<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

внесенными в параграф о поручительстве и гарантии (статьи 329 - 336). В правовой
системе стран СНГ поручительство всегда влекло за собой солидарную ответственность
поручителя с должником, теперь вдруг ответственность поручителя стала субсидиарной.
Можно привести и другие примеры.
Будучи обширным правовым законом, состоящим более чем из четырехсот статей,
Гражданский кодекс все же не может охватить всех деталей массы разнообразных
отношений огромной сферы экономики. И поэтому наряду с Кодексом активно развиваются
и частные законы, регулирующие отдельные отношения, входящие в состав предмета
гражданского законодательства. Таких законов много. Достаточно назвать Законы
или Указы Президента, имеющие силу закона: "О хозяйственных товариществах",
"О земле", "О недрах и недропользовании", "Об ипотеке недвижимого имущества",
"Об иностранных инвестициях", "О страховании" и многие другие.
Процесс активно продолжается и должен продолжаться. Но для эффективности
действия всей системы законов требуется соблюдение, как минимум, трех условий:
частные законы должны опираться на общие положения Гражданского кодекса; при
обнаружении противоречий между нормами частного закона и нормами Гражданского
кодекса применяться должны последние; сами эти частные законы должны быть
согласованы между собой.
Общая часть Гражданского кодекса не завершает, конечно, всей его конструкции
- подготовлена уже Особенная часть Гражданского кодекса, посвященная регулированию
отдельных видов гражданских правоотношений: купля-продажа, подряд, аренда,
возмещение причиненного вреда, интеллектуальная собственность, наследование
и другие виды. По объему Особенная часть Гражданского кодекса значительно
больше Общей части.
Подготовка Особенной части Гражданского кодекса потребовала внесения
изменений и в Общую часть, которые учтены в настоящем издании.
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований
Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного
юридического университета.


Комментарий к Постановлению Верховного Совета Республики Казахстан от 27
декабря 1994 г. "О введении в действие Гражданского кодекса Республики
Казахстан (Общая часть)"

1. Правоотношения, возникшие до введения в действие Гражданского кодекса
Республики Казахстан (Общая часть), то есть до марта 1995 г., регулируются
законодательством, действовавшим в момент их возникновения, прежде всего -
первой частью (ст.ст. 1 - 73) Основ гражданского законодательства Союза ССР
и республик, частью первой (ст.ст. 1 - 223) Гражданского кодекса Казахской
ССР и другими законодательными актами, упомянутыми комментируемым Постановлением.
Это означает, что действительность или недействительность всех актов,
имеющих гражданско-правовое значение, определяется по законодательству, действовавшему
в момент их совершения.
Так, ст. 195 ГК КазССР предусматривала, что соглашение о задатке должно
совершаться в письменной форме, но нарушение такой формы не влекло признания
соглашения о задатке недействительным, стороны вправе были доказывать наличие
названного соглашения любыми письменными доказательствами. По новому ГК (ст.
337) несоблюдение письменной формы соглашения о задатке влечет недействительность
соглашения.
Применительно к п. 2 комментируемой статьи это означает, что если сегодня
рассматривается спор о задатке, выданном в январе 1995 г., и вместо письменного
соглашения задаткодателем в суд будет представлена расписка задаткополучателя
с упоминанием о задатке, суд признает переданную в счет будущих расчетов денежную
сумму задатком. А устное соглашение о задатке, выданном в 1996 году, при наличии
такой же расписки будет признано недействительным.
2. Но права и обязанности, возникшие после 1 марта 1995 г. из действий,
совершенных до этой даты (то есть до введения ГК в действие), подчиняются
действию нового ГК.
Например, гражданин в феврале 1995 г. потерял дорогие часы, которые были
найдены другим лицом, сдавшим находку на хранение надлежащему государственному
органу. Часы были возвращены хозяину. С этого момента у нашедшего часы возникли
права по отношению к собственнику. Если они возникли до 1 марта 1995 г., нашедший
вправе претендовать только на возмещение расходов, связанных с хранением и
передачей вещи (ст. 138 ГК КазССР). Если же часы были найдены и сданы на хранение
в марте, нашедший приобретает также право на вознаграждение (ст. 245 ГК).
