<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к статье 52

Порядок исчисления налога зависит в первую очередь от законодательных
основ регламентации налогооблагаемой базы, исходящей из состава затрат, расходов,
убытков, льгот и иных экономических нормативов, которые определяют реальный
доход (прибыль), стоимость и иные объекты налогообложения. Помимо постановлений
Правительства РФ о порядке формирования себестоимости продукции, цен и нормативов
оценки (переоценки), амортизации экономические и финансовые органы государства
издают специальные ведомственные акты, разъясняющие особенности исчисления
затрат по отраслям производства. Так, Министерство экономики РФ (в письме
от 28 августа 1997 г. N 19-1180 "О налоге на добавленную стоимость") разъяснило,
что в соответствии с пп."а" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
экспортируемые товары (работы, услуги) освобождаются от налога на добавленную
стоимость. Пунктом 2 ст.5 этого Закона установлено, что предприятия имеют
право на получение указанной льготы только при наличии раздельного учета затрат
по производству и реализации товаров, освобождаемых от НДС и облагаемых НДС.
На этом основании отдельные налоговые службы на местах требуют от предприятий
осуществлять детальный (от исходного сырья и материалов - коксующихся углей,
железорудного сырья, топлива, электроэнергии и т.д.) учет затрат отдельно
на продукцию, произведенную для внутреннего рынка и на экспорт.
Поскольку продукция металлургического комплекса (независимо от рынка
сбыта) производится, как правило, в едином технологическом процессе и принимая
во внимание, что "входной" НДС подлежит возмещению независимо от того, на
производство какой продукции (экспортной или внутреннего потребления) израсходованы
материальные ресурсы, вести такой учет практически невозможно и нецелесообразно
(в настоящее время калькулирование себестоимости продукции на предприятиях
металлургического комплекса осуществляется в соответствии с Методическими
указаниями по планированию, учету и калькулированию себестоимости на предприятиях
комплекса осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по планированию,
учету и калькулированию себестоимости на предприятиях черной и цветной металлургии,
которыми предусмотрено, что распределение затрат по переделу сырья, расходов
на подготовку и освоение производства, общехозяйственных и других расходов
между отдельными видами, марками, сортами продукции производится пропорционально
физическому объему данного вида продукции по утвержденным коэффициентам перевода).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. N 1672 "О мерах
по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений"*(66)
признаны утратившими силу абз.2 пп."х" п.2 Положения о составе затрат и п.8
постановления Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 967 "06 использовании
механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов". Это означает
отказ законодателя от требований обязательного целевого использования для
приобретения эффективных видов машин и оборудования амортизации, начисленной
в отчетном периоде ускоренным методом (в соответствии с учетной политикой).
Однако следует обратить внимание, что в 1998 г. для малых предприятий
продолжает действовать норма, согласно которой в случае прекращения своей
деятельности до истечения года субъекты малого предпринимательства обязаны
восстановить сумму прибыли на сумму начисленной ускоренным методом амортизации
(см. п.7 постановления Правительства РФ N 967).
В ответах на частные запросы предприятий Министерство финансов РФ неоднократно
разъясняло порядок отражения в учете предприятия операций, оцениваемых в условных
единицах. В соответствии с этим порядком под суммовой разницей понимается
"очищенная" от НДС сумма разницы между суммой задолженности по договору, сформированной
в момент передачи права собственности на товар, и суммой полученных в счет
расчетов по договору средств, т.е. разница в стоимости товара без НДС (см.,
например, письма Министерства финансов РФ от 2 февраля 1997 г. N 04-03-11
и от 31 октября 1997 г. N 04-03-11).

