<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ст.23 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете
на 1998 год", а также постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г.
N 940 "О порядке предоставления в 1998 году налогоплательщикам отсрочек и
(или) рассрочек уплаты налогов и других обязательных платежей в федеральный
бюджет"). Изменение сроков уплаты налога (сбора) осуществляется в соответствии
со ст.61-68 НК РФ.
Привлечение к ответственности налогоплательщика или иного обязанного
лица за нарушение законодательства о налогах и сборах не может служить поводом
к отказу направить налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об
уплате налога (сбора). В свою очередь сам налогоплательщик (иное обязанное
лицо), отказывающийся выполнить требование об уплате налога (сбора), не может
ссылаться на факт привлечения его к ответственности в качестве обоснования
своих действий (бездействия). Комментируемое положение п.3 ст.69 НК РФ связано
с общим правилом о том, что привлечение налогоплательщика (налогового агента)
к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их
от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (п.5 ст.108 НК РФ). Это
важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении
решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. На основании
вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения налогоплательщику направляется не только требование
об уплате пени, сумм налоговых санкций, но и требование об уплате недоимки
по налогу.
Применительно к юридическим лицам данное правило действует также независимо
от того, привлечена ли к ответственности эта организация или ее руководители.
Под ответственностью в п.3 ст.69 НК РФ понимаются любые формы юридической
ответственности, применяемые для охраны налоговых отношений. Речь идет об
административной и уголовной ответственности. В указанный перечень не входит
гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков и уплата неустойки),
поскольку она не связана с нарушением налогоплательщиками законодательства
о налогах и сборах и не применяется к налоговым отношениям, если иное не предусмотрено
законодательством (п.3 ст.2 ГК РФ, п.1 ст.35 НК РФ).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что по смыслу комментируемого
Кодекса понятие "нарушение законодательства о налогах и сборах", используемое
в п.3 ст.69 НК РФ, значительно шире по объему и содержанию понятия "налоговое
правонарушение" (ст.106 НК РФ). Тем не менее в легальных определениях этих
понятий используется ключевой признак противоправности - нарушение законодательства
о налогах и сборах.
Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде письменного извещения
- официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и
содержащего установленную законом информацию. В связи с особенностями оформления
такой информации устные требования об уплате налога (сбора), исходящие от
должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения. Форма
требования утверждается Государственной налоговой службой РФ (на момент написания
комментария эта форма еще не была утверждена).
Содержание требования об уплате налога (сбора) составляют юридические
и фактические данные.
К юридическим относятся:
1) данные об основаниях взимания налога (сбора);
2) ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность
налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить соответствующий налог.
Общие основания взимания налогов установлены в ст.3 НК РФ. Применительно
к конкретным налоговым правоотношениям такими основаниями являются обстоятельства
(юридические факты), предусматривающие уплату данного налога или сбора. При
этом по смыслу Налогового кодекса к ним относятся не только традиционные юридические
(например, заключение договора), но и экономические основания (предусмотрены
в п.1 ст.38 НК РФ), наличие которых позволяет говорить об обязанности налогоплательщика
по уплате налога (сбора) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Отсутствие таких оснований делает требование об уплате налога (сбора) ненадлежащим.
Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора),
выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах)
и охватывают сведения о:
1) сумме задолженности по налогу;
2) размере пеней (исчисляется на момент направления требования);
3) сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога
или сбора;
4) сроке исполнения требования налогового органа;
5) мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования
(см. комментарий к ст.72-77 НК РФ).
