<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

требуется для достижения определенных целей, предусмотренных в ст.79-102 разд.IV,
в том числе предотвращения собственности на леса, незаконных сделок с лесами;
массовых вырубок, истребления "оборонных" и экологических (защитных) лесов;
массового уничтожения лесов, выполняющих функцию экологической защиты здоровья
населения (известно, что леса - "легкие" планеты, поддерживающие баланс атмосферного
воздуха). В силу этих объективных факторов и возникает потребность в ограничении
и даже приостановлении осуществления прав лесопользования (вплоть до полной
ликвидации вредных обстоятельств, их причин и вредного влияния).
Ограничение и приостановление осуществления прав лесопользования в науке,
законодательстве и правоприменительной практике рассматриваются, наряду с
традиционными правовыми формами ответственности (административной, уголовной,
гражданско-правовой - см. ст.109-112 ЛК РФ), как специальная форма ответственности
по лесному законодательству, то есть как лесоправовая ответственность за лесонарушения.
Известно, что в науке и практике нередко признаются как специальные, самостоятельные
формы также земельно-правовая, водно-правовая, эколого-правовая ответственность
соответственно по земельному, водному, экологическому законодательству. Причем
эта ответственность, как предусматривается в следующей ст.27, не освобождает
нарушителей от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Комментарий к статье 27 Кодекса

Как было отмечено выше (комментарий к ст.26), ограничение и приостановление
прав лесопользования осуществляются в определенных целях и потому должны соответствовать
конкретным нормам и правилам. Основания ограничения и приостановления настолько
широки, что являются по сути "всеохватывающими". Они непосредственно вытекают
из требований и положений, сформулированных в лесном законодательстве: органы
лесного хозяйства должны их конкретно выявлять путем анализа в процессе правоприменения,
суды - при решении вопросов о том, является или не является данный факт нарушением
и какие юридические последствия из этого вытекают. Круг документов, положения
которых нарушаются, значительно шире указанных в статье; это лицензии, договоры,
соглашения, протоколы, судебные решения, о чем, в частности, сказано в ст.23
ЛК РФ.
Приостановление и ограничение права лесопользования наступают, когда
лесопользователь: нарушает условия, предусмотренные в разрешительном документе,
например рубит лес методами, приносящими вред лесному фонду; осуществляет
строительство (самовольное) не предусмотренных разрешительными документами
зданий, сооружений, подъездных путей; не вносит в установленный срок платеж
за лесопользование. Систематическое невнесение платежей нередко приводит к
прекращению права лесопользования, однократная же неуплата может ограничиться
его приостановлением. При этом лесопользователю запрещается на определенный
срок осуществлять те виды лесопользования, которые указаны в разрешительных
документах. В течение этого срока он обязан устранить нарушение условий лесопользования
или погасить свою задолженность за пользование участками лесного фонда. Если
он это сделает, решение о приостановлении отменяется и право лесопользования
восстанавливается. В противном случае принимается решение о прекращении лесопользования
(ст.28-29 ЛК РФ).
Что касается ограничения прав лесопользования, то оно может заключаться
в запрещении выполнять отдельные виды работ. Право лесопользования, как правило,
может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный
документ. Ограничение и приостановление производятся в установленном порядке.
Госинспектор по контролю за использованием, охраной, защитой и воспроизводством
лесов (в системе органов ФСЛХ), вскрывший нарушения, дает указания об их устранении
и в необходимых случаях принимает другие документы-представления, решения,
постановления, уведомления об ограничении или приостановлении либо о возобновлении.
Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ФСЛХ от 24 октября
1994 г. N 224*(24). (Утвержденные формы, образцы указанных документов даны
в Приложении).

