<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ресурсами. Это означает, что владелец земельного участка не получает автоматически
права на охоту.
Участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты
передаются общественным объединениям в безвозмездное пользование. Участки
лесного фонда для организации охотничьего хозяйства промысловыми организациями
передаются на условиях аренды.
Согласно ст.36 ЛК РФ по договору безвозмездного пользования участком
лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязан
предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование
на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов
лесопользования (см. комментарий к ст.36).

Комментарий к статье 122 Кодекса

Данный вид лесопользования обладает некоторыми особенностями. Так, на
него требуется выдача лицензии (в форме различных документов - оснований на
право пользования), что предусмотрено в ст.23 ЛК РФ. Этот вид лесопользования
осуществляется бесплатно (ст.122 и 104 ЛК РФ). Более того, в соответствии
со ст.105 ЛК РФ на научно-исследовательскую работу в лесах производятся отчисления
из средств федерального бюджета (ст.108 ЛК РФ).
В качестве субъектов лесопользования в данном случае выступают предприятия,
организации и учреждения, в задачи которых в соответствии с их уставами и
положениями о них входит осуществление научно-исследовательских работ в лесах.
К ним относятся специальные научно-исследовательские учреждения и организации,
а также учебные заведения лесного профиля.
В России существует большое число лесонаучных организаций (академий,
институтов), вузов, факультетов; научных работников и преподавателей, докторов
и кандидатов наук, занимающихся изучением этих проблем; лесонаучная деятельность
осуществляется в национальных парках и заповедниках, создаются лесные музеи
(музеи леса) (см. постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля
1997 г. N 126).
Лесные участки для научной работы передаются в постоянное, бессрочное,
бесплатное пользование. Научное учреждение становится лесопользователем со
всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Выделяемый участок может
находиться в лесах любой группы, так как изучать необходимо все леса. Исследовательские
работы могут проводиться и в местах массовых рубок, заготовки древесины, то
есть в лесах лесопользователей и лесоарендаторов, а также в лесах природно-заповедных
объектов (заповедников, национальных парков и др.). Для рассматриваемого вида
лесопользования создаются благоприятные условия. В некоторых случаях это связано
даже с ограничением других лесопользователей. Например, может быть приостановлена
или прекращена охота, если это мешает научно-исследовательской работе; возможно
прекращение рубки, заготовки древесины.