Требование об уплате налога адресуется налогоплательщику или иному обязанному
лицу. Налогоплательщиком является организация или физическое лицо, которое
обязано уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ). Налогоплательщики
обязаны выполнять законные требования налогового органа и не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
свои служебных обязанностей. Под иными обязанными лицами по смыслу Налогового
кодекса следует понимать прежде всего плательщиков сборов, а также налоговых
агентов и сборщиков налогов (сборов). Общие положения о правовом статусе плательщика
сборов содержатся в ст.19 НК РФ. В соответствии со ст.24 НК РФ на налоговых
агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика
и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. При этом
налоговые агенты имеют тот же правовой статус, что и налогоплательщик (за
исключением предусмотренных Налоговым кодексом случаев). На сборщиков налогов
(сборов) возлагаются обязанности по приему от налогоплательщиков и (или) плательщиков
сборов средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет.
Налоговые органы вправе направить вышеперечисленным лицам требование,
обязывающее их уплатить (перечислить) в установленный срок неуплаченную сумму
налога и пени. Указанные сведения и предписания составляют содержание требования
об уплате налога.
Требование об уплате налога или сбора может быть передано руководителю
(законному или уполномоченному представителю) организации или физическому
лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку
или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (например,
путем отправки заказного письма с уведомлением о вручении). С момента направления
надлежащему налогоплательщику требования об уплате налога исчисляется срок
исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Требование об
уплате налога и пени, выставленное на основании решения о привлечении налогоплательщика
к ответственности (п.4 ст.101 НК РФ) и не врученное налогоплательщику в связи
с его умышленными действиями, считается полученным налогоплательщиком (его
представителем) по истечении шести дней после его отправки заказным письмом.
Уклонение адресата от получения требования обязывает должностных лиц
налогового органа составить соответствующий акт и зафиксировать в нем факт
уклонения. Данный акт имеет двоякое правовое значение. С одной стороны, акт
является письменным доказательством при рассмотрении дел о нарушениях законодательства
о налогах и сборах, с другой стороны, в соответствии с п.6 комментируемой
статьи дата его составления признается датой направления требования (см. также
комментарий к ст.70).
Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному
обязанному лицу требование об уплате налога (сбора), определяется в соответствии
с п.5 комментируемой статьи. За основу берется место учета налогоплательщика
или иного обязанного лица (ст.83-86 НК РФ).
Порядок направления требования об уплате налога (сбора), предусмотренный
в комментируемой статье, распространяется и на отношения, связанные с налогами,
подлежащими уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации. Данное требование направляется налогоплательщику таможенным
органом в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ с учетом особенностей,
предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. В этой
связи необходимо установить соотношение по данному вопросу между правилами
Налогового кодекса и таможенного законодательства. Формулировка "с учетом
особенностей" говорит о том, что законодатель считает нормы таможенного законодательства
специальными по сравнению с общими положениями Налогового кодекса. Поэтому
нормы таможенного законодательства имеют приоритет в случае направления требования
об уплате соответствующего налога. Однако эти особенности касаются только
такого налога (сбора), уплата которого связана с перемещением через таможенную
границу нашей страны.
Платежи, уплачиваемые при перемещении через таможенную границу Российской
Федерации, указаны в ст.13 НК РФ и ст.110-116 ТК РФ. В частности, к ним относятся
таможенная пошлина, таможенные сборы и акцизы. Требование об уплате таких
налогов (сборов) может быть направлено только тем налогоплательщикам, которые
обязаны их уплачивать.
Таможенная граница Российской Федерации позволяет установить пространственные
пределы действия российского таможенного законодательства. В свою очередь
законодательство о таможенном деле (таможенное законодательство) включает
Таможенный кодекс РФ, Закон РФ "О таможенном тарифе" и иные акты законодательства
России, принятые в соответствии с ТК РФ (ст.5 ТК РФ). Согласно ст.5 Закона
РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе"*(82) таможенной границей является
граница территории, над которой Российская Федерация обладает исключительной
юрисдикцией в отношении таможенного дела. Пределы таможенной территории Российской
Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов
являются таможенной границей Российской Федерации (ст.3 ТК РФ). Внешняя таможенная
граница, как правило, совпадает с государственной границей, которая определяется
согласно ст.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской
Федерации"*(83).