Комментарий к статье 28 Кодекса

Прекращение права лесопользования - один из главных вопросов регулирования
лесных отношений, не менее важный, чем возникновение этого права. С наступлением
данного юридического факта - прекращением права лесопользования - аннулируются
все права и обязанности сторон, участвующих в правоотношениях по лесопользованию,
а также государственных органов власти и управления, других органов. Прекращение
лесопользования следует рассматривать как наиболее строгую, крайнюю меру лесоправовой
ответственности. Она может наступать после мер по ограничению и приостановлению
лесопользования.
В ст.28 предусмотрены две группы оснований прекращения прав лесопользования.
Вторая названа "Принудительное прекращение", следовательно, первую группу
логичным будет называть "непринудительным", или добровольным прекращением.
Сроки лесопользования указываются в разрешительных документах (лицензия,
лесорубочный билет, ордер, договор аренды). Если лесопользователь не имеет
желания продлить срок или лесной орган не имеет возможности это сделать, лесопользование
прекращается. Отказ лесного органа в продлении срока нельзя считать ущемлением
прав лесопользователя, у которого истек срок лесопользования, поскольку лесной
участок может быть предназначен для других целей. Отказ лесопользователя от
права на пользование лесным участком делается досрочно, и спора между сторонами
в данном случае не возникает. В случае ликвидации лесопользователя - предприятия
или другого субъекта хозяйственной деятельности прекращение права лесопользования
связано с исчезновением субъекта этого права. Даже когда речь идет о правопреемстве,
возникает другой субъект лесопользования.
В данной статье ЛК РФ почему-то не указан такой случай прекращения права
лесопользования, как смерть лесопользователя (по аналогии с ликвидацией предприятия),
хотя в России немало лесопользователей-граждан. В реальной жизни рассматриваемое
право нередко прекращается именно по этому основанию, тем более, что в ст.24
предусмотрен переход права лесопользования по наследству: это как раз и есть
названный в настоящей статье иной случай прекращения права лесопользования.
Случаи принудительного прекращения права лесопользования исчерпывающе
предоставлены в настоящей статье, так как сказано, что "только" в этих случаях
происходит принудительное прекращение права лесопользования.
В ст.28 нет нормы о том, что в случаях несогласия лесопользователь вправе
обжаловать решение о принудительном прекращении права лесопользования в суд
или арбитражный суд. Нет такой нормы и в следующей ст.29 о порядке прекращения
права лесопользования. В Основах лесного законодательства Российской Федерации
такая норма была (ст.37); имеется она и в предыдущих статьях ЛК РФ (ст.27,
об ограничении и приостановлении права лесопользования и др.). В ЛК РФ есть
и специальная ст.30 о судебной защите прав лесопользователей. Такие нормы
имеются также в ГК и ГПК законе об арбитражных судах, Арбитражном процессуальном
кодексе (АПК РФ), в ст.109 гл.15 (о разрешении споров) ЛК РФ.

Комментарий к статье 29 Кодекса

Порядок прекращения права лесопользования зависит от вида и формы лесопользования
и оснований его возникновения. Возможно добровольное и принудительное прекращение.
В случае добровольного отказа лесопользователя от права лесопользования
оно прекращается на основании письменного заявления лесопользователя; в случае
смерти - в соответствии с фактом смерти и документами об этом. При договорном
возникновении права лесопользования (аренды, пользования, концессии) это происходит
в результате добровольного расторжения договора; при разрешительном порядке
возникновения - в результате добровольного аннулирования (в связи с отказом)
документа (лесорубочного билета, ордера, лесного билета).
Принудительное прекращение права возможно при тех же формах лесопользования,
но путем принудительного (судебного) расторжения договора и принудительного
аннулирования документа (лесорубочного билета, ордера, лесного билета). Решения
о принудительном одностороннем аннулировании разрешительного документа (лесорубочного
билета, ордера лесного билета) принимаются органами управления лесным хозяйством
с письменным уведомлением об этом лесопользователя. Эти действия и решения
могут быть обжалованы в суд (гражданином-лесопользователем) и в арбитражный
суд (лесопользователем-предпринимателем без юридического лица и лесопользователем
- юридическим лицом). Здесь следует применять ст.23 ЛК РФ, а также общее законодательство
- ГК РФ и ГПК РСФСР об арбитражных судах и АПК (см. также комментарий к ст.109
ЛК РФ).
При необходимости решения о запрещении лесопользования и финансирования
его либо о возобновлении его после устранения нарушений с занесением в соответствующий
документ (уведомление, представление, постановление и др.) принимаются госинспекторами
службы ФСЛХ в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФСЛХ N 224 от
27 октября 1994 г. (см. комментарий к ст.27).

