<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Учредительный договор без устава не может служить основанием образования
юридического лица.
3. В отличие от учредительного договора устав необходим для внутренней
организации деятельности юридического лица. Он определяет порядок формирования
его органов управления и их компетенцию, правовой статус должностных лиц и
другие вопросы.
Устав не называет индивидуальных имен, он содержит только нормы и является
локальным нормативным актом.
4. Ряд положений учредительного договора неизбежно воспроизводится уставом,
например, о порядке голосования, порядке формирования руководящих органов
и т.п.
На практике между учредительным договором и уставом иногда возникают
противоречия. Ранее закон не определял порядок их разрешения. Теперь этот
порядок установлен пунктом 6 комментируемой статьи.
5. Ни учредительный договор, ни устав не направлены на регулирование
взаимоотношений юридического лица с посторонними третьими лицами, которые
(взаимоотношения) должны подпадать под регулирующее воздействие закона, иных
нормативных актов и договора юридического лица с третьим лицом. Это особенно
важно отметить потому, что третьи лица, заключая контракты, далеко не всегда
знакомы с уставом и могут быть не осведомлены о разграничении компетенции
между различными органами своего хозяйственного партнера. На этой почве могут
возникать негативные последствия.
Так, группа граждан, образовавших ТОО еще до вступления в действие ГК,
взяла у земледельца заброшенный земельный участок в аренду на 10 лет. Со стороны
арендодателя договор подписал председатель кооператива, которому принадлежит
участок. В течение двух лет арендаторы расчистили участок, возвели нужные
постройки и полностью подготовили участок к интенсивной эксплуатации. И тогда
арендодатель - производственный кооператив - потребовал через суд признать
договор аренды недействительным, ссылаясь на то, что согласно уставу кооператива
договор об аренде земельного участка сроком свыше трех лет может заключаться
председателем кооператива лишь с согласия его правления. Такого согласия при
заключении данного договора не было. Арбитражный суд иск удовлетворил. После
введения в действие ГК подобный иск не подлежал бы удовлетворению, так как
юридическое лицо отвечает за действия своих органов, даже если они выходят
за пределы своих полномочий (п. 4 ст. 44 ГК).
6. Учитывая важность ознакомления хозяйственных партнеров (в том числе
будущих) юридического лица с учредительными документами, прежде всего с уставом,
следует обеспечить возможность такого ознакомления. На практике, однако, руководство
юридического лица нередко уклоняется от предоставления документов для ознакомления,
ссылаясь на конфиденциальность. Это прямо противоречит п. 7 комментируемой
статьи. Такую функцию ознакомления должен также исполнять регистрирующий орган,
в котором находятся учредительные документы со всеми последующими изменениями.
7. В отличие от устава учредительный договор может быть конфиденциальным
документом.

Статья 42. Государственная регистрация и перерегистрация юридических
лиц (в ред. Законов РК от 15 июля 1996 г. и от 2 марта 1998 г.)
1. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной,
ибо до регистрации юридическое лицо просто не существует; момент его возникновения,
приобретения им право- и дееспособности совпадает с моментом его государственной
регистрации.
2. Порядок регистрации установлен Указом о государственной регистрации
юридических лиц.
3. Указ Президента, названный в п. 2, устанавливает исчерпывающий перечень
документов и иных материалов, представление которых необходимо для регистрации.
4. 3начение регистрации заключается в том, что она:
а) подтверждает факт возникновения юридического лица;
б) позволяет вести государственный учет всех юридических лиц страны,
ибо они через регистрацию вносятся в единый государственный регистр;
в) обеспечивает возможность государственного контроля за деятельностью
юридического лица;
г) создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое
заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими
юридическое лицо, кроме, разумеется, тех, что являются конфиденциальными или
составляют коммерческую тайну.
5. Филиалы и представительства, правовая характеристика которых содержится
в ст. 43 ГК и комментарии к ней, регистрируются по месту их нахождения в действующих
там регистрирующих органах. Поскольку филиалы и представительства не являются
самостоятельными юридическими лицами, то должны представить при регистрации
не учредительные документы, а копии решений юридических лиц об образовании
филиалов и представительств.
