<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В заявление включаются:
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество; пол, дата и место рождения;
вид документа, удостоверяющего личность, и его реквизиты; название государства,
гражданином которого является заявитель; точный адрес места жительства в России;
дата регистрации по указанному адресу и страна постоянного проживания до прибытия
в Россию - для иностранных граждан и лиц без гражданства);
причина постановки на учет;
сведения из правоустанавливающего документа (наименование органа, осуществившего
государственную регистрацию или выдавшего лицензию; его регистрационный номер;
дата регистрации; дата окончания срока действия документа; дата выдачи документа);
данные о деятельности заявителя (виды деятельности и их адреса).
Налоговый орган принимает названные документы и в срок до пяти дней обязан:
1) проверить достоверность указанных сведений;
2) при обнаружении их несоответствия действующему законодательству выдать
налогоплательщику письменное уведомление о выявленных нарушениях, а также
направить информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший свидетельство
о государственной регистрации или лицензию;
3) присвоить ИНН.
Постановка на учет иных категорий физических лиц осуществляется на основе
информации, предоставляемой органами, которые осуществляют регистрацию физических
лиц по месту жительства, органами загс, органами опеки и попечительства, воспитательными,
лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и другими
аналогичными учреждениями, органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию
недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, органами (учреждениями),
уполномоченными совершать нотариальные действия, частнопрактикующими нотариусами.
Физическое лицо извещается о постановке на налоговый учет и присвоенном
ИНН посредством направляемого ему Уведомления о постановке на учет в налоговом
органе физического лица по месту его жительства (приложение N 25 к вышеназванному
Приказу) либо Уведомления о постановке на учет в налоговом органе физического
лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (транспортного
средства), форма которого является приложением N 26 к названному Приказу.
По письменному заявлению физического лица ему выдается Свидетельство
о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства
на территории Российской Федерации (приложение N 24 к указанному Приказу).
Форма данного заявления приведена в приложении N 20 к названному Приказу.
В Свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество физического лица,
его пол, дата и место рождения, дата постановки на учет, наименование и код
налогового органа, осуществившего постановку на учет, ИНН, дата выдачи Свидетельства.
Свидетельство - документ, подтверждающий факт постановки налогоплательщика
на учет.

