<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения
требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого
юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди
пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не
установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении
требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до
утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском
к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть
удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического
лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного
ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества
ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований
кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной
комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в
удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Ликвидация юридического лица не может вытекать из акта налогового органа,
признанного недействительным в судебном порядке.
Требования о признании недействительными ненормативных актов государственных
налоговых инспекций, не соответствующих закону и иным правовым актам и нарушающих
охраняемые законом интересы налогоплательщиков, рассматриваются арбитражными
судами на основании ст.13 ГК РФ и ст.22 АПК РФ. Включение такого рода требований
в установленный ГК РФ перечень гражданско-правовых способов защиты прав имеет
принципиальное значение, поскольку тем самым этот способ защиты становится
универсальным, т.е. не зависящим от того, имеется ли соответствующая норма
в законодательстве, регулирующем деятельность того или иного государственного
органа или органа местного самоуправления.
Статья 13 ГК РФ фактически закрепляет право юридических и физических
лиц на защиту их законных интересов от неправомерных действий органов государства,
обладающих властными полномочиями. Тем самым гарантируется защита имущественных
прав любого лица не только от незаконных действий других участников экономических
отношений, но и от неоправданного властного вмешательства государства в лице
его органов (в рассматриваемом нами случае органов налоговой службы).
В контексте ст.22 АПК РФ в арбитражный суд прежде всего может быть обжалован
акт (решение), реализация которого приведет к нарушению прав и охраняемых
законом интересов налогоплательщика, если он принят руководителем соответствующей
налоговой инспекции или его заместителем.
Проблема, с которой может столкнуться налогоплательщик при исполнении
данного способа защиты, связана с тем, что ныне действующий налоговый закон
не содержит четких указаний о форме, в которую должны облекаться те или иные
решения налоговых инспекций, затрагивающие интересы налогоплательщиков. Деятельность
арбитражного суда апелляционной инстанции в АПК РФ урегулирована достаточно
полно и подробно: определены лица, имеющие право на подачу апелляционной жалобы,
сроки и порядок ее подачи, основания для возвращения жалобы без рассмотрения,
пределы и порядок рассмотрения жалобы.
В целях более надежной защиты прав сторон, единства и укрепления законности
в экономической сфере и с учетом зарубежного опыта в АПК РФ введен новый институт
"Производство в кассационной инстанции". Кассационное производство, в отличие
от производства в апелляционной инстанции, предназначено только для проверки
законности вступающих в законную силу решений арбитражного суда первой и апелляционной
инстанции.
Кассационное обжалование допускается лишь в том случае, если при принятии
решения или постановления арбитражным судом были нарушены или неправильно
применены нормы материального или процессуального права. Соответственно в
кассационной жалобе лица, участвующего в деле, должно быть указано, помимо
других реквизитов, в чем заключается нарушение или неправильное применение
норм материального либо процессуального права.
В АПК РФ подробно регламентированы порядок и сроки подачи, основания
возвращения кассационной жалобы, определяются арбитражные суды, проверяющие
законность решений в кассационной инстанции, полномочия арбитражного суда,
основания к отмене вступивших в законную силу решений, содержание постановлений,
выносимых арбитражным судом в кассационной инстанции.
При рассмотрении требований о признании недействительными актов (решений)
государственных налоговых инспекций срок исковой давности исчисляется, как
правило, со дня, следующего за днем принятия оспариваемого акта. Однако налогоплательщик
вправе доказывать, что узнал о принятии нарушающего его права акта позднее.
В этом случае данный факт устанавливается в судебном заседании, в котором
рассматривается дело о признании соответствующего акта (решения) недействительным.
Статья 22 АПК РФ не делит подведомственные арбитражному суду дела на
экономические споры и споры в сфере управления (как это делало прежнее законодательство),
учитывая условность и небесспорность этого деления. В АПК содержится общее
правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (в том
числе и налоговых). При этом АПК РФ исходит из такого понимания экономического
спора, которым охватываются и споры в сфере управления. Содержание понятия
экономического спора в статье не раскрывается, но с учетом задач судопроизводства
в арбитражном суде, определяемых в ст.2 АПК РФ, можно говорить о том, что
это споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Акты (решения), затрагивающие интересы конкретных налогоплательщиков,
могут приниматься налоговыми инспекциями при осуществлении различных полномочий,
предоставленных им налоговым законодательством. В частности, такие акты могут
касаться приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках и
иных кредитных учреждениях, изъятия документов, свидетельствующих о сокрытии
или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения,
применения финансовых санкций за выявленные налоговые нарушения и др.
