<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

течение года: заработная плата, премии, вознаграждения, пенсии, пожизненная
рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной
деятельности, доходы от производственной или коммерческой деятельности, доходы
некоммерческого характера, разовые доходы, получаемые в случае передачи прав
собственности, и т.д.
Доходы, не превышающие одну потребительскую корзину на одного члена семьи,
налогом не облагаются.
Доход, полученный в результате продажи по высокой цене (цене выше рыночной)
недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году
фактической продажи.
От подоходного налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного
жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося
в собственности не менее 32 лет.
Для определения облагаемого оборота из поступлений вычитаются следующие
затраты: взносы на медицинское страхование и на страхование жизни; затраты
на общеобязательное образование в пределах сумм минимального размера, установленного
законодательством об образовании; затраты по аренде недвижимости (основного
жилья) в пределах сумм, установленных законодательством исходя из рыночных
цен аренды недвижимости; затраты на профессиональное образование, а также
затраты по повышению профессионального уровня образования, приобретение необходимых
для профессиональной деятельности источников информации (книг, компьютерных
дисков, платные услуги библиотек); затраты на оплату процентов по ссудам,
направляемым на приобретение в собственность основного жилья; затраты, связанные
с рекультивацией земли (ликвидацией ям, затоплений, болот, свалок) в зонах
осуществления землепользования для садоводческих, сельскохозяйственных, эколого-оздоровительных
целей.
Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством
расходы: пособие по целевому питанию детей; алименты после развода супругов;
стоимость госпошлины при разрешении споров, связанных с отчуждением имущества
собственника на нужды государства; транспортные расходы по проезду до места
работы (основной работы, где выплачивается заработная плата, или места получения
дохода по гражданско-правовым договорам) в направлениях, не обслуживаемых
пассажирским транспортом общего пользования; содержание и обслуживание индивидуальных
средств вычислительной техники (оплата информационных услуг, оказываемых сетями
коммуникационной компьютерной связи); другие расходы, предусмотренные действующим
законодательством.
Не облагаются подоходным налогом пособия по болезни, выигрыши в лотереи,
разовые пособия при увольнении с работы, материальная помощь из средств профсоюзных
и иных общественных фондов, формируемых из средств граждан.
Чистый доход уменьшается из суммы взносов в благотворительные фонды,
других налогов и обязательных платежей, уплаченных государственным и местным
органам власти, на суммы алиментов и медицинского обслуживания (в размерах,
не превышающих 15% облагаемой суммы), на проценты по личным долгам, ипотечному
долгу в залог недвижимости, на суммы профсоюзных взносов и членских взносов
в общественные организации, расходы на содержание детей, расходы, связанные
с инвестициями, выплатой процентов по ссудам, на суммы убытков, полученных
за предыдущие годы.
Вышеназванные концептуальные подходы к определению состава доходов и
расходов физических лиц, принятые в зарубежной практике налогообложения, следует
учесть при разработке специальных норм российского налогового законодательства
об исчислении налогооблагаемой базы физического лица по подоходному налогу.

