<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"движимы". Эти вещи приравниваются по своему правовому режиму к недвижимости
из-за их особой ценности. В то же время они подлежат государственной регистрации
в особом порядке, а не по правилам, предусмотренным ст. 118 ГК. Так, например,
воздушные суда регистрируются в реестрах воздушных судов (ст. 25 Указа Президента
Республики Казахстан, имеющего силу закона, "Об использовании воздушного пространства
и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995г.).
5. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи все иное имущество, кроме
недвижимости, признается движимым имуществом, а регистрация прав на это имущество
не производится, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. К
таким особым случаям, являющимся исключениями из общего правила о том, что
права на движимое имущество не регистрируются, относится, например, регистрация
эмиссии ценных бумаг, предусмотренная ст. 18 Закона о ценных бумагах. Другой
такой случай это регистрация автомобилей в органах автомобильной инспекции.

Статья 118. Государственная регистрация недвижимости (в ред. Закона РК
от 2 марта 1998 г.)
1. Учитывая значение недвижимого имущества в гражданском обороте и важность
четкой фиксации прав на него, а также свободного допуска к информации о правах
на недвижимость всех заинтересованных лиц, комментируемая статья предусматривает
государственную регистрацию прав на недвижимость, а также ограничения перехода
и прекращения этих прав, т.е. сделок с недвижимостью.
2. Комментируемая статья понимает недвижимость в широком смысле слова,
т.е. как само недвижимое имущество (см. п.1 ст.117 ГК), так и имущество, приравненное
к недвижимому (п. 2 ст. 117 ГК).
Вместе с тем законодательство предусматривает и различия в правовом режиме
недвижимого имущества и имущества, приравненного к недвижимому, у которого
нет тесной связи с землей, свойственной недвижимому имуществу. Эти различия
отражены в порядках государственной регистрации недвижимого имущества и имущества,
приравненного к недвижимому. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое
имущество наряду с комментируемой статьей определен Указом о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в п. 3 ст. 2 которого
прямо указано, что он не распространяется на воздушные и морские суда, а также
иные приравненные к недвижимым вещам объекты. Общего нормативного акта по
регистрации имущества, приравненного к недвижимому, нет. Этот порядок устанавливается
нормативными правовыми актами, определяющими правовой режим различных объектов,
приравненных к недвижимому имуществу. Органами, регистрирующими права на недвижимое
имущество, являются органы Министерства юстиции РК (ст. 5 упомянутого Указа).
Регистрацию прав на имущество, приравненное к недвижимости, осуществляют не
органы Министерства юстиции, а иные уполномоченные органы.
3. Государственная регистрация - это процедура учета регистрирующим органом
права собственности и других, предусмотренных законодательными актами прав
и обременении на недвижимость и приравненное к недвижимости имущество в установленном
порядке. Права на недвижимость регистрируются в государственном реестре, который
упомянутый Указ именует правовым кадастром.
В соответствии с частью второй п. 2 комментируемой статьи в случаях,
предусмотренных законодательными актами, наряду с государственной регистрацией
недвижимости, предусмотренной настоящей статьей, может осуществляться специальная
регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Такая специальная
регистрация предусмотрена, например, в кадастрах, в которых регистрируются
природные объекты. Так, ст. 113 Указа о земле предусматривает ведение земельного
кадастра как системы сведений о природном и хозяйственном положении земель.
Этот кадастр не следует смешивать с юридическим кадастром, в котором регистрируются
права на земельные участки как на недвижимое имущество.
4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены права на недвижимость и сделки
с недвижимостью, которые подлежат государственной регистрации. Эти объекты
регистрации конкретизированы в ст. 2 Указа о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним. Подлежат регистрации: 1) право собственности;
2) право хозяйственного ведения; 3) право оперативного управления; 4) право
землепользования на срок свыше года; 5) право пользования на срок свыше года;
6) право доверительного управления на срок свыше года; 7) залог; 8) рента;
9) иные права на недвижимое имущество, а также обременения прав на недвижимое
имущество.
