<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Закон устанавливает различия в порядке использования лесных земель для
нужд лесного хозяйства и для других нужд развивающейся экономики Российской
Федерации. Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях,
связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, осуществляется
с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством. Если же
перевод этих земель в нелесные не связан с ведением лесного хозяйства и пользованием
лесным фондом, то он осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации. 23 октября 1993 г. Совет Министров - Правительство Российской
Федерации издало по этому вопросу постановление N 1064 "О порядке перевода
лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства и пользованием лесным фондом"*(45). В нем закреплено, что
перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их
в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом,
осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской
Федерации, по представлению органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
В лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для
строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится местными
органами государственной власти соответствующего района (города) по согласованию
с государственными органами управления лесным хозяйством.
Названным постановлением установлено также, что перевод лесных земель
в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не
связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется
органами государственной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
по представлению соответствующих территориальных органов управления лесным
хозяйством.
В таком же порядке и теми же государственными органами производится изъятие
земель лесного фонда (лесных и нелесных), если в этом возникает хозяйственная
необходимость. В этих случаях земли лесного фонда переводятся в другую категорию
земель в соответствии с целями их использования (земли поселений, промышленности,
транспорта, связи и т.д.).
Лесопользователем, которым причиняются убытки при изъятии у них земельных
участков, эти убытки возмещаются в полном объеме, но не по правилам гражданского
законодательства, а в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(см. комментарий к ст.85, 111 ЛК РФ). В отличие от этого потери лесохозяйственного
производства возмещаются лесхозам, так как они не являются убытками лесопользователей
(ст.85 ЛК РФ).

Комментарий к статье 64 Кодекса

Переход лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных
с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, является по существу
одним из мероприятий в общей системе ведения лесного хозяйства. Поэтому здесь
не требуется каких-либо специальных решений Правительства Российской Федерации,
как это бывает при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных
с ведением лесного хозяйства, или при изъятии их из лесного фонда. В данном
случае нужно лишь разрешение соответствующих государственных органов управления
лесным хозяйством. Если, например, требуется земельный участок для строительства
дороги, просеки, оборудования противопожарного водоема, то такое разрешение
дает лесхозу территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством
в субъекте Российской Федерации.
Поскольку перевод лесных земель в нелесные для названных нужд относится
законом к компетенции государственных органов лесного хозяйства (т.е. не Правительства
Российской Федерации) федеральная служба лесного хозяйства России издала в
связи с этим Положение о переводе лесных земель в нелесные в целях, связанных
с ведением лесного хозяйства, от 30 июня 1993 г. В нем установлено, что перевод
земель может осуществляться по инициативе владельца лесного фонда и лесопользователей.
Для решения вопроса о размещении на землях лесного фонда объектов, предназначенных
для целей, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство шишкосушилок,
складов для хранения семян, пожаро-химических станций, дорог лесохозяйственного
значения, кордонов, организации лесных питомников и др.), лесхоз обращается
с ходатайством о согласовании места расположения объекта в орган исполнительной
власти района, на территории которого он расположен. К ходатайству прилагается:
проектно-сметная документация, акт технического обследования, чертеж участка
лесного фонда. При выборе места расположения объекта должны быть учтены требования
рационального использования земель лесного фонда: преимущественно это должны
быть не покрытые лесом земли; площади, занятые кустарниками или малоценными
насаждениями. При этом необходимо исключить возможность появления эрозийных
процессов и заболачивания земель. Разрешение на перевод лесных земель в нелесные
выдается территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством
в субъекте Российской Федерации. Решение об этом оформляется приказом соответствующего
территориального органа управления лесным хозяйством. В нем указываются место
нахождения участка, его площадь, цель перевода и срок, на который производится
перевод, а также перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке,
мероприятия по рекультивации участка после истечения срока перевода.
На территории лесного фонда часто выделяются земельные участки для нужд
сельскохозяйственного производства. Эти земли также могут переводиться из
лесных в нелесные. Но такой перевод необязателен. Органы лесного хозяйства
могут организовывать производство сельскохозяйственных продуктов на лесных
землях, не переводя их в нелесные. Если возникает необходимость изъятия этих
земель из состава земель лесного фонда, то оно производится в порядке, установленном
земельным и лесным законодательством.