По общему правилу, акт (решение) государственного органа признается таковым
в том случае, если он исходит от руководителя (заместителя руководителя) соответствующего
государственного органа. Такого подхода традиционно придерживается и судебно-арбитражная
практика.
К основаниям для снятия с учета в налоговом органе относятся:
ликвидация организации;
реорганизация организации;
закрытие филиала, представительства организации;
прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (частного
нотариуса, частного детектива, частного охранника).
Снятие с учета производится по заявлению налогоплательщика (приложения
N 12, 22 к Приказу руководителя Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г.).
Ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей (участников)
органа, уполномоченного на то учредительными документами, по решению уполномоченных
государственных органов, по решению суда.
При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о
принятии решения о ликвидации по форме приложения N 5 к Порядку и условиям
присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика,
утвержденному Приказом руководителя Госналогслужбы России от 27 ноября 1998
г., в десятидневный срок с момента вынесения решения.
Ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган:
1) заявление о снятии с учета по форме приложения N 12 к вышеназванному
Приказу, где указываются наименование налогового органа, в который подается
заявление, дата его представления, наименование и ИНН юридического лица, номер
и серия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, причина снятия
с учета
2) копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ)
учредителей (участников) или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации
и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии;
3) промежуточный ликвидационный баланс;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
При поступлении в государственную налоговую инспекцию данных документов
принимается решение о документальной проверке.
Этот порядок распространяется и на обособленные подразделения юридического
лица в случае принятия решения об их закрытии или при ликвидации юридического
лица с тем лишь дополнением, что в налоговый орган представляется еще и уведомление
о постановке на учет юридического лица по месту нахождения филиала (представительства).
Факт снятия с учета подтверждается подписью начальника госналогинспекции,
скрепленной гербовой печатью, на заявлении налогоплательщика о снятии с учета.
Реорганизация организаций производится в форме слияния, разделения, присоединения,
преобразования, выделения. При реорганизации снятие с налогового учета осуществляется
в том же порядке, что и при ликвидации, но с учетом ряда особенностей.
Правопреемники реорганизуемых организаций представляют в налоговый орган
вместо ликвидационного баланса копии свидетельств о государственной регистрации
реорганизованных организаций и передаточный акт (при слиянии, присоединении,
преобразовании) или разделительный баланс (в случае разделения).
Снятие с учета физических лиц осуществляется на основании заявления физического
лица о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства (приложение N
22 к вышеуказанному Приказу). Его реквизиты (за исключением причины снятия
с учета - прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
(частного нотариуса, частного детектива, частного охранника) уже перечислялись
при рассмотрении процедуры переучета.
Постановка на учет, снятие с учета производятся бесплатно (п.6 ст.84
НК РФ).
Налоговый орган, осуществляющий первичную постановку налогоплательщика
на учет, присваивает ему ИНН, который является единым по всем видам налогов
и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу России, и на всей территории России (п.7 ст.84 НК РФ).
Согласно указанному выше Порядку ИНН формируется как цифровой код, состоящий
из последовательности цифр, характеризующих слева направо:
код государственной налоговой инспекции, присвоившей налогоплательщику
ИНН;
собственно порядковый номер - пять знаков для налогоплательщиков-организаций
и шесть знаков для налогоплательщиков - физических лиц;
контрольное число - один знак для налогоплательщиков-организаций (С)
и два знака (СС) для налогоплательщиков - физических лиц. Оно рассчитывается
по специальному алгоритму, установленному Министерством РФ по налогам и сборам.
Организациям, имеющим расположенные на территории России филиалы и представительства,
и организациям, в собственности которых находятся подлежащие налогообложению
недвижимое имущество и транспортные средства, наряду с ИНН присваивается код
причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности
цифр слева направо:
код государственной налоговой инспекции, осуществившей постановку на
учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или)
представительства, расположенного на территории России, или по месту нахождения
принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;
код причины постановки на учет - РР;
порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.
Первоначальное указание на ИНН и код причины постановки на учет содержатся
в выдаваемых налогоплательщику свидетельстве или уведомлении о постановке
на учет в налоговом органе. В дальнейшем налоговый орган указывает ИНН во
всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик,
в свою очередь, проставляет свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации,
отчете, заявлении или ином документе, а также указывает его в других случаях,
предусмотренных законодательством.
Иными документами в данном контексте являются:
для налогоплательщиков-организаций - сообщения об открытии (закрытии)
счетов, о создании обособленного подразделения на территории России, о реорганизации
или ликвидации обособленного подразделения, о прекращении деятельности, объявление
о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации, сообщение
об изменении места нахождения организации, уведомление об изменении в уставных
и других учредительных документах;
для индивидуальных предпринимателей - сообщения об открытии (закрытии)
счетов индивидуального предпринимателя, об участии индивидуального предпринимателя
в российских и иностранных организациях, о прекращении деятельности, объявление
о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя*(65).