Комментарий к статье 104

Статья 102 АПК РФ определяет форму и содержание искового заявления.
Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно
подписывается истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
2) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;
3) цена иска, если иск подлежит оценке;
4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
7) требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые
акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому
из них;
8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования
спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной
категории споров или договором;
9) перечень прилагаемых документов.
В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы
для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства.
В соответствии со ст.104 АПК РФ к исковому заявлению прилагаются документы,
подтверждающие:
1) уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;
2) направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;
3) соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора
с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории
споров или договором;
4) обстоятельства, на которых основываются исковые требования.
Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагается доверенность,
подтверждающая его полномочия на предъявление иска.
К заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора.
Соединение и разъединение нескольких исковых требований регулируется
ст.105 АПК РФ.
Истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований,
связанных между собой.
Арбитражный суд вправе объединить несколько однородных дел, в которых
участвуют одни и те же лица, в одно производство.
Арбитражный суд вправе выделить одно или несколько соединенных требований
в отдельное производство.
Об объединении дел и о выделении требований в отдельное производство
арбитражный суд выносит определение.
В статьях 106-107 АПК РФ установлены правила принятия искового заявления
и отказа в принятии его.
Вопрос о принятии искового заявления судья решает единолично. Судья обязан
принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением
требований, предусмотренных АПК РФ.
О принятии искового заявления судья выносит определение. Содержание этого
определения может быть изложено в определении о подготовке дела к разбирательству
в заседании.
Судья отказывает в принятии искового заявления:
1) если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
2) если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми
же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение
о прекращении производства по делу либо об утверждении мирового соглашения
суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
3) если в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского
суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем
же основаниям;
4) если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми
же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда,
за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного
листа на принудительное исполнение решения третейского суда, возвратил дело
на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение
дела в том же третейском суде оказалось невозможным.
Об отказе в принятии искового заявления судья выносит определение, которое
направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его поступления.
К определению, направляемому истцу, прилагаются исковые материалы. Определение
об отказе в принятии искового заявления может быть обжаловано. В случае отмены
определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения
в арбитражный суд.
В соответствии со ст.108 АПК РФ судья возвращает исковое заявление и
приложенные к нему документы:
1) если не соблюдены форма и содержание искового заявления, установленные
в статье 102 настоящего Кодекса;
2) если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим
права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;
3) если дело неподсудно данному арбитражному суду;
4) если не представлены доказательства направления другим лицам, участвующим
в деле, копий искового заявления;
5) если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной
пошлины в установленных порядке и размере, а в случаях, когда федеральным
законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной
пошлины или уменьшения ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство
отклонено;
6) если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного
(претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено
федеральным законом для данной категории споров или договором;
7) если в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному
или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой;
8) если не представлены доказательства обращения в банк или иное кредитное
учреждение за получением с ответчика задолженности, когда она согласно закону,
иному нормативному правовому акту или договору должна быть получена через
банк или иное кредитное учреждение;
9) если до вынесения определения о принятии искового заявления к производству
от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.
О возвращении искового заявления судья выносит определение. Определение
о возвращении искового заявления может быть обжаловано. В случае отмены определения
исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный
суд. Возвращение искового заявления не препятствует вторичному обращению с
ним в арбитражный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений.
Лицо, участвующее в деле, согласно ст.109 АПК РФ вправе направить арбитражному
суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих возражения
против иска, в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения
дела, и доказательства отсылки другим лицам, участвующим в деле, копий отзыва
и документов, которые у них отсутствуют.
В отзыве указываются:
1) наименование арбитражного суда, в который направляется отзыв;
2) наименование истца и номер дела;
3) в случае отклонения исковых требований мотивы полного или частичного
отклонения требований истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые
акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;
4) перечень прилагаемых к отзыву документов.
В отзыве могут быть указаны иные сведения, а также имеющиеся у ответчика
ходатайства. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем.
К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая
его полномочия на ведение дела.

Комментарий к статье 105

Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству регламентируются
ст.112 АПК РФ. При подготовке дела к судебному разбирательству судья производит
следующие действия:
1) рассматривает вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика
или третьего лица;
2) извещает заинтересованных лиц о производстве по делу;
3) предлагает лицам, участвующим в деле, другим организациям, их должностным
лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и
сведения, имеющие значение для разрешения спора;
4) проверяет относимость и допустимость доказательств;
5) вызывает свидетелей;
6) рассматривает вопрос о назначении экспертизы;
7) направляет другим арбитражным судам судебные поручения;
8) вызывает лиц, участвующих в деле;
9) принимает меры к примирению сторон;
10) решает вопрос о вызове руководителей организаций, участвующих в деле,
для дачи объяснений;
11) принимает меры по обеспечению иска.
Судья совершает и другие действия, направленные на обеспечение правильного
и своевременного разрешения спора.
Согласно ст.113 АПК РФ о подготовке дела к судебному разбирательству
судья выносит определение, в котором указывается о действиях по подготовке
дела, назначении дела к судебному разбирательству, времени и месте его проведения.
Определение направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом
с уведомлением о вручении.
Срок рассмотрения дела установлен ст.114 АПК РФ. Дело должно быть рассмотрено
и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового
заявления в арбитражный суд.
В соответствии со ст.115 АПК РФ разбирательство дела происходит в заседании
арбитражного суда.
Судья, председательствующий в заседании:
открывает заседание арбитражного суда и объявляет, какое дело подлежит
рассмотрению;
проверяет явку лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного
процесса в заседание, их полномочия, извещены ли надлежащим образом лица,
не явившиеся в заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки;
объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве эксперта, переводчика,
и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;
разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного
процесса их процессуальные права и обязанности;
предупреждает переводчика об ответственности за заведомо неправильный
перевод, эксперта - за дачу заведомо ложного заключения или отказ от дачи
заключения, свидетеля - за дачу заведомо ложных показаний и отказ или уклонение
от дачи показаний;
удаляет из зала заседания явившихся свидетелей до начала их допроса;
определяет порядок ведения заседания и исследования доказательств;
руководит заседанием, обеспечивая выяснение обстоятельств, имеющих значение
для дела;
принимает меры к обеспечению в заседании надлежащего порядка.

