<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей
природной среды, изданные в пределах их компетенции; представлять в надлежащем
порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные
документы, и органы государственной статистики; содействовать проведению лесоустройства;
разрабатывать и представлять на утверждение владельцу лесного фонда планы
рубок, согласованные при наличии сосновых насаждений с планами подсочки; выполнять
другие требования, установленные Положением об аренде участков лесного фонда,
а также правилами рубок леса и ведения лесного хозяйства (можно полагать,
что в связи с принятием ЛК РФ указанное Положение будет подвергнуто переработке).
Насаждения, поврежденные пожарами и ветровалами, пораженные вредителями
и болезнями, нуждающиеся в сплошных санитарных рубках, должны вырубаться арендатором
в первую очередь в размерах, обеспечивающих своевременную и полную их вырубку,
с учетом производственных мощностей. В этих случаях допускается отвод указанных
насаждений в рубку в размерах сверх ежегодного отпуска древесины.

Комментарий к статье 35 Кодекса

Непосредственная форма процедуры предоставления лесов в пользование определяется
органом государственной власти субъекта Российской Федерации или по его поручению
районной (городской) администрацией, на которую также возлагается обязанность
организации и проведения лесных торгов и конкурсов с участием представителей
органов лесного хозяйства.
Порядок проведения лесных торгов установлен в Основных положениях по
продаже древесины на корню на торгах (аукционах), утвержденных 27 июля 1993
г. Научно-техническим советом Федеральной службы лесного хозяйства России.
Органы власти республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и
Санкт-Петербурга пользуются этими Основными положениями либо разрабатывают
на их основе совместно с соответствующими государственными органами управления
лесным хозяйством свои положения с учетом требований Лесного кодекса Российской
Федерации и аналогичных правовых актов ее субъектов.
Торги (аукционы) древесины на корню - продажа древесины на корню, при
которой ее организаторы путем соответствующих объявлений привлекают покупателей
древесины к участию в конкурентном споре с тем, чтобы покупку могло совершить
юридическое или физическое лицо, предложившее наибольшую цену.
Древесину на корню для продажи на торгах могут выставлять лесхозы и другие
владельцы лесного фонда системы государственного органа управления лесным
хозяйством Российской Федерации, именуемые в дальнейшем продавцами. На торги
выставляется древесина на корню в размере разницы между расчетной лесосекой
и утвержденными лимитами лесосечного фонда, включая установленные ежегодные
объемы отпуска древесины на переданных в аренду участках лесного фонда. Кроме
того, на торги (аукционы) может выставляться древесина на корню, отпускаемая
в порядке сплошных санитарных и прочих рубок (расчистка лесных площадей в
связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, при прокладке просек,
создании противопожарных разрывов и для других подобных целей).
На участках лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины,
продажа древесины на корню на торгах запрещается.
Объемы древесины на корню, выставляемой для реализации на торгах, определяются
лесхозами одновременно с размещением лимита лесосечного фонда по лесозаготовителям,
группам лесов, хозяйствам и утверждаются районной администрацией.
Покупателям древесины на корню на торгах могут быть юридические лица,
в том числе иностранные и физические, обладающие правом пользования лесным
фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Покупатель
участвует на торгах лично или через своего представителя по доверенности.
Предусмотрен следующий порядок торгов. Торги организует и проводит администрация
территории с участием местных подразделений Федеральной службы лесного хозяйства
России. Для этого администрация, например района (города), создает торговую
комиссию, в состав которой должны входить представитель районной (городской)
администрации, представители лесхозов, продающих древесину на корню, ведущий
торги, аукционист и другие члены. Председателем торговой комиссии назначается
представитель администрации. График работы торговой комиссии, порядок и размеры
оплаты труда членов комиссии определяются главой администрации.
Органы власти республик, автономной области, автономных округов, краев,
областей, Москвы и Санкт-Петербурга могут возложить проведение торгов по продаже
древесины на корню на иные органы государственной власти с участием государственных
органов управления лесным хозяйством.
В зависимости от их значимости торги проводятся в виде устного соревнования
(устные торги), либо путем рассмотрения письменных заявлений, запечатанных
в конвертах (закрытые торги), или тем и другим способами совместно (совместные
торги). Преимущественно назначаются совместные торги. Устные торги проводятся
в районах для местных потребителей. При продаже особо крупных партий древесины
на корню назначаются закрытые торги. Способ проведения торгов устанавливает
торговая комиссия.