3. Особенностью нового ГК является четкое разграничение отношений, которые
могут регулироваться только законодательными актами, и отношений, регулируемых
иными актами законодательства (нормативными актами Президента РК, постановлениями
Правительства) - ст. 3 ГК. Но на практике до сих пор встречаются случаи, когда
отношения, которые согласно ГК должны регулироваться законодательными актами,
все еще регулируются актами более низкого юридического уровня, к тому же изданными
еще органами бывшего СССР.
Например, условия перевозки пассажиров и багажа разными видами транспорта
должны регулироваться законодательными актами. Но в РК еще не принят закон
о перевозке грузов, пассажиров и багажа по внутренним водным путям, и отношения
регулируются Уставом внутреннего водного транспорта, утвержденным Советом
Министров СССР еще в 1959 г.
Поэтому комментируемое Постановление предусматривает правило о том, что
до принятия требуемых ГК законодательных актов должны сохранить силу те акты
более низкого юридического уровня, которые прежде были изданы для регулирования
соответствующих отношений.
4. Комментируемое Постановление установило, что юридические лица, созданные
до введения в действие ГК, подлежат перерегистрации. При этом предусматриваются
два варианта: А) в ГК сохранена правовая форма, в которой ранее было создано
юридическое лицо; Б) ГК не предусматривает организационно-правовой формы,
в которой ранее было создано юридическое лицо.
Целесообразность варианта А вообще вызывает сомнения. Если юридическое
лицо было образовано в полном соответствии с действующим в то время законодательством,
было зарегистрировано по действующим тогда правилам и организационно-правовая
форма такого юридического лица сохранена новым ГК, перерегистрация приносит
больше забот и расходов, нежели пользы, ибо создает для органов юстиции (регистрирующий
орган) огромный дополнительный объем работ, с которым эти органы не справляются.
Окончательные сроки перерегистрации уже неоднократно переносились, но многие
юридические лица до сих пор еще не перерегистрированы. Поэтому Законом от
2 марта 1998 г. абзац первый п.4 Постановления, в котором был закреплен вариант
А, исключен.
Б) Перерегистрация юридических лиц, организационно-правовые формы которых
не предусмотрены новым ГК, должна производиться в обычном порядке, предусмотренном
законодательством (см. ст.42 ГК и комментарий к ней).
5. Как известно, ГК изменил по сравнению с ГК КазССР продолжительность
некоторых видов сроков исковой давности. Самое важное изменение касается продолжительности
общего давностного срока по спорам между организациями. До введения на территории
РК действия Основ гражданского законодательства такой срок составлял один
год. Основы установили единый общий давностный срок, не зависящий от субъектов
спора и составляющий три года. Так что сегодня ко всем спорам применяются
сроки исковой давности, предусмотренные ГК, независимо от того, когда возникли
основания споров, которые служат предметом судебного рассмотрения, - до или
после 1 марта 1995 г.
6. Новый ГК радикально изменил правила об основаниях и последствиях признания
сделки недействительной.
Так, некоторые из оснований недействительности сделок, которые были предусмотрены
прежним ГК, новым ГК не предусмотрены (например, недействительность сделки
юридического лица, противоречащей его целям, ст. 48 ГК КазССР). И, напротив,
в ГК появились основания недействительности, ранее не содержавшиеся в Кодексе,
- например, совершение сделки с намерением уклониться от исполнения обязательства,
без получения необходимой лицензии и т.п. (см. ст.ст. 158 и 159 ГК и комментарий
к ним).
Сходная ситуация создается с последствиями признания сделки недействительной.
По прежнему ГК подобные последствия могли заключаться в двусторонней реституции,
односторонней реституции либо недопущении реституции (ст.ст. 44-53). Действующий
же ГК устанавливает единый вид последствий: двусторонняя реституция (ст.ст.
153, 157 ГК), хотя и допускает некоторые исключения.
Поэтому комментируемое Постановление устанавливает правило о том, что
положения нового ГК и об основаниях, и о последствиях недействительности применяются
только к сделкам, заключенным после введения в действие нового ГК. Мы полагаем,
что сюда относятся и сделки, процесс заключения которых начался до 1 марта
1995 г., но был завершен после этой даты.
7. В комментируемом Постановлении уточнен порядок исчисления сроков приобретательной
давности, истечение которых служит основанием возникновения права собственности
(см. ст. 240 ГК и комментарий к ней).