Комментарий к статье 65 Кодекса

Строительство различных объектов культурно-спортивного назначения, туризма,
отдыха, а также промышленности, жилищного и коммунального хозяйства, энергетики,
связи и т.д. на территории земель лесного фонда может потребовать перевода
лесных земель в нелесные, а иногда изъятия соответствующих земельных участков
из лесного фонда для предоставления возможности проведения тех или иных строительных
работ, не связанных с ведением лесного хозяйства. В первом случае должен соблюдаться
порядок перевода лесных земель в нелесные (ст.63 и 64 ЛК РФ). Во втором -
при изъятии земельных участков, поскольку они исключаются из лесного фонда,
применяются нормы, регулирующие порядок перевода земель из одной категории
в другую (ст.24-29 ЗК РСФСР, ст.63 ЛК РФ).
Возможны случаи строительства тех или иных объектов без перевода лесных
земель в нелесные и без их изъятия. В соответствии со ст.65 ЛК РФ в этих случаях
места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов,
а также проекты строительства этих объектов согласовываются с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и соответствующим территориальным органом
федерального органа управления лесным хозяйством. Кроме того, требуется обязательное
проведение государственной экологической экспертизы, назначаемой органами
Госкомэкологии в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе"
от 23 ноября 1995 г.*(46)
Лица, виновные в самовольном строительстве на землях лесного фонда, привлекаются
к уголовной или административной ответственности (ст.110 ЛК РФ).

Комментарий к статье 66 Кодекса

При строительстве объектов капитального характера, влияющих на состояние
и воспроизводство лесов, может возникать необходимость перевода лесных земель
в нелесные или изъятие их из лесного фонда, как об этом сказано в предшествующей
ст.65 ЛК РФ. Но для отдельных видов работ в лесном фонде, не связанных с ведением
лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, не требуется ни перевода
лесных земель в нелесные, ни их изъятия из лесного фонда. Статья 66 дает примерный
перечень таких работ: добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и
т.п. О каких полезных ископаемых идет речь, ст.66 не разъясняет. Очевидно,
об общераспространенных (песок, щебень и т.п.), так как для добычи других
видов полезных ископаемых требуется капитальное строительство, которое разрешается
в соответствии со ст.65 ЛК РФ, а не 66. Хотя в ст.66 и названы строительные
работы, эти работы, как следует из содержания данной статьи, относятся не
к разряду капитальных, о которых говорится в ст.65, а к иным видам строительных
работ. Для их выполнения не требуется проведения государственной экологической
экспертизы. Разрешение на выполнение этих, как и других, работ, перечисленных
в ст.66, дает лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. Решения
(согласования) для этого со стороны органов государственной власти субъектов
Российской Федерации не требуется.
В разрешении, даваемом лесхозам, указываются наименование проводимых
работ, сроки и условия их выполнения, а также требования к охране окружающей
природной среды (рекультивация земель, меры, предусматривающие охрану среды
обитания животных, и т.д.). Если проведение работ связано с рубкой древесины,
то организация - производитель работ обязана получить от лесхоза федерального
органа управления лесным хозяйством лесорубочный билет на общих основаниях,
указанных в ст.42, 79 ЛК РФ и др.

Комментарий к статье 67 Кодекса

В соответствии со ст.46 Лесного кодекса к полномочиям Российской Федерации
отнесены определение порядка и организация ведения государственного учета
лесного фонда. Россия занимает ведущее место в мире по наличию лесов, обладая
почти четвертью мировых запасов древесины. Сегодня над российскими лесами
нависла угроза превращения отрасли в сырьевой придаток: весь мир внимательно
изучает проблему освоения лесных богатств России*(47). В этих условиях особо
важное значение приобретает государственный учет лесного фонда (см. также
комментарий к ст.75 ЛК РФ).

