<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Закон (комментируемая статья) определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых
форм, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица. Необходимость
такой организационно-правовой четкости вызвана стремлением предпринимателей
создавать различные нестандартные и комбинированные экономические образования
(например, фирма, корпорация, трест, трастовая компания, холдинг т.п.) без
точной характеристики их организационно-правовой формы. Поскольку же права,
обязанности, внутренняя структура, компетенция органов и обязанности по обязательствам
во многом зависят от организационно-правовой формы, особенности которой, как
правило, определяются "своим" законом, создание "бесформенных" юридических
лиц затрудняет определение их подлинного юридического статуса. Поэтому Постановлением
Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. "О введении в
действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)" установлено,
что юридические лица, образованные до официального опубликования Гражданского
кодекса (Общая часть) в организационно-правовых формах, не предусмотренных
Гражданским кодексом (Общая часть), подлежат преобразованию в организационно-правовые
формы, предусмотренные Гражданским кодексом (Общая часть), до 1 января 1998
года.
Что же касается организационно-правовых форм некоммерческих юридических
лиц, то они возможны в более широких вариантах, нежели те, какие названы комментируемой
статьей, но и они должны определяться не бесконтрольным желанием учредителей,
а соответствующими законными границами.
3. В этих границах вполне возможно образование некоммерческого юридического
лица и в организационно-правовой форме акционерного общества, но требуется,
чтобы такая форма была четко установлена законодательным актом о данном виде
юридических лиц. Указ о хозяйственных товариществах предусматривает, что "в
случаях, установленных законодательными актами, в организационно-правовой
форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации".
Адекватным подтверждением служит текст п. 1 ст. 37 Закона о ценных бумагах:
"Фондовая биржа является некоммерческой саморегулируемой организацией, создаваемой
профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме акционерного общества".
4. Проведение полного разграничения между коммерческими и некоммерческими
организациями бывает на практике затруднительным. Во-первых, потому, что отдельные
коммерческие юридические лица, особенно в первые годы после образования, все
получаемые доходы расходуют на развитие материальной базы, совершенствование
технологии и т.п. и не выплачивают учредителям дивидендов. Во-вторых, некоторые
некоммерческие юридические лица ведут весьма активную предпринимательскую
деятельность, предусмотренную их уставами. И, в-третьих, наконец, возможно
образование некоммерческого юридического лица в организационно-правовой форме,
применяемой обычно, как это было показано в п. 3, для коммерческих юридических
лиц.
5. Поэтому самым надежным критерием разграничения служит юридическая
возможность или невозможность распределения чистого дохода между участниками
(учредителями) юридического лица. Если юридическое лицо вправе в силу закона
или учредительных документов распределять чистый доход между участниками (выплачивать
дивиденды), то оно должно быть признано коммерческой организацией, независимо
от того, производятся или не производятся очередные выплаты дивидендов. Если
же юридическое лицо в силу законодательства или учредительных документов не
вправе выплачивать дивиденды, оно должно быть признано некоммерческой организацией.
И все его доходы, если таковые появляются, должны быть направлены на достижение
уставных целей.
Казахстанское законодательство последовательно проводит такое разграничение,
тогда как ГК РФ допускает отклонения. Например, ст. 116 ГК РФ устанавливает
возможность распределения между членами потребительского кооператива, который
относится к некоммерческим организациям, доходов, полученных от деятельности
кооператива.
6. Различными являются возможности предпринимательства для коммерческих
и некоммерческих юридических лиц.
Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской
деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально
для каких-либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных
актах или учредительных документах юридического лица. В остальных случаях
коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые сделки, не запрещенные
законом или учредительными документами (см. п. 1 ст. 35 ГК).
Напротив, некоммерческое юридическое лицо вправе заниматься лишь теми
видами предпринимательства, какие соответствуют его уставным целям.
7. В терминологии актов законодательства и официальных документов нередко
различаются государственные и негосударственные юридические лица. Под государственными
следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения),
имущество которых не разбито на доли или акции и полностью как единое целое
принадлежит на праве собственности государству (см. ст. 102 ГК).
Все остальные юридические лица относятся к негосударственным. Даже те,
в уставном капитале которых государство имеет какие-то доли, какое-то количество
акций.
8. Специально следует определить место среди юридических лиц предприятий
с иностранным участием, т.е. совместных (СП) или иностранных предприятий.