Комментарий к статье 53

Действующее законодательство не содержит четкого определения дохода.
Одно из таких определений изложено в ст.41 НК РФ, согласно которой доходом
признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Следовательно,
материальным содержанием дохода является прирост (прибавление) имущества,
имеющего стоимостную оценку и проявляющегося как в денежной, так и в натуральной
(неденежной) форме. Экономическая выгода физических лиц образуется в рамках
трудовых отношений работника с работодателем, а также в рамках иных имущественных
отношений физического лица с другими субъектами, основанных на равенстве и
автономии воли сторон. Разграничение сферы применения трудового и гражданского
законодательства происходит в зависимости от наличия или отсутствия связи
между полученным доходом и трудовой деятельностью.
Правило, определяющее разграничение имущественных отношений, к которым
применяется гражданское законодательство, от имущественных отношений, регулируемых
налоговым законодательством, установлено в п.3 ст.2 ГК РФ. Данная норма указывает:
"К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном
подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством".
Из смысла данного положения вытекает принцип разграничения правового
регулирования имущественных отношений по характеру связи между субъектами:
при равенстве и автотомии воли субъектов к отношениям применяются "диспозитивные
отрасли законодательства" (гражданское или трудовое), а при властном подчинении
одного субъекта (налогоплательщика) другому (государству) - налоговое законодательство.
Согласно налоговому законодательству объекты налогообложения определяются
как "доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными
актами". Как видно из этого перечня, в основе объектов налогообложения лежат
обстоятельства хозяйственной деятельности физических и юридических лиц: действия,
события и состояния, составляющие содержание этой деятельности.
С учетом принципа разграничения, изложенного в п.3 ст.2 ГК РФ, трудовое
и гражданское законодательство применяется для установления обстоятельств
хозяйственной деятельности физических лиц: выплаты заработной платы, отчуждения
имущества, дарения и т.д., поскольку отношения по поводу этих обстоятельств
характеризуются формальным равенством субъектов и автономией их воли. Что
касается налогового законодательства, то оно определяет порядок реализации
и обобщения (группировки) этих обстоятельств для исчисления величины объекта
налогообложения и суммы налога - в рамках отношений налогоплательщика с властным
субъектом - государством. Для устранения коллизий в применении трудового и
гражданского законодательства, с одной стороны, и налогового - с другой, необходимо
иметь в виду, что имущественные отношения, регулируемые трудовым и гражданским
законодательством, - первичны, а отношения с государством - вторичны. Доходы
физических лиц, являясь обстоятельствами, имеющими юридическое значение для
налогообложения, возникают в процессе реализации отношений с другими хозяйствующими
субъектами - как обобщенный результат их осуществления. Сами по себе отношения
налогоплательщика с государством не создают дохода и представляют собой лишь
налоговые последствия трудовых и гражданско-правовых отношений.
Абзацем 4 ст.2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" доходы
физических лиц в денежной и натуральной форме отнесены к элементам, составляющим
объект обложения подоходным налогом - совокупный годовой доход. Причем двухзвенный
перечень этих элементов является закрытым (исчерпывающим), а доход в виде
материальной выгоды, в силу использования оборота "в том числе", признается
законодателем частным случаем дохода в натуральной форме. Данное обстоятельство,
кроме того, подтверждается нормой абз.6 ст.2 вышеуказанного Закона, которая
устанавливает момент возникновения доходов: "Датой получения дохода в календарном
году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому
лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому
лицу дохода в натуральной форме".
Содержание этой нормы, а также норм ст.3, 7, 10, 12 Закона РФ "О подоходном
налоге с физических лиц" дает контекстуальное определение понятия "доход в
денежной форме" как выплаты физическому лицу денег наличными или перечисление
физическому лицу денежных средств в безналичном порядке - в качестве вознаграждения
за выполнение трудовых обязанностей; платежа по возмездным гражданско-правовым
сделкам, а также дарению; оплаты различных целевых пожертвований социального
характера: материальной помощи, пенсий, пособий, стипендий и т.д. Пределы
включения этих доходов в налогооблагаемый доход установлены ст.3 этого Закона.
Если предметом дохода выступают денежные средства в иностранной валюте, то
в соответствии с абз.7 ст.2 Закона этот доход для целей налогообложения пересчитывается
в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату его получения.
Понятие "доход в натуральной форме" означает передачу в собственность
физического лица иных, отличных от денег объектов гражданских прав в виде
вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, а также в качестве исполнения
по возмездным гражданско-правовым сделкам, дарению и т.д. В соответствии с
абз.5 ст.2 вышеуказанного Закона "доходы, полученные в натуральной форме,
учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым
ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения
дохода".
Выяснение порядка налогообложения, обстоятельств получения доходов и
определение их формы (денежной или натуральной) требуют юридического анализа
отношений физического лица с другими хозяйствующими субъектами. Поскольку
доходы возникают не сами по себе, а являются результатом правовых отношений,
по крайней мере, между двумя лицами: физическим лицом и его контрагентом,
необходимо выявить действительную волю сторон, выраженную в их действиях.
Во-первых, доход всегда проявляется в форме прироста определенного вида
имущества. По смыслу п.2 ст.1 и ст.209 ГК РФ направления использования имущества
определяются его собственником. Поэтому свидетельством характера распоряжений
имуществом (отчуждения), а также его назначения (оплаты труда работника, возмездной
гражданско-правовой сделки, дарения, пожертвования и т.д.) должна быть воля
собственника, определенно выраженная в первичных и иных документах. Первостепенное
значение воли собственника отмечается и в материалах судебно-арбитражной практики,
в частности в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 августа 1998 г. N 1355/98.
Во-вторых, возникновение дохода невозможно без согласия физического лица
на его получение. Для этого физическое лицо должно не только знать о воле
собственника передать ему соответствующее имущество, но и выразить свою волю,
направленную на его принятие в порядке и на условиях, установленных собственником.
Только взаимное исполнение воли друг друга создает, изменяет и прекращает
имущественные права и обязанности. Порок воли не порождает дохода и приводит
к совершенно иным правоотношениям с другими налоговыми последствиями.

