<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

воссоздания центрального государственного органа управления лесами на уровне
министерства, приравниваемого в то время к наркомлесу.
Территориальные федеральные органы управления лесами на практике выступают
под разными названиями (министерства, комитеты, управления), что не меняет
их сути. Но нередко они теряют свою самостоятельность, входя даже в многолесных
регионах в объединенные органы управления, занимающиеся также либо иными природными
ресурсами (в Республике Коми), либо лесной промышленностью (в Вологодской
области), что противоречит потенциальному статусу федерального органа управления
лесами и мешает осуществлению возложенных на него функций. Это положение на
практике требует корректировки.
Однако, как бы ни был высок даже в будущем статус федерального органа
управления лесами и его территориальных подразделений, он не обойдется без
взаимодействия и активной поддержки в выполнении своих полномочий со стороны
исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов. Мало того,
при делегировании полномочий специальному федеральному органу нельзя снимать
ответственности с исполнительных органов власти Российской Федерации и ее
субъектов, которые в силу своей общей компетенции могут и должны осуществлять
координацию и согласованное управление многими другими отраслями и сферами
общественной жизни, не допуская принижения роли и ограничения практических
возможностей в развитии всего лесного сектора экономики в общих программах
социально-экономического развития страны и ее экологической безопасности.
Это следует подчеркнуть, потому что неоправданное отставание в развитии
лесного хозяйства и других лесных отраслей на протяжении, к сожалению, всей
обозримой истории России имело в качестве первопричины недооценку верхними
уровнями государственной исполнительной власти роли лесов, лесного хозяйства
и всего лесного сектора в развитии национальной экономики и общего благосостояния
страны. Исправить это неблагополучное положение можно только по линии двустороннего
активного взаимодействия системы государственных исполнительных органов власти
Российской Федерации и ее субъектов со специально уполномоченными федеральными
(и в их составе территориальными) органами управления лесами.
Это взаимодействие может быть обеспечено при подготовке и реализации
согласованных общих и специальных программ, законов, а также при проведении
налоговой, финансовой и инвестиционной политики, составляющих в целом экономический
и правовой механизм реализации программ. Именно вследствие отсутствия такой
согласованности лесное хозяйство до последнего времени не располагало даже
узаконенной системой финансирования, что ставило под сомнение реальные возможности
государственного управления лесами как федеральной собственностью в части
их охраны и защиты (например, от пожаров и вредителей), не говоря уже о воспроизводстве
изымаемых ресурсов, без чего немыслимо осуществлять неистощительное лесопользование
и тем более сохранять биоразнообразие.
Эффективное государственное управление лесами как федеральной собственностью
требует сбалансированной системы взаимодействия органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов со всей вертикалью специально уполномоченных
федеральных органов управления лесами, включая территориальные органы управления.
Однако в упомянутой иерархии органов управления лесами слабым звеном может
оказаться орган управления лесами, каждодневно действующий в условиях конкретной
реальности, непосредственно в лесу, на земле. Обозначенные в Кодексе функции
лесхозов и входящих в их состав лесничеств, а тем более стимулы для проявления
инициативы и предприимчивости могут оказаться недостаточными как для надлежащей
реализации лесного дохода (основной статьи финансирования лесного хозяйства),
так и для укрепления всей социально-экономической инфраструктуры на лесной
земле (включая строительство дорог для интенсивного использования лесов и
хозяйства в них), на которой держится федеральная вертикаль управления лесами.
Вместе тем и эти местные органы управления лесами не могут эффективно работать
без взаимодействия с населением и представляющими его интересы органами местного
самоуправления. Данный вопрос требует внимательного к себе отношения с целью
достижения баланса интересов с точки зрения управленческой вертикали.
В ст.53 отмечается, что федеральный орган управления лесным хозяйством
в целях рационализации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
создает специализированные организации по охране лесов от пожаров, по борьбе
с вредителями и болезнями леса, лесоустроительные организации и другие. В
данном случае перечислены организации, имеющие неоднозначный, а порой и неопределенный
статус в системе управления лесами. К ним примыкают научно-исследовательские
организации, без которых трудно представить государственное управление лесами
и которые вместе с тем требуют для своей защиты государственного статуса в
системе федерального органа управления лесами. Статуса государственных учреждений
в составе федеральных органов управления лесами требуют и организации, связанные
с лесоустройством, в силу того что они должны обеспечивать независимый от
чьих-либо внешних влияний государственный учет лесов и всех земель лесного
фонда и проект плана устойчивого управления этим объектом как имуществом федеральной
собственности в национальных интересах.
В целом гл.8, представленная ст.51, 52, 53 Лесного кодекса, является
более прогрессивной ступенью в развитии системы органов исполнительной власти
с целью осуществления государственного управления лесами по сравнению с предшествующим
лесным законодательством.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994
г. N 808 на Федеральную службу лесного хозяйства возложены функции государственного
управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов; ведения государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
охраны лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, наносящих
ущерб лесу (см. также комментарий к ст.13 ЛК РФ).