Комментарий к статье 87

В соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных
органах налоговой полиции" органы налоговой полиции имеют право осуществлять
при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные
проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме
с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам
проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа
налоговой полиции или его заместителем.
По нашему мнению, в данной норме дополнительного разъяснения требуют
следующие моменты: во-первых, что подразумевается под проверками в полном
объеме; во-вторых, какие данные являются основаниями для проверки налогоплательщика,
и в-третьих, как определяется их "достаточность".
Под проверкой налогоплательщика в полном объеме следует понимать полную
проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследование
с соблюдением установленных правил любых помещений налогоплательщиков, связанных
с получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами
и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
В своей деятельности наряду с вышеназванным Законом органы налоговой
полиции руководствуются также Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N
144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Исходя из этих двух основополагающих для органов налоговой полиции законодательных
актов можно выделить следующие данные, которые выступают в качестве оснований
для проведения проверки:
1) определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров,
следователей при наличии возбужденного уголовного дела;
2) сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого
противоправного деяния, когда нет данных, достаточных для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела, ставшие известными органам налоговой полиции;
3) материалы государственных органов (в том числе и Госналогслужбы России)
о выявленных ими нарушениях налогового законодательства, переданные в органы
налоговой полиции по подведомственности;
4) запросы государственных органов об оказании им содействия по предупреждению
и пресечению преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных
органов иностранных государств в соответствии с международными договорами
России.
При этом реализовывать свое право на проведение проверок налогоплательщиков
федеральные органы налоговой полиции должны исключительно в процессе выполнения
возложенных на них обязанностей и только для реализации поставленных перед
ними задач (ст.2, 10 Закона о федеральных органах налоговой полиции).
Что касается "достаточности" данных, то их степень оценивается самими
органами налоговой полиции, при этом в целях сохранения служебной тайны (п.8.
ст.10 Закона о федеральных органах налоговой полиции) информация об обстоятельствах,
послуживших причиной проверки, налогоплательщику может не предоставляться.
Если же налогоплательщик считает, что у органов налоговой полиции не
было оснований для проведения проверки, то он вправе согласно абз.2 ст.20
Закона о федеральных органах налоговой полиции и абз.2 ст.5 Закона об оперативно-розыскной
деятельности обжаловать действия сотрудников в вышестоящий орган налоговой
полиции, прокуратуру или суд. В этом случае оценивать степень "достаточности
данных" будет уже орган, рассматривающий жалобу.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П
и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 1997
г. N 111-О признан неконституционным бесспорный порядок взыскания с юридических
лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли)
без их согласия вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией
или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.
Государственная налоговая служба РФ и Федеральная служба налоговой полиции
РФ установили следующий порядок применения п.2.3 совместного Приказа Госналогслужбы
России и ФСНП России от 22 мая 1997 г. N АП-3-16/11/171 "Об усилении и совершенствовании
взаимодействия Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной
службы налоговой полиции Российской Федерации".
Взыскание с налогоплательщика сумм налогов, включая сумму налога на прибыль,
входящего в состав финансовой санкции, а также сумм пени за несвоевременную
уплату налогов по результатам проверок, проведенных федеральными органами
налоговой полиции, производится налоговым органом в бесспорном порядке на
основании решения органа налоговой полиции по актам этих проверок.
Взыскание с налогоплательщика сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого
или заниженного дохода (прибыли) по результатам документальных проверок, проведенных
федеральными органами налоговой полиции, производится в следующем порядке.
Решение федерального органа налоговой полиции по акту проверки должно
содержать предложение о добровольной уплате в установленный в решении срок
начисленных сумм штрафов.
В случае невнесения налогоплательщиком в установленный в решении срок
сумм штрафов, а также сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и необжалования
налогоплательщиком соответствующего решения в вышестоящий федеральный орган
налоговой полиции или в суд, федеральный орган налоговой полиции, принявший
данное решение, направляет налоговому органу, на учете в котором состоит налогоплательщик,
мотивированное письмо с просьбой о производстве взыскания указанных сумм в
бесспорном порядке. В случае, если основанием для бесспорного взыскания сумм
штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) является
судебный акт, вступивший в законную силу, копия этого акта прилагается к данному
письму.
В случае обжалования налогоплательщиком в судебном порядке решения федерального
органа налоговой полиции и (или) решения по его жалобе, вынесенного вышестоящим
федеральным органом налоговой полиции, исполнение решения федерального органа
налоговой полиции в части взыскания сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого
или заниженного дохода (прибыли) приостанавливается до вступления в законную
силу судебного акта.
В случае обжалования налогоплательщиком решения федерального органа налоговой
полиции о взыскании сумм штрафов, а также суммы сокрытого (заниженного) дохода
(прибыли) в вышестоящий федеральный орган налоговой полиции исполнение данного
решения также подлежит приостановлению.
Таким образом, если после направления органом налоговой полиции налоговому
органу письма с просьбой о производстве бесспорного взыскания финансовых санкций,
но до момента фактического списания указанных сумм со счета налогоплательщика,
последний в установленном порядке обжаловал соответствующее решение федерального
органа налоговой полиции, этот орган обязан незамедлительно проинформировать
госналогинспекцию о факте такого обжалования.
После получения указанной информации от органа налоговой полиции налоговый
орган обязан незамедлительно приостановить процедуру взыскания (см. письмо
Государственной налоговой службы РФ от 26 августа 1998 г. N ВК-6-16/551 и
Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 августа 1998 г. N НК-2908 "О
порядке взыскания финансовых санкций по результатам документальных проверок,
проведенных федеральными органами налоговой полиции"*(110).

