<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

от вступления в него.
12. В случае приобретения членом (членами) кооператива пая или части
пая выбывшего члена доля приобретателя в имуществе кооператива увеличивается
соразмерно увеличению его пая.
При выполнении или выдаче кооперативом пая выбывшему члену или его наследникам,
а также при обращении взыскания кредиторов на пай члена кооператива по его
личным долгам доля остающихся членов кооператива увеличивается пропорционально
размеру их пая, установленному на день выхода.
13. По общему правилу кооператив не отвечает по обязательствам своих
членов. Однако при недостатке иного имущества члена кооператива для покрытия
личных долгов кредиторы такого члена могут обратить взыскание на его пай.
В этом случае кооператив выделяет долю в имуществе кооператива, соответствующую
паю своего члена-должника. Размер доли определяется по данным бухгалтерского
учета на день поступления требования кредитора (кредиторов).
Доля выделяется в денежной или натуральной форме (см. ст. 12 Указа о
производственном кооперативе).
Следует отметить, что учредительные документы кооператива могут устанавливать
лишь порядок обращения взыскания на пай своего члена-должника, но не могут
заблокировать это обращение, лишив кредиторов данного права.

Статья 101. Реорганизация и ликвидация производственного кооператива
1. Реорганизация и ликвидация являются способами прекращения производственного
кооператива как юридического лица.
О реорганизации см. комментарий к ст. 45 ГК, о ликвидации - к ст.49 ГК.
В обоих случаях деятельность кооператива как юридического лица прекращается,
однако при реорганизации его права и обязанности переходят к другим лицам.
При реорганизации в форме слияния и присоединения кооперативов абсолютный
размер пая члена кооператива (т.е. его сумма) сохраняется, однако его доля,
выраженная в процентах, в общей массе имущества вновь созданного кооператива
изменится.
2. Специфическим основанием ликвидации кооператива является уменьшение
количества его членов ниже минимального предела, т.е. меньше двух человек.
Указ о производственном кооперативе предусматривает, что если в результате
выбытия других членов в кооперативе остается единственный член, он вправе
в течение шести месяцев либо принять новых членов и сохранить кооператив,
либо реорганизовать его в такое хозяйственное товарищество, которое в соответствии
с ГК может быть создано одним лицом (см. комментарий к ст. 58 ГК). При невыполнении
указанных требований по истечении шести месяцев кооператив подлежит ликвидации.
3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого
кооператива (так называемая "ликвидационная квота") распределяется между его
членами пропорционально их паям.
4. Введение правила, согласно которому преобразование кооператива в хозяйственное
товарищество может иметь место только по единогласному решению членов кооператива
(п. 2 комментируемой статьи), продиктовано стремлением защитить интересы каждого
члена, поскольку такая реорганизация влечет существенное изменение как статуса
самого юридического лица в целом, так и правового положения в нем каждого
его участника.
Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество
любого вида (АО, ТОО, полное товарищество и т.д.), однако с соблюдением тех
требований, которые предъявляются законодательными актами к юридическим лицам
данного вида. Например, число участников ТОО не может превышать пятидесяти,
поэтому кооператив, количество членов которого превышает это число, в данное
товарищество преобразоваться не может.

IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Статья 102. Основные положения о государственном предприятии (в ред.
Закона от 2 марта 1998 г.)
1. К "иным законодательным актам", о которых идет речь в п. 7 комментируемой
статьи, в первую очередь относится Указ о государственном предприятии с изменениями
и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим
силу Закона, от 23 декабря 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ
Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О государственном предприятии".
2. В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются
на:
1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности, республиканские
государственные предприятия;
2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, коммунальные
государственные предприятия.
Государственное предприятие, созданное другим государственным предприятием,
является дочерним государственным предприятием.
3. Указ о государственном предприятии определяет назначение государственных
предприятий.
Основным назначением деятельности государственных предприятий является
решение следующих социально-экономических задач, определяемых потребностями
общества и государства:
1) материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов
общества;
2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах
и областях общественного производства, которые не охвачены или недостаточно
охвачены частным сектором экономики;
3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной
монополии или являющихся функцией государства.
