<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарий к статье 11 Кодекса

Лесное законодательство разграничивает понятия лесной растительности,
которая включается в состав лесного фонда или в состав лесов, не входящих
в лесной фонд, и "нелесной растительности".
"Нелесной растительностью" признается древесно-кустарниковая растительность,
произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения, то есть на землях,
предоставленных для нужд сельского хозяйства или предназначенных для этих
целей (ст.56 ЗК РСФСР). В состав этих земель входят также земли, предоставленные
для садоводства и личного подсобного хозяйства. Правовой режим такой растительности
определен в ст.134 ЛК РФ (см. комментарий).
Земельные участки, предоставленные транспортным предприятиям, используются
с целью размещения и обслуживания, в частности, железных и автомобильных дорог.
В соответствии с п.2 Положения о землях транспорта, утвержденного постановлением
Совета Министров от 8 января 1981 г.*(10), земли транспортного назначения
обслуживают технико-эксплуатационные и хозяйственные нужды соответствующих
видов транспорта, связанные с содержанием, реконструкцией, развитием и усовершенствованием
путей сообщения. Земельные участки, необходимые транспорту для нормальной
технической эксплуатации, составляют основную часть земель транспортного назначения.
На них размещаются сами пути сообщения и непосредственно обслуживающие их
транспортные сооружения. Некоторые земельные участки, входящие в состав земель
транспорта, обслуживают его хозяйственные нужды. Так, на железнодорожном и
автомобильном транспорте используются земли для организации питомников по
выращиванию посадочного материала, используемого для посадки защитных лесных
насаждений. Землями транспорта признаются земли, предоставленные соответствующим
юридическим лицам для осуществления возложенных на них специальных задач по
эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию
и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.
Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном
транспорте"*(11) (ст.5) признает землями железнодорожного транспорта земли
федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное)
пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на
них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли,
отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также
под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные
объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом
перспективы их развития. В полосу отвода железных дорог входят земли, занимаемые
земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями,
устройствами связи, станциями, защитными насаждениями.
К землям автомобильного транспорта (включая дорожное хозяйство) относятся,
согласно п.21 Положения о землях транспорта, земли, занятые: а) автомобильными
дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями; водоотводными,
защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и
мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, сооружениями на связках
и пересечениях дорог, производственными зданиями, сооружениями, базами, заводами,
карьерами и другими объектами по обслуживанию дорожного хозяйства; б) сооружениями
и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, автостанциями
и автовокзалами, служебно-техническими зданиями, транспортно-экспедиционными
предприятиями, авторемонтными заводами и другими объектами по обслуживанию
автомобильного транспорта. Основную часть автомобильных дорог, как и железнодорожного
транспорта, составляют полосы отвода. Это обусловлено тем, что автомобильные
дороги, как и железные дороги, представляют собой линейные сооружения.
Древесно-кустарниковая растительность в полосах отвода железных и автомобильных
дорог не входит ни в состав лесного фонда, ни в состав лесов, не входящих
в лесной фонд. При этом следует иметь в виду, что правовой режим "нелесной
растительности" не распространяется на древесно-кустарниковую растительность,
находящуюся в зонах с особыми условиями использования земель (ст.83 ЗК РСФСР),
прилегающих к полосам отвода железных и автомобильных дорог, в частности в
охранных зонах. Такая растительность может либо входить в состав лесного фонда,
либо относиться к категории лесов, не входящих в состав лесного фонда.
К землям населенных пунктов ст.70 Земельного кодекса РСФСР относит все
земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов,
находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских местных администраций.
Комментируемая статья предусматривает, что древесно-кустарниковая растительность,
находящаяся на землях этой категории, кроме городских лесов, признается "нелесной
растительностью". К "нелесной растительности" относятся также древесно-кустарниковые
насаждения, произрастающие на земельных участках, предоставленных для дачного,
жилищного и иного строительства, находящиеся в пределах земель населенных
пунктов.
Древесно-кустарниковые насаждения, расположенные на полосах отвода каналов,
которые относятся к категории земель водного фонда, также являются "нелесной
растительностью". К землям водного фонда, согласно ст.95 ЗК РСФСР, относятся
земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и
лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями,
а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных
межхозяйственных каналов и коллекторов. "Нелесная растительность" может произрастать
и на землях иных категорий, например на землях запаса.