Комментарий к статье 87.1

В соответствии со ст.110-116 ТК РФ при перемещении через таможенную границу
Российской Федерации и в других случаях, установленных Таможенным кодексом,
уплачиваются следующие таможенные платежи:
1) таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации
и возобновление действия лицензий;
5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному
оформлению и возобновление действия аттестата;
6) таможенные сборы за таможенное оформление;
7) таможенные сборы за хранение товаров;
8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
9) плата за информирование и консультирование;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) плата за участие в таможенных аукционах.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат
обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".
Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную
территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется
в соответствии с ТК РФ и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской
Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК
РФ и Законом РФ "Об акцизах".
За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые
через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары
не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных
почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются, если
иное не установлено законодательством Российской Федерации, таможенные сборы
в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров
и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары
не для коммерческих целей, - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс
которой котируется Центральным банком РФ, в размере 0,05% таможенной стоимости
товаров и транспортных средств.
За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных
для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации
таможенные сборы взимаются в двойном размере.
Государственный таможенный комитет РФ вправе уменьшать указанные размеры
таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях -
изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.
За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах
временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской
Федерации, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным
таможенным комитетом РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг.
За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в размерах,
определяемых Государственным таможенным комитетом РФ по согласованию с Министерством
финансов РФ.
Согласно ст.117 ТК РФ основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов
и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств,
определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".
Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная
стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным
товарам также и сумма акциза.