Согласно новой редакции п. 4 филиалы и представительства могут не указываться
в уставе создавшего их юридического лица.
6. От регистрации следует отличать перерегистрацию, которая проводится
в том же органе, что и первоначальная регистрация, но в отличие от нее не
имеет конститутивного значения ни для возникновения юридического лица, ни
для его прекращения. Задача перерегистрации государственный учет и включение
в объем информации, которая может быть запрошена заинтересованными лицами,
изменений, внесенных в правовой статус уже зарегистрированного юридического
лица.
Пункт 6 комментируемой статьи перечисляет случаи необходимой перерегистрации.
Перечень исчерпывающий.
7. Если иностранные учредители образуют самостоятельно либо совместно
с казахстанскими учредителями юридическое лицо на территории РК, оно регистрируется
в установленном порядке и после регистрации приобретает правовой статус казахстанского
юридического лица.
В отличие от юридических лиц, созданных только казахстанскими учредителями,
упомянутые юридические лица называются предприятиями с иностранным участием,
среди которых различаются:
а) иностранные предприятия, в которых весь уставный капитал образован
иностранными учредителями;
б) совместные предприятия, в которых уставный капитал образован и иностранными,
и казахстанскими учредителями. И те, и другие казахстанские юридические лица,
но при их регистрации требуются дополнительные документы, подтверждающие правовой
статус и платежеспособность их иностранных учредителей.
8. В таком же порядке, как казахстанские филиалы и представительства,
регистрируются образованные на территории Казахстана филиалы и представительства
иностранных юридических лиц. Но и здесь требуются дополнительные документы.

Статья 43. Филиалы и представительства (в ред. Закона РК от 15 июля 1996
г.)
1. Как уже отмечалось, филиалы и представительства не являются самостоятельными
юридическими лицами, хотя и представляют собой имущественно и территориально
обособленные подразделения основного образовавшего их юридического лица. На
практике и даже в официальных документах они именуются иногда отделениями,
конторами, агентствами, организациями и т.п., но это отклонение от строгой
юридической терминологии.
Неточность терминологии заключается в том, что даже официальные документы
называют иногда филиал юридическим лицом, что является недопустимой для юриспруденции
ошибкой.
2. Будучи частью основного юридического лица, филиал (представительство)
не обладает ни одним из его основных признаков:
а) он не имеет своего обособленного имущества, имущество филиала (представительства)
с учетной целью нередко числится на отдельном балансе, но такой баланс не
является самостоятельным;
б) он (филиал) выступает не от своего имени, а от имени создавшего его
юридического лица;
в) он не несет самостоятельной имущественной ответственности, напротив,
за его действия отвечает основное юридическое лицо.
Именно эта ответственность основного юридического лица за действия филиала
вызывает на практике острую реакцию. Многие руководители коммерческих юридических
лиц окружают себя филиалами, будучи уверенными, что не отвечают за их действия.
Так, в Алматы крупное АО создало ряд филиалов, среди которых - филиал, занимавшийся
туризмом и сводивший всю работу к получению виз. Филиал неоднократно обманывал
клиентов, взимая предоплату за получение въездных виз в западные страны через
их консульства, расположенные в Москве. Визы часто не получались, но деньги
не возвращались. Президент акционерного общества отказывался возвратить деньги
клиентам, предлагая им судиться с руководителем филиала. Суд признал АО ответственным
за долги своего филиала.
3. Различие между филиалом и представительством комментируемая статья
проводит по характеру выполняемых функций: для филиала таковыми является обычно
то же, что делает основное юридическое лицо; для представительства - совершение
юридических действий от имени основного юридического лица и контроль за их
исполнением. Но различие является весьма условным, нередко и филиал занимается
представительской деятельностью, а представительство - производством.
