<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

желанию предпринимателя в соответствии с его интересами и его усмотрением.
Осуществление действий по приказу или прямому указанию каких-либо руководящих
органов или лиц нельзя считать предпринимательством;
в) такая деятельность осуществляется на базе полной имущественной самостоятельности
предпринимателя. Как правило, он является собственником ее имущественной базы
и он же несет полный риск возможных в ходе предпринимательства имущественных
потерь и расходов (специально о предпринимательском риске говорит ст. 360
ГК);
г) предприниматель выступает в гражданском обороте от своего имени.
Таковы основные признаки предпринимательства, при отсутствии хотя бы
одного из которых хозяйственную деятельность нельзя считать предпринимательством,
даже если она является возмездной, хозяйственной и т.п.
3. Но не все перечисленные признаки присущи всем предпринимателям в равной
степени, что зависит прежде всего от того, на основе какого вида собственности
развивается предпринимательство. Наиболее полно рассмотренные признаки проявляются
в частном предпринимательстве, т.е. в предпринимательстве, основанном на частной
собственности, независимо от того, выступает предпринимателем гражданин или
негосударственное юридическое лицо.
Значительно менее полно данные признаки проявляются в деятельности предприятий,
принадлежащих на праве собственности государству. Государство в лице уполномоченных
органов вправе ограничивать и инициативу государственных предприятий, и круг
их предпринимательской деятельности.
4. Государственная поддержка и гарантии предпринимательской деятельности
выражаются в основном в законодательных запретах ограничивать свободу предпринимательства
и в судебной защите прав и законных интересов предпринимателей от всяких нарушений
со стороны государственных органов или должностных лиц, партнеров по хозяйственным
договорам или посторонних субъектов.
5. Более конкретные способы защиты и поддержки предпринимательства предусмотрены
п. 3 комментируемой статьи. В частности, п. 3 предусматривает упрощенный порядок
допуска к предпринимательской деятельности. Некоторые ее виды могут осуществляться
гражданами вообще без обращения к каким-либо официальным органам, т.е. чисто
явочным путем.
6. Указом о государственной регистрации юридических лиц установлен общий
порядок регистрации юридических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской
деятельностью.
Особенности государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательством
без образования юридического лица, показаны в ст. 19 ГК.
При регистрации проверяется законность занятия предпринимательской деятельностью.
Запрещается отказ в регистрации со ссылкой на нецелесообразность ее в данных
условиях (нет спроса на товары и услуги, большая конкуренция и т.п.). Для
регистрации предприниматель-заявитель должен обратиться только в один регистрирующий
орган. Если все требуемые Указом о государственной регистрации юридических
лиц документы составлены в надлежащей форме, регистрирующий орган не имеет
права отказать в регистрации либо требовать от заявителя предоставления каких-либо
дополнительных виз, согласований, разрешений и т.п.
7. Основной задачей лицензирования предпринимательской деятельности является
ограничение таких ее видов, какие могут либо сами по себе, либо при ее осуществлении
в ненадлежащих условиях нарушить государственные интересы или интересы граждан.
Законодательной основой предпринимательского лицензирования служит Указ о
лицензировании.
Но лицензирование не заменяет повседневного контроля. Поэтому уже выданная
лицензия при ненадлежащем соблюдении условий разрешенной предпринимательской
деятельности может быть прекращена досрочно, отозвана либо приостановлена.
В случае нарушения условий выдачи лицензии она может быть признана недействительной.
Все основания досрочного прекращения, отзыва, приостановления действия лицензии
либо ее признания недействительной должны быть определены законодательными
актами исчерпывающим образом.
8. По тем видам лицензируемой деятельности, осуществление которых содействует
развитию конкуренции на рынке и повышению удовлетворения спроса потребителей,
но не нуждается в специальном государственном ограничении, лицензии должны
выдаваться без препятствий всем лицам, отвечающим установленным требованиям.