5. Правовое значение государственной регистрации заключается в том, что
регистрируемые права, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами, возникают с момента их регистрации (ст. 3 Указа о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
6. Важной обязанностью органа, осуществляющего государственную регистрацию
недвижимости и сделок с ней, является обязанность удостоверить произведенную
запись путем выдачи, по просьбе правообладателя, специального документа о
зарегистрированном праве или сделке, либо совершения надписи на документе,
представленном для регистрации. Так, например, выдаются свидетельства о праве
собственности на приватизированные квартиры. Но в ряде случаев удостоверение
происходит путем совершения регистрирующим органом надписи на документе, представленном
для регистрации. Удостоверение факта регистрации путем выдачи документа или
удостоверенной подписи имеют равное юридическое значение. Само удостоверенное
право возникает с момента государственной регистрации, а не с момента удостоверения
факта регистрации.
7. Пункт 5 комментируемой статьи признает публичный характер государственной
регистрации прав на недвижимое имущество. Это означает, что любое лицо может
получить данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах на
недвижимое имущество. Согласно ст. 22 упомянутого Указа данные о регистрации
и зарегистрированных правах представляются за установленную плату, а в случаях,
предусмотренных законодательством, бесплатно в срок не более 10 дней со дня
письменного обращения заинтересованного лица.
8. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки
с ней, либо необоснованное уклонение от регистрации могут быть обжалованы
в суде. В самом Указе установлены исчерпывающие основания для приостановления
государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. По ст. 19
Указа, по заявлению лица, оспаривающего право, за регистрацией которого обратилось
другое лицо, регистрация этого права может быть приостановлена на срок не
более 10 дней. Если в течение этого срока лицо, оспаривающее право, представит
доказательства о предъявлении им иска в суде в отношении оспариваемого права,
регистрация приостанавливается до разрешения дела судом. Основания для отказа
в государственной регистрации предусмотрены в ст. 20 Указа. Это случаи, когда
предъявленные при регистрации документы не соответствуют требованиям, установленным
Указом, или если с просьбой о регистрации обратился недееспособный гражданин.
9. Подробно порядок государственной регистрации недвижимости определен
упомянутым Указом. В частности, он содержит в себе главы о правовом кадастре,
порядке регистрации недвижимости и сделок с ней, предусматривает особенности
регистрации отдельных видов прав.
10. Регистрация сделок с недвижимым имуществом должна производиться с
учетом норм главы 4 ГК о сделках.
11. За регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также
за оказание информационных услуг регистрирующий орган взимает плату в соответствии
с законодательством (ст. 6 Указа).

Статья 119. Предприятие (в ред. Закона РК от 2 марта 1998 г.)
1. Следует различать предприятие как субъект права (юридическое лицо)
и предприятие как объект права. В законодательстве и на практике предприятие
чаще всего фигурирует в качестве субъекта права. Правовое положение предприятия
как субъекта права определено, в частности, в параграфе 2 главы 2 ГК. Именно
как о субъекте права говорят о предприятии, например, ст. ст. 103 и 104 ГК,
различая государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,
и казенные предприятия. Имея в виду предприятие как субъект права, п. 2 ст.
102 настоящего Кодекса говорит об имуществе предприятия. Предприятие же как
объект права выступает обычно объектом сделок, связанных с установлением,
изменением и прекращением вещных прав, например, объектом купли-продажи, аренды,
залога (п. 3 комментируемой статьи).
2. Комментируемая статья определяет правовое положение предприятия только
как объекта права. Для предприятия как объекта права характерно единство двух
основных признаков: во-первых, это не просто одна или несколько разнородных
вещей, а единый имущественный комплекс, обычно включающий в себя как вещи,
так и имущественные права и обязанности (п. 2 комментируемой статьи). Во-вторых,
этот комплекс используется или предназначен для предпринимательской деятельности.
3. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью
(см. п. 1 ст. 117 ГК), хотя отдельные его составные части, например сырье,
инвентарь, являются движимым имуществом и могут быть объектом сделок в качестве
движимого имущества.
4. Распоряжение предприятием как объектом права осуществляет его собственник.
Предприятие как объект права может принадлежать не только государству, но
и быть частной собственностью, например собственностью товарищества или гражданина.
Поэтому понятие предприятия как объекта права нельзя связывать с государственным
предприятием.