4. Будучи частью основного юридического лица, филиал (иногда - и представительство)
является подразделением, четко выделенным в организационном и производственно-финансовом
планах: собственные должностные лица, свои сферы деятельности, круг разрешенных
действий, производственные задания, отдельный баланс, отдельный счет в банке,
отдельная (учетная) государственная регистрация. Это позволяет лучше организовать
работу филиала, контроль за его деятельностью, оценку результатов работы.
Этому содействует утверждаемое для каждого филиала (представительства) отдельное
Положение.
5. Комментируемая статья устанавливает, что руководителей филиалов и
представительств назначают уполномоченные органы основного юридического лица.
И такие руководители выступают в обороте на основании доверенности, где обозначено,
какие именно правовые действия (сделки) может совершать руководитель филиала
(представительства) перед третьими лицами (с третьими лицами). И обязанность,
и ответственность по таким действиям возлагаются на основное юридическое лицо.
Доверенности такого рода, как правило, бывают не разовыми и не специальными,
а генеральными, то есть в общей форме определяющими, какие сделки могут совершаться
с неопределенным кругом третьих лиц.
6. В итоге комментируемая статья называет два документа, определяющих
правовой статус филиала или представительства: положение о филиале (п. 3 ст.
43 ГК) и доверенность, выдаваемая руководителю (п. 4 ст. 43 ГК). Возникают
практически значимые вопросы:
а) какая разница в содержании и юридической направленности этих двух
документов;
б) как толкуются возможные противоречия между ними?
Мы предлагаем следующие ответы:
положение о филиале (представительстве) определяет внутрифилиальные отношения
и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим
лицом: цели и основные виды деятельности филиала, порядок назначения его должностных
лиц, их компетенцию, формы контроля, порядок передачи имущества от филиала
юридическому лицу и наоборот;
доверенность же выдается конкретному, прямо названному в доверенности
руководителю филиала (представительства), устанавливая как круг возможных
сделок, так и круг их возможных участников.
7. Отсюда вывод: положение решает только внутренние вопросы филиала,
доверенность - только внешние.
Вот конкретно возникшие на практике вопросы: действительна ли сделка,
охватываемая теми границами деятельности филиала, которые очерчены положением
о нем, но не охватываемая доверенностью; действительна ли сделка, входящая
в содержание деятельности филиала, определенного положением, но заключенная
директором, вообще не имеющим доверенности (обычно еще не успевшим получить
доверенность)?
На оба вопроса ответ представляется одинаково отрицательным: такие сделки
должны признаваться недействительными, если они не одобрены основным юридическим
лицом.
8. От филиалов и представительств следует отличать дочерние и зависимые
юридические лица (см. ст. ст. 94 - 95 ГК, ст. ст. 46 - 49 Указа о государственном
предприятии). Дочерние и зависимые юридические лица являются самостоятельными
субъектами права, выступают в гражданском обороте от своего имени и несут
самостоятельную ответственность по своим обязательствам, но основные юридические
лица через специальные правовые механизмы могут влиять на принятие дочерними
и зависимыми юридическими лицами решений, влияющих на характер их деятельности.

Статья 44. Ответственность юридического лица (в ред. Законов от 11 июля
1997 г. и от 2 марта 1998 г.)
1. Уже в силу того, что юридическое лицо обладает обособленным имуществом,
предполагается его (юридического лица) самостоятельная имущественная ответственность.
Только ради этого и было предусмотрено это социально-правовое образование,
многократно расширившее возможности привлечений к рыночному обороту новых
предпринимателей и новых капиталов. Общее правило таково: ни учредители, ни
работники юридического лица, ни государство не отвечают по долгам юридического
лица, которое, в свою очередь, не отвечает по долгам своих учредителей, работников
и государства.
Из этого общего правила, однако, законом предусмотрен ряд исключений,
направленных на усиление защиты интересов кредиторов. Но и при этих исключениях
по долгам юридического лица прежде всего отвечает само юридическое лицо, и
лишь при недостаточности его имущества - другие субъекты. В комментируемой
статье перечислены самые важные исключения.