Комментарий к статье 123 Кодекса

Аналогичная по заголовку, тематике и примерному содержанию статья была
и в Основах лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года. Наличие
подобных законоположений обусловливается все большей урбанизацией населения,
увеличением потребности в эксплуатации антропогенной, рекреационной и иных
функций окружающей среды и составляющих ее компонентов, в том числе участков
леса (под рекреацией понимается отдых, восстановление сил после труда; например,
рекреационный лес - предназначенный для отдыха, восстановления сил. См.: Ожегов
С.И. Толковый словарь русского языка. М, 1992).
Пребывание в лесу большого количества людей по-разному воздействует на
его состояние: изменяется состав деревьев и кустарников, уничтожается лесная
подстилка, меняются условия пребывания животных, уплотняется почва, мнется
травяной покров. Предусмотренные комментируемой статьей мероприятия могут
включать устройство дорог и тропинок, мест для кострищ, привалов, разбивки
палаток, мест для курения, приготовления пищи, сбора мусора, строительство
скамеек и беседок. Эти мероприятия направлены как на организацию отдыха, так
и на поддержание и восстановление леса, а именно: создание под пологом ослабленных
древостоев молодых устойчивых насаждений, проведение санитарных и ландшафтных
рубок, формирование устойчивых и разнообразных насаждений.
Основным федеральным актом в данной области является постановление Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1984 г. "О порядке выдачи разрешений на размещение
в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, туристских
лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального
типа и о порядке пользования лесом в культурно-оздоровительных целях"*(82).
Эти леса выделяются на основе генеральных планов развития городов и схем районных
планировок, генеральных схем развития лесного хозяйства. Разрешение на возведение
сооружений некапитального типа выдается органами, имеющими право предоставлять
земельные участки в пользование.
Если на участках лесного фонда предусматривается строительство здравниц,
домов отдыха, дач, баз отдыха капитального типа, то для этого требуется предварительное
изъятие участков из состава лесного фонда по правилам лесного и земельного
законодательства, поскольку такое пользование (и владение) к лесным относиться
не будет.
На территориях, используемых для отдыха населения, должны сохраняться
природные ландшафты, архитектурная планировка пригородных зон, животный и
растительный мир, водоемы. Это входит в обязанности граждан, пребывающих в
лесах, районной и городской администраций, собственников и пользователей лесного
фонда.
По сложившейся традиции отношения лесопользователей с местными администрациями
по поводу рекреационного использования лесов нередко оформляются договорами,
в которых предусматриваются права и обязанности сторон, в том числе культурно-бытовое
и транспортное обслуживание отдыхающих, организация торговли, питания, зрелищных
и спортивных мероприятий, поддержание общественного порядка. Договоры, заключенные
между городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом и прилегающими
областями, их районами, предусматривают закрепление за городскими округами
и районами загородных лесных зон отдыха с возложением на города основных обязанностей
по их обустройству и лесоустройству.
Туристические цели лесопользования предполагают обеспечение активного,
маршрутного, походного туризма - пешего, водного, велосипедного, конного -
путем сохранения вдоль всего маршрута благоприятного ландшафта. Некоторые
выработанные правила реализации таких целей сводятся отчасти к тому, чтобы
проектировщики гордились не только тем, что спроектируют и построят, но и
тем, какое строительство предотвратят. Новые сооружения нужны не для того,
чтобы украшать местность и повышать комфорт, а чтобы снизить нагрузки на лес,
уменьшить его загрязнение; сооружения и виды на маршруте должны не только
привлекать туристов, но и побуждать к дальнейшему осмотру; рекреационную среду
вокруг туристских троп лучше не проектировать и строить, а стимулировать и
выращивать путем неприметного влияния на туристскую самодеятельность; проектировщики,
архитекторы, строители должны преодолевать стремление к украшательству, урбанизации,
асфальтобетономании и следовать заповеди: "Не навреди" (См.: Человек - среда
- рекреация. Рига, 1987. С.130-138).
Серьезной современной проблемой является организация рекреационного лесопользования
на особо охраняемых природных территориях - в государственных природных заповедниках,
национальных и природных парках, государственных природных заказниках, дендрологических
парках и ботанических садах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах:
они выполняют культурные, эстетические, рекреационные и оздоровительные функции,
изъяты из хозяйственного использования, и расположенные в них леса имеют особый
режим охраны.
Так, согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях"
на национальные парки возлагается задача создания условий для регулируемого
туризма и отдыха. Для этого выделяются функциональные зоны - познавательного
туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления
с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная
для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются
условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения
мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного,
бытового и информационного обслуживания посетителей (ст.13 и 15 Закона).
Согласно вышесказанному средствами национальных парков, которыми они
распоряжаются, являются средства от просветительской, рекреационной деятельности.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков
осуществляется в соответствии с утвержденными проектами либо на основании
лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма
и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые
услуги по обслуживанию посетителей не противоречат целям деятельности национальных
парков и не причиняют ущерба природным комплексам. Владельцам лицензий могут
предоставляться в аренду земельные участки, природные объекты на условиях,
определенных договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков; договора
подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся
национальные парки (ст.16 и 17 Закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Наряду с этим природные парки имеют одной из целей создание условий для
отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов и возможность
выделения рекреационных зон (ст.18 и 21). Лечебно-оздоровительные местности
и курорты (имеющие, как правило, массивы лесов) выделяются в целях сохранения
их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств; организуются округа
санитарной или горно-санитарной охраны (ст.31 и 32 указанного Закона).
Комментируемая статья Лесного кодекса корреспондирует со ст.86 Кодекса
"Пребывание граждан в лесах": при определенных условиях, не заготовка древесины,
а рекреационное пользование лесом становится главным лесным пользованием.
Однако правовой характер этих норм лесного законодательства не совпадает,
на что справедливо обратила внимание Г.Н.Полянская: под рекреационным лесопользованием
подразумеваются предоставление участков, проведение мероприятий, правоотношения
с участием государственных и муниципальных органов, установление дополнительного
порядка этого специфического лесопользования (см.: Полянская Г.Н. Актуальные
вопросы лесного законодательства. М., 1985).
Субъекты Российской Федерации утверждают порядок пользования участками
лесного фонда для рекреационных целей как отдельными, специально посвященными
этому актами, так и комплексными актами лесного законодательства. Например,
согласно ст.54 Лесного кодекса Удмуртской Республики, в целях организации
отдыха населения местные органы администрации - владельцы лесного фонда, а
по согласованию с ними и лесохозяйственными органами иные юридические лица
проводят мероприятия с соблюдением санитарных, противопожарных и природоохранных
требований.
В соответствии со ст.45 Закона Республики Карелия "О лесах Республики
Карелия" в целях организации отдыха населения Госкомлес, Госкомприрода и их
органы вместе с органами местной администрации проводят в лесах зеленых зон
и в других лесах мероприятия по благоустройству лесных участков с учетом сохранения
лесной среды. Подобные нормы имеются в ст.717 Лесного кодекса Республики Башкортостан,
ст.29 Закона "О лесе" Республики Саха (Якутия), ст.31 Закона "О лесе" Республики
Бурятия и др.

