<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оформленный отечественным лесным законодательством в первые послевоенные годы
с целью охраны государственного имущества - леса. Поэтому ст.77 принципиально
отличается от одноименной ст.64 в Основах лесного законодательства Российской
Федерации 1993 г., которая, по сути, распространяла эту специфическую функцию
отечественного лесного хозяйства на всех его работников. Практика нашей общественной
жизни убедительно свидетельствует: когда за что-то отвечают все, на самом
деле не отвечает никто.
В последние десятилетия под институтом государственной лесной охраны
лесным законодательством Российской Федерации понималась служба (как специальная
область работы в системе лесного хозяйства с относящимися к ней отдельными
должностными лицами государственных органов лесного хозяйства), через которую
государственные органы лесного хозяйства осуществляли охрану лесов от пожаров
и действий, причиняющих им вред, а также возложенный на них контроль за организацией
охраны лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений в колхозных
лесах, городских лесах, лесах заповедников и закрепленных лесах, позднее же
- и государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов. Ведь именно так была определена цель создания этой
службы (до 1968 г. - аппарата) в системе государственных органов лесного хозяйства
частью третьей общей части Положения о государственной лесной охране СССР,
утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 марта 1950 г. N 1181,
с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Совета Министров
СССР от 21 августа 1968 г. N 641 и от 30 апреля 1982 г. N 360*(59), которое
не отменено до сих пор. Согласно данному Положению в лесхозе, главной организационной
единице этой службы, должностными лицами государственной лесной охраны являлись
директор лесхоза, главный лесничий и инженер по охране и защите леса, а в
лесничествах - лесничие, их помощники, мастера леса (участковые техники-лесоводы)
и лесники. Лесники несли (а не осуществляли) непосредственную охрану лесов
и вверенного им имущества в пределах вверенного каждому леснику участка лесного
фонда - обхода. По сути, именно лесник являлся основным должностным лицом
государственной лесной охраны.
Для выполнения должностными лицами государственной лесной охраны возложенных
на них должностных (четко регламентирующих пределы их компетенции) обязанностей
эти лица были наделены соответствующими правомочиями, в том числе и правом
носить форменное обмундирование с должностными знаками различия.
Часть 1 настоящей статьи не раскрывает полностью сущности института государственной
лесной охраны, но определяет - это чрезвычайно важно в современных условиях,
- что она состоит из должностных лиц (а не работников, как это было определено
ч.3 ст.64 Основ лесного законодательства), являющихся одновременно должностными
лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных
органов. В ч.2 данной статьи впервые в лесном законодательстве на уровне федерального
закона определены основные задачи государственной лесной охраны.
Настоящим Кодексом (ст.95) законодатель возложил на государственную лесную
охрану еще одну задачу: осуществление государственного пожарного надзора в
лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, однако не счел нужным указывать
ее в данной статье. По сравнению с продолжающим ныне действовать Положением
о государственной лесной охране СССР (Правительство Российской Федерации пока
не утвердило новое положение о деятельности государственной лесной охраны
Российской Федерации, подготовленное во исполнение ч.6 ст.64 Основ лесного
законодательства), государственная лесная охрана, по сути, сохранила (правда,
уже не в качестве основных) практически все свои прежние задачи (кроме наблюдения
за выполнением правил и сроков охоты), а помимо этого получила две новых:
организация пользования лесным фондом;
обеспечение защиты лесов (что значительно шире, чем ранее решаемая задача
- сигнализация о появлении в лесу вредных насекомых и болезней).
Первую из них большинство должностных лиц государственной лесной охраны
решало - каждый в пределах своей компетенции - и ранее, но в качестве должностных
лиц федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных
органов. То, что законодатель возвел эту задачу в ранг задач государственной
лесной охраны, свидетельствует о ее особой важности в современных условиях
и повышении ответственности федерального органа управления лесным хозяйством
и его территориальных органов за ее решение. Что касается второй из этих задач,
то ее решение ранее возлагалось федеральным органом управления лесным хозяйством
на созданную им специализированную службу лесозащиты*(60), должностные лица
и работники которой входили в состав государственной лесной охраны. В свете
требований настоящей статьи федеральный орган управления лесным хозяйством,
по нашему мнению, должен незамедлительно упорядочить организационную структуру
службы лесозащиты в составе новой государственной лесной охраны Российской
Федерации.
В ч.3 ст.77 дан открытый (см. последний абзац) перечень обязанностей
государственной лесной охраны. В частности, закон обязывает государственную
лесную охрану обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам
об административных правонарушениях. В разд.III действующего Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) в качестве
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,
названы органы лесного хозяйства (ст.221), указаны также и должностные лица
этих органов (ст.221), уполномоченные рассматривать дела об административных
правонарушениях и налагать административные взыскания от имени названных органов.
Это подтверждает и сам законодатель в ч.2 ст.110 Лесного кодекса.
Абзац 4 ч.3 комментируемой статьи обязывает государственную лесную охрану
обеспечивать в пределах своей компетенции правопорядок на территории лесного
фонда. По нашему мнению, здесь имеется в виду прежде всего правопорядок в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
В ч.4 настоящей статьи приведен опять-таки не закрытый перечень прав государственной
лесной охраны. Необходимо обратить внимание на отсутствие в ст.77 одного из
прав, ранее принадлежавших государственной лесной охране, - права ношения
форменного обмундирования с должностными знаками различия. Ответ на невольно
возникающий при этом вопрос можно частично найти в ч.1 ст.108 Лесного кодекса,
где разрешается ношение обмундирования всем работникам лесного хозяйства.
Окончательный же ответ, вероятно, будет дан в положении, утвержденном Правительством
(см. последнюю часть ст.77).