Комментарий к статье 68 Кодекса

В комментируемой статье четко определены цели и задачи, содержание и
порядок ведения государственного лесного кадастра. Что такое лесной кадастр?
В Словаре иностранных слов и Энциклопедии сказано, что название "кадастр"
ведет свое происхождение от латинских слов "капут" и "капитаструм", означающих
податной предмет (вещь) и их опись. От них и произошли французское и английское
слова "кадастр", которые означали дословно "лифт" и "реестр" и по существу,
во-первых, список лиц, облагаемых подушным налогом, и, во-вторых, систематический
свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывного наблюдения
над соответствующим объектом, например земельный кадастр. Этот кадастр, в
частности, определяется как систематическая, из года в год ведущаяся опись
земли, с распределением ее по видам угодий, с указанием размеров участков,
их доходности, служащая для определения налогообложения, также ценообразования
при продаже.
В таком значении слово "кадастр" вошло затем и в дореволюционный русский
язык*(48).
С учетом такого, но уже более широкого и научного понимания данный термин
используется в российской специальной литературе*(49), а также в законодательстве
(земельном, лесном, водном и др.). Возникло понятие природно-ресурсовых кадастров,
стали развиваться нормы о земельном, водном, лесном и других кадастрах (ст.110,
111 ЗК РСФСР, ст.68 ЛК, ст.89 ВК, ст.16 Закона РСФСР "об охране окружающей
природной среды").
Все природно-ресурсовые кадастры неразрывно связаны между собой и по
существу составляют единую стройную систему. В таком контексте их и надо рассматривать.
Ведь природа, окружающая природная среда едина, и все в ней взаимосвязано.
Государственный лесной кадастр является неотъемлемой составной частью
единой системы природно-ресурсовых кадастров. Леса (и иная растительность)
растут на земле; выделены земли лесного фонда; более того, эти земли в ЛК
РФ даже включены в понятие и содержание лесного фонда. Водные объекты располагаются
в том числе и в лесах, они также взаимосвязаны: леса защищают воды, а воды,
в свою очередь, в качестве обратной связи обеспечивают сохранение и развитие
лесов. Леса и воды - естественная природная среда обитания и существования
животного мира.
В бывшем СССР в связи с принятием Основ лесного законодательства (ст.48)
было принято постановление Совета Министров СССР от 8 января 1982 г. "О государственном
учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета
состояния и использования лесного фонда"*(50). В нем подчеркивалась необходимость
ведения лесного кадастра для организации рационального использования лесов,
их воспроизводства и защиты, планирования, развития лесного хозяйства, размещения
лесосечного фонда. Предусматривалось обеспечить совокупность сведений о количественном
и качественном состоянии всех лесов, делении их на лесные и нелесные, на виды
угодий, группы и категории, об их защитности, использовании. Работы начались,
но не были доведены до конца. Однако государственный учет лесов осуществлялся
по установленным формам и продолжается в настоящее время (см. ст.67 ЛК РФ,
комментарий к ней, а также Приложение N 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г.
N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий"*(51 имеет отношение и к лесному кадастру, поскольку большинство
особо охраняемых природных территорий находятся в лесах или непосредственно
с ними связаны. Указанный кадастр является официальным документом, содержащим
регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях
федерального, регионального и местного значения. Он ведется по единым для
Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения
информации и соблюдением принципов совместимости с государственными кадастрами
природных ресурсов.
Ведется и земельный кадастр (в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622*(52). Ведутся работы по водному
кадастру (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 1994 г. N 379 "О государственном водном кадастре Российской Федерации"*(53).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342
"О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного
мониторинга объектов животного мира" предусмотрено ведение такого кадастра*(54).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г.
N 353-р утвержден план подготовки в 1997 году нормативных правовых актов и
нормативно-методических документов в связи с принятием ЛК РФ. Названо более
20 правовых актов, необходимых для учета лесов и ведения лесного кадастра.
Как сказано в комментируемой статье, лесной кадастр ведется системой
специально-уполномоченного органа лесного хозяйства (ФСЛХ) по установленным
формам и показателям. ФСЛХ своим приказом от 24 октября 1994 г. N 224 утвердила
Инструкцию по организации и проведению государственными органами управления
лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации*(55). В этом
документе подробно расписан порядок проведения контроля. Пожалуй, прежде всего
это касается именно государственного лесного кадастра. Показатели контроля
сформулированы в пяти крупных разделах, содержащих 78 пунктов. Кроме того,
дано 11 приложений, в которых приведены формы документов, составляемых по
результатам проверок (решений, постановлений, уведомлений, указаний, предписаний,
представлений).