Требования об уплате перечисленных выше налогов (сборов) обязаны направлять
таможенные органы. Таможенные органы являются правоохранительными органами
и составляют единую систему. В нее входят Государственный таможенный комитет
РФ (см. также Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре
федеральных органов исполнительной власти"*(84)), региональные таможенные
управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации и таможенные
посты Российской Федерации (ст.8 ТК РФ). В соответствии со ст.9 НК РФ Государственный
таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения (таможенные органы)
являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах (см. также комментарий к ст.34 НК РФ).
По своей правовой природе требование об уплате налога является ненормативным
актом (юридическим фактом). Такие правовые акты, содержащие распорядительное
действие, носят индивидуальный характер, т.е. устанавливают, изменяют или
отменяют права и обязанности конкретных лиц. В отличие от нормативных актов
они не устанавливают правовые нормы (см. постановление Верховного Суда РФ
от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении
дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону"*(85);
п.2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации,
утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 17 апреля 1998 г. N 42*(86)).
Из этого следует, что указанные требования об уплате налога (сбора) могут
быть признаны судом недействительными в случае, если они не соответствуют
закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица (ст.13 ГК РФ)*(87). В соответствии
с п.1 ст.138 НК РФ требования налоговых органов можно обжаловать в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Разумеется, подача жалобы
в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую
подачу аналогичной жалобы в суд. Административный порядок обжалования требований
регламентируется в ст.137-142 НК РФ.

Комментарий к статье 70

Комментируемая статья посвящена срокам направления требования об уплате
налога (сбора) и порядку их исчисления. Ее цель - определить временные пределы
выполнения налоговыми органами своих обязанностей по контролю за соблюдением
законодательства о налогах (сборах) и направлению в связи с этим необходимых
требований. Поэтому действия налоговых органов по направлению требования об
уплате налога (сбора) совершаются в сроки, установленные в комментируемой
статье. Срок направления требования следует отличать от срока исполнения налоговой
обязанности (ст.57 НК РФ).
Срок направления налогоплательщику (иному обязанному лицу) требования
об уплате налога установлен в Налоговом кодексе и не может быть произвольно
изменен (сокращен или продлен) налоговым органом. Требование направляется
не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога, который
указывается в законодательстве о налогах и сборах (если иное не предусмотрено
в Налоговом кодексе). Момент, с которого требование об уплате налога (сбора)
может быть направлено налогоплательщику, определяется с учетом истечения законного
срока уплаты налога (сбора) и возникновением неисполненной обязанности по
уплате налога. Данное правило позволяет заблаговременно проинформировать налогоплательщика
о неуплаченной им сумме налога (сбора) и об обязанности уплатить эту сумму
в установленный срок.
Особым образом в комментируемой статье оговаривается срок направления
требования об уплате налога и соответствующих пеней, когда такое требование
выставляется в соответствии с решением налогового органа по итогам налоговой
проверки. В этом случае требование направляется налогоплательщику (иному обязанному
лицу) в десятидневный срок с даты вынесения решения по итогам проверки.
Законодатель в комментируемой статье не определил последствия пропуска
налоговыми органами указанных сроков. Как представляется, несоблюдение сроков
налоговыми органами не освобождает их от обязанности направить требование
об уплате налога (сбора). Кроме того, несоблюдение сроков налоговыми органами
не может служить основанием для прекращения обязанности налогоплательщика
по уплате налога и (или) сбора.
В то же время налогоплательщикам следует учитывать, что решение налоговых
органов о принудительном взыскании налога или сбора за счет денежных средств,
находящихся на счетах организации в банках, принимается не позднее 10 дней
после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если решение
принято после истечения данного срока, то оно не породит никаких правовых
последствий. В этом состоит еще одно важное юридическое значение срока исполнения
требования об уплате налога (сбора), которое необходимо иметь в виду налогоплательщику.