Распоряжение предприятием как объектом права означает распоряжение им
как комплексом имущества, указанного в п. 2 комментируемой статьи, если иное
не предусмотрено законодательными актами или договором.
5. Включение в комментируемую статью п.4 направлено на защиту интересов
кредиторов, которые не получили долги, обременяющие предприятие, переданное
другому собственнику.

Статья 120. Делимое и неделимое имущество
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет делимое имущество как такое,
которое в результате раздела не меняет своего хозяйственного назначения (хозяйственной
функции), а неделимое имущество как такое, которое, с правовой точки зрения,
утрачивает при разделе свое прежнее хозяйственное назначение. Например, мешок
картошки является делимой вещью, а мотоцикл или автомобиль вещами неделимыми,
поскольку в первом случае раздел мешка картошки не меняет ее хозяйственного
назначения, но раздел мотоцикла или автомобиля, хотя физически и возможен
путем разборки их на составные части, исключает возможность использования
мотоцикла или автомобиля по своему хозяйственному назначению.
2. Понятия делимого и неделимого имущества относительны. Например, земельный
участок может быть делимым и неделимым имуществом. Согласно п. 1 ст. 17 Указа
о земле, делимым является земельный участок, который без изменения своего
целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических,
градостроительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на
части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный
участок. Все другие земельные участки, не имеющие признаков делимого участка,
признаются неделимыми. Неделимость земельного участка должна быть отражена
в документе, удостоверяющем право на земельный участок.
3. С подразделением имущества на делимое и неделимое может быть связан
ряд важных правовых последствий. Например, если иное не предусмотрено договором
об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности
или постоянного землепользования на ту часть делимого земельного участка,
которая занята зданием или сооружением и необходима для его эксплуатации.
Если же указанный участок является неделимым либо специально предназначен
для обслуживания расположенной на нем недвижимости, он переходит к приобретателю
недвижимости полностью (п. 2 ст. 18 Указа о земле). Делимость и неделимость
вещи принимаются во внимание при разделе имущества, находящегося в общей собственности,
и выделе из него доли (см. ст. ст. 218 и 222 ГК), а также при определении
долевого или солидарного характера обязательства (п. 1 ст. 287 ГК).

Статья 121. Сложные вещи
1. Сложная вещь, согласно п. 1 комментируемой статьи, характеризуется
единством следующих признаков: во-первых, это такая вещь, которая включает
в себя разнородные вещи, т.е. вещи, отличающиеся друг от друга своими свойствами,
во-вторых, указанные разнородные вещи образуют по своему назначению единое
целое; в-третьих, их назначение определяется существом соединения вещей, составляющих
сложную вещь, в единое целое. Так, например, в качестве сложной вещи можно
рассматривать строение и другую недвижимость, связанную с земельными участками.
Сложная вещь может включать в себя и однородные вещи, но наряду с разнородными.
Например, сервиз, который включает несколько одинаковых чашек, тарелок и т.п.,
но вместе с предметами другого рода (чайниками, супницами, масленками и т.п.).
Число разнородных вещей в сложной вещи должно быть не менее двух. Это так
называемые парные вещи, например, пара обуви на левую и правую ногу, пара
коньков, перчаток и т.п., использование которых по отдельности, как правило,
невозможно или нецелесообразно. К числу сложных относятся и вещи, состоящие
из большого количества вещей, например, предприятия как объекты права, мебельные
гарнитуры, комплекты техники (например, трактор с комплектом навесного оборудования).
2. Особенность правового режима сложной вещи заключается в том, что она
юридически расценивается как единая вещь, а сделки, заключенные по поводу
сложной вещи, распространяются на все ее составные части, если иное не установлено
договором. Так, в силу п. 1 ст. 18 Указа о земле, право собственности (хозяйственного
ведения, оперативного управления) на здания и сооружения влечет право собственности
либо право постоянного землепользования на ту часть делимого земельного участка,
которая занята указанными зданиями и сооружениями и необходима для их эксплуатации.
Указанные права неотделимы друг от друга даже по соглашению сторон.