Комментарий к статье 30 Кодекса

Речь должна идти о защите прав лесопользования не только в судебном,
но и в арбитражно-судебном порядке, так как суды и арбитражные суды рассматривают
иски лесопользователей, а также иски к ним.
Государственные органы лесного и экологического контроля могут давать
лесопользователям обязательные предписания по вопросам состояния, характера
использования и воспроизводства лесов, их охраны и защиты: эти требования
могут предъявляться только в рамках закона. При неисполнении таких предписаний
наступает момент привлечения нарушителя к юридической ответственности (см.
комментарий к ст.110-112 гл.16 ЛК РФ).
Если кто-либо, в том числе должностные лица органов контроля, своими
действиями нарушает права лесопользователей, эти права подлежат восстановлению,
что обеспечивается судебной и арбитражно-судебной защитой. Восстановление
прав может выражаться в устранении помех в лесопользовании, в разрешении других
конфликтных ситуаций. До обращения в суд следует прибегать к содействию и
помощи органов государственного управления и контроля. Если при этом будет
установлено, что лесопользователю причинены убытки, они подлежат возмещению.
Споры об этом также подведомственны судам или арбитражным судам. Незаконные
решения органов управления подлежат отмене.
Ограничения для лесопользователя могут устанавливаться в интересах более
эффективного ведения лесного хозяйства. Но всякое ограничение в лесопользовании,
кого бы оно ни касалось, должно основываться на законе. Недопустимы незаконные
ограничения лесопользователей, независимо от того, совершаются ли они в интересах
государства или других лесопользователей. Незаконные решения подлежат отмене.

Глава 6. Аренда участка лесного фонда, безвозмездное пользование,
концессия и краткосрочное пользование участками лесного фонда

Комментарий к статье 31 Кодекса

В развитие соответствующей статьи ранее действовавших Основ лесного законодательства
Российской Федерации постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23 июля 1993 г. N 712 было утверждено Положение об аренде участков
лесного фонда в Российской Федерации*(25). В него были внесены некоторые изменения
в период действия Основ постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 1994 г. N 1428*(26).
В новом Лесном кодексе вопросы об аренде участка получили значительное
развитие (изменились сроки предоставления (арендатору), органы, принимающие
решение о предоставлении участков лесного фонда в аренду, и др.) Видимо, понадобится
новое Положение об аренде участков лесного фонда.
Важным установлением настоящей статьи является то, что сторонами в договоре
аренды участка лесного фонда Кодекс определил лесхоз федерального органа управления
лесным хозяйством (арендодатель) и лесопользователя (арендатора).

Комментарий к статье 32 Кодекса

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.130) отнес леса к недвижимым
вещам. Согласно ст.131 этого Кодекса право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничение этих прав собственности, их возникновение,
переход и прекращение подлежат регистрации в едином государственном реестре.
В ст.131 ГК РФ регулируется порядок государственной регистрации недвижимости
и предусмотрена необходимость принятия специального закона о регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.