В обиходной практике словами "совместное предприятие" обозначают иногда
предприятия, созданные несколькими субъектами, независимо от их государственной
принадлежности. Такое обозначение не содержит никакой социальной юридической
характеристики. Но и для предприятий с иностранным участием термины "СП" или
"иностранное предприятие" характеризуют лишь участие иностранного капитала,
но не их организационно-правовую форму, которая должна подчиняться правилам
ст. 34 ГК. На практике предприятия с иностранным участием образуются в РК
либо в форме товарищества с ограниченной ответственностью, либо в форме акционерного
общества.
9. Важное правовое значение имеет различие между юридическими лицами
- резидентами и нерезидентами. Такое различие определяется прежде всего Законом
о валютном регулировании. Согласно ст. 1 этого закона к резидентам относятся
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК и с местом
нахождения в РК. К резидентам, следовательно, относятся не только юридические
лица, образованные казахстанскими учредителями, но также предприятия с иностранным
участием, о которых говорится в предыдущем пункте комментария, если они образованы,
прошли государственную регистрацию в РК и здесь же имеют место нахождения
(о месте нахождения юридических лиц см. ст. 39 ГК и комментарий к ней).
К юридическим лицам-нерезидентам относятся все другие юридические лица,
действующие на территории РК или за ее пределами, если они не охватываются
приведенным выше понятием "резидент".
Соответственно филиалы и представительства юридических лиц (см. ст. 43
ГК и комментарий к ней) считаются резидентами, или нерезидентами в зависимости
от того, являются ли резидентами или нерезидентами те юридические лица, в
состав которых входят соответствующие филиалы и представительства.
Различение резидентов от нерезидентов имеет практическое значение для
валютных операций, открытия валютных счетов, расчетов в иностранной валюте,
налоговых отношений, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 35. Правоспособность юридического лица (в ред. Закона РК от 2
марта 1998 г.)
1. Правоспособность юридического (как и физического) лица - это его способность
приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку
же гражданские права и обязанности возникают в результате юридических фактов,
прежде всего - сделок, совершаемых юридическими лицами, содержание и границы
правоспособности во многом определяются кругом сделок, какие вправе совершать
юридические лица.
Хорошо известно, что прежде действовавшее законодательство запрещало
всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, то есть сделки,
не соответствующие установленным целям их деятельности (ст. 27 ГК КазССР).
Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (ст. 48
старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие
от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью
специальной.
2. С принятием нового ГК положение радикально изменилось. Как отмечалось
в комментарии к статье 34 ГК, коммерческие юридические лица могут, как правило,
совершать все незапрещенные действия, следовательно, они обладают общей и
равной правоспособностью.
Иное положение с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе
совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является
специальной.
3. В особом положении находятся государственные предприятия. Предприятия,
имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают
более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные
коммерческие юридические лица (см. ст. 200 ГК, а также Указ о государственном
предприятии).
Предприятия же, за которыми имущество закреплено на праве оперативного
управления (казенные предприятия), создаются для осуществления лишь определенных
видов деятельности и потому должны признаваться субъектами со специальной
правоспособностью (см. главу 3 того же Указа).
4. Помимо общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим
лицам, образованным в той или иной организационно-правовой форме, закон для
некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания
их деятельности. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той
или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив,
путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными
видами деятельности.
Например, п .3 ст.1 Указа о банках и банковской деятельности запрещает
любым юридическим лицам, не получившим официального статуса банка, именовать
себя банком и заниматься банковской деятельностью.
Вот пример противоположного характера. В п. 2 ст. 2 Указа о товарных
биржах сказано: "Биржам запрещается осуществлять торговую, торгово-посредническую
и любую иную деятельность, не связанную с биржевой торговлей".
5. Правоспособность юридических лиц в сфере предпринимательства (как,
впрочем, и правоспособность граждан) может ограничиваться системой лицензирования
определенных видов деятельности.
Как отмечалось в ст. 10 ГК, производство и продажа ряда товаров и услуг
по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты
окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществляться
только по государственным лицензиям. Перечень видов деятельности, требующих
лицензирования, а также порядок выдачи лицензий установлены Указом о лицензировании
с последующими изменениями и дополнениями.
Указом о лицензировании установлены также законодательные основания для
отказа в выдаче лицензии, ее отзыва, приостановления и прекращения ее действия.
Лицензия, как и всякий юридический акт, может быть признана недействительной.
Законодательными актами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут
быть предусмотрены иные основания и иной порядок отзыва лицензии и приостановления
ее действия (см., например, Указ о нефти, а также Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона, от 20 июля 1995 г. "О государственном регулировании
отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" и др.).
6. Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует
уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических
лиц, а также определения ее границ.
Как говорится в комментируемой статье, правоспособность юридического
лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации.
Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой
правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права
вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При признании
же лицензии недействительной, ее прекращении, отзыве либо приостановлении
ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его
прежние общие границы.
Лицензии - непередаваемы и неотчуждаемы, кроме случаев, когда законодательными
актами предусмотрено иное.

Статья 36. Права учредителей (участников) на имущество созданных ими
юридических лиц
1. Каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество. Комментируемая
статья определяет, какими правами на это имущество обладают его создатели,
его учредители (см. ст. 40 ГК). Здесь возможны три варианта:
а) обладают вещными правами (прежде всего - правом собственности);
б) обладают обязательственными правами;
в) не обладают ни вещными, ни обязательственными правами.
Вещными правами (правом собственности) обладает государство в отношении
имущества государственных предприятий и учреждений. Именно государство как
собственник может в определенных границах распоряжаться имуществом государственных
предприятий и учреждений. К государству же (собственнику) это имущество возвращается
при ликвидации государственных юридических лиц.
Сами же государственные юридические лица имеют на закрепленное за ними
имущество право хозяйственного ведения (ХВ) или право оперативного управления
(ОУ). Названные права неотделимы от государственной собственности. Это означает,
что приобретение каким-либо государственным юридическим лицом того или иного
имущества ведет к одновременному возникновению на это имущество как права
ХВ или ОУ, так и права государственной собственности. Причем это распространяется
и на случай, когда имущество попадает к государственному юридическому лицу
по договору дарения или по завещанию.
Продажа или иное отчуждение своего имущества каким-либо государственным
юридическим лицом негосударственному субъекту ведет к одновременному прекращению
права государственной собственности на имущество.
2. Правом собственности на имущество негосударственного учреждения обладает
учредитель такого учреждения. Содержание его права собственности сходно с
содержанием права государства на имущество государственного учреждения.
3. В отношении имущества хозяйственного товарищества или кооператива
его создателям (учредителям, участникам) принадлежит только обязательственное
право, но не право собственности. Это значит, что любой участник может претендовать
на свою долю в суммарном выражении, но не может требовать передачи ему части
здания, какой-либо машины, земельного участка и т.п. Право же собственности
на все имущество принадлежит хозяйственному товариществу или кооперативу как
юридическому лицу.
Нужно четко себе представлять, что имущество хозяйственного товарищества
или кооператива - это не общая собственность членов товарищества (кооператива),
а моносубъектная собственность юридического лица.
4. Но есть и такой вид товарищества, участники которого имеют на его
имущество более сложные правомочия, нежели обязательственные - это акционерное
общество.
Член АО - акционер - не имеет никаких вещных прав по отношению к имуществу
действующего акционерного общества. Собственником имущества является акционерное
общество как таковое, а у акционера есть право собственности только на ценные
бумаги, на акции. Обладая акциями, акционер приобретает право на управление
обществом, на получение дивидендов и некоторые другие права, но не право денежной
реализации своей доли в имуществе. Иначе говоря, акционер, желающий выйти
из общества, не вправе требовать, чтобы последнее купило его акции (если иное
не предусмотрено уставом общества). Его (акционера) имущественные интересы
при желании выйти из общества могут быть обеспечены только путем продажи своих
акций другому лицу, согласному купить их.
5. Особый случай возникает, когда в АО преобразуется государственное
предприятие, причем государство оставляет за собой контрольный пакет акций
либо даже все акции.
Кому же принадлежит право собственности на имущество такого акционерного
общества?
Нередко считают, что, даже будучи преобразованным в АО, такое предприятие
принадлежит государству. Его так и называют: государственное АО.
Но, говоря языком юридическим, это - неправильно. АО, даже образованное
государством, становится субъектом права собственности на свое имущество,
государство же в лице того, кто управляет акциями, превращается в собственника
акций. Экономически это не ослабляет власти государства над имуществом юридического
лица, так как, обладая большинством акций, государство, давая указания тому,
кто управляет акциями от имени государства, имеет возможность принимать через
органы АО любое решение по распоряжению имуществом. Но юридически подобное
распоряжение осуществляется не через административные решения министерства
(ведомства, госкомитета), а через решение органов управления АО.
Аналогичным образом осуществляется управление имуществом дочернего юридического
лица со стороны родительской фирмы.
