<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

гг., а также посвященные данной теме труды Ф.К.Арнольда, А.Ф.Рудзского, М.М.Орлова
и известного авторитета в этой области Г.Шпайделя (ФРГ).
Цели хозяйства обычно определяются уже на первом лесоустроительном совещании,
они закладываются в основу внутрихозяйственной организации лесного фонда,
которая включает деление лесов по народнохозяйственному назначению (в нашей
практике - это деление лесов на группы и категории), выбор главных пород,
ведущих сортиментов, других ресурсов и услуг леса, деление лесов на хозяйственные
части и хозяйственные секции и возможные другие целевые параметры. Так как
лесоустройство для того или иного объекта чаще всего проводится не в первый
раз, то целевые параметры нередко лишь уточняются исходя из анализа прошлого
хозяйства, а также тех новых требований, которые возникают или предвидятся
в динамике социально-экономического развития. В частности, переход к рыночной
экономике обязывает учитывать требования и перспективы развития местного рынка,
а также отдаленных рынков, в том числе структуру спроса зарубежных потребителей,
если имеются или открываются в перспективе такие возможности. Кстати, с этих
требований начиналось "Руководство к устройству русских лесов" А.Ф.Рудзского,
изданное более века назад.
С учетом целей лесоуправления и обусловливаемой ими внутрихозяйственной
организации территории производится инвентаризация лесного фонда, включая
уточнение границ его отдельных участков, проведение всего комплекса лесотаксационных
работ в полевых условиях по одному из трех разрядов лесоустройства в зависимости
от интенсивности хозяйства, с надлежащей, согласно Инструкции, характеристикой
каждого выдела и назначением соответствующих мероприятий на местности для
отдельных из них, если это требуется. При этом используются и опыт прошлого
хозяйства, и научно-технические достижения и соответствующие им рекомендации.
Отметим, что первая часть лесоустройства, заключающаяся в подготовке лесоинвентаризационных
материалов, достигла сравнительно высокого уровня, если иметь в виду использование
космических и аэрофотоснимков разных масштабов в комбинировании с наземными
работами, а также процесс компьютеризации в обработке полученных исходных
данных.
Поставлена задача (на отдельных объектах она уже решается) по организации
непрерывного лесоустройства посредством ежегодного внесения данных по изменению
лесного фонда под влиянием хозяйственной деятельности и стихийных явлений.
Дополнением Лесного кодекса по данной статье по сравнению с Основами
является "выявления реликтовой растительности и особо защитных участков леса",
что соответствует требованиям охраны природы и сохранения биоразнообразия.
Иначе, чем Основы, трактует ЛК РФ объекты лесоустройства. В этой статье они
представляются и в виде "участков и территории лесхозов федерального органа
управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления
лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных
учреждений высшего профессионального образования"; тем самым подчеркивается
подчиненность устраиваемого объекта высшему органу управления лесами. Правда,
при этом остались неупомянутыми лесхозы научно-исследовательских учреждений
федерального органа управления лесным хозяйством (см. ст.128).
Однако эффективность самого лесоустройства зависит главным образом от
второй его части, посвященной составлению лесоустроительного проекта, который
будет рассмотрен в комментарии к ст.73. Здесь же для полноты характеристики
всего комплекса лесоустроительных работ назовем главные из них. Это определение
объемов неистощительного пользования древесиной (расчетная лесосека) и другими
ресурсами и услугами леса, а также мероприятий по его воспроизводству, охране
и защите. В рамках устойчивого управления лесами расчетная лесосека и представляет
собой норматив неистощительного пользования лесом как неуменьшающийся "поток"
лесных продуктов, изымаемых из леса экономически доступными и экологически
приемлемыми способами, которые обеспечивают функционирование лесных экосистем
с сохранением уровня их продуктивности. В существующей практике лесоустройства,
основывающейся главным образом на методе классов возраста, определение размеров
пользования древесиной производится в рамках отдельных хозяйств или хозяйственных
секций, групп лесов или хозяйственных частей, отдельных лесничеств, а через
них - по лесхозу в целом (см. ст.62). В случае наличия в устраиваемом объекте
арендованных участков лесного фонда для них также определяется возможный размер
пользования лесом. При этом по заявкам арендаторов и по договору с ними лесоустроительными
предприятиями составляются проекты организации рубок главного пользования
и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Лесоустройство в процессе инвентаризации лесного фонда выполняет важную
функцию контроля за прошлой лесохозяйственной деятельностью (за предшествующий
ревизионный период), включающего в себя оценку качества проведенных работ
(способы лесовозобновления, ухода и др.) и их влияния на состояние и динамику
лесов. Извлечение "уроков прошлого" (и положительных, и отрицательных) всегда
остается важным требованием для внесения поправок в лесохозяйственную деятельность
на следующий ревизионный период. Чтобы осуществлять контроль в течение ревизионного
периода за составителями лесоустроительного проекта сохраняется право авторского
надзора.
По мере интенсификации лесного хозяйства расширяются функции лесоустройства.
В зарубежной практике оно уже используется на двух взаимосвязанных уровнях
лесоуправления: региональном и локальном. Упомянутой выше Инструкцией также
предусматривается разработка по заданию государственных органов власти региональных
программ по развитию лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации (п.1,
2, 3 ч.1 Инструкции). Необходимость в разработке таких программ предусмотрена
ст.70 ЛК РФ.
В задачу лесоустройства может входить также осуществление специальных
инженерных изысканий и целевых обследований в лесном фонде с последующим составлением
технических проектов и смет на создание объектов мелиорации, дорожного строительства,
рекреационного благоустройства и других объектов лесохозяйственной деятельности.