8. Новый ГК значительно сократил перечень оснований принудительного прекращения
права собственности. Прежний Кодекс, например, говорил о прекращении права
собственности в случаях бесхозяйственного содержания дома (ст. 135 ГК КазССР),
реквизиции драгоценных металлов и алмазов (ст. 142) и о некоторых других основаниях.
Действующий ГК отказался от подобных оснований и вообще в соответствии с Конституцией
РК явно ориентируется на максимальное ограничение принудительного прекращения
права собственности, прежде всего - права частной собственности.
Именно поэтому комментируемое Постановление устанавливает, что если основания
прекращения права собственности, не предусмотренные новым ГК, возникли до
его введения в действие, но процесс изъятия имущества у прежнего собственника
еще не завершился, такой процесс прекращается, и право собственности сохраняется
за прежним собственником.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Регулирование гражданско-правовых отношений

Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством, по общему правилу
отличаются двумя существенными признаками:
а) они носят имущественный характер, т.е. связаны с приобретением какого-либо
имущества, его использованием или передачей другим лицам, возмещению причиненного
имущественного ущерба и т.п. Пункт 1 комментируемой статьи говорит о товарно-денежных
отношениях, но предмет гражданско-правового регулирования такими отношениями
не ограничивается, т.к. охватывает некоторые иные имущественные отношения,
возникающие, например, при наследовании или дарении;
б) их участники не подчинены друг другу по управленческой и иной административной
вертикали, какая бывает в некоторых иных имущественных отношениях, например,
налоговых. Гражданские правоотношения отличаются тем, что ни один из участников
не вправе принудительно навязать свою волю другому участнику. Поэтому общие
вопросы, в которых каждый из них заинтересован, могут решаться лишь на основе
взаимного соглашения.
2. Гражданское законодательство регулирует также личные отношения неимущественного
характера, которые служат предпосылками имущественных либо вытекают из них.
Так, написание кем-либо литературного произведения порождает неимущественные
права авторства. Но автор вправе за вознаграждение предоставить другим лицам
возможность использовать написанное им произведение, в частности, разрешая
переводить его на другой язык, переделывать в пьесу или киносценарий и т.п.
3. Гражданское законодательство, наконец, регулирует и такие личные неимущественные
отношения, которые непосредственно не связаны с имущественными. К ним, например,
относится право на имя, на собственное изображение, на неприкосновенность
чести и достоинства, на охрану тайны личной жизни и т.п. Здесь основное значение
гражданского законодательства заключается не в определении содержания подобных
отношений (достаточно признать их неприкосновенность), а в выработке средств
их защиты, свойственных гражданскому праву. Более детальная характеристика
личных неимущественных отношений, как связанных с имущественными, так и не
связанных с ними, содержится во многих последующих статьях ГК и в комментариях
к ним.
4. Понятие и правовая характеристика субъектов, выступающих участниками
отношений, регулируемых гражданским законодательством, излагаются в главе
2 ГК и комментариях к ее статьям.
5. Семейное, трудовое, природно-ресурсовое (в т.ч. земельное, водное,
лесное) и экологическое законодательство выделились в самостоятельные отрасли
права, нормы которых, регулирующие соответственно семейные, трудовые и др.
названные здесь отношения, имеют в случае расхождений между ними и гражданским
законодательством преимущественную юридическую силу. Но при расхождении с
нормами ГК норм иных законодательных актов преимущественную силу имеют нормы
Кодекса (см. п. 2 ст. 3 ГК).
6. Есть, наконец, и такая группа имущественных отношений, к которым гражданское
законодательство, как правило, вообще не применяется. Это вертикальные имущественные
отношения, в которых один из участников находится во властном подчинении другого
участника (налоги, обязательные сборы, бюджет). Для таких отношений нормы
гражданского законодательства применимы лишь тогда, когда налоговое, бюджетное
и тому подобное законодательство прямо к ним отсылает.

Статья 2. Основные начала гражданского законодательства (в ред. Закона
РК от 11 июля 1997 г.)
1. Комментируемая статья определяет по существу основные принципы гражданского
законодательства, т.е. его самые главные положения, служащие фундаментом всей
системы гражданского права. Формулируются эти положения весьма абстрактно,
но имеют вполне конкретную практическую направленность.
Во-первых, они обязательно учитываются при разработке новых или изменении
старых законодательных документов.
