<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Распространенной формой собственности является кондоминиум. Кондоминиум
- особая форма собственности на недвижимость как единый имущественный комплекс,
при которой помещения находятся в раздельной (индивидуальной) собственности
граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на
праве общей долевой собственности (ст. 2 Закона о жилищных отношениях, ст.
209 ГК).
6. Помимо права собственности к иным основным вещным правам на жилище
относятся наем (аренда) жилища по договору и право пользования жилищем члена
семьи основного пользователя (собственника или нанимателя), постоянно с ним
проживающего. Особенности осуществления данных вещных прав на жилище определяются
Законом о жилищных отношениях.

Статья 195. Вещные права лиц, не являющихся собственниками (в ред. Закона
РК от 2 марта 1998 г.)
1. Под вещным правом понимается субъективное право, обеспечивающее удовлетворение
интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь,
которая находится в сфере его хозяйственного господства. Вещное право заключается
в наличии у правообладателя трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.
Причем эти правомочия могут быть все или часть из них, в полном объеме или
частично. Объектом вещного права является только индивидуально-определенная
вещь. Вещи, определяемые родовыми признаками, а также различные нематериальные
блага объектами вещных прав не являются. Это обусловливает специфические способы
защиты вещных прав. Например, возможность признания права на индивидуально-определенную
вещь, истребование этого имущества из чужого незаконного владения и др.
Особенностью вещного права является его производность от права собственности.
В соответствии с этим на вещные права распространяется большинство положений
ГК о праве собственности.
Вещное право имеет абсолютный характер, из которого следует общая обязанность
всех третьих лиц не нарушать данное вещное право и право обладателя вещного
права на его осуществление в рамках, предусмотренных законодательством и договором.
Обязательными чертами вещного права являются право следования и право
преимущества. Первое означает, что обладатель вещного права продолжает, по
общему правилу, сохранять его и тогда, когда вещь переходит к новому собственнику.
Например, в случае перехода права собственности на заложенное имущество право
залога в отношении данного имущества сохраняется. Право преимущества подразумевает,
что при конкуренции вещного и обязательственного права в первую очередь должно
осуществляться вещное право, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Из прежнего текста статьи исключены правила о праве землепользования,
так как основания и порядок возникновения, изменения и прекращения права землепользования,
права и обязанности землепользователей, в том числе по отчуждению права землепользования,
определяются Указом о земле.
3. Особенности права хозяйственного ведения см. в комментарии к гл. 9
ГК.
4. Особенности права оперативного управления см. в комментарии к гл.
10 ГК.
5. Под другими вещными правами подпункт 4 п. 1 комментируемой статьи
имеет в виду прежде всего право доверительного управления; право временного
пользования земельным участком, находящимся в частной собственности; право
недропользования; сервитут; залог и другие. Перечень вещных прав не только
не является исчерпывающим, но и остается открытым, так как законодательные
акты в последующем могут предусмотреть и иные формы вещных прав, производных
от права собственности.
6. Право доверительного управления - новый институт в гражданском законодательстве
РК. При учреждении доверительного управления имуществом доверительный управляющий
обязуется осуществлять от своего имени за счет и риск учредителя, если иное
не предусмотрено договором или законодательством, управление переданным в
его владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим учредителю
на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) в
интересах выгодоприобретателя. Особенности права доверительного управления
как вещного права предусмотрены в Особенной части ГК. Здесь же следует отметить,
что объектом вещного права доверительного управления являются индивидуально-определенные
вещи, документарные ценные бумаги и неэлектронные деньги.
7. Право временного пользования земельным участком, находящимся в частной
собственности, - это право субъекта владеть и пользоваться земельным участком,
возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком
между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором
или безвозмездным пользователем) (ст. 1 Указа о земле).
8. Право недропользования является новым вещным правом. Впервые оно было
сконструировано в Указе о недрах. В Указе получило развернутое закрепление
право недропользования (гл. 3). Это право существовало и раньше, но оно никогда
не рассматривалось как гражданско-правовое и как вещное. В старом Кодексе
о недрах и переработке минерального сырья 1990 г. право пользования недрами
рассматривалось в рамках горного права по модели административных отношений.
Первый прорыв в направлении перевода этих отношений на рельсы гражданского
права был сделан Указом о нефти, которым была внедрена контрактная система
передачи недр в использование. В Указе о недрах право недропользования построено
по такой же модели, что и право землепользования. В соответствии со ст. 1
Указа о недрах право недропопьзования - это право владения и пользования недрами
в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии
с порядком, установленным Указом о недрах.