Глава 9. Основы организации лесного хозяйства

Комментарий к статье 54 Кодекса

Статья в основном обращена к органам лесного хозяйства, но ее установления
касаются также лесопользователей. Например, требование того, чтобы лесохозяйственные
мероприятия и пользование лесным фондом, осуществлялись методами, не наносящими
вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.
Ранимым природным ресурсом в лесу являются животные.
В соответствии со ст.28 Федерального закона "О животном мире" постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 утверждены
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей,
трубопроводов, линий связи и электропередачи*(39). Они подлежат выполнению
при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве
и лесной промышленности.
В специальном разделе "Требования при осуществлении лесопромышленных
и лесохозяйственных процессов" предусмотрено, что в проектах лесоустройства
и при осуществлении мероприятий, связанных с пользованием лесным фондом и
лесами, не входящими в лесной фонд, необходимо предусматривать меры по охране
объектов животного мира и среды их обитания.
Пользование участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд,
должно осуществляться при условии сохранения благоприятной среды обитания
объектов животного мира. Режим пользования указанными участками в местах размножения,
кормления и выращивания молодняка устанавливается органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.
На территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, есть
и сельскохозяйственные угодья. В указанном нормативном акте предусмотрены
требования, подлежащие безусловному выполнению при осуществлении сельскохозяйственных
производственных процессов. Так, не допускается применение технологий и механизмов,
которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды
их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо
использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику,
порядок работ, исключающие загрязнение окружающей среды.
Перечисленные в статье общие задачи организации и ведения лесного хозяйства
конкретизируются для каждого лесхоза в зависимости от особенностей экономики
того или иного района, лесорастительных условий, целевого назначения лесов.
С учетом этих условий при очередном лесоустройстве определяются возможные
размеры пользования лесом и система лесохозяйственных мероприятий (лесоохранительных,
лесозащитных, лесовосстановительных, лесомелиоративных и других работ), которые
обусловливают характер, размер и размещение лесохозяйственной деятельности
как на ближайший период, так и на перспективу.
Главную роль в реализации требований по сохранению и усилению средообразующих,
водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных
свойств лесов в интересах охраны здоровья человека должна выполнять Федеральная
служба лесного хозяйства России, которая соответственно своему статусу осуществляет
государственное регулирование и контроль в области использования, охраны и
воспроизводства лесов. К числу ее основных задач относится усиление защитных,
водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса. Задачи, возложенные
на ФСЛХ, осуществляются через органы управления лесами в субъектах Федерации.
К функциям органов лесного хозяйства, кроме того, относится многоцелевое,
непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения
потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах.
Большое значение в выполнении этого требования имеет расчетная лесосека, в
основе которой заложен принцип непрерывности и неистощительности пользования
лесом. Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления
лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с соответствующими
органами государственной власти субъектов Федерации и государственным органом
охраны окружающей природной среды Российской Федерации (см. комментарий к
ст.62).
На расчетную лесосеку существенное влияние оказывает установление возраста
рубок, который определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых
ими функций, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород.
В целях сохранения биологического разнообразия действующее законодательство
предусматривает охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения растений
и животных. Были учреждены Красная книга Российской Федерации и красные книги
субъектов Федерации.
19 февраля 1996 г. было принято постановление Правительства Российской
Федерации N 158 "О Красной книге Российской Федерации"*(40). Установлено,
что Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим
свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также
о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной
среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Издание Красной книги Российской Федерации
должно осуществляться не реже одного раза в 10 лет.
И последнее требование, предъявляемое к ведению лесного хозяйства, -
сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Памятниками
природы являются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы,
имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение
и нуждающиеся в особой охране государства. Согласно Закону Российской Федерации
об охране окружающей природной среды такие объекты объявляются памятниками
природы решениями Правительства Российской Федерации, правительств субъектов
Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных
органов охраны окружающей природной среды Российской Федерации.
Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью
изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность,
причиняющая вред им и окружающей их природной среде или ухудшающая их состояние
и охрану. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых расположены
памятники природы, несут полную ответственность за их состояние и охрану.
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. было утверждено
Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской
Федерации*(41). К ним относятся расположенные на территории России историко-культурные
и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации
и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные,
интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера
с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Такие объекты объявляются особо ценными указом Президента Российской Федерации
по представлению Государственного экспертного совета при Президенте Российской
Федерации.
Особо ценные объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия Российской Федерации, а затем могут быть представлены
в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации.
Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительной
собственностью Российской Федерации. Изменение их формы собственности либо
их профилирование не допускаются.