Комментарий к статье 78 Кодекса

В статье имеется отсылочная норма к законодательству Российской Федерации.
Основным актом, регулирующим вопросы государственной защиты должностных лиц
государственной лесной охраны, является Федеральный закон от 20 апреля 1995
г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
органов"*(61). Этот закон распространяется также на должностных лиц государственной
лесной охраны. Перечень должностных лиц государственной лесной охраны утверждается
федеральным органом управления лесным хозяйством.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц и сохранности их
имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться следующие
меры:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения
об опасности;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы)
или учебы;
6) переселение на другое место жительства;
7) замена документов, изменение внешности.
При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательств
на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими
безопасность, осуществляется их личная охрана, охрана их жилища и имущества.
Применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц
государственной лесной охраны, а также их близких возложено на органы внутренних
дел.
Надзор за исполнением законов при осуществлении мер государственной защиты
возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему
прокуроров.
В Законе сформулированы права и обязанности защищаемого лица. Защищаемое
лицо, в отношении которого принято решение о применении безопасности, имеет
право:
1) знать о применяющихся в отношении него мерах безопасности;
2) просить о применении или неприменении в отношении него конкретных
мер безопасности;
3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении
него кроме осуществляемых иных мер безопасности, предусмотренных законом,
или отмены каких-либо осуществляемых мер безопасности, предусмотренных законом,
или отмены каких-либо осуществляемых мер;
4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность,
в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих
меры безопасности.
Защищаемое лицо обязано:
1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы
или противоправных действий в отношении него;
3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в
личное пользование для обеспечения безопасности;
4) не разглашать сведения о применяемых в отношении него мерах безопасности
без разрешения органа, осуществляющего эти меры.
При устранении угрозы безопасности защищаемого лица либо в случае возникновения
иных оснований для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным
лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется
защищаемому лицу. Это постановление может быть обжаловано заинтересованными
лицами.

Раздел IV
Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, как входящих,
так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда,
не покрытых лесной растительностью