В тех же случаях, когда государственные интересы требуют ограничить круг предпринимателей
(например, при разведке и добыче нефти, извлечении из недр драгоценных металлов),
возникает необходимость выбрать из общего числа претендентов лишь тех возможных
лицензиатов, какие могут принести больше пользы республике. Для подобных случаев
представляется более целесообразной выдача лицензий путем их продажи на аукционе
либо путем конкурсного отбора среди претендентов. Так, п. 4 ст. 13 Указа о
лицензировании устанавливает продажу лицензий на экспорт товаров коммерческими
посредниками (т.е. не производителями таких товаров) через открытые аукционы
или конкурсы. Поправки к Указу о лицензировании, внесенные Указом Президента
от 23 декабря 1995 г., допускают установление особенностей лицензирования
деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды
специальным законодательством.
Об особенностях лицензирования предпринимательской деятельности граждан
без образования юридического лица см. ст. 19 ГК и комментарий к ней.
9. Важной мерой защиты интересов предпринимателей служит законодательное
обеспечение сохранения их коммерческой тайны. Согласно ст. 21 Закона о защите
и поддержке частного предпринимательства под коммерческой тайной понимаются
не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством,
технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью
хозяйствующего субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести
ущерб его интересам. Если иное не предусмотрено законодательством, состав
и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими
субъектами. Нередко к коммерческой тайне относят новые технологии, систему
проверки качества изделий, источники снабжения, стоимость приобретенного имущества
и т.п. В качестве коммерческой тайны защищаются также ноу-хау, т.е. технологическая,
организационная или коммерческая информация, составляющая секреты производства.
Лица, которые имеют доступ к коммерческой тайне в силу выполняемых ими
государственных контрольных функций, следственных или судебных действий, служебного
положения и т.п., обязаны не разглашать ее другим лицам. Ответственность за
разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. 28 Закона о защите и поддержке
частного предпринимательства.
10. Но закон не допускает злоупотребления коммерческой тайной для недобросовестного
нарушения чужих интересов, введения хозяйственных партнеров в заблуждение,
уклонения от ответственности и т.п. Поэтому Закон о защите и поддержке частного
предпринимательства содержит специальную статью 23 "Сведения, не составляющие
коммерческую тайну".
Запрещено, в частности, делать секретными итоги годовой предпринимательской
деятельности, в том числе сальдо счета прибылей и убытков, сумму уставного
капитала, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.
11. В РК действует ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие
предпринимательства. Назовем среди них Законы "О свободе хозяйственной деятельности
и развитии предпринимательства в Казахской ССР" от 11 декабря 1990 г., "О
защите и поддержке частного предпринимательства" от 4 июля 1992 г., "О государственной
поддержке малого предпринимательства" от 19 июня 1997 г., "Об индивидуальном
предпринимательстве" от 19 июня 1997 г.; Указы Президента РК "О дополнительных
мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности"
от 14 июня 1996 г., "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации
развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997 г., "О защите прав граждан
и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности" от 27 апреля
1998 г. и др.
12. Весьма важным принципом цивилизованного функционирования рыночных
отношений является защита прав потребителей, т.е. покупателей, заказчиков,
пассажиров и других лиц, пользующихся на возмездной основе плодами предпринимательской
деятельности. Вполне понятно стремление предпринимателя поручить при реализации
товаров и услуг, т.е. получить с потребителя, возможно больший доход. В условиях
неограниченной рыночной свободы такой доход достигается нередко экономическим
принуждением потребителя пользоваться услугами только одного производителя
(предпринимателя), что позволяет последнему навязывать потребителю условия
реализации продукции, работ, услуг, весьма для него невыгодные. Поэтому главным
рычагом защиты интересов потребителя в рыночном обороте является борьба с
монополизмом производителей, максимальное развитие конкуренции, при которой
не потребитель вынужден искать производителя (продавца, исполнителя работ
и т.п.), а производитель должен искать потребителя. Об этом специально говорится
в статье 11 ГК.
13. Но право предусматривает и другие принудительные способы защиты интересов
потребителя. Об этом, в частности, говорится в ст. 387 (Публичный договор)
и ст. 389 (Договор присоединения) ГК и в других законодательных правилах.
14. В Казахстане действует специальный Закон "О защите прав потребителя"
от 5 июня 1991 г., которым, равно как и ГК, предусмотрена ответственность
производителей (предпринимателей) перед потребителем за нарушение его прав
и законных интересов.