Комментарий к статье 54

В соответствии со ст.3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
объектами налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров как
собственного производства, так и приобретенных на стороне. Согласно ст.4 этого
Закона облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров
(работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога
на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных
средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги)
в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные
в счет увеличения прибыли. Исключений из общего правила по определению облагаемого
налогом оборота, как и льгот в виде изъятия из обложения определенных элементов
объекта налога указанным законом и другими российскими законодательными актами
не установлено (см. письмо Госналогслужбы РФ от 7 июля 1998 г. N ВП-6-18/408
"О постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").
Согласно ст.117 Таможенного кодекса РФ основой (налоговой базой) для исчисления
таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость
товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ от
21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе"*(67). Основой для исчисления налога на
добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется
таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.
В условиях действующего налогового законодательства предприятие обязано
проводить анализ соотношения цены реализации продукции с выявленной на счетах
бухгалтерского учета величиной ее себестоимости по каждой сделке, т.е. по
каждому договору купли-продажи (речь не идет о реализации прочего имущества
предприятия).
В соответствии с нормами бухгалтерского учета промышленным предприятием
ежемесячно должна определяться себестоимость выпущенной за этот период (в
том числе уже реализованной и готовой) продукции путем закрытия счетов накладных
общехозяйственных и т.п. расходов на счета (субсчета) учета издержек производства,
на которых в течение месяца собирались данные о прямых затратах на производство
конкретного вида продукции. В дальнейшем исчисленная таким образом фактическая
производственная себестоимость готовой продукции не пересчитывается даже в
том случае, если предприятие не ведет счет 40. В отчетном периоде, когда произведена
реализация продукции (передано право собственности на нее), для выявления
фактов ее реализации ниже себестоимости к учтенной фактической себестоимости
продукции следует прибавить относящиеся к ней коммерческие расходы (по аналитике
счетов 43, 4 - для предприятий, имеющих торговые подразделения).
Для предприятий торговли такая себестоимость исчисляется путем распределения
издержек обращения на стоимость реализованных в течение месяца товаров (п.2.5
Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37). При этом выявленные
в текущем месяце транспортные расходы (если учетной политикой предприятия
предусмотрено их отражение на счете 44) и расходы предприятия по уплате процентов
за полученные для обеспечения текущей деятельности кредиты распределяются
на остаток товаров в порядке, предусмотренном п.2.18 Методических рекомендаций
по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства,
и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания
от 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2. Следует иметь в виду, что под рыночной
ценой в этом пункте подразумевается любая из установленных законодательством
цен, необходимая к применению в конкретном случае (средняя, максимальная,
рыночная или равная себестоимости).
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ*(68) были внесены изменения
в порядок определения суммы недополученной выручки в целях налогообложения,
установленный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Данные изменения нашли отражение в новой форме Справки расчета налога
от фактической прибыли. Суть внесенных изменений состоит в отказе законодателя
от применения при исчислении размера налогооблагаемой выручки в случаях реализации
продукции (работ, услуг) ниже ее себестоимости фактической цены реализации
продукции или суммы затрат предприятия на ее изготовление (производство).
Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и
платежной дисциплины"*(69) предусмотрено, что технические ошибки, допущенные
при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками
и своевременно доведенные ими до сведения налоговых органов, не являются налоговыми
нарушениями. При этом закон не устанавливает специальной формы сообщения налогоплательщиком
налоговой инспекции о выявленных им ошибках.

