<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

При передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки
арендной платы устанавливаются исходя из фактического качества охотничьих
угодий, сдаваемых в аренду, а также количества и стоимости лицензий, которые
могут быть выданы для отстрела животных на арендуемом участке.
Арендная плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей, рассчитывается исходя из ожидаемых расходов
арендатора и нормальной для этого вида деятельности рентабельности.

Комментарий к статье 106 Кодекса

В Лесном кодексе Российской Федерации в отличие от ранее действовавших
Основ лесного законодательства Российской Федерации предусматривается распределение
части лесных податей и арендной платы между федеральным бюджетом и бюджетом
субъекта Российской Федерации (ранее вся сумма лесных податей и арендной платы
направлялась в бюджет органов местного самоуправления).
Установленное в Кодексе распределение лесных податей и арендной платы
в правовом отношении соответствует Закону Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последующими
изменениями и дополнениями.
Согласно ст.19 данного Закона к федеральным налогам относятся платежи
за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский
бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты
краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации (п."и" ст.19).
Согласно ст.106 Лесного кодекса от уплаты в федеральный бюджет части
лесных податей и арендной платы освобождаются субъекты Российской Федерации,
где расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн.куб.м.
В настоящее время это освобождение распространяется на 26 субъектов Российской
Федерации, где расчетная лесосека установлена в объеме менее 1 млн.куб.м,
таких, как Мурманская, Орловская области, все области Центрально-Черноземного
района, часть областей Поволжского района, а также Республика Мордовия и Чувашская
Республика, весь Северо-Кавказский район, Магаданская область, Агинский Бурятский
автономный округ.
Часть средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации,
должны направляться на воспроизводство лесных ресурсов. Объемы необходимых
работ по воспроизводству лесных ресурсов определяются в соответствии с рекомендациями
лесоустройства. Нормативы расходования средств на каждый вид работ или на
воспроизводство (расширенное или обычное) единицы объема лесного ресурса устанавливаются
федеральным органом управления лесным хозяйством.
До последнего времени размеры отчислений на воспроизводство, охрану и
защиту лесов, порядок их взимания регулировались Указом Президента Российской
Федерации от 23 декабря 1993 г. N 2271 "О ставке отчислений (сбора) на воспроизводство,
охрану и защиту лесов"*(70) и Инструкцией о порядке взимания и целевого использования
отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, утвержденной Государственной
налоговой службой Российской Федерации, Министерством финансов Российской
Федерации и Федеральной службой лесного хозяйства России 3 марта 1993 г. N
18/20/7 (с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1993 г.).
Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 2271 предусмотрено,
что начиная с 1 января 1993 г. применяется ставка отчислений (сбора) на воспроизводство,
охрану и защиту лесов с юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку,
реализацию и переработку древесины из лесного фонда Российской Федерации,
а также использующих ее на собственные нужды, в размере 5% от стоимости древесины
собственной заготовки.
Отчисления вносятся в бюджет и являются источником финансирования лесного
хозяйства: лесовосстановительных работ, ухода за лесом, противопожарных и
лесозащитных мероприятий, лесомелиорации, строительства лесохозяйственных
дорог, лесоустройства, проектно-изыскательских работ, содержания территориальных
органов управления Федеральной службы лесного хозяйства России, других мероприятий
по организации воспроизводства, охраны и защиты лесов. Отчисления относятся
лесопользователями на себестоимость производства древесины собственной заготовки,
реализованной, переработанной или потребленной ими на собственные нужды в
текущем месяце.
К плательщикам относятся предприятия и организации всех организационно-правовых
форм, являющихся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями,
а также граждане, заготавливающие древесину в лесном фонде Российской Федерации.
Не производят отчислений от стоимости древесины, полученной при осуществлении
мер ухода за лесом, лесоустройства и других лесохозяйственных мероприятий,
выполняемых за счет бюджетных ассигнований, предприятия, учреждения, организации,
ведущие лесное хозяйство, а также население при заготовке древесины для отопления
жилых домов.
Инструкцией установлен порядок определения отчислений. Отчисления производятся
от стоимости древесины собственной заготовки:
а) реализованной в круглом виде и хлыстах по согласованным с потребителями
отпускным ценам без учета налога на добавленную стоимость.
При поставке древесины на экспорт, в том числе по бартеру, или вывозе
древесины за пределы России иностранными юридическими и физическими лицами
ее стоимость определяется в рублевом исчислении по действующему на момент
исполнения сделки курсу иностранной валюты, установленному Центральным банком
Российской Федерации. В расчет суммы отчислений при поставке древесины на
экспорт принимается стоимость древесины "франко-вагон (судно) станция (пристань)
отправления".
Франке - термин, означающий условие продажи. Введение его обусловлено
записью в Инструкции условия о том, что при поставке древесины на экспорт