9. Сервитут как вещное право представляет собой ограниченное пользование
чужим имуществом.
Наиболее разработан сервитут в земельном праве. Земельный сервитут право
граждан и юридических лиц на ограниченное целевое пользование земельными участками,
находящимися на праве частной собственности или праве землепользования у других
лиц (ст. 1 Указа о земле). Земельному сервитуту посвящена гл. 7 Указа о земле.
Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут)
может возникнуть:
1) непосредственно из нормативно-правового акта;
2) на основе договора заинтересованного лица с частным собственником
или землепользователем;
3) на основе акта местного исполнительного органа (п. 2 ст. 47 Указа
о земле).
Физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться
на незакрытых для общего доступа земельных участках. Если земельный участок,
находящийся в чьей-либо частной собственности или в землепользовании, не огорожен
или если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил,
что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти
через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства частному
собственнику или землепользователю (ст. 48 Указа о земле).
Частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта
права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок,
а в необходимых случаях - от субъектов права частной собственности или землепользования
и на иной участок, предоставления права ограниченного пользования этими участками.
Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком может
устанавливаться для обеспечения:
1) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если
другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен,
крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;
2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи,
обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного
собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления
сервитута на соседний или иной участок.
Сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами
права частной собственности или землепользования на эти участки. Субъект права
ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику
или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом. Договором может
быть установлена плата за сервитут (ст. 49 Указа о земле).
Распространенным земельным сервитутом является ограниченное пользование
чужим земельным участком в связи с необходимостью прогона скота. Скотопрогонные
трассы временного (сезонного) пользования могут устанавливаться по постановлению
районных (на территории района) или областных (на территории двух и более
районов) исполнительных органов по согласованию с частными собственниками
или землепользователями, по землям которых пролегает трасса, без изъятия земли
у частных собственников или землепользователей. Владельцы скота несут перед
частными собственниками или землепользователями ответственность за убытки,
причиняемые при перегоне скота по трассе (ст. 50 Указа о земле).
Статья 51 Указа о земле предусматривает установление сервитута на использование
земельных участков для изыскательских работ. Разрешение использования земельных
участков для проведения геологических, геофизических, поисковых, геодезических,
почвенных, геоботанических, землеустроительных, археологических и других изыскательских
работ с указанием срока его действия дает районный, городской, поселковый,
аульный, сельский исполнительный орган, а на пашне, улучшенных сенокосах и
пастбищах, на землях, занятых многолетними насаждениями, а также на землях,
отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий, и землях лесного
фонда - областной исполнительный орган. Сроки проведения, место указанных
работ, размеры платежей за использование земель, обязанности по возмещению
убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по
целевому назначению, а также другие условия определяются в договоре, заключенном
изыскателем с частным собственником или землепользователем.
Законодательством могут предусматриваться и другие сервитуты.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе
купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе
с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.
Сервитут может быть прекращен по требованию частного собственника или
землепользователя ввиду отпадения причин, по которым он был установлен. В
случаях, когда земельный участок, обремененный сервитутом, не может использоваться
по своему назначению в результате такого обременения, частный собственник
или землепользователь вправе в судебном порядке требовать прекращения сервитута
(ст. ст. 52-54 Указа о земле).
10. О залоге см. комментарий к параграфу 3 гл. 18 ГК.
11. Одним из признаков вещных прав, в отличие от обязательственных, является
то, что они должны быть закреплены в законе. Данный признак нашел отражение
в той поправке, которая была сделана к подпункту 4 п. 1 комментируемой статьи.
12. Новая редакция п. 2 закрепляет общее положение для всех вещных прав
лиц, не являющихся собственниками.
Нормы о праве собственности не могут применяться к вещным правам, если
иное предусмотрено законодательством. Ясно, например, что государственное
предприятие, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, не может в
полной мере распоряжаться имуществом по своему усмотрению, так как это будет
противоречить тем ограничениям, которые установлены в ГК для права хозяйственного
ведения.
Ясно также, что многие нормы о праве собственности (бессрочность, риск
случайной гибели и т.п.) не будут применяться, например, к сервитутам, ибо
это противоречит природе сервитута как вещного права.

