<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ранее заключенных договоров может быть только в тех случаях, когда законодательством
установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из
ранее заключенных договоров.
Например, в п. 2 Постановления Верховного Совета Республики Казахстан
от 27 декабря 1994 г. "О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан
"Об иностранных инвестициях" установлено, что действие ст. 6 Закона распространяется
также на те правоотношения, которые возникли до введения в действие настоящего
Закона.
4. Данное общее правило п. 2 комментируемой статьи закрепляется с учетом
специфики отношений в других законах. Например, в Указе о нефти закреплено,
что лицензии (выданные) и контракты (заключенные) до введения в действие Указа,
а также все связанные с ними акты государственных органов РК сохраняют свое
действие (п. 5 ст. 2 Указа). Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 73
Указа о недрах.
5. В Законе об иностранных инвестициях закреплен более общий принцип
стабильности договора в случае изменения законодательства. Имеется в виду
ст. 6 Закона.
Статья 6 является одной из наиболее известных и спорных статей Закона
об иностранных инвестициях. В ней закреплено, что в случае ухудшения положения
иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве
и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров,
к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее
в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным
(свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государственными органами - до
окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное.
В случае улучшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом
изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением
условий международных договоров, отдельные условия контрактов между иностранным
инвестором и уполномоченным государственным органом, представляющим республику,
могут быть изменены по взаимному согласию сторон с целью достижения баланса
экономических интересов участников.
Положения данной статьи, касающиеся контрактов, относятся главным образом
к нефтяным и иным контрактам, связанным с недропользованием.
Для иностранных подрядчиков это положение важно, прежде всего, для налоговых
отношений. Однако именно в регулировании налоговых отношений, к сожалению,
произошли изменения, идущие вразрез с Указом о нефти.
В п. 2 ст. 94-3 о налогах (в редакции Законов от 31 декабря 1996 года
и от 8 декабря 1997 года) было закреплено:
"В случае внесения изменений в законодательство после даты подписания
контракта, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных
условий контракта или приводят к существенному изменению его общих экономических
условий, недропользователь и представители компетентного органа и Министерства
финансов Республики Казахстан могут внести изменения или поправки в контракт,
необходимые для восстановления экономических интересов сторон по состоянию
на момент подписания контракта. Данные изменения или поправки условий контракта
вносятся в течение шестидесяти дней с момента письменного уведомления Министерства
финансов Республики Казахстан и недропользователя.
Таким образом, условия ст. 6 Закона об иностранных инвестициях оказались
измененными Налоговым кодексом. В случае внесения изменений в налоговое законодательство
они будут применяться к заключенным ранее контрактам на недропользование,
но сторонам дается право на изменение отдельных условий контракта с тем, чтобы
сохранить экономику проекта.
На практике вставал вопрос о том, применимо ли данное положение к контрактам,
заключенным до введения в действие Налогового кодекса, то есть до 1 июля 1995
года. Из общих положений теории права однозначно вытекает, что обратной силы
данная норма не имеет и что к ранее заключенным контрактам применяется в полном
объеме ст. 6 Закона об иностранных инвестициях. Однако эта проблема беспокоила
иностранных инвесторов, поэтому она была решена законодательно. Указом Президента
РК, имеющим силу Закона, от 21 декабря 1995 года, внесены изменения в Налоговый
кодекс, и п. 4 ст. 179 изложен в следующей редакции: "4. Условия налогообложения,
определенные в контрактах на недропользование между Правительством РК или
компетентным органом и отечественными или иностранными недропользователями,
заключенных до 1 января 1996 года, а также в контрактах на недропользование,
заключенных после указанной даты во исполнение ранее заключенных контрактов
с этими недропользователями, и в контрактах на недропользование, прошедших
обязательную налоговую экспертизу, заключенных с 1 января 1996 года, сохраняются
и действуют в течение всего установленного срока их действия".
Так обстоит дело с инвестициями в сфере недропользования. Однако как
быть с инвестициями в других сферах, не связанных с недропопьзованием?
