<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных образований могут по согласованию с территориальными органами охраны
природы и санэпиднадзора понижать размеры платы за загрязнение окружающей
природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и
культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.
Зачисление в счет платежей освоенных предприятием средств на выполнение
природоохранных мероприятий производится по решению соответствующего органа
исполнительной власти, согласованному с соответствующим природоохранительным
органом. Если корректировка размера платежей за выбросы вредных веществ произведена
природоохранительным органом в судебном заседании без соответствующего на
то поручения со стороны органа исполнительной власти либо без согласования
с ним, арбитражный суд не учитывает такое снижение при принятии решения по
спору. В случае необходимости арбитражный суд может отложить рассмотрение
дела с тем, чтобы предоставить природоохранительному органу возможность согласовать
этот вопрос с органом исполнительной власти.
Арбитражному суду также не предоставлено право снижать размеры установленных
природопользователю платежей и засчитывать в счет платежей средства, освоенные
предприятием на выполнение природоохранных мероприятий.
Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе
разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов
вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной
среды и здоровье человека (п.3 ст.45 Закона "Об охране окружающей природной
среды").
При рассмотрении споров следует иметь в виду, что данное разрешение является
основанием для взимания с природопользователей платежей за нормативное и сверхнормативное
пользование природными ресурсами в лесном фонде.
Вместе с тем отсутствие у природопользователя (лесопользователя) оформленного
в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ,
захоронение отходов не освобождает его от обязанности внесения соответствующих
платежей. В таком случае вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная
и плата определяется на основании п.5 названного постановления Правительства
N 632.
Согласно ст.87 Закона "Об охране окружающей природной среды" возмещение
вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического
правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного
суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками
исчисления размера ущерба.
Отсутствие таких такс или методик не может служить основанием для отказа
в возмещении вреда. В этом случае вред возмещается по фактическим затратам
на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Для определения размера
убытков, причиненных окружающей природной среде экологическим правонарушением,
арбитражный суд может назначить соответствующую экспертизу.
При разрешении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей природной
среде, арбитражным судам необходимо проверять, не является ли экологическое
правонарушение результатом ненадлежащей деятельности нескольких организаций
(отсутствие контроля со стороны природопользователя за эксплуатацией оборудования,
сооружений, установок, ошибки в проекте изыскателей, неточности при проектировании
объектов экологической защиты, некачественное выполнение работ по строительству
очистных сооружений). В случае если материалами дела будет установлено, что
вред причинен несколькими предприятиями, учреждениями, организациями, арбитражный
суд, руководствуясь п.3 ст.87 Закона "Об охране окружающей природной среды",
определяет размер ответственности каждого причинителя вреда, в том числе изыскательской,
проектной, строительной организаций, с учетом степени его вины.
Статьей 87 Закона "Об охране окружающей природной среды" установлено,
что с согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть
возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению
окружающей природной среды за счет его сил и средств.
При разрешении споров надлежит исходить из того, что обязанность по восстановлению
окружающей природной среды за счет сил и средств природопользователя может
быть возложена на последнего по решению арбитражного суда только с согласия
сторон. Предписания, возлагающие на природопользователя обязанность по возмещению
вреда в натуре, не согласованные с ним, данные до вынесения решения арбитражным
судом, должны признаваться недействительными.
В случае принятия природопользователем по согласованию с органом охраны
природы мер по возмещению ущерба в натуре они учитываются арбитражным судом
при вынесении решения.
Если в судебном заседании стороны выразили обоюдное согласие на возмещение