Комментарий к статье 73 Кодекса

Отличительная особенность лесного хозяйства, состоящая в исключительной
длительности процесса лесовыращивания, измеряемой многими десятками лет, обязывает
в еще большей степени, чем в других отраслях, учитывать влияние прошлого на
развитие лесов и всего лесного фонда как объекта лесоустройства, структуру
и условия развития спроса и предложения на продукты и услуги леса не только
в настоящее время, но и в перспективе, увязывая синтезирующие решения с целью
руководства в процессе управления лесами в едином нормативном документе, каким
является лесоустроительный проект. В данной статье предусматривается, что
эти проекты содержат комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования
лесным фондом за прошедший период и разработку основных положений организации
и ведения лесного хозяйства на очередной ревизионный период.
Структура, содержание лесоустроительных проектов, их особенности для
отдельных категорий лесов регламентируются частью II Инструкции по проведению
лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Рослесхозом в декабре 1994
г. и согласованной тогда же с Минприроды России. Эта Инструкция разработана
с учетом Основ лесного законодательства Российской Федерации. И хотя отдельные
ее положения потребуют уточнения и согласования с Лесным кодексом, тем не
менее их костяк пока сохраняет свое значение. Не повторяя эти положения, перечислим
лишь основные элементы структуры лесоустроительного проекта:
(1) характеристика лесного фонда;
(2) анализ динамики лесного фонда и лесохозяйственной деятельности;
(3) лесоустроительное проектирование (включая нормативы пользования ресурсами
леса и адекватные им меры их воспроизводства, а также охраны и защиты лесов);
(4) особенности лесоустроительного проектирования в отдельных категориях
лесов;
(5) обоснование лесоустроительного проекта.
Необходимо акцентировать внимание на синтезирующем характере лесоустроительного
проекта, что увеличивает его достоинства. Потребуется дальнейшее развитие
тех его установок, которые связаны, с одной стороны, с переходом к рыночной
экономике, с другой - с переходом на модель устойчивого развития. В этом отношении
ценно то, что уже в п.1.1 гл.1 Инструкции (ч.II) отмечается, что для лесоустроительных
проектов на ревизионный период разрабатывается "система лесохозяйственных
мероприятий и лесопользования, обеспечивающая охрану и защиту природы, повышение
продуктивности и качественное улучшение лесов, непрерывное и неистощительное
пользование лесным фондом". При этом руководствуются Основными положениями
организации и ведения лесного хозяйства, разрабатываемыми для территории лесного
фонда данного субъекта Российской Федерации, в котором расположен объект лесоустройства.
В такой постановке задачи системный подход уже предопределяется как на
локальном уровне (внутрихозяйственная организация самого устраиваемого объекта),
так и на региональном уровне, обусловливая системную связь устраиваемого объекта
с организацией и перспективами использования лесного фонда в границах данного
субъекта Российской Федерации. Конечно, "предопределяется" - еще не значит
адекватно "определяется" и тем более "реализуется" в самой практике лесоуправления.
Задача последней в перспективе как раз и заключается в том, чтобы совместить
предопределение с указанным определением.
Эта задача была актуальна на протяжении всей истории лесоустройства.
Значение ее особо подчеркивал в свое время лидер отечественного лесоустройства
профессор М.М.Орлов в "Очерках лесоустройства в его современной практике".
Отмечая, что составляемый при лесоустройстве "план лесного хозяйства должен
быть синтезом всех отраслей лесохозяйственных знаний", он тут же замечал:
"...разве можно было требовать и ожидать этого синтеза от русских таксаторов...
когда школа им не давала не только никакого лесохозяйственного синтеза, но
настраивала их на противоположное? При таких условиях таксаторы делали то,
что было им всего знакомее, т.е. таксацию". Хотя с того момента, когда были
сказаны эти слова, прошло много времени и, безусловно, имели место значительные
изменения в теории и практике лесоустройства, разрыв между уровнем лесоинвентаризации
и уровнем лесоустроительного проектирования тем не менее остается все еще
в силе, на что неоднократно обращалось внимание и в специальной литературе,
и на соответствующих предмету обсуждения совещаниях. Как быстрее и безболезненнее
свести "на нет" этот разрыв? В Лесном кодексе в ряде логически взаимосвязанных
статей в общем прослеживаются пути решения указанной задачи.
Для организации устойчивого управления лесами, что вытекает из известных
решений, принятых в Рио-де-Жанейро в 1992 году, требуется согласование основных
решений на федеральном, региональном и местном уровнях. С этой целью в ст.70
ЛК РФ предлагается разработка федеральных и территориальных (на уровне субъектов
Российской Федерации) программ использования, охраны, защиты лесного фонда
и воспроизводства лесов, которые должны быть руководством для лесоуправления
на указанных уровнях. Однако эти программы не будут реализованы на практике,
если с учетом их не будут разработаны соответствующие программы по использованию
лесов и ведению лесного хозяйства на местном уровне, то есть на уровне объектов
лесоустройства, которые представляются в ст.72, в том числе на уровне лесхозов
