулируются порядок и
условия переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации (подп.5
п.1 комментируемой статьи). Так, организация переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих федеральных органов исполнительной власти урегулирована
постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047 *(69. Переподготовка
и повышение квалификации этой категории лиц осуществляются на основе государственного
заказа.
Повышение квалификации государственных служащих производится в соответствии
с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет, и осуществляется
в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного
образования. В зависимости от групп федеральных государственных должностей
установлены следующие сроки повышения квалификации: от двух до шести недель
- с отрывом и от шести недель до шести месяцев - без отрыва от службы (п.2
упомянутого постановления Правительства РФ).
Переподготовка государственных служащих федеральных органов исполнительной
власти осуществляется по инициативе руководителя соответствующего государственного
органа в случае необходимости назначения их на государственную должность иного
профиля. Сроки переподготовки также зависят от группы, к которой отнесена
та или иная должность. Они составляют от трех до шести месяцев - с отрывом
и от шести месяцев до одного года - без отрыва от государственной службы (п.3
постановления Правительства РФ).
Конкретные сроки и формы повышения квалификации и переподготовки определяются
соответствующим руководителем.
Лица, впервые принятые на федеральную государственную службу, в течение
первого года работы повышают свою квалификацию в обязательном порядке (п.4
постановления Правительства РФ).
За лицами, проходящими переподготовку (переквалификацию) или повышение
квалификации с отрывом от государственной службы, на весь период обучения
сохраняется денежное содержание по занимаемой должности.
Порядок и условия повышения квалификации государственных служащих, увольняемых
из аппаратов федеральных органов государственной власти в связи с ликвидацией
или реорганизацией этих органов, сокращением штата, предусмотрен п.2 ст.16
настоящего Закона и специальным Положением, утвержденным Указом Президента
РФ от 23 августа 1994 г. N 1722 *(70. Согласно Положению повышение квалификации
и переподготовку организует орган, из аппарата которого увольняется служащий
в связи с сокращением штата. При ликвидации государственного органа эта обязанность
возлагается на его правопреемника, а при отсутствии правопреемника - на орган,
определяемый Правительством РФ.
Указанные органы обязаны в двухнедельный срок рассмотреть заявление,
поступившее от государственного служащего, подлежащего увольнению, о его желании
повысить квалификацию или пройти переподготовку. Они обязаны также оказать
ему помощь в выборе профессии (специальности), которую он может получить в
период обучения и на которую имеется спрос на рынке труда в конкретном регионе.
Перечень таких профессий определяется кадровыми службами аппарата федеральных
государственных органов на основании данных, полученных от территориальных
органов службы занятости.
Государственные служащие, изъявившие желание повысить квалификацию или
пройти переподготовку, обучаются в государственных образовательных учреждениях,
с которыми соответствующие государственные органы заключили договоры о таком
обучении. Если государственный служащий пожелает обучаться в негосударственном
образовательном учреждении, федеральный государственный орган возмещает ему
расходы в размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки
в государственном образовательном учреждении по той же специальности (профессии).
Расходы, превышающие эти суммы, государственный служащий возмещает сам.
Продолжительность обучения может составлять от трех до шести месяцев.
На этот период за государственными служащими сохраняется денежное содержание
по ранее занимаемой должности (см. также коммент. к ст.16 Закона).
Период обучения засчитывается в трудовой стаж (см. коммент. к ст.20 Закона).
Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 *(71 Администрации Президента
РФ поручено совместно с Аппаратом Правительства РФ ежегодно утверждать план
подготовки государственных служащих федеральной государственной службы, предусматривая
в нем:
обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных
на государственные должности не ниже заместителя начальника отдела (далее
руководящие должности), в течение первого года работы в указанных должностях;
обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года)
лиц, замещающих руководящие должности;
направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц в возрасте не старше
40 лет (для военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных
Сил Российской Федерации, - не старше 45 лет);
возможность подготовки лиц, замещающих государственные должности субъектов
РФ и государственные должности государственной службы субъектов РФ.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации лиц, замещающих
руководящие должности, осуществляются, как предусмотрено Указом, в Российской
академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных
учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
3. Подпункт 6 п.1 настоящей статьи гарантирует обязательность согласия
государственного служащего на перевод на другую государственную должность,
за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако ни настоящий
Закон, ни другие нормативные правовые акты, касающиеся государственной службы,
не устанавливают в настоящее время каких-либо особенностей в регулировании
переводов на другую государственную должность. Поэтому в силу п.3 ст.4 Закона
к государственным служащим в полной мере применимы статьи КЗоТ, в частности
ст.ст.24-26.
Согласно ст.24 КЗоТ руководитель не вправе требовать от государственного
служащего выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, т.е. по
другой должности (специальности, квалификации).
Перевод на другую государственную должность, а также в другой государственный
орган либо в другую местность, хотя бы вместе с государственным органом, согласно
ст.25 КЗоТ допускается только с согласия государственного служащего, за исключением
обстоятельств, предусмотренных ст.26 КЗоТ, в соответствии с которой в случае
производственной необходимости руководитель вправе перевести государственного
служащего на должность, не обусловленную трудовым договором, в том же либо
другом государственном органе, но в той же местности с выплатой денежного
содержания не ниже выплачиваемого по прежней должности.
Такой перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного
бедствия, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи
государственного имущества и в других исключительных случаях. Законодатель
не устанавливает исчерпывающего перечня случаев производственной необходимости,
но подчеркивает их исключительность.
К числу таких обстоятельств относится и необходимость замещения отсутствующего
государственного служащего (например, в связи с его болезнью, нахождением
в командировке и т.п.). Перевод на другую должность для замещения вакансии
без согласия государственного служащего не допускается.