Что касается других случаев, предусмотренных законодательством, то ИНН
указывается, например, при оформлении любых расчетно-платежных документов
по строкам "Плательщик" и "Получатель". Исключением являются лишь расчетно-платежные
документы, связанные с перечислением средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов на финансирование расходов бюджетополучателей
на всех этапах прохождения бюджетных средств, перечислением распорядителями
средств государственных внебюджетных фондов этих средств их получателям, а
также по строке "Получатель" на перечисление налогов и других платежей в доходы
бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды (см. Письмо Госналогслужбы
России N ВГ-4-12/4Н, Министерства финансов РФ N 4, Центрального банка РФ N
10-96 от 17 января 1996 г. "О внесении изменений в письмо Госналогслужбы России
от 16 июня 1995 г. N ВГ-4-12/25Н, Министерства финансов РФ от 5 июня 1995
г. N 47, Центрального банка РФ от 16 июня 1995 г. N 174 "Об обязательном указании
идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных
документов").
Задержки перечисления налогов и иных обязательных платежей в соответствующие
бюджеты, вызванные незаполнением или неправильным заполнением ИНН в расчетно-платежных
документах, не освобождают налогоплательщика от ответственности за их несвоевременную
уплату. Банки и иные кредитные организации при приеме расчетно-платежных документов
визуально проверяют наличие ИНН (п.2, 4 письма Госналогслужбы России от 16
июня 1995 г. N ВГ-4-12/25Н, Министерства финансов РФ от 5 июня 1995 г. N 47,
Центрального банка РФ от 16 июня 1995 г. N 174 "Об обязательном указании идентификационных
номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов").
Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне.
Присвоенный налогоплательщику ИНН не подлежит изменению. Единственный
случай, когда такое изменение возможно, - изменение структуры ИНН в связи
с внесением изменений в Порядок и условия присвоения, применения, а также
изменения идентификационного номера налогоплательщика.
ИНН не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику. При обнаружении
у налогоплательщика двух и более ИНН только один из них признается действительным,
остальные считаются недействительными.

Комментарий к статье 50

В аспекте взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами приходится
констатировать, что процедура принятия и порядок оформления должностными лицами
налоговых инспекций принимаемых ими решений о применении в отношении конкретных
налогоплательщиков тех или иных мер воздействия в налоговом законодательстве
не прописаны. Неясно, к примеру, какой именно документ и с какими реквизитами
должен исходить в этом случае от налогового инспектора, чтобы данный документ
мог быть квалифицирован как исходящий от соответствующей государственной налоговой
инспекции.
В данной статье рассматривается вопрос об уплате налогов и сборов в случаях
проведения структурных изменений (реорганизации), повлекших существенные организационные,
имущественные и финансовые изменения в балансе хозяйственной деятельности,
бухгалтерской отчетности, налоговых обязательствах юридического лица. Со стороны
налоговых органов реорганизация иногда выглядит как очевидная либо скрытая
попытка уменьшить налогообложение и скрыть реальный доход. Российское законодательство
о налогах еще не разрешило весь комплекс вопросов правопреемства по налоговым
долгам, и здесь представляется интересным обратиться к опыту США о налогообложении
при трансформациях хозяйствующих субъектов.
Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется в виде незаконного
использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов,
непредоставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых
для исчисления и уплаты налогов. Таким образом, при уклонении от уплаты налогов
предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но
уменьшают свои налоговые обязательства, либо вообще не уплачивают налоги,
или уплачивают их не должным образом, способами, прямо или косвенно запрещенными
законом.
В налоговом регулировании США под уклонением от уплаты налогов понимается
уменьшение налоговых обязательств незаконными средствами, когда налогоплательщик
уплачивает налоги в меньшем размере, чем это установлено законом. При этом
именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить
уклонение от уплаты налогов и оптимизацию налогообложения.
Обход налогов представляет из себя такую ситуацию, когда предприятие
или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что осуществляет
деятельность, по закону не подлежащую налогообложению, или получает не облагаемые
налогами доходы, либо в силу отсутствия своей регистрации в налоговых органах.