при вывозе ее за пределы России иностранными юридическими и физическими лицами
для расчета отчислений применяются не внутренние цены, а цены международного
рынка в рублевом исчислении по действующему на момент исполнения сделки курсу
иностранной валюты. Эти цены определяются контрактом на продажу древесины.
В цену входят другие платежи, не связанные непосредственно со стоимостью древесины,
главные из которых - оплата транспортных расходов по доставке древесины потребителю
и таможенные пошлины. Запись "франко-вагон (судно) станция (пристань) отправления"
означает, что в расчет отчислений включается стоимость древесины на момент
ее погрузки в вагоны или суда со (или вблизи) склада заготовителя древесины.
Из контрактной суммы исключаются все дальнейшие затраты по ее доставке потребителю
и реализации, включая железнодорожный и водный транзиты по территории России.
Для предприятий, организаций, граждан, осуществляющих прямой обмен древесины
внутри страны, ее стоимость определяется исходя из отпускных цен (на момент
исполнения сделки) этого предприятия, организации или, при отсутствии таковых,
исходя из отпускных цен основного лесопользователя данного региона на древесину
аналогичного качества.
Для предприятий, организаций, граждан, осуществляющих реализацию или
прямой обмен древесины собственной заготовки по ценам не выше себестоимости,
ее стоимость определяется исходя из рыночных цен реализации древесины аналогичного
качества (в том числе на биржах), применявшихся на момент исполнения сделки;
б) переработанной лесопользователем;
в) потребленной лесопользователем на собственные нужды.
Стоимость переработанной, а также потребленной на собственные нужды древесины
определяется по сложившимся у лесопользователя в отчетном месяце средним ценам
реализации соответствующих сортиментов без учета цен на древесину, поставляемую
на экспорт, а при отсутствии у лесопользователя реализации древесины в круглом
виде и хлыстах, а также при мелком отпуске и при вывозе древесины лесопользователями
- юридическими лицами государств СНГ за пределы района заготовки - по средним
ценам, сложившимся у основного лесопользователя данного региона. В зависимости
от принятого на предприятии метода определения выручки от реализации продукции
(по мере ее оплаты либо по мере отгрузки) моментом исполнения сделки является
соответственно: дата поступления средств за товары на счета в учреждениях
банков (в кассу предприятия) или обменного товара либо - дата отгрузки.
Сумма подлежащих уплате отчислений определяется плательщиком самостоятельно
исходя из стоимости древесины собственной заготовки и установленной ставки
отчислений. Плательщики вносят первый взнос по отчислениям перед выпиской
лесорубочного билета независимо от срока начала рубки лесосеки (делянки).
Сумма отчислений определяется исходя из стоимости древесины по действующим
на момент выписки лесорубочного билета отпускным ценам на круглые лесоматериалы
и дрова. Выход сортиментов на лесосеке (делянке) определяется по данным материально-денежной
оценки с использованием утвержденных региональных сортиментных и товарных
таблиц. Размер первого взноса рассчитывается путем деления исчисленной суммы
отчислений на число месяцев разработки лесосеки (делянки), предусмотренных
в лесорубочном билете. Факт оплаты в счет отчислений фиксируется органом,
отпускающим древесину, путем регистрации квитанций об оплате.
Применительно к лесопользователям - юридическим лицам государств СНГ,
а также при мелком отпуске древесины на корню (по ордерам) сумма отчислений
рассчитывается органом, отпускающим древесину, и вносится лесопользователем
полностью перед выпиской документа, разрешающего рубку. При мелком отпуске
древесины населению причитающаяся сумма отчислений вносится в кассу лесхоза
(лесничества) с последующим перечислением лесхозом в доход республиканского
бюджета Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней.
Отчисления зачисляются по месту заготовки в доход республиканского бюджета
Российской Федерации на §9 "Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту
лесов" разд.10 классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации,
учитываются на отдельном лицевом счете 08 балансового счета 100 и вносятся
плательщиками ежемесячно исходя из фактической стоимости древесины собственной
заготовки отчетного месяца в срок не позднее 20-го числа следующего месяца,
а за последний месяц квартала - в течение трех дней после срока представления
квартального бухгалтерского отчета. При этом предприятия со среднемесячными
платежами более 500 тыс.руб. уплачивают авансовые платежи в размере одной
трети суммы налога по последнему месячному расчету 13-го, 23-го, и 3-го числа
следующего месяца.
Плательщики - юридические лица в сроки, установленные для уплаты отчислений
за отчетный период, представляют органам Государственной налоговой службы
по месту заготовки древесины расчеты по соответствующим формам, определяют
сальдо расчетов с бюджетом на конец месяца. По месячным расчетам задолженность
по платежам подлежит погашению, а излишне внесенная сумма отчислений, с учетом
произведенных при выписке лесорубочных билетов взносов, засчитывается в счет
платежей следующего месяца либо подлежит возврату плательщику в десятидневный
срок в случае получения от него письменного заявления. Сроки уплаты отчислений,
а соответственно и сроки представления расчета, приходящиеся на выходной (нерабочий)
или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или
праздничного дня.
Инструкцией установлен также порядок ведения в налоговых инспекциях карточек
лицевых счетов и проверки расчетов по отчислениям.