Глава 9. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

Статья 196. Право хозяйственного ведения государственного предприятия
(в ред. Закона РК от 2 марта 1998 г.)
1. Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только государственное
предприятие.
АО и другое хозяйственное товарищество, даже когда государство является
единственным учредителем, не являются государственными предприятиями, а имущество,
находящееся на балансе, подпадает под правовой режим частной формы собственности.
Государство в таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности
на акции или обязательственное право на доли.
2. Право хозяйственного ведения является вещным правом. Особенности правового
режима права хозяйственного ведения, вытекающие из этого, см. в комментарии
к последующим статьям ГК.
3. Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус
предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, определены Указом
о государственном предприятии.
4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть
образовано государством (ст. 4 Указа о государственном предприятии) или государственным
предприятием на праве хозяйственного ведения (ст. 46 Указа о государственном
предприятии). В последнем случае образуется дочернее государственное предприятие.
Правовой режим его имущества не отличается от вещного права хозяйственного
ведения (ст. 47 Указа о государственном предприятии).
5. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в зависимости
от того, кем они образованы, могут быть республиканскими государственными
предприятиями и коммунальными государственными предприятиями. Соответственно
права собственника и учредителя в отношении их осуществляют разные государственные
органы.
6. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, обладает
специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии
с ГК и иными законодательными актами в уставе предприятия и не могут быть
изменены по его усмотрению.
Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены
предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществление предприятием
деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям
его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения
уполномоченного органа. Сделка, совершенная предприятием в противоречии с
целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном
законодательством порядке признана недействительной по иску его учредителя
(уполномоченного органа) (ст. 8 Указа о государственном предприятии).
Государство в лице органа государственного управления не может вмешиваться
в непосредственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия
вне рамок, установленных законодательными актами.
7. В случаях, когда действия предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, приводят к невозможности использования имущества по назначению (отчуждение
или предоставление в долгосрочное пользование другим лицам) либо к ограничению
возможностей предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки
по иску собственника имущества либо уполномоченного им лица могут быть признаны
судом недействительными (см. комментарий к ст. ст. 158-159 ГК).
8. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает
по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
9. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам государства; административно-территориальной единицы, юридических
лиц и граждан, а указанные выше субъекты не отвечают по обязательствам государственного
предприятия. Исключение составляет лишь случай, когда банкротство предприятия
было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях
государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств
последнего для удовлетворения требований кредиторов.
Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности
государства по обязательствам предприятия.

Статья 197. Объект права хозяйственного ведения
1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства,
а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия
(п. 1 ст. 10 Указа о государственном предприятии).
2. Любое имущество может являться объектом права хозяйственного ведения,
если законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены
прямые ограничения. Из этого вытекает в качестве одного из выводов, что в
ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может, как правило, находиться
лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности,
предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности
(ст. 20 Указа о государственном предприятии).
3. Не являются объектом хозяйственного ведения земельные участки, недра,
воды, леса и некоторое другое имущество. Земельные участки и недра могут находиться
в пользовании предприятия в пределах, установленных соответствующим специальным
законодательством.
4. Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной
законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило
разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате
завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат
изъятию соответственно в республиканский или местный бюджеты по решению уполномоченного
или иного компетентного органа (ст. 14 Указа о государственном предприятии).

Статья 198. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения
1. Имущество предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения,
и имущество, приобретаемое им в гражданском обороте, является собственностью
государства. Одновременно с этим оно находится у государственного предприятия
на праве хозяйственного ведения.
2. Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества
оно может поступить государственному предприятию по наследству, по обязательству,
возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате
дарения и по иным законным основаниям.
3. Формулировка п. 3 комментируемой статьи предусматривает прекращение
права хозяйственного ведения в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия
по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что государство
в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия, закрепленное
на его балансе, и по любому основанию, если только это не противоречит законодательным
актам и учредительным документам предприятия. Так, в соответствии с ч. 2 п.
3 ст. 22 Указа о государственном предприятии "к случаям правомерного изъятия,
в частности, относятся: 1) изъятие имущества, которое не отвечает целям уставной
деятельности предприятия; 2) изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого
не по назначению имущества". Изъятие происходит на основании решения (постановления,
приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего государственного органа
с момента принятия решения, если иное не предусмотрено этим решением.
4. При приватизации государственного предприятия право хозяйственного
ведения прекращается вместе с правом государственной собственности.