Комментарий к статье 71

В комментируемой статье урегулирована ситуация, когда обязанность налогоплательщика
(плательщика сборов) по уплате налогов (сборов) изменилась после направления
требования об уплате налога и сбора. В этом случае налоговый орган обязан
уточнить требование к налогоплательщику (плательщику сборов) и направить ему
новое (уточненное) письменное извещение. Именное новое требование и будет
иметь юридическое значение. Сроки исполнения измененной обязанности по уплате
налога (сбора) следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного
требования. Это связано с тем, что содержание требования, т.е. его ключевая
правовая характеристика, изменилось.
Указанное в комментируемой статье правило применяется в случае, если
обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) изменилась уже после направления
требования об уплате налога и сбора.

Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов

Комментарий к статье 72

Существенным нововведением Налогового кодекса РФ является установление
в нем способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Это сделано в целях предотвращения или уменьшения тех негативных последствий,
которые могут возникнуть у государства в связи с полной или частичной неуплатой
налогов (сборов) обязанными лицами.
Представляется, что способы обеспечения - это установленные законом специальные
меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком
сборов или иным обязанным лицом) налоговой обязанности. В частности, они состоят
в возложении на налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)
дополнительной обязанности в случае ненадлежащего исполнения налоговой обязанности,
в возложении такой обязанности на третье лицо или в исполнении налоговой обязанности
за счет стоимости ранее зарезервированного имущества.
При установлении таких способов обеспечения обязанностей учитывались
соответствующие нормы гражданского законодательства (гл.23 ГК РФ), традиционно
включающие правила о неустойке, залоге, поручительстве, банковской гарантии
и других способах обеспечения исполнения обязательств частноправового характера.
Что касается публично-правовых отношений, основанных на власти и подчинении,
то определенный опыт и специфика применения некоторых из перечисленных способов
в рамках таких отношений был отражен в таможенном законодательстве Российской
Федерации. В этой связи следует упомянуть разработанное на основе Закона РФ
от 29 мая 1992 г. "О залоге" и ТК РФ Положение об использовании залога таможенными
органами Российской Федерации, утвержденное Приказом Государственного таможенного
комитета РФ от 22 февраля 1994 г. N 71 (действует в части, не противоречащей
ГК РФ)*(88), а также разработанное в соответствии с ГК РФ и ТК РФ Временное
положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при
транзите и доставке товаров под таможенным контролем, утвержденное Приказом
Государственного таможенного комитета РФ России от 14 мая 1996 г. N 287*(89).
В п.1 комментируемой приводится исчерпывающий перечень способов обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В него законодатель включил
следующие меры:
1) залог имущества;
2) поручительство;
3) пеня;
4) приостановление операций по счетам в банке;
5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.
Именно эти способы законодатель посчитал наиболее эффективными с точки
зрения целей налогового регулирования. Ни налоговые органы, ни тем более налогоплательщики
не могут использовать другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности,
кроме указанных в гл.11 НК РФ. Напротив, гражданское законодательство (п.1
ст.329 ГК РФ) предусматривает возможность установления разнообразных способов
обеспечения обязательств не только в законе, но и в договоре. Такое различие
связано с публичным характером налоговых отношений.
Однако из указанного общего правила установлено одно исключение. Другие
меры обеспечения соответствующих обязанностей, не поименованные в п.1 ст.72
НК РФ, могут применяться только в соответствии с российским таможенным законодательством
и в части налогов (сборов), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской Федерации. Речь идет, например, о банковской
гарантии, которая нередко применяется в практике таможенных органов (см. Временное
положение об использовании таможенными органами банковской гарантии при транзите
и доставке товаров под таможенным контролем, утвержденное Приказом Государственного
таможенного комитета РФ от 11 января 1996 г. N 18*(90)). Таможенные органы
ведут специальный реестр банков и иных кредитных учреждений, которые могут
выступать в качестве гаранта перед таможенными органами в соответствии с правилами,
утвержденными Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 сентября
1995 г. N 580*(91).