Во-вторых, именно на них нужно ориентироваться, если окажется, что какой-либо
спорный случай не подпадает под действие существующих и применяемых юридических
норм (так называемая аналогия права, см. ст.5 ГК). Возникает, например, вопрос:
сохраняется ли право собственности на квартиру у лица, выехавшего на постоянное
жительство в другое государство и вышедшего из казахстанского гражданства?
Законодательство не содержит прямого ответа на такой вопрос. Но, опираясь
на комментируемую статью, устанавливающую неприкосновенность собственности,
мы можем утверждать, что право собственности на квартиру за выехавшими лицами
сохраняется.
В-третьих, основные начала учитываются при толковании, т.е. выяснении
подлинного содержания нормы права (ст. 6 ГК) либо договора (ст. 392 ГК).
2. Первым среди основных начал названо равенство участников гражданских
правоотношений. Это означает, что участники, независимо от их общественного
и социального положения, организационно-правовой формы и видов собственности,
образующей имущественную основу их деятельности, равны в возможностях приобретения,
использования и прекращения гражданских прав и обязанностей, что они (участники
правоотношений) не подчинены друг другу и никто из них не вправе приказывать
другому, какие условия включать в договор, в каком порядке его исполнять и
т.п. Именно поэтому основным инструментом регулирования гражданских правоотношений
служит не приказ, а добровольное соглашение. Некоторые исключения вытекают
из особенностей регулирования деятельности государственных предприятий, из
необходимости учета чрезвычайных обстоятельств и т.п.
3. Важнейшим принципом (основным началом) гражданского законодательства
служит неприкосновенность собственности. Этот принцип опирается на конституционные
начала (см. ст.ст. 6 и 26 Конституции РК).
Неприкосновенность собственности, прежде всего, означает недопустимость
ее принудительного прекращения, независимо от того, выплачивается или не выплачивается
собственнику какая-либо компенсация. Должно действовать непременное правило:
принудительное прекращение права собственности допустимо лишь при наличии
на это оснований, непосредственно предусмотренных законом (см., например,
ст. 249 ГК). Недостаточно поэтому ссылаться на то, что прекращение права собственности
допустимо лишь по решению суда. Само решение должно опираться на точное законное
основание.
Неприкосновенность собственности означает также недопустимость произвольного
ограничения тех полномочий собственника, кроме тех, какие предусмотрены законом
(см. ст. 188 ГК и комментарий к ней).
4. Важнейшим принципом гражданского законодательства служит свобода договора
(см. также ст. 380 ГК). Это означает, что любое лицо по своему усмотрению
и без принуждения извне вправе:
а) решать вопрос, вступать или не вступать ему в тот или иной договор;
б) избирать партнера, с которым оно желает заключить договор;
в) определять условия договора.
При этом, конечно, следует учитывать, что и договорный партнер обладает
такими же правами. Поэтому подлинным гражданско-правовым договором может признаваться
лишь добровольное и взаимно принятое соглашение.
5. С принципом свободы договора нельзя смешивать ограничения, которые
возложили на себя сами участники договора, вступая в него. Подобные самоограничения
становятся обязательными, и односторонний отказ от них недопустим. Свобода
договора, но не свобода от договора.
Продавец какого-либо товара, например, как правило, вправе самостоятельно
вступать в договор с покупателем, по своей воле соглашаться или не соглашаться
с условиями договора при его заключении. Никто не вправе принудить продавца
к принятию того или иного решения. Но если решение принято и продавец заключил
договор на определенных условиях, они становятся для него обязательными, и
в дальнейшем он не вправе, ссылаясь на свободу договора, односторонне отказаться
от его исполнения, изменять его условия и т.п. Об этом прямо говорит ст. 404
ГК.
6. Свобода договора имеет еще одну границу в форме законодательных запретов
либо императивных предписаний правовых норм.
Если законом запрещено совершать какие-либо действия (например, продажу
оружия или наркотиков), то, разумеется, такие действия нельзя включать в договор
в качестве его условия, хотя бы обе стороны были на это согласны. Договоры,
содержащие подобные условия, должны признаваться недействительными по ст.
158 ГК.
Известно, что некоторые нормы гражданского законодательства носят императивный
характер (см. комментарий к ст. 3 ГК), т.е. должны применяться в обязательном
порядке. Среди них могут быть нормы, ограничивающие свободу договора для защиты,
например, более слабой стороны, ограничения монополизма, борьбы с недобросовестной
конкуренцией и т.п.