причиненного вреда в натуре, арбитражный суд в решении указывает конкретные
мероприятия по восстановлению окружающей природной среды и сроки их исполнения.
При уклонении ответчика от возложенных на него обязанностей арбитражный суд
вправе изменить способ и порядок исполнения решения.
Если между сторонами не было достигнуто согласие о возмещении природопользователем
вреда в натуре, арбитражный суд принимает решение о взыскании суммы ущерба.
Исходя из требований ст.88 Закона "Об охране окружающей природной среды"
предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной
опасностью для природной среды, обязаны возместить вред природе и здоровью
человека в соответствии с нормами ГК РФ.
Вопрос об отнесении деятельности предприятия, учреждения, организации
к числу представляющих повышенную экологическую опасность решается арбитражным
судом в каждом конкретном случае самостоятельно. При этом необходимо иметь
в виду, что к источникам повышенной опасности могут быть отнесены: промышленные
предприятия, производящие выбросы токсичных и других вредных веществ в природную
среду, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки
полей и лесов химические вещества, транспортные средства и т.п. Предприятия,
учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью
для окружающей природной среды, освобождаются от возмещения вреда, если докажут,
что вред возник вследствие непреодолимой силы.
В соответствии со ст.84 Закона "Об охране окружающей природной среды"
совершившие экологические правонарушения предприятия, учреждения, организации
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Штрафы за указанные
правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными
на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
органами управления лесным хозяйством.
Закон "Об охране окружающей природной среды" не предоставляет органам,
осуществляющим охрану природы, право на обращение в арбитражный суд с исками
о взыскании с предприятий, учреждений, организаций штрафов за экологические
правонарушения. Поэтому арбитражные суды не вправе (до внесения изменения
в КоАП РСФСР) принимать к производству иски о взыскании с юридических лиц
штрафов за экологические правонарушения, налагаемых в административном порядке.
Постановление о наложении административного штрафа может быть обжаловано в
суд или арбитражный суд.
При рассмотрении спора об обжаловании постановления о наложении административного
штрафа арбитражный суд проверяет соблюдение этим органом законных требований,
предъявляемых при определении размера штрафа (ст.84 Закона). Если в ходе судебного
заседания будет выявлено, что размер штрафа установлен без учета этих требований,
арбитражный суд принимает решение о признании недействительным (полностью
или частично) постановления о наложении административного штрафа. Отсутствие
порядка наложения административных штрафов за экологические правонарушения
не может служить основанием для признания постановления о наложении штрафа
недействительным.
Третейские суды создаются самими спорящими сторонами. Члены суда избираются
из доверенных лиц в составе одного или нескольких судей - поровну от каждой
стороны. Затем судьи избирают еще одного судью. Должно быть нечетное количество
судей. Они могут рассматривать спор, подведомственный суду или арбитражному
суду. О передаче дела в третейский суд стороны заключают письменный договор
(соглашение).
Передача спора на рассмотрение третейского суда исключает возможность
его рассмотрения в данный момент органами правосудия, то есть суда или арбитражного
суда. Третейский суд не связан правилами общего судопроизводства, но обязан
выслушать объяснения сторон, изучить сущность конфликта. Решение третейского
суда постановляется по большинству голосов и излагается письменно.
Если решение третейского суда не исполнено обязанным лицом добровольно,
то заинтересованная сторона может обратиться в суд или арбитражный суд - по
подведомственности с просьбой выдать ей исполнительный лист. Народный судья
(арбитр) вправе отказать в этом, если решение третейского суда противоречит
закону. На данный отказ в 10-дневный срок может быть подана частная жалоба.
После вступления в законную силу определения судьи об отказе в выдаче исполнительного
листа спор может быть передан на рассмотрение органов правосудия. Производство
третейского суда передается на хранение в суд (арбитражный суд), в районе
которого происходило третейское разбирательство дела (см. также: Земля и право.
Пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А.Боголюбова. М., 1997).

Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Российской Федерации

Комментарий к статье 110 Кодекса

Данная статья не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства
и конкретных мер ответственности за их совершение, не определяет, в каких
случаях применяется административная, а в каких - уголовная ответственность.
Следовательно, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы
конкретный состав правонарушения и мера ответственности за него были установлены
либо в Уголовном кодексе, либо в Кодексе об административных правонарушениях.
Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует
считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам
как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный
порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов. Ответственность
за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения,
то есть четырех его элементов: 1) противоправного поведения, результатом которого
стали 2) вредные последствия; при этом должна присутствовать 3) прямая связь
между действием (бездействием) и наступившим вредом; и, наконец, 4) вина правонарушителя.
Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть
ответственности.
Эффективной мерой ответственности за нарушение лесного законодательства,
согласно Кодексу об административных правонарушениях является штраф. Размеры
штрафов, указанные в КоАП РСФСР в связи с инфляцией изменяются. Чтобы размер
их соответствовал степени содеянного, в Кодекс периодически вносятся поправки.
Штрафы за различные лесонарушения колеблются от незначительных сумм (часть
минимального месячного размера оплаты труда) до нескольких размеров этой оплаты.
За что же налагаются штрафы? Кодекс указывает несколько административных
правонарушений, наказываемых штрафом:
- незаконное использование участков земель государственного лесного фонда
для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов
и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст.61 КоАП
РСФСР);
- нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки
и вывозки древесины и заготовки живицы (ст.62);
- незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение
или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках
и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева
на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст.63);
- уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);
- осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями,
предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст.65);
- нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния
и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию
ресурсов спелой древесины (ст.66);
- повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного
лесного фонда (ст.67);
- самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного
лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов,
грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только
по лесным билетам (ст.68);
- сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных
сроков их сбора (ст.69);
- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов,
агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных
устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство
лесов (ст.70);
- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными
и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание
или заболевание (ст.71);
- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);
- уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем
и дорог на землях государственного лесного фонда (ст.73);
- уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст.74);
- уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и
т.п.) (ст.75);
- нарушение требований пожарной безопасности в лесах;
- уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного
обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах,
повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной
площади (ст.76).
Ранее должностные лица государственных органов управления лесным хозяйством,
входящие в состав государственной лесной охраны, в соответствии со ст.221
КоАП РСФСР имели право штрафовать только за нарушения требований пожарной
безопасности в лесах. Штрафы за остальные нарушения лесного законодательства
налагались административными комиссиями при районных (городских) исполкомах.
После принятия Основ лесного законодательства и Лесного кодекса Российской
Федерации (ст.110) должностные лица федерального органа управления лесным
хозяйством и его территориальных органов получили право налагать административные
штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства.
Кодексом об административных правонарушениях детально урегулирован порядок
производства по делам об административных правонарушениях. О совершении административного
правонарушения уполномоченным на то должностным лицом либо представителем
общественности составляется протокол, который направляется должностному лицу,
в компетенцию которого входит рассмотрение таких дел. Это должностные лица
государственных органов управления лесным хозяйством.
Ознакомившись с делом, должностное лицо выносит постановление о наложении
штрафа или о его прекращении, о чем объявляется виновному. Копия постановления
вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Постановление
может быть обжаловано им и потерпевшим, если таковой имеется. Жалоба направляется
в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской)
суд, решение которого является окончательным. Она подается в течение десяти
дней со дня вынесения постановления. Поступление жалобы в этот срок приостанавливает
исполнение постановления до ее рассмотрения.
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня
вручения постановления, а в случае его обжалования или опротестования - не
позднее пятнадцати дней со дня уведомления об отклонении жалобы или протеста.
Если штраф в этот срок не будет уплачен добровольно, постановление о взыскании
штрафа направляется для удержания его из заработной платы, пенсии или стипендии
нарушителя в принудительном порядке.
Дисциплинарная ответственность за нарушение лесного законодательства,
о которой ст.110 ЛК РФ не упоминает, применяется в случаях, когда оно явилось
следствием ненадлежащего выполнения работником своих служебных обязанностей.
В данном случае нарушение лесного законодательства должно быть одновременно
нарушением работником своих трудовых, служебных обязанностей, указанных в
нормах Кодекса законов о труде.
Право применять дисциплинарные взыскания предоставлено руководителям
предприятий, учреждений и организаций. Взыскания на работников, несущих дисциплинарную
ответственность в порядке подчиненности, налагаются вышестоящими в порядке
подчиненности органами или должностными лицами. Обязанности рабочих и служащих
по соблюдению трудовой дисциплины, виды дисциплинарных взысканий, порядок
их наложения и обжалования предусмотрены КЗоТ РФ.
Законодательство предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:
замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Крайней
мерой дисциплинарного взыскания является увольнение.
Уголовная ответственность наступает за нарушения лесного законодательства,
признанные Уголовным кодексом Российской Федерации преступлениями.
Согласно ст.260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени
прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо
в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников
и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния
совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти
до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного
года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста
деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих
в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием
своего служебного положения; в) в крупном размере, - наказываются по названной
статье УК РФ штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти
до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года
до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от
трех лет или без такового.
Значительным размером в настоящей статье признается исчисленный по установленным
таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда,
установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения
преступления, крупным размером - в двести раз.
Статья 261 УК РФ наказывает уничтожение или повреждение лесов, а равно
насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения
с огнем или иными источниками повышенной опасности штрафом в размере от двухсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
За уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих
в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате
загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами эта статья
устанавливает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.
По ст.258 УК РФ незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением
крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или
воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения
птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия
или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере
от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо
исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех
до шести месяцев.
То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения
либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Как известно, некоторые представители животного и растительного мира
подлежат особой охране и поэтому они занесены в Красную книгу Российской Федерации.
Статья 259 УК РФ устанавливает: уничтожение критических местообитаний для
организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих
организмов, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением
свободы на тот же срок.
За нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников
природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее
причинение значительного ущерба, согласно ст.262 УК РФ, лица, виновные в этом,
наказываются штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными
работами на срок до двух лет.
Уголовный закон охраняет земли, в том числе земли лесного фонда, от их
порчи и от других злоупотреблений. Так, по статье 170 УК РФ регистрация заведомо
незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного
кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти
деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным
лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом
в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух
месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами
на срок от 120 до 180 часов.
По статье 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными
продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил
обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными
опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании
и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей
среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо
исправительными работами на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной
экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до трех
лет или лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 111 Кодекса

