стр. 1
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

Авторы комментариев

Бережной В.Г. - инженер-лесовод - ст. 77, 92-101, 125-127
Боголюбов С.А. - доктор юридических наук, профессор, действительный член Российской экологической академии и Общенациональной академии знаний - вступительная статья, ст. 13-16, 34, 35, 102, 123, 124, 131, 132, 134, 135, 137, 138
Жариков Ю.Г. - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор - ст. 8, 9, 63-66, 82-85, 109-112, 120, 129
Заславская Л.А. - Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук - ст. 1-4, 31-33, 36, 42-45, 54-61, 67, 69, 76, 78, 81, 121, 130, 133, 136
Крассов О.И. - доктор юридических наук, профессор - ст. 6, 10-12, 18-22, 103-108
Моисеев Н.А. - действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук ст. 7, 51-53, 70-73, 128
Новосельцев В.Д. - Заслуженный лесовод Российской Федерации, кандидат сельскохозяйственных наук - ст. 62, 74, 75, 79, 80, 113-119
Новосельцева А.И. - Заслуженный лесовод Российской Федерации, кандидат сельскохозяйственных наук - ст. 46-50, 87-91
Панкратов И.Ф. - Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор - ст. 5, 17, 23-30, 37-41, 68, 86, 122

Руководитель авторского коллектива, ответственный редактор и автор вступительной статьи доктор юридических наук, профессор С.А.Боголюбов

М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997

Принятые сокращения

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс
БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
Ведомости (РСФСР, РФ) - Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета (РСФСР, Российской Федерации)
Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
ЗК РСФСР - Земельный кодекс РСФСР
КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде Российской Федерации
КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации
РГ - Российская газета
САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СП (СССР, РСФСР) - Собрание постановлений Правительства (СССР, РСФСР)
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации


Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

Вступительная статья. Новый федеральный лесной закон

Общая часть (ст.ст. 1-112)
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-17)
Глава 1. Основные положения (ст. 1-5)
Глава 2. Объекты лесных отношений (ст.ст. 6-12)
Глава 3. Субъекты лесных отношений (ст.ст. 13-17)
Раздел II. Права собственности на лесной фонд и на (ст.ст. 18-45)
леса, не входящие в лесной фонд, и
другие права пользования их участками
Глава 4. Основные положения (ст.ст. 18-22)
Глава 5. Возникновение, осуществление, (ст.ст. 23-30)
ограничение, приостановление,
прекращение и защита прав пользования
участками лесного фонда и прав
пользования участками лесов, не
входящих в лесной фонд
Глава 6. Аренда участка лесного фонда, (ст.ст. 31-45)
безвозмездное пользование, концессия
и краткосрочное пользование участками
лесного фонда
Раздел III. Государственное управление в области (ст.ст. 46-78)
использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов
Глава 7. Основы государственного управления в (ст.ст. 46-50)
области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов
Глава 8. Система органов исполнительной (ст.ст. 51-53)
власти, осуществляющих
государственное управление в области
использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов
Глава 9. Основы организации лесного хозяйства (ст.ст. 54-78)
Раздел IV. Использование, охрана, защита и (ст.ст. 79-102)
воспроизводство лесов, как входящих,
так и не входящих в лесной фонд, а
также земель лесного фонда, не покрытых
лесной растительностью
Глава 10. Использование лесного фонда и не (ст.ст. 79-86)
входящих в лесной фонд лесов
Глава 11. Воспроизводство лесов и (ст.ст. 87-91)
лесоразведение
Глава 12. Охрана и защита лесного фонда и не (ст.ст. 92-102)
входящих в лесной фонд лесов
Раздел V. Платежи за пользование лесным фондом и (ст.ст. 103-108)
финансирование расходов на ведение
лесного хозяйства
Глава 13. Платежи за пользование лесным фондом (ст.ст. 103-107)
Глава 14. Финансирование расходов на (ст. 108)
государственное управление в области
использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства
лесов и на ведение лесного хозяйства
Раздел VI. Разрешение споров в области (ст.ст.109-112)
использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов и ответственность
за нарушение лесного законодательства
Российской Федерации
Глава 15. Разрешение споров в области (ст. 109)
использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов
Глава 16. Ответственность за нарушение лесного (ст.ст. 110-112)
законодательства Российской
Федерации