6. Существуют и такие юридические лица, учредители (участники) которых
вовсе не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество юридического
лица. Они названы в п. 4 комментируемой статьи. Это значит, что члены, организаторы,
учредители, участники общественных объединений, общественных фондов и религиозных
объединений не вправе предъявлять никаких имущественных претензий к названным
объединениям, в том числе и о возврате денег, переданных в виде вступительных
или членских взносов, пожертвований и пр.
Даже при ликвидации подобного юридического лица оставшееся после уплаты
долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам,
а направляется на цели, определенные уставом юридического лица.

Статья 37. Органы юридического лица (в ред. Закона РК от 2 марта 1998
г.)
1. К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные
звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными
документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица,
а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами
государства.
Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права.
Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не
приобретает для себя никаких прав и обязанностей. Таковые непосредственно
приобретает юридическое лицо.
Отсюда вывод: смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции
органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влечет изменения
или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим
лицом через действия органов.
2. Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент,
управляющий) либо коллективными (коллегиальными). Так, в АО органами могут
быть: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, президент общества
и т.п.
Здесь возникает задача разграничения компетенции органов. Если законом
или учредительными документами установлено, что какие-либо сделки заключаются
директором только при согласии на это наблюдательного совета, то такие сделки
директор самостоятельно заключать не должен.
При этом следует учитывать, что п. 4 ст. 44 ГК устанавливает, что юридическое
лицо несет ответственность за действия своих органов, даже превысивших свои
полномочия, кроме, конечно, случаев, когда орган, будучи физическим лицом,
действует от своего имени, но не от имени юридического лица.
3. Орган юридического лица не является представителем последнего, поэтому
выполнение функций органа не требует какой-либо доверенности. Достаточно предъявления
служебного документа, подтверждающего должностное положение.
4. Исключение из комментируемой статьи пункта о возможности для юридического
лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности
через своих участников и представителей не означает, что юридическое лицо
не вправе делать этого. В этом случае действуют общие положения о представительстве
(см. главу 5 ГК).

Статья 38. Наименование юридического лица (в ред. Законов РК от 15 июля
1996 г. и от 2 марта 1998 г.)
1. Наименование юридического лица - это его словесное обозначение, позволяющее
индивидуализировать юридическое лицо, то есть выделить его из массы всех других
юридических лиц того же или иного профиля, того же или иного региона, того
же или иного вида. Наименование может давать точную характеристику деятельности
юридического лица, например, Казахский государственный юридический университет.
Может, напротив, быть чисто символическим обозначением: например, производственный
кооператив "Утро". Важно лишь, чтобы среди всех других зарегистрированных
юридических лиц не было иного юридического лица с таким же полным словесным
обозначением, в частности с теми ключевыми словами, которые индивидуализируют
данное юридическое лицо.
В обычной практике юридические лица нередко обозначаются сокращенно,
но во всех официальных документах наименование должно быть полным.
2. Помимо обязательных сведений, названных комментируемой статьей, наименование
юридического лица должно содержать некоторые сведения, установленные законодательными
актами для определенных видов юридических лиц. Так, ст. 7 Указа о государственном
предприятии устанавливает, что наименование государственного предприятия должно
содержать указания на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной
собственности и на ведомственную подчиненность.
3. Наименование юридического лица - помещается на его бланках и всех
официальных документах, направляемых от имени данного юридического лица государственным
органам, хозяйственным партнерам и иным третьим лицам.
4. Наименование коммерческих юридических лиц называется комментируемой
статьей фирменным наименованием. С разрешения юридических лиц, предоставляемого,
как правило, за деньги, фирменное наименование может быть использовано другим
юридическим лицом.
5. Помимо фирменного наименования коммерческое юридическое лицо может
пользоваться и такими средствами индивидуализации, как товарный знак или знак
обслуживания. Соответствующий зарубежный термин переводится на русский язык
как торговая марка. Закон Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименования мест происхождения товаров" принят 18 января 1993
г. Статья 4 Закона определяет товарный знак (знак обслуживания) как зарегистрированное
словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для
отличия товаров или услуг одних хозяйствующих субъектов от однородных товаров
и услуг других хозяйствующих субъектов. По товарному знаку мы можем определить,
кто изготовил данный товар и, следовательно, отобрать товар, изготовленный
нужным нам производителем. Вместе с этим при помощи товарного знака мы можем
узнать, к кому обратиться с претензиями и требованиями, если товар окажется
недоброкачественным, некомплектным и т.п.