Комментарий к статье 88

Данная статья регламентирует порядок проведения камеральной налоговой
проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении
всех налогоплательщиков без ограничений.
Суть камеральной налоговой проверки состоит в сборе, анализе, изучении
и обработке представленных в налоговой орган документов о деятельности налогоплательщика
и проверке соответствия этих документов фактическим данным.
Данный вид налоговой проверки проводится только на основании имеющихся
у налогового органа данных о деятельности налогоплательщика, которые формируются:
путем представления налогоплательщиком в налоговой орган налоговой декларации
и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Представление
данных документов в установленных законом случаях является обязанностью налогоплательщика
(ст.23 НК РФ);
путем получения налоговым органом иных документов о деятельности налогоплательщика.
В данном случае речь идет о тех документах, которые получены налоговым органом
не от налогоплательщика, а из иных источников;
путем истребования у налогоплательщика дополнительных документов и сведений,
подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Причем
форма (устная, либо по запросу, либо иным способом) истребования налоговым
органом таких документов у налогоплательщика Кодексом не установлена. В соответствии
с пп.7 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговому органу
необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим
Кодексом. Соответствующее право налогового органа истребовать у налогоплательщика
необходимые для проведения проверки документы установлено п.1 ст.31 и ст.93
НК РФ. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано
направить или выдать их налоговому органу в течение пяти дней. Отказ от представления
или непредставление в срок необходимых документов влечет ответственность налогоплательщика
в установленном гл.15 и 16 НК РФ порядке. В случае такого отказа у должностного
лица налогового органа в соответствии со ст.93 НК РФ возникает право произвести
выемку необходимых документов. Однако в рамках камеральной налоговой проверки
такая выемка производиться не может, так как п.1 ст.94 НК РФ предусматривает
возможность выемки документов и предметов только в рамках выездной налоговой
проверки. Следовательно, для должностного лица налогового органа, проводящего
камеральную проверку, становится невозможным получение необходимых дополнительных
документов, если налогоплательщик отказался их предоставить. Налоговый орган
в такой ситуации вправе только наказать налогоплательщика путем наложения
на него определенных санкций;
путем получения объяснений налогоплательщика. Пункт 1 ст.31 НК РФ устанавливает
право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков
и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением)
ими налогов.
Камеральная налоговая проверка не требует какого-либо специального порядка
назначения. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа и проводится
должностным лицом в соответствии со своими служебными обязанностями.
Срок проведения камеральной налоговой проверки - два месяца. Законодательством
о налогах и сборах могут устанавливаться иные сроки для проведения камеральной
проверки. Течение срока начинается со дня предоставления налогоплательщиком
налоговой декларации и всех необходимых документов. Причем срок проведения
камеральной проверки начинает течь независимо от того, приступил ли налоговый
орган к проведению проверки или нет. По истечении установленного срока проведение
камеральной налоговой проверки будет считаться незаконным.
Если при проведении проверки налоговым органом выявлены ошибки в заполнении
документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных
документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие
исправления в установленный срок.
Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести
доплату по налогам, то налоговый орган направляет налогоплательщику соответствующее
требование об уплате суммы налога и пени.
В случае, если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового
законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении
в соответствии со ст.101 НК РФ.

Комментарий к статье 89

Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового
контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций
и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка
любого налогоплательщика.
Некоторые ведомственные акты Госналогслужбы России (в настоящее время
- Министерство по налогам и сборам РФ) определяют приоритетность проведения
выездной налоговой проверки в отношении тех или иных налогоплательщиков. Так,
Временные указания о порядке проведения документальных поверок юридических
лиц, независимо от видов деятельности и форм собственности (включая предприятия
с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности
исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль (утверждены
письмом Госналогслужбы России от 28 августа 1992 г. N ИЛ-6-01/284) устанавливают,
что в первую очередь проводится проверка предприятий, имеющих прибыль в значительных
размерах; предприятий, допускающих грубые нарушения в ведении бухгалтерского
учета и налогового законодательства; убыточных предприятий. Кроме того, основанием
для проведения выездной налоговой проверки может служить факт реорганизации
или ликвидации организации-налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка осуществляется в соответствии с годовыми
планами работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок.
Назначению и проведению выездной налоговой проверки предшествует работа
по изучению материалов предыдущей проверки, сигналов о нарушении налогового
законодательства и другой информации, полученной налоговым органом в установленном
законом порядке. На основании изученной информации разрабатывается программа
проведения проверки. Программа должна содержать перечень основных вопросов,
на которых следует сосредоточить внимание, а также длительность проведения
проверки. Составленная программа утверждается руководителем (заместителем)
налоговой инспекции.
Выездная налоговая проверка назначается решением руководителя (заместителя)
налогового органа. При принятии решения о назначении налоговой проверки данным
лицам следует принимать во внимание следующие ограничения:
не допускается назначение выездной налоговой проверки по тем видам налогов,
вопросы правильности исчисления, уплаты, удержания и (или) перечисления которых
были охвачены предыдущей выездной налоговой проверкой, со дня окончания которой
прошло менее одного года. При этом днем окончания предыдущей проверки считается
дата подписания акта указанной проверки проводившими ее лицами. Исключение
составляют выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией
или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым
органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего
проверку. Такие проверки могут назначаться независимо от времени проведения
предыдущей налоговой проверки;
запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним
и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже
проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка
назначается в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика или в порядке
контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа,
проводившего проверку;
выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных
года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проверки.
Решение руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой
проверки принимается в виде постановления. Указанное постановление должно
содержать: наименование налогового органа; номер постановления и дату его
вынесения, наименование налогоплательщика (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, у которого назначается проверка;
период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который
проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится
проверка); лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников
федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих
органов (в случае привлечения этих лиц);
подпись лица, вынесшего постановление, с указанием его Ф.И.О., должности
и классного чина. Постановление о проведении повторной выездной налоговой
проверки помимо вышеперечисленных реквизитов должно содержать ссылку на причину
проведения выездной налоговой проверки (реорганизация либо ликвидация) либо
обстоятельства, явившиеся основанием для назначения повторной проверки в порядке
контроля.
Для осуществления своих функций, связанных с проведением выездных налоговых
проверок, налоговые органы наделены следующими правами:
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от
места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения
и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества;
изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика
или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых
правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что
эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов
и переводчиков;
для осуществления всех необходимых действий в рамках выездной налоговой
проверки должностные лица налоговых органов наделены правом доступа на территорию
или в помещения налогоплательщика.
Все осуществляемые действия должны производиться с соблюдением установленных
правил и должны быть документально зафиксированы (запротоколированы).
Длительность проведения выездной налоговой проверки ограничивается двумя
месяцами, а в исключительных случаях продолжительность проверки может быть
увеличена до трех месяцев.
Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки.