Комментарий к статье 12 Кодекса

В гражданском законодательстве под термином "оборотоспособность" понимается
возможность свободного распоряжения объектами гражданских прав посредством
их передачи другим лицам, то есть возможность отчуждения объекта по договору
купли-продажи, мены либо дарения или перехода от одного лица к другому в порядке
универсального правопреемства (при наследовании или реорганизации юридического
лица).
По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться
или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства
(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они
не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п.1. ст.129 ГК РФ). К числу
изъятых из оборота или ограниченных в обороте относятся природные ресурсы.
В соответствии с п.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Это означает, что ГК РФ закрепляет приоритет в регулировании вопросов оборотоспособности
природных ресурсов не за гражданским законодательством, а за законодательством
о природных ресурсах, в данном случае - лесным законодательством.
Лесной кодекс устанавливает общее требование о том, что оборот лесного
фонда не допускается. Это же положение распространяется и на участки лесов,
не входящих в лесной фонд. Данная лесная растительность, согласно ст.19 ЛК
РФ, признается объектом права федеральной собственности (за исключением городских
лесов). Лесной кодекс запрещает совершение сделок купли-продажи, залога и
других сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение участков лесного
фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд. Сделки, совершенные
с нарушением лесного законодательства, являются недействительными (см. ст.112
и комментарий к ней).
Комментируемая статья предусматривает, что сделки с правами пользования
участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими
в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством,
а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. В соответствии
со ст.22 ЛК РФ (см. комментарий) правами пользования участками лесного фонда
(титулами права лесопользования) признаются: аренда, безвозмездное пользование,
концессия и краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов,
не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное
пользование. Порядок совершения сделок, влекущих переход указанных прав пользования,
определен в ст.24 ЛК РФ. Так, лесопользователи вправе с согласия собственника
передать право пользования участком лесного фонда или право пользования участком
леса, не входящим в лесной фонд, лицу, которое не является его правопреемником,
по договору. В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему
право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или
законом. При реорганизации юридического лица - лесопользователя его право
пользования переходит к другому юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного
юридического лица.
Право пользования участком лесного фонда и право пользования участком
леса, не входящим в лесной фонд, может переходить к другому лицу при условии
сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника необходимых
средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на осуществление
соответствующей деятельности. Переход права пользования участками лесного
фонда оформляется путем внесения изменений в договор, лесорубочный билет,
ордер или лесной билет. Переход от одного лица к другому права пользования
участком лесного фонда, предоставленным в пользование на условиях договора
концессии, запрещается (подробнее о порядке перехода прав лесопользования
см. комментарий к ст.24).
Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица
к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным
законодательством. Согласно ст.20 ЛК РФ древесно-кустарниковая растительность,
расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина
или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности (см. комментарий
к ст.20). Следует заметить, что специально данные вопросы пока не урегулированы
в гражданском законодательстве. Вопросы перехода права на древесно-кустарниковую
растительность при переходе права собственности на земельный участок в определенной
мере урегулированы в земельном законодательстве.
Право частной собственности на землю получило свое конституционное закрепление:
в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных
формах собственности. В ст.36 Конституции говорится, что граждане и их объединения
вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,
если это не наносит ущерба окружающей, среде и не нарушает прав и законных
интересов иных лиц.
Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской
Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков
для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального
жилищного строительства"*(12) предусмотрена передача земель, используемых
в целях ведения личного подсобного хозяйства, строительства дач, индивидуальных
жилых домов, а также садоводства, гражданам в частную собственность. Земельные
участки могут находиться также в частной собственности граждан для огородничества,
животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Такая возможность допускалась ст.7 Земельного кодекса РСФСР*(13), ныне признанной
недействующей согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря
1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации
в соответствие с Конституцией Российской Федерации"*(14).
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РСФСР от 27 декабря 1990
г. и Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 г.*(15) (ст.1), устанавливает
право частной собственности на земельные участки, используемые для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 301 "О продаже
земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных
и муниципальных предприятий"*(16) предоставил право не только гражданам, но
и юридическим лицам при приватизации предприятий приобретать в собственность
земельные участки, на которых расположены эти предприятия. Этот Указ установил
право частной собственности на земельные участки, предоставленные гражданам
и их объединениям для предпринимательской деятельности. Таким образом, в земельном
законодательстве определено целевое назначение земельных участков, которые
могут находиться в частной собственности.
На этих земельных участках может располагаться древесно-кустарниковая
растительность: на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях,
предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях населенных
пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и
иного строительства (за исключением городских лесов), а также на землях других
категорий, например на землях промышленности. Такая древесно-кустарниковая
растительность может находиться, как уже говорилось выше, в частной собственности.
Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права
владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,
не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими
способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г.
N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России"*(17) граждане и юридические лица - собственники земельных участков
имеют право продавать, передавать по наследству земельный участок или его
часть в качестве взноса в уставной фонд (капиталы) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. В связи с этим переход
права собственности на земельный участок влечет одновременно и переход права
собственности на древесно-кустарниковую растительность, произрастающую на
нем.