3. Понятие сложной вещи близко к понятию неделимой вещи. Сложная вещь
юридически является неделимой. Поэтому на нее распространяются особенности
правового режима неделимой вещи (см. п. 3 комментария к ст. 120 ГК). Вместе
с тем сложная вещь - это особый вид неделимой вещи, имеющий особенности правового
режима, связанные с тем, что сложная вещь физически состоит из нескольких
вещей. Эта особенность позволяет совершать сделки в отношении отдельных частей
вещи как самостоятельных объектов права, за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами. В последнем случае существование сложной вещи обычно
прекращается или сама сложная вещь изменяется.

Статья 122. Главная вещь и принадлежность
Принадлежность - это всегда отдельный предмет или предметы, предназначенные
служить главной вещи, например, запасное колесо и инструменты, входящие в
комплект автомобиля, ключ или ключи от замка, футляр для духов и т.п. Вопрос
о том, является ли данная вещь (вещи) принадлежностью, решается в нормативных
актах, стандартах, технических условиях, прейскурантах, договорах, которые
определяют виды и число вещей, следующих судьбе главной вещи и являющихся
ее принадлежностью. Вопрос о принадлежностях может решаться и обычаями делового
оборота. Например, в комплект автомобиля входит, как правило, одно запасное
колесо. Принадлежность должна быть передана приобретателю главной вещи без
особой оплаты.
Законодательством или договором могут быть предусмотрены иные условия
передачи принадлежности приобретателю главной вещи или предусмотрено, что
принадлежность вообще не передается приобретателю вещи.
Ответственность за нарушение обязанности по передаче принадлежности приобретателю
главной вещи наступает по общим правилам гражданского законодательства, если
договором не установлено иное.

Статья 123. Плоды, продукция и доходы
1. Комментируемая статья определяет юридические последствия поступлений,
полученных в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы).
Эти поступления принадлежат лицу, использующему имущество на законном основании,
если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании
имущества.
2. В статье говорится о трех видах поступлений: плодах, продукции и доходах.
Под плодами как юридическим понятием обычно подразумевают имеющие ценность
естественные продукты жизнедеятельности животных и растений, например, плоды
фруктовых деревьев, чайный лист, приплод животных, шерсть, молоко, яйца, продуцируемые
растительными и животными вещами и отделенные от этих вещей, т.е. являющиеся
поступлениями, полученными в результате использования вещей - плодоносителей.
Под продукцией следует понимать вещи, которые созданы посредством производительного
использования других вещей. А доходы - это денежные и иные поступления от
вещи или вещей, связанные с участием вещи в гражданском обороте.
3. Деление поступлений на плоды, продукцию и доходы относительно. Во-первых,
всякие плоды представляют собой также продукцию, поскольку они созданы с участием
человеческого труда, заключавшимся хотя бы в отделении плодов от их носителей
и сбора плодов. Во-вторых, под доходами закон в ряде случаев понимает не только
денежные, но и натуральные поступления в виде плодов и продукции (см., например,
ст. 263 ГК).
4. Статья устанавливает одинаковое правило для поступлений в виде плодов,
продукции и доходов в результате использования имущества: они принадлежат
лицу, использующему это имущество на законных основаниях. Это может быть собственник
или иное лицо, например, арендатор.
Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер. Поэтому договором
об использовании имущества, приносящего плоды, продукцию или доходы, может
быть установлено иное правило. Иное правило может быть предусмотрено и законодательством.

Статья 124. Животные
1. Животные, с точки зрения гражданского законодательства, являются имуществом,
вещами, т.е. объектами гражданских прав. Поэтому к животным как вещам, в соответствии
с комментируемой статьей, применяются общие нормы гражданского законодательства
об объектах прав. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов учитывается
специфика животных как живых объектов прав, в частности, не допускается жестокое
обращение с животными.
2. Дикие животные в состоянии естественной свободы, т.е. дикий животный
мир в качестве природного ресурса, по п. 3 ст. 6 Конституции РК, находится
в государственной собственности. Пользование диким животным миром и его охрана
регламентируются специальным законодательством.
3. Ряд специальных правил существует и в отношении домашних животных.
Например, ст. 246 ГК определяет правовой режим безнадзорных животных.
Местные представительные и исполнительные органы устанавливают правила
содержания домашнего скота и иных домашних животных. Владельцы животных должны
соблюдать ветеринарные правила, принятые компетентными государственными органами.