Особенная часть (ст.ст. 113-136)
Раздел VII. Особенности использования лесного (ст.ст. 113-138)
фонда, не входящих в лесной фонд
лесов, древесно-кустарниковой
растительности
Глава 17. Особенности использования лесного (ст.ст. 113-130)
фонда
Глава 18. Особенности использования, охраны, (ст.ст. 131-133)
защиты и воспроизводства лесов, не
входящих в лесной фонд
Глава 19. Особенности использования, охраны, (ст.ст. 134-136)
защиты и воспроизводства
древесно-кустарниковой
растительности

Заключительная часть (ст.ст. 137-138)
Глава 20. Введение в действие настоящего (ст.ст. 137-138) Кодекса

Общая часть

Раздел I

Общие положения

Глава 1. Основные положения

Комментарий к статье 1 Кодекса

Статья определяет систему лесного законодательства, основополагающим
актом которой является Лесной кодекс Российской Федерации, действующий со
дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации.
В статье установлено, что в систему лесного законодательства Российской
Федерации входят другие федеральные законы. Таких законов пока нет. Видимо,
имеются в виду федеральные законы, которые планируется принять в будущем:
закон о растительном мире (ст.5 ЛК РФ) и закон о концессии (ст.39 ЛК РФ).
Далее в статье предусмотрены иные федеральные нормативные правовые акты.
К ним, например, относятся Положение об аренде лесного фонда, утвержденное
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23
июля 1993 г. N 712*(1), Положение о порядке осуществления государственными
органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994
г. N 430*(2), постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября
1994 г. N 1034 "О Межведомственной экспертной лесоводственно-экологической
комиссии"*(3) и другие.
Согласно Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится
в совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В его систему
входят также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов).
В статье указано, что государственные органы управления лесным хозяйством
могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эта норма широко реализуется
на практике. Так, в ст.62 ЛК РФ предусмотрено, что расчетная лесосека утверждается
федеральным органом управления лесным хозяйством с участием органа государственной
власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного государственного
органа в области охраны окружающей природной среды. По поручению Правительства
Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации
от 3 мая 1994 г. N 430 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственными
органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации"*(4)
приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 24 октября
1994 г: N 224 утверждена Инструкция по организации и проведению государственными
органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации*(5)
(см.: Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.,
1995. С.120-163).

Комментарий к статье 2 Кодекса

Значение комментируемой статьи состоит в том, что она определяет направления
лесного законодательства, имеющие своей целью эффективное положительное влияние
на природный объект - леса.
Первое направление - обеспечение рационального, неистощительного использования
лесов. Экономное использование природного ресурса сокращает его потребление
и не допускает истощения. Для этого в лесном законодательстве предусматриваются
нормы о расчетной лесосеке, делении лесов на группы и др.
Второе направление - обеспечение охраны и защиты лесов. Леса охраняются
от пожаров и незаконных порубок, защищаются от вредителей и болезней. Для
этого в лесном законодательстве предусмотрены обязанности лесопользователей
по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней, ответственность
за нарушение лесного законодательства и др.
Третье направление - повышение экологического и ресурсного потенциала
лесов. Лесное законодательство предусматривает цели воспроизводства лесов
и лесоразведения, устанавливает основные требования к повышению продуктивности
лесов, обязанности лесопользователей по воспроизводству лесов и другие нормы
по повышению экологического и ресурсного потенциала лесов (см.: Российское
законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.332-337).

Комментарий к статье 3 Кодекса

Российская Федерация заключает международные договоры с иностранными
государствами с целью сотрудничества в осуществлении охраны лесов от пожаров
в пограничной зоне, оказания помощи в подготовке и повышении квалификации
лесоводов, комплексного использования древесных и недревесных ресурсов без
ущерба для экологических функций лесов. Например, такое Соглашение было заключено
в феврале 1995 г. с Монголией*(6).
Стороны решили способствовать установлению и развитию прямых связей между
предприятиями, учреждениями и организациями своих государств по вопросам ведения
лесного хозяйства. Для координации выполнения работ по Соглашению была создана
рабочая группа по лесному хозяйству. К числу функций рабочей группы относилась
разработка подробной программы сотрудничества и содействие установлению прямых
контактов между учеными, специалистами, учреждениями, организациями и частными
предприятиями с целью развития долгосрочного сотрудничества. Соглашение действует
в течение пяти лет, оно автоматически продлевается на каждый последующий пятилетний
период, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону о своем намерении
прекратить его действие.