Продавец древесины заключает торговое соглашение с торговой комиссией.
Неотъемлемой частью торгового соглашения являются заявки на продажу древесины
на корню на торгах, которые заполняет продавец. Заявка составляется на каждую
торговую единицу (лесосеку, делянку, группу деревьев, отдельные деревья) отдельно
и содержит все основные сведения по данной торговой единице: местонахождение
(лесхоз, лесничество, квартал, выдел, номер делянки), группа лесов, хозяйство,
наличие путей транспорта, количество древесины по породам и ее товарная структура,
способ рубки, сезон заготовки, начальная (стартовая) стоимость древесины на
корню, условия оплаты, способ лесовосстановления, требования, предъявляемые
к разработке лесосеки (делянки), и другую информацию, которая, по мнению продавца,
может способствовать более выгодной сделке.
Торговая комиссия на основании заявок на продажу древесины составляет
каталог, в котором содержатся полные сведения по всем торговым единицам выставляемой
на торги древесины на корню, а также адреса, расчетные счета и наименования
продавцов для возможности внесения покупателями залогов на их счета. Комиссия
дает объявление о времени и месте торгов в печати, на радио, телевидении,
в специальных справочных изданиях. Форма и средства информирования выбираются
исходя из объемов и качества продаваемой древесины на корню и способа торгов.
При необходимости привлечения иностранных покупателей реклама о торгах делается
в центральных изданиях, а также в иностранной печати.
Объявление о времени торгов (аукциона) должно быть сделано заранее, за
один - три и более месяцев до начала в зависимости от их значимости. В объявлениях
указываются место, время, способ торгов, кто допускается к ним, объем и начальная
стоимость выставляемой на торги каждой партии древесины на корню, а также
дается информация о том, где можно подробно узнать сведения по всем торговым
единицам, об условиях продажи, к кому следует обратиться для осмотра продаваемой
древесины на корню в натуре, порядок и стоимость осмотра лесосек (делянок)
в натуре. Кроме того, при закрытых и совместных торгах в объявлении указывается
срок подачи запечатанных заявлений покупателями, желающими участвовать в торгах.
Начальную стоимость древесины на корню устанавливает продавец. Как правило,
она не должна быть ниже стоимости, определенной по действующим в районе прейскурантным
ценам, с учетом торговых издержек.
Продавец древесины может определить первоначальный денежный взнос (залог)
по каждой торговой единице отдельно как гарантию намерений покупателя. Залог
позднее засчитывается при оплате покупаемой на корню древесины или возвращается
не сделавшим покупки участникам торгов. Покупатель, желающий торговаться на
торгах (аукционе), обязан внести на расчетный счет продавца сумму залогов
по всем выбранным торговым единицам.
Продавец по желанию покупателей перед торгами организует осмотр лесосек
(делянок), предлагаемых покупателям.
Покупатель, желающий торговаться путем подачи запечатанного в конверт
заявления, представляет лично, через другое лицо или же почтой заявление по
каждому лесхозу отдельно, адресуя его в торговую комиссию с надписью на конверте:
"Заявление к торгам древесины на корню, назначенным по такому-то лесхозу на
такое-то число". Заявление должно быть представлено не позже срока, указанного
в публикации или объявлении о торгах. Заявление должно содержать: согласие
приобрести древесину на корню в соответствии с условиями продажи древесины;
предлагаемую за каждую покупаемую торговую единицу цену с обозначением ее
прописью (какие-либо подчистки и исправления в ценах должны быть оговорены);
полное наименование юридического или физического лица, подающего заявление,
его адрес и банковские реквизиты. К заявлению прилагается копия платежного
поручения об уплате залога. Всем поступающим в торговую комиссию запечатанным
заявлениям присваивается регистрационный номер, под которым данное запечатанное
заявление участвует в торгах.
Торговая комиссия печатает и продает билеты участникам торгов (аукциона).