Комментарий к статье 107 Кодекса

В Лесном кодексе Российской Федерации установлен конкретный перечень
физических и юридических лиц, которые освобождаются от платежей за пользование
лесным фондом.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено
право устанавливать нормативы объемов лесопользования для собственных нужд.
Примером таких нормативов могут служить нормы и порядок отпуска древесины
на корню для физических и юридических лиц, пользующихся льготами на пользование
лесным фондом, установленные постановлением Костромской областной Думы от
19 марта 1997 г. N 71.
В этом постановлении установлены следующие объемы лесопользования для
собственных нужд:
-----------------------------------------+----------+--------------------
Наименование пользования |Количество|Периодичность пре-
|кубометров|доставления льготно-
| |го отпуска древеси-
| |ны, лет
-----------------------------------------+----------+--------------------
Физические лица:
Строительство индивидуальных домов до 100 50
Ремонт домов и индивидуальных построек до 30 10
Дрова для отопления до 15 ежегодно
Юридические лица:
Крестьянские (фермерские) хозяйства:
- на строительство производственных объ-
ектов до 100 10
- на капитальный ремонт производственных
объектов до 50 10
-------------------------------------------------------------------------
В постановлении отмечается, что потребность в древесине должна определяться
на основании заявления граждан и проверки на месте жилищных условий комиссией
в составе представителей районных (городских) органов местного самоуправления
и лесхоза. Периодичность отпуска древесины может быть уменьшена при наличии
проектно-сметной документации на строительство производственных объектов.
Главам местного самоуправления поручено установить учет и контроль за
целевым использованием заготовленной древесины на индивидуальное строительство
и ремонт.
Государственными органами субъектов Российской Федерации практикуется
также установление предельных нормативов заготовки для собственных нужд продуктов
побочного пользования лесом: грибов, ягод, орехов, лекарственных растений.
В ряде субъектов Федерации установление этих нормативов производится ежегодно
в зависимости от текущего урожая этих продуктов.
Порядок предоставления льгот для отдельных лесопользователей установлен
Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей (п.10).
Так, районные (городские) органы власти могут предоставлять лесопользователям
скидки по отношению к минимальным ставкам лесных податей на отдельных участках
лесного фонда вследствие необычно низкой эффективности лесопользования на
них (при разработке горельников, ветровальной, снего- и буреломной древесины,
насаждений с повышенным содержанием низкотоварной и маломерной древесины,
мелкоконтурности эксплуатируемых участков лесного фонда, при пониженном выходе
полезной продукции и в иных аналогичных случаях).

Глава 14. Финансирование расходов на государственное управление
в области использования, охраны, защиты лесного фонда
и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства

Комментарий к статье 108 Кодекса

В статье 108 впервые законодательно, с учетом установления федеральной
собственности на лесной фонд Российской Федерации (ст.19 гл.4 ЛК РФ), закреплено,
что содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных
органов, национальных парков и все виды лесохозяйственной деятельности (за
исключением деятельности по воспроизводству лесов), научно-исследовательские
и проектно-изыскательские работы в области лесного хозяйства, капитальные
вложения и развитие социальной сферы осуществляются за счет средств федерального
бюджета (см. также комментарий к ст.106 ЛК РФ).
Несмотря на то, что деятельность по воспроизводству лесов должна осуществляться
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (см. ст.106 ЛК РФ),
лесхозы-федерального органа управления лесным хозяйством обязаны обеспечивать
сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба, бука и других ценных
пород, а также осуществлять другие работы по воспроизводству лесов (см. ст.91
ЛК РФ).