Комментарий к статье 69 Кодекса

Из-за воздействия на окружающую природную среду задымленности атмосферного
воздуха и других негативных явлений разрушается лесной покров, снижается устойчивость
и продуктивность экосистем и в итоге происходит разрушение генофонда. Человечество
всерьез обеспокоено ухудшением состояния природной среды. В связи с этим на
международном и национальных уровнях был принят ряд важнейших решений, направленных
на проведение работ по организации системы наблюдения за состоянием лесов,
на определение состава и количества загрязняющих веществ, разработку нормативов,
обеспечивающих стабилизацию и ограничение вредных воздействий на лес. В 1985
году в Женеве была подписана Конвенция о трансграничном переносе загрязняющих
веществ на пограничных территориях стран Балтийского бассейна (Международная
программа ЕЭК ООН), а в 1989 году подготовлена единая интернациональная методика
мониторинга лесов - "методика ЕЭК".
Основной целью ведения лесного мониторинга является обеспечение органов
управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии
и происходящих изменениях в лесах. Лесной мониторинг организуется и развивается
в системе Федеральной службы лесного хозяйства и органов управления лесами.
Основным структурным звеном осуществления лесного мониторинга являются лесничества
и лесхозы В системе лесного мониторинга действует государственная лесная охрана
и лесоустроительные экспедиции. Применяются специальные виды обследования
лесов.
Согласно Положению о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491*(56),
мониторинг земель лесного фонда является подсистемой мониторинга земель. Последний,
в свою очередь - часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
24 ноября 1993 г. было принято постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического
мониторинга"*(57) (ЕГСЭМ). На министерство охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации (ныне Госкомэкологии) было возложено общее руководство
деятельностью ЕГСЭМ (см. комментарий к ст.75 ЛК РФ).