15. Для более полной и эффективной защиты своих прав потребители могут
создавать общественные объединения и организации потребителей. Организации
такого рода образованы и действуют как в масштабе всей республики, так и во
многих ее областях. Подобные организации разъясняют потребителям их права,
помогают их защите, оказывают юридическую помощь, ставят перед государственными
органами вопросы контроля за качеством выпускаемой продукции или качеством
работ и т.п.

Статья 11. Недопустимость злоупотребления свободой предпринимательства
1. В комментарии к ст. 10 говорилось, что необузданная свобода предпринимательства
может привести к удовлетворению неправомерных интересов предпринимателей за
счет ущемления интересов потребителей и всего общества. Особенно опасны такие
действия при монополистическом положении на рынке того или иного предпринимателя,
без обеспеченной свободы конкуренции. Во всех сферах рыночной экономики свободная
конкуренция на равных защищает не только интересы потребителей, позволяя им
выбирать наиболее удобные и выгодные для них условия приобретения товаров,
но также интересы всей республики в целом, позволяя отбирать наиболее выгодные
варианты развития производительных сил (при выборе иностранных инвесторов,
недропользователей, исполнителей строительных программ, покупателей приватизируемых
предприятий и пр.). Именно поэтому комментируемая статья запрещает монополистическую
и всякую иную деятельность, направленную на ограничение или устранение конкуренции,
на получение необоснованных рыночных преимуществ.
2. Статья 26 Конституции РК предусматривает, что монополистическая деятельность
регулируется и ограничивается законом, а недобросовестная конкуренция запрещается.
3. В РК действуют специальные Законы "О свободе хозяйственной деятельности
и развитии предпринимательства" от 11 декабря 1990 г. и "О развитии конкуренции
и ограничении монополистической деятельности" от 11 июня 1991 г.
Именно с этой целью законодательством предусмотрено запрещение отказывать
в регистрации новых предпринимательских структур по мотивам насыщенности рынка
определенными товарами, отказывать в выдаче лицензии на те виды деятельности,
которые усиливают конкуренцию.
4. Комментируемая статья предусматривает конкретные меры борьбы с монополизмом,
недобросовестной конкуренцией.
Но при этом следует учитывать, что во многих сферах экономики монополистическое
положение предприятий сложилось исторически, поскольку вся экономика десятилетиями
находилась в руках одного глобального монополиста - государства. Поэтому борьба
с монополизмом во многом проводится путем приватизации государственных предприятий,
переходящих от единого собственника-государства в собственность разных частных
лиц, которые будут конкурировать на рынке.
5. Вместе с этим практика выдвинула понятие "естественного монополизма",
т.е. сосредоточения в руках одного собственника системы производственных объектов,
неразрывно связанных технологическим процессом в единый производственно-технологический
комплекс, обслуживающий весь данный регион либо даже всю республику. К подобным
комплексам, например, следует относить единую энергосистему, общую сеть железных
дорог, систему телефонной, почтовой и т.п. связи. В этих сферах, по крайней
мере в современных экономических условиях, монополизм сохраняется.

Глава 2. Субъекты гражданских прав
Параграф 1. Граждане Республики Казахстан и другие физические лица

Статья 12. Понятие физического лица
1. Понятие физического лица используется в разных отраслях законодательства
РК. В гражданском законодательстве, как видно из названия главы второй ГК,
в которой помещена комментируемая статья, физическое лицо рассматривается
в качестве субъекта гражданских прав.
2. Понятие физического лица является общим для понятий гражданина РК,
иностранного гражданина и лица без гражданства. Поэтому все они в смысле гражданского
законодательства являются физическими лицами.
ГК обычно использует термин "гражданин", а не "физическое лицо". Но когда
в нем говорится о гражданах, имеются в виду не только граждане РК, но и другие
физические лица, если иное не предусмотрено ГК.
3. В зависимости от места жительства законодательство о валютном регулировании
и налоговое законодательство подразделяет физических лиц на резидентов и нерезидентов.
С этим разграничением физических лиц связаны различия в правах на проведение
валютных операций с иностранной валютой и особенности налогообложения физических
лиц.
По Закону о валютном регулировании (ст. 1) резидентами признаются физические
лица, имеющие место жительства в РК, в том числе временно находящиеся за границей
или находящиеся на Государственной службе РК за ее пределами, а нерезидентами
являются все физические лица, не охватываемые понятием резидентов.