Раздел VI
Разрешение споров в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов и ответственность за нарушение лесного
законодательства Российской Федерации

Глава 15. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов

Комментарий к статье 109 Кодекса

При использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов могут возникать
такие ситуации, когда действия участников лесных отношений либо их халатное
бездействие нарушают чьи-то права и интересы. Например, возможен спор об арендной
плате за пользование участком лесного фонда, об объеме работ по защите и воспроизводству
лесов, по поводу решения органа управления лесным хозяйством о приостановке,
ограничении или прекращении работ в лесу и т.д.
Причиной споров могут быть как действительно злонамеренные действия (бездействие),
так и заблуждение одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей и интересов,
то есть неправильное их понимание. Поэтому нарушения прав субъектов лесопользования,
а стало быть, и сами споры могут быть как действительными, так и мнимыми.
В первом случае спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов,
во втором - путем разъяснения истинных правомочий.
Применение законодательства о разрешении споров - сложная проблема, так
как ст.115-123 Земельного кодекса РСФСР, регулирующие порядок разрешения земельных
споров, признаны недействующими Указом Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской
Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"*(71), а в Лесном
кодексе порядок разрешения лесных споров вообще не установлен. Поэтому судам
и государственным органам, рассматривающим споры в области лесопользования,
приходится руководствоваться иными нормативными актами, которые дают ответы
на вопросы, возникающие при урегулировании тех или иных конфликтов. Так, порядок
обжалования незаконных действий органов государственного управления и их должностных
лиц определен Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"*(72). Процедуры
рассмотрения фактов о нарушении земельного законодательства при лесопользовании
установлены в инструкциях по этим вопросам, утвержденных органами земельного
контроля, экологического и строительного надзора: Госкомземом России, органами
санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Министерства строительства
Российской Федерации, органами Госкомэкологии России и др. При судебном разбирательстве
жалоб и исков пострадавших от нарушений лесопользователей необходимо руководствоваться
нормами ГК РФ о возмещении убытков (ст.15, 1064, 1069 и др.), а также нормами
ГПК РСФСР (ст.3, 4, 25, 26, 27, 232 и др.) и АПК РФ (ст.22-31 и др.). Если
судебному рассмотрению спора предшествует административное его разбирательство,
то орган, принявший к рассмотрению данный спор, действует согласно собственной
компетенции, которая определена законодательством о местном самоуправлении,
функциях государственных органов управления в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов.
Кроме названных имеются другие нормативные акты, которыми необходимо
руководствоваться при разрешении тех или иных споров в области лесопользования.
Порядок возмещения убытков пользователям земель в лесном фонде урегулирован
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28
января 1993 г. N 77, которым утверждено "Положение о порядке возмещения убытков
собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь
сельскохозяйственного производства"*(73). Споры, связанные со строительством
на участках лесного фонда, разрешаются в соответствии с нормами и правилами,
утвержденными Министерством строительства Российской Федерации (так называемые
СНиП).
Многие вопросы, возникающие при разрешении тех или иных споров, разъяснены
в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. Это постановление Пленума Верховного
суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. "О некоторых вопросах, возникших
у судов при применении законодательства о земельной реформе"*(74), постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993
г. "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды"*(75). В них наряду с общими разъяснениями
по законодательству содержатся указания арбитражным судам о практике применения
лесного и земельного законодательства.
Споры в области лесопользования, как правило, бывают настолько сложны,
что без административного (властного) вмешательства компетентных государственных
органов их порой невозможно решить полностью и окончательно. Поэтому федеральное
законодательство (ст.109 ЛК РФ) и законодательство субъектов Российской Федерации
допускает административный порядок разрешения споров в области лесных отношений,
не исключая, безусловно, и судебное их рассмотрение. Очень сложный имущественный
спор можно "утопить" в море судебных решений. Тогда как решение федерального
органа управления лесным хозяйством или его территориального органа может
решить вопрос, удовлетворив спорящие стороны. Поэтому, не умаляя значения
судебного разбирательства, нельзя забывать о возможности еще до суда урегулировать
многие спорные проблемы в административном порядке. Истец, жалобщик, потерпевший
должен прежде всего подумать, в какой орган ему обращаться, чтобы спор его
был рассмотрен быстро и справедливо. Если он не доверяет административному
рассмотрению своей жалобы, для него открывается возможность обратиться в суд
или арбитражный суд.
Спор лесопользователя, как и всякий спор, возбуждается путем подачи одной
из сторон мотивированного заявления. Степень мотивировки зависит от характера
спора и сопутствующих ему обстоятельств. Обычно требуется документальное подтверждение
заявленных требований. Это условие является целесообразным, так как значительно
облегчает процесс разбирательства.