Комментарий к статье 33 Кодекса

В комментируемой статье приводится перечень условий договора аренды участка
лесного фонда. Этот перечень не замкнут. По усмотрению сторон могут быть добавлены
иные условия, предусмотренные лесным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994
г. N 1034 "О Межведомственной экспертной лесоводственно-экологической комиссии"*(27)
было утверждено Положение об этой Комиссии и ее состав, куда включены представители
Рослесхоза, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Рослеспрома и
двух научно-исследовательских институтов - Всероссийского научно-исследовательского
института лесоводства и механизации лесного хозяйства и Международного института
леса. При рассмотрении Комиссией вопросов, затрагивающих интересы субъектов
Российской Федерации, в состав Комиссии включается руководитель (заместитель
руководителя) органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации.
По Положению о Межведомственной экспертной лесоводственно-экологической
комиссии рассмотрение ею проектов организации рубок главного пользования и
ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда зависит от
того, в какой зоне (многолесной или малолесной) находится арендуемый участок
лесного фонда, и от размера отпуска древесины.
Комиссия рассматривает эти проекты при ежегодном отпуске древесины свыше
150 тыс.м3 в многолесной зоне и 50 тыс.м3 в малолесной зоне, а также при аренде
участков лесного фонда совместными предприятиями и иностранными юридическими
лицами. Кроме того, Комиссия проводит экспертизу проектов международных соглашений
(договоров) по вопросам лесного хозяйства и лесопользования.
Порядок рассмотрения проектов организации рубок главного пользования
и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда с ежегодным
отпуском древесины до 150 тыс.м3 в многолесной зоне и до 50 тыс.м3 в малолесной
зоне определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской
Федерации.
Проекты, по которым имеются вопросы, не отрегулированные на уровне субъектов
Российской Федерации между проектными организациями, лесопользователями и
владельцами лесного фонда, должны направляться на рассмотрение Комиссии.
При анализе проектных документов Комиссия устанавливает:
обоснованность принятых норм лесопользования, обеспечивающих непрерывное
и неистощительное использования лесных ресурсов;
соответствие планов рубок леса и подсочки насаждений, мероприятий по
лесовосстановлению, противопожарному устройству, намечаемого размещения лесопромышленных
объектов на арендуемых участках лесного фонда лесоводственным и экологическим
требованиям.
Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются
обязательными для всех органов исполнительной власти, представленных в Комиссии,
государственных органов управления охраны окружающей природной среды в субъектах
Российской Федерации, а также для лесопользователей, осуществляющих аренду
участков лесного фонда.