Номер билета является номером участника торгов (аукциона). Билет участника
торгов (аукциона) продается только после предъявления копии документа, удостоверяющего
факт уплаты залога физическими лицами или доверенными юридических лиц по представлении
последними доверенности. Зрители допускаются на торги (аукцион) по специальным
билетам зрителя. Цену билетов участников и зрителей устанавливает торговая
комиссия. Информация об уплате залогов заносится в ведомость о залогах, внесенных
по торговым единицам, представленным к торгам за подписью участников торгов.
Требования, предъявляемые к процедуре торгов, состоят в следующем. Проводит
торги и оформляет их операции торговая комиссия. Во время торгов (аукциона)
ведется протокол о проведении торгов древесины на корню, в котором фиксируются
все решения торговой комиссии, состоявшиеся по каким-либо обстоятельствам
на торгах, и заполняется торговый лист на продажу древесины на корню.
Торги по возможности должны проводиться без перерыва до окончания. В
случае необходимости председатель торговой комиссии объявляет о перерыве всем
присутствующим с назначением времени возобновления торгов, о чем делается
запись в протоколе. При совместных и закрытых торгах конверты с заявлениями
на время перерыва торгов вкладываются в общий конверт и опечатываются печатью
председателя торговой комиссии. Предъявление к торгам единиц, не показанных
в каталоге, не допускается. Предъявленные к торгам единицы могут сниматься
торговой комиссией по представлению продавца в день торгов при переоценке
единиц вследствие повреждения их пожаром, ветром и т.п., а также при необходимости
использовать те или другие единицы для удовлетворения острой нужды населения,
пострадавшего от стихийных бедствий. По письменному заявлению продавца или
его доверенного представителя любая представленная к торгам торговая единица
может быть снята с торгов из-за отсутствия должной конкуренции.
Председатель торговой комиссии, открыв заседание, зачитывает условия
торгов и предлагает всем желающим торговаться устно подписать их. При совместных
торгах объявляется число поступивших запечатанных заявлений. Запечатанные
письменные заявления покупателей хранятся на видном месте (на столе) нераспечатанными
до окончания устных торгов. Покупатель имеет право без объявления причин отказаться
от участия в аукционе до момента подписания условий торгов. В этом случае
ему в 20-дневный срок после заявления об отказе от участия в торгах возвращается
залог.
Устные торги открываются, если имеется более двух лиц, изъявивших желание
торговаться.
Они проводятся по каждой торговой единице отдельно по порядку номеров
в каталоге. Аукционист объявляет номер продаваемой единицы древесины на корню
по каталогу, дает ей краткую характеристику, объявляет начальную стоимость
и интервал ее увеличения. Интервал должен составлять не менее одного процента
начальной стоимости.
Покупатель, предлагая цену, должен поднять билет (номер участника), повернув
его в сторону председателя торговой комиссии, и громко объявить предлагаемую
цену. Аукционист повторяет каждую предложенную цену, фиксируя это ударом молотка.
Аукционист называет предложенную цену три раза и, если никто из покупателей
не предлагает большей цены, объявляет, что устные торги по этой единице закончены.
Наивысшую предложенную цену и номер участника, ее предложившего, записывают
в торговый лист. Покупатель, объявивший последнюю надбавку, расписывается
на торговом листе о согласии оставить за собой данную торговую единицу за
предложенную им цену. После этого аукционист переходит к торгам по последующей
торговой единице.
Совместные торги, независимо от наличия запечатанных заявлений, открываются
в назначенный для того час, если имеются не менее двух лиц, изъявивших желание
торговаться устно. Если к этому сроку не явилось указанное число покупателей,
то торговая комиссия вскрывает запечатанные заявления, если они имеются. В
случае несоблюдения этого требования торги считаются несостоявшимися. Об этом
делается запись в протоколе торгов.
При совместных торгах вначале проводятся устные торги, а по окончании
устных торгов, но до вскрытия поступивших письменных заявлений, аукционист
предлагает покупателям сделать дальнейшие надбавки "на себя". Записи о сделанных
надбавках заносятся в торговый лист против соответствующих единиц (подробнее
см. Основные положения от 27 июля 1993 г.).
Доход торговой комиссии составляют регистрационные взносы, полученные
за проданные билеты, и установленный в торговом соглашении процент от суммы
за проданную древесину на корню, а также взносы за пользование каталогом.
Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах)
определяют права и обязанности сторон. Так, продавец обязан: осуществить отвод
и таксацию выставляемой на торги древесины на корню в соответствии с требованиями
Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденного
приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 июня 1993 г. N
155; обеспечить покупателя посадочным и посевным материалом, оплатить ему
работу по лесовосстановлению; предоставить необходимую и достоверную информацию
о продаваемых торговых единицах, способствующую компетентному выбору.
Ответственность за своевременный возврат залогов в соответствии с выпиской
залоговой ведомости несет продавец.
Торговая комиссия обязана предоставить покупателю до начала торгов (аукциона)
полную и точную информацию о торговых единицах в соответствии с заявками продавца.
Покупатель обязан осуществить лесовосстановительные мероприятия в объемах,
указанных в лесорубочном билете, и не вправе перепродать купленную на торгах
торговую единицу.
После того как вопрос о возможности предоставления лесов в пользование
решен в результате прямых переговоров или лесных торгов либо конкурса, лесопользователь
должен подписать договор (см. комментарий к ст.31 и 32 ЛК РФ), либо лесорубочный
билет, ордер или лесной билет (см. комментарий к ст.42). Различия в характере
этих специальных разрешительных документов состоят в том, что договоры служат
основанием оформления долгосрочного пользования (аренды) лесного фонда, а
лесорубочный билет, ордер и лесной билет - краткосрочного пользования лесом
(разумеется, в случае противоречия между подзаконным актом и законом - Лесным
кодексом действуют нормы Лесного кодекса Российской Федерации).
При проведении лесных конкурсов, торгов и аукционов, предоставлении участков
лесного фонда в аренду, в краткосрочное пользование (см. ст.34, 43-45 ЛК РФ
и комментарий к ним) немаловажное значение имеет соблюдение антимонопольных
требований, обеспечение подлинного соревнования и соперничества претендентов
в лесопользователи.
Основные антимонопольные требования предусматриваются в Законе РСФСР
от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" (с последующими изменениями и дополнениями)*(28); они
являются общими, родовыми для всех видов деятельности, в том числе в области
лесных отношений. Статьей 7 этого Закона органам власти и управления запрещается
принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность
хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие
условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или
действия имеют либо могут иметь результатом существенное ограничение конкуренции
и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Согласно ст.8 указанного Закона запрещаются и в установленном порядке
признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме
соглашения органа власти или управления с другим органом власти или управления
либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь результатом
существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих
субъектов или граждан. К ним относятся соглашения, направленные, в частности,
на ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов
(аналогичные положения и их конкретизация предусматривалась в ст.30 Основ
лесного законодательства 1993 г., однако в Лесном кодексе подобных предписаний
не содержится, что может быть объяснено правилами законодательной техники:
нормы головного, "родового" закона, касающиеся какой-либо проблемы, в данном
случае антимонопольных требований, не должны повторяться, воспроизводиться
в других, на иные темы, законах, где эта проблема лишь затрагивается: общее
предписание действует в отношении всех предусмотренных в "родовом" законе
объектов и субъектов).
К теме комментируемой статьи относятся Закон Российской Федерации "О
защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. (новая редакция от 9 января
1996 г.)*(29), Федеральные законы от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях"*(30),
от 18 июля 1995 г. "О рекламе"*(31): в них предусматриваются меры по предупреждению
монополизма и недобросовестной конкуренции, достаточно распространенных в
условиях преодоления исключительной государственной собственности на природные
ресурсы и перехода к рыночной экономике.
Ряд антимонопольных требований изложен в других природоресурсных законах.
Так, в Законе Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона
от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ запрещаются или признаются неправомочными действия,
направленные на: ограничение вопреки условиям конкурса или аукциона доступа
к участию в них юридических лиц и граждан; уклонение от предоставления лицензий
победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми
переговорами; дискриминацию пользователей, создающих структуры, конкурирующие
с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
дискриминацию пользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта
и инфраструктуры (ст.17 Закона "О недрах").
Водным кодексом Российской Федерации (ст.93 "Антимонопольные требования
в области использования водных объектов") запрещаются действия водопользователей,
направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате
которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других
водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц. Органам государственной
власти запрещается принимать решения и (или) совершать действия, способствующие
монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные
условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия
имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов
других водопользователей. Лицензии на водопользование, договора пользования
водными объектами в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными,
если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное
нарушение прав и законных интересов других водопользователей.