федерального органа управления лесным хозяйством. Лишь в этом случае будет
обеспечена преемственность в государственной политике по всей вертикали лесоуправления.
Лесоустроительный проект должен представлять программу использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесного фонда устраиваемого объекта на местном
(локальном) уровне, но с учетом территориальных программ субъекта Российской
Федерации, в которых уже определены основные направления интенсификации лесного
хозяйства (см. комментарий к ст.70). При этом названные территориальные программы
в перспективе закономерно должны заменить Основные положения, разрабатываемые
для субъекта Российской Федерации лесоустроительными предприятиями, тем более
что без участия названных предприятий составление территориальных программ
не обойдется. Следствием последних и явятся Основные положения, которые будут
в этом случае более обоснованными.
Переход к разработке согласованных программ на разных уровнях лесоуправления
необходим, так как исходит из требований рыночной экономики осуществлять обоснованное
приложение труда и капитала к тем или иным мероприятиям в рамках составляемых
программ, в том числе и на местном уровне. Без этого вообще немыслимо развитие
лесного хозяйства в рыночных условиях. Однако в данном отношении нашему лесоустройству
еще предстоит преодолеть определенную дистанцию. Для того чтобы сократить
ее, следует прежде всего учесть отечественный опыт лесоустройства в рыночных
условиях, чему были посвящены лесоустроительные инструкции до начала 30-х
гг. и труды вышеназванных классиков отечественного лесоустройства.
В первую очередь это касается необходимости изучения спроса на местном
и отдаленном рынках, связанных с устраиваемым объектом, существующих и прогнозируемых
там цен на ресурсы и услуги леса, определения затрат на проектируемые мероприятия,
анализа доходов и затрат и установления чистого дохода, а следовательно, и
эффективности предлагаемых решений. Эти и другие экономические требования
до начала 30-х гг. считались необходимыми для лесоустройства, о чем писал
около века назад А.Ф.Рудзский в своем "Руководстве к устройству русских лесов".
Он считал, что лесоводство в широком смысле учит "технике лесного хозяйства,
тогда как лесоустройство занимается экономическую стороною его". Восстановление
этой утраченной лесоустройством экономической доминанты теперь, при переходе
к рыночной экономике, является его первоочередной задачей (см. также: Смирнов
А.Ф. Вопрос о земле в России начала XX века: позиции царя и Государственной
Думы // Журнал российского права. 1997. N 3).
Следует также учесть и неиспользованные научные достижения последних
десятилетий. Лесоустроительный проект, представляемый среднесрочным планом
в виде программы, включает в себя два компонента. Один из них относится к
региональной системе лесохозяйственных мероприятий (РСЛХМ), разработанных
научными учреждениями на зонально-типологической основе с учетом целевого
назначения лесов. Именно эта РСЛХМ гарантирует сбалансированное управление
лесами и неистощительное их использование. Другой компонент программ представляет
собой комплекс мероприятий, связанных с долгосрочными вложениями с целью коренного
изменения условий произрастания (например, осушительная мелиорация) или кардинального
изменения состава лесов (например, замена низкотоварных, малоценных древостоев
хозяйственно ценными посредством реконструкции).
Различать эти компоненты программы необходимо ввиду различий экономической
природы соответствующих затрат (в первом случае - текущие затраты, во втором
случае - капитальные вложения) и, следовательно, условий их окупаемости. На
эту важную сторону дела рекомендовал обращать внимание еще М.М.Орлов в книге
"Лесоуправление". Если затраты на мероприятия первого рода являются необходимым
минимальным экономическим гарантом для обеспечения неистощительного лесопользования,
то величина капитальных вложений будет целиком зависеть от экономических возможностей
владельца леса, в том числе и государства, выступающего в данном случае собственником
лесов. Если из текущих затрат определяется минимальная величина арендной платы,
то капитальные вложения не относятся к обязательствам арендатора и могут направляться
лишь из источников, предусматриваемых в территориальных или федеральных программах.
В целом лесоустроительный проект должен представлять собой такую оптимизированную
программу, которая для конкретных условий и состояния лесов дает наиболее
эффективный вариант использование ограниченных финансовых и трудовых ресурсов,
позволяющий обеспечивать наибольшую доходность лесов в рамках их неистощительного
и многоцелевого использования.
Разрабатываемые лесоустроительные проекты должны проходить экспертизу,
недопустимо ограничиваться лишь приемкой проекта заказчиком. Такая практика
существовала до начала 30-х гг., с этой целью при центральном органе управления
лесами функционировала специальная комиссия, называвшаяся тогда лесным ученым
комитетом. Создание подобной службы экспертизы лесоустроительных проектов
может потребоваться в перспективе.
После экспертизы лесоустроительные проекты утверждаются в порядке, устанавливаемом
федеральным органом управления лесным хозяйством и являются нормативным документом
для планирования и финансирования лесного хозяйства по отдельным годам ревизионного
периода.