Комментарий к статье 124 Кодекса

Указанная норма Лесного кодекса носит государственно-правовой характер
и основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации:
земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории (ст.9 Конституции);
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской Федерации (ст.69);
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
находится... защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей (ст.72).
Аналогичные положения предусматриваются в Законах Российской Федерации
"О недрах", в Федеральных законах "О животном мире", "Об особо охраняемых
природных территориях", в конституциях, уставах и законах ряда субъектов Федерации.
В Федеральном законе от 19 июня 1996 г. "Об основах государственного регулирования
социально-экономического развития Севера Российской Федерации"*(83) коренные
малочисленные народы Севера определяются как народы, проживающие на территориях
традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни,
насчитывающие в России менее 50 тыс. и осознающие себя самостоятельными этническими
обществами.
Ориентиром в указанном отношении служит Конвенция "О коренных народах
и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", принятая
конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г. В ней говорится
о специальных мерах для смягчения трудностей, переживаемых соответствующими
народностями, в частности провозглашаются права на традиционно занимаемые
земли, на пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих
землях, на получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый природным ресурсам
в связи с использованием указанных земель (Россия еще не ратифицировала эту
Конвенцию, но согласно ст.15 и 69 Конституции Российской Федерации взяла курс
на соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права).
Природопользование, включая лесопользование, является общепризнанной
составной частью образа жизни малочисленных народов. Протекционизм в отношении
их - типичное явление современных государств. Нормами Закона о жизнеобеспечении
на Аляске (США), например, предусматривается равный доступ всех пользователей
к ловле лосося в случае его избытка. Если его ресурсы сокращаются, то налагается
запрет на коммерческое рыболовство, затем может быть сокращено и спортивное
рыболовство. Далее рыболовство запрещается горожанам и тем, кто может добывать
себе и близким пропитание каким-либо иным способом. Остаются те, для кого
рыболовство - традиционный способ жизнеобеспечения, предназначенный для непосредственного
потребления, а не для продажи. По мере восстановления стада лосося ограничения
снимаются в обратной последовательности (см.: Обсуждение проекта закона Российской
Федерации "Основы правового статуса коренных народов Севера". Этнографическое
обозрение. 1995. N 6. Ст.134-135).
Аналогичные нормы есть и в других государствах: в ст.110-а Конституции
Норвегии подтверждается обязанность государства создавать условия, позволяющие
группе населения саами сохранять свой образ жизни; Хартия о правах и свободах
Канады (1982 г.) провозглашает признание и подтверждение аборигенных и договорных
прав коренных народов.
В комментируемой статье установление порядка пользования участками лесного
фонда для традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических общностей
отнесено к компетенции Российской Федерации (в ст.51 Основ лесного законодательства
1993 года этот вопрос относился к совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов). Однако ст.47 Лесного кодекса к полномочиям субъектов Федерации
отнесено установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения
лесного хозяйства и лесопользования на территориях коренного проживания малочисленных
народов и этнических общностей.
Таким образом, выстраивается стройная система уровней правового регулирования
данной проблемы в области лесных отношений:
акты субъектов Федерации;
Конституция Российской Федерации и федеральные законы, включая Лесной
кодекс;
международные требования.
Некоторое представление о содержании этой системы дает перечень актов
о среде обитания малочисленных народов, принятых на международном, федеральном
и региональном уровнях. Это (наряду с указанными ранее):
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
религиозным и языковым меньшинствам. Принята Комиссией по правам человека
на ее сорок восьмой сессии в 1992 году;
Устав Совета народности саами северных стран. Принят на XI конференции
народности саами в Тромсе в 1980 году;
Политическая программа народа саами. Принята в 1989 году;
Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики. Заключена 20 июня
1991 г. в г.Херсхольме;
Декларация свободного развития народов Севера "Права человека и народы
Севера". Принята Международной конференцией параллельной СБСЕ активности народов
Севера 2 октября 1991 г.;
Декларация Международной конференции коренных народов по территории,
охране окружающей среды и развитию. Подписана в г.Кари-Ока (Бразилия) 30 мая
1992 г.;
О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами
своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории
СССР. Закон СССР от 26 апреля 1990 г.;
О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г.;
О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых
народов и этнических групп на территории РСФСР. Распоряжение Председателя
Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г.;
О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера в 1991-1995 годах. Постановление Совета Министров РСФСР от
11 марта 1991 г. N 145;
"О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий
жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы. Постановление Кабинета
Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 84 (согласно
которому за этими народами закрепляется исключительное право пользования биологическими
ресурсами на территории их проживания, охотничьих и рыболовных угодий, оленьих
пастбищ).
Прерогативы международного и национального (Российской Федерации) права
просматриваются и в других актах, например:
О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской
области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Постановление
Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 591;
О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения
в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Постановление Верховного
Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г.;
О включении Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера в 1991-1995 годах в перечень федеральных целевых программ.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 г.;
Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые,
общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера. Постановление Президиума
Верховного Совета Российской Федерации от 30 марта 1992 г.;
О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского
автономного округа. Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской
Федерации от 12 марта 1992 г.;
О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов Севера. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля
1992 г.
Последним актом, в частности, установлено, что в местах проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера должны быть определены
территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым
достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное
или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Оленьи пастбища,
охотничьи, рыболовные и лесные угодья для комплексного использования должны
бесплатно передаваться родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов,
связанным с традиционными отраслями и промыслами, в пожизненное наследуемое
владение либо в аренду. Преимущественное право заключения договоров и получения
лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов предоставлялось
родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов в
местах их традиционного природопользования.
Перечень регулирующих настоящую проблему актов может быть продолжен:
Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января
1992 г. N 15;
О сохранении природного комплекса среды проживания удэгейцев, нанайцев
и орочей в Пожарском районе Приморского края. Постановление Совета Национальностей
Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г.;
Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера.
Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации
от 24 февраля 1993 г.;
О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера. Постановление
Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 22;
Об образовании территорий приоритетного природопользования. Решение Совета
народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 г.;
Устав Фонда малочисленных народов Севера. Принят Учредительным собранием
27 мая 1992 г.
Анализируя этот достаточно обширный перечень актов, необходимо сделать
вывод о предстоящей сложной работе по их согласованию между собой, как по
вертикали - в порядке подчиненности, так и по горизонтали - на одном уровне,
о приведении их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. При
этом необходимо обеспечение международного и российского правового принципа
о гарантированности и неотчуждаемости прав и свобод всех граждан, их равенстве
перед законом и судом независимо от расы, национальности, социального происхождения
и положения (см., например, ст.2, 6, 17 Конституции Российской Федерации).
В юридической литературе высказывается мнение о том, что в частноправовых
отношениях по сравнению с публично-правовыми отход от права на равноправие
может осуществляться с меньшими ограничениями: имеется в виду, что "положительная",
для "выравнивания отсталости", дискриминация является менее оскорбительной,
если исходит из добровольных частных усилий, нежели из прямых действий государства
(см.: Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология
регулирования // Государство и право. 1997. N 1. С.21-22; Гаджиев Т.А. Основные
экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов
России и зарубежных государств). Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1996.
С.43).