Глава 10. Использование лесного фонда и не входящих в лесной
фонд лесов

Комментарий к статье 79 Кодекса

Лесной фонд характеризуется неравномерным распределением по территории
России, формированием отдельных его частей в различных естественно-исторических
условиях, многообразием видового состава древостоев и неоднородной возрастной
структурой, следует также отметить воздействие на него антропогенных и биогенных
факторов. Все это требует соблюдения определенных принципов при организации
и проведении лесопользования в лесном фонде. В рассматриваемой статье названы
основные из них.
Одним из требований к использованию лесных ресурсов является принцип
непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов. Соблюдение
этого требования позволяет осуществлять лесопользование в течение достаточно
длительного периода без снижения объемов лесопользования, а также качества
и продуктивности древостоев в лесном фонде. Соблюдение этого принципа достигается
путем соотнесения объемов лесопользования со сроками и масштабами воспроизводства
лесных ресурсов, строгим соблюдением установленного лесоустройством размера
пользования лесным фондом (расчетной лесосеки - см. ст.62), рациональным использованием
всех ресурсов леса.
Другим не менее важным требованием является соблюдение правил лесопользования,
обеспечивающих сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных
и иных функций леса. С этой целью способы лесопользования дифференцированы
в зависимости от группы лесов и категории защитности; лесопользование осуществляется
с соблюдением зонально-типологических условий и разработанных на основе этого
правил рубок главного пользования, с учетом запрещения рубок в ряде категорий
защитности.
Правилами рубок главного пользования (ст.115) предусматриваются также
меры, которые способствуют ускорению периода воспроизводства лесных ресурсов
(сохранение подроста ценных пород, оставление семенников или семенных куртин,
создание на вырубках лесных культур и т.д.).
Перечисленные в настоящей статье требования связаны между собой и регламентируются
зональными правилами рубок главного пользования и размером установленной расчетной
лесосеки. Указанные требования подлежат обязательному выполнению в процессе
использования как лесного фонда, так и не входящих в лесной фонд лесов.
Непременным условием рационального лесопользования является платность
лесоиспользования в виде лесных податей или арендной платы (ст.103-107). Внедрение
арендных отношений, организация торгов для продажи древесины на корню регулируются
положением об аренде участков лесного фонда и основными положениями по продаже
древесины на корню на торгах.

Комментарий к статье 80 Кодекса

Как следует из приведенного в статье перечня видов лесопользования, лесной
фонд выступает не только в виде источника получения древесины - он также богат
пищевыми, лекарственными и техническими ресурсами, является средообразующим
фактором, благоприятно воздействует на климат, атмосферу, гидрологический
режим рек и других водных объектов, предохраняет почву от ветровой и водной
эрозии; возрастает рекреационное значение лесов в расположенных вблизи населенных
пунктов мест отдыха и транспортных путей.
Заготовка древесины по-прежнему остается важнейшим видом лесопользования.
В процессе лесозаготовок получают ценную древесину хвойных пород (сосна, кедр,
ель, пихта, лиственница), твердолиственных пород (дуб, бук), мягколиственных
(береза, осина).
Основная часть древесины изымается в процессе рубок главного пользования
в пределах утвержденной по каждому лесхозу, а в лесхозе - по каждому хозяйству
расчетной лесосеки. Часть древесины получают при проведении рубок промежуточного
пользования (санитарных выборочных, рубок ухода, рубок реконструкции малоценных
и низкопроизводительных насаждений) и прочих рубок. В зависимости от группы
лесов и категории защитности применяются различные способы рубок главного
пользования (сплошные, выборочные, постепенные) с условием соблюдения лесоводственных
требований соответствующих правил рубок главного пользования, Правил отпуска
леса на корню в лесах Российской Федерации.
Рубки ухода за лесом - тоже значительный источник получения древесины,
однако следует иметь в виду, что при строгом соблюдении лесоводственных требований
к рубкам ухода качество древесины будет ниже, чем при рубках главного пользования.
Еще одним источником получения древесины являются прочие рубки: прорубка
квартальных просек, линий газопровода и электропередач, расчистка площадей
от ненужной растительности.
Сосновые древостои, а иногда и другие хвойные, прежде чем поступать в
рубку, подвергаются подсочке с целью получения живицы в соответствии с действующими
Правилами подсочки, осмолоподсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах
Российской Федерации. Сырьевая база для подсочки и осмолоподсочки сосновых
древостоев определяется при лесоустройстве на основании указанных Правил раздельно
по группам лесов. Ежегодная площадь возможной подсочки устанавливается исходя
из 5- или 10-15-кратной величины расчетной лесосеки главного пользования в
сосновых древостоях, пригодных для подсочки. После подсочки насаждение должно
быть вырублено.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов проводится в соответствии с
требованиями Основных положений по осуществлению побочных пользований в лесах
Российской Федерации. В состав побочных пользований входит большой перечень
пищевых продуктов. К ним следует отнести дикорастущие плоды и ягоды, свежие
и сухие: яблоки (дички), груши (дички), боярышник, иргу, шиповник, алычу,
кизил, терн, калину, рябину, малину, ежевику, землянику, клюкву, бруснику,
голубику, морошку, чернику, облепиху и др.; орехи: лещину, кедровые, грецкие;
грибы и многие другие пищевые продукты.
Особое внимание уделено в Лесном кодексе участкам лесного фонда, предоставляемым
для ведения охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских, культурно-оздоровительных
целей. Условия выделения участков для перечисленных выше целей регламентируются
соответствующими положениями утверждаемыми Федеральной службой лесного хозяйства
России. На участках лесного фонда, предоставляемых для проведения научно-исследовательских
работ и нужд охотничьего хозяйства, может быть ограничено или запрещено пользование
для иных физических и юридических лиц, если это несовместимо с ведением научно-исследовательских
работ и охотничьего хозяйства.
Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических
и спортивных целях организуется в специально выделенных в лесу зеленых зонах,
в том числе лесопарковых и их частях; создаются национальные и природные парки,
зоны санитарной охраны курортов, памятники природы, городские леса и т.д.
Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных
видов пользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими
в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом
(Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в
Российской Федерации, Основные положения о порядке и условиях взимания лесных
податей. Инструкция о передаче в пользование участков лесного фонда и их возврате,
Правила подсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах Российской Федерации
и т.д.). Заготовка древесины, подсочка и осмолоподсочка регламентируются Правилами
отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, Положением об аренде
участков лесного фонда в Российской Федерации.