Поименный перечень республиканских государственных предприятий утверждается
Правительством РК.
Поименные перечни коммунальных государственных предприятий утверждаются
соответствующими акимами (ст. 2 Указа).
Данные положения преследуют двоякую цель: во-первых, определить назначение
государственного сектора экономики, что актуально в условиях ее многоукладности;
во-вторых, поставить определенный барьер необходимому расширению этого сектора
и способствовать его сокращению путем приватизации государственных предприятий,
что является одним из факторов формирования рыночной экономики.
4. Указ о государственном предприятии определяет фигуру "уполномоченного
органа государства", которая обозначается в комментируемой статье.
К компетенции уполномоченного органа относятся два основных полномочия:
1) осуществление функции управления предприятием, где уполномоченный
орган выступает в качестве субъекта управления, а предприятие - в качестве
объекта этого управления;
2) осуществление полномочий собственника по отношению к предприятию,
где данный орган выступает в роли представителя государства как субъекта государственной
собственности, наделенного полномочиями владения, пользования и распоряжения
предприятием как имущественным комплексом, а предприятие - в качестве объекта
этой собственности.
Уполномоченными органами по отношению к республиканским предприятиям
являются министерства, государственные комитеты и иные государственные органы,
определяемые Правительством РК.
Уполномоченным органом по отношению к коммунальным предприятиям выступают
местные исполнительные органы, определяемые акимами.
Указом о государственном предприятии (в его редакции от 23 декабря 1995
г.) особо оговаривается, что осуществление функций субъекта права государственной
собственности не включает в себя полномочия по принятию решения о приватизации
государственного предприятия либо предварительных ее стадиях.
Иначе говоря, уполномоченный орган не вправе осуществлять приватизацию
подведомственного предприятия - такое решение принимается органом, наделенным
соответствующей компетенцией согласно законодательству о приватизации.
Со дня принятия решения о приватизации государственного предприятия (ее
предварительной стадии) функции субъекта права государственной собственности
по распоряжению предприятием переходят к государственному органу, уполномоченному
на принятие такого решения.
5. Пункт 3 комментируемой статьи требует, чтобы фирменное наименование
содержало указание на собственника имущества. Собственником имущества предприятия
является государство. Указ о государственном предприятии дополняет требования,
предъявляемые к фирменному наименованию предприятия, указанием на то, что
это наименование должно содержать указание на принадлежность к виду государственной
собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность.
Кроме того, фирменное наименование государственного предприятия должно
отвечать общим требованиям, предъявленным к наименованию юридического лица
ст. 38 ГК.
Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного
герба РК и фирменным наименованием предприятия.
6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что государственное предприятие
создается по решению уполномоченного органа. Однако применительно к казенному
предприятию п. 2 ст. 104 ГК говорит, что оно создается по решению Правительства
РК или главы местной исполнительной власти.
Конкретизируя эти положения, Указ о государственном предприятии устанавливает,
что республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства,
коммунальное - по решению главы местной исполнительной власти. При этом в
обоих случаях имеются в виду как предприятие на праве хозяйственного ведения,
так и казенное. Кроме того, устанавливается, что учредителем государственного
предприятия выступает уполномоченный орган.
Таким образом, термин "уполномоченный орган" применяется в двух значениях:
в п. 4 комментируемой статьи под ним понимается орган, наделенный правом принятия
решения о создании государственного предприятия (и им выступает или Правительство,
или аким), в Указе о государственном предприятии под ним понимается орган,
выступающий в роли учредителя предприятия, что осуществляется им на основе
решения соответственно Правительства или акима о создании предприятия. Этот
орган утверждает также устав предприятия, являясь его учредителем, а в последующем
осуществляет по отношению к предприятию функции органа государственного управления
и "субъекта права государственной собственности".