Комментарий к статье 125 Кодекса

Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях"
государственные природные заповедники:
а) высшая категория особо охраняемых природных территорий (подп."а" п.1
ст.2) федерального значения (п.6 ст.2);
б) на территории государственных заповедников полностью изымаются из
хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты
(земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной
среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира (ч.1 п.1 ст.6);
в) природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские
учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных
процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных
видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических
систем (ч.2 п.1 ст.6);
г) положение о конкретном государственном природном заповеднике, его
статус утверждаются органом, уполномоченном на то Правительством Российской
Федерации (п.3 ст.6).
Названием настоящей статьи ЛК РФ законодатель, по нашему мнению, хотел
подчеркнуть, что не считает:
особо охраняемые природные территории - категорией земель (см. ст.10,
последний абзац ст.11);
лес - природным комплексом и объектом, подпадающим под действие Федерального
закона "Об особо охраняемых природных территориях", а лесную растительность,
образующую его в совокупности с землей, животным миром и другими компонентами
окружающей природной среды, согласно определению леса в преамбуле к настоящему
Кодексу, - одним из объектов растительного мира.
Указанное вытекает и из текста ст.125 ЛК РФ.
Часть 1 относится (см. ст.4 ЛК РФ только к вновь создаваемым государственным
природным заповедникам. Имущество (участки лесного фонда), находящееся в государственной
собственности, должно закрепляться за ними, как за государственными учреждениями
(ст.214 ГК РФ) во владение, пользование и распоряжение, а не предоставляться
им в пользование (владение), как это было предусмотрено ч.1 п.2 ст.6 Федерального
закона "Об особо охраняемых природных территориях". Что касается указанного
имущества функционирующих государственных природных заповедников со сформированной
организационно-хозяйственной структурой (п.2 ст.8 названного Федерального
закона), то на него распространяются не отменяемые настоящим Кодексом, правовые
нормы, установленные ч.4 и 5 п.2 ст.6 названного Федерального закона, а именно:
"Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и
другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников
полностью изымается из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного
лица к другому иными способами)".
В части 2 настоящей статьи законодатель установил, что все государственные
природные заповедники как государственные учреждения осуществляют функции
государственного управления (естественно, только в области использования лесного
фонда, так как настоящая статья помещена в гл.17 ЛК РФ, которая озаглавлена
"Особенности использования лесного фонда") на закрепленных за ними участках
лесного фонда, однако не счел возможным распространить на них права лесхозов
федерального органа управления лесным хозяйством в части практической реализации
этих функций - организации использования закрепленных за заповедниками участков
лесного фонда путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов
(ч.6-10 ст.42 ЛК РФ).
Данным положением, а также текстом ч.3 настоящей статьи, законодатель
существенно принизил правовой статус государственных природных заповедников,
лишив их, по сути, не только прав организации лесопользования, но и прав по
ведению лесного хозяйства на закрепленных за ними участках лесного фонда,
которыми они обладали согласно ст.10 и 11 Основ лесного законодательства Российской
Федерации. Об этом ярко свидетельствуют ч.4 и 5 ст.53 настоящего Кодекса,
в которых законодатель счел необходимым указать, что национальные парки (природоохранные
государственные учреждения, расположенные на особо охраняемых природных территориях
федерального значении следующей за государственными природными заповедниками
категории, согласно ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных
территориях" находящиеся в настоящее время главным образом в ведении федерального
органа управления лесным хозяйством) обладают правами лесхозов и осуществляют
ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления
функций государственного управления в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов.
Все вышесказанное, по нашему мнению, означает, что отныне осуществление
любой деятельности и любых мероприятий государственных природных заповедников
в области восстановления и предотвращения изменений лесов в результате антропогенного
воздействия (подп."а" п.2 ст.9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных
территориях"), а также прав пользования соответствующими участками лесного
фонда, специально выделенными в границах государственного природного заповедника
в качестве участков частичного хозяйственного использования для обеспечения
функционирования этого государственного природного заповедника и жизнедеятельности
граждан, проживающих на его территории (п.4 ст.10 названного Федерального
закона) возможно только под фактическим управлением соответствующих лесхозов
федерального органа управления лесным хозяйством и их лесничеств, которые

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>