2. Прежде всего называются учреждения и казенные предприятия, которые
отвечают по долгам кредиторов своим имуществом, и то не всем, а лишь имеющимися
у них деньгами. Остальная часть долгов должна погашаться учредителями упомянутых
юридических лиц.
Статья 70 ГК говорит о субсидиарной солидарной ответственности (о субсидиарном
и солидарном обязательстве см. ст.ст. 287 и 288 ГК и комментарий к ним) учредителей
полного товарищества по его долгам; ст. 84 ГК - о субсидиарной ответственности
участников ТДО, а п. 3 ст. 96 ГК - о субсидиарной ответственности членов производственного
кооператива по долгам последнего.
3. Это все случаи, когда учредители (участники) юридического лица отвечают
по его долгам независимо от того, виновны ли они в возникновении долгов. Но
комментируемая статья предусматривает и виновную ответственность учредителей
по долгам созданного ими юридического лица. Так, если неплатежеспособность
вызвана действиями учредителя, например, его указаниями о том, какие сделки,
с кем и на каких условиях должны заключаться юридическим лицом, то правомерные
интересы кредиторов в случае банкротства этого юридического лица обеспечиваются
дополнительной ответственностью учредителя.
Аналогична ответственность основного хозяйственного товарищества по долгам
его дочернего хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 94 ГК).
4. В развитие этого положения п. 6 ст.52 (ранее 69) Закона о хозяйственных
товариществах гласит: "В случае принудительной ликвидации общества должностные
лица общества несут имущественную ответственность перед кредиторами по обязательствам
общества при недостаточности имущества общества для оплаты его обязательств
в случае, если должностные лица виновны в грубой небрежности при выполнении
своих обязанностей или в их невыполнении и если указанное выполнение или невыполнение
ими своих обязанностей непосредственно привело к принудительной ликвидации
общества".
5. Дополнительная ответственность учредителей (участников) юридических
лиц по долгам последних может быть установлена учредительными документами.
Однако никакие учредительные документы открытого АО не вправе возлагать
дополнительную ответственность по долгам АО на акционеров.
6. Общий юридический статус юридического лица не допускает его ответственности
по личным долгам его учредителей, участников, работников. Но на то имущество
юридического лица, на которое имеют обязательственное право его учредители
(участники, работники), ответственность может быть обращена в добровольном
или (по решению суда) в принудительном порядке. Так, взыскание по долгам работника
может быть обращено на его неполученную заработную плату, взыскание по долгам
члена хозяйственного товарищества, члена кооператива - на долю (пай) этого
члена товарищества (члена кооператива) в имуществе юридического лица (см.
ст. ст. 69, 83, 100 ГК).
Это общее правило нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, рассмотренная
ответственность юридического лица может быть только субсидиарной. Во-вторых,
АО не может нести даже дополнительную ответственность по личным долгам акционера.
7. Комментируемая статья устанавливает весьма важное правило, которого
не было в прежних нормах о юридических лицах: об ответственности юридического
лица перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического
лица с превышением полномочий. Целесообразность включения данной нормы в ГК
была определена затруднениями выяснения точных пределов полномочий органа
юридического лица (при заключении им (органом) сделок с третьим лицом. Дело
в том, что эти пределы нередко устанавливаются уставом юридического лица либо
общим собранием его участников без должного информирования об этом третьих
лиц.
Так, президент закрытого АО по договору с банком заложил здание, принадлежащее
АО, в обеспечение кредита, выданного банком третьему лицу, которое, получив
банковский кредит, скрылось. Когда же по требованию банка на заложенное здание
было обращено взыскание с целью погашения указанного кредитного долга, в банк
был представлен протокол общего собрания акционеров, датированный днем раньше,
нежели был подписан залоговый договор, и содержащий решение о запрете президенту
закладывать имущество без разрешения общего собрания акционеров, чего в данном
случае не было.
Ответственность юридического лица за действия его органа, превысившего
полномочия, установлена комментируемой статьей для случаев, когда границы
компетенции органа определены учредительными документами или решениями общего
собрания.