Комментарий к статье 34 Кодекса

Договор аренды лесного фонда является важнейшим элементом системы правового
регулирования использования и охраны лесов в условиях формирования рыночных
отношений в нашей стране. Арендные отношения в сфере лесопользования регулируются
Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23
июля 1993 г. N 712 с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1428.
Администрации определяют форму выбора лесопользователя при аренде участков
лесного фонда (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы). При этом участки
лесного фонда рекомендуется предоставлять в аренду в первую очередь на условиях
прямых переговоров и конкурсов.
Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании государственных
лесозаготовительных предприятий министерств и ведомств, предоставляются им
в аренду без конкурсов и лесных торгов в случае, если они не изменили своего
статуса. Преимущественное право на аренду участков лесного фонда предоставляется
лесопользователям, длительное время работающим на данной территории и имеющим
производственные мощности по заготовке и переработке древесины и другой лесопродукции,
а также предприятиям, поставляющим лесную продукцию для государственных нужд.
Размеры участков лесного фонда, предоставляемых в аренду, определяются
государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими
органами государственной власти республик, автономной области, автономных
округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга с учетом норм лесопользования,
имеющихся у лесопользователей производственных мощностей, а также объемов
лесопродукции, поставляемой для государственных нужд. Предельные размеры участков
лесного фонда, предоставляемых в аренду новым леспользователям, устанавливаются
государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими
органами государственной власти субъекта Федерации.
Лесной фонд может передаваться в аренду для осуществления одновременно
всех видов лесных пользований или отдельных видов. Аренда участков лесного
фонда должна осуществляться на принципах непрерывного и рационального пользования
лесом. Участки лесного фонда могут предоставляться в аренду на срок от одного
года до 49 лет. Срок аренды участков лесного фонда до его истечения может
быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Арендаторами могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и
физические лица, обладающие правом на пользование лесным фондом в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Положение об аренде участков лесного фонда предусматривает некоторые
особенности регулирования передачи лесов особо охраняемых территорий в аренду.
Аренда участков лесного фонда в заповедниках запрещается. Отношения по передаче
в аренду участков лесного фонда в национальных природных парках, учебных лесных
и опытных лесных хозяйствах регулируется положениями о них.
Так, в национальных природных парках Российской Федерации развитие регулируемого
туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными
проектными материалами путем предоставления национальными природными парками
в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков,
природных объектов, зданий и сооружений. Строительство и эксплуатация гостиниц,
кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического
сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания
осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными
и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими
договорами, заключаемыми с национальными природными парками.
Можно рекомендовать следующий порядок предоставления лесов в аренду.
Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда,
направляют владельцу лесного фонда письменное заявление. В заявлении приводятся
полное наименование, адрес, краткая экономическая и техническая характеристики
будущего арендатора, указываются виды, цели и ежегодные объемы лесопользования,
краткое обоснование сроков аренды, местоположения участков лесного фонда,
предназначенных для аренды, а также обязательства по уплате всех расходов
по подготовке и оформлению документов на аренду участков лесного фонда. В
заявлении могут быть указаны и другие данные, имеющие значение для определения
содержания лицензии и договора аренды.
Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду
участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя договор на
аренду участков лесного фонда.
Для составления договора на аренду участков лесного фонда на срок свыше
пяти лет заявитель должен в течение года представить владельцу лесного фонда
проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства
на арендуемых участках лесного фонда, а при составлении договора на аренду
участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства - проект организации
охотничьего хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Указанные проекты составляются в трех экземплярах за счет заявителей
лесоустроительными предприятиями (экспедициями) и другими специализированными
проектными организациями на основании материалов лесоустройства по схемам,
утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством Российской
Федерации. После очередного лесоустройства при изменении объемов лесопользования
и лесохозяйственных мероприятий в эти проекты лесопользователем вносятся по
согласованию с владельцем лесного фонда соответствующие изменения.
Проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства,
организации охотничьего хозяйства согласовываются заявителем с государственным
органом управления лесным хозяйством субъекта Федерации и с соответствующим
органом охраны окружающей природной среды. Если заявитель по независящим от
него причинам не может в установленный срок представить проект организации
рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках
лесного фонда, иные сроки его представления могут быть определены при оформлении
договора в разделе "Особые условия".
В договор на аренду участков лесного фонда помимо условий, предусмотренных
в ст.33 ЛК РФ, могут включаться характеристика участков лесного фонда, передаваемых
в аренду, по данным лесоустройства; виды, объемы (размеры) и порядок выполнения
арендатором лесовосстановительных мероприятий и лесохозяйственных работ; права
и обязанности владельца лесного фонда и арендатора по использованию, воспроизводству,
охране и защите лесов; условия и порядок финансирования владельцем лесного