Споры рассматриваются при непосредственном участии заинтересованных сторон,
которые вправе знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, представлять
документы и другие доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные
объяснения, возражать против доводов и соображений другой стороны, получать
копию решения по спору.
Принятие решения по существу спора является основным этапом всего процесса.
Оно должно полностью соответствовать материалам и доказательствам; выводы
и рекомендации необходимо основательно аргументировать ссылками на соответствующие
нормативные акты.
Принятое по существу спора решение исполняется немедленно или в срок,
им установленный. Порядок исполнения решения зависит от характера спора и
указывается в самом решении.
Как уже было сказано, приоритет в разрешении споров принадлежит не административному,
а судебному разбирательству, хотя административное разбирательство и улаживание
конфликта бывает более скорым.
Подведомственность и подсудность споров тем или иным судебным органам
определена ГПК РСФСР (ст.25-27, 113-125) и АПК РФ (ст.22-31).
Подведомственность споров, рассматриваемых судом и арбитражным судом,
в общем, разграничивается следующим образом: суды рассматривают, как правило,
споры с участием граждан; арбитражные суды рассматривают споры организаций,
предприятий, учреждений и споры граждан, если они выступают в роли предпринимателей,
в том числе споры крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал постановление от 22
апреля 1992 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении
законодательства о земельной реформе". В названном постановлении не только
определена подведомственность споров судам, но и дается перечень основных
категорий дел (типичных конфликтных ситуаций).
Высший арбитражный Суд Российской Федерации опубликовал Информационное
письмо от 19 июля 1993 г. N С-13/ОСЗ-241, в котором разъяснил судам некоторые
особенности применения лесного законодательства при рассмотрении споров в
области охраны природы*(76). В этом письме Суд предлагает иметь в виду следующее.
В соответствии с лесным законодательством организуется государственная
лесная охрана Российской Федерации, уполномоченные работники которой наделяются
правами предъявлять в арбитражном суде иски о возмещении причиненного предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами-предпринимателями ущерба лесному
хозяйству.
Наряду с этим арбитражным судом рассматриваются споры: о восстановлении
нарушенных прав лесопользователей, о возмещении им убытков, об обжаловании
решений органов власти, принявших решение о предоставлении лесного фонда в
пользование, о досрочном прекращении права пользования лесным фондом, об обжаловании
решений органов, выдавших разрешительный документ, о приостановлении или ограничении
права пользования лесным фондом в случаях, когда истцами являются предприятия,
учреждения, организации и граждане-предприниматели. При этом, определяя подведомственность
споров с участием органов, указанных в лесном законодательстве, следует руководствоваться
ст.22 АПК РФ.
Арбитражным судам подведомственны споры между предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами-предпринимателями по вопросам, связанным с осуществлением
лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ.
При определении подсудности споров в области лесных отношений между предприятиями,
учреждениями, организациями, расположенными на территории республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
следует руководствоваться ст.23-31 АПК РФ.
В арбитражной практике часто возникают споры о размерах платы за загрязнение
окружающей природной среды, в том числе в лесном фонде. В связи с этим Пленум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единообразной
судебно-арбитражной практики издал постановление от 21 октября 1993 г. N 22
по вопросам применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"*(77).
Пленум разъяснил судам следующее.
При разрешении споров необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных
ставок платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе в лесах,
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа
1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров
за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия"*(78) отнесено к компетенции органов исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, автономных образований. Однако этим органам не предоставлено
право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами,
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.20 Закона "Об охране окружающей природной среды"
плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение
отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном
порядке. В случае неперечисления платы в сроки, установленные территориальными
органами охраны природы, суммы платежей взыскиваются с природопользователей
в бесспорном порядке.
Иски о взыскании с природопользователей невнесенных платежей арбитражным
судам неподведомственны. Но при поступлении в арбитражные суды исков природопользователей
об обратном взыскании списанных сумм они рассматриваются арбитражными судами
в соответствии со ст.22 АПК РФ.
Согласно ст.20 Закона "Об охране окружающей природной среды" внесение
платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя
от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения
вреда, причиненного экологическим правонарушением.
В случае причинения вреда окружающей природной среде его возмещение производится
по нормам гражданского законодательства независимо от внесения указанной платы
(ст.15, 393 ГК РФ).
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа
1992 г. N 632 предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>