Глава 3. Субъекты лесных отношений

Комментарий к статье 13 Кодекса

В этой статье в общем виде определен круг субъектов - участников лесных
правоотношений, то есть общественных отношений, складывающихся в области использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов (см. комментарий к ст.5).
Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования,
могут выступать в лесных отношениях в двух качествах: как регуляторы лесных
отношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории,
- и в этих случаях их акты имеют властный, то есть государственно-правовой
и административный характер; и как собственники лесов, находящихся в их владении,
пользовании и распоряжении, - в этом случае они выступают на равных с иными
участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами
Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными
актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному
поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного
самоуправления, юридические лица и граждане (см. комментарий к ст.14-16).
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как собственники
лесов отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности
имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими
лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также
имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной
собственности (ст.126 ГК РФ). Из этого принципиального положения в ГК РФ делается
следующий вывод: "...обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях,
предусмотренных законом". Поскольку Лесной кодекс - головной акт лесного права
- таких случаев не допускает, можно сделать вывод о недопустимости обращения
взысканий на леса, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов
и муниципальных образований. Созданные ими юридические лица, согласно той
же статье ГК РФ, не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели
не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев,
предусмотренных законом).
Особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских
правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств
определяются законами об иммунитете государства и его собственности.
Отношения физических и юридических лиц с Российской Федерацией, ее субъектами
и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений
строятся на основе норм конституционного (государственного), административного
права, имеющих более публичный характер, чем лесное право. Здесь имеют значение
такие конституционные нормы, которые гарантируют каждому судебную защиту его
прав и свобод, возможность граждан обжаловать в суд решения и действия (или
бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц (ст.46 Конституции), право граждан
Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей (ст.32 Конституции) и т.п.
В комментируемой статье, как и в ст.1 и 5 ЛК РФ, закреплен принцип приоритета
лесного законодательства в регулировании имущественных и административных
отношений применительно к отношениям в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов. Такой подход к разграничению сфер действия лесного
и гражданского, административного законодательства (других, более "публичных"
отраслей российского законодательства) вытекает не только из норм настоящего
Кодекса, но и из норм соответствующих отраслей и содержащихся в них актов.
Например, согласно ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным
на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том
числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское
законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
К комментируемой статье ЛК РФ имеет непосредственное отношение и положение
ст.129 ГК РФ: "...земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается
законами о земле и других природных ресурсах".
Таким образом, нормы других отраслей законодательства корреспондируют
положениям Лесного кодекса, обеспечивая его приоритет в регулировании лесных
отношений. (См.: Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство.
М., 1995.)
Лесной кодекс отказался от схемы, которой придерживались Основы лесного
законодательства Российской Федерации 1993 года и не стал размежевывать компетенцию
представительных и исполнительных органов на уровне субъектов Российской Федерации,
а также районов и городов (на уровне Федерации такого размежевания не было
и в Основах). Но нашему мнению, это является оправданным, так как это разделение
находится, в основном, в ведении самих субъектов Федерации и осуществляется
ими по-разному. Делать это посредством федерального закона на уровне муниципальных
образований еще труднее ввиду разнообразия условий и специфики правотворчества
на местах.
В основе классификации участников лесных отношений и органов, осуществляющих
государственное управление лесным фондом, лежат объем и характер их компетенции
по отношению к данному фонду и функций управления им. Принято различать органы
государственного управления общей и специальной компетенции.
Органами государственного управления общей компетенции выступают государственные
органы, полномочия которых в области регулирования лесных отношений связаны
с определенным административно-территориальным делением. К их компетенции
относится управление лесным фондом. Такими функциями наделены Президент Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти
субъектов Федерации и органы местной администрации. Каждый из этих органов
в пределах предоставленных ему полномочий управляет лесным фондом на территории
административно-территориальной единицы.
К органам специальной компетенции, которые осуществляют государственное
управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
в качестве своей основной задачи, относятся органы системы Федеральной службы
лесного хозяйства России. Эти государственные органы были образованы в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре
федеральных органов исполнительной власти"*(18).
Органы лесного хозяйства действуют на основе Положения о Федеральной
службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 808.*(19)
Систему органов управления лесным хозяйством России возглавляет Федеральная
служба лесного хозяйства (ФСЛХ). Это федеральный орган исполнительной власти
по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, который
осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области
использования, охраны и воспроизводства лесов. В его задачи входят разработка
основных направлений государственной лесной политики, обеспечение непрерывного
и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесов, усиление
экологических функций лесов; обеспечение соблюдения порядка лесопользования,
соблюдение федеральных интересов при регулировании лесопользования, восстановлении
и охране лесов; совершенствование экономических и иных методов управления
в лесном хозяйстве.
Федеральная служба лесного хозяйства реализует возложенные на нее задачи
самостоятельно, а также через подведомственные ей органы управления лесным
хозяйством в субъектах Российской Федерации и другие предприятия, организации
и учреждения.
Важнейшее направление деятельности Федеральной службы лесного хозяйства
- обеспечение нормативной базы рационального лесопользования и охраны лесов.
Федеральная служба разрабатывает проекты законодательных актов по вопросам
лесного хозяйства, утверждает нормы и правила лесопользования, разрабатывает
по согласованию с заинтересованными организациями, а также специально уполномоченными
органами в области охраны окружающей природной среды и утверждает инструкции,
правила и указания общеотраслевого значения. В ее составе организуется государственная
лесная охрана.
Федеральная служба лесного хозяйства непосредственно осуществляет ряд
функций государственного управления лесным фондом. В ее компетенцию входят:
организация и осуществление во взаимодействии с органами Минприроды России
и органами исполнительной власти государственного контроля за использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов; организация лесовосстановительных
работ, охрана лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, причиняющих
ущерб лесам, защита их от болезней и вредителей леса; обеспечение учета государственного
лесного фонда, ведение лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройство
и др.
На Федеральную службу лесного хозяйства возложены: обязанности совершенствования
экономического регулирования лесопользования; обеспечение совместно с органами
исполнительной власти внедрения арендных отношений и экономических механизмов
в области использования, воспроизводства и охраны лесов; разработка совместно
с органами исполнительной власти, а также по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды государственных
программ развития лесного хозяйства, прогнозов в области использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов, координация деятельности, связанной с осуществлением
этих программ; отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности,
а также перевод их из одной группы или категории защитности в другую по согласованию
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минприроды
России; утверждение по согласованию с органами исполнительной власти и специально
уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной
среды расчетных лесосек для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования
и др. (подробнее см. ст.51-53 ЛК и комментарий к ним).
Административные отношения включают и предполагают организацию взаимодействия
между органами специальной компетенции. Ближайшим к ФСЛХ является Государственный
комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии),
образованный Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г.
на базе Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и сохранивший
в соответствии с последующими актами Правительства основные функции указанного
Министерства. Госкомэкологии является активным участником лесных отношений,
будучи специально уполномоченным государственным органом в области охраны
окружающей природной среды, предусмотренным в ряде статьей ЛК РФ (62, 69,
70, 76, 131, 133, 135 и др.).
Госкомэкологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим управление и координацию деятельности в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Комитет действует
на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 мая 1997 г. N 643*(20). В число его основных задач, в частности,
входит обеспечение комплексного управления в области охраны окружающей среды
и природных ресурсов, проведение единой научно-технической политики по вопросам
охраны окружающей среды и природных ресурсов, координация деятельности министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей
среды и природных ресурсов.
Взаимоотношения органов федеральной службы лесного хозяйства России с
органами системы Госкомэкологии (Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов) Российской Федерации были определены постановлением Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 943 "О специально
уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды"*(21) Согласно этому постановлению Министерство
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные
органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах компетенции
координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в соответствующих
сферах управления (в том числе Федеральной службы лесного хозяйства России),
которые в соответствии с законодательством решают вопросы в области охраны
окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными
государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды (см. также комментарий к ст.131).