Особенность правоохранительных норм в налоговом законодательстве США
состоит в том, что налоговым правонарушением является лишь доказанная попытка
уклонения от уплаты налогов. Одним из наиболее важных признаков налогового
правонарушения в США является умышленный характер деяния, при котором нарушитель
имеет намерение своим поведением нарушить закон. Именно этот признак законодатель
выбрал в качестве основного отличия "уклонения от уплаты налогов", квалифицируемого
в качестве правонарушения, от "избежания налогов", под которым обычно имеется
в виду минимизация налогообложения, являющегося допустимым и правомерным способом
уменьшения налоговых обязательств. Таким образом, в случае обнаружения попыток
налогоплательщика уменьшить свои налоговые обязательства с применением специальных
приемов (например, с использованием различных схем деятельности, позволяющих
уменьшить налоговые обязательства предприятия или физического лица как по
отдельному виду доходов, так и связанные с деятельностью группы плательщиков;
планирование сделок и их налоговых последствий, учреждение и использование
предприятий, расположенных в налоговых убежищах и т.п.) на нем лежит бремя
доказывания того, что имело место не уклонение от уплаты налогов, а правомерное
избежание налогов.
Пробелы налогового законодательства, используемые как для легального
избежания налогов, так и для уклонения от уплаты налогов, могут носить как
непреднамеренный характер, так и специально "закладываться" в принимаемый
закон о налогообложении. В первом случае пробелы законодательства объясняются
несовершенством юридической техники при разработке и принятии закона. Подобные
недочеты устраняются путем внесения необходимых поправок в текст закона или
путем официального толкования неточных или двусмысленных формулировок. Такой
механизм особенно эффективно работает в странах англо-американской системы
права, признающих судебный прецедент в качестве одного из источников права.
Коллизионные нормы и пробелы в налоговом законодательстве являются как
способом расширения компетенции налоговых органов и их дискреционных полномочий
в вопросах регулирования взаимоотношений с плательщиками, так и методом гибкого
поведения налогоплательщика при оптимизации налогообложения.
Различия в налоговых режимах отдельных стран могут обеспечить налогообложение
на основе "неограниченной налоговой ответственности". Если создать компанию
по законам Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой
стране центр фактического руководства, и управлять ею из США, где критерием
резидентства признается место создания (инкорпорации компании), то такая компания
не будет считаться резидентом ни в Великобритании, ни в США. Соответственно
ни в одной из этих стран она не будет подпадать под режим "неограниченной
налоговой ответственности", под которой понимается обязанность уплачивать
в определенной стране налоги со всех полученных ею доходов из всех источников.
Считаясь же нерезидентом в каждой из этих стран, она будет облагаться
налогом только по доходам из источников в этих странах. Такая компания будет
осуществлять предпринимательскую деятельность в одной из стран, где налоги
невысоки, а так как перевод средств из этих стран (репатриация прибыли) допускается
без удержания налогов, то получится пример налогового планирования в международном
масштабе, вполне доступном для более или менее крупных фирм. Кроме того, есть
страны, которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, полученными
на ее территории, и отказываются от обложения доходов, полученных ее резидентами
из-за рубежа.
Следует отметить, что значительные трудности в международной налоговой
практике вызывает уяснение понятия "постоянное представительство (постоянное
деловое учреждение)", которое является основным в определении объема налоговой
ответственности плательщика. Компания, хотя и зарегистрированная в определенной
стране, но фактически находящаяся вне ее территории и не осуществляющая в
ней коммерческой деятельности, может быть признана имеющей в данной стране
"постоянное представительство" и попасть под режим "неограниченной налоговой
ответственности". Поэтому перед созданием предприятия за рубежом или началом
предпринимательской деятельности в других странах на постоянной основе следует
обратить особое внимание на заключенные с этой страной соглашения об избежании
двойного налогообложения, в том числе и соглашения по частным вопросам (т.е.
об особенностях обложения доходов от отдельных видов деятельности, например
от авиаперевозок), а также соглашения, напрямую не посвященные налогам, но
иногда не менее важные, например соглашения о взаимном поощрении и защите
инвестиций, о свободной торговле, о создании таможенных союзов. Особое внимание
следует обратить также на нормы соглашений, посвященные обмену информацией
между налоговыми органами договаривающихся государств, а также специальные
соглашения об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
В правоприменительной практике большинства государств сложились специальные
методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов, а также существенно
ограничить сферу применения налоговой минимизации. Как правило, эти методы
можно подразделить на:
1) законодательные ограничения;
2) меры административного воздействия, применяемые при нарушении плательщиком
налогового законодательства;
3) специальные судебные доктрины.
Необходимость изучения и подробной правовой регламентации применяемых
методов обусловлена тем, что в налоговом праве существует понятие презумпции
виновности плательщика, требующей предоставления ему дополнительных гарантий
и прав на защиту от произвола налоговых органов, что усугубляется правом последних
взыскивать санкции за нарушения законодательства о налогах в бесспорном порядке
(с юридических лиц).