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность
за их совершение

Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение
налоговых правонарушений

Комментарий к статье 106

При рассмотрении споров после 1 января 1999 г. следует иметь в виду,
что правила толкования актов законодательства о налогах и сборах, определенные
ст.3 НК РФ, а также положения об основаниях и условиях привлечения (освобождения,
смягчения) к налоговой ответственности, установленной гл.15 НК РФ, подлежат
применению независимо от того, до или после вступления в силу части первой
Налогового кодекса возникли спорные правоотношения либо было допущено налоговое
правонарушение.
В соответствии со ст.2 вводного закона к части первой Налогового кодекса
с 1 января 1999 г. признан утратившим силу Закон об основах налоговой системы
в РФ (кроме п.2 ст.18 и ст.19-21).
Часть первая Кодекса (раздел VI "Налоговые правонарушения и ответственность
за их совершение") содержит иные составы правонарушений, размер, основания
и порядок применения ответственности.
В связи с этим при разрешении после 31 декабря 1998 г. споров о применении
налоговой ответственности необходимо руководствоваться следующим.
Пунктом 3 ст.5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах
и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения
либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков,
плательщиков сборов и иных обязательных лиц, имеют обратную силу.
Следовательно, решение о применении ответственности за налоговое правонарушение,
допущенное до 1 января 1999 г., не может быть вынесено налоговым органом после
вступления в силу части первой Налогового кодекса, если ответственность за
соответствующее правонарушение ею не установлена.
С учетом положений п.3 ст.5 НК РФ взыскание финансовых санкций за такое
правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 г.
В том случае, когда Налоговый кодекс устанавливает более мягкую ответственность
за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом об основах налоговой
системы в РФ за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999
г., применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса.
С учетом положений п.3 ст.5 НК РФ взыскание финансовых санкций за данное
правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части,
не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью первой
Кодекса за такое правонарушение.
Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или
отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые
обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поэтому соответствующие положения раздела VI НК РФ могут применяться
только в отношении налоговых правонарушений, допущенных налогоплательщиками
и иными обязанными лицами после 31 декабря 1998 г.
Раздел VI НК РФ не устанавливает ответственность за сокрытие (занижение)
прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения. Вместе
с тем ст.122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную
уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы.
В связи с этим необходимо исходить из того, что решение о применении
ответственности по факту сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или сокрытия
(неучета) иного объекта налогообложения, имевшему место до 1 января 1999 г.,
если это привело к неуплате или неполной уплате налога, выносится на основании
ст.122 НК РФ.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предприятия
самостоятельно формируют свою учетную политику, т.е. определяют ту совокупность
способов ведения бухгалтерского учета, которая наиболее приемлема для структуры,
отрасли и иных особенностей их деятельности.
Принятая предприятием учетная политика утверждается приказом лица, ответственного
за организацию и состояние бухгалтерского учета, и применяется последовательно
из года в год (п.3, 4 ст.6 указанного Закона).
Изменение принятой учетной политики допускается в случаях изменения российского
законодательства или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского
учета либо существенного изменения условий деятельности предприятия (п.4 ст.6
Закона). При этом в целях обеспечения сопоставимости данных бухучета изменения
учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Помимо этого исходя из п.2.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия" ПБУ 1/94, утвержденного приказом Министерства финансов
РФ от 28 июля 1994 г. N 100, изменение учетной политики должно быть не только
обоснованным, но и оформленным в надлежащем порядке. То есть необходим определенный
распорядительный документ лица, ответственного за организацию бухучета на
предприятии.
Кроме этого, сведения о выбранной предприятием учетной политике необходимы
для исчисления и уплаты налогов, для чего они ежегодно представляются налоговым
органам в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности (см. Рекомендации
по составлению пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету организации,
утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 19 октября 1995 г. N 115).
Поэтому и любые изменения учетной политики предприятия также должны быть доведены
до сведения налоговой инспекции.
В случае, если предприятие не известит налоговый орган об изменении момента
определения выручки (возникновения облагаемого оборота) для целей налогообложения
либо налоговый орган признает такую корректировку учетной политики предприятия
необоснованной, должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной
ответственности за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного
порядка согласно пп.12 ст.7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе
Российской Федерации".
В соответствии с частью первой Кодекса с 1 января 1999 г. филиалы и представительства
российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых
правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и
иных обязанных лиц.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что с 1 января 1999 г. ответственность
за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов
несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство)
(ст.9 вводного закона к части первой Налогового кодекса).
Статьей 83 НК РФ на организацию, в состав которой входят филиалы и представительства,
расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности
которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, возложена
обязанность встать на учет в качестве налогоплательщика не только по месту
своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и представительства
и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных
средств.
В связи с этим при рассмотрении споров о применении ответственности за
нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.116,
117 НК РФ) необходимо исходить из того, что к организации может быть применена
ответственность по каждому такому нарушению, совершенному как по месту нахождения
самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств,
а также соответствующего имущества.
При этом осуществленная до 1 января 1999 г. регистрация на соответствующих
территориях филиалов и представительств в качестве самостоятельных налогоплательщиков
с указанной даты должна рассматриваться как регистрация в этом качестве самого
юридического лица.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством
о налогах и сборах.
При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что законодательство
о налогах и сборах само определяет случаи, когда исполнение обязанности налогоплательщика
возлагается на других лиц (в частности, удержание налога налоговым агентом,
уплата налога правопреемником при реорганизации юридического лица и др.).
Возложение исполнения налоговой обязанности на третье лицо по соглашению
между этим лицом и налогоплательщиком, в том числе с согласия налогового органа,
часть первая Кодекса не предусматривает. Исключение составляют случаи, когда
в соответствии со ст.29 НК РФ в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, от имени налогоплательщика выступает уполномоченный представитель,
осуществляющий свои полномочия на основании доверенности. При этом ответственность
за действия представителя несет налогоплательщик.
В соответствии со ст.24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий
бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств,
выплачиваемых налогоплательщику.
В том случае, когда доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом
у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной
форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось,
у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган
в порядке, предусмотренном пп.2 п.3 ст.24 НК РФ.
При применении п.1 ст.46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу
данной нормы неперечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию
у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания
недоимки, т.е. в бесспорном порядке (за исключениями, установленными п.1 ст.45
НК РФ).