Комментарий к статье 70 Кодекса

Названные государственные программы на федеральном и региональном уровнях
являются руководством для управления лесами Российской Федерации и ее субъектов
с учетом целей, научно обоснованных путей их достижения и имеющихся производственных
факторов на соответствующих этапах социально-экономического развития общества.
Подготовка таких программ согласно ст.46 и 47 относится к Уполномочиям Российской
Федерации и ее субъектов в области использования, охраны, защиты лесного фонда
и воспроизводства лесов и к приоритетным функциональным обязанностям федеральных
органов управления лесами и подчиненных им территориальных органов. Именно
в этих программах должны находить отражение основные направления государственной
политики в области ведения лесного хозяйства и целостная система решения всех
основных проблем, связанных с охраной и защитой лесов, их рациональным использованием
и воспроизводством, организацией устойчивого и эффективного управления на
основе неистощительного и многоцелевого лесопользования.
Для практического составления таких программ на федеральном и территориальном
уровнях требуется разработка и утверждение соответствующего нормативного руководства
в виде инструктивных методических положений, описывающих процедуру разработки,
обоснования и согласования указанных программ. Было бы преувеличением утверждать,
что организации, причастные к разработке таких программ, имеют полную ясность
в решении этого довольно сложного вопроса. Достаточно сказать, что разработка,
например, территориальных программ в рассматриваемой области пока не стала
нормой. Имевшие ранее место генеральные схемы развития лесного хозяйства по
отдельным областям, краям и республикам были недостаточно экономически обоснованы
и не учитывали потребностей рыночной экономики. К тому же в последние годы
стали более жесткими требования к организации устойчивого управления лесами
и сохранению биоразнообразия, выражающиеся в разрабатываемых в этих целях
критериях и индикаторах.
Не заменяют указанные программы и Основные положения, которые подготовляются
лесоустроительными организациями для областей, краев и республик. Переход
к рыночной экономике требует учета и сбалансированности интересов всех партнеров,
связанных с лесами, а также того, чтобы экономические, социальные, природоохранные
и культурные цели развития всех субъектов Российской Федерации были увязаны
с основными направлениями государственной политики в области лесного хозяйства.
Исходя из этого до подготовки федеральных и региональных программ необходимо
разработать современную государственную лесную политику в области охраны лесов,
их использования и воспроизводства на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
Эту ответственную работу должны по своему функциональному положению инициировать
и организовать специально уполномоченные органы управления лесами на федеральном
и региональном уровнях в тесном контакте с основными лесопользователями, органами
охраны окружающей среды, общественными организациями при безусловной поддержке
органов государственной власти, которые на согласованной основе обязаны принять
на заключительной стадии основные положения государственной лесной политики
на разных уровнях (для Российской Федерации - на федеральном, для субъектов
Российской Федерации - на территориальном)*(38). Эти положения и могут явиться
исходной основой для разработки территориальных программ. При этом предварительно
прорабатываются возможные альтернативы (варианты) использования лесов и хозяйств
в них по каждому субъекту Российской Федерации с учетом конкретных условий
региона, в том числе его ресурсного потенциала, степени его экономической
доступности, наличия производственных мощностей, транспортных средств, иной
инфраструктуры, спроса и предложения по поводу продуктов и услуг леса. Выбор
наиболее эффективных вариантов территориальных программ можно обеспечить на
основе экономического обоснования их с межрегиональных позиций, путем анализа
доходов и затрат, с учетом системы потребителей и производителей конечных
продуктов и услуг леса.
Из отобранных вариантов территориальных программ формируется федеральная
программа. В описанной схеме территориальные программы выполняют двойную роль:
с одной стороны, они определяют место и роль субъекта Российской Федерации
в общей федеральной программе с учетом требований рациональной специализации
и кооперации с другими регионами, с другой стороны, обосновывают наиболее
эффективные направления использования лесов и развития лесного хозяйства внутри
региона и намечают соответствующие сферы для инвестиций в интересах всего
сектора лесной экономики. Определение приоритетных направлений в дальнейшем
может служить ориентиром при разработке планов на местном (районном) уровне,
включая планы лесоустройства и бизнес-планы для соответствующих лесопользователей.
Предложенный порядок разработки программ обеспечит организацию согласованного
управления лесами на федеральном, региональном и локальном уровнях, их рациональное,
неистощительное использование, воспроизводство и сохранение биоразнообразия
в интересах нынешних и будущих поколений, что и лежит в основе устойчивого
развития.

Комментарий к статье 71 Кодекса

Эта норма впервые появилась в лесном законодательстве России. Своим появлением
она обязана международным переговорным процессам (включая решения конференции
ООН в Рио-де-Жанейро 1992 г.), связанным с переходом на модель устойчивого
социально-экономического развития, а как следствие - и устойчивого управления
лесами. Последнее понимается как управление, которое обеспечивает неистощительное
использование лесов, сохранение природной среды и биоразнообразия. Для организации
такого управления международные организации с участием различных стран вовлечены
в разработку системы критериев и индикаторов, которые позволяли бы проконтролировать
состояние лесов и тенденции их развития на разных уровнях (глобальном, национальном,
региональном и локальном).
В рамках общего движения по организации устойчивого управления лесами
возник вопрос и о лесной сертификации, которая распространяется не только
на древесину, отпускаемую на корню, и второстепенные лесные ресурсы, как записано
в данной статье, но и на сами леса, а также на лесохозяйственную деятельность,
технологии лесозаготовок и систему лесоуправления в целом как на локальном,
так и на региональном уровнях, вплоть до осуществляемой на практике национальной
лесной политики. Пока еще не выработан единый для всех стран подход к решению
этой непростой проблемы, оспариваются даже вопросы, кому может быть предоставлено
право обеспечивать лесную сертификацию. В 1993 году создан Международный совет
по управлению лесами (СУЛ), который включает представителей от 25 стран и
который взял на себя миссию разобраться со всем комплексом вопросов, входящих
в процедуру лесной сертификации.
Сертификацию определяют как процесс, результатом которого является письменное
свидетельство имеющей на это полномочия независимой стороны, оценивающей местонахождение
и уровень управления того леса, из которого получен данный лесной продукт.
Представители стран с развитой рыночной экономикой полагают, что сертификация
лесных продуктов явится в перспективе надежным инструментом, который создаст
преграду для доступа на рынок лесных продуктов, полученных в лесах, не соответствующих
требованиям устойчивого управления, а следовательно, и стимулом для всех стран
и участников лесных отношений к приведению управления лесами в соответствие
с международными нормами и стандартами, которые будут разработаны и приняты
на межгосударственном уровне.
Для практической реализации этой статьи Лесного кодекса требуется разработка
соответствующего нормативного руководства, согласованного со всеми заинтересованными
сторонами, включая органы управления лесами, лесопользователей, органы охраны
природы и общественные организации.