Понятие резидента - физического лица, применительно к налоговому законодательству
уточнено в Указе о налогах (п. 22 ст. 5). Резидентом признается физическое
лицо, которое находится в Казахстане в течение 183 дней и более в любом последовательном
12-месячном периоде, начинающемся или оканчивающемся в налоговом году, или
находится на государственной службе РК за границей. Физическое лицо рассматривается
как резидент для периода, предшествующего его прибытию, только если это лицо
было резидентом Казахстана в год, предшествующий году его прибытия. Физическое
лицо рассматривается как резидент для периода, следующего за последним днем
пребывания в Казахстане, только если это лицо стало резидентом в году, следующим
за годом, в котором заканчивается пребывание этого лица в Казахстане.
4. Свойство быть субъектом права, в том числе гражданского - одно из
важнейших свойств человека и гражданина. Согласно п. 1 ст. 13 Конституции
РК, каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать
свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами.
Термин "правосубъектность" в ГК не используется. Но в науке права под
правосубъектностью понимается совокупность, единство правоспособности и дееспособности,
а эти понятия раскрываются в ст.ст. 13 и 17 ГК.

Статья 13. Правоспособность граждан
1. Правоспособность граждан - это их особое юридическое свойство, их
признанная законодательством общая способность иметь конкретные субъективные
гражданские права (например, право собственности на то или иное имущество)
и нести конкретные субъективные обязанности (например, обязанности по заключенному
договору).
2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют одинаковую с гражданами
РК правоспособность, если законодательными актами и международными договорами
не предусмотрено иное (пп. 6 и 7 ст. 3 ГК). Число ограничений правоспособности
иностранных граждан незначительно. Например, в частной собственности иностранных
граждан, в силу п. 4 ст. 33 Указа о земле, не могут находиться земельные участки,
предоставленные (предоставляемые) для ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства и дачного строительства.
3. В отличие от конкретных субъективных прав и обязанностей, набор которых
у каждого гражданина - их обладателя может быть весьма разнообразным, гражданская
правоспособность в полном объеме принадлежит каждому гражданину. В особых
случаях возможны лишь отдельные ее ограничения, прямо предусмотренные законодательными
актами (см. п. 1 ст. 18 ГК). Возможность ограничения правоспособности только
законодательными актами и притом только в исключительных случаях прямо вытекает
из нормы п. 1 ст. 39 Конституции РК, по которой права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены только законом и лишь в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного
порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
4. Гражданская правоспособность признается за всеми гражданами в равной
мере. Она не зависит от происхождения гражданина, социального, должностного
и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к
религии, убеждений, места жительства, образования, умственных способностей
и любых иных обстоятельств.
5. Следует различать правоспособность и способность к ее реализации как
разные юридические свойства гражданина.
Общим условием реализации правоспособности самим гражданином является
его дееспособность, которая в полном объеме наступает с достижением гражданином
восемнадцатилетнего возраста. Реализовать правоспособность недееспособных
граждан можно через законных представителей, которые совершают сделки от имени
недееспособных (см. ст. 164 ГК).
Помимо общих условий законодательство в ряде случаев устанавливает особые
условия реализации правоспособности граждан, например, наличие специального
образования или квалификации, получение лицензии или иного разрешения и других
предусмотренных законодательством обстоятельств.
Реализовать свою правоспособность, если особые условия ее осуществления
не соблюдены, гражданин не может ни лично, ни через представителей. Так, например,
членом производственного кооператива может быть лишь лицо, достигшее шестнадцатилетнего
возраста и способное принимать личное трудовое участие в его деятельности
(п. 2 ст. 8 Указа о производственном кооперативе). Виды вещей, которые могут
принадлежать лишь определенным участникам оборота либо приобретение и отчуждение
которых допускается по специальному разрешению, в частности оружия, определяется
законодательством (см. ст. 116 ГК).
6. Правоспособность гражданина неотделима от самого факта существования
человека. С момента рождения и до смерти человек признается субъектом гражданских
прав. Смертью гражданина юридически считается не только сам реальный факт
смерти, но и объявление гражданина умершим в порядке, установленном законом
(см. ст. 31 ГК).