Комментарий к статье 81 Кодекса

В статье дается отсылочная норма к законодательству Российской Федерации.
В настоящее время ведется работа по подготовке такого нормативного акта.

Комментарий к статье 82 Кодекса

В данной статье определены общие права лесопользователей и дается открытый
перечень этих прав, о чем прямо сказано в последнем абзаце статьи. Более конкретно
права лесопользователей раскрываются в статьях, посвященных различным видам
лесопользования (при заготовке древесины, второстепенных лесных ресурсов,
при побочных пользованиях в лесном фонде, охоте, туризме и т.д.). Поэтому
в статье 82 называется лишь обобщенное право лесопользователей: осуществлять
пользование лесным фондом в установленных пределах.
Для эффективной реализации своих прав лесопользователи должны обладать
достоверной и полной информацией об участках лесного фонда, которые они намерены
получить в пользование. Без этого невозможно видеть перспектив ведения лесного
хозяйства и отдельных видов лесопользования на условиях аренды, договора безвозмездного
пользования участком лесного фонда, концессии. Но своего рода монополистом
этой информации являются органы управления лесным хозяйством. Они ведут государственный
лесной кадастр, учет лесного фонда, лесоустройство, участвуют в ведении мониторинга
лесов и земель лесного фонда. Если будущему лесопользователю по каким-либо
причинам отказывается в информации или она по его мнению является неполной
или недостоверной, он вправе обжаловать действия администрации органов лесного
хозяйства и решения их должностных лиц в судебном порядке на основании Закона
Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан".
Права каждого лесопользователя подробно определяются в лицензии, лесорубочном
билете, ордере, лесном билете. При отклонении по объему, срокам и видам пользования
от тех показателей, которые установлены в названных разрешительных документах,
действия лесопользователей могут рассматриваться как лесонарушение со всеми
вытекающими отсюда юридическими последствиями (см. комментарий к ст.110-112
ЛК РФ об ответственности за нарушения лесного законодательства).
Лесопользователи могут самостоятельно выбирать форму хозяйствования в
лесном фонде: Но эту свободу надо понимать не как произвольное решение совершать
те или иные выгодные для лесопользователя действия. Он свободен лишь в выборе
форм деятельности по пользованию лесным фондом, но после того, как он выбрал
соответствующую форму, он обязан строго соблюдать все те условия, которые
указаны в разрешительных документах и в заключаемых договорах. Самовольное
изменение формы хозяйственной деятельности в лесном фонде также является лесонарушением
(ст.25 ЛК РФ).
И наконец, лесопользователь вправе возводить строения и сооружения, связанные
с эксплуатацией ресурсов лесного фонда, строить дороги, возводить временные
(именно временные, а не постоянные) постройки для реализации того или иного
вида пользования лесным фондом, который определен в разрешительных документах,
создавать пункты хранения древесины и т.п. При этом должен соблюдаться порядок
осуществления названных прав строительства и использования земельного фонда,
установленный ст.63-66 ЛК РФ.
Права лесопользователей могут быть ограничены. Запрещая вмешательство
в хозяйственную деятельность лесопользователей, Закон вместе с тем устанавливает
исключения. Это случаи угрозы нарушения лесного и природоохранного законодательства
со стороны лесопользователя. В связи с этим государственные органы лесного
и экологического контроля могут давать лесопользователям и владельцам лесного
фонда обязательные предписания по вопросам состояния, характера использования
и воспроизводства лесов, их охраны и защиты. Конечно, указанные требования
органов контроля могут предъявляться только в рамках закона. При неисполнении
предписаний органов контроля наступает момент привлечения нарушителя к юридической
ответственности.
Если кто-либо, в том числе и должностные лица органов контроля, своими
действиями нарушает права лесопользователей, эти права подлежат восстановлению,
что обеспечивается судебной защитой. Восстановление прав может выражаться
в устранении помех в лесопользовании, в разрешении других конфликтных ситуаций.
До обращения в суд следует прибегать к содействию и помощи органов государственного
управления лесным хозяйством и контроля. Если при этом будет установлено,
что лесопользователю причинены убытки, они подлежат возмещению. Споры об этом
также подведомственны судам или арбитражным судам.
Права лесопользователей могут быть ограничены прежде всего в интересах
экологии, а также в силу некоторых других целей государства - собственника
лесного фонда. Например, целый ряд конкретных ограничений существуют при лесопользовании
в пограничных зонах, о чем подробно говорится в комментарии к ст.129 ЛК РФ.
Могут устанавливаться ограничения для любого лесопользователя в интересах
более эффективного ведения лесного хозяйства (ст.26 ЛК). Но всякое ограничение
в лесопользовании, кого бы оно ни касалось, должно основываться на законе.
Недопустимы незаконные ограничения прав как юридических лиц, так и граждан-лесопользователей
независимо от того, совершаются ли они в интересах государства или в интересах
других лесопользователей. Так, возможны ограничения в поведении граждан-лесопользователей,
проживающих на территории заповедника, национального природного парка и т.п.
Устанавливается ряд ограничений при сенокошении и пастьбе скота в лесах (см.
также: Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных
объединений. М., 1996).