Комментарий к статье 55

В соответствии с абз.3 п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка РФ
от 22 сентября 1993 г. N 40, "лица, получившие наличные деньги под отчет,
обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы,
или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия
отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним".
Вопрос о принятии отчета и одобрении расходов, произведенных от имени организации,
решается в рамках трудовых отношений между работником и организацией-работодателем.
С одной стороны, утверждение авансового отчета руководителем организации
является актом волеизъявления, подтверждающим, что работник израсходовал деньги,
действуя от имени и в интересах организации. В данном случае доход, в том
числе налогооблагаемый доход у работника не возникает, поскольку он не вступает
в отношения с третьими лицами как самостоятельный субъект и не приобретает
для себя каких-либо имущественных прав или обязанностей. Недостатки оформления
оправдательных документов, прилагаемых к отчету, также не создают этого дохода,
так как действия работника одобрены организацией-работодателем. Материалы
судебно-арбитражной практики, в частности постановление Президиума ВАС РФ
от 16 декабря 1997 г. N 905/97, подтверждают, что сам по себе дефект формы
первичных документов о расходовании подотчетных сумм не является основанием
для их включения в налогооблагаемый доход работника. Утверждая авансовый отчет,
к которому приложены неправильно оформленные первичные документы, организация
сама принимает на себя риск необоснованного исчисления себестоимости для целей
обложения налогом на прибыль.
С другой стороны, если авансовый отчет не сдан или не утвержден руководителем
организации, за работником продолжает числиться задолженность, которая может
быть принудительно взыскана до истечения сроков исковой давности. Истечение
этих сроков или же досрочное освобождение работника от обязанности по ее возврату
(например, путем дарения) являются основанием для включения подотчетных сумм
в налогооблагаемый доход работника в том отчетном периоде, в котором истекли
эти сроки или осуществлено дарение. При этом взаимное волеизъявление работника
и организации, направленное на досрочное прекращение обязательства, должно
быть определенно выражено в первичных и иных документах.
Пунктом 6 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 установлено,
что в случаях, когда предприятия, учреждения и организации производят оплату
услуг (мероприятий) за конкретных физических лиц, то суммы средств, направленных
предприятием, учреждением и организацией на вышеуказанные цели, включаются
в состав совокупного дохода этих лиц.
Для решения вопроса о включении в налогооблагаемый доход физического
лица стоимости услуг, оплаченных организацией, необходимо проанализировать,
в каком качестве это физическое лицо выступает по отношению к исполнителю
услуг: заказчиком или работником, действующим от имени работодателя.
В первом случае физическое лицо является стороной (заказчиком) договора
возмездного оказания услуг (ст.779 ГК РФ), действует от своего имени и в своих
интересах и потребляет услуги для удовлетворения личных нужд. Оплата организацией
этих услуг образует доход физического лица, но только при существовании между
ними отношений дарения (безвозмездное освобождение от имущественной обязанности
перед третьим лицом - ст.572 ГК РФ) или перечисления по поручению физического
лица причитающейся ему заработной платы (ст.9 Закона РФ "О подоходном налоге
с физических лиц"). Обязательным элементом этих отношений является волеизъявление
физического лица, выраженное в поручении (указании) организации произвести
соответствующую оплату. Именно в этом смысле в п.6 вышеуказанной Инструкции
Госналогслужбы РФ предусмотрено включение в налогооблагаемый доход оплаты
организацией платных услуг за конкретное физическое лицо. При отсутствии поручения
со стороны физического лица платеж организации является неосновательным, не
освобождает физическое лицо от обязанности оплатить услуги и не создает для
него дохода.