Перевод в связи с производственной необходимостью всегда носит временный
характер. Срок такого перевода, согласно ст.26 КЗоТ, не может превышать одного
месяца, а для замещения отсутствующего государственного служащего - одного
месяца в течение календарного года.
4. Порядок и условия обязательного государственного страхования регулируются
гражданским законодательством.
В соответствии с п.1 ст.969 ГК законом может быть установлено обязательное
государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих
определенных категорий. Оно осуществляется непосредственно на основании законов
о таком страховании за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного
бюджета соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной
власти.
Так, в соответствии со ст.16 Закона "О государственной налоговой службе
РСФСР" *(72 все сотрудники государственных налоговых инспекций подлежат обязательному
государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.17 этого Закона при гибели сотрудника инспекции в связи с осуществлением
служебной деятельности его семье или иждивенцам выплачивается единовременное
пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего с последующим
взысканием этих сумм с виновных лиц. При нанесении сотруднику тяжких телесных
повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной
деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего
денежного содержания и, кроме того, в течение 10 лет - разница между размерами
его должностного оклада и пенсии, а при нанесении менее тяжких телесных повреждений
- только единовременное пособие в указанном размере.
Аналогичные нормы предусмотрены и в некоторых других законах, касающихся
отдельных профессиональных групп, в частности, сотрудников федеральных органов
государственной безопасности (ст.16 Закона "О федеральных органах государственной
безопасности" *(73), сотрудников кадрового состава органов внешней разведки
(ст.22 Закона "О внешней разведке" *(74).
5. Гарантированное государственным служащим обязательное государственное
социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности (подп.8
п.1 настоящей статьи) регламентируется ст.ст.236-241, 243 КЗоТ и Положением
о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию,
утвержденным Президиумом ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с последующими изменениями
и дополнениями.
При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме,
карантине и протезировании, государственному служащему выплачивается пособие
по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный
в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19 октября
1994 г. N 206 и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября
1994 г. N 21.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления
или до определения медико-социальной экспертной комиссией группы инвалидности.
Из этого правила установлены некоторые исключения. Например, при бытовой
травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности. Однако если травма
явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана,
пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, действует общее
правило.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, государственный
служащий может быть лишен пособия. Так, оно не выдается в случае умышленного
причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от служебных обязанностей;
в случаях, если нетрудоспособность наступила вследствие травмы, полученной
при совершении работником преступления, и др.
Размер пособия зависит от причины заболевания, продолжительности непрерывного
трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Следует отметить, что в
данном случае учитывается любой трудовой стаж, а не только на государственной
службе.
Пособие при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья
или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов заработка.
В таком же размере оно выплачивается государственным служащим:
имеющим непрерывный стаж 8 и более лет;
имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащиеся
- 18) лет (за некоторыми исключениями, связанными с увольнением по инициативе
руководителя государственного органа за виновные действия);
являющимся инвалидами Отечественной войны и приравненными к ним в отношении
льгот;
если временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии,
увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга.
В размере 80 процентов заработка пособие выплачивается государственным
служащим:
имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;
имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, если они являются круглыми
сиротами и не достигли 21 года.
Остальным пособие выдается (по общему правилу) в размере 60 процентов
заработка.
Во всех случаях размер пособия не может быть менее 90 процентов минимальной
оплаты труда.
Непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется
к дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления
непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по
государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 *(75 с последующими изменениями
и дополнениями.
Если в связи с заболеваниями, трудовым или иным увечьем государственного
служащего будут установлены признаки стойкого ограничения жизнедеятельности
и необходимость социальной защиты, он направляется на медико-социальную экспертизу
для определения группы инвалидности. (О назначении пенсии по инвалидности
см. коммент. к ст.19).
Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут установить
для государственных служащих и иные гарантии, позволяющие им более эффективно
исполнять свои обязанности.
Таким образом, ст.15 определяет лишь минимальный уровень гарантий - условий
для работы, который должен обеспечить государственный орган. Этот уровень
является правом государственного служащего, на которое он может претендовать.
6. Государственному служащему и членам его семьи обеспечивается государственная
защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением
им своих обязанностей по должности.
Основания и порядок применения мер такой защиты подлежат определению
в специальном федеральном законе. Планом первоочередных мероприятий по улучшению
работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального
закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п.15), утвержденным
Указом Президента РФ от 6 сентября 1995 г. N 900 *(76, предусмотрена подготовка
проекта указа Президента РФ; регулирующего эти вопросы.
В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных
служащих Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов"
*(77. Упомянутым Законом предусматриваются следующие виды государственной
защиты:
применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности
в целях охраны жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечение сохранности
их имущества;
применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную
уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права
на материальную компенсацию в случае гибели (смерти) защищаемых лиц, причинения
им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения
их имущества в связи с их служебной деятельностью.
Органы, обеспечивающие безопасность, могут применять с учетом конкретных
обстоятельств следующие меры:
личную охрану, охрану жилища и имущества;
выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения
об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или
учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица
является: заявление указанного лица; обращение руководителя соответствующего
государственного органа; получение органом, обеспечивающим безопасность, соответствующей
оперативной и иной информации.
Основание для применения данных мер - наличие достаточных данных, свидетельствующих
о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.
Для реализации мер защиты, предусмотренной подп.10 п.1, могут проводиться
оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом
от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" *(78.
Осуществление мер защиты возлагается на органы внутренних дел Российской
Федерации, федеральные органы государственной охраны и другие государственные

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>