Однозначно, что положения ст. 6 Закона об иностранных инвестициях будут
применяться к инвестициям, которые были осуществлены до 1 июля 1995 года.
Это общее правило, закон не может применяться к отношениям, регулируемым другим
законом до введения в действие нового закона, если это специально не оговорено
в новом законе.
Сложнее обстоит дело с правоотношениями, которые возникли после 1 июля
1995 года. Вопрос заключается в том, применяется ли ст. 6 в отношении налогового
законодательства, если инвестиции осуществлены после 1 июля 1995 года. Например,
иностранный инвестор создал совместное предприятие в январе 1997 года на условиях,
установленных уже новым Налоговым кодексом. Через несколько лет, например,
в 1999 году в Налоговый кодекс будут внесены изменения, резко ухудшающие положение
инвестора. Вопрос: будут ли применяться к этому инвестору правила ст.6 Закона
об иностранных инвестициях?
Толкование норм и, главное, самой идеологии Налогового кодекса показывает,
что в части налогового законодательства ст. 6 не должна применяться. Это вытекает
из толкования следующих положений: запрещается включение в неналоговое законодательство
вопросов, связанных с налогообложением (п. 2 ст. 1 Указа о налогах), запрещается
предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих
индивидуальный характер (п. 3 ст. 2 Указа о налогах).
Однако этот вывод опровергается изменениями в законодательных актах.
Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" в ст.
6 Закона об иностранных инвестициях включен п. 4, в соответствии с которым
гарантии, установленные п. 1, не распространяются на изменения в законодательстве,
которыми изменяются порядок и условия (в том числе вопросы налогообложения
и иные меры государственного регулирования) импорта и (или) производства,
и (или) реализации подакцизных товаров, а также импорта товаров, предназначенных
для реализации без переработки.
Как можно понять из данного дополнения, п. 1 ст. 6 не распространяется
на отдельные виды налогов, указанные в пункте, следовательно, остальные виды
налогов охватываются действием п. 1 ст. 6. Значит, ст. 6, за исключением п.
4, применяется к изменениям в налоговом законодательстве.
Следует отметить, что в настоящее время эти рассуждения приобрели теоретический
характер. Законом РК от 15 апреля 1998 года в Указ о налогах были внесены
очередные изменения (надо полагать, при большом лоббировании со стороны иностранных
недропользователей) и п. 2 ст.94-3 из Указа о налогах был исключен. Таким
образом, положения ст. 6 Закона об иностранных инвестициях о стабильности
законодательства будут применяться ко всем инвестициям (за исключением оговоренных
в п.4), в том числе и в сфере недропользования.

Статья 384. Возмездный и безвозмездный договор
1. Различие между возмездным и безвозмездным договором проводится по
наличию или отсутствию встречного имущественного предоставления от другой
стороны за исполнение своих обязанностей по договору.
2. Под иным встречным предоставлением может пониматься предоставление
материальных ценностей (бартерные операции), взаимное оказание каких-либо
обязанностей (взаимные обязательства), совершение любых действий, которым
можно дать денежную оценку.
3. Понятие встречного предоставления широко применяется в англо-американском
праве под названием "consideration". Там consideration является существенным
условием любого договора. Без consideration договор не будет признан договором,
имеющим юридическую силу.
4. Подавляющее большинство договоров являются возмездными. Из безвозмездных
договоров, закрепленных в ГК, можно назвать договор дарения, договор безвозмездного
пользования имуществом и беспроцентный заем.
5. Некоторые договоры по закону могут быть как возмездными, так и безвозмездными
(поручение, хранение, заем). Поэтому в комментируемой статье закреплена презумпция
того, что в случае, если возникнут какие-либо сомнения, договор признается
возмездным. Безвозмездным договор будет признан, если это будет вытекать из
законодательства, содержания или существа договора.
При определении отдельных видов договоров законодатель может закрепить
презумпцию или возмездности, или безвозмездности договора.
Например, можно продемонстрировать постепенное изменение презумпции в
отношении договора займа.