Комментарий к статье 55 Кодекса

Для установления режима пользования лесами и ведения в них лесного хозяйства
проводится разграничение их по группам и категориям защитности. От группы
лесов зависят виды допускаемых рубок.
Деление лесов на группы уходит далеко в прошлое. После реформы 1861 года,
когда Россия вступила на путь капитализма, стала бурно развиваться лесозаготовительная
промышленность. Хищническое истребление лесов на больших площадях явилось
причиной обмеления Волги и других рек, образования сыпучих песков, оврагов,
болот. Это заставило царское правительство вмешаться в частное лесоведение
(в частной собственности находилось около трети всех лесов России, главным
образом в ее европейской части). В 1876 г. были утверждены Временные правила
для нескольких южных губерний, ограничивающие ежегодный размер рубок. Но это
не решило проблему истребления лесов и в 1888 г. правительство издало Положение
о сбережении лесов, под действие которого подпадали уже все леса России*(42).
Современная система организации лесного хозяйства сложилась в 1943 г.
Тогда при активном участии ведущих российских лесоводов было утверждено деление
лесов на три группы.
Таким образом, введение ограничений лесопользования и режим ведения лесного
хозяйства были обусловлены необходимостью сохранения лесов.

Комментарий к статье 56 Кодекса

Приведенный в статье перечень лесов первой группы не замкнут. Указано,
что к этим лесам относятся также леса, выполняющие иные функции. Это могут
быть любые леса. Поскольку в лесах первой группы установлен щадящий режим
пользования, перечень лесов этой группы должен быть полностью доведен до сведения
лесопользователей, всего общества.
Из санитарно-гигиенических и оздоровительных лесов первой группы исключены
городские леса. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (ст.10) леса,
расположенные на землях городских поселений, - городские леса, ранее входившие
в лесной фонд, теперь не входят в него. Формы собственности на леса, расположенные
на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст.19),
а не Лесным кодексом Российской Федерации. Поскольку леса городских поселений
оказались вне какой-либо группы, они потеряли защиту, предусмотренную ст.63
ЛК РФ, на случай перевода лесных земель в нелесные земли для использования
их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и изъятием земель для
иных нужд (в соответствии со ст.63 перевод лесных земель в нелесные земли
для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства в
лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по
представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством).
Комментируемую статью необходимо трактовать в контексте других норм лесного,
а также водного законодательства.
Так, согласно ст.56 ЛК РФ к лесам первой группы отнесены запретные полосы
лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. Статья
114 Кодекса указывает, что в лесах первой группы провозятся рубки главного
пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных
функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование
перестойных и спелых древостоев.
В то же время в Водном кодексе Российской Федерации (ст.111) указаны
водоохранные зоны водных объектов, которые в Лесном кодексе не названы. В
пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. И согласно
ст.113 ВК РФ в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление
рубок главного пользования запрещено. Таким образом, необходимо в законодательном
порядке, в подзаконных актах, на практике устранить несогласованность между
этими двумя федеральными законами.