Комментарий к статье 74 Кодекса

Согласно ст.72 ЛК РФ лесоустройство включает в себя систему мероприятий
по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности
ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики
в лесном хозяйстве. Этой же статьей определен круг вопросов, решаемых при
лесоустройстве. Оно осуществляется государственными лесоустроительными организациями
федерального органа управления лесным хозяйством.
Основным требованием к лесоустроительным работам является обеспечение
высокой точности и достоверности лесоустройства в пределах заданных нормативов
качественных и количественных характеристик лесного фонда как основы определения
нормативов всех видов использования лесных ресурсов, расчета арендной платы
за пользование лесным фондом, объективной кадастровой оценки.
Выполнение этого требования достигается путем постоянного совершенствования
централизованного руководства лесоустроительными работами, привлечения к работам
высококвалифицированных специалистов, широкого использования технических средств:
аэрофото- и космической съемки, компьютерной техники и единой методики сбора,
обработки и анализа полевых лесотаксационных материалов.
При такой централизованной системе лесоустройства под общим руководством
федеральных органов управления лесного хозяйства лесоустройство выполняет
также функцию контроля в отношении состояния хозяйства в устраиваемых лесах.
Лесоустроительные работы выполняются специализированными лесоустроительными
предприятиями, состоящими из экспедиций и партий. Для решения отдельных вопросов
привлекаются специалисты - экологи, геоботаники, энтомологи и др.
Методической и юридической основой проведения всего цикла лесоустроительных
работ является Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России,
утвержденная Федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с Минприроды
России в декабре 1994 г. В первой части Инструкции "Организация лесоустройства.
Полевые работы" излагаются основные положения, порядок организации лесоустройства
и проведения полевых работ. Вторая - определяет порядок проектирования, организации
и ведения лесного хозяйства в объекте лесоустройства на ревизионный период,
принципы анализа динамики лесного фонда и лесохозяйственной деятельности,
содержит непосредственно проектную часть и обоснование лесоустроительного
проекта.
Рассчитанные и обоснованные лесоустройством нормы пользования лесным
фондом и объемные показатели лесохозяйственной деятельности, прошедшие соответствующую
экспертизу, не подлежат корректировке и обязательны к выполнению всеми юридическими
и (физическими лицами, осуществляющими ведение лесного хозяйства, в том числе
и лесопользование в лесном фонде.
Требования лесоустроительной Инструкции обязательны для всех специализированных
лесоустроительных предприятий, владельцев и лесопользователей независимо от
ведомственной подчиненности.