В соответствии со ст. 252 ГК КазССР договор займа предполагался беспроцентным.
Поэтому проценты (вознаграждение) за предоставленный заем можно было брать
только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
В Основах гражданского законодательства применяются различные презумпции
в зависимости от того, кто выступает займодавцем (займодателем). В п.2 ст.113
Основ закрепляется, что за кредит, предоставленный лицами, занимающимися предпринимательской
деятельностью, взимаются проценты, если иное не предусмотрено договором. Однако
в соответствии с этим же пунктом (часть вторая) "договор займа между гражданами,
не связанный с предпринимательской деятельностью, предполагается беспроцентным,
если в нем не установлено иное".
В проекте ГК (Особенная часть) закреплена презумпция возмездности договора
займа. В проекте предусмотрено, что если иное не предусмотрено законодательными
актами или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознагрождение
(интерес) займодателю в размерах, определенных договором.
Наличие в гражданском обороте безвозмездных договоров не противоречит
сущности складывающихся в Казахстане отношений. Важное социальное значение
имеет, в частности, деятельность благотворительных, культурных, образовательных
и иных общественных фондов (см. комментарий к ст. 107 ГК), спонсорство, добровольные
пожертвования и другая подобная деятельность, правовой формой которой зачастую
выступают безвозмездные договоры дарения.

Статья 385. Цена
1. В условиях рыночной экономики цена продукции, товаров и услуг должна
определяться соглашением сторон. Регулирование цен допускается только в случаях,
установленных законодательными актами.
Различаются цены "установленные" (то есть определяемые в фиксированной
денежной сумме) и "регулируемые" (то есть определяющие предельные уровни цен
и условия их применения) уполномоченными на то государственными органами.
2. В настоящее время действует Закон "О ценообразовании в Казахской ССР"
от 15 декабря 1990 года. В соответствии с этим законом Правительство РК устанавливает
номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные
государственные цены, и обеспечивает поэтапный переход от них к свободным
ценам.
Местные органы устанавливают цены на отдельные виды продукции, работ
или услуг предприятий, находящихся в коммунальной собственности или предоставляют
право определять эти цены уполномоченным им субъектам хозяйствования; осуществляют
регулирование цен и контроль за их уровнем на территории области в соответствии
с их компетенцией.
3. Изменение цены после заключения договора по общему правилу не допускается.
Случаи и порядок изменения цены должны быть предусмотрены договором или законодательными
актами.
4. Поскольку в возмездном договоре обязательным условием является встречное
удовлетворение, возникает необходимость определения цены договора даже в случае,
если стороны договора цену не установили. Для определения цены в этих случаях
используются понятия "при сравнимых обстоятельствах", "обычно", "аналогичные
товары, работы или услуги". То есть точных критериев определения цены нет.
Можно предположить, что если стороны не договорятся о цене, спор между ними
будет решаться в судебном порядке.

Статья 386. Действие договора
1. Комментируемой статьей установлен временной интервал действия договора
от вступления в силу до прекращения.
2. Момент вступления в силу договора определяется моментом его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК договор считается заключенным, когда между
сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по
всем существенным его условиям.
3. Распространение действия договора на отношения, возникшие до его заключения,
возможно только по соглашению, сторон.
Например, при заключении договора простого товарищества стороны могут
распространить его действие на период, предшествующий заключению договора,
и признать совершенными в рамках договора простого товарищества действия одного
или нескольких участников договора по подготовке заключения договора.
4. Возможны два варианта прекращения действия договора:
1) если законодательством или договором предусмотрен срок действия. Окончание
этого срока влечет прекращение действия договора и соответственно прекращение
обязательств сторон по договору;
2) если в договоре отсутствует указание на срок его действия. В этом
случае он признается действующим до определенного в нем момента окончания
исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, прекращение действия договора тесно связано с исполнением
обязательства. Это и понятно, так как исполнение обязательства является одним
из случаев прекращения (см. ст. 368 ГК и комментарий к ней).