Комментарий к статье 57 Кодекса

В стране, где произрастают леса второй группы, существует большая потребность
в лесной продукции, особенно в древесине. При высокой плотности населения
она необходима и для местных нужд, а развитая сеть наземных транспортных путей
позволяет легко перевозить ее в другие регионы и даже за рубеж. Для сохранения
этих лесов требуется ограничение режима пользования. В лесах второй группы
рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление
ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими
эффективно и рационально использовать лесные ресурсы.

Комментарий к статье 58 Кодекса

К лесам третьей группы относятся леса многолесных районов. Они подразделяются
на освоенные и резервные. Резервными признаются леса, которые не вовлечены
в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим
причинам.
В лесах третьей группы рубки главного пользования проводятся способами,
обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное
использование лесных ресурсов. Поскольку в лесах третьей группы ведутся интенсивные
рубки, Лесной кодекс требует, чтобы при заготовке древесины обеспечивалось
сохранение экологических функций этих лесов.

Комментарий к статье 59 Кодекса

Комментируемая статья касается не только лесов первой группы, но также
второй и третьей групп лесов (установления порядка разделения лесного фонда
на группы лесов, параметров особо защитных участков для лесов всех групп и
категории защитности для лесов первой группы).
Согласно ст.46 настоящего Кодекса к полномочиям Российской Федерации
относится установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и
разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов
из одной группы в другую, а лесов первой группы из одной категории защитности
в другую.
Порядок отнесения лесов к той или иной группе, а также к категории защитности
лесов первой группы определен в ст.60 ЛК РФ. При отнесении лесов к группам
и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы
участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности
лесов первой группы (ст.59).
В соответствии со ст.7 Лесного кодекса границы лесного фонда определяются
путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Границы участков лесного
фонда, согласно ст.9, должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных
знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Параметры особо защитных участков лесов утверждаются в порядке части
второй комментируемой статьи. Кроме того, приказом руководителя ФСЛХ от 30
декабря 1993 г. N 348 утверждены Основные положения по выделению особо защитных
участков леса*(43).

Комментарий к статье 60 Кодекса

В первой части статьи указаны материалы, которые должны быть положены
в основу отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой
группы, - это материалы лесоустройства и специальных обследований. Порядок
отнесения лесного фонда к группам и категориям защитности лесов устанавливается
Правительством Российской Федерации. 23 октября 1993 г. было принято постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1965 "О порядке отнесения
лесного фонда к группам лесов и категориям защитности"*(44). При установлении
этого порядка Совет Министров Российской Федерации поручил контролировать
одну часть лесов Федеральной службе лесного хозяйства, а другую передал в
компетенцию субъектов Российской Федерации.
На основании данного постановления отнесение лесного фонда к группам
лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории
защитности в другую производится Федеральной службой лесного хозяйства России
по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, заинтересованными
министерствами и ведомствами. Другая часть постановления вошла в ч.2 ст.60
настоящего Кодекса, согласно которой отнесение лесов к ленточным борам, защитным
полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального,
республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам
рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных,
степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющим важное значение
для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом
лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется органами государственной
власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа
федерального органа управления лесным хозяйством.

Комментарий к статье 61 Кодекса

Под возрастом рубки леса понимается возраст древостоя, начиная с которого
он из приспевающего переходит в спелый и может быть назначен в рубку главного
пользования. Обороты рубки леса - это время, в течение которого восстанавливаются
в среднем по хозяйству запасы вырубленной в нем древесины.
Определение возрастов рубок и оборотов рубок леса зависит от многих условий:
группы лесов, категорий защитности, породного и качественного состава лесов,
продуктивности лесных насаждений, биологических особенностей произрастающих
древесных насаждений, сроков восстановления леса на вырубках и ряда других
факторов.