К нормам об ответственности можно отнести меры, направленные на предотвращение
уклонения от уплаты налогов, в том числе обязанность субъекта зарегистрироваться
в налоговом органе в качестве налогоплательщика, предоставлять сведения и
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги
у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов,
заработной платы и платежей во внебюджетные фонды), а также установление мер
ответственности за нарушения налогового законодательства (в числе которых
следует отметить наиболее распространенные составы правонарушений, а именно:
сокрытие и занижение дохода (прибыли), полученного плательщиком, занижение
и просрочка уплаты налогов, уклонение от предоставления документов, предназначенных
для исчисления и уплаты налогов). Такие ограничения устанавливаются в законах
о налогах и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика,
составляющих наряду с его правами и гарантиями их осуществления налоговый
кодекс поведения налогоплательщика.
В США существуют специальные "штрафные налоги" ("penalty taxes"), применяемые
к налогоплательщику в специально установленных случаях. Один из таких налогов
- налог за неразумное аккумулирование прибыли корпорацией ("the penalty tax
on improper accumulations of earnings") - применяется в случае, когда корпорация
уклоняется от распределения дивидендов, аккумулируя прибыль на цели, признаваемые
"неразумными" ("unreasonable needs"), например, для последующего предоставления
займов акционерам корпорации или предоставления им возможности использовать
средства корпорации для их собственной выгоды, предоставление займов лицам,
признаваемым связанными с корпорацией (например, отношениями участия в капитале
и т.п.), инвестиции в ценные бумаги (если эта активность не является типичной
для корпорации) и т.д.
Ликвидация организации или прекращение ее деятельности в результате реорганизации,
смерть физического лица влекут недействительность их ИНН. Недействительность
ИНН может быть также следствием изменений нормативно-правовой базы. Признанные
недействительными ИНН не подлежат передаче другим налогоплательщикам. Вновь
возникшим в результате реорганизации организациям присваиваются новые ИНН.
При реорганизации в форме слияния, разделения или преобразования ИНН
реорганизуемых организаций исключаются из автоматизированной базы данных налоговой
службы, а организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается
новый ИНН.
При реорганизации в форме присоединения ИНН присоединяемой организации
исключается из автоматизированной базы данных налоговой службы, а у организации,
к которой происходит присоединение, номер не изменяется.
При реорганизации в форме выделения информация о реорганизуемой организации
корректируется в автоматизированной базе данных налоговой службы согласно
измененным учредительным документам. Вновь созданной организации присваивается
новый ИНН.
В случае изменения организационно-правовой формы организации путем внесения
изменений в учредительные документы без представления передаточного акта,
изменения места нахождения налогового органа, в котором налогоплательщик состоит
на учете, реорганизации или ликвидации ИНН не изменяется.
На Министерство РФ по налогам и сборам возложена обязанность ведения
Единого государственного реестра налогоплательщиков. Порядок его ведения определяется
Правительством РФ (п.8 ст.84 НК РФ).
Составная часть этого реестра - Государственный реестр предприятий (см.
письмо Госналогслужбы России от 14 февраля 1995 г. N ВП-6-12/83). Положение
о порядке ведения Государственного реестра предприятий было утверждено Госналогслужбой
России по согласованию с Министерством финансов РФ 12 апреля 1993 г. N ЮУ-4-12/65н.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой
тайной (см. комментарий к ст.102 НК РФ). Порядок постановки на учет в налоговых
органах организаций-налогоплательщиков распространяется и на организации,
являющиеся налоговыми агентами.

Комментарий к статье 51

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего
или недееспособного физического лица является существенным элементом общего
правового режима уплаты налогов и связано в числе прочих мер с гражданско-правовым
оформлением акта, подтверждающего вышеназванный факт.
Если обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного
судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого
недееспособного лица, то степень ответственности налоговых органов при исчислении
налогооблагаемой базы для уплаты соответствующих налогов и сборов повышается.
Лицо, уполномоченное органами опеки и попечительства управлять имуществом
безвестно отсутствующего, принимает на себя налоговые обязательства и должно
быть дополнительно защищено от возможного причинения ему имущественных убытков
со стороны налоговых органов.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе
в результате издания не соответствующего закону (или иному правовому акту)
акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации
или муниципальным образованием. Особое место в ГК РФ занимают вопросы ответственности
за неисполнение денежного обязательства (ст.395), которая применяется в случае,
если налоги взысканы неправомерно и средства должны быть возвращены из бюджета.

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>