Условия, предусмотренные императивными законодательными нормами для данного
вида договоров, обязательно входят в содержание каждого конкретного договора
данного вида, независимо от того, включили или не включили стороны эти условия
в текст своего договора.
7. Свобода договора заключается также в возможности заключать любые по
содержанию виды договоров, независимо от того, предусмотрены они законодательством
или не предусмотрены (см. ст.ст. 7, 380 ГК и комментарий к ним). Возможны
также договоры, содержание которых охватывает элементы нескольких видов (ст.
381 ГК). Важно лишь, чтобы все условия договоров не нарушили запретов и ограничений,
установленных законодательством.
8. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела
означает запрет органам власти и управления, родителям, служебным руководителям
и другим лицам влиять на то, как дееспособные граждане или юридические лица
распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы. Не
требуется получения чьих-либо разрешений, выяснения согласия, предоставления
информации, если подобного рода требования не установлены законом.
Так, закон может предусматривать необходимость разрешения (лицензии)
заниматься какой-либо деятельностью (ст.35 ГК), допускать ограничение дееспособности,
следовательно - ограничение свободного совершения сделок (ст. 27 ГК), ограничивать
возможность скрывать (засекречивать) некоторые учредительные документы (ст.
41 ГК) и другие. Но каждый случай вмешательства должен быть основан на законе.
9. Недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела означает также
запрет на вторжение в чужую личную жизнь, личные документы и отношения. Об
этом говорят многие статьи ГК: 115, 125, 144 и др.
10. С рассмотренными принципами прямо связана норма о беспрепятственном
осуществлении гражданских прав. Как уже отмечалось, в границах, определенных
законодательными запретами, граждане и юридические лица могут свободно и беспрепятственно
приобретать и осуществлять свои права.
Все рассмотренные основные начала гражданского законодательства наиболее
точно можно выразить одной фразой: "В сфере отношений, регулируемых гражданским
законодательством, граждане и юридические лица вправе совершать любые действия,
кроме тех, которые запрещены законом".
11. При таком широком понимании свободы совершения гражданско-правовых
действий необходимы средства обеспечения осуществления гражданских прав, восстановления
нарушенных прав и их надежной защиты.
Средства защиты предусмотрены ст.ст. 9 и 10 ГК (см. статьи и комментарий
к ним), а органом защиты назван суд. Это означает право субъекта гражданских
правоотношений обращаться в суд за защитой нарушенного или даже оспариваемого
права, независимо от того, кто является нарушителем - другой субъект данного
гражданского правоотношения, третье лицо, орган власти или управления. В большинстве
случаев (если иное не установлено законом) для обращения в суд не требуется
ни предварительного обращения к нарушителю права, ни жалоб его вышестоящим
органам. Но для некоторых судебных споров законом предусмотрена необходимость
попытки добиться от нарушителя добровольного устранения нарушения. Иногда
необходимость предварительной примирительной процедуры предусматривается договором.
Гражданские споры решаются в государственных судах в соответствии с правилами
о подведомственности и подсудности. Закон разрешает обращаться за защитой
права к третейскому суду, то есть суду, добровольно избранному участниками
конфликта (арбитраж).
Судебная процедура защиты права регулируется гражданско-процессуальным
законодательством, а процедура обращения к третейскому суду и порядок рассмотрения
этим судом дел, связанных с защитой нарушенного права, определяются по взаимному
соглашению сторон либо специальным законодательством о третейских судах, регламентом
данного третейского (арбитражного) суда. Для разрешения споров, связанных
с внешнеэкономической деятельностью, нередко применяется процедура, рекомендованная
ООН - ЮНСИТРАЛ.
12. В качестве одного из основных начал гражданского законодательства
комментируемая статья предусматривает свободу перемещения денег, товаров и
услуг на всей территории РК. Встречающиеся на практике запреты глав администраций
вывозить за пределы своей области некоторые виды продовольствия, энергоносители
и другие товары являются незаконными и не имеют юридической силы.
Ограничения свободы перемещения денег, товаров и услуг возможны лишь
в силу законодательных актов по мотивам безопасности граждан или государства,
охраны здоровья (ввоз иди вывоз продуктов с подозрением на заражение их какой-либо
болезнью, вещей с повышенной радиоактивностью), охраны природы (продукты,
потребление которых наносит экологический ущерб), сохранения культурных, художественных,
исторических ценностей.