Комментарий к статье 75 Кодекса

В процессе проведения лесоустройства собираются обширные сведения, начиная
с карточки таксации и других полевых материалов, которые после обработки,
обобщения агрегирования составляет информацию о лесном фонде. Первичной документацией,
дающей детальную характеристику лесного фонда квартала, лесничества, является
таксационное описание по каждому таксационному выделу.
Основными требованиями к содержанию и качеству таксационного описания
являются: полное соответствие данным карточки таксации; взаимосвязка таксационных
показателей выдела; недопустимость того, чтобы отклонение величины запаса
на 1 га от контрольной по принятым таблицам через среднюю высоту яруса и полноту
превышало 10%; соответствие намечаемых хозяйственных распоряжений фактической
характеристике участков, целям ведения лесного хозяйства для данной категории
защитности и нормативным документам.
Дальнейшая обработка материалов лесоустройства находит отражение в ведомостях
поквартальных итогов площадей и запасов насаждений, распределения покрытых
лесом земель и запасов древесины по классам возраста, распределения насаждений
основных лесообразующих пород в пределах групп возраста по преобладающим породам
и т.д.
На основе первичных документов, характеризующих лесной фонд, составляются
формы учета лесного фонда. Учет лесного фонда, порядок его ведения осуществляется
на основании Инструкции о порядке ведения государственного учета лесов с соблюдением
следующих основных требований:
- государственный учет лесов ведется для всего лесного фонда по единой
системе на основе материалов лесоустройства, а по лесам, где лесоустройство
не проведено, - на основе материалов инвентаризации, аэротаксационных и других
обследований лесов;
- государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение
количественного и качественного состояния лесов в целях контроля за изменениями,
происходящими в структуре государственного лесного фонда;
- документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется,
как правило, один раз в пять лет с внесением всех изменений за этот период.
Действующая система, учета состоит из нескольких форм:
форма N 1 характеризует площади лесного фонда по категориям земель, группам
и категориям защитности лесов; форма N 2 - распределение покрытой лесом площади
и запасов насаждений по преобладающим породам и группам возраста; форма N
3 представляет сведения о лесокультурных, лесохозяйственных и гидролесомелиоративных
мероприятиях, показателях противопожарной охраны лесов, их продуктивности,
распределении по классам бонитета и сомкнутости. По формам N 1 и N 2 наряду
с данными по лесхозу приводятся сведения суммарно по всем арендаторам.
Материалы учета лесного фонда дают наиболее полное представление о динамике
лесного фонда, что, в свою очередь, позволяет объективно оценивать состояние
лесов и уровень ведения лесного хозяйства. Государственный учет лесного фонда
является исходным материалом для составления государственного лесного кадастра.
Государственный лесной кадастр отражает совокупность количественных и
качественных характеристик лесного фонда по показателям, позволяющим проводить
качественную (экономическую) оценку фонда. Лесокадастровая книга составляется
при лесоустройстве для каждого лесхоза, а при наличии этой книги производится
контроль за правильностью заполнения ее форм и разделов. Нормативы экономической
оценки лесов утверждаются государственным органом управления.
Воздействие различных факторов, связанных с теми или иными нарушениями
в окружающей среде, приводит к ухудшению лесного фонда, а иногда и к полной
гибели древостоев. Эта проблема из локальной превращается в глобальную. Так,
в результате аварий на предприятиях ядерно-топливного цикла и испытаний ядерного
оружия ядерному загрязнению подверглись земли лесного фонда России на площади
3,5 млн га на территории 15 областей, где действуют 140 лесхозов, 380 лесничеств.
Известны случаи массового усыхания лесов в результате воздействия промышленных
выбросов в странах Западной Европы.
В связи с этим целый ряд статей Лесного кодекса устанавливает законодательные
нормы о лесном мониторинге как системе наблюдения и оперативного контроля
за состоянием лесов (нарушением их устойчивости, численностью (распространением),
повреждением вредителями, болезнями, а также в результате воздействия других
природных и антропогенных факторов, за динамикой этих процессов), выявления
патологических изменений в состоянии лесного фонда, оценки и прогнозирования
развития ситуации для принятия соответствующих решений. Мониторинг лесного
фонда является подсистемой мониторинга земель: последний, в свою очередь,
представляет собой часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
Информация о лесном фонде сохраняется в записи на магнитных носителях,
при интенсивном ведении лесного хозяйства и лесопользования создаются автоматизированные
банки данных по лесному фонду объекта лесоустройства с лесотаксационной и
картографической базами данных.
В настоящей статье впервые закреплена федеральная собственность на информацию
о лесном фонде в случае, если она получена за счет средств федерального бюджета,
и особый порядок представления ее гражданам и юридическим лицам.