Комментарий к статье 4 Кодекса

Статья касается не только Лесного кодекса Российской Федерации, но и
других федеральных законодательных актов. Обычно закон вводится в действие
со дня его опубликования. Официальным опубликованием федерального закона считается
первая публикация его полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства
Российской Федерации.
Однако бывают случаи, когда в законе оговаривается срок его введения
в действие. Например, в ст.1 Федерального закона о введении в действие Уголовного
кодекса Российской Федерации предусмотрено ввести в действие Уголовный кодекс
Российской Федерации с 1 января 1997 г., за исключением положений, для которых
указанным законом установлены иные сроки введения в действие.
Придание закону обратного действия случается редко и также оговаривается
в законе. Согласно ст.422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон,
устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали
при его заключении, условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда
в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие
из ранее заключенных договоров.

Комментарий к статье 5 Кодекса

Статья богата по содержанию и охватывает большой круг общественных отношений
и отраслей законодательства.
Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную
самостоятельную область общественных отношений, складывающихся между людьми
при использовании и охране соответствующих объектов. Это означает, что лесное
законодательство регулирует лесные отношения, земельное - земельные отношения,
водное - водные отношения, законодательство о животном мире и законодательство
об атмосферном воздухе - соответствующие сферы общественных отношений. Данные
сферы общественных отношений и отрасли законодательства касаются природных
объектов (ресурсов) и поэтому неразрывно связаны между собой.
Но к этим общественным отношениям примыкают и другие, а именно: гражданские,
административные, финансовые, налоговые отношения и соответствующие им отрасли
законодательства, без которых, по существу, не могут существовать природоресурсные
отношения и отрасли. Почему? Потому что, например, в указанные отношения вступают
граждане и юридические лица, а это - субъекты гражданского законодательства
(права). У них возникают финансовые и налоговые административные права и обязанности,
а это сфера другой отрасли законодательства. Сами природные объекты (ресурсы)
во многом тоже объекты гражданских прав.
Такая взаимосвязь лесных отношений и лесного законодательства с другими
отношениями и отраслями существует объективно. Поэтому необходимо "вычленять"
из всей совокупности отношений чисто лесные, различать их в ряду других. Лесные
отношения - это все те специфические отношения, которые складываются в области
использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов как особого, своеобразного
природного объекта окружающей среды. Именно этим отношениям посвящены все
статьи ЛК, от первой до последней, а также другие акты лесного законодательства.
На "стыке" нескольких видов объектов и общественных отношений происходит и
"стыковка" отраслей законодательства, своего рода смешение, взаимопроникновение.
Поэтому в вопросах лесного права не обойтись и без смежных отраслей законодательства.
Леса произрастают на земле, поэтому в земельном и лесном законодательстве
выделяются специальные земли лесного фонда. Более того, они сами включены
в ЛК РФ в понятие и содержание лесного фонда. Земли, не покрытые лесом, также
входят в состав земель лесного фонда (ст.94 ЛК РФ). Поэтому в силу настоящей
статьи использование и охрана этих земель регулируется совместно, комплексно
лесным и земельным законодательством.
Еще сложнее обстоит дело с древесно-кустарниковой растительностью, которая,
как известно, не относится к лесам и не входит в лесной фонд. Ее использование
и охрана осуществляется одновременно несколькими отраслями. Во-первых, самим
ЛК РФ (ст.11, 134-136), во-вторых, законодательством о растительном мире.
Растительность в лесу - объект лесного законодательства. Но растительность
вне лесов - это объект законодательства о растительности. Правда, такого специального
закона пока нет, он находится в стадии разработки. В стране насчитывается
свыше 17 тыс. высших видов цветковых растений, из них более 500 лекарственных,