Комментарий к статье 62 Кодекса

Расчетная лесосека является нормативом главного пользования лесным фондом.
Она исчисляется при лесоустройстве на основе изучения ресурсов спелой древесины,
состояния, характера воспроизводства, производительности лесов и потребности
в древесине по лесхозу, раздельно по группам лесов и хозяйствам, исходя из
принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным
фондом. Последнее достигается путем сбалансированности изъятия и воспроизводства
лесных ресурсов, установления такого размера ежегодного пользования, которое
бы позволило в течение длительного времени осуществлять использование ресурсов
леса (вести лесозаготовки) без последующего снижения объемов и ухудшения древостоев.
Расчетная лесосека должна также способствовать усилению водоохранных, защитных
и других средообразующих функций леса, путем изъятия из расчетов целого ряда
категорий защитности.
Наиболее оптимальный вариант расчетной лесосеки достигается путем сопоставления
исчисленных разными способами расчетных лесосек со сроками, в течение которых
будет использоваться эксплуатационный фонд, с действовавшей ранее расчетной
лесосекой и объемом фактической рубки леса, а также объемами проектируемыми
на последующие годы, и ежегодной потребностью в древесине, включая местные
нужды.
Действующая методика установления расчетной лесосеки по рубкам главного
пользования выделяет следующие виды расчетной лесосеки в зависимости от способа
исчисления:
- интегральная;
- лесосека длительного равномерного пользования: определяется делением
площади хозяйственной секции на установленный возраст рубки;
- первая возрастная лесосека: исчисляется делением площади спелых и приспевающих
насаждений хозяйственной секции на продолжительность двух классов возраста;
- вторая возрастная лесосека: определяется делением спелых, приспевающих
и одного или двух старших классов средневозрастных насаждений хозяйственной
секции на продолжительность соответственно трех или четырех классов возраста;
- спелая лесосека: исчисляется делением площади спелых насаждений на
продолжительность одного класса возраста.
Расчетная лесосека по запасу древесины определяется умножением среднего
эксплуатационного запаса в ликвиде на гектаре покрытой лесом площади хозяйственной
секции на площадь.
Лесосека равномерного длительного пользования рекомендуется, как правило,
при относительно равномерном распределении насаждений хозяйства (хозяйственной
секции) по классам возраста, а также в лесах, еще не включенных в промышленную
эксплуатацию. Вторая возрастная и интегральная лесосеки считаются эффективнее
в использование в хозяйствах (хозяйственных секциях), где преобладают спелые
и перестойные насаждения. В хозяйствах (хозяйственных секциях) с истощенными
запасами спелых насаждений следует ориентироваться на первую возрастную лесосеку.
Рекомендуемая расчетная лесосека не должна быть меньше лесосеки по состоянию.
При проведении постепенных и группово-выборочных рубок размер расчетной
лесосеки исчисляется непосредственно по запасу, по среднему проценту пользования
или по проценту пользования по участкам.
При исчислении расчетной лесосеки в расчет не включаются:
- леса категории защитности, в которых лесным законодательством (ст.114)
рубки главного пользования не допускаются;
- особо защитные участки леса, где также запрещено главное пользование;
- древесные породы, которые по действующим Правилам отпуска древесины
на корню не назначаются в рубку главного пользования;
- спелые и перестойные насаждения с запасом древесины на гектар 40 м3
и менее в Европейско-Уральской части России и 50 м3 и менее - в районах восточнее
Урала, если они нерентабельны для эксплуатации.
В резервных лесах расчетная лесосека не устанавливается, а возможный
ежегодный размер главного пользования определяется уровнем лесосеки равномерного
пользования.
Лесным кодексом предоставлено право определять случаи, в которых лесосека
устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому
в аренду, безвозмездное пользование и на концессию, но базовыми эти показатели
не являются.
Статьей 62 определено, что расчетная лесосека исчисляется и утверждается
по каждому лесхозу, а расчетная лесосека по каждому субъекту Российской Федерации,
в свою очередь, определяется как сумма утвержденных расчетных лесосек по соответствующим
лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством. Эти положения законодательно
закрепляют невозможность внутриобластного перераспределения расчетных лесосек
по лесхозам. В статье оговорены также случаи пересмотра расчетной лесосеки
по отдельным лесхозам, определен порядок утверждения расчетной лесосеки.

Комментарий к статье 63 Кодекса

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>