Статья 125. Интеллектуальная собственность (в ред. Закона РК от 2 марта
1998 г.)
1. Под интеллектуальной собственностью комментируемая статья понимает
исключительное право граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной
творческой деятельности. К результатам интеллектуальной творческой деятельности
приравниваются и признаются интеллектуальной собственностью также: 1) средства
индивидуализации субъекта права юридического лица в виде фирменного наименования
(см. п. 2 ст. 38 ГК); 2) средства индивидуализации объектов прав (продукции
физического или юридического лица, выполняемых им работ и оказываемых услуг).
Такими средствами индивидуализации являются товарные знаки, знаки обслуживания
и т.п.
2. Право интеллектуальной собственности - это имущественное право его
обладателя использовать объект права интеллектуальной собственности любым
не запрещенным законом способом и распорядиться им по своему усмотрению, в
частности, передать свое право другому лицу полностью или частично, разрешать
использовать объект интеллектуальной собственности и распорядиться им иным
способом.
3. К объектам интеллектуальной собственности, в частности, относятся:
произведения науки, литературы и искусства; аудиовизуальные произведения;
изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения,
топология интегральных схем; другие результаты творческой интеллектуальной
деятельности; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания.
4. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения,
топологию интегральных схем, товарные знаки и знаки обслуживания и некоторые
другие объекты законодательство называет промышленной собственностью, рассматривая
последнюю как вид интеллектуальной собственности.
5. Порядок признания и реализации права интеллектуальной собственности
определяется ГК и другим законодательством. В частности, авторские и смежные
права определены Законом об авторском праве и смежных правах. Право промышленной
собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы регламентировано
Патентным законом РК. Право промышленной собственности на товарные знаки и
знаки обслуживания урегулировано Законом о товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров.
По вопросам интеллектуальной собственности принят и ряд других нормативных
правовых актов.
6. Использование объектов права интеллектуальной собственности другими
лицами, кроме обладателей этого права, без согласия последних не допускается
и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
7. Необходимо различать право интеллектуальной собственности на результат
интеллектуальной творческой деятельности и право собственности на материальный
носитель объекта права интеллектуальной собственности. Эти права существуют
независимо друг от друга. Например, лицо, владеющее книгой или кассетой для
магнитофона с записью музыкального произведения, может распоряжаться книгой
или кассетой: продать, подарить ее. Но право на литературное произведение,
напечатанное в книге, или право на музыкальное произведение, записанное на
кассете, принадлежит не собственнику книги или кассеты, а собственнику литературного
или музыкального произведения. Поэтому собственник книги или кассеты не вправе
тиражировать и распространять произведения, напечатанные в книге или записанные
на кассете без разрешения собственника литературного или музыкального произведения.

Статья 126. Служебная и коммерческая тайна
1. Комментируемая статья касается лишь той информации (сведений), которая
составляет служебную или коммерческую тайну. Данная статья не касается публично-правовых
предписаний специального законодательства о государственных секретах и иной
охраняемой законом тайне.
2. Под служебной следует понимать ту тайну, которая касается информации,
обладающей коммерческой ценностью и имеющейся у государственных органов, а
под коммерческой следует понимать ту тайну, которая касается информации, имеющей
коммерческую ценность и имеется у физических и юридических лиц, занимающихся
коммерческой деятельностью.
Легальное понятие коммерческой тайны сформулировано в ст. 21 Закона о
защите и поддержке частного предпринимательства. Под коммерческой тайной п.
1 этой статьи понимает не являющиеся государственными секретами сведения,
связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами
и другой деятельностью предпринимателя, разглашение (передача, утечка) которой
может нанести ущерб его интересам. Деление тайны на служебную и коммерческую
относительно, так как служебная тайна является тайной, если она обладает коммерческой
ценностью. Кроме того, работники государственных органов, которым коммерческая
тайна иных организаций и лиц стала известной в результате их служебной деятельности,
обязаны соблюдать эту тайну.
3. Информацией, имеющей служебную или коммерческую тайну, в соответствии
с п. 1 комментируемой статьи, признается лишь такая информация, которая обладает
одновременно тремя признаками: 1) она имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к информации
нет доступа третьим лицам на законном основании; 3) обладатель информации
принимает меры к охране ее конфиденциальности.