Статья 3. Гражданское законодательство Республики Казахстан (в ред. Указа
Президента РК, имеющего силу закона, от 31 августа 1995 г. и Закона РК от
2 марта 1998 г.)
1. Гражданским называется законодательство, регулирующее гражданские
отношения, круг которых определен ст.1 ГК (см. статью и комментарий к ней).
В литературе и на практике нередко в одном и том же значении применяются
термины "гражданское законодательство" и "гражданское право". Между тем здесь
имеется весьма заметное различие. Гражданское право означает совокупность
норм (правил), которыми регулируются гражданские правоотношения, а гражданское
законодательство совокупность тех правовых актов, в которых сформулированы,
выражены указанные нормы (правила).
2. Комментируемая статья устанавливает, что гражданское законодательство
должно единообразно применяться на всей территории РК, во всех министерствах
и ведомствах. Министерства, иные центральные исполнительные органы, местные
представительные и исполнительные органы не вправе по своей инициативе издавать
акты, регулирующие гражданские правоотношения, даже если последние почему-либо
остались неурегулированными законодательством. Они (министерства, иные центральные
исполнительные органы, местные органы) могут издавать указанные акты, только
если прямо уполномочены на это законодательством. Уполномочие определяет также
пределы действия актов и степень их обязательности. Так, например, Указом
о Национальном Банке последнему предоставлено право (ст. 4) издавать нормативные
правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ведомственные акты не должны противоречить законодательству.
Известно, что местные органы нередко издают постановления об ограничении
купли-продажи недвижимости, о возможности изъятия у граждан какого-либо имущества,
о запрете вывоза за пределы области тех или иных товаров и т.п. Все подобные
акты противоречат ст. 3 ГК и являются недействительными.
3. Для определения законодательных документов, регулирующих гражданские
отношения, ГК пользуется двумя терминами:
а) "законодательные акты" - законы и постановления нормативного характера,
принимаемые Парламентом Республики Казахстан, к ним должны быть отнесены также
указы, принятые Президентом РК, имеющие силу закона.
б) "законодательство", включающее помимо законодательных актов также
нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства РК.
Таким образом, законодательство - это более широкое (родовое), а законодательные
акты - более узкое (видовое) понятие. При этом законодательные акты имеют
приоритет над обычными нормативными актами Президента, а оба вида названных
актов - над постановлениями Правительства.
Четкое разграничение понятий законодательных актов и законодательства
имеет важное практическое значение. Так, отсылка ГК к законодательным актам
означает, что соответствующая норма может быть принята только Парламентом
(например, п. 2 ст. 8 ГК). Если же имеется отсылка к законодательству, то
соответствующая норма может содержаться также в указе Президента либо в постановлении
Правительства (например, ст. 5 ГК).
Следует отметить, что Модельный ГК и ГК РФ вместо термина "законодательный
акт" применяют термин "закон", что, по нашему мнению, делает данное понятие
менее четким.
4. Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными.
Первые из них применяются в обязательном порядке, который не может изменяться
соглашением сторон. Например, ст. 178 ГК устанавливает, что общий срок исковой
давности составляет три года (п. 1). Это - императивное требование, и стороны
в договоре не вправе предусматривать срок исковой давности иной продолжительности.
Если же они это сделают, то в случае спора все равно будет применяться трехлетний
срок исковой давности.
Иногда закон специально подчеркивает императивный характер предписаний.
Так, п. 2 ст. 170 ГК гласит; "Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое
время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому выдана доверенность,
отказаться от нее. Соглашение об отказе от этого права недействительно".
Диспозитивные же нормы ГК допускают возможность изменения заложенного
в них правила соглашением (договором) участников правоотношения (например,
п. 1 ст. 359 ГК). Диспозитивный характер правовых норм полностью согласуется
с принципом свободы гражданского договора.
5. Под обычаями, упомянутыми комментируемой статьей, понимаются правила
поведения, сложившиеся в данной местности или в данной этнической (социальной)
группе населения по поводу имущественных или личных отношений, охватываемых
в общей форме гражданско-правовым регулированием. Обычаи делового оборота
- это правила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской деятельности.
Например, о распределении между продавцом и покупателем, находящимися в разных
государствах, расходов по доставке купленных товаров.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>