остальные - цветники, пищевые, фруктовые, папоротники, водные растения (водоросли
и др.), степные, пустынные и т.д.*(7). Наконец, использование и охрана древесно-кустарниковой
растительности осуществляется в соответствии и с земельным, водным и иными
отраслями законодательства, например гражданским. Дело в том, что объекты
растительности (не леса) могут быть объектами гражданских сделок (сбора, заготовок,
купли-продажи). Это нередко имущественные, гражданско-правовые отношения по
поводу растительного мира.
Более того, лесное законодательство "вторгается" в регулирование использования
и охраны животного мира, водных объектов и даже недр и атмосферного воздуха.
В ст.5 ЛК РФ подчеркнуто: в той мере, в какой это необходимо для улучшения
использования, воспроизводства, охраны и защиты самих лесов. Как и почему
это происходит? Объекты животного мира делятся на водных и обитающих в лесах.
Леса и воды - их естественная среда обитания. Поэтому лесное законодательство
"проявляет заботу" о водных объектах как среде обитания водных животных. Кроме
того, правильное регулирование использования и охраны водных объектов лесным
законодательством необходимо потому, что лесные водоемы - необходимое для
лесов условие произрастания, существования, развития. Без воды леса высыхают.
Поэтому лесное (и земельное) законодательство предусматривает лесные и водные
защитные прибрежные зоны вдоль и вокруг водоемов в установленных размерах
и порядке (см., например, ст.55 ЛК РФ).
В лесах могут производиться строительно-монтажные работы, прокладка дорог,
разработка недр и др. Эти виды работ регулируются ЛК (ст.65-66).
Наконец, леса справедливо называют "легкими планеты". Они вырабатывают
кислород, оберегают и очищают его. Здесь леса выполняют климаторегулирующую
экологическую роль, то есть обеспечивают охрану атмосферного воздуха от загрязнения,
ухудшения, особенно в городах (ст.133).
Особого внимания заслуживает вопрос о регулировании использования лесной
продукции. Это заготовленная древесина, добытое лекарственное и техническое
сырье, иная лесная продукция (живица и др.). Данные отношения регулируются
гражданским законодательством. Почему? Продукция - это изъятые из естественной
природной среды ценности, товар, вещи, покупаемые и продаваемые, что, как
известно, относится к сфере имущественных отношений, гражданского оборота,
регулируемых гражданским законодательством. Здесь, согласно комментируемой
статье, "участвует" и иное законодательство, например законодательство о качестве
товаров, о торговле, о правах потребителей, санитарное законодательство.
Область имущественных отношений охватывает и использование лесов как
объектов гражданского оборота, эта сфера регулируется гражданским законодательством.
Речь идет, в частности, об оборотоспособности объектов лесных отношений (ст.12),
об аренде лесных участков (ст.33-34), о лесных конкурсах (ст.35), об аукционах
(ст.44-45), о предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование (ст.36),
о концессиях (ст.37-41) и др. Причем здесь подчеркивается, что эти отношения
регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.
Такие исключения, в частности, предусмотрены ст.109-112 настоящего Кодекса
(разрешение споров, ответственность, недействительность противозаконных сделок,
возмещение убытков и потерь лесного хозяйства). Гражданское законодательство
в этих случаях применяется с учетом лесного законодательства.
С учетом лесного законодательства регулируются также административные
и финансово-налоговые отношения - соответственно административным, финансово-налоговым
законодательством. Речь идет о государственном управлении в области использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов, компетенции соответствующих государственных
органов и должностных лиц в данной сфере (ст.46-53, 76-78), о лесных податях,
платежах и арендной плате (ст.104-105), о распределении использовании средств
и льготах по платежам (ст.106, 107), о финансировании деятельности в сфере
лесных отношений (ст.108).
Лесное законодательство взаимодействует также с законодательством об
арбитражных судах и с уголовным законодательством (например, в части привлечения
виновных лиц к уголовной ответственности, возмещения убытков и потерь лесного
хозяйства).