Согласно ст.143 КоБС, рождение и смерть гражданина подлежат государственной
регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Регистрация производится в целях охраны интересов граждан, их личных и имущественных
прав, а также интересов государства и имеет доказательственное значение. Порядок
регистрации актов гражданского состояния, изменения, восстановления и аннулирования
соответствующих записей определяется семейным законодательством.

Статья 14. Основное содержание правоспособности граждан
1. Гражданская правоспособность - это абстрактная, но не бессодержательная
способность иметь конкретные субъективные права и нести обязанности. Поэтому
содержание правоспособности - это совокупность всех имущественных и личных
гражданских прав и обязанностей, субъектом которых может быть гражданин в
соответствии с законодательством.
2. В комментируемой статье указано лишь основное содержание правоспособности
гражданина. Поэтому перечень видов правоспособности гражданина, приводимый
в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Полный объем гражданской
правоспособности граждан раскрывается гражданским и иным законодательством,
включающим в себя нормы гражданского права (см. ст. 3 ГК и комментарий к ней),
а также международными договорами, ратифицированными РК. Например, правоспособность
гражданина иметь имущество на праве собственности применительно к такому важному
объекту имущественных прав, как земельный участок, раскрывается в Указе о
земле. Указ предусматривает право граждан иметь в частной собственности земельные
участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
дачного строительства, а также участки, предоставленные под застройку или
застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями,
сооружениями и их комплексами (см. пп. 1 и 2 ст.33 упомянутого Указа).
3. Комментируемая статья перечисляет основные права, которые может иметь
гражданин. Но в содержание правоспособности входят также обязанности, которые
может нести гражданин. В комментируемой статье эти обязанности особо не перечисляются,
поскольку они обычно корреспондируют соответствующим правам других граждан
или юридических лиц. Так, праву иметь имущество на праве собственности корреспондирует
обязанность любого гражданина и юридического лица не нарушать это право. Вступая
в обязательства в качестве должников, граждане реализуют свою правоспособность
по несению обязанностей.
Ряд обязанностей, входящих в объем правоспособности граждан, прямо указан
в законе. Так, согласно п. 3 ст. 8 ГК, осуществление гражданских прав не должно
нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права,
не должно причинять ущерба окружающей среде. По п. 4 ст. 8 ГК, граждане должны
действовать при осуществлении их прав добросовестно, разумно и справедливо.
Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором.
Не допускаются действия граждан, направленные на причинение вреда другому
лицу, на злоупотребление правом в иных формах (п. 5 ст. 8 ГК).
Правоспособность граждан РК за пределами ее границ, например, право иметь
имущество за границей на праве собственности или право свободно выезжать за
пределы РК реализуется с учетом норм национального законодательства соответствующих
государств и международного частного права.

Статья 15. Имя гражданина
1. Имя человека - это средство его индивидуализации в общении с другими
людьми. Имя человека имеет важное значение для конкретизации, регистрации
и защиты его прав и осуществления обязанностей.
Термин "имя" закон применяет в широком смысле слова, понимая под ним
полное имя человека, т.е. единство фамилии, собственно имени, а также отчества,
когда оно имеется у гражданина.
Юридическое значение имеет только официально присвоенное человеку имя,
зафиксированное в предусмотренных законодательством документах (свидетельстве
о рождении, удостоверении личности, паспорте).
Первоначально имя человеку присваивается в порядке, установленном семейным
законодательством, после рождения человека, которое регистрируется в книгах
регистрации актов гражданского состояния с фиксацией имени новорожденного,
которое также указывается в свидетельстве о рождении. Право на имя является
личным правом человека.
2. Как правило, гражданин приобретает и осуществляет права и реализует
обязанности под своим именем. Приобретение прав и обязанностей под чужим именем
не допускается (п. 7 комментируемой статьи). Сделки, заключенные под чужим
именем, как не соответствующие закону, недействительны (ст. 158 ГК). Однако
в ряде случаев права и обязанности могут приобретаться и осуществляться анонимно
или с использованием псевдонима (вымышленного имени). Так, например, большинство
сделок купли-продажи, если они совершаются в устной форме, не требующей фиксации
имени лиц, заключающих сделку, совершаются анонимно. Законодательством могут
быть предусмотрены специальные правила анонимного или под псевдонимом осуществления
прав и приобретения обязанностей. Например, автору в отношении его произведения
принадлежит право издавать его под псевдонимом или анонимно (подпункт 2 п.