Комментарий к статье 83 Кодекса

В данной статье дан достаточно подробный перечень обязанностей лесопользователей.
Однако она имеет в основном общий характер, так как дает лишь перечень без
указания тех, на кого налагаются эти обязанности. Если, например, на территории
заповедных лесов запрещена их рубка, то пользователей этих лесов нисколько
не касается обязанность "не оставлять недорубов" или обязанность "проводить
очистку лесосек от порубочных остатков". Таким же образом следует толковать
обязанности применительно к другим конкретным лесопользователям.
В то же время в ст.83 перечислены обязанности, которые подлежат выполнению
всеми без исключения лесопользователями. Так, это относится к соблюдению правил
пожарной безопасности, санитарных правил или недопущению эрозии почв и разрушения
земель и т.д.
Чтобы понять, какие требования и к какому именно виду лесопользования
предъявляет ст.83, надо обращаться к другим статьям и разделам ЛК РФ и дополняющим
его нормативным актам (см. комментарии к соответствующим статьям).

Комментарий к статье 84 Кодекса

В данной статье решаются два вопроса:
1) возмещение убытков, причиненных лесопользователям в связи с нарушением
их прав;
2) возмещение им убытков в связи с изъятием земель лесного фонда для
государственных и иных нужд.
По первому из этих вопросов специальный нормативный акт пока не принят.
При возникновении в этих случаях споров о возмещении убытков применяются общие
нормы гражданского законодательства о возмещении убытков (ст.15 и др. ГК РФ),
независимо от привлечения виновных к юридической ответственности (см. комментарий
к ст.111 ЛК РФ).
Что касается возмещения убытков лесопользователям при изъятии у них земельных
участков, то этот вопрос подробно рассмотрен в постановлении Правительства
Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1176),
которым утверждено Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли,
землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного
производства*(62).
Согласно названному Положению убытки, причиненные пользователям земли
изъятием или временным занятием их земельных участков для государственных
и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли, подлежат
возмещению в полном объеме (кроме случаев установления охранных зон или округов
санитарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного
назначения). При ухудшении качества их земель в результате влияния, вызванного
деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, убытки возмещаются
также в полном объеме. В стоимость убытков включается и упущенная выгода в
расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного
производства.
При выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земли,
включая упущенную) выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или
продаваемого участка.
Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями,
учреждениями и организациями, которым отведены земельные участки, а также
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, деятельность которых
вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель.
Возмещению подлежат: стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового
назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их
переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних
насаждений, незавершенного производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими
неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые
для восстановления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные
с ограничением права пользования земли, упущенная выгода.
Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных
и иных зданий и сооружений, расположенных на изымаемом или временно занимаемом
земельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее
их использование окажется невозможным, производится по сметной стоимости строительства
новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади,

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>