4. Не может быть признана информацией, составляющей служебную или коммерческую
тайну, информация, свободный доступ к которой предусмотрен законодательством.
Например, по п. 2 ст. 22 Указа о государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, данные о произведенной регистрации и зарегистрированных
правах на недвижимое имущество должны быть представлены регистрирующим органом
любому лицу. Все заинтересованные лица, по п. 3 ст. 4 Указа о хозяйственных
товариществах, вправе ознакомиться с уставом товарищества.
5. Состав и объем информации, составляющей служебную или коммерческую
тайну, может определяться законодательством, а в тех случаях, когда нет соответствующего
предписания законодательства предпринимателями в отношении коммерческой тайны
и государственными органами в отношении служебной. Так, например, Указом Президента
Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О бухгалтерском учете" от 26 декабря
1995 г. установлено, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней
бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (ст. 10 Указа). Коммерческой
тайной п. 3 ст. 4 Указа о хозяйственных товариществах признает содержание
учредительного договора хозяйственного товарищества.
6. В силу п. 2 комментируемой статьи лица, незаконными методами получившие
информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, а также служащие
или контрагенты вопреки трудовому или гражданско-правовому договору разгласившие
служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненный ущерб. Под
ущербом в данном случае следует понимать как причиненные убытки (см. п. 4
ст. 9 ГК), так и моральный ущерб (ст. 352 ГК).

Статья 127. Деньги (валюта)
1. Деньги и валюта - понятия однозначные. Поэтому можно говорить о валюте
Казахстана, которая является национальной валютой. Валюта всех других государств
является иностранной валютой. К иностранной валюте следует отнести и международную
валюту, примером которой является экю. В экю, например, проходит исчисление
в некоторых случаях размеров таможенных сборов. Правовой режим расчетов в
национальной и иностранной валюте различен.
2. Денежной единицей (национальной валютой) в РК является тенге, которое
состоит из 100 тиынов. Денежные знаки РК состоят из банкнот и монет (см. ст.
1 Закона "О денежной системе в Республике Казахстан" от 13 декабря 1993 г.).
3. Как всеобщий эквивалент деньги в порядке, предусмотренном законодательством,
могут обмениваться на любые другие ценности, не изъятые из оборота, служить
средством оценки имущества, служить покупательным средством и средством платежа,
использоваться для возмещения причиненного вреда.
4. Тенге в соответствии с п. 2 комментируемой статьи является на территории
Казахстана законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной
стоимости. Расчеты в иностранной валюте на территории Казахстана могут производиться
только в предусмотренных законодательством случаях.
5. Платежи на территории РК осуществляются в виде наличных и безналичных
расчетов. Формы безналичных расчетов по ст. 14 Закона "О денежной системе
в Республике Казахстан" определяются Правилами, устанавливаемыми Национальным
Банком РК. Он же утверждает образцы платежных документов, используемых для
безналичных расчетов на территории республики.
Наличные денежные расчеты, в соответствии со ст. 15 упомянутого Закона,
также осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Национальным
Банком РК.
6. По п. 4 комментируемой статьи случаи, порядок и условия расчетов в
иностранной валюте на территории РК определяются законодательством РК. Согласно
ст. 7 Закона о валютном регулировании все платежи по операциям между резидентами
должны производиться только в валюте РК, за исключением случаев, предусмотренных
нормативными правовыми актами Национального банка РК, а также налоговым и
таможенным законодательством. Платежи по операциям между резидентами и нерезидентами
(о понятии резидентов и нерезидентов см. комментарий к ст. 12 ГК) осуществляются
по соглашению сторон в любой валюте в соответствии с нормативными правовыми
актами Национального Банка РК.
Иностранную валюту как средство расчетов (платежа) необходимо отличать
от использования ее как средства оценки. Использование иностранной валюты
как средства оценки во внутреннем обороте закон не запрещает. Однако платежи
при этом должны осуществляться в тенге, если иное не предусмотрено законодательством.
7. Покупка, продажа и обмен иностранной валюты в РК производится резидентами
и нерезидентами через уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>