фонда лесовосстановительных мероприятий и лесохозяйственных работ, выполняемых
арендатором; порядок планирования и приема передачи выполненных лесовосстановительных
и лесохозяйственных работ; порядок возмещения ущерба субъектами договора при
невыполнении одним из них договорных обязательств; порядок возмещения ущерба,
нанесенного хвойным и твердолиственным древесным породам дикими животными
при пользовании лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; другие условия
договора, не противоречащие ЛК РФ и положениям лицензии на аренду участков
лесного фонда; реквизиты субъектов договора.
Желательно, чтобы арендатор имел специалистов, которые могут обеспечить
качественное лесопользование и выполнение лесовосстановительных и лесохозяйственных
мероприятий, определенных лицензией и договором. Арендатор вправе приступить
к лесопользованию (кроме заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных
материалов и побочных лесных пользований) со дня подписания договора. Заготовка
древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и осуществление побочных
лесных пользований допускаются только после выдачи лесорубочного билета, ордера
или лесного билета. Лесорубочные билеты, ордера на заготовку древесины должны
выдаваться в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом рубок.
Содержание договора аренды лесного фонда определяется характером прав
и обязанностей владельца лесного фонда и арендатора. Владелец лесного фонда
имеет право: вносить предложения по пересмотру условий договора на аренду
участков лесного фонда; проводить лесохозяйственные мероприятия на участках
лесного фонда, переданных в аренду, в соответствии с его функциями по управлению
лесным хозяйством; контролировать соблюдение лесного законодательства, норм,
правил лесопользования и ведения лесного хозяйства; предъявлять в установленном
порядке арендаторам иски о возмещении ущерба, причиненного ими лесному хозяйству;
получать от арендаторов сведения, справочные и другие материалы об использовании,
воспроизводстве, охране и защите лесов, обусловленные в договоре; приостанавливать
аренду участков лесного фонда в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, правовыми актами и Положением об аренде участков лесного
фонда; привлекать в соответствии с решением органа местного самоуправления
арендаторов для ликвидации лесных пожаров; расторгать договор на аренду участков
лесного фонда в соответствии с вышеуказанным Положением.
Владелец лесного фонда обязан: производить отвод и таксацию лесосек и
выдавать арендатору лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты; оплачивать
арендатору выполненные им лесохозяйственные и лесовосстановительные работы,
предусмотренные договором; предоставлять во временное пользование арендатору
лесоустроительные материалы, обеспечивать арендатора за его счет необходимыми
лесоустроительными материалами; согласовывать с арендатором места для размещения
производственных и хозяйственных построек, площадок для складирования лесной
продукции, дорог, стоянок транспорта, мероприятия по благоустройству территории,
необходимые для организации и осуществления лесопользования; оказывать методическую
помощь в выборе способов и методов восстановления вырубок, составлять проекты
лесных культур, обеспечивать арендатора на договорной основе посадочным и
посевным материалом для производства лесных культур; выделять при необходимости
на арендных условиях лесопользователю лесохозяйственную технику для выполнения
им лесохозяйственных и лесовосстановительных работ согласно договору; участвовать
в рассмотрении разногласий, возникающих между арендатором и другими лесопользователями;
возмещать ущерб, нанесенный арендатору в результате неправомерного приостановления
его хозяйственной деятельности.
Арендатор вправе: вносить предложения по пересмотру условий договора
на аренду участков лесного фонда; пользоваться лесным фондом в пределах объемов,
сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах; самостоятельно
выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом и распоряжаться
заготовленной им лесопродукцией; в установленном порядке строить объекты производственной
и социальной инфраструктуры, связанной с пользованием участками лесного фонда,
а также охраной и защитой лесов; проводить все виды рубок главного и промежуточного
пользования при аренде участков лесного фонда для заготовки древесины; расторгать
договор на аренду участков лесного фонда в соответствии с Положением об аренде
участков лесного фонда; защищать свои законные интересы (в случаях их нарушения)
в арбитражном и судебном порядке, а также требовать возмещения понесенных
убытков.
Особенно важно, что при возникновения стихийных бедствий (лесных пожаров
не по вине арендатора, массового размножения вредителей леса, ветровалов и
т.п.) арендатор освобождается от расходов на лесовосстановительные мероприятия
на участках, подвергшихся этим бедствиям.
Арендатор обязан: вести работы способами, не допускающими возникновения
эрозии почвы, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования
лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, на состояние водоемов
и других природных объектов; соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять
в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения
лесных пожаров обеспечивать их тушение; не оставлять недорубов (начатых рубкой
лесосек) и заготовленной древесины в лесу после истечения сроков ее заготовки
и вывозки; очищать лесосеки от порубочных остатков.
На арендатора возлагаются обязанности, выполнение которых преследует
цели сохранения лесов: приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные
им в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования
их по назначению и указанное в разрешительных документах; сдавать владельцам
лесного фонда участки лесного фонда после окончания на них работ; осуществлять
лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях
и в сроки, которые указаны в договорах, лесорубочных билетах, ордерах. На
вырубках и площадях, где в результате деятельности арендатора был уничтожен
подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за его счет.
Кроме того, арендатор обязан: своевременно и в установленном размере
вносить плату за пользование лесным фондом; соблюдать санитарные правила,
выполнять другие требования, предусмотренные правилами, регулирующими порядок
пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>