Статья 111 Лесного кодекса предусматривает, что ответственность граждан
и юридических лиц за причинение ущерба лесному хозяйству и не входящим в лесной
фонд лесам устанавливается законодательством Российской Федерации, а не субъектов
Российской Федерации, как это было ранее. По этому вопросу издано специальное
постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 67
"Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований
при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий
за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства,
в Российской Федерации"*(79). Хотя это постановление издано до Лесного кодекса
Российской Федерации, оно является действующим нормативным актом для определения
размеров неустоек и такс ущерба, в нем учитывается сложность определения размера
вреда, причиненного лесному фонду. Особенность содержания этого постановления
вызвала необходимость принятия специальных норм о материальной ответственности
за ущерб лесному фонду. Такие нормы (таксы) установили размер подлежащих возмещению
убытков в результате причинения вреда лесному фонду в полном объеме и представляют
собой по существу способ исчисления ущерба, позволяющий освободиться от сложных,
а зачастую невыполнимых обязанностей по доказанию его размера в каждом конкретном
случае.
Имущественная (материальная) ответственность установлена за нарушение
лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах в виде
неустоек с лесопользователей. В данном случае лесопользователь осуществляет
заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и т.п. на законных
основаниях по соответствующим разрешительным документам, но допускает при
этом нарушения лесохозяйственных требований.
Второй вид имущественной (материальной) ответственности связан с нарушением
лесного законодательства, то есть осуществлением в лесу деятельности без разрешительных
документов (самовольные рубки деревьев и кустарников, сенокошение и т.д.).
Названные два вида имущественной (материальной) ответственности подробно
изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992
г. N 67:

I. Размер неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при
отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации

-----------------------------------+-------------------------------------
Виды нарушений | Размер неустойки
-----------------------------------+-------------------------------------
1. Рубка или повреждение семенников пятнадцатикратная таксовая стои-
и деревьев в семенных куртинах и мость древесины срубленных, а также
полосах поврежденных семенников и деревьев
в семенных куртинах и полосах
2. Рубка деревьев, не подлежащих пятикратная таксовая стоимость дре-
рубке при проведении выборочных, весины деревьев, не подлежащих руб-
постепенных, санитарных рубок и ру- ке при проведении выборочных, пос-
бок ухода за лесом тепенных, санитарных рубок и рубок
ухода за лесом
3. Уничтожение подроста и молодня- трехкратная стоимость создания и
ка, вызванное несоблюдением лесоза- выращивания лесных культур до воз-
готовителем установленного порядка раста, соответствующего возрасту
разработки лесосек; повреждение или уничтоженного подроста, молодняка и
уничтожение лесных культур лесных культур, по действующим рас-
четно-технологическим картам и дру-
гим нормативам затрат.
Неустойка, предусмотренная нас-
тоящим пунктом, взыскивается с ле-
созаготовителя в пониженном на 50
процентов размере, если он выполнит
лесовосстановительные (лесопосадоч-
ные) работы на участках, где было
допущено уничтожение подроста и мо-
лодняка при заготовке древесины, в
весенне-летний период в том же ка-
лендарном году, а при заготовке

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>