Употребление в п.1 ст.72 НК РФ слова "могут" указывает на возможность
(но необязательность) применения какого-либо способа обеспечения исполнения
соответствующей обязанности. Однако в законе не указываются органы и лица,
в компетенции которых находится выбор конкретного способа, а также критерии,
которыми следует при этом руководствоваться. Между тем целесообразно учитывать
особенности каждого из предусмотренных в ст.72 НК РФ способов применительно
к налоговым отношениям и различным ситуациям, ведь в конечном счете публичный
интерес состоит в своевременном поступлении налогов (сборов) в бюджет.
Пункт 2 ст.72 определяет соотношение НК РФ и российского таможенного
законодательства по рассматриваемому вопросу. Общие положения о способах обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), включая порядок и условия
их применения, должны устанавливаться исключительно в Налоговом кодексе (гл.11).
В таможенном законодательстве России могут устанавливаться специальные правила:
1) о дополнительных (помимо перечисленных в гл.11 НК РФ) способах обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет
в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
2) о порядке и условиях применения указанных способов обеспечения.
Состав актов такого законодательства, где следует предусматривать эти
особые нормы, изложен в ст.5 ТК РФ (см. также комментарий к п.7 ст.69 НК РФ).

Комментарий к статье 73

Комментируемая статья определяет содержание и порядок применения залога
имущества в налоговых отношениях. Законодательство, действовавшее до введения
в действие Налогового кодекса, также упоминало залог (наряду с поручительством
и гарантией) в качестве меры, обеспечивающей исполнение обязанностей налогоплательщиков
(см. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Правовая сущность залога имущества согласно ст.73 НК РФ заключается в
том, что налоговый орган по обеспеченной залогом налоговой обязанности осуществляет
в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или иным обязанным
лицом) этой обязанности ее исполнение за счет стоимости заложенного имущества.
Таким образом, из отношений залога имущества вытекает право государства в
лице налогового органа потребовать реализации предмета залога и передачи ему
вырученных по такой реализации денежных средств в размере, не превышающем
суммы налоговой обязанности. Следует подчеркнуть, что залогом имущества обеспечивается
не только уплата налога (сбора), но и соответствующих пеней (см. комментарий
к ст.75 НК РФ). Если другие способы обеспечения носят больше личный характер
(кредитор верит личности основного или акцессорного должника), то залог рассматривается
как вещно-правовой способ обеспечения. Право кредитора следует за вещью (предметом
залога).
При применении залога имущества в налоговых отношениях необходимо использовать
соответствующие положения гражданского законодательства Российской Федерации,
к которым отсылают пп.3, 4 и 7 комментируемой статьи. В этой связи необходимо
отметить, что по общему правилу п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям,
основанным на властном подчинении одной стороны другой (в том числе к налоговым
отношениям), гражданское законодательство не применяется. Отдельные исключения
из этого правила могут предусматриваться в законодательстве (и не только гражданском).
Такое исключение установлено в комментируемой статье, что соответствует п.3
ст.2 ГК РФ. Аналогичным образом решен этот вопрос и в ст.74-75 НК РФ.
Кроме того, в ст.73 НК РФ определено соотношение гражданского законодательства
и законодательства о налогах и сборах. К правоотношениям, возникающим при
установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов (сборов), применяются положения гражданского законодательства,
если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом,
нормы, закрепленные в законодательстве о налогах и сборах, являются специальными.
В состав гражданского законодательства, подлежащего применению в данном
случае, входит прежде всего ГК РФ (ст.64, 329, 334-358). Однако положения
ГК РФ не являются единственными нормами гражданского права, регулирующими
залог имущества. Помимо них имеются Закон РФ от 29 мая 1992 г. "О залоге"
(применяется постольку, поскольку не противоречит ГК РФ), Федеральный закон
от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст.106)*(92),
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"*(93).