Однако возникает вопрос, как быть в том случае, когда исполнение обязательства
произведено надлежащим образом, а предусмотренный договором срок его действия
не окончился? Следует признать, что обязательство, вытекающее из договора,
прекратилось, но договор формально продолжает действовать, хотя в этом нет
большого смысла.
5. Если обязательство не исполнено в период действия договора или допущено
другое нарушение исполнения обязательства, окончание срока действия договора
не освобождает стороны от ответственности за допущенное нарушение.

Статья 387. Публичный договор (в ред. Закона РК от 11 июля 1997 г.)
1. Публичный договор - так же, как договоры присоединения, предварительный,
в пользу третьего лица - является одним из специфических видов договора, закрепленных
в ГК.
В комментируемой статье даны признаки публичного договора:
1) он заключается коммерческой организацией (см. комментарий к ст. 34
ГК);
2) он устанавливает обязанности коммерческой организации по продаже товаров,
выполнению работ или оказанию услуг;
3) эти обязанности организация по характеру своей деятельности должна
осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;
4) коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу
перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных
законодательством.
Следует иметь в виду, что Законом от 11 июля 1997 года из перечисления
обязанностей, которые осуществляет коммерческая организация, было исключено
банковское обслуживание.
В статье приведен примерный перечень сфер экономики, где применяются
публичные договоры (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования,
услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Это сферы, в которых производится обслуживание граждан и юридических лиц специализированными
организациями.
В проекте Особенной части ГК выделены отдельные параграфы, посвященные
договорам, которые выступают как публичные. В частности, это договоры различной
купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор перевозки
транспортом общего пользования, договор хранения, осуществляемого в качестве
предпринимательской деятельности, договор хранения на товарном складе общего
пользования и другие.
2. Из признака публичного договора о недопустимости оказывать кому-либо
предпочтение вытекает положение, что цена товаров, работ и услуг, а также
иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством. Например,
при перевозках транспортом общего пользования могут быть установлены льготы
в виде бесплатного или более дешевого проезда для детей, инвалидов, пенсионеров
и т.п. Однако в этом случае убытки, которые несет коммерческая организация,
должны, как правило, оплачиваться за счет республиканского или местного бюджетов,
в зависимости от того, как это определено в законодательстве и какой орган
принимает решение о предоставлении таких льгот (правительство, аким и т.п.).
3. Коммерческая организация вправе отказать в предоставлении потребителю
соответствующих товаров (работ, услуг) только в том случае, если у нее нет
возможности сделать это (в магазине отсутствует товар, на транспорте нет бензина
или электроэнергии и т.п.). Например, в магазине розничной торговли покупатель
вправе потребовать снять товар с витрины или принести его из подсобного помещения,
если в торговом зале товар кончился.
При необоснованном отказе наступают такие же последствия, как при отказе
от заключения договора в случаях, когда заключение договора является обязательным
(см. комментарий к ст. 399 ГК). Потребитель вправе обратиться в суд с требованием
о понуждении предоставить товар, работу или услуги и о возмещении причиненных
таким отказом убытков (например, возместить расходы на транспорт, который
потребитель заказал, чтобы увезти купленный товар, или расходы, которые он
понес, чтобы отыскать аналогичный товар в другом магазине и т.п.).
4. Правительство РК вправе издавать обязательные правила об отдельных
видах публичных договоров в случаях, установленных законодательными актами
(типовые договоры, положения и т.п.).
5. В публичном договоре запрещается устанавливать условия, предоставляющие
какие-либо льготы или какие-либо ограничения отдельным категориям потребителей,
а также противоречащие обязательным для сторон правилам, изданным Правительством
РК. Нарушение этих требований влечет за собой недействительность этих условий
по правилам ст. 158 ГК недействительность сделки, содержание которой не соответствует
требованиям законодательства (см. комментарий). Причем в данном случае будут
признаны недействительными только те условия договора, которые противоречат
правилам пп. 2 и 4 комментируемой статьи. В остальной части недействительность
договора не наступает (см. комментарий к ст. 161 ГК о последствиях недействительности
части сделки).