Комментарий к статье 90

Впервые в рамках регулирования налоговых отношений законодатель предусматривает
участие свидетеля. Статья 31 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
Свидетелем может быть любое физическое лицо, за исключением тех, которые
не способны правильно воспринимать и воспроизводить обстоятельства в силу
определенных особенностей, а именно:
в силу малолетнего возраста;
в силу физических недостатков;
в силу психических недостатков.
Наличие вышеперечисленных особенностей лица само по себе не является
препятствием для вызова и привлечения его в качестве свидетеля. Однако если
они являются причиной, из-за которой такое лицо не может правильно воспринимать
и воспроизводить события, то становится невозможным привлечение его в качестве
свидетеля. Законодательством не оговорено, кто должен решать, способно ли
лицо выступать в качестве свидетеля или нет. Поскольку решение об участии
свидетеля в рамках проведения налогового контроля принимается должностным
лицом налогового органа, то и вопрос о том, способно ли лицо давать достоверные
свидетельские показания, решается им же. Однако если у должностного лица налогового
органа возникают сомнения по поводу правильности формирования процесса свидетельского
показания, необходимо назначить судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую
экспертизу.
Привлекать ли в качестве свидетеля малолетнего и способен ли он в силу
своего развития правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, также решается
налоговым органом в каждом конкретном случае. В соответствии со ст.28 ГК РФ,
а его термины, используемые в статьях Налогового кодекса, применяются в том
же значении, что и в самом Гражданском кодексе (ст.11 НК РФ), малолетним признается
лицо, не достигшее 14 лет. Налоговое законодательство не устанавливает особых
требований к процедуре дачи показаний малолетним. Однако если возникает необходимость
допроса малолетнего, должностное лицо налогового органа обязано придерживаться
требований процессуального законодательства, а именно - производить допрос
лица в возрасте до 14 лет с обязательным участием педагога, а в необходимых
случаях - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (ст.173 ГПК РСФСР
и ст.159 УПК РСФСР).
В соответствии со статьей 251 КоАП РСФСР, которая является общей нормой
по отношению к ст.90 НК РФ, свидетель обязан явиться по вызову в указанное
время и дать правдивые показания. Законодательством предусмотрены случаи,
когда лицо вправе отказаться от дачи показаний. Имеются в виду такие случаи
свидетельского иммунитета, как право священнослужителя не разглашать факты,
которые стали ему известны на исповеди (п.11 ст.5 УПК РСФСР); право лица не
свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
круг которых определяется федеральным законом (ст.51 Конституции РФ), и др.

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>