Глава 2. Объекты лесных отношений

Комментарий к статье 6 Кодекса

Настоящая статья определяет предмет правового регулирования лесного законодательства,
закрепляя понятие "объект лесных отношений", и тем самым объект лесных правоотношений.
Общепринятым является определение объекта правоотношений как различных
материальных, духовных и иных благ, которые служат удовлетворению разнообразных
личных и общественных интересов и потребностей. Анализ объектов лесных отношений
позволяет подразделить их на две группы: общие объекты, лесных отношений и
конкретные объекты лесных отношений.
Критерием данной классификации являются основания возникновения права
лесопользования. Общими объектами следует признать лесной фонд Российской
Федерации, леса, не входящие в лесной фонд и древесно-кустарниковую растительность,
за исключением той, которая произрастает на земельных участках, находящихся
в частной собственности юридических лиц и граждан. Указанные объекты относятся
к категории общих объектов, поскольку ст.21 ЛК РФ закрепляет право граждан
свободно пребывать на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной
фонд. Конкретный объект лесных отношений всегда предоставляется субъекту на
основании административно-правового акта либо договора или на основании судебного
решения (см. комментарий к ст.23). Такими объектами могут быть участки лесного
фонда, участки лесов, не входящих в лесной фонд, а также древесно-кустарниковая
растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности
гражданина или юридического лица и являющаяся его частной собственностью.
Конкретный объект лесных отношений (точнее, объект лесных правоотношений)
обычно характеризуется индивидуализирующими признаками, которые определяют
границы присвоения полезных свойств лесного участка. Основными индивидуализирующими
признаками являются местоположение и размер участка леса. Индивидуализация
конкретных объектов лесных отношений происходит при предоставлении их в пользование
или собственность соответствующим субъектам.
Что касается прав пользования участками лесного фонда и участками лесов,
не входящих в лесной фонд, то в комментируемой статье объединяются понятия
предмета (объекта) правового регулирования и субъективного права лесопользования.
Следует, однако, подчеркнуть, что предметом правового регулирования являются
общественные отношения, акты волевого поведения людей по поводу предметов
или явлений окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические
права и обязанности. В свою очередь субъективное право - это принадлежащая
управомоченному лицу в целях удовлетворения его интересов мера дозволенного
поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц*(8).
В статье закреплен очень важный принцип, в соответствии с которым должны
использоваться и охраняться леса - принцип многофункционального значения лесов,
или, иначе говоря, принцип многоцелевого лесопользования. Суть этого принципа
состоит в следующем. При условии разумного ведения хозяйства один и тот же
участок леса можно использовать одновременно в различных целях: вести заготовку
древесины, осуществлять побочное лесопользование, использовать его в культурно-оздоровительных
целях и т.п. Уникальная способность леса к восстановлению обусловливает возможность
постоянного и неистощительного лесопользования на основе регулирования особых
приемов рубки леса и иных видов пользования им.
Данный принцип наиболее удачно сочетает в себе как экологические, так
и экономические интересы общества при лесоэксплуатации. Многоцелевое лесопользование
дает возможность максимально использовать все имеющиеся полезные свойства
и ресурсы леса при обязательном экологическом условии - сохранении лесной
среды. Неистощительное, постоянное лесопользование предполагает, что разумное
обращение с лесными ресурсами позволяет практически вечно пользоваться ими
и даже улучшать качество лесов.
Правовая сущность принципа многоцелевого лесопользования состоит в том,
что оно должно базироваться на закреплении в праве определенных экологически
безопасных способов и методов тех или иных видов лесопользования, что будет
обеспечивать возможность реализации одновременно многих видов лесопользования
на одном и том же участке леса без причинения взаимного вреда друг другу.
Многоцелевое, неистощительное и постоянное лесопользование обеспечивается
закреплением в законодательстве научно обоснованных норм заготовок лесной
продукции, при соблюдении которых сохраняется способность восстановления лесных
ресурсов (см. также комментарий к ст.50).

Комментарий к статье 7 Кодекса

Лесной фонд Российской Федерации является главным объектом лесных отношений,
составляющих предмет регулирования Лесного кодекса. Характер этих отношений
складывается в связи с признанием многофункционального значения лесов. Эволюция
лесных отношений в условиях экологического кризиса, приобретающего глобальный
характер, привела мировое сообщество к пониманию необходимости органичного

стр. 1
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>