Комментарий к статье 107

Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных
нарушений, что в свою очередь характеризует юридическую природу ответственности
за налоговые правонарушения как административную ответственность.
Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением
взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие
из них следующие:
1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной
и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных
(денежных) интересов;
2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной
власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными
полномочиями);
3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет
ответственность перед государством.
Существенные особенности административной имущественной ответственности
по Налоговому кодексу заключаются в том, что:
1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер
ответственности к правонарушителю (только через суд);
2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает
юридическое лицо.
Административная ответственность юридических лиц появилась в российском
налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ "О Государственной налоговой
службе Российской Федерации".

Комментарий к статье 108

Учитывая, что до введения в действие части второй Налогового кодекса
сохраняет свою силу Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" (за исключением
утративших силу статей), при рассмотрении споров о взыскании данного налога
необходимо иметь в виду положение п.3 ст.39 НК РФ, согласно которому не признается
реализацией товаров, работ, услуг передача основных средств и иного имущества
правопреемнику при реорганизации юридического лица, внесение вклада в уставный
(складочный) капитал или передача вклада по договору простого товарищества
(совместной деятельности) и ряд иных перечисленных в данном пункте действий
участников гражданского оборота.
При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ,
услуг для целей налогообложения, суду следует исходить из того, что указанная
сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в целях налогообложения
только в трех случаях, перечисленных в п.2 ст.40 НК РФ, а именно:
по сделкам между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям (договорам мены);
при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком
по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного времени.
Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для
целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке.
Согласно п.4 ст.47 НК РФ взыскание налога может производиться в том числе
за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение
другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если
в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры
расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
При применении указанной нормы необходимо исходить из того, что вопросы

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>