Статья 39. Место нахождения юридического лица (в ред. Закона РК от 2
марта 1998 г.)
1. Практическое значение точного определения места нахождения юридического
лица заключается в обозначении места, по которому можно определить, куда направлять
деловую и официальную корреспонденцию, адресованную юридическому лицу. Поэтому
место нахождения юридического лица указывается в регистрационных документах,
на бланках, в тексте договоров, заключаемых данным юридическим лицом, и т.п.
2. Место нахождения юридического лица определяет важные условия его создания
и деятельности - выбор регистрирующего органа, выбор судебного органа при
предъявлении иска юридическим лицом либо к юридическому лицу, определение
места исполнения обязательства (ст. 281 ГК) и во многих других случаях. Иногда
даже применимо право.

Статья 40. Учредители юридического лица
1. Учредители юридического лица - это инициаторы его создания и непосредственные
создатели. Учредителями могут быть и юридические лица, и граждане. Но некоторые
юридические лица могут создаваться только гражданами (полное товарищество
- п. 3 ст. 58 ГК), другие - только юридическими лицами (ст. 110 ГК).
2. Все расходы, связанные с учреждением юридического лица, учредители
покрывают собственными средствами. Все договоры в интересах будущего юридического
лица (аренда помещения для деятельности, приобретение инвентаря и оргтехники)
заключаются учредителями от своего имени, так как юридического лица как субъекта
права еще не существует. По этой причине и ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение таких договоров несут учредители, причем солидарную
ответственность.
3. Но как только юридическое лицо образовано, его высший орган управления
(обычно - общее собрание) выносит решение о переводе на юридическое лицо всех
обязательств и всей ответственности за действия учредителей, совершенные в
интересах юридического лица до его создания, если, конечно, такие действия
были целесообразными.
4. Учредители юридического лица сохраняют свой статус и после образования
юридического лица, продолжая управлять его делами. Они уже могут называться
участниками. При этом состав участников может изменяться. Лица, вновь принятые
в состав участников, приобретают такие же права (на участие в управлении,
получение дивидендов, долю в имуществе после ликвидации юридического лица),
что и первоначальные учредители, если иное не установлено учредительными документами
либо решением высшего органа управления юридического лица. Изменение состава
учредителей не означает реорганизацию юридического лица (о реорганизации см.
ст. 45 ГК).
5. От учредителей (участников) юридического лица следует отличать его
работников и должностных лиц, которые получают вознаграждение за свою работу,
совершают в пределах своей должностной компетенции действия, порождающие права
и обязанности для юридического лица, но не вправе принимать участие с правом
голоса в общем собрании участников, получать дивиденды и т.п., если иное не
предусмотрено учредительными документами или решением общего собрания.
В свою очередь и учредители (участники) могут быть рабочими, служащими,
должностными сотрудниками юридического лица. И несут при этом все трудовые
права и обязанности, не смешиваемые с правами и обязанностями учредителя (участника)
юридического лица.
Все изложенные соображения не распространяются на правовое положение
учредителей государственных предприятий и учреждений, где государство выступает
как собственник имущества образуемых им юридических лиц и в дальнейшем не
сливается с этими юридическими лицами, продолжая управлять ими "сверху" -
методами, установленными законодательством.

Статья 41. Учредительные документы юридического лица (в ред. Законов
РК от 15 июля 1996 г., от 19 июня 1997 г., от 11 июля 1997 г., от 2 марта
1998 г. и от 22 апреля 1998 г.)
1. К учредительным документам относятся учредительный договор и устав.
Учредительные документы служат необходимыми предпосылками образования и деятельности
юридического лица и устанавливают ее режим. Но между названными документами,
входящими в одну "связку", существуют важные различия как по назначению, так
и по содержанию каждого из них.
Назначением учредительного договора служит определение взаимных прав
и обязанностей учредителей. Он перечисляет всех учредителей, устанавливает
долю каждого в уставном капитале и решает наиболее важные вопросы внутренних
взаимоотношений: участие в управлении, распределение прибыли, учет голосов
при принятии решений и т.п.
Учредительный договор является индивидуальным юридическим актом. Нередко
он содержит сведения, составляющие коммерческую тайну.
2. Иногда учредительным называют договор между учредителем и его юридическим
лицом, в котором отражаются их взаимоотношения по правомочиям учредителя,
обязанностям юридического лица перечислять часть прибыли учредителю и пр.
Такие договоры не основаны на законе и нецелесообразны, поскольку учредитель
все подобные вопросы может решать в уставе, который утверждает единолично.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>