Комментарий к статье 72 Кодекса

Данная статья Лесного кодекса в основном сохраняет преемственную связь
с изложенными ранее в Основах лесного законодательства Российской Федерации
целями и содержанием лесоустройства, если не считать отдельных редакционных
отличий и дополнений, о которых будет сказано ниже. Такая преемственность
может быть объяснима введенной в декабре 1994 г. Инструкцией по проведению
лесоустройства в лесном фонде России (далее - Инструкция), которая в известной
мере явилась "мостом", соединившим два названных федеральных лесных закона.
В Инструкции в определенной мере были учтены требования, связанные с переходом
к рыночной экономике, главным образом в части арендных отношений, что продолжает
оставаться ведущим направлением в развитии лесного хозяйства.
Основные положения, раскрывающие содержание лесоустройства, составляют
две взаимосвязанные группы. Первая из них касается проведения и подготовки
материалов по инвентаризации лесного фонда, вторая - составления лесоустроительного
проекта. Соответственно и Инструкция делится на две части, давая подробные
пояснения к проведению всего комплекса работ по лесоустройству, что освобождает
от необходимости входить в детали изложения. Остановимся лишь на наиболее
важных положениях, раскрывающих сущность лесоустройства. Это тем более необходимо,
если учесть, что лесоустройство как наука и практическая сфера деятельности
после известной дискуссии 30-х гг. было по существу ликвидировано и так до
сих пор не восстановлено в тех масштабах, которые должны быть ему присущи
и рано или поздно будут достигнуты.
По своему смысловому значению лесоустройство сводится к обоснованию среднесрочного
плана организации неистощительного пользования лесом и наиболее эффективного
ведения лесного хозяйства для обеспечения максимально возможной доходности
и наибольшей полноты достижения поставленных целей. По существу, это и есть
план лесоуправления (термин, все чаще встречающийся в зарубежной литературе).
Срок этого плана определяется продолжительностью ревизионного периода - в
среднем около 10 лет, с колебаниями в зависимости от интенсивности хозяйства
- от 5 до 15 (иногда до 20) лет. Заметим, что в условиях рыночной экономики
план не имеет того директивного характера, который ему приписывался в административно-командной
системе управления. Он имеет так называемый индикативный характер (индикатор
- показатель, ориентирующий хозяйство). Отметим главные ориентиры в этом плане.
Безусловный из них - это норматив неистощительного пользования лесом, называемый
расчетной лесосекой. Но ориентиром являются и те условия, при которых он должен
достигаться. Главные условия - это структура определенных целей (их приоритеты),
в числе которых обязательной всегда была доходность. Для тех целей, которые
не имеют стоимостных измерений, ставится задача наибольшей полноты их достижения,
в том приоритетном порядке, в котором они определены. Такая постановка задачи
пронизывала лесоустроительные инструкции, существовавшие в России до 30-х

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>