Комментарий к статье 56

При соблюдении определенных законом условий налогооблагаемая прибыль
уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений
производственного назначения, и в случае финансирования объектов, закрепленных
за филиалами и другими обособленными подразделениями.
В соответствии с пп."а" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль при исчислении
такого налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах
за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы,
направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного
назначения.
Использование льготы не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную
без льгот, более чем на 50%. Акционерное общество, являясь юридическим лицом,
в силу ст.48 ГК РФ имеет в собственности обособленное имущество и отвечает
по своим обязательствам этим имуществом.
Согласно ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического
лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции
или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами, не имеют собственной
производственной базы и наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом.
Собственником всего имущества филиала остается акционерное общество.
Финансирование акционерным обществом строительства цеха, расположенного
по месту нахождения филиала, является развитием собственной производственной
базы самого акционерного общества. Поэтому в случае централизованного (без
зачисления средств на счет филиала) финансирования при соблюдении указанных
выше условий льгота, предусмотренная пп."а" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль,
может быть применена самим юридическим лицом.
Предоставление льготы, предусмотренной пп."а" п.1 ст.6 Закона о налоге
на прибыль, не зависит от момента постановки объектов основных фондов на учет
и ввода в эксплуатацию. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ
от 14 ноября 1997 г. N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства
о налоге на прибыль"; п.2.12 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995
г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций";
п.10 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления
и уплаты налога на добавленную стоимость" от налогообложения освобождаются
только такие взносы, которые добровольно внесены юридическими и физическими
лицами, причем не "за подготовку и оформление документов", а на содержание
некоммерческой организации, причем без всякой связи с оказанием услуг. При
этом все лица, как внесшие добровольные взносы на содержание некоммерческой
организации в каком-либо размере, так и не пожелавшие их внести, должны пользоваться
помощью на одинаковых условиях. В противном случае все получаемые средства
подлежат налогообложению как средства, получение которых связано с расчетами
по оплате услуг.
Налоговая инспекция может посчитать данную операцию по сбору средств
совершенной с целью прикрыть сделку по оплате услуг. Такие сделки согласно
ст.170 ГК РФ могут квалифицироваться как мнимые или притворные.
Мнимая сделка - это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения
создать соответствующие ей правовые последствия. Притворная сделка - это сделка,
которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Мнимые и притворные сделки
признаются недействительными.
Частью первой Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право
обращаться в суды с исками о признании сделок недействительными (ст.31).
Пунктом 1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с организаций
не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате
налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок,
заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.
Вопрос о налогообложении имущества некоммерческой организации напрямую
зависит от квалификации данных хозяйственных операций. Напомним, что п.5 "з"
Инструкции Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления
и уплаты налога на имущество предприятий" предусмотрено, что уплата налога
на имущество общественными объединениями производится только за период осуществления
предпринимательской деятельности.
Налоговые льготы используются при налогообложении лизинговой деятельности.
Определение лизинга как вида инвестиционной деятельности ("по экономическому
содержанию лизинг относится к прямым инвестициям") и его направленность на