Статья 388. Примерные условия договоров
1. Под примерными условиями договоров понимаются такие условия, которые
отражают особенности договоров соответствующего вида и которые применяются
как условия договора при наличии соглашения сторон об этом. Обязательным условием
применения таких условий является опубликование их в печати.
2. Примерные условия следует отличать от таких образцов договоров, которые
разрабатывает одна сторона, обычно производитель продукции, работ, услуг,
и предлагает в качестве проекта договора своим контрагентам.
Примерные условия следует отличать также от условий типовых договоров,
которые обычно утверждаются Правительством и имеют обязательную силу.
3. В качестве примера можно привести модельный контракт, предусмотренный
в ст. 26 Указа о нефти и в ст. 1 Указа о недрах. Модельный контракт определен
как примерный контракт, утверждаемый Правительством РК, в котором отражаются
особенности отдельных видов контрактов, особенности проведения отдельных операций
по недропользованию и который используется в качестве образца при составлении
контрактов.
4. Для того чтобы примерные условия применялись, необходимо, чтобы это
было предусмотрено в договоре.
Если такой отсылки нет, то примерные условия применяются только в качестве
обычаев делового оборота. Однако в соответствии со ст. 3 ГК также обычаи не
могут противоречить законодательству, а в соответствии со ст. 382 ГК они должны
быть применимыми к отношениям сторон.
5. Обычно примерные условия излагаются в форме примерного договора, как,
например, модельный контракт на проведение операций по недропользованию, или
в форме иного документа. Например, правила "Инкотермс-90" определяют примерные
условия договора международной купли-продажи, они изложены в форме отдельных
условий, объединенных в один документ.

Статья 389. Договор присоединения
1. Договор присоединения отличается от других видов договоров процедурой
его заключения. Если обычный договор заключается путем обмена письмами, согласования
условий договора, то условия договора присоединения вырабатываются одной стороной
и определяются в стандартных формах (бланк, формуляр и т.п.). Другая сторона
не может вносить в договор никаких изменений. Если она это сделает, договор
перестает быть договором присоединения и превращается в обычный договор.
Договоры присоединения получили распространение в различных сферах экономики.
Можно назвать, например, договоры о пользовании электрической и тепловой энергией,
газом и другими услугами коммунальных предприятий, договоры с транспортными
организациями.
Многие публичные договоры выступают одновременно и договорами присоединения.
Например, ателье проката, заключая договор проката, выступает стороной в публичном
договоре. В то же время при заключении договора ателье проката представляет
клиенту бланк договора, в котором перечислены условия договора. Клиенту остается
подписать договор, ничего к нему не добавляя. Но если клиент захочет внести
изменения, договор превращается в обычный.
2. Пункт второй комментируемой статьи направлен на защиту стороны, присоединяющейся
к договору. Она имеет право на расторжение договора, если условия договора
для нее явно обременительны. Обременительность условий определяется в соответствии
с разумно понимаемыми интересами этой стороны (о принципе разумности см. комментарий
к ст. 8 ГК). Например, в договоре присоединения установлено, что присоединившаяся
сторона не имеет права на расторжение договора или на обращение в суд, или
что сторона, составившая договор, освобождается от ответственности за любые
нарушения обязанностей по договору.
3. Исключение из этого правила сделано для случаев, когда присоединившаяся
сторона сама занимается предпринимательской деятельностью, с осуществлением
которой связано присоединение к договору. Предприниматель может добиться удовлетворения
иска о расторжении договора, только если он не знал и не должен был знать,
на каких условиях он заключил договор. Доказать это весьма трудно, если не
невозможно.
Типичным примером договоров присоединения являются договоры, заключаемые
трастовыми компаниями "Смагулов и К", "Еврошопинг" и другие. Вкладчику предлагается
подписать договор, разработанный самой компанией, не меняя в нем ни одного
пункта.

Статья 390. Предварительный договор (в ред. Закона РК от 2 марта 1998
г.)
1. Понятие предварительного договора неразрывно связано с понятием основного
договора. Из предварительного договора возникает обязательство заключить в
будущем основной договор на условиях предварительного договора.