Таким образом, отсутствие антимонопольных требований в ЛК РФ, их исключение
из текста предыдущего федерального лесного закона означают не отмену их в
области лесных отношений, а лишь распространение на эти отношения антимонопольных
требований, установленных в других федеральных актах, которые предусматривают
ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, защиту потребителей:
реформирование экономических и иных общественных отношений предполагает развитие
конкуренции, гласности, учет интересов населения, повышение их благосостояния,
исключение коррупции и злоупотреблений из сферы лесопользования.

Комментарий к статье 36 Кодекса

Безвозмездное пользование участками лесного фонда прямо предусмотрено
для организации любительской и спортивной охоты общественными объединениями
охотников (ст.121 ЛК РФ) и для сельскохозяйственных организаций, во владении
которых ранее находились леса (ст.130 ЛК РФ).
Обе статьи не предусматривают реквизитов договоров безвозмездного пользования
участками лесного фонда, хотя организация любительской и спортивной охоты
общественными объединениями имеет свою специфику.
Однако в этих статьях есть отсылочные нормы. В ст.121 определено, что
порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства
устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
а в ст.130 предусматривается Положение, утвержденное Правительством Российской
Федерации. Видимо, в нормативных актах указанных органов будут определены
реквизиты договоров безвозмездного пользования участком лесного фонда.

Комментарий к статье 37 Кодекса

Согласно Словарю иностранных слов слово "концессия" - латинского происхождения,
переводится на русский язык как разрешение, уступка. Оно имеет два значения:
во-первых, это договор на сдачу государством в эксплуатацию частным предприятиям,
иностранным фирмам промышленных предприятий или участков земли с другими природными
ресурсами с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений
и т.д. и, во-вторых, само предприятие, организация, основанные на таком договоре.
Комментируемая статья исходит из двух указанных значений концессии. Ее
регулирование, как говорится в статье, осуществляется настоящим Кодексом и
иными федеральными законами. Такие законы приняты, действуют и ЛК РФ в данном
вопросе полностью опирается на них.
Прежде всего, это Гражданский кодекс. Его гл.54 "Коммерческая концессия"
содержит 14 больших по объему и содержанию статей (ст.1027-1040). В ст.1027
раскрывается понятие договора концессии. Речь идет о коммерческой концессии,
в том числе и по выполнению определенных работ (к таким работам относится,
например, разработка полезных ископаемых и лесных участков). В ней же определяются
стороны - правообладатель (предоставляющий право, разрешающий деятельность)
и пользователь (т.е. принимающий это право и осуществляющий эту деятельность).
Между ними заключается письменный договор, который при отсутствии письменной
формы является недействительным, ничтожным. Договор регистрируется органом,
осуществляющим регистрацию юридического лица или предпринимателя (ст.1028).
Понятие субконцессии раскрывается в ст.1029. Статья 1030 регулирует вопрос
о вознаграждении. Выражаться оно может в различных формах: платежей, отчислений,
наценок, в натуральной форме и др. Все эти вознаграждения выплачиваются пользователем
правообладателю. ГК РФ регулирует права и обязанности указанных сторон в договоре
(ст.1031 и 1032). Согласно ст.1033 возможны ограничения прав сторон (непередача
прав другим, согласование строительства, нарушение антимонопольного законодательства
и др.). В установленных случаях стороны могут нести субсидиарную или солидарную
ответственность (ст.1034). В Кодексе содержатся нормы о продлении договора
(ст.1035), изменении и прекращении договора, перемене сторон и последствиях
этого (ст.1036-1040). Таким образом, в ГК РФ подробно регулируется не только
договор концессия, а вся концессия, то есть концессионные отношения в целом.
В комментируемой ст.37 Лесного кодекса речь идет только о содержании
и понятии договора концессии, а в последующих четырех статьях - о сторонах
договора, форме и условиях договора, а также о порядке его заключения. Статья
37 ЛК РФ не противоречит ГК РФ, а, наоборот, полностью соответствует ему,
регулируя, естественно, только лесную концессию с учетом ее особенностей и
специфики.