Комментарий к статье 76 Кодекса

В статье определены задачи государственного контроля за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. В общей сложности
эти задачи сводятся к проверке соблюдения лесного законодательства и пресечению
его нарушений.
Однако необходимо отметить, что хотя статья ограничивает государственный
контроль пределами лесного фонда, судя по тексту Лесного кодекса, сфера действия
этого контроля выходит за вышеназванные пределы, что вполне закономерно, так
как в Кодексе есть статьи, которые указывают на более широкую сферу его действия.
Это касается лесов, расположенных на землях обороны и городских лесов, древесно-кустарниковой
растительности на землях железнодорожного транспорта и др. (см. ст.131, 132,
133, 135 и 136 ЛК РФ).
В настоящее время по данному вопросу действует Положение о порядке осуществления
государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля
за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в
Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 мая 1994 г. N 430*(58).
В Положении определен круг должностных лиц, наделенных полномочиями по
осуществлению государственного контроля. К ним относятся руководитель государственного
органа управления лесным хозяйством и его заместители, ведающие вопросами
состояния, использования, воспроизводством, охраны и защиты лесов; руководители,
их заместители и специалисты структурных подразделений государственного органа
управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающие вопросами государственного
контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов; руководители, их заместители и специалисты подведомственных государственному
органу управления лесным хозяйством Российской Федерации подразделений в субъектах
Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
Особо выделяются должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению
государственного контроля за соблюдением требований лесного законодательства
подведомственными подразделениями государственного органа управления лесным
хозяйством Российской Федерации, лесхозами и лесничествами. К ним относятся:
руководитель, его заместители и специалисты структурных подразделений государственного
органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающего вопросами
государственного контроля; руководители, их заместители и специалисты структурных
подразделений государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации, ведающих вопросами государственного контроля.
Государственные органы управления лесным хозяйством при осуществлении
государственного контроля взаимодействуют с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, другими специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
правоохранительными и контрольными органами, а также общественными объединениями
и гражданами.
В Положении определены права и обязанности инспекторов по контролю за
состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. В документе
предусмотрено, что государственный орган управления лесным хозяйством Российской
Федерации разрабатывает и в установленном порядке утверждает инструкцию по
организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов, а также дает разъяснения о порядке его осуществления,
организует и ведет отраслевой статистический учет по государственному контролю.
На основании этой нормы приказом Федеральной службы лесного хозяйства
России от 24 октября 1994 г. N 224 утверждена Инструкция по организации и
проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного
контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов в Российской Федерации. Инструкция согласована с Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Комментарий к статье 77 Кодекса

Настоящей статьей законодатель возрождает и поднимает на качественно
новый уровень отечественный институт государственной лесной охраны, организационно

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>