На те же случаи, когда полномочия органа определены непосредственно законодательством,
правило механически распространяться не должно, так как речь будет идти о
сделках, нарушающих требования законодательства. Соответствующие нормы будут
рассмотрены ниже при комментировании главы ГК о сделках.

Статья 45. Реорганизация юридического лица (в ред. Закона РК от 19 июня
1997 г.)
1. Комментируемая статья предусматривает пять форм реорганизации юридического
лица - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Причем
эти формы могут сочетаться. Например, слияние с выделением из состава одного
из сливающихся юридических лиц нового юридического лица, разделение с частичным
слиянием, выделение с частичным слиянием.
Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.
Однако на сегодняшний день перечень норм реорганизации юридического лица,
приведенный в п. 1 ст. 45 ГК, законодательство не расширяет.
2. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится
по решению Правительства РК, а коммунального предприятия по решению главы
местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный
орган (п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами,
то есть государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным
предприятиям функции субъекта права государственной собственности, являются
для республиканских предприятий министерства, государственные комитеты, ведомства
и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для
коммунальных предприятий - местные исполнительные органы, уполномоченные на
это главой местной администрации.
3. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное
предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга.
Это вытекает из отсутствия в ГК запрета на такую реорганизацию.
Статья 45 Указа о государственном предприятии прямо предусматривает преобразование
предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие. Преобразование
республиканского предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие
производится по решению Правительства РК по представлению уполномоченного
органа, согласованному с Министерством финансов РК, преобразование коммунального
предприятия по решению главы местной администрации по представлению уполномоченного
органа, согласованному с местным органом указанного министерства.
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения
и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:
1) нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного
ведения государственного имущества и денег;
2) отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;
3) распоряжения основными фондами в нарушение правил, установленных Указом
о государственном предприятии (п.1 ст. 25).
4. Преобразование государственного юридического лица в частное может
быть осуществлено только в процессе приватизации. Приватизация государственного
юридического лица осуществляется на основаниях и в порядке, установленных
законодательством о приватизации.
Решения о приватизации государственного предприятия и учреждения выносятся
государственным органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом.
Перечень предприятий, подлежащих приватизации по индивидуальным проектам,
утверждается Правительством РК (ст. 7 Указа о приватизации).
Приватизация проводится государственным органом, уполномоченным на осуществление
приватизации.
5. Решение о реорганизации хозяйственного товарищества выносится общим
собранием его участников. Вопрос о реорганизации не может быть передан на
решение исполнительного органа товарищества.
6. Часть 1 п. 2 ст. 9 Указа о хозяйственных товариществах не предусматривает
возможности реорганизации хозяйственного товарищества путем выделения. Это
противоречит п. 1 ст. 45 ГК, который делегирует специальному законодательству
не право ограничивать установленный им перечень форм реорганизации, а право
предусматривать другие формы реорганизации юридического лица. Поэтому следует
исходить из того, что п. 1 ст. 45 ГК позволяет при необходимости производить
реорганизацию хозяйственного товарищества в форме выделения.
7. Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные
товарищества другого вида либо в производственные кооперативы. Такое преобразование
осуществляется по решению общего собрания участников (см. комментарий к ст.
62 ГК и п. 3 ст. 9 Указа о хозяйственных товариществах).
В полном товариществе, в котором остался один участник, решение о преобразовании
юридического лица в иной вид хозяйственного товарищества может принять оставшийся
участник единолично в течение шести месяцев. Причем для образования коммандитного
товарищества ему необходимо заключить договор с вкладчиками о финансировании
осуществляемой товариществом деятельности (см. п. 3 ст. 25 Указа о хозяйственных
товариществах).
Решение о реорганизации коммандитного товарищества принимается собранием
полных товарищей. Вкладчики не вправе оспаривать решение полных товарищей
о реорганизации.
Для преобразования коммандитного товарищества в полное необходимо выбытие
всех участвовавших в нем вкладчиков.