В качестве примера предварительных договоров можно привести договор гарантии,
заключенный для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (п.
3 ст. 329 ГК), договор об организации перевозок грузов, кредитный договор,
предусматривающий обязанность банка предоставить денежные средства заемщику
в размере и на условиях, согласованных сторонами, договор на получение квартиры
в будущем (жилищный контракт).
К предварительному договору, видимо, следует отнести протокол о результатах
торгов, предусмотренный Указом о приватизации. В п. 5 ст. 14 Указа о приватизации
закреплено, что "лицо, выигравшее торги, и продавец подписывают в день проведения
аукциона или тендера протокол о результатах торгов".
В этом протоколе содержатся существенные условия договора купли-продажи.
В нормативных актах государственного органа по приватизации закреплено, что
протокол о результатах торгов является документом, фиксирующим результаты
торгов и обязательства лица, выигравшего торги, и продавца заключить договор
купли-продажи объекта приватизации по цене, установленной в ходе торгов (см.,
например, Положение о порядке продажи государственных пакетов акций на аукционах,
утвержденное постановлением Госкомпривата от 7 февраля 1996 г. N 37 (п. 3.5);
Положение об организации и проведении аукционов по продаже объектов приватизации,
утвержденное постановлением Госкомпривата от 22 февраля 1996 года N 60 (п.
3.6); Положение о порядке проведения открытых тендеров по продаже объектов
приватизации, утвержденное постановлением Госкомпривата от 11 июня 1996 года
(п. 21) и другие.
2. Связь предварительного и основного договоров проявляется и в том,
что форма обоих договоров должна совпадать. Если для заключения определенного
вида договоров законодательством установлена нотариальная форма договора (например,
договор купли-продажи жилого дома), то и предварительный договор должен быть
заключен в нотариальной форме.
Однако, если законодательством форма основного договора не определена
(например, обычный договор купли-продажи), предварительный договор под страхом
недействительности должен быть заключен в письменной форме. То есть, здесь
не наступают обычные последствия несоблюдения письменной формы сделок - лишение
права ссылаться на свидетельские показания (см. ст. 153 ГК и комментарий к
ней). Договор, заключенный устно, признается недействительным.
3. Минимальное условие, которое должен содержать предварительный договор,
- это условие, позволяющее определить предмет основного договора. Нельзя,
например, заключить договор о заключении в будущем договора купли-продажи
без определения, что будет предметом будущего договора (купля-продажа предприятия,
здания, ценных бумаг и т.п.). Должны быть также определены другие существенные
условия основного договора (о существенных условиях см. комментарий к ст.
382 ГК). Набор этих условий разный для разных видов договоров. Например, существенными
условиями договора купли-продажи являются наименование и количество товаров.
4. Срок заключения основного договора является обязательным условием
предварительного договора, поэтому в статье установлен годичный срок заключения
основного договора, если в предварительном договоре срок не установлен.
Важность такого срока вытекает из того, что по его истечении действие
предварительного договора прекращается, если основной договор до окончания
срока не был заключен.
5. Вопрос о последствиях уклонения от заключения предварительного договора
решается по-разному в законодательстве разных стран. Например, в ГК РФ закреплено
право стороны предварительного договора требовать понуждения другой стороной
к заключению договора (ст. 429 ГК РФ). Такое же правило было закреплено в
Основах гражданского законодательства (ст. 60).
В комментируемой статье закреплено иное правило: права на понуждение
к заключению договора у сторон нет, есть только право на возмещение причиненных
уклонением от заключения основного договора убытков (например, сторона, которая
должна была выступить покупателем, закупила мебель или оборудование с учетом
особенностей жилого дома или здания, покупка которого была предметом предварительного
договора).
В статье предусмотрено, что сторона обязана возместить убытки, если иное
не предусмотрено законодательством или договором. Данное положение должно
применяться с учетом п. 2 ст. 350 ГК, в соответствии с которым принятое до
нарушения обязательства соглашение сторон об освобождении должника от возмещения

<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>