Комментарий к статье 14 Кодекса

Нормы комментируемой главы Лесного кодекса во многом имеют государственно-правовой
характер, поэтому целесообразно привести некоторые конституционные нормы,
ставшие основой для этих законоположений.
Согласно ст.1 Конституции Российской Федерации Россия - демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования
Российской Федерации и Россия равнозначны. Государственную власть в России
осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской
Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют
образуемые ими органы государственной власти. Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную
и судебную (ст.10 и 11 Конституции).
Названные субъекты (участники) лесных отношений выполняют свои функции
на основе и во исполнение Конституции, законов Российской Федерации, регламентов
Государственной Думы и Совета Федерации, Закона Российской Федерации о Правительстве
Российской Федерации, конституции и законодательства республик, уставов и
законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга),
автономной области, автономных округов (см. ст.5 Конституции и комментарии
к ст.46-52 ЛК РФ).
Участие органов государственной власти в регулировании и реализации лесных
отношений различно: в гл.8 ЛК РФ (ст.51-53) предусматриваются система и порядок
функционирования органов исполнительной власти в области использования и охраны
лесных ресурсов; в гл.15 и 16 (ст.109-112) - разрешение судами, арбитражными
судами, иными звеньями судебной системы споров и применение мер административной,
уголовной и гражданско-материальной ответственности; часть полномочий Российской
Федерации и ее субъектов, закрепленных в ст.46-47, реализуются законодательными
и представительными органами Российской Федерации и ее субъектов.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>