Двухступенчатый порядок создания государственных предприятий (один орган
принимает собственно решение о создании предприятия, а другой выступает его
учредителем) установлен в целях недопущения разрастания количества государственных
предприятий (тем более в силу ведомственных устремлений), поскольку такие
предприятия в условиях рыночной экономики показывают - и это подтверждено
всем мировым опытом - низкую экономическую эффективность.
7. Учредительным документом государственного предприятия выступает устав.
Учредительного договора не существует, поскольку государственное предприятие
всегда учреждается единолично в лице уполномоченного органа (см. пп. 4 и 6
комментария к настоящей статье).
Устав государственного предприятия утверждается его учредителем (уполномоченным
органом).
Устав государственного предприятия должен содержать сведения о виде предприятия
(т.е. является оно казенным или основанным на праве хозяйственного ведения,
республиканским или коммунальным), его фирменном наименовании, сведения об
учредителе (уполномоченном органе), о месте нахождения предприятия, о предмете
и цели его деятельности, полномочиях руководителя, порядке образования имущества
предприятия и распределения дохода, условиях реорганизации и прекращения деятельности
предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием
и учредителем (уполномоченным органом), администрацией предприятия и его трудовым
коллективом. В уставе могут содержаться и другие положения, не противоречащие
законодательству.
8. Предмет и цели деятельности государственного предприятия определяются
его учредителем (уполномоченным органом) и закрепляются в уставе предприятия.
Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не
отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускаются
лишь с разрешения уполномоченного органа.
Сделка, совершенная предприятием в противоречии с целями деятельности,
определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке
признана недействительной по иску его учредителя (уполномоченного органа).
Действия руководителя предприятия, направленные на осуществление предприятием
неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут
применение в установленном порядке мер дисциплинарной ответственности.
Таким образом, в отличие от негосударственных коммерческих юридических
лиц, которые могут совершать любые сделки, кроме определенно ограниченных
в его учредительных документах (п.1 ст.35; п.11 ст.159 ГК), государственные
предприятия обладают специальной правоспособностью - они могут делать только
то, что разрешено уставом.
9. Органом предприятия как юридического лица является его руководитель,
который назначается уполномоченным органом и ему подотчетен.
Уполномоченный орган вправе оформить отношения с руководителем предприятия
посредством контракта.
В контракте определяются права, обязанности и ответственность руководителя
предприятия, условия его труда, отдыха и материального обеспечения, срок контракта
и основания освобождения от занимаемой должности, с учетом гарантий, предусмотренных
законодательством.
Руководитель предприятия несет персональную ответственность перед собственником
(т. е. государством в лице уполномоченного органа) за состоянием дел на предприятии.
Руководитель предприятия действует на принципах единоначалия и самостоятельно
решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией,
определяемой законодательством и уставом предприятия. Руководитель предприятия
без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы
во всех органах, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры,
выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает
приказы, дает указания, обязательные для всех работников.
В пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством
руководитель принимает на работу и увольняет с работы работников предприятия,
принимает меры поощрения и налагает взыскания на них.
Номенклатура работников предприятия, которые назначаются на должность
и освобождаются от должности уполномоченным органом по представлению руководителя,
устанавливается в уставе предприятия.
Заместители руководителя назначаются на должность и освобождаются от
должности уполномоченным органом по представлению руководителя предприятия.
Компетенция заместителя руководителя и других руководящих работников
предприятия устанавливается руководителем. Заместители руководителя в пределах
своей компетенции действуют от имени предприятия, представляют его в государственных
органах и в других предприятиях, могут совершать хозяйственные операции и
заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности другим
работникам предприятия.
10. Совершение в отношении республиканского государственного предприятия
сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого
имущественного комплекса, за исключением сделок по его отчуждению, производится
по решению Правительства РК, а в отношении коммунального предприятия - по
решению акима.
11. Для государственного предприятия выполнение заказа государства является
обязательным.
Предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя
или продавца товаров (работы, услуги), если заключение этих договоров предусмотрено
заказом государства.
Заказ предприятия доводится до предприятия через уполномоченный орган.
Продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется
предприятием самостоятельно.
12. Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной
законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило
разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате
завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат
изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного
или иного другого компетентного органа.
13. Предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные
действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа,
связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением
заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые
предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия.

Статья 103. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (в
ред. Закона РК от 2 марта 1998 г.)
1. О содержании права хозяйственного ведения см. комментарий к главе
9 ГК.
2. Указ о государственном предприятии определяет сферы, в которых могут
создаваться (и ранее созданные - действовать) государственные предприятия
на праве хозяйственного ведения:
1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов
к нему, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих
элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение)
и переработка высвобождаемых военно-технических средств;
2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и
реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление
и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих
норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных
средств защиты;
3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных
препаратов, медицинского оборудования и инструментария;
4) осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной
монополии или где установлен специальный порядок хозяйствования;
5) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго-, водои
теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального
и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной
инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения
и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления;
6) в области банковской, страховой и иной финансовой деятельности.
Данный перечень является закрытым.
Его установление преследует две цели: во-первых, сориентировать государственный
сектор экономики на решение задач, связанных с обеспечением безопасности общества
и государства, нормального функционирования систем, имеющих социальную значимость,
но малопривлекательных в силу своих экономических особенностей для частного
предпринимательства; во-вторых, не допустить экономически необоснованного
разбухания государственного сектора с созданием конкуренции частному, что
неблагоприятно скажется на развитии как того, так и другого.
Наличие перечня не означает, что в перечисленных в нем сферах не могут
функционировать негосударственные юридические лица.
3. О содержании устава государственного предприятия на праве хозяйственного
ведения см. п. 7 комментария к ст. 102 ГК.
4. Хотя п. 2 комментируемой статьи и говорит о том, что предприятие,
основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом, следует учитывать, что в тех случаях, когда
кредитором выступает негосударственное юридическое лицо, а объектом взыскания
выступает имущество, которое не может находиться в частной собственности,
то такое взыскание произведено быть не может.
5. Государство отвечает по обязательствам предприятия на праве хозяйственного
ведения в случае банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного
органа). В этом случае государство отвечает по обязательствам предприятия
при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов
(см. комментарий к п. 3 ст. 44 ГК).
Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности
государства по обязательствам государства. Так, государство несет ответственность
по обязательствам государственных банков в пределах средств, вложенных в их
уставный капитал. Правительство может отдельным решением принять на себя дополнительную
ответственность по их обязательствам (см. Указ о банках и банковской деятельности).
Государство также отвечает по обязательствам государственных предприятий
на праве хозяйственного ведения в том случае, если оно выступает в роли гаранта
или поручителя по договорам этих предприятий, что получило наибольшее распространение
в сфере внешнеэкономической деятельности.
6. Указ о государственном предприятии предусматривает формирование уставного
и резервного фондов предприятий на праве хозяйственного ведения.
Размер уставного фонда указывается в уставе предприятия.
Уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником (учредителем)
к моменту государственной регистрации предприятия.
Предприятие обязано формировать резервный фонд в размере, определенном
его уставом и составляющим не менее 10 процентов его уставного фонда, направляя
на эти цели не менее 5 процентов остающейся в его распоряжении прибыли до
достижения резервным фондом установленной величины.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков,
исполнение обязательств перед бюджетом и выплату вознаграждения (интерес)
по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.
Если законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности
установлены порядок формирования и размеры уставного и резервного фондов,
то предприятия формируют их в размерах, предусмотренных данными актами, но
не меньших, чем это указано выше. Так, страховые организации независимо от
вида собственности и организационно-правовой формы (т.е. также созданные в
форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения) должны
сформировать уставный фонд в размере не менее 40 тысяч минимальных месячных
заработных плат (см. Указ о страховании). Минимальные размеры уставных фондов
государственных банков устанавливает Национальный Банк Казахстана.
7. Указ о государственном предприятии выделяет еще одну разновидность
государственного предприятия на праве хозяйственного ведения - дочернее государственное
предприятие.
Дочерним государственным предприятием является юридическое лицо, созданное
другим государственным предприятием за счет своего имущества.