защиту прав инвестора будут сохранены в силу их объективной реальности и необходимости.
Развитие и закрепление этой концепции в российском законодательстве во
многом будет зависеть от того, каким образом отразит ее вторая часть Налогового
кодекса.
Согласно существующей нормативной базе и Федеральному закону от 29 октября
1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге"*(70) лизинговое имущество включается в соответствующую
амортизационную группу и лизингополучатель начисляет на него амортизацию с
коэффициентом не более 3. Это одна из привлекательных сторон лизинга. Но если
лизингополучатель будет начислять износ цены оборудования по суммам, которые
уплачивал лизингодатель на его приобретение, то неясно, за счет каких источников
лизингополучатель должен отнести сумму процентов коммерческого кредита (согласно
Налоговому кодексу разница между ценой оборудования и общей суммой платежей
по договору финансовой аренды признается процентами по коммерческому кредиту).
В составе затрат такая статья не предусмотрена, следовательно, лизингополучатель
должен оплачивать эти расходы за счет собственных средств, что для него крайне
невыгодно.
С другой стороны, если лизинговое оборудование числится на балансе лизингодателя,
то лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции и услуг. Но ведь
согласно Гражданскому кодексу любая сторона лизинговой сделки по договоренности
имеет право учитывать на своем балансе поставляемое оборудование, тогда как
ст.295 проекта части второй Налогового кодекса однозначно закрепляет это право
за лизингополучателем, оставляя лизингодателю учет оборудования за балансом.
Лизингополучатель может воспользоваться п.2 ст.302 проекта части второй
НК РФ, включив суммы вознаграждения партнеру по сделке в затраты по производству
и реализации товаров (работ, услуг), если эти суммы будут учтены как проценты,
выплачиваемые по кредитам и займам. Но в этом случае страдает партнер по сделке.
По сути, вознаграждение лизингодателя не является таковым доходом, ведь в
эту часть лизингового контракта входит также возмещение его расходов (операционных
расходов, затрат на страхование и т.д.). У процентов по коммерческому кредиту
(что мы имеем в лизинговой сделке) совершенно другая природа по сравнению
с процентами за получение кредита или займа. Это то же самое, что и наценка
или доход в торговле, в которые входят помимо прибыли и все расходы лизингодателя.
Ясно, что проценты по коммерческому кредиту нужно считать доходом лизингодателя,
который должен являться базой для налогообложения.
Лизинг, как, впрочем, и некоторые другие виды инвестиционной деятельности,
имеет определенные аспекты, которые требуют более подробного описания, даже
внесения специальных статей в Налоговый кодекс. Нынешние и, главное, прогнозируемые
масштабы рынка лизинговых услуг позволяют рассматривать эту сферу деятельности
как одну из весьма заметных на общем "ландшафте" российской экономики, что
позволяет надеяться на соответствующее внимание законодателей к проблемам
правового регулирования лизинга, в том числе и в статьях Налогового кодекса.

Комментарий к статье 57

На сроки уплаты налогов влияет целый комплекс условий, связанных с различными
этапами формирования оснований исчисления налогооблагаемой базы. Некоторые
экономические категории имеют колеблющийся характер и множественность параметров
при определении их сущности, которые не фиксируются в правовых нормах. Например,
такая экономическая категория, как цена, в праве имеет однозначное понимание
как "цена товаров, работ, услуг". В то же время при налогообложении учитывается
динамика формирования цен, влияющая на вид цены (цена регулируемая, рыночная,
розничная, твердая, существующая, фактурная и другие). До сих пор четко не
установлено, какой тип цены должен приниматься во внимание при исчислении
налога и определении цены на момент уплаты налога (хотя формально считается
"рыночный"). Арбитражная практика, сталкиваясь со спорами по срокам уплаты
налогов и ценой на момент исчисления налога, дает различные решения таких
коллизий.
Подходы к установлению цен (стоимости) на имущество (продукцию) в гражданско-правовых
договорах и в налоговой (бухгалтерской) отчетности имеют принципиальные различия,
обусловленные различиями гражданского и налогового права. Цена в гражданском
праве устанавливается по согласованию сторон и регулируется ст.424 ГК РФ,

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>