При преобразовании полного или коммандитного товарищества в АО, ТОО или
ТДО каждый полный товарищ, ставший участником АО, ТОО или ТДО, в течение двух
лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам,
перешедшим к АО, ТОО или ТДО от полного или коммандитного товарищества. Отчуждение
бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его
от такой ответственности (статья 62 ГК).
8. Решение о реорганизации полного и коммандитного товарищества принимается
по общему соглашению всех участников (полных товарищей). Учредительным договором
товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством
голосов участников. Каждый участник полного или коммандитного товарищества
имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок
определения количества голосов его участников. Учредительным договором может
быть предусмотрено, что количество голосов, которым располагают участники,
определяется соразмерно их доле в уставном капитале.
9. ТОО, так и ТДО могут быть добровольно реорганизованы по решению его
участников.
ТОО и ТДО вправе преобразоваться в иное хозяйственное товарищество или
производственный кооператив (часть 2 п. 4 ст. 77 ГК).
Число участников ТОО и ТДО не должно превышать пятидесяти. В случае,
если число участников ТОО превысит пятьдесят, то оно подлежит разделению,
либо выделению, либо преобразованию в иное хозяйственное товарищество или
производственный кооператив в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации
в судебном порядке по заявлению органа, осуществившего государственную регистрацию
товарищества или иного заинтересованного лица, если число участников не уменьшится
до пятидесяти (часть 1 п. 2 ст. 77 ГК).
10. Решение о реорганизации коммандитного товарищества с единственным
полным товарищем, а также ТОО и АО с единственным участником принимаются ими
соответственно единолично.
11. АО может быть реорганизовано по решению собрания акционеров большинством
голосов.
АО вправе преобразоваться в ТОО или производственный кооператив. При
преобразовании размеры долей уставного капитала АО, принадлежащие каждому
из его акционеров, не могут быть изменены (ст. 58 (ранее 75) Указа о хозяйственных
товариществах).
Число акционеров закрытого АО, владеющих его обыкновенными (голосующими)
акциями, не может превышать пятидесяти. Если число таких акционеров закрытого
общества превысит указанный предел, общее собрание акционеров общества должно
в шестимесячный срок с этого момента принять решение о преобразовании общества
в открытое, внести соответствующие изменения в его учредительные документы
и обеспечить их регистрацию. А по истечении указанного срока общество подлежит
ликвидации в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц, если такое
решение не будет принято и число обладателей обыкновенных акций общества не
уменьшится до указанного предела (п. 4 ст. 38 (ранее 55) Указа о хозяйственных
товариществах).
Реорганизация банков, созданных в форме АО, осуществляется с учетом особенностей,
установленных банковским законодательством.
При разделении (выделении) организационно-правовая форма всех правопреемников
реорганизуемого АО должна совпадать с его организационно-правовой формой на
момент принятия решения о реорганизации (ст. 55 (ранее 72) Указа о хозяйственных
товариществах).
ГК не предусматривает возможности проведения реорганизации по решению
антимонопольного органа. В то же время Указ о хозяйственных товариществах
допускает это. В соответствии с п. 4 ст. 55 (ранее 72) "в случаях, когда решение
о реорганизации принимается антимонопольным органом, общее собрание акционеров
обязано определить сроки и порядок реорганизации в соответствии с законодательством
и решением антимонопольного органа. В этих случаях наблюдательный совет общества
обязан созвать чрезвычайное общее собрание акционеров".
12. Все виды реорганизации АО (кроме преобразования общества, не осуществлявшего
и не осуществляющего публичное размещение своих ценных бумаг) производятся
не ранее чем в двухмесячный срок после опубликования в официальной печати
уведомления об этом. Кредиторы вправе в течение трех месяцев с момента, когда
они узнали или должны были узнать о предстоящей реорганизации общества, предъявить
требование к обществу о досрочном прекращении или исполнении соответствующих
обязательств и возмещении им убытков.
При реорганизации АО не допускается обмен его обыкновенных акций, а также
привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные в соответствии с проспектом
их эмиссии, на иное имущество или имущественные права, кроме акций общества,

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>