Правом создания дочерних государственных предприятий пользуются предприятия
на праве хозяйственного ведения.
Дочернее предприятие не отвечает по обязательствам основного предприятия,
а последнее - по обязательствам дочернего, за исключением случаев, когда оно
обанкротилось по вине основного предприятия. В этом случае основное предприятие
отвечает по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности средств
последнего для удовлетворения требований кредиторов.
Дочерние государственные предприятия создаются в целях:
1) разукрупнения основного предприятия, в том числе в силу требований
антимонопольного законодательства;
2) преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические
лица;
3) создания дополнительных и специализированных производств для повышения
эффективности основного производства;
4) освобождения основного производства от несвойственных ему видов деятельности
и функций.
Дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государственному
предприятию, создается по разрешению Правительства РК по представлению вышестоящего
органа государственного управления основного предприятия, согласованному с
уполномоченным органом.
Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государственному предприятию,
создается по разрешению главы местной администрации по представлению вышестоящего
органа государственного управления основного предприятия, согласованному с
уполномоченным органом и территориальным органом по ценовой и антимонопольной
политике.
Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие.
Устав дочернего предприятия утверждает его учредитель (основное предприятие)
по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления.
Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.
Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом,
осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной
собственности, выступает основное предприятие, которое пользуется правами
уполномоченного органа.
Дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государственному
предприятию, может быть преобразовано в обычное предприятие на праве хозяйственного
ведения решением Правительства РК.
Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государственному предприятию,
может быть преобразовано в обычное предприятие на праве хозяйственного ведения
решением главы местной администрации.

Статья 104. Казенное предприятие
1. Основное отличие предприятия на праве хозяйственного ведения от казенного
предприятия заключается, во-первых, в режиме прав на принадлежащее им имущество,
т.е. в различиях между правом хозяйственного ведения и правом оперативного
управления. Во-вторых, в степени самостоятельности предприятий как хозяйствующих
субъектов: предприятие на праве хозяйственного ведения значительно самостоятельней
в своей производственной деятельности, чем казенное. В-третьих, в источниках
финансирования: если предприятие на праве хозяйственного ведения содержится
за счет собственных доходов, то для казенного предприятия, в случае недостаточности
собственных доходов для покрытия его расходов, недостающие средства выделяются
из соответствующего бюджета. Попутно отметим (поскольку это связано с получением
дохода), что предприятие на праве хозяйственного ведения должно реализовывать
производимые им товары (работы, услуги) по ценам, которые обеспечат полное
возмещение понесенных предприятием затрат и безубыточность его деятельности;
казенное же предприятие реализует товары по ценам, устанавливаемым уполномоченным
органом, т.е. они могут в социальных целях быть достаточно низкими и не покрывать
издержек производства, что вызовет убыточность предприятия и потребует дополнительного
финансирования из бюджета. В-четвертых, в характере ответственности предприятий:
предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом, а казенное предприятие - лишь находящимися
в его распоряжении денежными средствами (т.е. материальные ценности не могут
быть предметом взыскания). При недостаточности этих средств ответственность
по обязательствам предприятия будет нести государство в лице Правительства
или соответствующей административно-территориальной единицы.
2. О содержании права оперативного управления см. комментарий к главе
10 ГК.
3. Поскольку казенные предприятия всегда предназначены для реализации
социально-экономических функций государства и, как правило, увеличивают нагрузку
на бюджет, сферы действия таких предприятий тщательно регламентированы. Так,
Указ о государственном предприятии устанавливает, что казенные предприятия
могут создаваться для:
1) выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных
и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;
2) содержания и развития сети государственных автомобильных дорог и других
объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен специальный
порядок финансирования;
3) деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, эксплуатации
общереспубликанских и международных линий связи;
4) производства топографо-геодезических и картографических работ;
5) осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области
здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки и культуры.
Указанный перечень является закрытым, однако это не означает, что в названных
сферах не могут функционировать предприятия на праве хозяйственного ведения,

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>