1 ст. 15 Закона об авторском праве).
3. Гражданин вправе переменить свое имя лишь в порядке, установленном
законодательными актами. Перемена имени происходит либо в общем порядке, установленном
статьей 175 КоБС, либо в порядке, установленном законодательством для отдельных
случаев.
По общему порядку перемена фамилии, имени, отчества гражданина РК допускается
лишь по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Эта перемена и ее регистрация
производятся органами записи актов гражданского состояния по месту жительства
заявителя с разрешения областных и приравненных к ним управлений юстиции.
Ходатайства о перемене фамилии, имени, отчества рассматриваются в порядке,
установленном Правительством РК. Правительством 26 сентября 1996 г. утверждено
Положение о порядке рассмотрения ходатайств о перемене гражданами РК фамилий,
имен и отчеств. Этим Положением предусмотрено, что разрешения на перемену
фамилий, имен, отчеств выдаются территориальными органами юстиции лишь в тех
случаях, когда для этого имеются уважительные причины. Эти причины могут быть
разнообразными, например, неблагозвучность фамилии.
Отказ в перемене фамилии, имени, отчества может быть обжалован в суд
в установленные законодательными актами сроки.
Специальные случаи перемены имени также предусмотрены семейным законодательством.
Они касаются прежде всего изменения фамилии при заключении брака и разводе.
По ст. 18 КоБС, при заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию
одного из супругов в качестве их общей фамилии либо каждый из супругов сохраняет
свою добрачную фамилию.
При разводе супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак, вправе
после расторжения брака именоваться этой фамилией либо, по его требованию
при регистрации расторжения брака органами записи актов гражданского состояния,
ему присваивается добрачная фамилия (ст. 41 КоБС).
Правом выбора фамилии супруги могут воспользоваться только при регистрации
брака или развода. Смена собственного имени и отчества при этом не допускается.
Особые правила в семейном законодательстве существуют в отношении фамилии
детей и усыновленных лиц. Если родители носят общую фамилию, то эта фамилия
устанавливается и для детей. Если родители не носят общей фамилии, фамилия
детей устанавливается соглашением родителей. Разногласия между родителями
в этом случае разрешаются органами опеки и попечительства (ст.59 КоБС). Следует
признать, что спор о фамилии детей в указанном случае в соответствии с п.
2 ст. 13 Конституции РК может разрешаться судом.
Порядок определения имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка установлен
ст. 106 КоБС. Имя ребенка в этом случае, как правило, сохраняется. Оно может
быть изменено лишь с согласия органа, разрешающего усыновление. Усыновленному
по просьбе усыновителя присваивается его фамилия и отчество по его имени.
При усыновлении ребенка женщиной отчество усыновленному присваивается по ее
указанию.
Присвоение усыновляемым детям, достигшим 10-летнего возраста, нового
имени, отчества и фамилии без их согласия не допускается.
4. От перемены имени следует отличать изменение написания фамилий и отчеств
лиц казахской национальности. В соответствии с Указом Президента РК от 24
апреля 1996 г. "О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий
и отчеств лиц казахской национальности" эти лица по их желанию вправе изменить
написание своих фамилий и отчеств с исключением несвойственных казахскому
языку аффиксов, но сохранением корневых основ фамилий и отчеств. При этом
к имени отца при написании отчества слитно добавляются окончания "улы" или
"кызы" в зависимости от пола лица.
Изменение написания фамилий и отчеств производится в упрощенном порядке
органами внутренних дел при выдаче паспортов и удостоверений личности без
внесения изменений в акты записи гражданского состояния.
5. Перемена имени, равно как и изменение написаний имен и отчеств, не
прекращает и не изменяет прав и обязанностей лица, приобретенных под прежним
именем, анонимно или под псевдонимом.
6. Перемена или изменение написания имени гражданина не должны затрагивать
интересов его кредиторов и должников. Поэтому гражданин обязан своевременно
известить этих лиц о перемене или изменении написания имени и несет риск последствий,
вызванных отсутствием у кредиторов и должников сведений о такой перемене.
7. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи гражданин, переменивший
имя, вправе требовать внесения соответствующих изменений в документы, оформленные
на его прежнее имя. К таким документам, в частности, относятся документы,

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>