Статья 199. Права собственника в отношении имущества, находящегося в
хозяйственном ведении (в ред. Закона РК от 11 июля 1997 г.)
1. Собственник государственного предприятия обычно представлен уполномоченными
государственными органами.
Органами государственного управления республиканскими государственными
предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции
субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные
комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные
органы (уполномоченные органы).
Органами государственного управления коммунальными государственными предприятиями,
а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права
государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные
на это главой местной администрации (уполномоченные органы) (ст. 3 Указа о
государственном предприятии).
Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных
актах органам. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии
"реорганизация и ликвидация республиканского государственного предприятия
производится по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального
предприятия - по решению главы местной администрации. "Осуществляет реорганизацию
и ликвидацию предприятия уполномоченный орган".
2. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления государственным
предприятием права хозяйственного ведения. Все перечисленные в статье права
могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать
от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда государственное
предприятие не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного
ему имущества. Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный
собственником выступать от его имени, не вправе распоряжаться имуществом,
закрепленным за государственным предприятием, без его согласия.
Пунктом 1 ст. 13 Указа о государственном предприятии введено дополнительное
право собственника. В соответствии с ним "для государственного предприятия
выполнение заказа государства является обязательным. Предприятие не вправе
отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров
(работ, услуг), если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства".
3. Республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства
РК, коммунальное государственное предприятие - по решению главы местной администрации
в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем государственного
предприятия выступает уполномоченный орган.
4. Размер уставного капитала предприятия определяется собственником,
но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества
и быть менее 10 000 месячных расчетных показателей, установленных на дату
государственной регистрации предприятия.
Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем)
к моменту государственной регистрации предприятия.
5. Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя
предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности,
доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает
нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием
сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования
с собственником, устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия,
его заместителей и главного (старшего) бухгалтера, решает другие вопросы,
отнесенные к его компетенции.
6. В соответствии с п. 2 ст. 27 Указа о государственном предприятии "доля
прибыли, подлежащая отчислению собственнику предприятия, фиксируется в ежегодно
устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов
Республики Казахстан (соответственно с его местным органом) нормативе распределения
прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета".
7. Статья 45 Указа о государственном предприятии предусматривает возможность
преобразования предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Преобразование
республиканского предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие
производится по решению Правительства РК по представлению уполномоченного
органа, согласованному с Министерством финансов РК, преобразование коммунального
предприятия - по решению главы местной администрации по представлению уполномоченного
органа, согласованному с соответствующим местным органом указанного министерства.
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения
и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:
1) нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного
ведения государственного имущества и денег;
2) отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;
3) распоряжения имуществом, относящимся к основным фондам, с нарушением
правил, установленных Указом о государственном предприятии.
Все расходы по преобразованию предприятия на праве хозяйственного ведения
в казенное предприятие, а также расчеты преобразуемого предприятия с его кредиторами
при отсутствии достаточных средств у предприятия осуществляются за счет соответствующего
бюджета.
Создаваемое на базе предприятия на праве хозяйственного ведения казенное
предприятие является правопреемником преобразуемого предприятия по ранее выделенным
ему государственному имуществу и денежным средствам, а также в части землепользования,
природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее
заключенных договоров, если последние соответствуют предмету и цели деятельности
вновь созданного казенного предприятия.
При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное
предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права
хозяйственного ведения на право оперативного управления с момента принятия
решения о преобразовании предприятия.
8. Совершение в отношении республиканского государственного предприятия
сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого
имущественного комплекса, за исключением сделок по его отчуждению, производится
по решению Правительства РК, а в отношении коммунального предприятия - по
решению главы местной администрации (см. п. 3 ст. 12 Указа о государственном
предприятии).

Статья 200. Условия осуществления имущественных прав государственного
предприятия (в ред. Законов РК от 11 июля 1997 г. и от 2 марта 1998 г.)
1. Статья устанавливает дополнительные пределы осуществления государственным
предприятием права хозяйственного ведения. Новая редакция статьи уточняет
эти пределы.
2. В п. 1 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые
государственное предприятие не может совершить, не получив согласия на это
собственника имущества.
3. Денежные средства, полученные от сделок с имуществом, совершенных
в порядке подпункта 1 п. 1 комментируемой статьи, используются предприятием
самостоятельно, если иное не установлено собственником (уполномоченным органом)
(п. 2 ст. 25 Указа о государственном предприятии).
4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе с
согласия собственника или уполномоченного им органа создать дочернее предприятие,
которое также будет обладать имуществом на праве хозяйственного ведения (см.
комментарий к ст. 103 ГК).
5. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии
"порядок предоставления ссуд банками, являющимися по своей организационно-правовой
форме государственными предприятиями, определяется их уставом и банковским
законодательством".
6. Пункт 2 комментируемой статьи имеет в виду лишь то движимое имущество,
которое не входит в состав основных фондов. Это вытекает из п. 3 ст. 25 Указа
о государственном предприятии, в соответствии с которым "предприятие самостоятельно
распоряжается не относящимся к основным фондам движимым имуществом, закрепленным
за ним на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательством".
7. Предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные
действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа,
связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением
заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые
предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия.

Статья 201. Распространение положений о праве собственности на отношения
с участием государственных предприятий
На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются
положения ГК о возникновении и изменении права собственности, защите права
собственности и иные, не предусмотренные специальным законодательством. В
то же время некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного
ведения применять нельзя. Например, нельзя применять норму п. 1 ст. 188 ГК,
в соответствии с которой "право собственности ... есть право субъекта по своему
усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом".
Естественно, право хозяйственного ведения уже права собственности. Это вытекает,
в частности, из ст. 200 ГК применительно к распоряжению основными фондами,
на которое необходимо согласие собственника или уполномоченного им государственного
органа.

Глава 10.

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>