Следует учитывать также обзоры арбитражно-судебной практики ВАС РФ (например,
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. N 26 "Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского
кодекса Российской Федерации о залоге"*(94)).
Практическое значение имеет вопрос о том, могут ли применяться к договорам
с участием налоговых органов (в том числе к договорам о залоге) общие положения
ГК РФ об обязательствах и договоре. Думается, формулировка п.7 комментируемой
(и аналогичный пункт ст.74 НК РФ) не позволяет ответить на этот вопрос однозначно
и положительно. Поэтому налоговым органам предстоит выработать единообразные
подходы к порядку заключения, исполнения, изменения и расторжения подобных
договоров. Кроме того, Министерству РФ по налогам и сборам целесообразно утвердить
форму типового договора о залоге (как это имеет место в таможенной сфере),
придав таким договорам по существу статус договоров присоединения.
Особенности залога имущества, установленные законодательством о налогах
и сборах, касаются:
1) оснований применения залога;
2) договора залога;
3) предмета залога;
4) порядка использования заложенного имущества.
В п.1 комментируемой статьи предусмотрено основание использования такого
способа обеспечения исполнения налоговой обязанности, как залог имущества.
Он может применяться в случае изменения сроков исполнения обязанностей по
уплате налогов (сборов). Об этом же говорится в п.5 ст.61 НК РФ (изменение
сроков уплаты налога и сбора).
Договор залога имущества заключается в письменной форме (п.2. ст.339
ГК РФ). Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован.
Несоблюдение требований к оформлению договора о залоге влечет его недействительность
(п.7 ст.73 НК РФ, п.4 ст.339 ГК РФ). Договор о залоге не может считаться заключенным,
если в нем отсутствуют сведения, индивидуально определяющие заложенное имущество.
Министерство РФ по налогам и сборам в настоящее время не утвердило форму типового
договора о залоге.
Сторонами договора выступают залогодержатель и залогодатель. Залогодержателем
являются налоговые органы (ст.30 НК РФ), а залогодателем - налогоплательщик,
плательщик сбора, иное обязанное лицо, а также любое третье лицо (например,
другая коммерческая организация). Если залогодателем выступает третье лицо,
не участвующее в основном правоотношении, его обязательства перед залогодержателем
не могут превышать сумму, вырученную от реализации заложенного имущества.
Что касается залогодержателя, то законодатель не установил, какой именно
налоговый орган вправе выступать в данном качестве. Речь может идти либо о
налоговом органе по месту учета налогоплательщика, либо о налоговом органе
по месту нахождения недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки (по
аналогии с государственной регистрацией ипотеки согласно п.2 ст.19 Федерального
закона "Об ипотеке (залоге имущества)"). Кроме того, в комментируемой статье
следовало бы закрепить обязанность территориальных подразделений Министерства
РФ по налогам и сборам утверждать договор залога в этом министерстве и регистрировать
его, что вытекает из публично-правового характера данных отношений.
Предмет залога (имущество), как сказано в п.4 ст.73 НК РФ, определяется
в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст.336 ГК РФ предметом
залога может быть всякое имущество (включая вещи и имущественные права), за
исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных
с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда,
причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу
запрещена законом. Помимо имущества, изъятого из оборота, необходимо учитывать
также положения ст.129 ГК РФ, допускающие существование ограниченно оборотоспособных
объектов гражданских прав (они могут принадлежать лишь определенным участникам
оборота или находиться в обороте по специальному разрешению). В таможенном
регулировании залогоспособность некоторых видов имущества была ограничена.
Электрическая энергия, имущественные права, скоропортящиеся товары и ряд других
объектов были запрещены в качестве предмета залога в соответствии с п.1.2
Положения об использовании залога таможенными органами Российской Федерации
от 22 февраля 1994 г.
Изъятия из общих правил гражданского законодательства о предмете залога

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>