Статья 37-41 ЛК РФ, посвященные договору концессии лесного участка, полностью
соответствуют и другому закону о концессионном договоре, принятому еще ранее
ГК РФ. Речь идет о Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях
в РСФСР"*(32). Статья 40 "Концессионный договор" этого Закона предусматривает:
"Предоставление иностранным инвесторам права на разработку и освоение природных
ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием
объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям,
учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или управление, осуществляется
на основе концессионного договора, заключаемого с иностранными инвесторами
Советом Министров или иным уполномоченным государственным органом в порядке,
установленном законодательством о концессиях". Срок договора устанавливается
в зависимости от условий концессии, но не более 50 лет. Одностороннее изменение
договора не допускается, если иное не предусмотрено законом. А это предусмотрено,
в частности, и самим Законом "Об иностранных инвестициях": в концессионном
договоре могут быть изъятия из действующего законодательства, но тогда он
(договор) должен утверждаться представительным органом власти либо уполномоченным
им органом. Например, это может касаться форм оплаты, сторон договора, его
содержания и др.
Привлечение иностранных инвестиций необходимо в целях их освоения и эффективного
использования, внедрения новой техники, технологий, управленческого опыта.
Иностранными инвесторами могут быть государства, международные организации,
юридические лица, граждане. Предметом договора являются земельные участки
и другие природные ресурсы. Договоры регистрируются Минфином и другими специально
уполномоченными органами. Законом разрешается создание концессионных предприятий
с полным иностранным капиталом, с долевым участием, филиалов предприятий.
При их ликвидации осуществляется соответствующая компенсация, возмещаются
убытки. Инвесторы участвуют в конкурсах и аукционах. Споры разрешаются в Высшем
Арбитражном Суде.
Указанные положения полностью применимы к договорам на концессию участков
лесного фонда. При этом, безусловно, применяются и нормы ЛК РФ. Как правило,
по договору концессии предоставляются неосвоенные участки природных ресурсов,
без сложившейся инфраструктуры, требующие для освоения больших средств. Ресурсы
(в том числе лес) сдаются в аренду (при этом заключается договор аренды со
всеми вытекающими последствиями) либо в длительное пользование (до 49 лет).
Договор аренды или договор на длительное пользование не противоречат друг
другу, но имеют каждый свои особенности.
Поскольку концессионные предприятия могут создаваться с долевым участием,
следовательно, инвесторами одновременно могут быть и российские капиталовладельцы.
В этом отношении действует специальный Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об
инвестиционной деятельности в РСФСР"*(33). В нем названы и раскрыты инвестиции
и инвестиционная деятельность, ее субъекты. К ним отнесены как отечественные
инвесторы, так и иностранные - государства, международные организации, физические
и юридические лица. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления
совместного инвестирования. В качестве объектов инвестиционной деятельности
названы предприятия, другие объекты государственной собственности. К их числу,
конечно, относятся природные объекты, ресурсы. Закреплены права инвесторов,
их гарантии, защита. Взаимоотношения между сторонами регулируются договором
(контрактом), который, хотя и не назван здесь концессионным, но фактически
является таковым.
Как в Законе об иностранных инвестициях, так и в Законе об инвестиционной
деятельности в качестве меры, средства осуществления инвестиций указываются
конкурсы, торги, аукционы. В ЛК РФ этому посвящены ст.35, 44-45 (см. комментарий).
Итак, в ст.37 ЛК РФ дается общая характеристика договора концессии участков
лесного фонда. Последующие статьи (38-41) подробно раскрывают отдельные конкретные
стороны концессионного договора в отношении участков лесного фонда.

Комментарий к статье 38 Кодекса

Настоящая статья, развивая положения предыдущей, определяет участников
договора концессии участка лесного фонда называя их сторонами договора.
Первыми названы Правительство Российской Федерации или уполномоченный
им федеральный орган исполнительной государственной власти. Напомним, что
государственный лесной фонд и земли обороны находятся в федеральной собственности,
и хотя ст.9 Конституции предусматривает частную, государственную и муниципальную
собственность на природные ресурсы в соответствии с законодательством частной
собственности на лесной фонд и оборонные леса нет: речь идет только о федеральных
лесах.
Именно поэтому стороной в договоре концессии в отношении лесов является
Правительство Российской Федерации. Этот орган общей компетенции действует
от имени Российской Федерации, выражает волю государства, в том числе в распоряжении
государственным лесным фондом. В предыдущей статье и комментарии к ней, в

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>